Причины возникновения суицида среди военнослужащих
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В настоящее время в Вооруженных Силах достаточно остро стоит проблема гибели личного состава, одной из причин которой является суицидальный синдром. В связи с этим данный вид отклоняющегося поведения военнослужащих требует тщательного изучения командирами и начальниками.

Проблема суицида берет свое начало не в армии. Источник надо искать в первую очередь в социально-экономической сфере жизни нашего общества. Армию как часть общества проблема суицида не может не затрагивать.

Сейчас, когда старая система воспитания разрушена, отброшена напрочь, ничего нового взамен, по существу, не предложено. Военные училища, академия, где готовились кадры профессиональных воспитателей, закрыты, упразднены, переориентированы… Ныне военный университет, заменивший бывшую военно-политическую академию, выпускает в год не более пяти десятков военных психологов. Но в войска их попадает мало, большинство «оседает» в высоких штабах и управлениях, вдали от солдат и строевых командиров.

В двух из трех рот и им равных подразделений нет штатного офицера по воспитательной работе. На многих штатных должностях стоят призванные из запаса так называемые двухгодичники, не имеющие опыта работы в армейских условиях. Да и строевыми офицерами, особенно в звене взвод-рота, подразделения не укомплектованы.

Какое отношение имеют все эти, на первый взгляд, оргштатные мероприятия к проблеме суицида? Самое прямое. И солдат, и офицер оказались собратьями по несчастью в условиях нынешнего бедственного состояния армии: первый порой не находит защиты от казарменного произвола, остается один на один со своими переживаниями и стрессами, второй лишен социальной защиты, помощи со стороны государства, а зачастую и элементарных средств к существованию. Ведь офицер, в гарнизоне, особенно отдаленном, единственный кормилец семьи. Это со своей-то нищенской зарплатой и огромной ответственностью за безопасность Отечества. Добавьте к этому отсутствие у многих постоянного жилья, хронические задержки с выплатой денежного довольствия, невозможность соблюдать нормированный режим труда и отдыха из-за высоких нагрузок и низкой обеспеченности частей личным составом, бесконечные переезды.

Причин для суицида армейская жизнь подбрасывают много, но нельзя сказать, что должностные лица разного уровня в армии относятся ко всему этому равнодушно. Достаточно указать на отсев призывными комиссиями лиц с психической неустойчивостью, активное выявление их в течение первых месяцев службы, особый контроль за военнослужащими, несущими караульную службу, вахту на кораблях, выполняющими другие задачи с оружием в руках.

Военные медики, психологи, социологи выявили такую картину: среди причин суицида на первом месте (около 40%) личные неприятности и связанные с ними душевные переживания (голодное существование семьи, болезнь и смерть близких, измена любимой девушки, жены, развод, половая несостоятельность и др.).

На втором месте (около 35%) – служебные неприятности и тяготы военной службы (конфликты, связанные с трудностями привыкания, конфликты между военнослужащими разных периодов службы, проявления пресловутой дедовщины, не сложившиеся отношения между начальниками и подчиненными, на национальной почве и др.).

На третьем месте (около 10%) – конфликты, связанные с антисоциальным поведением (страх перед уголовной ответственностью, боязнь огласки своих неблаговидных поступков).

На четвертом месте (около 5%) – ухудшение состояния здоровья (психические, соматические заболевания, физические недостатки).

На последнем месте – другие причины, обычно связанные с материально-бытовыми проблемами.

Вывод: основным мотивом совершения самоубийств являются конфликты на почве служебных и личных отношений. Иначе говоря, это проблема психологическая, помноженная при этом на социальное неблагополучие общества.

Деятельность командиров и начальников по предупреждению суицидальных явлений в воинских коллективах относится к одному из самых сложных видов их педагогического взаимодействия с подчиненными. Повышению ее эффективности порой препятствует недостаточная психолого-педагогическая подготовленность командиров и начальников к проведению данной работы. В результате в ряде случаев многие командиры и начальники не только оказываются неподготовленными для выявления и снятия кризисных состояний подчиненных, но и зачастую применяют некорректные педагогические меры, оказывающие сильное психотравмирующее действие на личность. Все это вместе взятое чрезвычайно актуализирует задачу поиска новых технологий превентивной деятельности по профилактике суицида среди военнослужащих. А для этого необходимо знать факторы, способствующие проявлению этого явления.

Социально-ситуационные факторы определяют наличие у военнослужащих отклонений от социальных и культурных норм поведения (включая противоправное и преступное поведение), требуют постоянного и усиленного контроля и интенсивного воспитательного воздействия (индивидуальной и социально-психологической коррекции). Основные социально-ситуационные факторы, приводящие к совершению суицидов военнослужащими, следующие:

– склонность к суицидам;

– наличие фактов судимости за уголовные преступления;

– склонность к самовольному оставлению части;

– низкий уровень культуры и общего развития;

– наличие факта воспитания в неблагополучной семье;

– приводы в милицию;

– наличие тяжелобольных родителей или близких родственников;

– неуравновешенность, необщительность;

– низкий уровень адаптационных способностей;

– негативное отношение к военной службе.

Личностные факторы представляют собой совокупность психоневрологических и психофизиологических факторов. Психоневрологические факторы означают наличие у военнослужащих нервно-психической неустойчивости и паталогии. Психофизиологические факторы означают наличие у военнослужащих психологических и психофизиологических особенностей личности, препятствующих освоению военных специальностей. Среди личностных факторов, приводящих к суициду, можно выделить:

– жалобы на нервно-психическое здоровье;

– странность поведения и высказываний, включая суицидальные;

– признаки психического недоразвития;

– выраженные характерологические особенности с психопатоподобным поведением;

– лечение или нахождение на учете у психиатра и нарколога до призыва в армию;

– черепно-мозговые травмы, нейроинфекции, соматические заболевания, сопровождающиеся психотическими расстройствами;

– систематическое употребление алкоголя и наркотических веществ;

– суицидальные попытки до призыва в армию со стороны военнослужащего или его ближайших родственников;

– признаки депрессии;

– признаки навязчивостей (навязчивые страхи, сверхценные идеи);

– признаки астенизации;

– социальная дезадаптация;

– наследственность, отягощенная психическими расстройствами.

Основными причинами и условиями, способствующими совершению самоубийств военнослужащих, являются:

– семейные неурядицы;

– психическая дезадаптация;

– материально-бытовые трудности;

– неразделенная любовь;

– неуставные взаимоотношения;

– тяготение военной службой;

– злоупотребление алкоголем;

– какое-либо соматическое заболевание;

– боязнь ответственности.

Все перечисленные факторы или отдельные из них приводят к тому, что у военнослужащего формируется социально-психологическая дезадаптация, которая характеризуется интенсивными отрицательными эмоциями, беспокойством и тревогой, депрессивными состояниями вплоть до дезорганизации личности.

Для таких состояний характерна фиксация на психотравмирующей ситуации или значимом событии, переживания по поводу собственной беспомощности и несостоятельности, чувство одиночества, пессимистическая оценка собственной личности, актуальной ситуации и будущего, неверие в свои силы и возможности. Это приводит к краху ценностных установок и начинает формироваться пресуицид, который развивается следующим образом.

Сначала появляются мысли о лишении себя жизни. Это характеризуется представлениями, фантазиями и размышлениями о своей смерти. Примером являются высказывания: чем так жить, лучше умереть; хочется уснуть и не проснуться и т.д. По данным исследований самоубийств, аналогичные высказывания имели место в 75% случаев суицидальных попыток. При этом такие высказывания воспринимаются как демонстративно-шантажный аспект.

В дальнейшем формируется желание покончить с собой. В это время идет реализация плана аутодеструктивных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства. На заключительном этапе формируется решение, побуждающее к непосредственному осуществлению внешних форм аутодеструктивных поведенческих актов.

Длительность пресуицида может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид). При острых пресуицидах возможно моментальное проявление суицидальных замыслов и намерений сразу – без предшествующих ступеней. Признаками высокой вероятности совершения суицида могут быть:

– открытые высказывания о желании покончить жизнь самоубийством;

– косвенные намеки на возможность суицидальных действий (имитация сделать петлю, вскрыть вены, игра в самоубийство с оружием);

– активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств покончить с собой (собирание таблеток или их приобретение, поиск и хранение каких-либо отравляющих веществ);

– фиксация на примерах самоубийства (частые разговоры о самоубийствах вообще), символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей);

– изменившийся стереотип поведения (несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности у подвижных, общительных людей и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малоподвижных и молчаливых людей);

– сужение круга контактов, стремление к уединению.

Из вышесказанного существует объективная необходимость в организации и проведении работы, направленной на предотвращение суицидов.

У некоторых командиров и начальников сложилось упрощенное понимание возможности предупреждения суицидального происшествия. По их мнению, если людей загрузить работой и за ними будет осуществляться жесткий контроль, эта проблема будет решена. Однако зачастую это приводит к перенапряжению, переутомляемости, повышенной агрессии и, в конечном итоге, может привести к суициду. Тут необходим баланс.

Некоторые руководители считают, что невозможно выявить внешние признаки, указывающие на то, что человек решил покончить с собой. Разумеется, в подобных высказываниях есть рациональное зерно. Заглянуть в душу, познать внутренний мир подчиненного действительно очень сложно. В то же время, как показывает практика, такие возможности у руководителя, как правило, имеются. Но в любом случае в процессе педагогической профилактики суицида недопустимо применение следующих приемов из арсенала некоторых воспитателей, которые являются прямыми антиподами педагогической помощи и провоцируют суицидальную активность воинов. К ним относятся:

– проявление осуждения в форме возмущения;

– нетактичное выявление вины военнослужащего;

– необдуманная характеристика поступка и упрек;

– лишение военнослужащего поддержки со стороны всего коллектива;

– бойкот;

– изоляция от части (или всего) коллектива;

– предупреждение, возбуждение тревоги о наказании;

– жалобы родителям и вышестоящему командованию;

– злоупотребление и необоснованное использование приказной формы при оглашении распоряжений и заданий;

– несправедливое наказание и т.д.

 



Дата: 2019-05-29, просмотров: 243.