Инвестиционные критерии безопасности перехода к инновационной экономике.
Вступая в XXI в., мировая экономика устремляется к грандиозным переменам, которые ориентированы на рост качества жизни и социального благосостояния общества, совершенствование структуры экономики и повышение качества воспроизводимого богатства, ускорение темпов накопления высокоинтеллектуального человеческого капитала и расширение высокотехнологичных форм воспроизводства основного капитала путем ускорения инноваций, главным инструментом которых становится новая инвестиционная политика по переходу к инновационной экономике, которую сегодня начали реализовать все развитые страны мира.
Перед Россией, как и перед мировой экономикой, в XXI в. возникли новые макроэкономические проблемы, в первую очередь в области реализации новой инвестиционной политики по формированию инновационной экономики. Главное условие выхода России из экономической стагнации - это активизация инвестиционной и инновационной деятельности для повышения экономической безопасности и создания предпосылок для дальнейшего устойчивого развития социально ориентированной инновационной экономики. Инвестиционная безопасность рассматривается в качестве подсистемы экономической безопасности. Она обеспечивает экономически безопасное обновление и воспроизводство основного капитала и интеллектуального человеческого капитала с ориентацией на рост экономических результатов, на повышение эффективности производства, качества выпускаемых товаров и услуг, уровня жизни населения.
Между инвестициями и экономической динамикой существуют прямые и обратные системные связи: рост инвестиций в реальную хозяйственную деятельность способствует экономическому росту и, наоборот, снижение инвестиций может обусловить экономический спад. Известный экономист Дж. Кейнс ввел понятие мультипликатора К роста экономических результатов, оцениваемых ВВП, от увеличения объемов инвестиций I, т.е. рост ВВП= KI. Хотя на эту зависимость в реальной рыночной экономике влияют многие другие макроэкономические факторы (трудовые, материальные, финансовые и др.), ее можно принять в качестве теоретико-методологической основы определения инвестиционной макроэкономической или так называемой инвестиционно- экономической безопасности для мезоэкономических (в отраслях и регионах) и микроэкономических процессов (на предприятиях, в компаниях, в корпорациях и т.п.).
Современные теоретические и методологические подходы к обеспечению экономической безопасности базируются на системных принципах развития экономики, общества и государства. Одно из направлений экономической безопасности и ее системная составляющая - инвестиционная безопасность развития экономики, определяющая способы и методы предотвращения инвестиционных рисков и формирования благоприятного инвестиционного климата, от которых зависят обновление и воспроизводство основного капитала, выступающего базисом инвестирования новаций и перехода к инновационной экономике. Инвестиционные риски обусловлены формами и способами инвестиционной деятельности с учетом совершенства государственных механизмов реализации рыночных отношений и стабильности среду обитания человека как главных факторов экономической деятельности. Чем меньше инвестиционные риски, тем выше инвестиционная безопасность и тем благоприятнее инвестиционный климат, способствующий повышению инвестиционной активности бизнеса и экономической безопасности страны. Поэтому инвестиционная (инвестиционно -экономическая) безопасность рассматривается в качестве подсистемы экономической безопасности, ориентирующейся на рост экономических результатов, увеличение эффективности производства, повышение качества выпускаемых товаров и услуг и социальных условий. В качестве критериев инвестиционно - экономической безопасности принимаются индикаторы, характеризующие предельные значения инвестиционной деятельности, при превышении которых невозможно обеспечить стабильность развития экономики в соответствии с целями социального развития и задачами обеспечения национальной безопасности страны.
Вместе с тем инвестиционная активность в конце прошлого века постоянно снижалась при неизменном ухудшении инвестиционного климата. По мировым рейтингам Россия входит в группу стран с самым высоким уровнем инвестиционных рисков (в эту группу входят Колумбия, Эквадор, Северная Корея и др. - всего около 30 стран). Особенно отрицательно влияют на инвестиционные риски в нашей стране продолжающийся передел собственности и усиление криминально-бюрократических факторов.
Долговременная динамика экономики России в 1970-1990-х гг. показывает, что до 1990г. происходил непрерывный рост производственных капиталовложений и национального дохода, причем производственные капиталовложения возрастали быстрее национального дохода и, таким образом, как бы «тянули» за собой экономику.
В период реформирования экономики России в 1992-1998 гг. объемы инвестиций в основной капитал сократились примерно в 5 раз при ухудшении их воспроизводственной структуры. Положительная динамика роста валовых инвестиций в экономику России отмечена только с 1999 г. при достижении наивысших темпов роста в 2000 г. Так, в 2000 г. прирост инвестиций в основной капитал превысил 14% при приросте ВВП более 8% по сравнению с 1999 г. Причем эта динамика инвестиций и ВВП обеспечивалась главным образом за счет увеличения средств, направляемых из прибыли самих предприятий. Хотя 1999 и 2000 гг. и стали в плане экономического развития нашей страны исключением, прирост инвестиций был относительно незначительным по масштабам, обеспечившим в основном пополнение оборотного капитала, и во многом был обусловлен последствиями резкой девальвации национальной валюты в результате финансово-экономического кризиса 1998 г., после которого произошло некоторое улучшение конкурентных позиций отечественных предприятий (прежде всего экспортно- ориентированных отраслей и импортозамещающих производств). Динамика инвестиций и общеэкономических показателей в период реформ и нестабильного развития экономики России представлена в табл. 1.
Таблица 1.
Индексы основных общеэкономических показателей в 1992-2002 гг.,
% к предыдущему году
Показатель | Год | ||||||
1992 | 1993 | 1995 | 1997 | 2000 | 2001 | 2002 | |
ВВП | 95,0 | 91,3 | 95,8 | 100,8 | 108,3 | 105,4 | 104,1 |
Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения) | 85,0 | 88,0 | 90,0 | 95,0 | 114,4 | 107,2 | 102,8 |
Индекс цен в капитальном строительстве, разы к предыдущему году | 3,4 | 18,5 | 2,7 | 1,1 | 1,3 | 1,1 | н.д. |
Инвестиции на исследования и разработки (удельный вес по годам, % к ВВП) | 1,43 | 0,77 | 0,79 | 0,99 | 1,09 | 1,12 | 1,24* |
В 2001-2002 гг. наблюдалась замедленная динамика прироста инвестиций в основной капитал - главный фактор затухающей динамики темпов прироста ВВП и нестабильной экономической ситуации в стране. По данным Госкомстата России (с учетом изменения методологии статистического наблюдения инвестиций), в 2002г. объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах увеличился на 2,8% по сравнению с предыдущим годом (в 2001г. - на 7,2%). Прирост ВВП составил 4,1% в 2002г. против 5,4% в 2001г. Сдерживающее влияние на повышение инвестиционной активности в 2002г. оказывали снижение доходности от экспортных операций, способствующее уменьшению прибыли в экспортно-ориентированных отраслях и их инвестиционных возможностей; ухудшение финансового состояния предприятий реального сектора экономики и снижение рентабельности производства вследствие роста издержек из-за опережающего увеличения цен и тарифов в отраслях естественных монополий; относительное снижение внутреннего спроса как на продукцию отраслей инвестиционного комплекса из-за уменьшения прибыли в обрабатывающих отраслях экономики, так и на потребительские товары (в частности, на продукцию легкой промышленности), в том числе из-за ужесточения конкуренции со стороны импорта в условиях нестабильного курса рубля; значительные объемы выплат по внешнему долгу; высокая степень износа основных фондов; остающийся низким уровень развития банковского сектора и других финансовых институтов, обеспечивающих инвестиционную сферу финансовыми ресурсами.
Вместе с тем, чтобы создать надежный инвестиционный потенциал для стабильного роста экономических результатов в целях удвоения ВВП, к 2010 г. потребуется поддерживать активизацию инвестиционной деятельности при обеспечении ежегодного прироста инвестиций на уровне примерно 15-20%'. В противном случае неизбежно установление нестабильной динамики инвестиционной активности, отрицательно воздействующей на устойчивость темпов прироста ВВП, а при замедлении динамики вложений в основной капитал ниже экономически безопасного уровня инвестиции могут стать тормозом экономического роста. Если предположить снижение прироста инвестиций до уровня 2002 г., то экономический рост в России может прекратиться, что представляет собой одну из основных угроз экономической безопасности нашей страны.
Основным источником финансовых вложений в реальном секторе экономики продолжают оставаться собственные средства предприятий и организаций, составляющие более 70% общего объема финансовых вложений (в годы реформ этот показатель достигал 80% и выше). Структура финансовых вложений следующая: на краткосрочные вложения приходилось примерно 81%, а долгосрочные вложения составляли порядка 19% в 2002г. С позиции укрепления экономической безопасности страны на долгосрочные вложения следует направлять не менее 50% инвестиционных ресурсов.
Продолжалось дальнейшее ухудшение качества основного капитала и старение основных производственных фондов, степень износа которых в 2002г. превышала 50%, что создавало предпосылки возникновения техногенных катастроф. Особенно тревожит предельный износ активной части основных фондов, превысивший 60% в реальном секторе экономики, а по отдельным отраслям промышленности доходящий до 70-80%, в первую очередь в ряде подотраслей машиностроения (около 80%), химической и нефтехимической промышленности (примерно 75%). Наиболее опасное положение складывается в сфере коммуникаций, в первую очередь на трубопроводном транспорте (изношенность 70-80%), а также в отраслях теплообеспечения (80%), газоснабжения (70%), энергоснабжения (75%) и водообеспечения социальной сферы. Уже зимой 2002/03 г. стали наглядными последствия первых техногенных катастроф в социальной сфере, повлекшие за собой человеческие жертвы в ряде районов страны. Продолжается нарастание инвестиционных рисков при ухудшении инвестиционного климата и сокращении источников инвестиций, приводящее к возникновению новых экономических угроз. Для предотвращения техногенных катастроф собственных инвестиционных ресурсов предприятий недостаточно и необходимо принимать срочные меры по государственному стимулированию частных и иностранных инвестиций на основе критериев безопасности.
Для обеспечения стабильного экономического роста в России необходимо разработать долгосрочную инвестиционную политику, ориентированную на формирование инновационной экономики, - обеспечить приоритетное инвестирование наукоемкой промышленности, прежде всего высокотехнологичных предприятий машиностроения, на основе развития научно-инновационных циклов и накопления интеллектуального капитала. Предстоит определить на длительную перспективу структурные приоритеты развития инновационной экономики и создать механизмы государственного стимулирования эффективного вложения инвестиционных ресурсов в наукоемкие производства с учетом научно обоснованных критериев экономической и инвестиционной безопасности. Индикаторы инвестиционной безопасности на макроуровне могут выступать одновременно с критериями достижения стратегических целей социально-экономического развития страны и перехода к развитию инновационной экономики в России.
Обобщающий, комплексный индикатор экономической и инвестиционной безопасности - доля накопления валовых инвестиций в ВВЮ. Эта доля в России не превышает в среднем 15-16% в последние 5-6 лет. Вместе с тем в структуре экономики преобладают капиталоемкие отрасли, в первую очередь топливно-сырьевые. Развитие наукоемких отраслей промышленности потребует еще большего увеличения капиталоемкости, в том числе в машиностроении на порядок. Поэтому долю накопления в ВВП, расходуемую на инвестиции, необходимо постепенно увеличивать с 15-16% до 28-30%4, направляя их через Российский банк развития (РБР) на целевое инвестирование новаций и кредитование венчурного бизнеса по ставке банковского процента не более 3(5)%. Для увеличения доли накоплений в ВВП предстоит создать надежные механизмы трансформации денежных средств, накопленных населением, в инвестиции путем гарантирования полного возврата вкладов при любых дефолтах и начисления повышенных процентов при вложении их на валютные счета или в ценные бумаги РБР, направляемых на кредитование инвестиционных проектов развития реальной экономики России.
Макроэкономический индикатор инвестиционной безопасности - отношение темпов роста инвестиций к темпу роста ВВП. В современной экономике России этот индикатор характеризует превышение темпов прироста инвестиций над темпами прироста ВВП и должен иметь положительное значение при положительной экономической динамике. Согласно оценкам Центра инвестиций и инноваций ИЭ РАН, каждые 3% прироста инвестиций влекут за собой более 1% (до 2%) прироста ВВП, а 3% падения инвестиций приводят к спаду производства ВВП примерно на 1-2%2. Это вполне объясняет, почему правительство последовательно проводит линию на создание благоприятных условий инвестиционной деятельности, благоприятствующих привлечению частных и иностранных инвестиций. В отечественной экономике при переходе на инновационный путь развития с учетом инерционности и растущей капиталоемкости инноваций необходимо обеспечивать более высокие темпы прироста инвестиций в зависимости от реализации приоритетов формирования инновационной экономики в России3. Чем быстрее будут развиваться в структуре экономики наукоемкие и обрабатывающие отрасли промышленности, тем выше темп прироста инвестиций для увеличения ВВП на 1%. Так, для достижения 5% прироста ВВП необходимо планировать прирост инвестиций 10-15% в среднем за год, а для обеспечения 6-7% прироста ВВП потребуется не менее 15-20% прироста инвестиций, если инвестировать преимущественно в развитие наукоемких и обрабатывающих отраслей промышленности. Причем инерционность воздействия инвестиционной деятельности на динамику экономики с учетом влияния сопряженных и косвенных факторов в реальной действительности может обеспечить превышение темпов прироста ВВП над приростом инвестиций, и, наоборот, при значительном замедлении темпов прироста инвестиций может наблюдаться положительное значение прироста ВВП в ограниченные периоды.
Макроэкономический индикатор инвестиционной безопасности - уровень обновления основного капитала путем инвестирования выбытия основных фондов, его следует применять на мезоуровне в отраслях и регионах, а также на микроуровне - на государственных предприятиях, в компаниях и корпорациях. Если отношение инвестиций в обновление основного капитала к инвестициям в выбытие (списание) по причине предельного старения имеет значение выше единицы, то такой индикатор свидетельствует об обновлении основного капитала, а в противном случае - о его отсутствии. При превышении инвестиций в обновление основных фондов над возмещением их выбытия Iбез = (Iобн/I):(Iвыб/I) > 1 можно говорить о положительной тенденции обновления основного капитала. Для современных предельно изношенных фондов индикатор безопасности целесообразно выдерживать на уровне Iбез >1,5, т.е. инвестиции в обновление основного капитала должны превышать не менее чем на 50% его выбытие по отношению к первоначальной стоимости. Достижение предельного значения этого индикатора инвестиционно-экономической безопасности на мезо- и микроуровне означает, что одна часть инвестиций направляется на возмещение выбытия фондов, а другая может направляться в инновации.
По прогнозным оценкам Центра инвестиций и инноваций ИЭ РАН, для полной модернизации и восстановления основного капитала всех отраслей реального сектора экономики России до конца текущего десятилетия потребуется порядка 1200-1500 млрд долл., а в перспективе, до 2025 г., для создания наукоемкой инновационной экономики - порядка 2500-3000 млрд долл. Ориентировочная структура распределения инвестиционного спроса на ближайшие 15-20 лет следующая: для обновления основного капитала и развития электроэнергетики с учетом прогнозов в разрабатываемой энергетической стратегии потребуется 200-250 млрд долл., газовой отрасли - 100-120 млрд долл., нефтяной промышленности - 140-150 млрд долл. В случае генерирования таких инвестиций Россия смогла бы на новой, более прогрессивной материально-технической базе восстановить позиции в мировом хозяйстве в качестве постиндустриальной державы со средним уровнем экономического развития и социально допустимыми стандартами жизни населения.
Сегодня Россия не располагает достаточными инвестиционными ресурсами для полномасштабной реализации программы модернизации и обновления основного капитала. Для полной стабилизации экономики и обеспечения перехода на устойчивые темпы экономического роста, как это предусмотрено в ежегодном Послании Президента РФ, с приростом ВВП 7-8% в год единственным методом должна стать активная инвестиционная политика государства по типу знаменитого плана Маршалла, обеспечивающая прирост ежегодных инвестиций в реальный сектор экономики порядка 20-25%, что предлагал коллектив ИЭ РАН в разделе инвестиционной стратегии в монографии «Россия - 2015: оптимистический сценарий».
Индикаторы инвестиционных рисков - предельные показатели инвестиционной безопасности, отражающие воздействие экономических факторов. Индикаторы инвестиционных рисков должны соответствовать критериям инвестиционной безопасности и определять ее параметры на макроуровне – для экономики в целом, на мезоуровне - в регионах и отраслях экономики, на микроуровне - на предприятиях, в компаниях и корпорациях с учетом факторов инвестиционных рисков (табл. 2).
Инвестиционные риски возникают в сфере инвестирования хозяйственной деятельности в процессе капитализации финансовых и заемных средств, обусловленной необходимостью воспроизводства и накопления основного капитала, где существуют специфические факторы и риски. Инвестиционные риски находят отражение в высоких процентных ставках банковского кредита, а также в процентах страхования рисков, применяемых в отраслях рискового бизнеса.
Предвидение, анализ и предупреждение инвестиционных рисков предполагают необходимость учета действия многообразных факторов, а также дополнительных инвестиционных и операционных затрат, что делает задачу определения инвестиционной безопасности достаточно сложной. В условиях нестабильной экономической деятельности, где риски и качество принимаемых управленческих решений локализуются в деятельности конкретных хозяйствующих субъектов, факторы рисков в инвестиционной деятельности подвергаются дополнительной мультипликации в процессе реализации инвестиционных проектов, поскольку сохраняется их взаимозависимость с общесистемными факторами экономической деятельности на макро-, микро- и мезоуровнях. На стадии анализа инвестиционной деятельности уровень конкретного риска зависит также от полноты (объема) и точности информации, используемой внутренними экспертами или внешними консультантами.
При анализе инвестиционной деятельности целесообразно определять и учитывать инвестиционные риски (табл. 2.).
Таблица 2.
Важнейшие индикаторы безопасности с учетом факторов инвестиционных рисков
Критерии | Индикаторы | Факторы риска |
Динамика и качество экономического роста – переход к инновационной экономике
| 1) доля накопления валовых инвестиций в ВВП иВРП | Макроэкономические |
2) соотношение темпов прироста инвестиций и ВВП в отраслях и регионах | Макроэкономические | |
3) уровень обновления и модернизации основного капитала | Макроэкономические | |
4) | ||
Стратегические приоритеты экономического развития и сбалансированности рыночных связей
| 1) отраслевые приоритеты инвестирования наукоемкого производства | Мезоэкономические (региональные и отраслевые) |
2) региональные приоритеты размещения и инвестирования хозяйствующих объектов и развития социальной сферы | Мезоэкономические | |
3) межрегиональные и межотраслевые приоритеты развития рыночных связей | Мезоэкономические | |
4) дополнительные индикаторы | ||
Приоритеты роста доходов (рентабельности) и эффективности производства
| 1) окупаемость и рентабельность инвестиционных проектов с учетом дисконтирования | Микроэкономические (предприятия, компании, корпорации и т.д.) |
2) вклад в прирост ВВП и в бюджетную эффективность | Микроэкономические | |
3) повышение конкурентоспособности и наукоемкое™ продукции | Микроэкономические | |
4) дополнительные индикаторы |
Для обеспечения коммерческой оценки рисков на микроуровне необходима система сбора и обработки информации в соответствии с выбором методического инструментария. Информационная система и методология оценки рисков использует факторы, снижающие поток чистых денежных доходов, а также состав рисков по потокам денежных затрат с оценкой возможного удорожания отдельных элементов инвестиционных вложений. На этой основе избираются критерий коммерческой оценки рисков и основной метод оценки, а затем определяется обобщающий показатель вложений и, наконец, рассчитывается конкретный показатель эффективности инвестиционных вложений в целом.
Таким образом, инвестиционная безопасность на мезо- и микроуровне должна быть направлена на снижение уровня рисков и получение дополнительных доходов от развития хозяйственной деятельности и требует реализации общесистемных функций экономической, социальной и экологической безопасности. Поскольку инвестиционная деятельность связана с системными рисками и использованием различных источников финансирования, возможности выбора приоритетов инноваций существенно возрастают и требуют применения методов математического моделирования. В связи с этим для достижения равновесия между риском и доходом необходимо использовать пошаговый метод последовательных решений, а также методы оптимизации до-ходов компании в зависимости от инвестиционных потоков и рисков.
Большинству крупных инвестиционных проектов свойственно воздействие многочисленных диверсифицированных факторов рисков, что может привести к увеличению не только стоимости работ, но и сроков строительства и ввода инвестиционных объектов. Выход из этой ситуации заключается в привлечении к участию в реализации инвестиционных проектов специализированных страховых компаний. Благодаря буму страхования инвестиционных рисков в развитых странах (в первой половине XX в.) были обеспечены стабилизация и оживление их экономики за счет активизации инвестиционных процессов. В России частный страховой бизнес получает сегодня значительное развитие, несмотря на слабую законодательно-правовую базу и сложные условия деятельности страховых и перестраховочных организаций, необходимых для ослабления последствий инвестиционных рисков. Расширение сфер страхования гражданской ответственности, рационализация страхования и перераспределение рисков в пользу страховых организаций, которые могут направлять эти средства на финансирование мероприятий по предупреждению инвестиционных рисков, повышают системную безопасность будущих вложений в сферах приоритетного экономического развития. Важное место в защите инвестора должно принадлежать механизмам залоговых обязательств и процедуре банкротства. Эти методы повышения защищенности инвесторов в сочетании со страхованием инвестиционных рисков проверены мировой практикой и позволяют активно реализовать долгосрочные инвестиционные стратегии и приоритеты в условиях быстро изменяющейся рыночной конъюнктуры.
Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике.
Научные исследования о путях перехода на инновационный путь развития и формирования инновационной экономики начали осуществляться за рубежом1 и в нашей стране2 еще в прошлом веке. Особенность инновационной экономики, по мнению большинства ученых, состоит в способности обеспечивать воспроизводство общественного продукта преимущественно на основе выпуска наукоемкой продукции и услуг. По этому признаку США, Япония, Германия начали обеспечивать более половины производства ВВП еще в 1980-х гг.
Исследования Центра инвестиций и инноваций РАН свидетельствуют о том, что влияние научно-технических факторов на экономический рост носит глобальный характер. Вклад факторов научно-технического прогресса (НТП) в прирост валового национального продукта (ВНП) в США3 еще в прошлом веке превышал 50-60%. Даже в бывшем СССР с помощью факторов научно-технического прогресса обеспечивался прирост около 40% национального дохода. Сегодня в США прирост ВНП более чем на две трети обеспечивается на базе научно-инновационной деятельности при удельном весе финансирования науки в ВНП порядка 4-5%. Кроме того, удельный вес наукоемкой продукции, выпускаемой промышленностью США, превышает 50%, т.е. по экономическим параметрам результат прироста ВНП в 10-15 раз превышает вложения в научно-инновационную сферу.
В период проведения реформ в России доля прироста ВВП с помощью фактора НТП снижалась примерно с 40-45% в 1985-1991 гг. до почти 2-3% в 1994-1996 гг. (практически до нуля в 1998 г.), а влияние отрицательных (экстенсивных) факторов усилилось в этот период из-за нерациональной приватизации, коррупции, вывоза капиталов и др. При этом отечественная экономика будет обречена на неизбежный спад производства, если государство откажется проводить активную научно-инновационную политику. Это означает, что для воспроизводства ВВП в нашей стане потребуется привлекать все большее число малоквалифицированных рабочих при перерасходе инвестиций и природных ресурсов на эксплуатацию устаревших технологий производства. Причем в России прогнозируется отрицательная демографическая ситуация, и в ближайшие 20-25 лет притока трудовых ресурсов не ожидается. Только переход на инновационную экономику сможет обеспечить стабильное социально-экономическое развитие России.
Инновационную деятельность предстоит активизировать на основе интеграции отечественной научно-инновационной системы (НИС) с отраслевыми и региональными научно-инновационными подсистемами. НИС уже сформированы на мировом уровне в развитых странах в виде национальных инновационных систем. Предстоит разработать стратегию развития инновационной экономики, базируясь на утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2002 г. «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу». Если перспективная инновационная стратегия будет базироваться на развитии науки и технологий, то потребуются специальные инновационные индикаторы, экономические механизмы и законодательно-правовые методы для системной реализации инновационного направления социально-экономического развития России.
Индикаторы инновационной безопасности целесообразно системно увязывать с эффективностью инновационной деятельности (хозяйственной деятельности от реализации инвестиций). Эффективность инноваций можно измерить как отношение денежного потока доходов к денежному потоку затрат с учетом основных факторов производства.
В соответствии с результатами научных исследований Центра инвестиций и инноваций ИЭ РАН для перевода экономики на инновационный путь развития в перспективе на 10-15 лет следует ввести индикаторы инновационной деятельности в виде предельно необходимого:
•прироста производительности труда на единицу прироста экономического результата (чистого дохода), который должен быть не ниже 1,5-кратной, а для наукоемких отраслей машиностроения не менее 2,0-кратной величины;
•прироста фондоотдачи на единицу прироста экономического результата (обратного показателю снижения капиталоемкости), который должен быть не ниже 5% для наукоемких производств и минимум 10% для остальных сфер экономики;
•снижения ресурсоемкое™ на единицу прироста экономического результата - не менее 10% для всех отраслей реального сектора экономики.
Указанные индикаторы следует устанавливать на основе разработки концепции и долгосрочной стратегии перехода к инновационной экономике (индикаторы ориентированы на среднегодовой прирост ВВП 7-8%). Достижение этих индикаторов хозяйствующими субъектами необходимо стимулировать путем снижения налогов (на прибыль и НДС), а также путем предоставления налогового кредита. Наоборот, невыполнение установленных индикаторов должно сопровождаться повышенным налогообложением пассивных предпринимателей в пользу активных инноваторов.
Сегодня отечественные научные разработки и инновации отторгаются производством и бизнесом, поскольку цены на сырье и энергию достигают в нашей стране мирового уровня (по цветным и черным металлам даже превышают), а налоговые поборы с науки и инновационной сферы настолько увеличивают стоимость отечественных технологий и наукоемкого оборудования, что состоятельным корпорациям и частным компаниям выгоднее покупать машины и оборудование на мировом рынке.
Инвестиционная безопасность - первооснова простого и расширенного воспроизводства, которая на государственном уровне должна контролироваться с помощью макроэкономических индикаторов и индикаторов инвестиционных рисков. В качестве механизмов реализации безопасности рекомендуется сформировать государственную институциональную систему инвестиционной безопасности по оценке инвестиционных рисков на прогрессивной научно-методологической основе как составную часть общеэкономической безопасности. Для реализации безопасной стратегии развития экономики страны инвестиционная деятельность должна осуществляться на системно-инновационной основе путем перехода к инновационной экономике.
Для перехода к инновационной экономике необходимо следующее:
1.Обосновать стратегию и методологию реализации безопасных и надежных инвестиционных процессов, осуществить научно-аналитическое обоснование и контроль за достижением безопасных целевых ориентиров инвестиционной политики и выполнением перспективных программ, за выбором надежных критериев и системы показателей инвестиционной, бюджетной и экспортной эффективности, степени экологической защиты и других характеристик для всесторонней оценки эффективности инвестиционных стратегий.
2.Механизмы безопасной инвестиционной политики должны быть ориентированы на приоритетное совершенствование институциональной структуры экономики для расширения выпуска наукоемкой продукции, что целесообразно обеспечивать за счет инвестирования прогрессивных структурных преобразований на системно-инновационной основе - путем применения высокоэффективной техники, прогрессивных технологий производства, информационных систем.
Целесообразно создавать механизмы формирования стабильных и
3.надежных источников инвестиций, прежде всего эффективно использовать финансовые источники и внешние кредитные ресурсы, а также обеспечить страхование и надежную защиту частных и иностранных инвестиций, в первую очередь путем хеджирования инвестиционных рисков и предоставления форфейтинговых услуг инвесторам, гарантирующих стабильный процент дохода инвесторам на принадлежащие им акции и ценные бумаги.
4.В качестве стимулирующего механизма безопасности целесообразно
сформировать налогово-стимулирующую систему инвестиционной безопасности, применять систему мероприятий по ограничению влияния фискальных факторов, направленных на сокращение налогооблагаемой базы, и стимулировать факторы, создающие предпосылки для роста рентабельности производства и сокращения числа убыточных предприятий.
5.Наибольшего эффекта в повышении системной инвестиционной безопасности следует ожидать от реализации механизмов социальной ориентации инвестиционной политики, создающей предпосылки и условия для роста профессионализма и научно-технологической компетентности работников, что в перспективе будет иметь решающее значение для расширения выпуска наукоемкой продукции.
Для перехода к инновационной экономике необходимо обеспечивать достижение контрольных индикаторов инновационной безопасности на макроуровне, на мезоуровне - в регионах и отраслях, на микроуровне - на предприятиях и в корпорациях, а также сформировать механизмы по реализации общесистемных требований по снижению трудо-, фондо-, энерго-, материалоемкости и повышению уровня наукоемкое™ выпускаемой продукции.
В области государственной инновационной политики предстоит обеспечивать государственную поддержку и стимулирование инновационной деятельности-
реализовать льготы для фондов инновационного развития в полном
1)объеме путем внесения поправок в Налоговый кодекс;
2)распространить на договора на научно-прикладные разработки в предпринимательском секторе экономики льготы, применяемые при бюджетном финансировании заказов на научные разработки (прежде всего освободить от НДС);
3)освободить от налога на прибыль, налога на имущество, а также от муниципальных налогов все научно-прикладные разработки и инновационные проекты, включая частное и негосударственное финансирование НИОКР и создание опытных образцов наукоемкого оборудования, машин, технологий и т.п.;
4)освободить от налога на прибыль и от НДС инновационные программы с участием частных и иностранных инвесторов, а также распространить действие Закона о разделе продукции на сферу научно-инновационной деятельности;
5)применять налоговые каникулы (до 3 лет) и ввести налоговые кредиты
(до 5 лет) при реализации инновационных проектов и программ.
Предстоит приоритетно развивать общероссийский рынок инноваций и научных достижений и сформировать специализированную рыночную инфраструктуру, проводить торги и аукционы, в том числе с помощью организации выставок научных достижений, технологий, опытных образцов, ноу-хау, техники. Целесообразно создать Государственный инновационный фонд (по типу дорожного фонда), куда все предприятия имели бы право на добровольной основе вносить «инновационные» взносы до 5% балансовой прибыли с полным освобождением от уплаты налогов, включая НДС. Законодательно установить упрощенные процедуры и организовать выпуск государственных ценных бумаг и акций под инновационные проекты и программы, реализуемые при поддержке государства. Целесообразно создать инновационный фондовый рынок (инновационную биржу) по торговле научными изобретениями, патентами, лицензиями, инновационными ценными бумагами.
Государство должно устанавливать «правила игры» на рынке инноваций, создать законодательство и инфраструктуру рынка, в том числе стимулировать инвестирование научно-инновационной деятельности на возвратной основе.
В приоритетном порядке необходимо обеспечивать государственное стимулирование подготовки кадров и накопления интеллектуального потенциала. Все развитые страны мира переходят на путь накопления интеллектуального человеческого капитала, обеспечивающего переход экономики на инновационный путь развития. Например, в Японии до 2005 г. намечен переход к всеобщему высшему образованию.
Расходы коммерческих фирм и частных лиц на образование и повышение квалификации целесообразно освободить от любых налогов.
Освободить инвестиции в строительно-монтажные работы от НДС и налога на прибыль при строительстве социальных и культурных объектов для науки и жилья для научных работников, в том числе развивать строительство жилья на долевой основе и путем создания паевых инвестиционных фондов с участием государства для этих целей.
Следует постоянно обеспечивать национальную безопасность науки и государственную защиту научных идей и интеллектуального потенциала. Защита интеллектуальной собственности должна осуществляться на государственном уровне путем реализации «защищающих» принципов законодательства в сфере научно-инновационной деятельности. Предстоит на основе законодательной защиты собственности опубликованных идей, открытий, изобретений, депонированных работ и других научных разработок, включая содержание кандидатских и докторских диссертаций, статей, научно-прикладных разработок, использовать инновации в коммерческих целях путем их реализации на рынке инноваций. Целесообразно поставить под контроль спецслужб «утечку мозгов», нелегальную торговлю открытиями, изобретениями, патентами, лицензиями, ноу-хау, имеющими народнохозяйственное и оборонное значение. Предстоит создать механизмы государственной защиты целевого использования интеллектуального
потенциала в научно-инновационной деятельности как высшего национального достояния и применять специальную систему ротации и перемещения высококвалифицированных кадров и ученых с учетом их специальности и индивидуальных пожеланий. В ближайшей перспективе необходимо обеспечить высокий уровень социальных стандартов жизни ученых и специалистов, не уступающий развитым странам мира.
Заключение
Характеризуя понятие интеллектуальной собственности, нельзя
обойти вниманием и вопрос о том, что вкладывается в него важнейшими международными соглашениями, тем более что в соответствии с
Конституцией РФ те из них, в которых участвует Российская Федерация, являются составной частью российской правовой системы (п. 4 ст. 15). Наиболее полным образом понятие интеллектуальной собственности раскрывается в пункте VIII ст. 2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), от 14 июля 1967 г. В ней указывается, что интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к:
— литературным, художественным и научным произведениям;
— исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам;
— изобретениям во всех областях человеческой деятельности;
— научным открытиям;
— промышленным образцам;
— товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;
— защите против недобросовестной конкуренции;
Совершенствование правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности человека, максимальная гармонизация соответствующих национальных законодательств, создание и эффективное использование механизмов вовлечения интеллектуальной собственности в гражданский оборот должны заменить уже давно существующую в России ориентацию на доминирующее использование национальных природных ресурсов. Без этого невозможен устойчивый экономический рост – основа процветания России.
В Российской Федерации результаты интеллектуальной деятельности охраняются нормами национального законодательства, а также нормами международных договоров. Международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, в Российской Федерации установлен примат международного права над национальным законодательством. В Российской Федерации существует федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент), который выполняет функции по надзору и контролю в сфере интеллектуальной собственности.
На сегодняшний день наблюдается устойчивая тенденция роста количества правонарушений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с производством и распространением контрафактной и фальсифицированной продукции. Проблема фальсификации и контрафакта приобрела, национальные масштабы и ставит под угрозу экономическую безопасность государства. На протяжении ряда лет наблюдается устойчивая тенденция роста количества выявленных правонарушений в этой области.
По данным правоохранительных и контролирующих органов, а также самих производителей, доля контрафактной и фальсифицированной продукции на потребительском рынке увеличивается по самой широкой номенклатуре. По отдельным группам товаров - парфюмерно-косметических, обуви, одежды, синтетических моющих средств, мясных, молочных и рыбных консервов, чая, кофе и кондитерских изделий - от 30 до 50% находящихся из них в обращении являются контрафактными или фальсифицированными. Особую озабоченность вызывает проблема фальсификации лекарственных средств. Производство и реализация контрафактной и фальсифицированной продукции представляют серьезную угрозу экономической безопасности, как России, так и стран ближнего зарубежья.
Список используемой литературы
1. «Арбитражный Процессуальный Кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002)
2. «Бернская Конвенция об охране литературных и художественных произведений» (Парижский Акт, ВОИС, 24 июля 1971г)
3. «Всемирная Конвенция об авторском праве» от 6 сентября 1952г.
4. «Гражданский Процессуальный Кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002)
5. «Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
6. «Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995)
7. Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть третья)» от 26.11.2001 N 146-ФЗ
8. «Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть четвертая)» вступает в силу с 1 января 2008г.
9. «Договор о законах по товарным знакам»
10. «Договор о патентной кооперации»
11. «Евразийская патентная конвенция» от 17.02.1994
12. «Закон РФ «О геодезии и картографии» от 26.12.1995
13. Закон РФ от 06.08.1993 N5605-1 « селекционных достижениях»
14. Закон РФ от 09.07.1993 N5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»
15. Закон РФ от 23.09.1992 N3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем»
16. Закон РФ от 23.09.1992 N3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»
17. Закон РФ от 23.09.1992 N3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»
18. Закон РСФСР от 22.03.1991 N948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»
19. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N195-ФЗ
20. «Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм» Женева, 29 октября 1971
21. «Конвенция, учреждающая всемирную организацию интеллектуальной собственности» Стокгольм, 14 июля 1967
22. «Конституция Российской Федерации» 12 декабря 1993
23. «Марракешское соглашение о создании в всемирной торговой организации» от 01. 01. 1995
24. «Международная конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций» Рим 26 октября 1961г
25. «Парижская Конвенция по охране промышленной собственности» Стокгольм 14 июля 1967г.
26. «Патентный закон Российской Федерации» от 23.09.1992 N 3517-1
27. Письмо ГТК РФ от 27.07. 2004 №01-06/27410 «О разъяснениях по применению отдельных положений приказа ГТК РФ от 27.10.03 №1199»
28. Приказ ГТК РФ от 27 октября 2003 г. N 1199
29. Приказ ГТК РФ от 28.11. 2003 №1356 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров»
30. «Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности» (ТРИПС/TRIPS) от 15. 04. 1994
31. Соглашение стран СНГ от 24.09.1993 "О сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав»
32. « Ниццкое Соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков» от 15. 06. 1957г
33. «Таможенный кодекс Российской Федерации» от 28.05.2003 N 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003)
34. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001)
35. «Уголовный Кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
36. Богомолов В. А. «Экономическая безопасность» - М., 2006
37. Ворожейкина А. «Борьба с контрафактом: проблемы и решения»: Таможня №9, 2006
38. Габричидзе Б. Н. Таможенное право: Учеб. для вузов. - 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Дашков и К, 2004.
39. Гаврилов А. Б., Посошкова А.Н. « Защита объектов интеллектуальной собственности и сферы высоких технологий». Москва – 2001г.
40. Громов Ю.А. «Защита и комерцианализация интеллектуальной собственности» Москва – 2003г.
41. Гуев А. Н. « Комментарий к гражданскому законодательству, не вошедшему в части первую-третью Гражданского кодекса Российской Федерации» Москва «Экзамен» - 2006.
42. Дозорцев В.А. «интеллектуальные права» «Питер» - 2004 год.
43. Елесеев А. Н. « Институциональный анализ интеллектуальной собственности». «Москва» - 1999
44. Измайлова Е. «Контрафактная продукция и роль таможенных органов в борьбе с ее распространением» - Интеллектуальная собственность №10, 2006
45. Минков А.М. «Международная охрана интеллектуальной собственности» Санкт –Петербург «Питер» - 2001.
46. Одинцов А.А. «Экономическая и информационная безопасность предпринимательства» - М.: 2006
47. Сергеев А.П. «Право интеллектуальной собственности в РФ». Москва 2003г.
48. Химмельрайх А. «Зарубежный опыт» - Интеллектуальная собственность №10, 2006
49. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. - М.: Дело, 2005.
50. http:/ /www.baltex.ru
51. http:/ /www.fips.ru
52. http:/ /www.g8russia/ru
53. http:/ /www.legalru.ru/document
54. http:/ /www.patent.md/rus
55. http:/ /www.tamognia.ru
56. http:/ /www.tks.ru
57. http:/ /www.vch.ru
58. http:/ /www.wipo.int/about-wipo/ru
Дата: 2019-05-29, просмотров: 199.