Спортивный маркетинг представляет собой составную часть общего маркетинга, имеющего свои специфические черты и особенности. В частности, в поле зрения спортивного маркетинга попадают такие особые объекты и отношения, как болельщики, спонсоры, купля-продажа спортсменов, массовый спорт, спортивный бизнес, здоровый образ жизни и многое другое.
Спортивный маркетинг как наука и практический инструментарий стал формироваться к середине XXв., когда производство и потребление спортивных товаров и услуг значительно расширились, а соперничество за клиентуру и сбыт обострилось. Борьба за потребителя в этот период достигает такой стадии, когда обеспечить своему товару сбыт производитель мог только благодаря маркетинговым мероприятиям. Покупатели за счет расширения выбора предоставляемых им товаров и услуг стали более разборчивыми и требовательными, именно они начали диктовать производителям свои условия, а не наоборот. Таким образом, ко второй половине XXв. многие фирмы-производители и профессиональные спортивные организации отчетливо осознают тот факт, что потребители предприятия, болельщики спортклуба - один из фундаментальных компонентов успешного бизнеса, для их привлечения и удержания маркетинг просто необходим.
Общепризнанно, что маркетинг и маркетинговые технологии в полной мере применимы к сфере физической культуры и спорта.
Это связано с тем, что именно с анализа общей и физической культуры личности маркетинг начинается и их формированием заканчивается. Более того, начинаясь с изучения образа жизни, маркетинг "на выходе" реализации проекта или программы физкультурно-спортивной работы с населением имеет формирование определенного (в первую очередь - здорового) образа жизни. Это означает, что в своем современном понимании и содержании маркетинг в сфере физической культуры и спорта представляет собой очень мощную и хорошо интегрированную технологию социально-культурных нововведений, важную составляющую общей культуры и духовной жизни современного общества.
Кроме того, в маркетинге услуг доминирующее положение приобретает необходимость учета социальных факторов. Огромная часть потребителей услуг физической культуры и спорта - подростки, учащаяся молодежь, пенсионеры, инвалиды.
Как известно, физическая культура и спорт относятся к социально-культурной сфере, имеющей главной целью воспроизводство национального человеческого потенциала. В этой связи нельзя не отметить, что именно в физкультурно-спортивной деятельности в максимальной степени проявляется не столько коммерческий, сколько социальный характер маркетинга.
В настоящее время все более отчетливо специализировались самостоятельные области социально-культурного маркетинга в сфере физической культуры и спорта - маркетинг идей, видов спорта, соревнований, известных спортсменов, спортивных организаций, команд и тренеров, территорий и мест (претендующих, например, на проведение крупнейших международных спортивных соревнований), программ физкультурно-спортивной работы с населением и т.п.
Правомерно также понимание маркетинга как теории и практики управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта.
И наконец, маркетинг может быть определен как философия субъектов рынка отрасли "физическая культура и спорт". Под термином "философия" мы понимаем: образ мыслей и принципы конкретных действий участников цивилизованных рыночных отношений. Для производителей услуг физической культуры и спорта - это способ мышления и действий, реализуемых в отношении потребителей, посредников, конкурентов, персонала собственной фирмы, а также товарной, ценовой, коммуникационной и сбытовой политики. Суть маркетинга как философии рынка выражается для субъектов предложения прежде всего в том, что во главу угла ставятся запросы потребителя, производятся лишь те услуги, которые будут пользоваться спросом у конкретных сегментов рынка, цены формируются с учетом динамики платежеспособного спроса, на руководящие должности подбираются специалисты, компетентные в вопросах рыночной экономики, конъюнктуры предоставляемых услуг, ориентированные на маркетинг и т.п.
Таким образом, маркетинг в сфере физической культуры и спорта имеет не столько коммерческий, сколько социальный характер, представляет собой особую разновидность социальной работы с населением, технологию социально-культурных нововведений, направленных, в широком смысле, на воспроизводство национального человеческого капитала. Помимо этого, маркетинг - это теория и практика управленческой деятельности, философия субъектов рынка отрасли "физическая культура и спорт".
Любое социально-культурное явление, в том числе и спортивная деятельность, всегда нуждается в моральной, организационной и финансовой поддержке общества. Амбиции отдельного человека или группы людей, направленные на удовлетворение общественно-спортивных потребностей и интересов в целях самоутверждения и развития творческих способностей, всегда находятся в противостоянии с объективными и субъективными возможностями получить моральную, материальную и финансовую поддержку.
В спорте всегда озабочены наличием финансовых средств, которые во многом определяют объем и качество спортивного творчества. То есть маркетинговой проблемой спортивных коллективов, спортсменов является поиск инвестиций и финансовой поддержки для реализации спортивных программ. Стержнем эффективности для решения этих проблем является введение бизнес-функций в организацию спортивной деятельности, разработка и внедрение маркетинговой стратегии.
Итак, спортивный маркетинг рассматривает спортивную деятельность как специфический товар, который по своей спортивной миссии требует особого маркетингового положения при обязательном взаимном уважении теоретических законов обеих сторон - спорта и маркетинга, а следовательно, и предполагает собственный маркетинговый подход.
Вместе с тем, имеется ряд негативных моментов, связанных с проникновением маркетинга в сферу физической культуры и спорта:
- маркетинг ориентирует спорт на получение прибыли, превращая его в коммерческое шоу;
- маркетинг стимулирует процессы профессионализации и коммерциализации спорта, обесценивая его гуманистические идеалы;
- маркетинг подрывает независимость спорта, бизнесмены и рекламодатели начинают вмешиваться в решение спортивных вопросов;
- маркетинг, требующий профессионализма, предполагает появление, в спортивных, организациях экспертов по маркетингу, что приводит к сокращению штата работников.
Вопрос 57. Подготовка кадров для отрасли физическая культура.
Актуальные потребности общественного развития в условиях формирования новой государственности требуют существенно видоизменить подходы к повышению квалификации специалистов физической культуры как наиболее гибкого звена системы непрерывного образования. Учебный процесс предстоит перестроить здесь на основе принципов активного обучения, компьютеризации его, усилить стимулы и разработать широкий набор средств самообразования работников, благодаря которому преодолевается дискретный характер ступеней непрерывного образования, обеспечивается его подлинная непрерывность.
В настоящее время система федеральных государственных образовательных учреждений Минспорта России, включающая в себя 14 высших учебных заведений (5 университетов, 6 академий и 3 института); 12 филиалов вузов; 20 средних специальных учебных заведений (3 техникума, 8 колледжей, из них 3 колледжа в составе 2 университетов и академии; 9 училищ олимпийского резерва), успешно развивается и именно этим образовательным учреждениям поручена подготовка тренерских кадров, в том числе для спорта высших достижений.
Основной задачей образовательных учреждений является подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов в области физической культуры и спорта (включая тренеров), обеспечение непрерывности и преемственности профессионального образования. Однако наряду с этим учебные заведения физической культуры участвуют в решении таких задач, как пропаганда здорового образа жизни среди населения, приобщение и развитие у детей и подростков потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.
В системе непрерывного профессионального образования (НПО) в сфере физической культуры и спорта одной из важнейших системообразующих составляющих является довузовская подготовка учащихся. Специфика довузовского образования состоит в том, что, не подменяя целостной системы построения среднего общего образования, оно должно служить дополнительным ресурсом при воздействии на личность ученика с целью его профессионального самоопределения и подготовки к обучению в вузе. Здесь основное внимание должно уделяться прежде всего углубленному довузовскому обучению в общеобразовательной школе, так как именно там готовят будущих студентов.
Эффективность подготовки специалистов по физической культуре и спорту в вузе зависит от того, насколько вчерашний абитуриент и сегодняшний студент включится в относительно новую для него учебно-педагогическую деятельность. Отсюда становится очевидной необходимость соблюдения преемственности довузовского и вузовского этапов НПО будущих специалистов. Приобретенный опыт на этапе довузовского образования способствует органичному вхождению студентов в будущую профессию.
Анализ и изучение опыта работы преподавателей по физической культуре позволили сделать некоторые обобщения, характеризующие перспективные образовательные модели профильных учреждений в системе НПО в сфере физической культуры. Такими считаются средняя общеобразовательная школа спортивного профиля и физкультурно-педагогический лицей.
Общеобразовательная школа спортивного профиля призвана стать подлинно базовым звеном в НПО в сфере физической культуры. Функционирование школы спортивного профиля направлено непосредственно:
- на создание благоприятных условий для разностороннего развития личности и более полного удовлетворения образовательных запросов и потребностей детей в формах получения образования;
- формирование общей культуры личности учащихся на основе оптимального сочетания среднего (полного) общего образования с элементами профессиональной подготовки;
- создание условий для развития индивидуальных способностей обучающихся и эффективной подготовки спортивного резерва из числа физически одаренных детей;
- формирование мотивационно-ценностного отношения к профессии и допрофессиональной подготовке учащихся в области физической культуры в рамках профильной дифференциации обучения;
- формирование умений и навыков научно-исследовательской работы;
- повышение качества подготовки выпускников в выбранных ими учебных предметах и видах деятельности, разрешение проблем перехода от одной ступени обучения к другой в системе НПО;
- сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами физической культуры, формирование ценностно-ориентированного отношения к физической культуре и спорту, внедрение здорового образа жизни.
Лицейское образование - это тип повышенного уровня общего среднего образования, спрофилированного на физкультурнопедагогическую деятельность, обеспечивающий непрерывность общего и профессионального образования, а также тип повышенного уровня профессиональной подготовленности, создающий условия для получения высшего профессионального образования в сфере физической культуры.
В связи с этим цель физкультурно-педагогического лицея - выявление и всестороннее развитие способностей и склонностей каждого обучающегося, создание условий для самореализации молодого человека через физическую культуру и спорт, обеспечение допрофессиональной подготовки учащихся, проявивших способности к педагогической деятельности в сфере физической культуры.
Важной ступенью непрерывного образования и подготовки кадров является среднее специальное образование. Дифференциация видов деятельности, требований отрасли физической культуры и спорта к специалистам среднего звена обусловливают наличие разных типов средних специальных учебных заведений - техникумов, училищ, гимназий, колледжей и др. Функции педагогов, работающих в этом звене, аналогичны во многом тем, которые были описаны выше. В это звено вплетается и новая ступень профессионализации специалиста физической культуры. На этой ступени речь идет уже о получении профессии. Поэтому выявление специфических целей подготовки специалистов ФК среднего звена, их функций и сущностных характеристик самой профессии - одна из проблем непрерывной подготовки кадров со средним физкультурным образованием. Уровень квалификации определится тем, на развитие каких сторон личности и жизнедеятельности будет ориентирован спортивный специалист, какой сложности задачи по передаче ценностей ФК ему придется решать, какими способами и средствами.
Среднее профессиональное образование рассматривают как качественно определенный уровень системы профессионального образования, целью которого считается подготовка специалистов по физической культуре и спорту среднего звена и которая направлена на удовлетворение потребностей личности, общества и государства. В современной России успешно функционирует государственная система среднего профессионального образования отрасли физической культуры и спорта, которая включает 6 техникумов и 7 колледжей физической культуры, а также 40 училищ олимпийского резерва.
Техникум физической культуры - это среднее специальное учебное заведение, реализующее профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня.
Колледж физической культуры - самостоятельное среднее специальное учебное заведение повышенного типа (или структурное подразделение вуза), реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровней по индивидуальным учебным планам и обеспечивающее студентам повышенный уровень профессиональной квалификации.
Некоторые специалисты склонны рассматривать колледж не только как среднее профессиональное образовательное учреждение повышенного уровня подготовки специалистов, но и как ведущий системообразующий тип учебного заведения всего среднего профессионального образования современной России. Особенностью профессиональной подготовки в колледже выступает его инновационный характер, позволяющий педагогам гармонично сочетать учебно-воспитательную работу с научно-методической. Колледж позволяет давать более высокое, чем другие средние специальные учебные заведения, профессиональное образование. По структуре и организации учебного процесса, формам и методам преподавания колледж приближается к вузу, что позволяет создавать научные комплексы «колледж-вуз», а студентам после обучения в колледже поступать на второй или третий курс вуза.
Училище олимпийскою резерва - отраслевое инновационное образовательное учреждение среднего профессионального физкультурного образования по обучению спортсменов, проявивших выдающиеся способности, призванное обеспечить подготовку квалифицированных специалистов по физической культуре и спорту и пополнение сборных команд России по олимпийским видам спорта.
Основными задачами среднего профессионального учебного заведения согласно типовому положению являются:
- удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения среднего профессионального образования;
- удовлетворение потребностей общества в специалистах со средним профессиональным образованием;
- формирование у обучающихся гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности;
- сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей общества.
Среднее профессиональное физкультурное образование осуществляется на двух образовательных уровнях: базовом и повышенном. В техникумах и колледжах физической культуры обучается 6,3 тыс. студентов, а ежегодный выпуск составляет около 1,4 тыс. человек. Контингент всех учреждений среднего профессионального образования отрасли физической культуры и спорта, включая УОР, составляет 12,9 тыс. чел., а ежегодный выпуск - около 3,5 тыс. молодых дипломированных педагогов по физической культуре и спорту.
Высшее образование в России в области физической культуры и спорта представлено следующими видами учебных заведений: университетами, академиями, институтами.
Уровни (ступени) высшего образования определены статьей принятого в 1996 г. Федерального закона «О высшем профессиональном и послевузовском образовании». В соответствии с ним высшее образование включает три ступени:
- первая ступень: базовое высшее (бакалавриат) со сроком обучения 4 года;
- вторая: высшее - специалист со сроком обучения 5 лет;
- третья ступень - магистр со сроком подготовки 6 лет.
Бакалавр - это выпускник вуза, получивший базовое высшее физкультурное образование и фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации всего за 4 года обучения. Выпускник в соответствии с п. 7 ст. 6 вышеупомянутого Закона может занимать все должности, предусмотренные квалификационными требованиями, при наличии высшего образования.
Бакалавр в качестве уровня профессиональной фундаментальной подготовки при необходимости может легко сменить профессию. Дело в том, что в соответствии с ГОС программы подготовки бакалавров по разным направлениям устроены так, что позволяют всего за год перейти к одной из целого «веера» совместимых профессий. В случае смены профессии выпускник, имеющий диплом с квалификацией «специалист», получает второе высшее образование.
Огромную роль в становлении специалиста в области физической культуры и спорта играет педагогическая практика.
Профессиональная подготовка бакалавра и специалиста по физической культуре и спорту складывается из двух взаимообусловленных сторон, одна из которых связана с овладением теоретико-методическими знаниями и двигательными умениями по основным видам физической культуры, включенными во все государственные программы (легкая атлетика, игры, гимнастика и др.), вторая - с приобретением необходимых для практической работы педагогических умений и навыков. Такие умения и навыки можно сформировать только в процессе непосредственной преподавательской деятельности, для чего учебными планами вузов и предусмотрена педагогическая практика студентов в общеобразовательной школе. Общеобразовательная школа служит незаменимым универсальным полигоном для становления и совершенствования самых разнообразных педагогических умений, необходимых не только в собственно преподавательской деятельности, но и в тренерской работе на разных уровнях, а также в рекреационной, реабилитационной и других формах массовой физической культуры, где предстоит трудиться выпускникам вузов.
Для дальнейшего развития системы профессиональной подготовки кадров одним из важных направлений необходимо считать переход на уровневую систему высшего профессионального образования и дальнейшее развитие бакалавриата и магистратуры. Подготовка бакалавров позволит в более короткие сроки подготовить специалистов с высшим профессиональным образованием, а академические свободы, предоставляемые высшим учебным заведениям в рамках реализации программ бакалавриата и магистратуры, позволят более гибко удовлетворить запросы рынка труда в специалистах в области физической культуры и спорта и прежде всего тренерских кадров.
Актуальным направлением можно назвать расширение номенклатуры и количества специальностей, приобретаемых в процессе обучения в вузе, при этом специальность преподавателя будет оставаться доминирующей. В современных условиях приобретение второй специальности в процессе обучения в вузе или предоставление возможности профессиональной оперативной переориентации является актуальной задачей для системы профессионального физкультурного образования.
Система послевузовского профессионального образования в сфере физической культуры и спорта включает в себя:
- аспирантуру (подготовка кандидатов наук, срок обучения на дневном отделении 3 года, на заочном - 4 года);
- докторантуру (подготовка докторов наук, срок обучения 3 года);
- соискательство (для представления кандидатской диссертации в ученый совет необходимо сдать кандидатские экзамены);
- академии, институты, факультеты повышения квалификации при вузах.
Повышение квалификации специалистов по физической культуре и спорту осуществляется по следующим направлениям:
- методическая работа на уровне муниципальной системы образования;
- проведение проблемных семинаров на базе образовательного учреждения;
- изучение педагогического опыта коллег;
- самообразование;
- курсовая переподготовка кадров;
- включение в активную инновационную деятельность;
- получение второго высшего образования.
Методическая работа ведется в каждом образовательном
учреждении. Для ее эффективного осуществления специалисты объединяются в методические объединения. На заседаниях методических объединений они знакомятся с методическими требованиями к обучению и воспитанию, с нормативными документами органов управления образованием всех уровней, обмениваются педагогическим опытом. Члены методических объединений обсуждают проблемы, возникшие в учебно-воспитательном процессе.
Достаточно часто методическая работа в образовательном учреждении осуществляется по единой теме, называемой методической темой образовательного учреждения. В рамках этой деятельности каждый педагог разрабатывает свою тему методической работы, реализуя часть общей методической деятельности образовательного учреждения. Такая методическая работа всегда носит творческий характер, ее можно считать прообразом исследовательской деятельности, она активизирует профессиональные качества педагогов, стимулирует их деловую активность и инициативность.
Координация методической работы в образовательных учреждениях осуществляется на муниципальном уровне путем создания учебно-методических кабинетов. Координаторами методической работы являются методисты, которые проводят профессиональные консультации для учителей, посещают проводимые ими занятия, оказывают помощь в решении проблем, связанных с обучением и воспитанием детей, помогают в изучении, обобщении и распространении педагогического опыта, отражающего достижения педагогов-практиков. Включенность в методическую работу позволяет педагогу постоянно повышать свою квалификацию и оперативно решать проблемы, возникающие в процессе осуществления профессиональной деятельности.
Работая над методической темой, учителя достаточно часто ощущают необходимость в пополнении своей теоретической базы. В этом случае в образовательном учреждении с помощью методической службы муниципальной системы образования организуются проблемные теоретические семинары, к проведению которых привлекаются преподаватели вузов, педагоги-экспериментаторы, методисты. Подобные семинары значительно расширяют профессиональный кругозор учителей; знания, полученные в процессе проведения семинара, зачастую становятся основой для повышения эффективности педагогической деятельности, для осуществления экспериментальной работы педагога.
Один из путей повышения квалификации - самообразование. Оно осуществляется посредством ознакомления с педагогической и спортивной периодикой, журнальными статьями, учебными пособиями и монографиями. Педагог не только должен посещать городские библиотеки, читальные залы, но и собирать собственную методическую библиотеку.
Одним из видов самообразования является изучение педагогического опыта коллег путем изучения их учебной документации, посещения семинарских занятий, лекций, которые они ведут, участия в обсуждении их достижений на педагогическом совете, «круглых столах», заседаниях методических объединений и т.д.
Периодически (чаще всего один раз в пять лет) работники физической культуры и спорта проходят очередную переподготовку, которая организуется муниципальной методической службой. Ее цель - обновление и расширение профессиональных знаний, овладение новыми профессиональными умениями.
В последние годы в связи с принятием Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» возникла потребность в переподготовке кадров, т.е. создании условий для получения новой или смежной специальности.
Дополнительное профессионально-педагогическое образование представляет собой самостоятельное направление в области физической культуры и спорта, в составе которого находятся следующие взаимосвязанные структурные элементы: учебные заведения повышения квалификации специалистов, учебно-методические центры и кабинеты, образовательные учреждения профобразования, курсы повышения квалификации, научные учреждения, социальные, культурные и информационные институты, органы управления профобразованием, общественные организации.
Система повышения квалификации выполняет более узкие функции, а именно - повышение профессиональной компетентности и общей культуры работника. Она является составной частью системы дополнительного профобразования, относительно самостоятельна и обладает элементами любой педагогической системы (цель, содержание и методы обучения, преподаватели, обучающиеся, средства обучения и т.д.).
Профессиональное развитие физкультурно-педагогических работников идет как в процессе учебной и методической деятельности в различных звеньях системы повышения квалификации, так и посредством самообразования. Оба эти процесса взаимообусловлены и дополняют друг друга, хотя роль каждого из них в процессе профессионального роста неодинакова. Курсовое обучение служит стимулом самообразования, ориентирует его в нужном направлении. В свою очередь, самообразование существенно дополняет те знания, которые педагоги приобрели на курсах.
В настоящее время самообразование занимает главное место в повышении квалификации, и необходимо сделать этот процесс непрерывным, систематическим, управляемым. Последнее становится одной из главных целей системы повышения квалификации: используя все возможные формы обучения - очную (как правило, краткосрочную и эпизодическую), очно-заочную, заочную - ознакомить физкультурно-педагогического работника с методами и приемами самообразования, указать ему верный путь самосовершенствования, вооружить его соответствующими методическими рекомендациями и учебными пособиями.
Рассмотренное позволяет сформулировать требования, которым должна удовлетворять система дополнительного профобразования физкультурно-педагогических работников.
Система дополнительного профессионального образования должна прогнозировать и отслеживать происходящие в профессиональной школе изменения, адекватно реагировать на эти изменения при определении целей, содержания и методов обучения.
Цель обучения в системе дополнительного профессионального образования - овладеть знаниями, умениями и навыками, на высоком профессиональном уровне решать практические задачи. Во имя этого педагог должен овладеть новыми принципами и методами управления процессом обучения и воспитания молодежи.
В контексте изменения статуса и роли педагога в новых условиях, расширения и усложнения его функций, система дополнительного профобразования должна быть мобильной и в достаточной степени должна учитывать индивидуальные особенности каждой личности.
Использование принципа полифункциональности и многоуровневое™ предполагает серьезную перестройку учебного процесса, его содержания, форм и методов обучения. Следует специально отметить два важных момента в новой системе дополнительного профобразования: структурный и содержательный. Стержнем содержательной стороны полифункциональной многоуровневой системы обучения являются новые педагогические технологии.
В системе дополнительного профобразования главное - продуманная постановка последовательности задач, решение которых должно вести к более глубокому изучению профессиональной сферы деятельности педагогом. Решение задачи, которое раньше выступало средством проверки знаний, степени их усвоения, теперь становится целью обучения, а усвоение знаний - средством ее достижения. Мотивацией усвоения знаний служит сама потребность в этих знаниях и результат по их применению. Это возможно лишь при непосредственном замыкании потребности в знаниях на результаты по их применению. Тем самым преодолевается отчуждение специалиста, повышающего квалификацию, от учебного процесса: задача, которая ранее решалась с использованием внешних средств мотивации, теперь решается с помощью внутренней мотивации учения.
Помимо проблемы повышения квалификации существует проблема управления профессионализмом путем аттестации педагогических кадров. Аттестация проводится на основе экспертной оценки труда специалиста с целью присвоения ему более высокой категории или разряда по единой тарифной сетке. При этом особое внимание обращается не на служебные характеристики и прошлый опыт оцениваемого, а на его профессиональный уровень и рекомендации по его совершенствованию.
Основные принципы аттестации - добровольность, открытость и коллегиальность - обеспечивают объективное, гуманное и добролселательное отношение к педагогическим и руководящим работникам.
Нормативную основу аттестации составляют:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Типовое положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации, утверлсденное приказом Министерства образования РФ, а также региональные и муниципальные Положения об аттестации, разработанные органами управления образованием различного уровня;
- Тарифно-квалификационные характеристики, утверждаемые в установленном порядке на федеральном уровне;
- Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы.
Цель аттестации - стимулирование роста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогического и управленческого труда, развитие творческой инициативы, обеспечение социальной защищенности работников отрасли в условиях рыночных отношений путем дифференциации оплаты их труда.
Большое внимание уделяется социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Наличие профессии значительно расширяет возможности полноценной социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, поэтому особое внимание уделяется расширению возможностей получения инвалидами профессионального образования, а также профессиональной подготовки в образовательных учреждениях как Минспорта России, так и образовательных учреждениях различных типов других министерств и ведомств России.
В настоящее время как в высшей, так и в средней профессиональной школе более чем в 80 образовательных учреждениях России осуществляется подготовка кадров по специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)».
В целях обеспечения мер, направленных на подготовку высококвалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта, в том числе тренеров, разработаны и утверждены следующие федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования нового поколения.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 1513.