ГЛАВА I. Основные технико-экономические характеристики организации и существующий процесс управления запасами                                          6
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение                                                                                             4

ГЛАВА I. Основные технико-экономические характеристики организации и существующий процесс управления запасами                                          6

Основные технико-экономические характеристики организации 6

Описание организационной структуры предприятия               26

Описание существующей системы управления запасами          33

ГЛАВА II. Обзор существующих методов управления запасами            40

Понятие, сущность и виды материальных запасов                   40

Необходимость существования запасов                                     45

Нормирование запасов                                                               49

Системы контроля за состоянием запасов                                 55

ГЛАВА III. Предложения по совершенствованию управления запасами на предприятии ЗАО «Петерасфальт»                                                           66

Выбор номенклатурной позиции                                              66

Анализ расхода щебня                                                                72

Выбор системы управления запасами                                                 74

Экономический эффект                                                                 80

Заключение                                                                                        81

Литература                                                                                                  84



Введение

На современном этапе развития экономики на эффективность функционирования строительного предприятия значительно влияет качество материального обеспечения производства.

Основной показатель качества материального обеспечения – это его надежность, определяемая как способность системы гарантировать бездефицитное обеспечение производства всеми материальными ресурсами в необходимом количестве и ассортименте. Управление надежностью материального обеспечения включает управление надежностью поставок и регулирование уровня запасов. Производственные запасы, с одной стороны, снижают риск дефицита и связанных с ним потерь, то есть повышают надежность материального обеспечения, с другой стороны, содержание запасов требует значительных затрат. Поэтому производственные запасы оказывают непосредственное, но в то же время противоречивое воздействие на эффективность функционирования строительного предприятия.

Материальное обеспечение – одна из областей наиболее частого применения логистического подхода.

Управление материальным обеспечением с позиций логистики ставит задачу учета основных факторов, влияющих на его эффективность:

характер потребления материалов;

затраты на закупку и доставку материалов;

условия и затраты на хранение материалов.

Задача функционирования логистической системы, сформированной с целью повышения эффективности управления материальным обеспечением производства (заготовительной логистики) – бесперебойное обеспечение производства материальными ресурсами требуемого качества и в необходимом количестве в определенный срок с минимальными затратами.

Закупочная деятельность и заготовительная логистика не подменяют друг друга, поскольку представляют собой разнопорядковые категории.

Такие задачи, как формирование заказов на материальные ресурсы, складирование, хранение, отпуск в производство достаточно успешно решаются в традиционной системе организации материального обеспечения, но эти же функции в сочетании с многовариантным изучением хозяйственных связей, выбором оптимальной схемы управления материальным потоком являются уже прерогативой заготовительной логистики.

К задачам заготовительной логистики относятся следующие [3]:

изучение рынка материальных ресурсов;

формирование заказов;

нормирование запасов и организация их хранения;

заключение договоров поставки и контроль за их выполнением;

разработка сметы затрат по материальному обеспечению и контроль за ее соблюдением.

Одной из важных задач, эффективно решаемых с помощью заготовительной логистики, является управление запасами. Для достижения этой цели в дипломе поставлены следующие задачи:

1. Анализ деятельности исследуемого предприятия.

2. Выявление сущности и преимуществ логистического подхода к управлению запасами

3. Исследование существующих моделей управления запасами

4. Выявление резервов роста эффективности управления запасами в процессе нормирования запасов

5. Выявление резервов роста эффективности управления запасами в процессе осуществления поставок.

Объект исследования – процесс материального обеспечения производства.

Предмет исследования – процесс формирования и изменения уровня запасов материальных ресурсов.

 

Нормирование запасов

 

Управление запасами заключается в решении двух основных задач:

· определение размера необходимого запаса, то есть нормы запаса;

· создание системы контроля за фактическим размером запаса и своевременным его пополнением в соответствии с установленной нормой.

Нормой запаса называется расчетное минимальное количество предметов труда, которое должно находиться у производственных или торговых предприятий для обеспечения бесперебойного снабжения производства продукции или реализации товаров.

При определении норм товарных запасов используют три группы методов: эвристические, методы технико-экономических расчетов и экономико-математические методы.

Эвристические методы предполагают использование опыта специалистов, которые изучают отчетность за предыдущий период, анализируют рынок и принимают решения о минимально необходимых запасах, основанные, в значительной степени, на субъективном понимании тенденций развития спроса. В качестве специалиста может выступать работник предприятия, постоянно решающий задачу нормирования запасов. Используемый в этом случае метод решения задачи (из группы эвристических) называется опытно-статистическим.

     В том числе, если поставленная задача в области управления запасами достаточно сложна, может использоваться опыт не одного, а нескольких специалистов. Анализируя затем по специальному алгоритму их субъективные оценки ситуации и предлагаемые решения, можно получить достаточно хорошее решение, мало чем отличающееся от оптимального. Этот метод также относится к группе эвристических и носит название метода экспертных оценок.

Сущность метода технико-экономических расчетов заключается в разделении совокупного запаса в зависимости от целевого назначения на отдельные группы, например, номенклатурные позиции (или ассортиментные позиции в торговле). Далее для выделенных групп отдельно рассчитывается страховой, текущий и сезонные запасы, каждый из которых, в свою очередь, может быть разделен на некоторые элементы. Например, страховой запас на случай повышения спроса или нарушения сроков завоза материалов (товаров) от поставщиков.

Нормирование текущего запаса заключается в нахождении максимальной величины потребности производства в материальных ценностях между двумя очередными поставками. Данная потребность определяется как произведение среднесуточного расхода на интервал поставки:

 

ТЗ = RСУТ * J,                                        (1)

 

где ТЗ – текущий запас;

RСУТ – среднесуточный расход материалов;

J – интервал поставок, дни.

В свою очередь среднесуточный расход находится путем деления общей потребности в материале (ПГ, ПКВ, ПМ – соответственно годовая, квартальная и месячная потребности) на округленное количество календарных дней в плановом периоде:

 

RСУТ = ПГКВ, ПМ) / 360 (90, 30).                           (2)

В зависимости от конкретных условий производства, обращения и потребления материалов интервал поставки определяется несколькими методами.

 В тех случаях, когда интервалы поставки зависят от минимальной нормы отпуска данного материала В (транзитной или заказной), их величина находится делением этой нормы на среднесуточный расход:

J = В / RСУТ.                                                                         (3)

 

Во многих случаях партия поставки определяется грузоподъемность транспортных средств, которыми осуществляется перевозка грузов, в связи с необходимостью их полной загрузки. В этом случае интервал поставки находится делением грузоподъемности Г на среднесуточный расход:

 

J = Г / RСУТ .                                                                           (4)

 

Интервал поставки часто определяется периодичность производства данного материала у поставщика. В таких случаях он будет равен, как правило, длительности перерыва в производстве данного материала у поставщика.

В тех случаях, когда поступающие материальные ценности не удовлетворяют требованиям технологического процесса и до запуска в производство должны пройти соответствующую обработку создается технологический (подготовительный) запас.

Технологический (подготовительный) запас рассчитывается на основе нормативов времени для осуществления подготовительных операций, или на основании статистических данных и наблюдений за фактическими затратами времени на подготовку материалов к выдаче в прошлом периоде (хронометража).

Страховой запас в самом общем виде определяется как произведение среднесуточного расхода материала на разрыв в интервале поставок деленное на два:

 

СЗ = RСУТ * (JФ – JПЛ) * 0,5 ,                                  (5)

 

где СЗ – страховой запас;

  JФ, JПЛ – соответственно фактический и плановый интервал поставок.

При укрупненной оценке он может приниматься в размере 50% текущего запаса. В случае когда промышленное предприятие расположено вдали от транспортных путей либо используются нестандартные, уникальные материалы, норма страхового запаса может быть увеличена до 100%.

Возникновение страхового запаса обусловлено нарушением в поставках материала со стороны поставщика. В случае если это нарушение связано с транспортной организацией, создается транспортный запас, включающий те оборотные фонды, которые отвлекаются со дня оплаты счета поставщика и до прибытия груза на склад. Транспортный запас рассчитывается так же, как и страховой запас:

 

ТРЗ = RСУТ * (JФ – JПЛ) *0,5 ,                                 (6)

 

где ТРЗ– транспортный запас.

 

Величина сезонных запасов устанавливается по данным о фактических условиях поступления и потребности материалов.

Таким образом норма запаса конкретного материала определяется по формуле:

 

Н = ТЗ + СЗ + ПЗ,                                            (7)

 

где Н ­ – совокупная норма запаса материала;

 ПЗ ­ – норма подготовительного запаса;

Метод технико-экономических расчетов позволяет достаточно точно определять необходимый размер запасов, однако трудоемкость его велика.

Суть экономико-математических методов нормирования запасов состоит в следующем:

Спрос на товары или продукцию чаще всего представляет собой случайный процесс, который может быть описан методами математической статистики. Одним из наиболее простых экономико-математических методов определения размера запаса является метод экстраполяции (сглаживания), который позволяет перенести темпы, сложившиеся в образовании запасов в прошлом, на будущее. Например, имея информацию о размере запасов за прошедшие четыре периода, на основе метода экстраполяции можно определить размер запасов на предстоящий период по формуле:

 

Y5 = 0,5 * (2 * Y4 + Y3 - Y1),                             (8)

 

где Y1, Y3, Y4 - уровни запаса (в сумме, днях или процентах к обороту), соответственно, за первый, третий и четвертый периоды;

Y5 - нормативный уровень запаса на предстоящий, пятый период.

Прогноз уровня запасов для шестого периода (Y6) можно сделать, используя формулу:

 

Y6 = 0,5 (2 * Y5 + Y4 - Y2),                              (9)

 

Международная практика управления запасами свидетельствует, темп роста запасов должен несколько отставать от темпа роста спроса. Математически это выглядит следующим образом:

 

Т3 = ,                                            (10)

 

где Т3 - темп роста товарных запасов;

Т0 - темп роста спроса.

Такое соотношение между запасами и спросом обеспечивает возможность ускорения оборачиваемости оборотных средств.

Таким образом, определив минимальное количество материальных ресурсов, которое должно постоянно находиться на складе менеджерам предприятия необходимо перейти к разработке системы контроля за состоянием запасов.

 

Анализ расхода щебня.

 

Учитывая сезонность производства, проанализируем расход щебня по карточкам складского учета за 2001-2004 гг (Таблица)

Динамику расхода щебня в период с 2001-2003 года отобразим графически :

         

 

 

В 2001 году было израсходовано меньше всего щебня, т.к. ЗАО «Петерасфальт» располагало только одним заводом, а в июле 2002 года был введен в эксплуатацию второй завод, что позволило увеличить объемы реализации продукции. За 2003 год было продано больше всего асфальтобетонной смеси, учитывая тот факт, что в этом году было 300-летие городу Санкт-Петербургу и большое внимание уделялось на реставрацию и строительство дорожных покрытий. В 2003 году компания израсходовала на производство асфальтобетонных смесей 192 917,18 тн щебня по сравнению с предыдущими годами и заняла VI место в Санкт-Петербурге совместно с ООО «Эн Си Си-Индустрии» по объему выпуска за 2003 год среди дорожно-строительных компаний. В 2004 году ЗАО «Петерасфальт» планирует израсходовать на производство примерно 180 000 тн щебня. Для сопоставимости данных Таблицы необходимо исключить из рассмотрения 2002 год, так как в этом году был введен в эксплуатацию второй завод. Рассмотрим динамику за 2001 и 2003 гг. Ежемесячный расход из-за разного количества дней в месяце не дает сопоставимых данных по месяцу. Наиболее точными будут данные по среднесуточному расходу щебня по месяцам за 2001 и 2003 гг. Анализируя данные 2001 года нужно сказать, что среднесуточный расход щебня по месяцам непредсказуем, наблюдается очень большой разброс показателей по месяца. Допустим в мае 2001 года среднесуточный расход щебня фракции 20-40 составлял 65,5 тн/сут (4,8%), в августе 249,7 тн/сут (18,29%), т.е. расход щебня вырос почти в 4 раза, а уже в октябре месяце среднесуточный расход составил 346,9 тн/сут (25,41%). Таким образос расход щебня в 2001 году варьировался от 65,5 до 346,9 тн/сут с разбросом в 281,4 тн. Подобные скачки наблюдаются и в 2003 году, когда среднесуточный расход щебня в в августе был 1332,88 тн/сут, что составляет 21,13% от годового расхода щебня, а в ноябре упал до 333,77 тн/сут, что составляет 5,29%.

Исследуем динамику среднедневного расхода щебня за 2001 и 2003 гг по программе анализа рядов динамики, разработанной на кафедре (Приложение 17). Как сказал анализ проведенный методами механическог7о сглаживания (3-х и 5-ти членные скользящие средние, 3-х и 5-ти членные средние приросты) и аналитического выравнивания по методу наименьших квадратов (рассматривалась линейная функция, парабола 2-го порядка и гипербола), в данном случае использование статистических методов неприемлемо. Хотя гипотеза «имеется тренд» и подтвердилась, но аппроксимация исследуемого процесса хороших результатов не дает: наименьшую остаточную дисперсию ряда дает гипербола, однако она очень высока (33%), что хорошо видно на Рис

Как показывает Таблица и программа анализа рядов динамики среднесуточный расход щебня в зависимости от месяца различен, это объясняется тем, что погодные условия в мае недостаточны, чтобы заниматься укладкой и реставрацией дорожных покрытий, следовательно в мае месяце расход щебня незначителен, а в середине сезона погодные условия благоприятствуют дорожно-строительным работам, следовательно расход щебня увеличивается пропорционально спросу на продукцию. 

Среднесуточный спрос на продукцию даже на ближайший месяц спрогнозировать очень тяжело, даже невозможно, так как нельзя предугадать погодные условия и предсказать поведение подрядчиков. Фактически заявки на поставку а/б смеси подаются подрядчиками за день - два до поставки, иногда и в день поставки. Поэтому ЗАО «Петерасфальт» должно ежедневно отслеживать расход материала, постоянно пополнять его по мере необходимости и следить за тем, чтобы не было простоев производства. Для чего необходимо рассчитать параметры системы управления запасами, учитывая специфику производства и оптимальный размер заказа.

 

 

Экономический эффект.

 

С точки зрения повышения эффективности управления запасами большое значение имеет обоснованность нормирования запасов материалов, так как обоснованность норм запасов во многом определяет состояние фактического запаса.

По данным экономического отдела фактический объем запаса щебня на данный момент составляет 13560тн. Если сравнивать его с желаемым размером запаса, то он на 2039 тн. превышает норму. В результате ЗАО «Петерасфальт» несет дополнительные затраты по содержанию сверхнормативного запаса.

В результате сокращения фактического запаса до нормативного ЗАО «Петерасфальт» может снизить затраты на содержание сверхнормативного запаса.

Общая величина затрат на содержание запаса щебня в сутки составляет 39380 руб.

В расчете на 1тн. щебня величина затрат составит 39380/13560=2,9 руб. в день. В результате обоснованного нормирования запаса щебня уровень фактического запаса можно снизить на 2039 тн., что позволить получить экономию затрат в размере 2039*2,9=5913,1 руб. в день.

 



Заключение

На современном этапе развития экономики концепция логистики находит все более широкое использование. Этому способствовало возникновение новой волны научно-технической революции, развитие коммуникационной техники и технологии.

Логистика в настоящее время рассматривается как эффективный подход к управлению экономическими процессами, способствующий снижению общих затрат.

Предметом изучения логистики является методология оптимизации управления экономическими объектами на основе системного подхода.

Логистика в качестве объекта исследования рассматривает материальные и сопутствующие им информационные и финансовые потоки.

Основное преимущество логистического подхода состоит в том, что функционирование каждого элемента логистической системы определяется целевой функцией системы в целом, а также другими элементами. Системный подход позволяет оптимизировать показатели функционирования отдельных элементов, обеспечивая повышение эффективности функционирования всей системы.

Вопросы рационализации управления запасами относятся к сфере применения закупочной логистики.

Исследование деятельности анализируемого строительного предприятия показало, что величина запасов предприятия в денежном выражении существенна и, скорее всего, излишня. Анализ материального обеспечения производства выявил, что интенсивность использования материальных ресурсов нестабильна. При наличии сверхнормативных запасов по ряду наименований ЗАО «Логос» имеет и дефицитные материалы. Все это свидетельствует о необходимости рационализации управления запасами на предприятии.

С точки зрения повышения эффективности управления запасами большое значение имеет обоснованность нормирования запасов. В дипломе рассмотрены наиболее распространенные в специальной литературе методы нормирования запасов и определена мера их обоснованности. Выбор метода расчета нормы запаса определяется следующим принципом. Невысокая степень значимости материальных ресурсов определяет и незначительность потерь, обусловленных некоторой неточностью расчетов. Поэтому для таких материальных ресурсов целесообразно использовать простые методы расчета. Напротив, норму запасов по высокозначимым материальным ресурсам следует рассчитывать наиболее точными, обоснованными методами, так как неточность расчетов норм запасов по таким материальным ресурсам ведет к возникновению намного более значительных потерь, чем затраты на сам расчет. В дипломном проекте приведен метод учета и контроля отпуска материалов в производство, позволяющий оценивать адекватность планирования потребности в материалах.

Еще одним важным фактором, влияющим на состояние фактического запаса на складе, является исполнение поставщиками своих обязательств по объему, своевременности и структуре поставок.

Для оценки исполнения поставщиками своих обязательств в дипломе приведены показатели надежности, учитывающие исполнение поставщиками обязательств по объему, срокам, номенклатуре и предложен метод оперативного осуществления учета и контроля поступления материалов на склад.

Результаты расчетов могут служить базой для оценки степени выполнения заключенных контрактов (договоров) на поставку товаров и предъявления штрафных санкций поставщикам.

В дипломе приведены расчеты управляющих параметров по двум наименованиям материалов в рассмотренных моделях управления запасами. Из расчетов видно, что модель с фиксированным ритмом поставки требует наличия большего резервного запаса, чем модель с фиксированной партией поставки. Комбинированный случай управления запасом позволяет определять ритм и партию поставки, но в этом случае есть риск неправильного прогноза величины потребления материала на срок поставки и переполнения склада.

В дипломе приведены соответствующие графические иллюстрации, позволяющие видеть изменение состояния фактического запаса во времени.

Проведенный расчет параметров по трем моделям позволил обосновать выбор модели с фиксированной партией поставки по критерию минимума затрат на реализацию модели. Эта модель обеспечивает меньший уровень резервного запаса и соответствующих затрат на его содержание и не требует значительных затрат на расчет необходимых параметров.



Литература.

 

1. Афанасьева Н.В. Логистические системы и российские реформы. Изд-во СПб УЭиФ, 1995. – 147 с.

2. Гаджинский А. М. Основы логистики: Учебное пособие для высших и средних специальных учебных заведений. М.:ИВЦ «Маркетинг»:ВИНИТИ,1996.-124с.

3. Залманова М. Е. Закупочная и распределительная логистика. Учебное пособие. Саратов, 1992. –80с.

4. Залманова. М. Е. Логистика: Учебное пособие. – Саратов: Саратовский гос. тех. ун-т, 1995. –168с.

5. Инютина К.В., Квашнин Б.С., Суслов О.В. Основы логистики. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. –40с.

6. Инютина.К. В. Совершенствование планирования и организации материально-технического обеспечения производственных объединений. – Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1986.-247с.

7. Козлов В.К.,. Уваров С. А Логистика фирмы. Издательство Санкт – Петербургского университета экономики и финансов, 1998. –264с.

8. Козловский В.А. ,Кобзев В.В, Савруков Н.Т. Логистика: Конспект лекций. – Санкт-Петербург: «Политехника», 1998.

9. Козловский В.А., Козловская Э.А., Савруков Н.Т. Логистический менеджмент. – Санкт-Петербург «Политехника», 1999.- 275с.

10. Книга делового человека: Справочник / Под ред. Г.А. Краюхина, Э.С. Минаева. -М.: Высшая школа, 1993.

11. Лаврова О.В. Материальные потоки в логистике. Конспект лекций. Саратов, 1995 – 36с.

12. Лаврова О.В. Стратегия закупочной и распределительной логистики. Учебное пособие. Саратов, 1997. – 34с.

13. Леншин И.А., Смолянов Ю.И. Логистика. В 2ч.: Ч1. – М.: Машиностроение, 1996. – 246с.

14. Логистика. Учебное пособие. Под редакцией профессора Б.А. Аникина. Москва. ИНФРА – М, 1998. –326с.

15. Михайлова О.И. Введение в логистику. Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский Дом «Дашков и К», 1999. – 104с.

16. Неруш. Ю.М. Коммерческая логистика: Учебник для вузов. М.: Банки и биржи: Издание образования ЮНИТИ, 1997. –271с.

17. Основы логистики. Учебное пособие/ Под ред. Л.Б. Миротина и В.И. Сергеева. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 200с.

18. Плоткин Б.К. Управление материальными ресурсами: Очерк коммерческой логистики. ЛФЭИ, 1991. – 128с.

19. Петров В.В., Ковалев В.В. Как читать баланс. - М.: Финансы и статистика, 1993.

20. Родников А. Н. Логистика: Терминологический словарь. М.: Экономика, 1995. –245с.

21. Русалева Л.Ю., Мордвикова Л.И. Коммерческая логистика. Учебное пособие. Новосибирск,1997. – 52с.

22. Сергеев В.И. Менеджмент в бизнес-логистике. – М.: Информационно издательский дом «Филинъ», 1997. –772с.

23. Сердюкова Л.О. Транспортно-складская логистика. Конспект лекций. Саратов, 1995. –28с.

24. Смехов. А.А. Логистика. – Транспорт, 1990, №12. Изд-во «Знание». Москва, 1990. –64с.

25. Уваров С.А. Логистика: Общая концепция, теория, практика. СПб.: Инвест-НП,1996.

26. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА-М, 1995.

 

Содержание

Введение                                                                                             4

ГЛАВА I. Основные технико-экономические характеристики организации и существующий процесс управления запасами                                          6

Дата: 2019-05-29, просмотров: 206.