Методы
1. Беседа с учителем
2. Наблюдение за учащимися во время уроков литературного чтения, перемены, внеклассных мероприятий.
3. Заполнение сводной таблицы по следующим параметрам: активен в общении со сверстниками, сам выбирает себе партнеров для игр и занятий; не провоцирует конфликты со сверстниками, не бьет первым; имеет постоянных приятелей в классе; уважительно относится к учителю и соблюдает необходимую дисциплину в общении с ним; прислушивается к замечаниям и требованиям учителя, старается их выполнить, соблюдает принятые в классе правила поведения и общения; способен справиться с просьбой к учителю, взрослому; может поставить перед собой конкретную учебную цель и последовательно добиться ее достижения; Становления и развития личности.
Задачи
1. Выявить изменения в поведение у младших школьников;
2. Наблюдать за особенностями контакта между детьми;
3. Сделать выводы.
Обсуждение результатов
В конце четверти, мы наблюдали за поведением учащихся, беседовали с учителем.
На основе полученных данных мы заполнили сводную таблицу 2 из которой видно, что в течении четверти произошли некоторые изменения. Активны в общении стали 70% учащихся, сами выбирают себе партнеров для игр и занятий. Стали прислушиваться к замечаниям и требованиям учителя 73% учащихся. Соблюдать принятые в классе нормы и правила поведения и общения стали 69%. Могут поставить перед собой цель и последовательно добиваться ее 69%. обратиться с просьбой, с вопросом к учителю, взрослому под силу 66%.
Из наших наблюдений за учащимися на перемене, видно, что уровень произвольности у детей повысился. У 33% учащихся уровень произвольности - средний, у 63% учеников уровень произвольности поведения - высокий.
Заключение
Самые глубокие таинственные слова в сказках. Они возникли из посвиста ветра, шороха листвы, скрипа колес проселочной дороге, а также из детских вопросов, на которые надо найти ответ.
Формирование произвольного поведения является одной из ведущих задач современной школы, т.к именно произвольность позволяет ребенку адекватно оценивать будущий поступок с точки зрения его результатов и отдельных последствий.
Формирование произвольного поведения у младших школьников с отклонениями в поведении через сказку является основой нашего исследования.
В начале нашего исследования мы изучили педагогическую литературу, в которой выяснили, что типические отклонения поведения младших школьников хорошо поддаются коррекции по средствам сказкотерапии.
Целью сказки является не столько занятие детей каким-нибудь делом, не столько предохранение их от дурных привычек и дурного направления, сколько развитие данных им от природы элементов человеческого духа, - развитие чувства любви, и чувства бесконечного. Прямое и непосредственное действие таких книжек должно быть обращено на чувство детей, а не на их рассудок.
Авторы уверены, что сказка развивает оценочные суждения, особое внимание обращают на литературоведческое образование, считая, что смысл коррекции и развивающей работы состоит в том, чтобы понять и правильно интерпретировать суть, сказочную ситуацию, образов, конструкций сюжета. Данные положение легли в основу нашей экспериментальной работы.
В ходе констатирующего эксперимента мы выявили младших школьников среди учащихся 2 класса, у которых обнаружили отклонения от норм поведений, связанные с недостаточным развитием произвольности.
В экспериментальной работе по формированию произвольного поведения через сказку мы наблюдали за тем, как испытуемые анализируют сказку и поступки героев во время уроков; на перемене наблюдали за особенностями поведенческих реакций испытуемых и выявили, что сказки положительно влияют на поведение детей. Это проявлялось в уступчивости друг другу, изменению поведения, после замечаний учителя и, наконец, в самостоятельном осознании собственных действий большей части испытуемых, т.е. в возникших конфликтах дети сами находили выход из сложившейся ситуации.
Сказка для ребенка - это не просто вымысел, это особая реальность мира чувств. Сказка выдвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дети сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварства. Поэтому те уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
В ходе констатирующего эксперимента по выявлению эффективности коррекционной работы по формированию произвольного поведения мы выявили, что поведение детей становилось более осознанным, т.е. уровень произвольного поведения большей части учащихся повысился. Проведенные исследования свидетельствуют о правильности выдвинутой гипотезы.
Список использованной литературы
1. Аншакова С.Ю. Работа над эпитетом как средство раскрытия жанровых особенностей сказки. М., 2004, стр.55-58. "Журнал Начальная школа" № 6
2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература., М.: Издательство "Академия", 2000.
3. Бачков И.В. Сказкотерапия развития самосознания через психологическую сказку. - М.: Ось, 2003
4. Белинский В.Г. Статья о народной поэзии. // Полн. собр. соч., М., 1953-1956.
5. Брокет 3. Шрейбер Г. Целительная сила сказок. - М.: Аквариум Бук, 2003
6. Бушуева Л.С., Блощицина Л.П. Развитие творческого воображения в процессе обучения младших школьников; стр.50-53. Журнал "Начальная школа + До и после". М., 2003.
7. Емельянова С.М. Что за прелесть эти сказки! М., 2000.
8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - С. Петербург, 2001
9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству АОЗТ Златоуст, 1998
10. Капица О.И. Русская народная сказка. М., 1959.
11. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М.: 2000
12. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996
13. Коррекционная педагогика в начальном образовании под редакцией Кумариной Г.Ф., - М.: Академия, 2001
14. Никифоров А.И. Сказка, ее бытование и носители.
15. Пропп В.Я. Фольклор и действительность // Русская литература, 1963, № 3.
16. Психокоррекция и развивающая работа с детьми под редакцией Дубровиной И.В., - М.: 1998
17. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога - М.: Арктики, 2001
18. Сидорина Н. Сказки русских писателей. М. ООО Издательство "Астрель", 2002.
19. Стрелкова Л.П. Уроки сказки. М.: 1989
20. Усольцева М.Э. Вспоминаем сказки Пушкина. М., 2000.
Приложение
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ.
Д.Н. Мамин-Сибиряк "Серая шейка"
Один из первых исследователей творчества писателя для детей И.А. Саввин отметил не только его обостренное внимание к природе, но и особый дар вовлекать читателя в этот мир-" Мамин заражает и подкупает своего читателя прежде всего исключительной любовью к природе".
Природа в сказке "Серая шейка" не имеет ничего общего с условным традиционным фольклорным пейзажем. Мамин-Сибиряк обстоятельно рисует полнокровную жизнь реальной природы с определенными приметами места, времени, событий: поэтому пейзажи удивительно многообразны и выразительны. С живописной конкретностью воссоздана уральская природа с горной бурливой речкой, болотом в низине, лесом у подножия высокой горы. В этих пейзажах блеклые осенние краски, сумрак дождливых дней, серебристый иней на деревьях, трепетный свет луны на замерзающей реке. Автор передает поступательное движение природы. Ее различные состояния в непрерывном течении времени. Несмотря на то, что пространственно место действия ограничено, сказка густо населена. Птицы и звери наделены трудолюбием, неиссякаемой жизненной силой в борьбе за существование. Писатель внимателен к каждому из них: видит, как собираются к отлету "лебеди, гуси, утки" и как "старые и бывалые птицы учили молодых", как "умные вожаки сначала обучали отдельные партии, а потом всех вместе".
Сказка проникнута теплым чувством автора: на протяжении всего повествования он горячо сочувствует беззащитному существу, внимательно и восхищенно вглядывается в разноликую жизнь природы.
"Серая шейка" близка к народной сказке о животных - персонажи наделены человеческими мыслями, чувствами, поступками. Действуют в ней и традиционные персонажи в духе приписанных им психологических и нравственных свойств - это Лиса, Заяц.
Задачи работы над текстом:
Детям нужно помочь увидеть, почувствовать полноту, непрерывное течение жизни природы
Пробудить искреннее сострадание к участи маленькой уточки
Помочь увидеть, эстетически пережить пейзаж, способствуя формированию вкуса к поэтическому слову
Показать эмоциональное богатство, разнообразие настроений, которыми окрашены разные эпизоды произведения (грусть, восхищение, юмор)
Работа над текстом начинается с подготовки читательского восприятия, которая осуществляется путем активизации имеющейся у детей наблюдений над природой с одновременным обогащении их словарного запаса. Мы вспоминали и нарисовали последовательные перемены в природе на протяжении всей осени. При этом мы не только помогали вспомнить увиденное, пережитое, но и дали на доске слова, вписывающиеся в контекст ученического рассказа: порывистый ветер, моросящий дождь, густой туман, желтеющиеся листья, хмурое небо, унылые деревья, морозный воздух, застывший лес, грустные крики птиц, неяркое солнце.
После чтения сказки основной группой приемов работы над текстом стали те, которые способствуют развитию воображения, а также сопереживанию детей. Усиление эмоциональной активности и читательского воображения - важнейшее условие эстетического освоения произведения учащимися младших классов. Углубление первичного восприятия вели по следующим вопросам и заданиям (они сгруппированы в соответствии с поставленными задачами):
1. Найдите строчки, по которым видно, как быстро летело время, как менялась природа.
2. О каких птицах рассказывает писатель? Какими вы видите лес, болото, речку, на которых они живут?
3. Расскажите от лица Серой шейки, что она думала, чувствовала после отлета уток, после того как выпал первый снег и наступили морозы.
Подсказывали детям, что для такого рассказа надо понять, представить себе состояние птицы, о чем говорят слова: думала с ужасом, была в отчаянии, начала бояться, замерло сердце, трепетала. Объясните, почему подружились Серая шейка и Заяц? Перечитайте описание горной речки ночью. Почему повторяются слова тихо-тихо?
Почему писатель говорит чудно хорошо было кругом?
Лес сравнивается со стражей "из великанов". Вам нравится это сравнение? Почему?
Как вы думаете, окружающая природа (лес, наступившая зима) помогает или мешает Серой Шейке?
Какие места сказки показались вам особенно печальными? Где было смешно? Почему?
Как относится писатель к Серой Шейке, Лисе, Зайцу, Старой утке? Как вы узнали это?
В каких сказках вы уже встречались с такими животными? Можно ли назвать это произведение сказкой? Почему?
Обобщая ответы детей, мы помогли им увидеть сказку в очеловеченных персонажах. Ученики были подведены и к следующему итогу: жизнь природы, перемены в ней осенью, зимой писатель рисует правдиво, а историю уточки рассказывает как сказку.
Таким образом, организация наблюдений над изображением жизни природы предполагает следующие условия:
активизацию личного опыта учащихся и их впечатлений от природы
четко определили детали, составные части пейзажа, так как конкретность мышления детей не терпит неопределенных картин
обращали внимание на словесное оформление пейзажей, отдельные слова текста становятся опорно-ключевыми в воссоздаваемой картине
определяли настроение описания природы (печальные осенние дни, торжественно-прекрасная ночь, таинственно-мрачный лес).
Формирование интереса к изображению природы в литературном произведении обогащает маленького читателя не только эстетически. Чуткость ко всему живому, сочувствие, сострадание к неразумным, беззащитным, слабым существам проявляется тем сильнее, чем полноценнее художественное восприятие этих произведений, чем ярче читательские образы.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ.
А. Гайдар "Горячий камень"
Литературное развитие-процесс длительный и сложный, который начинается с первых шагов приобщения младших школьников к настоящей литературе на уроках чтения. Это движение обусловлено активностью мыслей и чувства, памяти и воображения, степенью наблюдательности и общим речевым развитием читателя. Однако учащиеся младших классов имеют ограниченный круг жизненный и художественный впечатлений, язык их беден, эмоциональный их опыт недостаточен. Именно поэтому в начальных классах восприятие произведения происходит чаще всего на уровне его сюжетно-событийной основы, с наивной верой в подлинность героев и происходящих с ними событий. Тем не менее практика показывает, что уже с первых лет обучения, основываясь на искреннем доверии детей к автору, можно начать формирование творческих, "талантливых", по определению С. Маршака, читателей. Конкретность мышления младших школьников, естественная потребность расширить свои впечатления об окружающей действительности дают возможность оживить в их воображении художественный мир произведения и этим способствовать обогащению новыми эстетическими и нравственными чувствами.
Вся работа со сказкой строится на выявлении и осмыслении авторской оценки сказочных событий. Впрочем, сказочными они могут быть названы достаточно условно, во всяком случае на первый взгляд. Как важно помочь детям увидеть это чудо, понять его особый, одновременно сказочный и жизненный смысл. В противном случае от сказки ничего не останется, кроме фабулы. А сказка очень мудра.
Мы попытались донести до второклассников мудрость гайдаровского "Горячего камня".
Вначале мы предложили детям вдуматься, что же в заглавии убеждает читателей в том, что перед ними именно сказка. А затем дали возможность учащимся внимательно прочитать и осмыслить 1-ю и 2-ю части сказки: представить себе старика сторожа, Ивашку Кудряшкини, выделить то, что особенно поразило в их внешности, поведении, осознать авторскую оценку этих персонажей. Тем самым второклассники получили персональные представление о героях и о событии, столь печальном для Ивашки, которое послужило своеобразным толчком к появлению волшебного камня, совершившего чудо. Какое?
Дальнейшая работа строилась следующим образом, чтобы ученики смогли найти ответ на этот непростой вопрос. Перед чтением вслух 3-й части перед учащимися была поставлена проблемная ситуация: "Почему горячий камень встретился на пути Ивашки именно тогда, когда ему было горько и стыдно?" Дети при чтении почувствовали, что появление волшебного камня не случайно. Горячий камень - это своеобразное испытание для Ивашки, а позже для сторожа, рассказчика и всех людей. Учащиеся внимательно вчитывались в описание волшебного камня, в удивительную надпись на нем и пытались понять, какие же чувства пробудил этот камень у нашего героя: радость ли, облегчение ли в тот самый момент, когда ему было горько и стыдно.
В итоге всей работы учащиеся отвечали на такие вопросы:
Какое же чудо совершилось с помощью горячего камня здесь на горе?
Кто же главный герой в этой сказке?
О чем мог думать старик, предлагая Ивашке оставить камень на виду?
Почему автор назвал сказку "Горячий камень"?
Вот как ответили учащиеся на некоторые из этих вопросов:
"Камень сделал Ивашку добрее и умнее и помог всем людям по-другому взглянуть на себя"; "Я думаю, если бы не было горячего камня, Ивашка не знал бы, как старику помочь. В сказке просто не было бы волшебства"; "Сказка называется так потому, что в ней главное лицо - камень. Он такой яркий, голубой, красивый. И горячий"; "Главную роль здесь играет горячий камень. Если бы камень был холодный, он бы делал зло, а не добро. И потом, если бы он был холодный, Ивашка бы не обратил на него внимания".
Анализ данных ответов свидетельствует о том, что мы выбрали верное направление работы со сказкой, сконцентрировав основное внимание на волшебном камне, его удивительных свойствах. Чудесный предмет в сказке не сказал ни слова, но чудо все же свершилось при его помощи и участии. Оно не лежит на поверхности, поэтому тем более важно вскрыть его, понять особый нравственный и социальный смысл этого чуда. Именно по такому пути мы и пошли при анализе сказки, поэтому и сумели помочь второклассникам понять, почувствовать, как мудра и умна эта сказка, вызвать у них живой эмоциональный отклик.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ.
Ненецкая сказка "Кукушка"
Сюжет этой сказки на первый взгляд прост. Мать любила своих детей и все делала для того, чтобы им жилось хорошо. Но когда сама заболела от тяжелой работы, дети не подали ей даже воды. Вот и обратилась она в кукушку, покинула своих ленивых, эгоистичных детей навсегда.
Впрочем, так ли прост сюжет? Нет. Если прочитать сказку внимательнее, то можно почувствовать, понять, что значительно глубже, сложнее. В "Кукушке" есть очень непростой, суровый подтекст. Он по вине матери, которая, любя своих детей, постоянно заботясь о них, в своей занятости забыла о главном: их с детства надо готовить к взрослой жизни, к труду, иначе они не смогут достойно прожить эту нелегкую жизнь. Поняв это, мать ужаснулась. Она решила искупить свою вину и обратилась в кукушку. Оставила любимых детей навсегда в надежде на то, что они уже достаточно взрослые, чтобы суметь выжить, не ожесточатся, а станут добрее, умнее, серьезнее. Сказка не говорит, выдержали ли дети испытание матери. Но она дает понять и почувствовать, что это испытание стало для них подлинным потрясением. Вряд ли они теперь будут легкомысленными и беззаботными. Для детей наступила иная жизнь, и от них, только от них зависит, какой она будет.
Конечно, трудно донести до второклассников эмоциональный контекст, но мы были уверены, что в таком возрасте уже возможно глубокое почтение и скупой по своим выразительным средствам сказки, тем более что произведением этого жанра на уроках уделялось особое внимание.
При чтении и анализе "Кукушки" ученики пытались разобраться, кого же им по настоящему жалко, за кого они особенно переживали, почему. В процессе этой работы учащиеся все более проникались уважением к матери, ласковой, доброй, заботливой, трудолюбивой, беззаветно любящей своих детей, очень сдержанной. И надо было видеть, как учащиеся осуждали этих детей, эгоистичных, ленивых, беззаботных, равнодушных, капризных и жестоких (даже воды не подали больной матери, да еще засмеялись при этом!).
На наш вопрос о том, как так случилось, почему дети выросли такими бездельниками, они задумались, а потом ответили: "Мать очень заботилась о них. Она не заставляла их работать, все делала сама".
Эти размышления учащихся послужили источником для их дальнейших раздумий. Ученики, вчитываясь в детали, предположили, что мальчику стало страшно, когда он увидел, что мать превратилась в птицу, поэтому он зовет своих братьев: "Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей!"
Учащиеся, только что осуждавшие детей за жестокое отношение к матери, проникаются к ним сочувствием. И это естественно. Они невольно ставят себя на место братьев. Каково им теперь без матери? Наверное, очень трудно. А матери, каково оставлять детей? Тоже нелегко. Ведь приходится от сердца отрывать самое дорогое. Так сказка наводит на серьезный разговор о жизни, об ответственности людей друг перед другом, о цене жестокости, равнодушия, беззаботности и о цене всепоглощающей любви. Заканчивается урок на высоком эмоциональном подъеме словами учителя: "Спешите делать людям добро! Берегите матерей!"
Подобные уроки - результат бережного и внимательного отношение к произведениям сказочного жанра. Учитель только тогда может живо и интересно провести работу с текстом сказки, когда он осознанно учитывает особенности данного типа сказки и выбирает в связи с этим необходимые формы, методы и приемы анализа, продумывает содержание беседы. Главное - проникнуть в глубину сказочного мира, а не скользить по его поверхности.
Обобщая ответы детей, мы помогли им увидеть сказку в очеловеченных персонажах. Приемы работы могут быть и иные, но важно их подчинить намеченным выше задачам, например:
Составление картинок к отдельным частям произведения. Предлагается подобрать краски, объяснить их выбор.
Сопоставление с другой сказкой, Учащиеся приводят примеры из сказок.
Инсценировка или чтение в лицах. Работа эта требует выяснение состояния, настроения персонажей.
Таким образом, это обогащает маленького читателя не только эстетически. Чуткость ко всему живому, сочувствие, сострадание, проявляется тем сильнее, чем полноценнее художественное восприятие этих произведений, чем ярче читательские образы.
ТАБЛИЦА № 1
Активен в общении со сверстниками | Не провоцирует конфликт | Уважительно относится к взрослым | Имеет постоянных приятелей в классе | Прислушивается к требованиям учителя | Соблюдает принятые нормы и правила | Способен справиться с просьбой | Может поставить перед собой цель | |
Ведерников В. | + | +/- | + | + | +/- | + | + | +/- |
Веснин П. | +/- | + | + | +/- | +/- | + | + | +/- |
Ефимова Л. | + | + | + | + | + | + | +/- | |
Копысев Т. | +/- | +/- | + | + | +/- | +/- | +/- | +/- |
Кустов Д. | + | +/- | + | + | +/- | +/- | ||
Мальцев Д. | + | +/- | + | +/- | +/- | +/- | + | +/- |
Притужалов А. | +/- | + | + | + | + | +/- | +/- | |
Тудвасева В. | +/- | + | + | + | +/- | + | + | +/- |
Хозеева А. | + | +/- | +/- | +/- | ||||
Черницын В. | + | +/- | +/- | |||||
Чудинов В. | +/- | + | + | +/- | +/- | +/- | +/- | |
Яковлев В. | +/- | +/- | + | +/- | + | +/- | +/- | +/- |
"+" - да
"-" - нет
"+/-" – иногда
ТАБЛИЦА № 2
Активен в общении со сверстниками | Не провоцирует конфликт | Уважительно относится к взрослым | Имеет постоянных приятелей в классе | Прислушивается к требованиям учителя | Соблюдает принятые нормы и правила | Способен справиться с просьбой | Может поставить перед собой цель | |
Ведерников В. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Веснин П. | + | + | + | + | + | + | + | +/- |
Ефимова Л. | + | + | + | + | + | + | + | +/- |
Копысев Т. | +/- | + | + | + | +/- | +/- | + | + |
Кустов Д. | + | + | + | + | +/- | +/- | + | + |
Мальцев Д. | + | +/- | + | + | +/- | +/- | + | + |
Притужалов А. | +/- | + | + | + | + | + | +/- | +/- |
Тудвасева В. | + | + | + | + | + | + | + | + |
Хозеева А. | + | +/- | +/- | + | +/- | +/- | + | +/- |
Черницын В. | +/- | + | + | +/- | +/- | +/- | +/- | |
Чудинов В. | + | + | + | + | +/- | + | +/- | +/- |
Яковлев В. | + | + | + | +/- | + | + | + | + |
"+" - да
"-" - нет
"+/-" - иногда
Дата: 2019-05-29, просмотров: 169.