Теоретические основы проблемы виктимности подростков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Проблема профилактики виктимности подростков является одной из актуальных на современном этапе развития системы социального воспитания. В настоящее время в России действительность содержит немало угроз и опасностей, требующих от человека бдительности, осмотрительности, разумной осторожности. Ныне возросла криминальная опасность, угроза стать объектом обмана, мошенничества, нападения преступника.

Виктимность характеризует предрасположенность человека стать жертвой тех или иных неблагоприятных обстоятельств. Буквально виктимность означает жертвенность, что традиционно понимается как синоним самоотверженности. Поскольку в нашем случае речь идет о людях объективно или субъективно могущих стать жертвами чего-либо, а не приносить себя в жертву кому-либо или чему-либо, постольку виктимность правильнее трактовать с помощью неологизма жертвопригодность (автор - психолог А. С. Волович).

Особенно актуальной является проблема виктимности подростков (12 14 лет). Известно, что подростковый возраст является переходным в биологическом и социальном смысле. В биологическом – это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В социальном – подростковая фаза является продолжением первичной социализации. Повышенная виктимность несовершеннолетних определяется не только их психофизическими качествами, но и их социальными ролями, местом в системе социальных отношений, положением, которое они занимают в семье.

Важнейшим аспектом повышенной виктимности подростков является негативное воздействие взрослых на их психику, телевидения (реклама спиртного, сигарет, средств для похудения и т.д.), групп сверстников, формирующих у них антиобщественную установку личности. Результаты такого негативного воздействия нередко приводят подростка к совершению асоциальных поступков, а также могут поставить его в положение жертвы.

Психофизические особенности детского и подросткового возраста – любопытство, жажда приключений, доверчивость, внушаемость, неумение приспособиться к условиям, в которых возникает необходимость находиться, беспомощность в конфликтных жизненных ситуациях, а в ряде случаев и просто физическая слабость, обуславливают повышенную виктимность этой возрастной группы. В связи с этим у подростков возникает множество проблем, с которыми самостоятельно справиться «на входе» в самостоятельную жизнь многие молодые люди не могут.

Таким образом, на современном этапе развития системы социального воспитания сложился ряд противоречий:

1) между неоднозначным воздействием различных обстоятельств, которые ставят подростка в затруднительное положение и отсутствием у него знаний и умений эффективного выхода из трудных жизненных ситуаций.

2) между возрастающей потребностью школы в социальном педагоге, способном оказать помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, провоцирующей отношения посягатель-жертва, и отсутствии соответствующих программ профилактики социально-педагогической факторов виктимизации;

3) между направленностью социального педагога на решение проблемы виктимности и неразработанностью содержания, форм, методов и средств, обеспечивающих эффективную профилактику виктимогенных ситуаций.

В современном российском обществе возникла необходимость разработки эффективной системы виктимологической профилактики. Исходя из опубликованных научных работ В.И. Загвязинского, Е.В. Азаркина, Т. Волковой, М.В. Шакуровой, посвященным проблемам виктимологии, нельзя не признать, что деятельности по обучению подростков элементарным правилам безопасного поведения в нашем обществе на сегодня уделяется недостаточно внимания.

В связи с этим, важным направлением социально-педагогической работы стала разработка методов, средств и способов профилактики процессов виктимизации подростков.

Специфика работы социального педагога с подростками, склонными к девиантному поведению, рассмотрены в работах М.А. Галагузовой. В работах В.И. Загвязинского, А.В Мудрика, Ф.А. Мустаевой, М.В. Шакуровой выделены и рассмотрены ключевые понятия виктимологии и специфика социально-педагогической виктимологии. Актуальные вопросы профилактики нашли отражение в работах М.А. Галагузовой, С.А. Беличевой, А.В Мудрика.

Выше указанное обусловило актуальность выбранной нами темы: «Работа социального педагога по профилактике виктимности подростков».

Объект исследования: профилактика виктимности подростков.

Предмет исследования: программа работы социального педагога по профилактике виктимности подростков.

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить программу работы социального педагога по профилактике виктимности подростков.

Гипотеза исследования: работа социального педагога по профилактике виктимности подростков будет эффективной, если:

-строится на имеющемся опыте работы специалистов различных сфер (психологической, педагогической, юридической, медицинской);

- программа работы социального педагога способствует снижению воздействия негативных факторов, формированию навыков безопасного поведения подростков и социально-значимых качеств валеологического, социального, правового характера личности подростков;

- выбор содержания, форм, методов, средств профилактики виктимности подростков базируется на их возрастных и характерологических особенностях.

Цель и гипотеза обусловили постановку следующих задач:

1) изучить психологическую, педагогическую и специальную литературу по проблеме профилактики виктимности подростков;

2) рассмотреть особенности виктимного поведения у детей подросткового возраста;

3) обобщить и систематизировать формы, методы, средства по профилактике виктимности подростков и проверке эффективности прграммы;

4) спроектировать цели и задачи, сконструировать содержание программы работы социального педагога по профилактике виктимности подростков;

5) провести опытно – экспериментальную работу по профилактике виктимности подростков и проверить эффективность программы.

Методы исследования: анализ научной литературы, анализ результатов деятельности, наблюдение, беседа, анкетирование, недописанный тезис.

Практическая значимость: разработанная программа может быть использована в работе социальных педагогов, психологов, педагогов как в школе, так и в других образовательных учреждениях.

База исследования: Общеобразовательная Сургутская средняя школа.

Структура работы диплома: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.

 



Заключение

 

Проблема профилактики виктимности подростков – это социально- педагогическая проблема. Её решение связано с формированием у подростков системы знаний, навыков безопасного поведения в трудных жизненных ситуациях и оказание помощи в нахождении конструктивных способов выхода из них.

В связи с этим, профилактика виктимного поведения подростков по-прежнему остается актуальной проблемой социальной педагогики, как науки, так и практики.

Проделанный анализ научной литературы показал, что психологические и физиологические изменения, приходящиеся на пубертатный период, делают организм подростка более уязвимым и повышают риск соматических заболеваний. Именно в подростковом возрасте проявляются многие нервные и психические заболевания. Естественное для этого возраста расширение сферы социальных отношений, которая даёт подростку новый социальный опыт, овладеть которым как необходимо, так и достаточно сложно – это период, когда подросток наиболее часто попадает в трудные жизненные ситуации. Исходя из выше сказанного, нами была разработана программа социального педагога по профилактике виктимности подростков. Целью программы «Азбука безопасности» является снижение факторов риска предрасположенности подростка стать жертвой криминогенных ситуаций и неблагоприятных условий социализации. Также решались задачи: формирование ответственности и ответственного отношения к себе и другим; формирование навыков адекватного поведения виктимогенных ситуациях; поддержка конструктивного преодоления последствий виктимного состояния. Также проследить динамика виктимности подростков. Разработанная программа может быть использована в работе социальных педагогов, психологов, педагогов, как в школе, так и в других образовательных учреждениях.



Приложения

 

Приложение А

 

Методика исследования склонности к виктимному поведению, разработанная О.О. Андронниковой

 

Методика исследования виктимного поведения является стандартизированным тестом-опросником, предназначенным для измерения предрасположенности подростков к реализации различных форм виктимного поведения. Виктимное поведение – это такое поведение, в результате особенностей которого повышается вероятность превращения лица в жертву преступления, обстоятельств или несчастного случая. Объектом приложения методики являются социальные и личностные установки. Тест-опросник представляет набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение предрасположенности к реализации отдельных форм виктимного поведения. Предназначен для обследования лиц старшего подросткового и юношеского возраста.

Инструкция для испытуемого

Вам предлагается ряд утверждений, каждое касается особенностей Вашего характера, Вашей личности, Вашего поведения, отдельных поступков, отношения к людям, взглядов на жизнь и т.п. Если Вы считаете, что утверждение верно по отношению к Вам, то дайте ответ «Да», в противном случае –«Нет». Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у Вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду Вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы.

Не существует “верных” и “неверных” ответов, так как каждый прав по отношению к своим собственным взглядам. Постарайтесь отвечать точно и правдиво.

Не нужно долго размышлять над каждым вопросом, старайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов, пусть весьма относительно, но все-таки ближе к истине. Вас не должно смущать, что некоторые из вопросов кажутся слишком личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждого вопроса и ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме того, Вы должны знать, что результаты индивидуально-психологических исследований, как и медицинских, не подлежат широкому обсуждению. Не делайте никаких пометок в тексте инструкции.

 

Текст опросника

 

1. Я считаю, что в моей жизни неприятных событий происходит больше, чем у других.

2. Если я попадаю в неприятное положение, то мне лучше всего не сопротивляться и держать язык за зубами.

3. Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-либо боевых действиях.

4. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.

5. Даже если бы за опасную работу хорошо заплатили, я не взялся бы за ее выполнение.

6. Если меня обидели, то я обязательно должен отплатить за это.

7. Если бы другие люди не мешали мне, я добился бы гораздо большего.

8. У меня никогда не было неприятностей из-за моего поведения, связанного с половой жизнью.

9. Временами мне хочется ломать вещи, бить посуду.

10. У меня бывали такие периоды, тянувшиеся дни, недели или даже месяцы, когда я не мог ни за что взяться, т.к. не мог включиться в работу.

11. Я не всегда говорю правду.

12. В более раннем возрасте меня выгоняли из школы за плохое поведение.

13. Иногда я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено.

14. Временами я так настаиваю на своем, что окружающие теряют терпение.

15. Другие мне кажутся счастливее меня.

16. Думаю, что многие люди преувеличивают свои несчастья, чтобы добиться сочувствия и помощи.

17. Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с защитой слабых и обездоленных.

18. Меня трудно переубедить.

19. Мне приходится так много заботиться о близких людях, что на заботу о себе времени зачастую не хватает.

20. Я навряд ли добьюсь в своей жизни чего-то действительно стоящего.

21. Мне регулярно делают больно окружающие меня люди.

22. Я не сержусь, когда надо мной посмеиваются.

23. Я считаю, что большинство людей способно солгать, если это в их интересах.

24. Я редко совершаю поступки, о которых потом сожалею (больше и чаще, чем другие).

25. Я очень редко ссорюсь с членами моей семьи.

26. Я не могу отбросить некоторые условности даже ради получения удовольствия.

27. Большую часть времени у меня такое чувство, как будто я сделал что-то плохое или злое.

28. Большую часть времени я чувствую себя счастливым.

29. Некоторые люди так любят командовать, что мне хочется все сделать наоборот, даже если я знаю, что они правы.

30. Если кто-то нарушает правила, я возмущаюсь.

31. Я никогда не шел на опасное дело ради сильных впечатлений.

32. Я получаю больше удовольствия от игры или скачек, если не держу пари.

33. В школе меня никогда не вызывали к директору за озорство.

34. Мои манеры за столом в гостях более хороши, чем у себя дома.

35. Я считаю, что большинство людей ради выгоды скорее поступят нечестно, чем упустят случай.

36. Мое поведение в значительной мере определяется правилами и привычками окружающих меня людей.

37. Я предпочитаю решение конфликтов без применения силы.

38. Я бываю возмущен и раздражен, когда приходится признать, что меня умело провели.

39. Мне безразлично, что обо мне говорят другие.

40. Если бы в наше время проводились бои гладиаторов, то я бы непременно в них поучаствовал.

41. Я умею отказывать людям, которые просят меня об одолжении.

42. Мне трудно поддерживать разговор с людьми, с которыми я только что познакомился.

43. Я не могу прекратить ситуацию, даже если чувствую себя неловко и напряженно.

44. Терпеть боль всем назло бывает даже приятно.

45. Человек должен иметь право выпить столько, сколько захочет.

46. Если я в детстве нехорошо вел себя, то меня наказывали.

47. Я мог бы выполнять работу, связанную с уходом за больными или умирающими.

48. Я всегда сразу замечаю, если ситуация становится опасной.

49. Я наметил себе жизненную программу, основанную на чувстве долга и ответственности, и стараюсь ее выполнять.

50. Иногда я не уступаю людям не потому, что дело действительно важное, а просто из принципа.

51. Верно утверждение, что если детей не бить, то толку из них не получится.

52. Мои родители никогда не наказывали меня физически.

53. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность.

54. Меня чаще, чем других, обзывали в школе.

55. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.

56. Когда я попадаю в неприятную ситуацию, то надеюсь только на свои силы.

57. Я уверен, что того, кто совершает злые поступки, в будущем ожидает кара.

58. Я могу дружелюбно относиться к людям, поступки которых я не одобряю.

59. Я готов простить грубость моему партнеру, если у меня есть надежда, что это не повторится.

60. Безопаснее никому не доверять.

61. Бывает, что я провожу вечер в компании малознакомых мне людей.

62. Я регулярно попадаю в неприятные ситуации.

63. Иногда у меня такое настроение, что я готов первым начать драку.

64. Я иногда нарушаю закон или установленные правила.

65. Я не рискнул бы прыгать с парашютом.

66. Большинству людей не нравится поступаться своими интересами ради других.

67. Я легко теряю терпение.

68. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.

69. Меня очень трудно разозлить.

70. Люди часто разочаровывают меня.

71. У меня бывает такое чувство, что трудностей слишком много и нет смысла пытаться их преодолеть.

72. Меня трудно рассердить.

73. Вполне можно обойти закон, если вы этим его по существу не преступаете.

74. Я пью алкогольные напитки умеренно (или совсем не пью).

75. Я часто встречал людей, завидовавших моим идеям только потому, что они пришли в голову не им первым.

76. Даже если я злюсь, то стараюсь не прибегать к ругательствам.

77. Мне больше нравится работать с руководителем, дающим строгие четкие указания, чем с руководителем, предоставляющим большую свободу.

78. Если кто-то затевает интересное, пусть и опасное дело, я его поддержу.

79. Я редко даю сдачу, когда меня бьют.

80. Если по отношению ко мне кто-то поступает несправедливо, то я желаю ему настоящего наказания.

81. Я верю, что за зло можно отплатить добром, и действую в соответствии с этим.

82. Каждый ребенок знает, что добро должно быть с кулаками.

83. Я предпочитаю не общаться со сверстниками, так как они обижают меня.

84. Я никогда не вступаю в уличный конфликт, чтобы заступиться за того, кого обижают.

85. Вредное воздействие алкоголя и табака на человека сильно преувеличивают.

86. Собака, которая не слушается, заслуживает, чтобы ее ударили.

 

Ключи для подсчета первичных баллов

 

1. Шкала социальной желательности ответов.

5 (да), 11 (нет), 13 (нет), 25 (да), 34 (нет), 39 (нет), 58 (да), 64 (нет), 76 (нет).

2. Шкала склонности к агрессивному виктимному поведению (агрессивный тип потерпевшего).

6 (да), 9 (да), 14 (да), 25 (нет), 26 (нет), 29 (да), 33 (нет), 34 (нет), 37 (нет), 45 (да), 50 (да), 51 (да), 55 (нет), 57 (нет), 58 (нет), 60 (да), 63 (да), 67 (да), 69 (нет), 72 (нет), 73 (да), 74 (нет), 79 (нет), 80 (да), 81 (нет), 82 (да), 86 (да).

3. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (активный тип потерпевшего).

3 (да), 4 (нет), 5 (нет), 13 (да), 23 (да), 24 (нет), 26 (нет), 27 (да), 28 (нет), 31 (нет), 32 (да), 33 (нет), 35 (да), 40 (да), 53 (нет), 62 (да), 65 (нет), 68 (да), 74 (нет), 76 (да), 78 (да).

4. Шкала склонности к гиперсоциальному поведению (инициативный тип потерпевшего).

11 (нет), 13 (нет), 17 (да), 19 (да), 30 (да), 34 (нет), 39 (нет), 47 (да), 49 (да), 55 (да), 58 (да), 64 (да), 66 (нет), 84 (нет).

5. Шкала склонности к зависимому и беспомощному поведению (пассивный тип потерпевшего).

1 (да), 2 (да), 5 (да), 16 (да), 18 (нет), 20 (да), 21 (да), 22 (нет), 36 (да), 41 (нет), 43 (да), 44 (да), 46 (да), 54 (да), 59 (да), 71 (да), 75 (да), 77 (да), 83 (да).

6. Шкала склонности к некритичному поведению (некритичный тип потерпевшего).

8 (нет), 9 (да), 10 (да), 15 (да), 16 (да), 31 (нет), 32 (да), 33 (нет), 38 (да), 40 (да), 42 (нет), 45 (да), 48 (нет), 56 (да), 61 (да), 65 (нет), 70 (да), 74 (нет), 85 (да).

7. Шкала реализованной виктимности.

8 (нет), 19 (да), 25 (нет), 27 (да), 28 (нет), 33 (нет), 38 (да), 43 (да), 44 (да), 46 (да), 51 (да), 52 (нет), 54 (да), 59 (да), 62 (да), 74 (нет), 76 (да), 83 (да).


Обработка результатов

 

Первая процедура касается получения первичных, или "сырых", оценок. Для ее осуществления подсчитывается количество отметок (крестиков), совпавших с "окнами" шаблона. Полученные значения заносятся в столбец первичных оценок протокола занятия. Вторая процедура связана с переводом первичных оценок в стандартные оценки (для исследуемых 15 – 16 лет) с помощью таблицы.

 

Таблица 1. Перевод первичных значений в стеновые

№ п/п

Название шкалы

Стены

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. Социальная желательность ответов 1 2 3 4 5 6 7-9
2. Агрессивное поведение 1-5 6-7 8 9-10 11-12 13-14 15-16 17 18-19 20-27
3. Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению 1-5 6 7 8 9 10 11 12 13 14-22
4. Склонность к гиперсоциальному поведению 1-2 3 4 5 6 7 8 9 10-14
5. Склонность к зависимому и беспомощному поведению 1-3 4-5 6 7 8-9 10-11 12 13 14 15-19
6. Склонность к некритичному поведению 1-4 5 6-7 8 9 10-11 12 13 14-15 16-19
7. Реализованная виктимность 1-4 5 6-7 8 9 10-11 12 13 14-15 16-18

 

Полученные стеновые значения оцениваются следующим образом: 1-3 ниже нормы, 4-7 – норма, выше 7 – выше нормы.

Следует обратить особое внимание на оценку по шкале 1, имеющую значение для общей характеристики достоверности ответов. Столь же важен результат по шкале 7, отражающей реализованность виктимного поведения. От результатов по этой шкале будет зависеть уровень присутствия данного вида поведенческих реакций.

 


Приложение Б

 

Анкета для подростков

 

Цель: выявление склонности подростков к попаданию в виктимогенные ситуации (в трудные жизненные ситуации).

 

Дорогой друг!

Предлагаем тебе ответить на ряд вопросов. Необязательно выбирать один из предложенных вариантов, Ты можешь написать свой ответ с обоснованием.

 

1.Ваш возраст___________

2.Ваш пол_______________

3. Я считаю себя достаточно взрослым, чтобы быть ответственным за ВСЕ свои действия:

а) Да;

б) Скорее да чем нет;

в) Несу ответственность за ряд, часть своих действий, а не за все.

4. Я считаю себя достаточно информированным человеком, чтобы во всех ситуациях поступать осмотрительно:

а) Абсолютно верно;

б) Отчасти это правильно;

в) Скорее это не так.

5. Мне нравится брать ответственность на себя:

а) Стараюсь отвечать только за свои действия;

б) Стараюсь отвечать за других людей;

в) Стараюсь никогда не брать на себя дополнительной ответственности.

6. Моя личная безопасность это:

а) Только мое личное дело;

б) Мое личное дело, а также забота моих родителей;

в) О моей безопасности должны заботиться специальные властные структуры (милиция, прокуратура, армия и т.д.).

7. Вашими сильными сторонами в плане личной безопасности являются:

а) физическая подготовка;

б) наличие «плана личной безопасности»;

в) наличие и владение техническими средствами безопасности.

8. Как Вы реагируете, если видите, что совершается насилие?

а) Старюсь в этот момент думать о своей безопасности;

б) Никак не реагирую;

в) Если есть возможность, сообщаю о насилии в специальные службы (милиция и т.д.).

9. Доверяете ли вы органам правопорядка в помощи лично Вам в случае наступления опасных обстоятельств?

а) Стараюсь все проблемы решать самостоятельно без помощи органов правопорядка;

б) Прибегаю к помощи органов правопорядка при первой возможности;

в) Прибегаю к помощи органов правопорядка только в случаях крайней необходимости.

10.Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное от учебы время?

а) чтение книг;

б) общение с друзьями;

в) оставаться дома;

г) что-то другое(напишите)_____________________________________

11. Посещаете ли Вы ночные клубы?

а) да;

б) нет;

12.Часто ли Вы попадаете в ситуации, которые приводят Вас в замешательство?

а) очень часто;

б) часто;

в) иногда;

г) редко;

д) что-то другое(напишите)__________________________________

12.Помогают ли Вам родители в решении сложных для Вас проблем?

а) да;

б) нет;

в) что-то другое (напишите)___________________________________

13. Вы часто испытываете чувство тревоги, опасности?

а) очень часто;

б) часто;

в) иногда;

г) редко;

14. Как поздно Вы приходите домой с вечеринок, от друзей и т.д.?

а) в 21.00;

б) в 24.00;

в) бывает, что не прихожу ночевать;

г) что-то другое (напишите)_________________________________

15.Какие у Вас отношения с родителями?

а) доверительные (дружеские);

б) делитесь своими переживаниями, иногда;

в) ничего им не рассказываете родителям;

г) что-то другое (напишите)__________________________________

16. На сколько Вы считаете себя самостоятельными? Почему?_____________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

 


Приложение В

 

Анкета для родителей

 

Цель: выявление склонности подростков к попаданию в виктимогенные ситуации (в трудные жизненные ситуации).

 

Уважаемый родитель!

Предлагаем Вам ответить на ряд вопросов. Необязательно выбирать один из предложенных вариантов, Вы можете написать свой ответ с обоснованием.

 

1.Ваш ребёнок в свободное от учебы время предпочитает заниматься;

а) чтением книг;

б) общаться с друзьями;

в) проводить время дома в одиночестве;

г) проводить время дома с друзьями;

д) проводить время дома с кем-то из родственников;

е) другое _________________________________________________

2.Вы влияете на выбор друзей Вашего ребенка?

а) да;

б) иногда;

в) нет;

г) другое _________________________________________________

3.Ваш ребенок посещает ночные клубы?

а) да;

б) иногда;

в) нет;

4.Ваш ребенок часто попадает в ситуации, которые приводят его в замешательство?

а) да;

б) иногда;

в) нет;

5.Ваш ребенок часто обращается к вам за советом?

а) да;

б) иногда;

в) нет;

6.Вы помогаете своему ребенку в решении сложных для него проблем

а) да;

б) нет;

в) другое_________________________________________________

7. Как поздно приходит домой Ваш ребенок?

а) с 18.00-20.00;

б) с 20.00-22.00;

в) с 22.00-24.00;

г) бывает, что не приходит ночевать;

д) другое__________________________________________________

8.Ваш ребенок часто прислушивается к вашим советам?

а) да;

б) иногда;

в) нет;

9.Вы замечали присутствие у Вашего ребенка чувства тревоги, опасности?

а) да;

б) иногда;

в) нет;

г) другое________________________________________________

10.Как много времени Вы проводите вместе с ребенком?

а) все своё свободное время;

б) « У меня очень мало свободного времени!»

в) «Он уже взрослый,…….»;

г) другое ________________________________________________

11.Какие у Вас отношения с ребенком ?

а) доверительные (дружеские);

б) делятся своими переживаниями, иногда;

в) он ничего мне не рассказывает;

г) другое _______________________________________________

12.Можете Вы назвать своего ребенка самостоятельным?_________________

________________________________________________________

 


Приложение Г

 

Проблемные ситуации

 

Цель: Анализ усвоенных знаний, умений и навыков выхода из опасных ситуаций, сформировавшихся у подростков.

 

1. Ситуация 1.

Совсем недавно Вы познакомились с другом. Вы о нем практически ничего не знаете. Родители на работе. Пригласите ли Вы его в гости к себе домой? Поставите ли в известность об этом родителей?

2. Ситуация 2.

В ночной клуб приезжает известная РОК- группа и Вы хотите пойти на концерт с друзьями. Но родители нарушают Ваши планы. Друзья предлагают уйти, когда родители лягут спать, а утром незаметно вернуться. Как Вы поступите?

3. Ситуация 3.

В привычной компании вам предлагают что-то – для вас нежелательное (например, закурить, выпить спиртное, попробовать наркотик), говоря о том, что все уже это сделали – и вы тоже должны попробовать. Ваши действия?

4. Ситуация 4.

Вы опаздываете на День рождения к своей девушке (парню), которая (ый) живет в другом районе. Автобус только что отъехал от остановки, Вы не успели. Ваши действия?

 


Приложение Д

 

Методика «Недописанный тезис».

 

Вам предлагается продолжить предложения – не торопитесь, подумайте. Необязательно давать точное определение, можно описать своими словами.

 

Итак, продолжите, пожалуйста, предложения:

Блок 1. Виктимность

1. Жертва – это ……..

2. Опасность – это…..

3. Ответственность – это…

4. Что такое насилие?

5. Какие виды насилия существуют и как они проявляются?

6. Какие деструктивные виды насилия могут быть?

7. Какова цель любого насилия?

Блок 2. Виктимное поведение

8. Что такое провоцирующее поведение?

9. Что такое неосмотрительное поведение?

10. Что такое аморальное поведение?

11. Что такое преступное поведение?

12. Преступление – это…

13. Часто ли Вы оказываетесь в ситуациях, где у Вас есть только один вариант поведения? Приведите примеры таких ситуаций.

14. Как Вы распознаете, что ситуация является опасной для Вас или окружающих? Когда появляется чувство опасности? Приведите примеры ситуаций, когда можно легко предсказать наступление неблагоприятных последствий.

15. Что Вы делаете, если видите, что кто-то рядом с Вами ведет себя виктимно?

16. Группа риска – это …….

Блок 3. Безопасность.

17. Безопасность – это ………

18. Безопасное поведение – это …

19. Рискованное поведение – это ……

20. Какие вы знаете способы обеспечения собственной физической безопасности?

21. Приведите примеры действий по обеспечению личной физической и экономической безопасности?

Блок 4. Службы помощи подросткам.

22. Куда и к кому, по вашему мнению, вы можете обратиться за помощью, если оказались в сложной для Вас жизненной ситуации?

23. Какие организации Вы знаете, которые оказывают помощь детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации?

 


Приложение Е

 

Раздаточный материал к тренингу-игре «Возвращение уверенности в себе после пережитых неудач»

 

«Музыкальный дождик» (И. Соковня)

 

Озорной скрипичный ключ

Сел среди мохнатых туч.

Вместе с ним сидел на тучах

Нот веселых хор певучий.

Тучи ливнем пролились,

Полетели ноты вниз.

Мчит по лужицам такси,

Важно едет нота Си.

«Си», — свистит сирена, —

«Дайте путь мгновенно!»

Ну а где же нота Ля?

Забрала ее земля.

И поют колосья

«Ля» многоголосьем.

Ноту До, суров и строг,

Пароходный взял гудок.

«До!» — ревут у входа

В гавань пароходы.

Озорная нота Ре

Шумно плещется в ведре.

Фа поймал огромный кот.

«Фа!» — шипит он у ворот.

Соль нельзя найти нигде.

Соль растаяла в воде.

Выйдет солнышко гулять,

Станет землю согревать,

Просохнет сад да улица,

И Соль кристаллизуется.

Соль пойдет в присядку

Прыгать без оглядки!

Ноту Ми взяла синица,

Отнесла ее сестрицам.

Прежде чем воды напиться

Иль к кормушке опуститься,

Дружно «Ми» кричат синицы.

Ну а ключ пошел лечиться.

Он купался в лужах

И теперь простужен.

Скоро ключ поправится,

Ноты соберет.

Все у тех наладится,

Кто хочет, верит, ждет.

 


Приложение Ж

 

Методика «Локус контроля»

 

Методика позволяет определить, на что возлагает человек ответственность за события в своей жизни. Человек склонен видеть источник управления своей жизнью либо преимущественно во внешней среде, либо в самом себе.

Экстерналы считают ответственными за все, что происходит с ними в жизни, других людей или внешние обстоятельства. По их мнению, неудачи зависят от невезения, стечения обстоятельств или влияния других людей. Интерналы считают себя ответственными за все происходящее с ними. В их понимании только уровень собственной компетентности, способности, целеустремленность, характер и тому подобное влияют на успехи или неудачи. Они склонны в большей степени, чем экстерналы, анализировать свои поступки и отличаются большей терпимостью и самостоятельностью.

Тест – опросник субъективной локализации контроля (СЛК) С. Р. Пантелеева и В. В. Столина предназначен для измерения локуса контроля у подростков.

Опросник содержит 32 пункта (26 работающих и 6 маскировочных), построенных по принципу вынужденного выбора одного из двух утверждений, и образует одномерную шкалу, дающую обобщенный показатель локуса контроля.

Инструкция: выберете из каждой пары одно высказывание, с которым вы больше согласны, и отметьте соответствующую ему букву на бланке ответов.

 


Тест опросника

 

1. а) издержки в воспитании детей часто связаны с излишней строгостью родителей

б) в наше время неблагополучие детей в большей степени зависит от того, что родители недостаточно строги с ними

2. а) многие несчастья в жизни людей объясняются невезением

б) людские невезения – результат их собственных ошибок

3. а) большинство недостатков в работе сферы обслуживания связано с тем, что мы плохо с ними боремся

б) в ближайшее время улучшить сферу бытового обслуживания почти невозможно

4. а) к людям относятся так, как они того заслуживают

б) к несчастью, достоинства человека часто остаются непризнанными, как бы он не старался

5. а) спокойная жизнь студента на факультете зависит от его отношений с руководителем курса

б) у добросовестного студента не бывает проблем с учебной частью

6. а) жалобы на то, что преподаватели несправедливы к студентам, редко бывают обоснованными

б) большинство студентов не осознают, что их оценки в основном зависят от случайности

7. а) без везения никто не может преуспеть в жизни

б) если способный человек не многого добился, значит, он не использовал свои возможности

8. а) как бы вы не старались, некоторым людям вы все равно не понравитесь

б) люди, которые не нравятся другим, просто не умеют ладить с окружающими

9. а) наследственность играет главную роль в определении личности

б) человек определяет его жизненный опыт

10. а) из моего опыта следует, что если что – то должно произойти, то это произойдет

б) я убедился, что принять решение о выполнении определенного действия лучше, чем положиться на случай

11. а) в жизни студента, который всегда тщательно готовится к заданию, редко бывает несправедливая оценка

б) систематические занятия – излишняя трата сил, так как экзамен – это своеобразная лотерея

12. а) успех приносит усердная работа, он мало связан с везением

б) чтобы хорошо устроиться, нужно вовремя оказаться в нужном месте

13. а) мнение студента будет учтено, если оно обоснованно

б) студенты практически не оказывают влияния на решение деканата

14. а) что бы я ни планировал, я почти уверен, что мне удастся осуществить намеренное

б) планирование будущих действий не всегда разумно, так как многое зависит от случая

15. а) есть определенные люди, в которых нет ничего хорошего

б) что – то хорошее есть в каждом

16. а) если принято верное решение, то достижение того, что я хочу, мало зависит от обстоятельств

б) очень часто мы можем принять решение, гадая ан монете

17. а) кто станет руководителем – часто зависит от того, кому повезет

б) нужны специальные способности, чтобы заставить выполнять людей то, что нужно

18. а) события в мире зависят от сил, которыми мы не можем управлять

б) принимая активное участие в политике и общественных делах, люди могут контролировать мировые события

19. а) если в общежитии скучно, значит, студком «никуда не годится»

б) сделать жизнь в общежитии веселой и интересной зависит от нас самих

20. а) большинство людей не сознают, до какой степени их жизнь определяется случаем

б) обычно лучше всего «прикрыть» свои ошибки

21. а) трудно понять, почему мы нравимся некоторым людям

б) как много друзей ты имеешь, зависит от того, что ты за личность

22. а) неприятности, которые с нами случаются, сбалансированы удачами

б) большинство несчастных судеб – результат отсутствия способностей, невежества и лени

23. а) аспирант – это в прошлом способный, трудолюбивый студент

б) чтобы поступить в аспирантуру, нужны связи

24. а) иногда я не могу понять, на основании чего преподаватели выводят оценки

б) есть прямое соотношение между моим усердием и оценкой

25. а) хороший лидер в коллективе ожидает, что каждый сам решит, что ему делать

б) хороший лидер в коллективе определяет, что делать каждому

26. а) добровольно работая сейчас, я обеспечиваю себе будущие научные достижения

б) большинство великих научных открытий – результат непредсказуемого озарения

27. а) не раз я чувствовал, что у меня мало влияния на события, которые со мной случаются

б) я почти не верю, что везение или удача играют важную роль в моей жизни

28. а) люди одиноки потому, что не стараются быть дружелюбными

б) не много пользы в том, чтобы стараться быть приятным людям: если ты им нравишься, то и так нравишься

29. а) в высшей школе неоправданно много времени уделяют физкультуре

б) занятия спортом – лучшее средство воспитания характера

30. а) то, что со мной случается, - это мои собственные действия и поступки

б) иногда мне кажется, что моя жизнь идет сама по себе

31. а) рядовому студенту трудно понять, на основании чего деканат выносит свои решения

б) чаще всего студенты сами виноваты, если деканат применяет строгие меры

 

Ключ опросника:

 

Интернальные альтернативы: 2б, 3а, 4а, 5б, 6а, 7б, 8б, 10б, 11а, 12а, 13а, 14а, 16а, 17б. 18б, 19б, 20б, 22б, 23б, 24б, 25б, 27а, 28б, 29а, 31а, 32б.

Экстернальные альтернативы: 2а, 3б, 4б, 5а, 6б, 7а, 8а, 10а, 11б, 12б, 13б, 14б, 16б, 17а, 18а, 19а, 20а, 22а, 23а, 24б, 25а, 27б, 28а, 29б, 31б, 32а.

Маскировочные пункты: 1,9 ,15, 21, 26, 30.

Показатель субъективной локализации контроля получают из опросника путем подсчета суммы выбранных испытуемым интернальных альтернатив.

Так как опросник содержит 26 рабочих пунктов, значения шкалы имеют 27 градаций (от 0 до 26). Значение 26 соответствует максимально интернальному контролю, 0 – максимально экстернальному контролю.

Стандартизация шкалы проводилась на выборке студентов различных вузов Москвы.

Параметры распределения: N = 300; x= 14,2; S= 4,4, где N – объем выборки, x – средний суммарный балл, S – стандартное отклонение.

 


Распределение баллов было нормализовано с последующим переводом в стандартные единицы – стены

«Сырые» баллы 0 – 4 5 – 7 8 – 10 11 – 12 13 – 14 15 – 16 17 – 18 19 – 20 21 – 22 23 – 26
Стены 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 










Введение

 

Проблема профилактики виктимности подростков является одной из актуальных на современном этапе развития системы социального воспитания. В настоящее время в России действительность содержит немало угроз и опасностей, требующих от человека бдительности, осмотрительности, разумной осторожности. Ныне возросла криминальная опасность, угроза стать объектом обмана, мошенничества, нападения преступника.

Виктимность характеризует предрасположенность человека стать жертвой тех или иных неблагоприятных обстоятельств. Буквально виктимность означает жертвенность, что традиционно понимается как синоним самоотверженности. Поскольку в нашем случае речь идет о людях объективно или субъективно могущих стать жертвами чего-либо, а не приносить себя в жертву кому-либо или чему-либо, постольку виктимность правильнее трактовать с помощью неологизма жертвопригодность (автор - психолог А. С. Волович).

Особенно актуальной является проблема виктимности подростков (12 14 лет). Известно, что подростковый возраст является переходным в биологическом и социальном смысле. В биологическом – это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В социальном – подростковая фаза является продолжением первичной социализации. Повышенная виктимность несовершеннолетних определяется не только их психофизическими качествами, но и их социальными ролями, местом в системе социальных отношений, положением, которое они занимают в семье.

Важнейшим аспектом повышенной виктимности подростков является негативное воздействие взрослых на их психику, телевидения (реклама спиртного, сигарет, средств для похудения и т.д.), групп сверстников, формирующих у них антиобщественную установку личности. Результаты такого негативного воздействия нередко приводят подростка к совершению асоциальных поступков, а также могут поставить его в положение жертвы.

Психофизические особенности детского и подросткового возраста – любопытство, жажда приключений, доверчивость, внушаемость, неумение приспособиться к условиям, в которых возникает необходимость находиться, беспомощность в конфликтных жизненных ситуациях, а в ряде случаев и просто физическая слабость, обуславливают повышенную виктимность этой возрастной группы. В связи с этим у подростков возникает множество проблем, с которыми самостоятельно справиться «на входе» в самостоятельную жизнь многие молодые люди не могут.

Таким образом, на современном этапе развития системы социального воспитания сложился ряд противоречий:

1) между неоднозначным воздействием различных обстоятельств, которые ставят подростка в затруднительное положение и отсутствием у него знаний и умений эффективного выхода из трудных жизненных ситуаций.

2) между возрастающей потребностью школы в социальном педагоге, способном оказать помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, провоцирующей отношения посягатель-жертва, и отсутствии соответствующих программ профилактики социально-педагогической факторов виктимизации;

3) между направленностью социального педагога на решение проблемы виктимности и неразработанностью содержания, форм, методов и средств, обеспечивающих эффективную профилактику виктимогенных ситуаций.

В современном российском обществе возникла необходимость разработки эффективной системы виктимологической профилактики. Исходя из опубликованных научных работ В.И. Загвязинского, Е.В. Азаркина, Т. Волковой, М.В. Шакуровой, посвященным проблемам виктимологии, нельзя не признать, что деятельности по обучению подростков элементарным правилам безопасного поведения в нашем обществе на сегодня уделяется недостаточно внимания.

В связи с этим, важным направлением социально-педагогической работы стала разработка методов, средств и способов профилактики процессов виктимизации подростков.

Специфика работы социального педагога с подростками, склонными к девиантному поведению, рассмотрены в работах М.А. Галагузовой. В работах В.И. Загвязинского, А.В Мудрика, Ф.А. Мустаевой, М.В. Шакуровой выделены и рассмотрены ключевые понятия виктимологии и специфика социально-педагогической виктимологии. Актуальные вопросы профилактики нашли отражение в работах М.А. Галагузовой, С.А. Беличевой, А.В Мудрика.

Выше указанное обусловило актуальность выбранной нами темы: «Работа социального педагога по профилактике виктимности подростков».

Объект исследования: профилактика виктимности подростков.

Предмет исследования: программа работы социального педагога по профилактике виктимности подростков.

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить программу работы социального педагога по профилактике виктимности подростков.

Гипотеза исследования: работа социального педагога по профилактике виктимности подростков будет эффективной, если:

-строится на имеющемся опыте работы специалистов различных сфер (психологической, педагогической, юридической, медицинской);

- программа работы социального педагога способствует снижению воздействия негативных факторов, формированию навыков безопасного поведения подростков и социально-значимых качеств валеологического, социального, правового характера личности подростков;

- выбор содержания, форм, методов, средств профилактики виктимности подростков базируется на их возрастных и характерологических особенностях.

Цель и гипотеза обусловили постановку следующих задач:

1) изучить психологическую, педагогическую и специальную литературу по проблеме профилактики виктимности подростков;

2) рассмотреть особенности виктимного поведения у детей подросткового возраста;

3) обобщить и систематизировать формы, методы, средства по профилактике виктимности подростков и проверке эффективности прграммы;

4) спроектировать цели и задачи, сконструировать содержание программы работы социального педагога по профилактике виктимности подростков;

5) провести опытно – экспериментальную работу по профилактике виктимности подростков и проверить эффективность программы.

Методы исследования: анализ научной литературы, анализ результатов деятельности, наблюдение, беседа, анкетирование, недописанный тезис.

Практическая значимость: разработанная программа может быть использована в работе социальных педагогов, психологов, педагогов как в школе, так и в других образовательных учреждениях.

База исследования: Общеобразовательная Сургутская средняя школа.

Структура работы диплома: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.

 



Теоретические основы проблемы виктимности подростков

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 225.