Политический портрет Авраама Линкольна
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Политический портрет Авраама Линкольна

 



Оглавление

Введение

Глава I. На пути к президентскому креслу: становление А. Линкольна как политика

Глава II. Политическая деятельность Линкольна на посту президента США в годы Гражданской войны 1861-1865 гг

Заключение

Список источников и литературы

Приложения



Введение

Актуальность темы исследования обусловлена не прекращающимися дискуссиями об исторической роли Авраама Линкольна в национальной истории Соединенных Штатов Америки. Вплоть до сегодняшнего дня в историографии бытуют прямо противоположные оценки президентства Линкольна: от откровенно апологетических до почти оскорбительных. В первом случае 16-й президент США предстает перед нами в образе спасителя американской демократии, освободителя рабов и государственного деятеля, предотвратившего распад Соединённых Штатов. Во втором случае он изображается абсолютно «серым» политиком, который повинен в разжигании четырехлетней Гражданской войны, унёсшей жизни около 600 тыс. американцев. В этой связи объективная оценка фигуры Линкольна становится важной научной задачей, особенно с учетом того, что в этом году исполняется 145 лет со дня его смерти. Между тем, жизнь и деятельность Линкольна представляют не только научный интерес. Изучая биографии президентов, мы познаем духовные ценности и ментальность американцев, а это способствует росту взаимопонимания между нашими народами.

Историография проблемы. 145 лет прошло после убийства А. Линкольна, но дискуссии вокруг его имени и событий, связанных с ним, не утихают в исторической науке и по сей день.

Американская историография. На основе изучения историографических обзоров, подготовленных российскими исследователями (№16, 21, 22, 33), можно сделать вывод о существовании в американской историографии 2-х ключевых подходов к оценке исторической роли Авраама Линкольна.

Первый принадлежит историкам консервативного направления и характеризуется трактовкой фигуры 16 президента как человека ничем не примечательного, не блещущего умом, по иронии судьбы попавшим на пост президента США. С позиций таких исследователей, как Е. Каултер, Симкинс, Рэнделл и др., именно в силу своей бездарности и политической провинциальности, Линкольн допустил самый кровопролитный братоубийственный конфликт в истории США (№33, стр. 257-259).

Второй подход проявляется в работах историков преимущественно левой и радикальной ориентации – У. Дюбуа, У. Фостера, Ф. Фонера, Г. Аптекера, Д.М. Поттера, К.Ван Вудворда, Д.Мак Карделла и других. Их труды оценки содержат следующий комплекс оценок: 1) Линкольн пользовался поддержкой большинства американцев, отличался исключительной честностью и не злоупотреблял властью, данной ему в годы войны; 2) личность и деятельность А. Линкольна во многом определила судьбу США в сложный и драматический период Гражданской войны, направив их историю в единственно верное русло. Была восстановлена целостность Союза, уничтожено рабство, тормозившее развитие страны, демократическим путем был решен аграрный вопрос;3)Линкольн является национальным героем, воплощением революционных традиций, человеком, навеки обессмертившим себя опубликованием Прокламации об освобождении рабов, открывшим новую, важнейшую страницу в истории американского народа (№33, стр. 261-262).

Отечественная историография уделяла внимание биографии Линкольна главным образом в связи с событиями Гражданской войны 1861-1865 годов. В сочинениях по этой проблеме повествования о жизненном пути президента не были самостоятельными, а вписывались в общий замысел освещения революционного конфликта. Данная традиция была заложена в трудах первых советских американистов А.В. Ефимова (№23, 24, 25), М.М. Малкина (№44), А.И. Блинова (№15), И.П. Дементьева (№21, 22), развита новым поколением советских американистов Р. Ф. Иванова (№28, 29, 30), Г.П. Куропятника (№39, 40, 41), С.Н. Бурина (№17) и продолжает существовать в работах современных российских историков, к примеру, Т.В. Алентьевой (№10, 11, 12, 13, 14) и других. Ряд общих работ по истории США, при анализе истории Гражданской войны 1861-1865 годов не могли не затронуть личности Линкольна как президента, который был непосредственным участником этих событий (№27, 31, 32, 34, 36, 38, 49, 50).

В заключение следует констатировать, что на сегодняшний день в отечественной историографии существует лишь одна работа, посвященная политической биографии Авраама Линкольна. Она принадлежит известному специалисту Р.Ф. Иванову, который еще в 1964 году опубликовал монографию «Авраам Линкольн и Гражданская война в США» (№28). Основанная на анализе широкого круга источников: неопубликованных архивных материалов, документов конгресса США, прессы, эта монография до сих пор сохраняет свою научную значимость, о чем свидетельствует ее переиздание спустя год после смерти автора в 2004 году (№29).

Исходя из степени разработанности темы в американской и отечественной историографии, автор определяет следующие цели задачи.

Цель дипломной работы – проанализировать жизненный путь, политическую карьеру и общественно-политические взгляды А. Линкольна.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

1) Изучить формирование и развитие взглядов А. Линкольна на такие ключевые проблемы американской общественно-политической мысли, как институт рабства, целостность государства и судьба Юга;

2) Рассмотреть процесс становления Линкольна как политика, уделив особое внимание атмосфере, в которой проходило его детство и юность, психологическим характеристикам, важнейшим событиям его политической карьеры до избрания на пост президента США.

3) Проанализировать деятельность Линкольна как главы исполнительной власти США в годы Гражданской войны 1861-1865 гг., осветив эволюцию его подходов к решению конфликта между Севером и Югом.

Объектом нашего исследования является портрет Авраама Линкольна как политического деятеля, а предметом – его жизненный путь, политическая карьера и общественно-политические взгляды.

Территориальные рамки нашей работы включают территорию Соединенных Штатов Америки.

Хронологические рамки дипломной работы составляют годы жизни Авраама Линкольна – 1809-1865 годы. При этом с самого начала следует оговориться, что наибольшее внимание в сочинении будет уделено его политической деятельности на посту лидера Республиканской партии и президента США.

Источниковая база исследования. Использованные в работе документы с известной долей условности можно разделить на несколько групп.

1. Публичные выступления А. Линкольна. Эту группу составляют, прежде всего, инаугурационные речи президента (№1). В них А. Линкольн подводил итоги деятельности своих предшественников, определял основные направления социально-экономического развития США в период его президентства. Ценность подобного рода источников сложно переоценить, поскольку они отражают трансформацию взглядов А. Линкольна на проблему рабства, единства государства и взаимоотношений с конфедератами.

2. Законодательные акты и нормативно-правовые документы, принятые в эпоху Гражданской войны 1861-1865 гг. К ним, в первую очередь, относятся американская Конституция, поправки к основному закону, свидетельствующие об изменениях в социально-экономической сфере государства. Особо следует выделить закон об отмене рабства и гомстед-акт, инициатором принятия которых выступил А. Линкольн. Данная группа источников сконцентрирована в различных хрестоматиях и сборниках документов (№2, 4, 5, 6).

3. Работы политических и общественных деятелей-современников событий. К этой группе источников относятся работы К. Маркса и Ф. Энгельса (№3, 8), которые пристально следили за событиями Гражданской войны в США и в том числе давали оценки деятельности А. Линкольна. Данную группу дополняют труды русского революционного демократа Н.Г. Чернышевского. Его статьи в журнале «Современник», переизданные в Собрании сочинений (№7), насыщены скрупулезно собранной информацией о политике Линкольна. Анализ работ Н.Г. Чернышевского потребовал серьезной источниковедческой критики, поскольку автор с очевидной симпатией относился к 16 президенту США, считая его революционером, борцом за уничтожение рабства.

Таким образом, обширная источниковая база, на наш взгляд, позволила обеспечить необходимую репрезентативность и достоверность фактического материала, дала возможность решить поставленные задачи исследования.

Методология исследования.

В данной работе используются принципы историзма, научной объективности. Принцип историзма выражается в подходе к действительности как к развивающейся во времени, что позволило рассмотреть закономерности развития исследуемых объектов. Принцип объективности позволил подходить ко всем вопросам и явлениям критически, исходя из имеющихся фактов.

В данной работе используются такие методы, как историко-сравнительный метод, хронологический метод, системный метод.

Историко-сравнительный метод позволяет рассмотреть историческое явление, обстоятельства его возникновения, какие этапы в своём развитии прошло и чем оно впоследствии стало.

Хронологический метод предполагает изучение исторических событий с точки зрения их развития, он позволяет нам рассмотреть все явления в процессе последовательности и помогает локализовать рамки нашего исследования.

Системный метод позволяет рассмотреть явление в общей системе с другими явлениями, фактическое соотнесение информации источников, логическую проверку показаний, соотнесение источников с реально развившимися событиями.

Структура работы обусловлена основной целью и задачами исследования: состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка источников и литературы.



Заключение

 

В результате проведенного исследования, мы пришли к следующим выводам.

1. Большое значение на формирование общественно-политических взглядов Линкольна оказало его простое происхождение. Рожденный в семье бедного фермера, будущий президент с детства был знаком с проблемами простых людей и, оказавшись в кресле главы исполнительной власти США, был ориентирован на их решение. К примеру, не будет ошибкой сказать, что инициатива принятия Гомстед-Акта 1862 г. основывалась на детских воспоминаниях Линкольна, несомненно, знавшим все трудности, с которыми приходиться столкнуться фермеру при покупке земли. Столь же правомерно утверждение, что подписание Линкольном Прокламации об отмене рабства тесно связано с его детским негативным восприятием этого института.

К числу личных качеств, которые позволили Линкольну достигнуть таких высот в политике следует отнести: природную любознательность, отличную память, постоянную тягу к самообразованию. Последнее лучше всего проявляется в его адвокатской карьере, которая началась с самостоятельного изучения права и получения лицензии юриста. Не меньшую роль играло и стремление к успеху. Линкольн является идеальным образцом воплощения «американской мечты»: перепробовав профессии землемера, кладовщика, лесоруба, почтового служащего, он добился самого высокого поста в американском государстве – поста президента. Очевидно, что сам жизненный путь Авраама Линкольна работал на него, обеспечивая на выборах симпатии огромных масс избирателей. Наконец, Линкольн обладал тем, что в современной политологии называется харизмой. Современники вспоминали, что от него веяло магнетизмом и энергией, что его внешность притягивала к нему людей.

2. Период биографии Линкольна с момента избрания в законодательное собрание штата Иллинойс в 1834 г. и до избрания его президентом США в 1860 г. было временем его становления как политика. Наиболее важными вехами это периода стали вступление Линкольна в ряды Республиканской партии и участие в президентских выборах 1860 года. Буквально за короткое время он приобрёл широкую известность и проявил себя как умный и осторожный политик. В решении самого актуального для страны вопроса – вопроса о рабстве он последовательно пропагандировал идею компромисса и наивно верил в возможность мирного решения спора между Севером и Югом. Выступая последовательным сторонником не распространения рабства на новые территории, Линкольн в то же время не требовал немедленной отмены рабства, стремясь не допустить гражданской войны и распада американского государства. Даже будучи избранным на пост президента, Линкольн тщетно убеждал вышедших из состава США и образовавших Конфедерацию рабовладельцев отказаться от раскола Союза.

3. Период жизни Линкольна, связанный с Гражданской войной, демонстрирует нам его политическую твердость, ориентацию на достижение цели. Расставшись с иллюзиями о возможности скорого и более или менее безболезненного урегулирования конфликта с Югом, когда армия южан дважды чуть не овладела столицей, президент нашел в себе мужество довести начатое до конца и приступил к реализации радикальных мер в войне с рабовладельцами. Он сломил сопротивление «медянок», сменил руководство северной армии, настроенное на компромисс с южанами и принял Акты, которые увековечили его имя в истории США. Главным из них, безусловно, является Прокламация об отмене рабства. Последовательно идя к победе над Югом, Линкольн лишил его всяких шансов на помощь из-за рубежа. Установление тесного сотрудничества с Россией стало залогом невмешательства Англии и Франции во внутренний конфликт американского государства и триумфом Линкольна-дипломата. Наконец, мудрость Линкольна как политика состояла и в том, что он всеми силами старался сохранить дееспособность демократических институтов, обеспечить этим привлекательность общественного проекта северян. Он не свернул процедуры выборов, чего можно было бы ожидать в условиях военного времени, участвовал в президентских выборах 1864 г. и был переизбран, в очередной раз продемонстрировав общественности свою приверженность демократии. Наверное, поэтому он считается продолжателем дела «отцов-основателей» США, создателей американской демократии и одновременно политиком, предотвратившим распад Соединённых Штатов и освободившим рабов.



Источники

1. Инаугурационные речи президентов США от Джорджа Вашингтона до Д. Буша (1789-2001). М., 2001.

2. История США. Хрестоматия: пособие для вузов. / Сост. Э.А. Иванян. М.: Дрофа, 2005.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 1955. Изд. 2-е. Т. 12.

4. Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты / Сост. В.И. Лафитский; Под ред. О.А. Жидкова. М., 1993.

5. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права зарубежных стран / под ред. К.И. Батыра. М., 2005.

6. Хрестоматия по новой истории в 3-х томах. М., 1963. Т. 2 (1789-1870).

7. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений в 15 т. М., 1947-1950. Т. 8.

8. Энгельс Ф. Избранные военные произведения. М., 1957.

Литература

9. Авраам Линкольн // От Французской революции до эпохи модерна с 1789-1914. М: Арт-родник, 2003.

10. Алентьева Т.В. Начало формирования политического образа Авраама Линкольна на Севере // Всеобщая история. Современные исследования. 25 лет кафедре всеобщей истории БГУ. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 16 / Под ред. С.Ф. Блуменау. Брянск, 2007.

11. Алентьева Т.В. Образ Линкольна на Юге // Всеобщая история. Современные исследования. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 12. /Под ред. С.Ф. Блуменау. Брянск, 2003.

12. Алентьева Т.В. Проблема конструирования предвыборного имиджа кандидата в президенты США на примере Авраама Линкольна // Научный журнал «Современные наукоемкие технологии». 2009. №6.

13. Алентьева Т.В. «Политические игры» или манипулирование общественным мнением во время президентских кампаний в США в XIX веке // Феномен игры в культуре и образовании: Материалы Четвертой региональной зимней культурно-антропологической школы молодых ученых «Культура – Образование – Человек» / Под ред. Е.А. Репринцевой. Курск, 2003.

14. Алентьева Т.В. Правовые аспекты сецессии американского Юга в 1860 г. // Актуальные проблемы юридической науки. Ученые записки РОСИ. Вып. 5. Серия: государство и право / Под ред. В.Н. Сафонова, С.В. Маньшина. Курск, 2000.

15. Блинов А.И. Критический период истории Соединенных Штатов. Реконструкция. США после окончания гражданской войны (1865-1877), Красноярск, 1957.

16. Болховитинов Н.Н. США: проблемы истории и современная историография. М.: Наука, 1980.

17. Бурин С. Н. На полях сражений гражданской войны в США. М., 1988;

18. Бурстин Д. Американцы: национальный опыт. / Пер. с англ. Авт. послеслов. Шестаков В.П.; коммент. Балдицына П.В. М.: Изд. Группа «Прогресс» - «Литера», 1993.

19. Всемирная история: Гражданская война в США. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.

20. Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. М.: Наука, 1990.

21. Дементьев И.П. Эволюция американской буржуазной историографии гражданской воины 1861-1865 гг. // Вопросы истории. 1958. № 9.

22. Дементьев И.П. Американская историография гражданской войны в США (1861-1865). М., 1963

23. Ефимов А.В. К истории капитализма в США. М., 1934.

24. Ефимов А.В. Очерки истории США (1492-1870 гг.). М., 1955.

25. Ефимов А.В. Очерки истории США. От открытия Америки до окончания гражданской войны. М., 1958.

26. Захарова М. Н. Народное движение в США против рабства. М., 1965.

27. Зинн Говард Народная история США: с 1492 года до наших дней. / Пер. с англ. М.: «Весь Мир», 2006.

28. Иванов Р. Ф. Авраам Линкольн и Гражданская война в США. М., 1964

29. Иванов Р. Ф. Авраам Линкольн и Гражданская война в США. М., 2004

30. Иванов Р.Ф. Дипломатия Авраама Линкольна. М., 1987.

31. Иванян Э.А. История США: Пособие для вузов. М.: Дрофа, 2004.

32. Иванян Э.А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша. М.: Политиздат, 1991.

33. Историческая наука в XX веке. Историография нового и новейшего времени стран Европы и Америки: Учебное пособие для студентов/ под ред. И. П. Дементьева, А. И. Патрушева. М., 2002.

34. История США. / Под ред. Г.Н. Севостьянова: в 4 т. Т.1 (1607-1877 гг.) М., 1985.

35. К 100-летию гражданской войны в США. / Под ред. А.В. Ефимова, Л.И. Зубока. М.: Социально-экономическая литература, 1961.

36. Козенко Б.Д., Севостьянов Г.Н. История США. Учебное пособие. Самара, 1994.

37. Кормилец А. А., Поршаков С. А. Кризис второй партийной системы США накануне и в годы гражданской войны в США (1840-1865 гг.). М., 1987.

38. Краткая история США. Пер с англ. М., 1993.

39. Куропятник Г.П. Вторая американская революция. М., 1961.

40. Куропятник Г.П. Проблемы научной концепции истории США нового времени. М., 1983.

41. Куропятник Г. П. Распад Союза и начало Гражданской войны: мнения, оценки, опасения и надежды северян. // Восприятие США по обе стороны Атлантики. М., 1997.

42. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. Образ жизни и мыслей в Соединенных Штатах сегодня. Пер. с англ. В 2 томах. Т. 1. М.: Радуга, 1992.

43. Лягушенко И. И. Н. Г. Чернышевский о гражданской войне в США // Уч. зап. Мордовск. гос. ун-та. 1963. Т. 28.

44. Малкин М.М. Гражданская война в США и царская Россия. М.-Л., 1939.

45. Мюррин Дж. Война, революция и формирование нации: американская революция в сопоставлении с гражданской войной // Американский ежегодник, 1997. М., 1997.

46. Невис А., Коммаджер. История США. От английской колонии до мировой державы. Телекс, 1991.

47. Разумникова И. И. Н. Г. Чернышевский о гражданской войне в Соединенных штатах Америки 1861-1865 гг. // Труды Воронежск. гос. ун-та. 1957. Т. 47.

48. Согрин В.В. Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца XX века. М., 1995.

49. Согрин В.В. История США: учебное пособие для вузов. СПб: Питер, 2003.

50. Согрин В.В. Политическая история США. М., 2003.

51. Супоницкая И.М. Антиномия американского Юга: свобода и рабство. М.:ИВИ РАН, 1998.

52. Cупоницкая И.М. Юг США в 19 веке (зарубежная историография). М.: ИНИОН, 1990.

53. Уманский П. Б. Из истории борьбы негров США за свободу. Негры в аболиционистском движении 30-50-е гг. XIX в. Казань, 1963.

54. Фонер Э. Рабство, гражданская война и реконструкция: новейшая историография // Новая и новейшая история. 1991. № 6. С. 35-51.

55. Фонер Э. Труд: рабский и свободный // Исторический образ Америки. М., 1995.

56. Фостер У.З. Негритянский народ в истории Америки. М.: Издательство иностранной литературы, 1955.

57. Фостер У.З. Очерк политической истории Америки. 2-е изд. М.: Издательство иностранной литературы, 1955.

58. Хейвуд Г. Освобождение негров. М.: Издательство иностранной литературы, 1950.

59. Шпотов Б.М. США в XIX веке // Преподавание истории в школе. 1993. № 4.



Приложение №1

Приложение №2

Политический портрет Авраама Линкольна

 



Оглавление

Введение

Глава I. На пути к президентскому креслу: становление А. Линкольна как политика

Глава II. Политическая деятельность Линкольна на посту президента США в годы Гражданской войны 1861-1865 гг

Заключение

Список источников и литературы

Приложения



Введение

Актуальность темы исследования обусловлена не прекращающимися дискуссиями об исторической роли Авраама Линкольна в национальной истории Соединенных Штатов Америки. Вплоть до сегодняшнего дня в историографии бытуют прямо противоположные оценки президентства Линкольна: от откровенно апологетических до почти оскорбительных. В первом случае 16-й президент США предстает перед нами в образе спасителя американской демократии, освободителя рабов и государственного деятеля, предотвратившего распад Соединённых Штатов. Во втором случае он изображается абсолютно «серым» политиком, который повинен в разжигании четырехлетней Гражданской войны, унёсшей жизни около 600 тыс. американцев. В этой связи объективная оценка фигуры Линкольна становится важной научной задачей, особенно с учетом того, что в этом году исполняется 145 лет со дня его смерти. Между тем, жизнь и деятельность Линкольна представляют не только научный интерес. Изучая биографии президентов, мы познаем духовные ценности и ментальность американцев, а это способствует росту взаимопонимания между нашими народами.

Историография проблемы. 145 лет прошло после убийства А. Линкольна, но дискуссии вокруг его имени и событий, связанных с ним, не утихают в исторической науке и по сей день.

Американская историография. На основе изучения историографических обзоров, подготовленных российскими исследователями (№16, 21, 22, 33), можно сделать вывод о существовании в американской историографии 2-х ключевых подходов к оценке исторической роли Авраама Линкольна.

Первый принадлежит историкам консервативного направления и характеризуется трактовкой фигуры 16 президента как человека ничем не примечательного, не блещущего умом, по иронии судьбы попавшим на пост президента США. С позиций таких исследователей, как Е. Каултер, Симкинс, Рэнделл и др., именно в силу своей бездарности и политической провинциальности, Линкольн допустил самый кровопролитный братоубийственный конфликт в истории США (№33, стр. 257-259).

Второй подход проявляется в работах историков преимущественно левой и радикальной ориентации – У. Дюбуа, У. Фостера, Ф. Фонера, Г. Аптекера, Д.М. Поттера, К.Ван Вудворда, Д.Мак Карделла и других. Их труды оценки содержат следующий комплекс оценок: 1) Линкольн пользовался поддержкой большинства американцев, отличался исключительной честностью и не злоупотреблял властью, данной ему в годы войны; 2) личность и деятельность А. Линкольна во многом определила судьбу США в сложный и драматический период Гражданской войны, направив их историю в единственно верное русло. Была восстановлена целостность Союза, уничтожено рабство, тормозившее развитие страны, демократическим путем был решен аграрный вопрос;3)Линкольн является национальным героем, воплощением революционных традиций, человеком, навеки обессмертившим себя опубликованием Прокламации об освобождении рабов, открывшим новую, важнейшую страницу в истории американского народа (№33, стр. 261-262).

Отечественная историография уделяла внимание биографии Линкольна главным образом в связи с событиями Гражданской войны 1861-1865 годов. В сочинениях по этой проблеме повествования о жизненном пути президента не были самостоятельными, а вписывались в общий замысел освещения революционного конфликта. Данная традиция была заложена в трудах первых советских американистов А.В. Ефимова (№23, 24, 25), М.М. Малкина (№44), А.И. Блинова (№15), И.П. Дементьева (№21, 22), развита новым поколением советских американистов Р. Ф. Иванова (№28, 29, 30), Г.П. Куропятника (№39, 40, 41), С.Н. Бурина (№17) и продолжает существовать в работах современных российских историков, к примеру, Т.В. Алентьевой (№10, 11, 12, 13, 14) и других. Ряд общих работ по истории США, при анализе истории Гражданской войны 1861-1865 годов не могли не затронуть личности Линкольна как президента, который был непосредственным участником этих событий (№27, 31, 32, 34, 36, 38, 49, 50).

В заключение следует констатировать, что на сегодняшний день в отечественной историографии существует лишь одна работа, посвященная политической биографии Авраама Линкольна. Она принадлежит известному специалисту Р.Ф. Иванову, который еще в 1964 году опубликовал монографию «Авраам Линкольн и Гражданская война в США» (№28). Основанная на анализе широкого круга источников: неопубликованных архивных материалов, документов конгресса США, прессы, эта монография до сих пор сохраняет свою научную значимость, о чем свидетельствует ее переиздание спустя год после смерти автора в 2004 году (№29).

Исходя из степени разработанности темы в американской и отечественной историографии, автор определяет следующие цели задачи.

Цель дипломной работы – проанализировать жизненный путь, политическую карьеру и общественно-политические взгляды А. Линкольна.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

1) Изучить формирование и развитие взглядов А. Линкольна на такие ключевые проблемы американской общественно-политической мысли, как институт рабства, целостность государства и судьба Юга;

2) Рассмотреть процесс становления Линкольна как политика, уделив особое внимание атмосфере, в которой проходило его детство и юность, психологическим характеристикам, важнейшим событиям его политической карьеры до избрания на пост президента США.

3) Проанализировать деятельность Линкольна как главы исполнительной власти США в годы Гражданской войны 1861-1865 гг., осветив эволюцию его подходов к решению конфликта между Севером и Югом.

Объектом нашего исследования является портрет Авраама Линкольна как политического деятеля, а предметом – его жизненный путь, политическая карьера и общественно-политические взгляды.

Территориальные рамки нашей работы включают территорию Соединенных Штатов Америки.

Хронологические рамки дипломной работы составляют годы жизни Авраама Линкольна – 1809-1865 годы. При этом с самого начала следует оговориться, что наибольшее внимание в сочинении будет уделено его политической деятельности на посту лидера Республиканской партии и президента США.

Источниковая база исследования. Использованные в работе документы с известной долей условности можно разделить на несколько групп.

1. Публичные выступления А. Линкольна. Эту группу составляют, прежде всего, инаугурационные речи президента (№1). В них А. Линкольн подводил итоги деятельности своих предшественников, определял основные направления социально-экономического развития США в период его президентства. Ценность подобного рода источников сложно переоценить, поскольку они отражают трансформацию взглядов А. Линкольна на проблему рабства, единства государства и взаимоотношений с конфедератами.

2. Законодательные акты и нормативно-правовые документы, принятые в эпоху Гражданской войны 1861-1865 гг. К ним, в первую очередь, относятся американская Конституция, поправки к основному закону, свидетельствующие об изменениях в социально-экономической сфере государства. Особо следует выделить закон об отмене рабства и гомстед-акт, инициатором принятия которых выступил А. Линкольн. Данная группа источников сконцентрирована в различных хрестоматиях и сборниках документов (№2, 4, 5, 6).

3. Работы политических и общественных деятелей-современников событий. К этой группе источников относятся работы К. Маркса и Ф. Энгельса (№3, 8), которые пристально следили за событиями Гражданской войны в США и в том числе давали оценки деятельности А. Линкольна. Данную группу дополняют труды русского революционного демократа Н.Г. Чернышевского. Его статьи в журнале «Современник», переизданные в Собрании сочинений (№7), насыщены скрупулезно собранной информацией о политике Линкольна. Анализ работ Н.Г. Чернышевского потребовал серьезной источниковедческой критики, поскольку автор с очевидной симпатией относился к 16 президенту США, считая его революционером, борцом за уничтожение рабства.

Таким образом, обширная источниковая база, на наш взгляд, позволила обеспечить необходимую репрезентативность и достоверность фактического материала, дала возможность решить поставленные задачи исследования.

Методология исследования.

В данной работе используются принципы историзма, научной объективности. Принцип историзма выражается в подходе к действительности как к развивающейся во времени, что позволило рассмотреть закономерности развития исследуемых объектов. Принцип объективности позволил подходить ко всем вопросам и явлениям критически, исходя из имеющихся фактов.

В данной работе используются такие методы, как историко-сравнительный метод, хронологический метод, системный метод.

Историко-сравнительный метод позволяет рассмотреть историческое явление, обстоятельства его возникновения, какие этапы в своём развитии прошло и чем оно впоследствии стало.

Хронологический метод предполагает изучение исторических событий с точки зрения их развития, он позволяет нам рассмотреть все явления в процессе последовательности и помогает локализовать рамки нашего исследования.

Системный метод позволяет рассмотреть явление в общей системе с другими явлениями, фактическое соотнесение информации источников, логическую проверку показаний, соотнесение источников с реально развившимися событиями.

Структура работы обусловлена основной целью и задачами исследования: состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка источников и литературы.



Дата: 2019-05-29, просмотров: 184.