Программа коррекции детско-родительских отношений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Актуальность программы: Многие социальные проблемы современности, в том числе такие как катастрофическое падение уровня здоровья людей, рост преступности и различных видов зависимостей, неуправляемая агрессия, «произрастают» из единого корня – из непонимания людьми самих себя, смысла своей жизни, неспособности координировать свое взаимодействие друг с другом и средой обитания.

Время настоятельно требует появления силы, влияющей на эти процессы, а именно человека, способного жить созидательно и конструктивно, не причиняя никому вреда. Основы успешности процесса социализации закладываются уже в раннем возрасте, проникая из атмосферы, в которой растет ребенок, в глубинные структуры его личности.

Удовлетворение базовых потребностей, положенных в основу психического здоровья, таких как потребность в безусловной любви, безопасности, внимании, границах и признании, закладывается в подсознательный опыт ребенка в раннем и дошкольном возрасте, определяя вектор развития личности.

Цель программы: Оптимизация детско-родительских отношений дошкольников.

Задачи программы:

1. Развитие компетентности родителей.

2. Обучение эффективным методам взаимодействия с ребёнком посредством игры.

3. Сформировать в ребенке позитивное восприятие самого себя как человека с положительными качествами и недостатками, умение обращаться к себе, советоваться с собой, оценивать свои мысли и поступки.

4. Гармонизация зоны ближайшего развития ребенка (семьи) с зоной социализации – пространством дошкольного учреждения.

Этапы построения программы:

1-й этап – подготовительный.

Цель – создать условия для ведения экспериментальной работы.

Задачи:

а) ввести детский коллектив в режим нестандартных педагогических приемов, открыть потребность ребенка к взаимодействию с социумом с сохранением своей индивидуальности;

б) содействовать формированию установки в родительском коллективе на создание психологической культуры в семье как основы здоровья;

в) раскрыть творческий потенциал педагогического коллектива в процессе работы с детьми и родителями.

2-й этап – формирующий.

Цель – содействовать созданию целостной картины социально-психологического здоровья.

Задачи:

а) включить детей в освоение позитивного социально-психологического опыта на специальных занятиях, в игре и продуктивном творчестве;

б) организовать в семье совместную творческую деятельность, направленную на удовлетворение потребности ребенка во внимании, границах и признании;

в) ввести в режим образовательной среды ДОУ акции совместного творческого взаимодействия семьи и детского сада, направленные на поддержку позитивного семейного потенциала.

3-й этап – творческий.

Цель – содействовать сохранению и развитию обратной связи в системе детский сад – ребенок – семья.

Задачи:

а) укреплять и поддерживать пространство социальной рефлексии в детском коллективе на основе развития эмпатии и стремления к сотрудничеству;

б) поддерживать инициативу родительского коллектива во внедрении творческих форм взаимодействия с ДОУ на основе индивидуальных потребностей семьи;

в) развивать индивидуально ориентированные формы педагогического взаимодействия на основе реализации творческого потенциала каждого сотрудника, опираясь на высокий профессионализм.

Первый блок программы включал в себя комплекс следующих мероприятий:

1. Занятия с детьми «Уроки доброты».

2. Занятия с родителями «Искусство родительской любви».

3. Семинар для педагогов «Раскрытие индивидуальности ребенка».

1. Занятия с детьми.

Слово «урок» было выбрано умышленно с целью создания позитивного образа понятия, которое в школьной жизни ребенка займет значительное место. Учитывая существующий стереотип, предлагается создание позитивно окрашенного образа урока как бесконечного и интересного открытия себя и мира, полного чудес и удивительных событий. Само по себе словосочетание «Уроки доброты» дает ребенку возможность на эмоциональном уровне установить подсознательную взаимосвязь между социально весомым словом «урок» как воплощением труда и словом «доброта» как проникновением в тайны истинного богатства человеческой природы.

Задачи «Уроков доброты»:

а) научить ребенка сопереживать;

б) размышлять о своем эмоциональном состоянии, отслеживать его;

в) научить создавать комфортную психологическую обстановку в окружающем мире;

г) внушить уверенность в себе, ответственность за свои поступки.

«Уроки доброты» рекомендуется проводить 2 раза в неделю в течении 6 месяцев. Особый ритуал его начала и окончания создает у детей настрой на рефлексивную, спонтанную деятельность. Каждый урок содержит двигательное, дыхательное упражнение, сказку, игру на сотрудничество и эмпатию, рисование. Символы-образы, являющиеся темой урока, открывают детям путешествие по миру чувств. В каждой группе можно сделать панно «Волшебная страна» – специальное цветовое поле, на котором размещены «Цветочки Доброты», сделанные детьми дома совместно с родителями. Это наглядное пособие, которое направлено на формирование эмпатии, обучение саморегуляции, анализу чувственного мира.

В конце полугодия как итог занятий с детьми рекомендуется провести фестиваль Доброты с заключительным праздником – балом Добрых волшебников. Цель этого мероприятия – снятие психосоматического напряжения, преодоление комплексов в системе взрослый – ребенок, раскрытие творческого потенциала детей, закрепление позитивного отношения к пространству детского сада.

Работа по программе предусматривает индивидуальный контроль. На каждого ребенка необходимо завести индивидуальные карты. Трижды за год проводится диагностика психосоматического здоровья детей. По ее результатам осуществляется коррекционная работа с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Встречи с родителями проводятся 1 раз в неделю. Каждая встреча может состоять из двух частей:

а) теоретическое освещение поставленной проблемы с конкретными практическими рекомендациями по ее разрешению;

б) индивидуальное консультирование родителей.

Рекомендуем к рассмотрению следующую проблематику:

1. целостное понимание здоровья ребенка – взаимосвязь его физического, эмоционального и интеллектуального состояния;

2. раскрытие индивидуальности ребенка (см. приложение 4);

3. значение дошкольного возраста для формирования эмоционального здоровья ребенка;

4. особенности различных видов зависимостей, их корни, профилактика возникновения;

5. возрастная периодизация, кризисы возрастных этапов, взаимосвязь мира взрослых и мира ребенка;

6. базовые потребности и поведение ребенка;

7. типы семейного воспитания (см. приложение 4);

8. особенности подготовки ребенка к школе, понятие психологической готовности, семейный уклад и жизнь первоклассника.

Заключительным этапом работы должно стать родительское собрание накануне проведения фестиваля Доброты. Родителям можно предложить принять участие в трех проектах: «Машина времени», «Волшебная страна семьи», «Галерея добрых волшебников» (см. приложение 5). В последний день фестиваля открывают выставку детско-родительских проектов.

Важным фактором, помогающим развить взаимодействие педагогического коллектива и родителей, должен стать ежемесячный выпуск газеты «Цветочек Доброты», в которой рассказывается о жизни детей в детском саду, о главных событиях педагогического процесса и многое другое.

3. Работа с педагогическим коллективом.

Рекомендуем провести три тематических семинара-практикума:

«Исследование основ успешности ребенка» – знакомство с методикой раскрытия индивидуальности ребенка, позволяющей анализировать личностный потенциал;

«Коррекция психофизического состояния детей средствами игротерапии»;

«Основы психосоматического здоровья ребенка» – анализ мониторинга здоровья детей.

В течение года необходимо проводить систематические методические встречи с воспитателями по поводу проведения уроков Доброты. К работе должен быть подключен психолог, что позволит осуществить индивидуальный подход как к детям, так и к их родителям.

Таким образом, данная программа должна способствовать укреплению психосоматического здоровья детей, улучшению социальной адаптации дошкольников, нормализации детско-родительских отношений, развитию творческой атмосферы в педагогическом коллективе ДОУ.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 182.