Теоретические подходы к изучению права интеллектуальной собственности в РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Одним из главных показателей цивилизованности общества во все времена было и продолжает оставаться сейчас то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники. От того, насколько значителен интеллектуальный потенциал общества и уровень его культурного развития, зависит, в конечном счете, и успех решения стоящих перед ним экономических проблем. В свою очередь, наука, культура и техника могут динамично развиваться только при наличии соответствующих условий, включая необходимые правовые предпосылки. К их числу, безусловно, следует отнести законодательное закрепление таких нормативных правил, которые адекватны складывающимся в обществе товарно-денежным отношениям.

Переход России к частной собственности и рыночной экономике с объективной необходимостью потребовал реформирования в этом же направлении правовой базы тех общественных отношений, которые связаны с охраной и использованием результатов интеллектуальной деятельности. Прежнее российское законодательство, относящееся к рассматриваемой области, характеризовалось рядом негативных моментов.

Прежде всего, в России, как и во всем бывшем Советском Союзе, отсутствовали специальные законы об охране интеллектуальной собственности, и правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере обеспечивалось в основном подзаконными актами. Единственное исключение в этом плане составляли нормы авторского права, которые были сосредоточены в специальном законе, а с середины 60-х годов — в особом разделе Гражданского кодекса РСФСР 1964 г.

Российская Федерация первой из бывших республик СССР завершила проводившуюся в начале 90-х годов реформу законодательства об охране интеллектуальной собственности. В 1992—1993 гг. в Российской Федерации был принят блок законов по охране интеллектуальной собственности, в том числе Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3517-1, Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных», Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем», Закон РФ от 9 июля 1993 г №3351-1 «Об авторском праве и смежных правах», Закон РФ от 6 августа 1993 г № 5605-1 «О селекционных достижениях». Положения указанных законов получили развитие в целом ряде подзаконных актов, принятых Президентом РФ, Правительством РФ, Патентным ведомством РФ и некоторыми другими органами государственного управления. Полностью создание законодательной базы будет завершено тогда, когда будут приняты законы о служебных разработках, о порядке регистрации и использования фирменных наименований, окончательно урегулированы вопросы о правовом режиме открытий и рационализаторских предложений, а также приняты некоторые подзаконные акты по отдельным аспектам авторских, патентных и иных отношений.

Таким образом, к настоящему времени в Российской Федерации в целом преодолена та кризисная ситуация, которая возникла в области охраны интеллектуальной собственности в связи с распадом СССР. Сказанное, разумеется, не следует расценивать как вывод о том, что в рассматриваемой области решены все основные проблемы. Вопросов, которые еще только предстоит решить, более чем достаточно. И главным из них является задача по воплощению в реальную жизнь тех закрепленных российскими законами об охране интеллектуальной собственности предписаний, которые впервые в истории России соответствуют требованиям цивилизованного общества.

Данная тема актуальна на сегодняшний день, потому что именно сейчас, когда принят целый блок отвечающих современным требованиям законов, в нашей стране наблюдается значительный рост числа нарушений авторских и патентных прав. Это обусловлено целым рядом причин, среди которых можно указать на общее ухудшение правопорядка в стране, появление множества частных фирм, нередко создаваемых специально для выпуска в свет одного двух пиратских изданий, недостаток квалифицированных юридических кадров и организаций, способных реально защитить права потерпевших, и т.п.

Объект исследования – деятельность таможенных органов связанная с защитой прав интеллектуальной собственности. Предмет исследования – объекты интеллектуальной собственности.

Цель исследования – выявить проблемы, с которыми сталкиваются таможенные органы при защите прав интеллектуальной собственности. Данная цель достигается путем решения следующих задач:

- дать понятие интеллектуальной собственности;

- рассмотреть основные институты интеллектуальной собственности;

- изучить систему российского законодательства об охране интеллектуальной собственности;

- раскрыть понятие всемирной организации интеллектуальной собственности;

- рассмотреть некоторые международные договоры по охране интеллектуальной собственности;

- раскрыть проблемы таможенных органов в борьбе с контрафактной продукцией и пути их решения;

- разработать концепцию повышения эффективности борьбы с незаконным использованием товарных знаков.



Предоставление форума для обсуждения. Заседания в рамках ВОИС регулярно собирают заинтересованных представителей правительств и других групп, а также гражданского общества в целях обеспечения конструктивного обсуждения актуальных вызовов. ВОИС также заказывает исследования по новым вопросам.

Государства-члены. Государства-члены ВОИС определяют стратегическую направленность и деятельность Организации. Они встречаются на Ассамблеях, в рамках комитетов и других директивных органах. В настоящее время членами ВОИС являются 183 государства или более 90% стран мира.

Критерии членства и процедура приема в состав членов. Для того, чтобы стать членом государство должно сдать на хранение Генеральному директору ВОИС в Женеве ратификационную грамоту или акт о присоединении. Как предусмотрено в Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, членство в ВОИС открыто для:

1) любого государства, являющегося членом Парижского союза по охране промышленной собственности или Бернского союза по охране литературных и художественных произведений;

2) любого государства, являющегося членом Организации Объединенных Наций, какого-либо из специализированных учреждений, находящихся в связи с Организацией Объединенных Наций, или Международного агентства по атомной энергии, или являющегося стороной Статута Международного Суда; или

3) любого государства, которое Генеральная Ассамблея пригласила стать государством-членом Организации.

Условия, регулирующие мандат, функции, финансы и процедуры ВОИС, изложены в Конвенции ВОИС.

Секретариат ВОИС или Международное бюро расположен в Женеве и имеет штатных сотрудников, представляющих более 90 стран. Штатные сотрудники ВОИС включают экспертов по различным областям права и практики ИС, а также специалистов в области государственной политики, экономики, администрации.

Соответствующие отделы Секретариата отвечают за координацию встреч государств-членов и реализацию их решений, за администрацию международных систем регистрации в области ИС, за разработку и реализацию программ, направленных на достижение целей ВОИС, а также за обеспечение хранилища экспертных знаний в области ИС для оказания помощи своим государствам-членам.

· Органиграмма

· Главные должностные лица

· Профиль Генерального директора

НПО, МПО, гражданское общество. ВОИС работает с широким спектром заинтересованных лиц, включая другие межправительственные делегации, неправительственные делегации, представителей гражданского общества и промышленных групп.

В настоящее время на заседаниях ВОИС статус наблюдателя имеют около 250 НПО и МПО.

Программа и бюджет. Каждые два года Генеральный директор ВОИС представляет государствам-членам на одобрение документ, содержащий Программу и бюджет. В нем подробно характеризуются цели, показатели производительности и бюджетное планирование для всех предлагаемых видов программной деятельности.

 ВОИС отличается от других организаций системы ООН тем, что она в значительной мере является самофинансируемой. Около 90% ассигнованных в бюджете на двухлетний период 2006-2007 гг. расходов Организации в сумме 531 млн. шв. франков поступят за счет доходов от услуг, которые ВОИС предоставляет пользователям международных регистрационных систем (РСТ, Мадридская система, Гаагская система и пр.). Остальные 10% поступят главным образом за счет доходов в рамках услуг ВОИС по арбитражу и посредничеству, а также продажи публикаций, плюс взносы государств-членов. Размер этих взносов сравнительно невелик. Каждая из крупнейших пяти стран по уплате взносов вносит приблизительно 0,5% бюджета Организации.

    Международная охрана ИС осуществляется путем соблюдения международных договоров и конвенций, подписанными странами участниками ВОИС.

     Договоры по охране интеллектуальной собственности

Эта группа договоров определяет международно-признанные основные стандарты охраны интеллектуальной собственности в каждой стране.

· Договор о патентном праве (ПЛТ)

· Парижская конвенция об охране промышленной собственности

· Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений

· Римская конвенция по охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и органов вещания

· Найробский договор об охране олимпийского символа

· Договор о законах по товарным знакам

· Статьи

· Инструкция к Договору о законах по товарным знакам

· Типовой международный бланк заявки

· Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники

· Договор ВОИС по авторскому праву

· Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам

Договоры о классификациях

Эта группа создает системы классификаций, которые организуют информацию об изобретениях, товарных знаках и промышленных образцах в индексированные, управляемые структуры для облегчения поиска

· Локарнское соглашение об учреждении Международной классификации промышленных образцов

· Ниццкое соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков

· Страсбургское соглашение о Международной патентной классификации

Заключение

 

Характеризуя понятие интеллектуальной собственности, нельзя
обойти вниманием и вопрос о том, что вкладывается в него важнейшими международными соглашениями, тем более что в соответствии с
Конституцией РФ те из них, в которых участвует Российская Федерация, являются составной частью российской правовой системы (п. 4 ст. 15). Наиболее полным образом понятие интеллектуальной собственности раскрывается в пункте VIII ст. 2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), от 14 июля 1967 г. В ней указывается, что интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к:

— литературным, художественным и научным произведениям;

— исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам;

— изобретениям во всех областях человеческой деятельности;

— научным открытиям;

— промышленным образцам;

— товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;

— защите против недобросовестной конкуренции;

Совершенствование правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности человека, максимальная гармонизация соответствующих национальных законодательств, создание и эффективное использование механизмов вовлечения интеллектуальной собственности в гражданский оборот должны заменить уже давно существующую в России ориентацию на доминирующее использование национальных природных ресурсов. Без этого невозможен устойчивый экономический рост – основа процветания России.

В Российской Федерации результаты интеллектуальной деятельности охраняются нормами национального законодательства, а также нормами международных договоров. Международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, в Российской Федерации установлен примат международного права над национальным законодательством. В Российской Федерации существует федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент), который выполняет функции по надзору и контролю в сфере интеллектуальной собственности.

На сегодняшний день наблюдается устойчивая тенденция роста количества правонарушений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с производством и распространением контрафактной и фальсифицированной продукции. Проблема фальсификации и контрафакта приобрела, национальные масштабы и ставит под угрозу экономическую безопасность государства. На протяжении ряда лет наблюдается устойчивая тенденция роста количества выявленных правонарушений в этой области.

По данным правоохранительных и контролирующих органов, а также самих производителей, доля контрафактной и фальсифицированной продукции на потребительском рынке увеличивается по самой широкой номенклатуре. По отдельным группам товаров - парфюмерно-косметических, обуви, одежды, синтетических моющих средств, мясных, молочных и рыбных консервов, чая, кофе и кондитерских изделий - от 30 до 50% находящихся из них в обращении являются контрафактными или фальсифицированными. Особую озабоченность вызывает проблема фальсификации лекарственных средств. Производство и реализация контрафактной и фальсифицированной продукции представляют серьезную угрозу экономической безопасности, как России, так и стран ближнего зарубежья.





Список используемой литературы

1. «Арбитражный Процессуальный Кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002)

2. «Бернская Конвенция об охране литературных и художественных произведений» (Парижский Акт, ВОИС, 24 июля 1971г)

3. «Всемирная Конвенция об авторском праве» от 6 сентября 1952г.

4. «Гражданский Процессуальный Кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002)

5. «Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)

6. «Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995)

7. Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть третья)» от 26.11.2001 N 146-ФЗ

8. «Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть четвертая)» вступает в силу с 1 января 2008г.

9. «Договор о законах по товарным знакам»

10. «Договор о патентной кооперации»

11. «Евразийская патентная конвенция» от 17.02.1994

12. «Закон РФ «О геодезии и картографии» от 26.12.1995 

13. Закон РФ от 06.08.1993 N5605-1 « селекционных достижениях»

14. Закон РФ от 09.07.1993 N5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»

15. Закон РФ от 23.09.1992 N3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем»

16. Закон РФ от 23.09.1992 N3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»

17.  Закон РФ от 23.09.1992 N3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» 

18. Закон РСФСР от 22.03.1991 N948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»

19. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N195-ФЗ

20.  «Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм» Женева, 29 октября 1971

21. «Конвенция, учреждающая всемирную организацию интеллектуальной собственности» Стокгольм, 14 июля 1967

22. «Конституция Российской Федерации» 12 декабря 1993

23. «Марракешское соглашение о создании в всемирной торговой организации» от 01. 01. 1995

24. «Международная конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций» Рим 26 октября 1961г

25. «Парижская Конвенция по охране промышленной собственности» Стокгольм 14 июля 1967г.

26. «Патентный закон Российской Федерации» от 23.09.1992 N 3517-1

27. Письмо ГТК РФ от 27.07. 2004 №01-06/27410 «О разъяснениях по применению отдельных положений приказа ГТК РФ от 27.10.03 №1199» 

28. Приказ ГТК РФ от 27 октября 2003 г. N 1199

29. Приказ ГТК РФ от 28.11. 2003 №1356 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров»

30. «Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности» (ТРИПС/TRIPS) от 15. 04. 1994

31. Соглашение стран СНГ от 24.09.1993 "О сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав»

32. « Ниццкое Соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков» от 15. 06. 1957г

33. «Таможенный кодекс Российской Федерации» от 28.05.2003 N 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003)

34. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001)

35. «Уголовный Кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)

36.  Богомолов В. А. «Экономическая безопасность» - М., 2006

37. Ворожейкина А. «Борьба с контрафактом: проблемы и решения»: Таможня №9, 2006  

38.  Габричидзе Б. Н. Таможенное право: Учеб. для вузов. - 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Дашков и К, 2004.

39. Гаврилов А. Б., Посошкова А.Н. « Защита объектов интеллектуальной собственности и сферы высоких технологий». Москва – 2001г.

40. Громов Ю.А. «Защита и комерцианализация интеллектуальной собственности» Москва – 2003г.

41.  Гуев А. Н. « Комментарий к гражданскому законодательству, не вошедшему в части первую-третью Гражданского кодекса Российской Федерации» Москва «Экзамен» - 2006.

42. Дозорцев В.А. «интеллектуальные права» «Питер» - 2004 год.

43. Елесеев А. Н. « Институциональный анализ интеллектуальной собственности». «Москва» - 1999

44. Измайлова Е. «Контрафактная продукция и роль таможенных органов в борьбе с ее распространением» - Интеллектуальная собственность №10, 2006

45. Минков А.М. «Международная охрана интеллектуальной собственности» Санкт –Петербург «Питер» - 2001.

46.  Одинцов А.А. «Экономическая и информационная безопасность предпринимательства» - М.: 2006

47. Сергеев А.П. «Право интеллектуальной собственности в РФ». Москва 2003г.

48. Химмельрайх А. «Зарубежный опыт» - Интеллектуальная собственность №10, 2006

49.  Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. - М.: Дело, 2005.

50.  http:/ /www.baltex.ru

51.  http:/ /www.fips.ru

52.  http:/ /www.g8russia/ru

53.  http:/ /www.legalru.ru/document

54. http:/ /www.patent.md/rus

55.  http:/ /www.tamognia.ru

56. http:/ /www.tks.ru

57. http:/ /www.vch.ru

58. http:/ /www.wipo.int/about-wipo/ru

 

Введение

 

Одним из главных показателей цивилизованности общества во все времена было и продолжает оставаться сейчас то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники. От того, насколько значителен интеллектуальный потенциал общества и уровень его культурного развития, зависит, в конечном счете, и успех решения стоящих перед ним экономических проблем. В свою очередь, наука, культура и техника могут динамично развиваться только при наличии соответствующих условий, включая необходимые правовые предпосылки. К их числу, безусловно, следует отнести законодательное закрепление таких нормативных правил, которые адекватны складывающимся в обществе товарно-денежным отношениям.

Переход России к частной собственности и рыночной экономике с объективной необходимостью потребовал реформирования в этом же направлении правовой базы тех общественных отношений, которые связаны с охраной и использованием результатов интеллектуальной деятельности. Прежнее российское законодательство, относящееся к рассматриваемой области, характеризовалось рядом негативных моментов.

Прежде всего, в России, как и во всем бывшем Советском Союзе, отсутствовали специальные законы об охране интеллектуальной собственности, и правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере обеспечивалось в основном подзаконными актами. Единственное исключение в этом плане составляли нормы авторского права, которые были сосредоточены в специальном законе, а с середины 60-х годов — в особом разделе Гражданского кодекса РСФСР 1964 г.

Российская Федерация первой из бывших республик СССР завершила проводившуюся в начале 90-х годов реформу законодательства об охране интеллектуальной собственности. В 1992—1993 гг. в Российской Федерации был принят блок законов по охране интеллектуальной собственности, в том числе Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3517-1, Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных», Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем», Закон РФ от 9 июля 1993 г №3351-1 «Об авторском праве и смежных правах», Закон РФ от 6 августа 1993 г № 5605-1 «О селекционных достижениях». Положения указанных законов получили развитие в целом ряде подзаконных актов, принятых Президентом РФ, Правительством РФ, Патентным ведомством РФ и некоторыми другими органами государственного управления. Полностью создание законодательной базы будет завершено тогда, когда будут приняты законы о служебных разработках, о порядке регистрации и использования фирменных наименований, окончательно урегулированы вопросы о правовом режиме открытий и рационализаторских предложений, а также приняты некоторые подзаконные акты по отдельным аспектам авторских, патентных и иных отношений.

Таким образом, к настоящему времени в Российской Федерации в целом преодолена та кризисная ситуация, которая возникла в области охраны интеллектуальной собственности в связи с распадом СССР. Сказанное, разумеется, не следует расценивать как вывод о том, что в рассматриваемой области решены все основные проблемы. Вопросов, которые еще только предстоит решить, более чем достаточно. И главным из них является задача по воплощению в реальную жизнь тех закрепленных российскими законами об охране интеллектуальной собственности предписаний, которые впервые в истории России соответствуют требованиям цивилизованного общества.

Данная тема актуальна на сегодняшний день, потому что именно сейчас, когда принят целый блок отвечающих современным требованиям законов, в нашей стране наблюдается значительный рост числа нарушений авторских и патентных прав. Это обусловлено целым рядом причин, среди которых можно указать на общее ухудшение правопорядка в стране, появление множества частных фирм, нередко создаваемых специально для выпуска в свет одного двух пиратских изданий, недостаток квалифицированных юридических кадров и организаций, способных реально защитить права потерпевших, и т.п.

Объект исследования – деятельность таможенных органов связанная с защитой прав интеллектуальной собственности. Предмет исследования – объекты интеллектуальной собственности.

Цель исследования – выявить проблемы, с которыми сталкиваются таможенные органы при защите прав интеллектуальной собственности. Данная цель достигается путем решения следующих задач:

- дать понятие интеллектуальной собственности;

- рассмотреть основные институты интеллектуальной собственности;

- изучить систему российского законодательства об охране интеллектуальной собственности;

- раскрыть понятие всемирной организации интеллектуальной собственности;

- рассмотреть некоторые международные договоры по охране интеллектуальной собственности;

- раскрыть проблемы таможенных органов в борьбе с контрафактной продукцией и пути их решения;

- разработать концепцию повышения эффективности борьбы с незаконным использованием товарных знаков.



Теоретические подходы к изучению права интеллектуальной собственности в РФ

Дата: 2019-05-29, просмотров: 206.