Введение
Одна из заметных тенденций нашего времени - это признание важности человеческой личности. Пристальное внимание и учет "человеческого фактора" наблюдается во всех сферах, так как без этого в настоящее время ничего сделать нельзя. Итак, если в прошлые эпохи человек чаще всего воспринимался как винтик общества, государства и т.п., то теперь набирает силу подход, согласно которому необходим индивидуальный подход к человеку во всех сферах: в бизнесе, на производстве и, конечно, в образовании. Этого требует время, с его суперсложными технологиями, с обилием информации и пр. Нужны не винтики, не послушные исполнители, а самостоятельные и зрелые личности. В деле создания условий для становления и развития таких личностей очень многое может и должно сделать образование, в частности дошкольное образование.
Проблема индивидуального подхода в обучении разрабатывается в отечественной науке давно, однако, сейчас актуальность таких исследований особенно велика в связи с указанными выше обстоятельствами. Учет индивидуальных особенностей старших дошкольников необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в отношении темпераментальных особенностей детей.
Темперамент - это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волновую стороны ее поведения и деятельности. Большинство ученых едины в мнении, что темперамент - это врожденная характеристика, а значит его изменить нельзя. И поэтому, тем более важно учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательной работе с ним.
Ребенка можно уподобить цветку, которому для того, чтобы расцвести нужно создать необходимые условия, учитывающие особенности этого цветка. Если не учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательном процессе, то ребенку будет сложнее расцвести, труднее раскрыть особенности таланты своей личности. Вот почему, тема изучения особенностей темперамента старших дошкольников очень важна для воспитателей и методистов детских садов. Конечно, учебно-воспитательный процесс в таких учреждениях построен таким образом, что у воспитателя нет возможности заниматься с каждым в отдельности, но выделять среди воспитанников представителей четырех типов темперамента и учитывать это при: распределении заданий, при определении объема и времени выполнения заданий, при оценки детских игр и т.д. он может. Такой подход существенно повысит эффективность учебно-воспитательного процесса с младшими школьниками.
Объект данного исследования - личностные особенности ребенка старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности темперамента старших дошкольников.
Цель работы - выявить особенности темперамента старших дошкольников; рассмотреть методические рекомендации по учебно-воспитательной работе с детьми, обладающими разным темпераментом.
Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
1) Рассмотреть общепсихологическое представление о темпераменте.
2) Рассмотреть общую характеристику четырех типов темпераментов.
3) Выявить возрастные особенности темперамента.
4) Проанализировать возрастные особенности темперамента старших дошкольников.
5) Рассмотреть особенности проявления четырех темпераментов у дошкольников и сформулировать методические рекомендации по учету темпераментальных особенностей старших дошкольников в учебно-воспитательной работе.
Гипотеза данного исследования - учет возрастных особенностей темперамента, а так же социометрический статус детей дошкольного возраста, повышает эффективность учебно-воспитательной работы с ними.
Таблица 1.1
Ранний период развития | Период стабилизации |
Слабый процесс возбуждения Слабый процесс торможения Неуравновешенность нервных процессов с преобладанием возбуждения над торможением Малая подвижность нервных процессов (речь идет о подвижности в узком смысле) | Сильный процесс возбуждения Сильный процесс торможения Уравновешенность возбуждения и торможения Большая подвижность нервных процессов |
Очевидно, что независимо от возрастной специфики существуют индивидуальные различия в свойствах нервной системы, которые могут быть частично замаскированы их возрастными изменениями. Поэтому устанавливается диагноз отдельных свойств нервной системы (темперамента), нужно пользоваться такими показателями поведения и, следовательно, приемами измерения, которые учитывали бы период развития исследуемого ребенка.
В детские годы далеко не просто отличить, что в наблюдаемых динамических чертах идет от своеобразия нервной системы и что от возрастного этапа. И те, и другие признаки одновременно проявляются в динамических свойствах детской психики.
Существуют и выделяются исследователями и педагогами особенности проявления темпераментных особенностей старших дошкольников в протекании речевых и мыслительных процессов, а также в специфике внимания.
Дошкольник сангвиник
Очень живой, непоседливый. Ни минуты не сидит спокойно, вертит что-нибудь в руках. Часто тянет руку, разговаривает с соседом. Очень впечатлителен, легко увлекается. Эмоционально рассказывает о полученных впечатлениях. На занятиях живо реагирует на все новое, интересное. Но его увлечения не всегда постоянны и устойчивы - увлекшись новым делом, легко охладевает к нему. Все эмоции выражаются на его подвижном лице, в его живых глазах. Поэтому легко угадать его настроение, отношение к человеку или предмету. На интересных для него занятиях проявляет большую активность, работоспособность. Но если занятие для него не интересно, тут же начинает мешать учителю - разговаривает с соседями, зевает. Призвать его к порядку в этом случае бывает очень трудно. Единственный способ - заинтересовать его. Не любит кропотливых занятий, любит такую деятельность, которая позволяет быстро добиться результата. Настроение его часто меняется. Получив замечание, он может очень расстроиться, даже расплакаться. Однако очень быстро совершенно забывает об этом, начиная бегать, играть с друзьями. Быстро привыкает к новой обстановке, новым требованиям. Легко входит в контакт со сверстниками, является активным членом детского коллектива, всегда находится в окружении ребят.
Обычно воспитанники сангвинистического темперамента быстро решают практические и теоретические задачи в проводимых воспитателями играх, если для этого у них имеется соответствующий запас знаний. Они быстро говорят: речь их эмоционально окрашенная, оживленная.
Сангвиника характеризует обилие и живость движений. Он не может спокойно сидеть за обеденным столом, часто вскакивает, вертится. На прогулках такие дети чаще всего бегают по участку, устраивают возню и т.д.
Дошкольник холерик
Выделяется среди сверстников своей порывистостью. Движения его быстрые и живые. Во время занятия постоянно меняет позу. Непрерывно разговаривает с другими ребятами. Очень активен. На любой вопрос воспитателя готов ответить не подумав, и поэтому часто отвечает невпопад. Говорит громко, быстро. Почти никогда не сидит на месте, готов все время бегать, затевать потасовки с ребятами. В досаде и раздражении очень вспыльчив, легко вступает в драку. Для него характерно веселое, жизнерадостное, быстро меняющееся настроение. Отличается очень выразительными и сильными эмоциональными реакциями, выразительной мимикой, энергичной жестикуляцией. Несдержан и непоседлив (его рисунки обычно крупные). Но в выполнении поручений проявляет уверенность, упорство. Его интересы довольно постоянны, устойчивы. Не теряется при возникающих трудностях, с большой энергией преодолевает их.
У холериков дошкольного возраста мыслительные процессы протекают энергично и поддерживаются устойчивым вниманием. Такие воспитанники, рассказывают, пересказывают с одного раза, с увлечением.
Однако такая длительная и напряженная работа настолько утомляет ребёнка, что для восстановления работоспособности он должен потом долго отдыхать. Дошкольники этого типа темперамента часто с увлечением что-то мастерят.
Холерики обладают высокой моторной активностью. Движения их отличаются большой силой, резкостью и выразительностью. У них богатая мимика, энергичные жесты.
Дошкольник флегматик
Его отличает неторопливость и спокойствие. Отвечает на вопросы воспитателя не сразу и без какой-либо живости. Если не знает точного ответа на вопрос, предпочитает промолчать. Он не избегает дополнительной умственной нагрузки, даже если много занимается, вряд ли его можно увидеть усталым. Он говорит длинно и рассудительно. В классе к нему относятся хорошо, подтрунивая над его медлительностью. Окружающие всегда стараются его растормошить, развеселить. Больше всего любит игры, где что-то нужно сосчитать (в школьные годы такие дети как правило становятся отличниками по математике). Его привязанности достаточно постоянны. Он добродушен, очень редко выходит из себя, его трудно рассердить, но трудно и развеселить.
Для детей флегматиков характерно медленное, спокойное протекание мыслительных и речевых процессов. Речь детей этого типа неторопливая, интонационно мало выразительная. Обычно воспитателю трудно добиться у них выразительности при чтении стихотворения. Внимание у флегматиков характеризуется устойчивостью и слабой переключаемостью.
Флегматики поражают медлительностью и слабостью своих действий. На подготовительных занятиях они обычно сидят спокойно, не вертятся, не толкают соседей, редко поднимают руку. Такой ребёнок не любит лишних движений, а совершает самые необходимые. Рисует дошкольник-флегматик, обычно, тоже медленно. Движения его спокойные и медленные, мимика бедная и маловыразительная, жесты редкие и неэнергичные.
Дошкольник меланхолик
На подготовительных занятиях спокоен, не вскакивает, не кричит. Сидит всегда в одной и той же позе. Постоянно что-нибудь держит и вертит в руках. Настроение меняется от очень незначительных причин. Болезненно чувствителен, мнителен. Когда учитель делает ему замечание, долго сидит расстроенный и подавленный. Тяжело переносит обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются слабо. Когда его вызывают, медленно подходит к воспитателю. Отвечает медленно, неуверенно. Стоит воспитателю прервать его ответ даже самым мягким замечанием, он сразу смущается, голос его становится глухим, тихим. Если при выполнении какого-то задания встречаются трудности, он теряется, не доводит работу до конца. Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым. Очень сдержан в выражении своих чувств. Избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, в новой обстановке проявляет неловкость. Но в благоприятных для него условиях его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность позволяют ему добиться больших успехов в музыке, рисовании. Любит ухаживать за цветами, животными. Отличается отзывчивостью, всегда готов придти на помощь другим детям в группе.
Меланхолики - дети со слабым типом нервной системы, быстро утомляются. При выполнении заданий эти дети должны делать довольно частые перерывы для отдыха. Меланхолики, как правило, немногословны и говорят тихим голосом. Внимание такой ребенок может сосредоточить только при отсутствии посторонних раздражителей.
Моторика меланхоликов не выделяется разнообразием. На подготовительных занятиях такие дети сидят неподвижно, а на прогулке оживляются. Однако, движения их, как правило, суетливые, не отличаются энергией, мимика маловыразительная, жесты скупые и вялые.
Как уже отмечалось выше, воспитателю необходимо учитывать особенности темперамента старших дошкольников, с целью создания оптимальный для них условий развития.
Циклотимики.
1. Гипоманики: пылко подвижные.
2. Синтонные: практичные реалисты, даровитые юмористы.
3. Тяжелокроеные.
Шизотимики
4. Гиперэстетики: раздражительные, нервозные, нежные, самоуглубленные, идеалисты.
5. Шизотимные (среднее положение): хладнокровно энергичные, систематически последовательные, спокойно аристократические.
6. Анэстетики: холодные, холодно нервозные, взбалмошные чудаки, индолентные, аффективно слабые, тупые бездельники.
Отдельные дифференциации шизотимических темпераментов мы можем здесь лишь наметить. Эмпирически гиперэстетические качества проявляются, главным образом, как нежная чувствительность, тонкое чувство по отношению к природе и произведениям искусства, такт и вкус в индивидуальном стиле, мечтательная нежность к определенным лицам, чрезмерная раздражительность и уязвимость, вызываемые каждодневными заботами, наконец, у огрубевших типов, особенно у постпсихотиков и их эквивалентов, - внезапные вспышки гнева. Анэстетические качества шизотимиков проявляются как режущая, активная холодность или пассивная тупость, концентрированно интересов на узколичных областях, полное безразличие или непоколебимое равнодушие. Их неустойчивость иногда является беспечной безудержностью, иногда же - активным капризом. Их упорство проявляется в самых разных формах: как железная энергия, непоколебимое упрямство, педантизм, фанатизм, систематическая последовательность в мышлении и поступках.
Разновидностей диатетических темпераментов гораздо меньше, если не принимать во внимание смешанные типы темпераментов, не включать сутяг, буйных, мнительных, сухих ипохондриков. Гипоманиакальный тип обнаруживает рядом с веселым настроением склонность к гневу и безудержность. Он колеблется между легко вспыхивающим огненным темпераментом, лихим, широким практическим размахом, хлопотливостью и ровной солнечной веселостью.
Психомоторная сфера циклотимиков отличается мимикой и телодвижениями, то быстрыми, то медленными, но всегда, за исключением тяжелых, болезненных поражений, округлыми, адекватными импульсу. У шизотимиков из-за неадекватности психического раздражения и моторной реакции чрезвычайно часто встречаются психомоторные особенности, прежде всего в форме аристократически сдержанных телодвижений, сильно скованных, или аффективно парализованных, или же, наконец, временно задержанных, негибких и робких.
По сложной жизненной установке и реакциям на среду циклотимики, главным образом, являются людьми, склонными всецело отдаваться окружающему миру и настоящему моменту, людьми с открытым, общественным, сердечным и естественно непосредственным характером независимо от того, кажутся ли они слишком предприимчивыми или созерцательными, неподвижными и меланхоличными. Отсюда происходят, между прочим, повседневные типы деятельного практика и чувственного искателя наслаждений, отсюда же - из одаренных в области искусства - вытекают типы спокойно и широкими мазками изображающего реалиста и добродушно-сердечного юмориста; из области научной мысли - тип наглядно описывающего и нащупывающего эмпирика и доступного народу популяризатора; в области же практической жизни - тип благожелательно понимающего посредника, организатора широкого размаха и решительного, идущего напролом человека. Как пример людей преимущественно циклотимического темперамента с преимущественно пикническим телосложением можно назвать Лютера, Лизелотту Пфальцскую, мать Гёте, Готфрида Келлера, Иеремию Готхельфа, Фрица Рейтера, Германа Курца, Генриха Зейделя, ученых типа Александра Гумбольдта, вождей типа Мирабо.
Жизненная установка шизотимических темпераментов, напротив, состоит в самоудовлетворенности, в создании своей внутренней жизни, изолированной индивидуальной области, внутреннего мира, чуждого действительности, мира принципов, идей и грез. Отсюда - острый конфликт между “я” и внешним миром, безразличный или раздраженный уход в себя от своих ближних или равнодушное, невнимательное пребывание среди людей. Прежде всего мы видим здесь бесчисленное количество дефективных типов, ворчливых оригиналов, эгоистов, безудержных кутил и преступников. Среди социально ценных типов мы наблюдаем тонко чувствующего мечтателя, отрешенного от жизни идеалиста, нежного и в то же время равнодушного аристократа. Мы видим их в искусстве и поэзии как чистых художников стиля и формы, как классиков, как удаляющихся от мира романтиков и сентиментальных идиллистов, как трагически-патетичных натур (вплоть до резкого экспрессионизма и тенденциозного натурализма), наконец, как людей, отличающихся остроумной иронией и сарказмом. В их научном мышлении мы легко находим склонность к схоластическому формализму или к философской рефлексии, к метафизике и к точной систематизации. Среди типов, способных принимать участие в деятельной жизни, шизотимики (особенно энергичные, непреклонные, принципиальные и последовательные) являются, по-видимому, господствующими натурами, героическими моралистами, чистыми идеалистами, холодными фанатиками, деспотами и гибкими, холодно расчетливыми дипломатами. Преимущественно шизотимиками с соответствующим строением тела являются Шиллер, Кернер, Уланд, Тассо, Гёльдерлин, Новалис, Платен, Стриндберг, многие философы, как, например, Спиноза или Кант, вожди типа Кальвина, Робеспьера, Фридриха Великого и т.д.
Мы объединяем эти специфические предрасположения в Таблице 2.1 так, как они, по-видимому, объединены биологически современными исследованиями, но отмечаем при этом, что таблица охватывает только социально ценные, положительные виды и из них опять-таки лишь наиболее важные, т.е. только часть общей совокупности темпераментов.
Таблица 2.1
Специфические дарования
Социально ценные типы | Циклотимики | Шизотимики |
Поэты | Реалисты Юмористы | Патетические натуры Романтики Художники формы |
Исследователи | Наглядно описывающие эмпирики | Люди точной логики Систематики Метафизики |
Вожди | Решительные, идущие напролом натуры Ловкие организаторы Умелые посредники | Чистые идеалисты Деспоты и фанатики Люди холодного расчета |
Кроме этих больших, общих групп темпераментов в более узкой, клинической области существуют еще некоторые дегенеративные специальные типы, как истерики, эпилептики, параноики и т.д. Составляются ли они биологически из тех же самых элементов, что и главные темпераменты, только в различных комбинациях и силе отдельных наследственных факторов, или имеются и новые факторы, в настоящее время еще нельзя решить. Мы должны придерживаться этой точки зрения. Эмпирические работы по прояснению этих вопросов уже давно ведутся и скоро должны быть закончены. Сказанное в литературной дискуссии, например, об отношении шизоидного к истерическому или к другим психопатическим формам основано, к сожалению, на примитивной постановке вопросов и эмпирически совершенно недостаточно.
Значительно большей известностью пользовалась и пользуется до сих пор типология Карла Густава Юнга (1920). Она представляет собой попытку разделить людей на типы, исходя из собственно психологических различий между ними.
Юнг выделил два общих типа - экстравертированный и интровертированный. В основе различий между этими двумя типами лежит субъектно-объектная ориентация.
Для экстравертов характерна направленность на объект. Внешние по отношению к ним факторы - мнения других людей, общеприняты? представления, объективные обстоятельства - определяют их поступки и решения в значительно большей степени, чем их собственное, субъективное отношение к окружающей действительности. Направленность на других позволяет им легко приспосабливаться к обстоятельствам. Однако чрезмерная экстравертированность таит и ряд опасностей. Так, их собственное самочувствие или здоровье могут оказаться для них недостаточно „внешними" факторами для того, чтобы обращать на них внимание. Другой пример - это растворение в объекте. Полное подчинение своих интересов объективным требованиям может привести к взваливанию на себя непосильной работы и к нервному и физическому истощению.
Для интроверта решающими являются субъективные точки отсчёта. У него субъективное всегда превалирует над объективным, и ценность субъекта всегда выше, чем ценность объекта. Испытывая, например, какое-то чувство, интроверт обращает внимания не на события или людей, которые эти чувства вызвали, а, прежде всего, на собственные переживания. Интровертированная установка выражается и в том, что собственное мнение оказывается для интроверта всегда более весомым аргументом, чем внешняя реальность. Как говорит Юнг, собственное мнение становится между интровертом и объективными фактами.
Кроме сознательной установки, оба типа - экстравертированный и интровертированный имеют и бессознательную установку. Бессознательная установка выполняет по отношении к сознательной компенсаторную функцию и находится с ней в реципрокных (противоположных) отношениях: чем больше преувеличивается сознательная установка, тем примитивнее и инфантильнее становится бессознательная.
У экстравертов, при подавлении субъективного, компенсация, как естественно предположить, будет акцентировать именно субъективное. Поэтому бессознательная установка экстравертов является интровертированной (ориентированной на субъект) и выражается в эгоцентрических устремлениях.
Компенсаторная функция бессознательной установки интровертов Устоит в акцентировании значения объекта
Если сознательная установка сильно преувеличена, то бессознательное теряет свой компенсаторный характер. Так, например, интроверты в этом случае могут наделять объект опасными и магическими чертами. При этом, чем сильнее сознательная интровертированная установка, тем больше тревоги и недоверия вызывают новые и незнакомые объекты, тем страшнее становится общаться с окружающими. Идеалом становится необитаемый остров.
Экстраверсия и интроверсия характеризуют две больших группы людей. Но внутри каждой из этих групп наблюдаются значительные индивидуальные различия. Юнг их связывает с влиянием основных психических функций. Всего он выделяет четыре таких функции - мышление, эмоции, ощущение и интуицию. Исходя из своего клинического опыта Юнг приходит к выводу, что у одного и того же человека все четыре функции не бывают развиты одинаково хорошо. Преобладающая над другими психическая функция определяет соответствующий тип поведения. Два типа субъектно-объектной установки (экстравертированная и интровертированная) и четыре вида функций, каждый из которых может преобладать в обеих установках, образуют, таким образом, восемь более частных психологических типов.
Экстравертированный мыслительный тип характерен для людей, которые принимают важные решения исходя исключительно из рассудочных, интеллектуальных мотивов. Люди этого типа склонны создавать схемы (Юнг называет их „формулы") объективной реальности и руководствоваться этими схемами в своей жизни как непреложным законом бытия, не терпя никаких отклонений и требуя полного подчинения этим схемам ото всех окружающих. Они точно знают, как надо. Если эти схемы являются результатом глубокого понимания реальности, то люди этого типа предстают перед обществом в виде новаторов и социальных реформаторов. Но, чем уже схема, тем больше вероятность, что представитель этого типа превратится просто в брюзгу, а служение своему идеалу не остановит его ни перед какими сомнительными с нравственной точки зрения поступками: цель оправдывает средства. Экстравертам мыслительного типа свойственна неполноценность эмоциональной сферы. Они редко сочувствуют людям и не ценят дружбы, им чужды эстетические переживания, и поэтому они не интересуются искусством.
Экстравертированный эмоциональный тип характеризуется склонностью к эмоциональной оценке всего того, что его окружает и одновременно - к „правильным" эмоциям. Поскольку общей установкой экстравертов является направленность на объект, то и эмоции их обусловлены объектом. Они любят „подходящего" партнера, т.е. партнера отвечающего определенным критериям (например, занимающего соответствующее социальное положение). Они ходят в театр и испытывают те эмоции, которые надо испытывать в театре. От их чувств веет холодом, и они воспринимаются скорее как притворство, нежели как истинная эмоция.
Экстравертированнй сенсорный тип определяет ценность объектов по силе ощущения: те объекты, которые производят наиболее сильные, ощущения оказываются и наиболее ценными. Люди этого типа ориентированы на поиск удовольствия и наслаждения. При относительно небольшом превалировании ощущений над другими психическими функциями они производят хорошее впечатление на окружающих, являя собой эстетов или, в более примитивном варианте, людей, предающихся простым радостям жизни (хороший обед, обустроенный быт). При сильном преобладании ощущений представители этого типа становятся неприятными: все, что они делают, рассматриваются ими исключительно как повод для получения приятных ощущений.
Экстравертированный интуитивный тип стремится к открытию возможностей в окружающих его объектах. У него чрезвычайно тонкий нюх на все новое и необычное. Замечая нечто новое, он преисполняется энтузиазма, не может думать ни о чем другом, но, как только объект его бурной привязанности исчерпывает свои возможности к развитию. Он без сожаления забывает о нем и переключается на что-нибудь другое, сулящее новые возможности. Поскольку при этом его никогда не заботят нравственные аспекты, окружающие считают его человеком легкомысленным и даже авантюристом. Люди этого типа вносят неоценимый вклад в общественную жизнь. Они не только замечают то, что может быть перспективным, но обладают способностью заражать своим энтузиазмом окружающих и воодушевлять их. Однако сами они редко пользуются плодами своих интуитивных прозрений, потому что переключаются на новые объекты, предоставляя другим доводить до конца, что потеряло прелесть непознанных возможностей. Юнг пишет про представителей этого типа, что они „распространяют" вокруг себя полноту жизни, но живут не они, а другие.
Интровертированный мыслительный тип характеризуется тем, что его суждения определяются субъектной направленностью. Его мышление - это не воссоздание реальной действительности, а доведение неясного образа до понятной и четко сформулированной идеи. Из-за этого он склонен подстраивать факты под имеющийся у него образ или вообще эти факты игнорировать. Он склонен создавать теории ради теорий. В отличие от экстравертированного мыслительного типа он стремится не к расширению знаний о мире, а к их углублению. Основные проблемы людей этого типа связаны с тем, что они не могут вступить в индуктивный контакт с другими людьми. Они не стремятся увлечь окружающих своими идеями, завоевать их поддержку. Если они уверены в правильности своих идей, то негодуют на общество, отказывающихся воспринимать, а люди, эти идеи критикующие или не понимающие вызывают у них исключительно раздражение. Они плохие учителя. Окружающими они воспринимаются как люди неприятные, высокомерные и властные. Однако те, кто знает их близко, видят их наивность и неприспособленность.
Интровертированный эмоциональный тип характеризуется внешним спокойствием, даже индифферентностью. Поскольку эмоции интроверта субъектно ориентированы, они часто оказываются незаметны для наблюдателя, но на самом деле могут достигать необычайной глубины. Сдержанность в выражении эмоций воспринимается не только как холодность, но и как негативная оценка окружающих.
Интровертированный сенсорный тип, в отличие экстравертированного сенсорного типа, ориентируется не на объекты, вызывающие интенсивные ощущения, а на интенсивность ощущений, вызванных объектами. Поэтому, как только ощущение возникает, объект теряет ценность для представителей этого типа. На окружающих люди этого типа оказывают угнетающее воздействие. Представители этого типа непонятны и непривлекательны.
Интровертированный интуитивный тип порождает фантастов и художников, а при отклонении от нормы - мистиков. При выраженном Преобладании интуиции над другими процессами и сами представители этого типа, и продукты их творчества становятся непонятными для окружающих.
Характеризуя различные психологические типы. Юнг пытался выделить и положительные, и отрицательные стороны в проявлениях субъектной и объектной ориентации, но отрицательные характеристики ему давались явно легче. Сильное преобладание негативного полюса при описании типов в сочетании с не представленным здесь описанием психических отклонений, наиболее вероятных для каждого типа, отчетливо указывает на то, что источником фактического материала при создании этой типологии послужил клинический опыт Юнга.
Юнг видел различия между экстраверсией и интроверсией в том, что экстраверты устремлены во внешний мир, а интроверты ориентированы на себя. В современном представлении различие между ними заключается в ориентации на разные объекты: экстраверты направлены на людей, а интроверты - на вещи, на неодушевленные предметы.
Юнг рассматривал экстраверсию и интроверсию как два дискретных типа. В современной психологии экстраверсия и интроверсия являются полюсами в непрерывном распределении этого свойства: кто-то может иметь максимально выраженную экстраверсию, у других - в максимальной степени будет выражена интроверсия, но большинство людей окажутся в середине между этими полюсами.
В начале XX в. был предпринят ряд попыток создания психологических типологий, исходя из клинических наблюдений.
Хорошо известна типология Отто Гросса (1902), выделившего два
типа психопатий. В основе его типологии лежит представление о первичных и вторичных функциях. Первичные функции являются непосредственной реакцией на стимуляцию, а вторичные - связаны с восстановлением затрат энергии, ушедшей на первичную функцию.
Разные соотношения первичных и вторичных функций образует два типа. Один из них характеризуется глубокой эмоциональностью (т.е. интенсивностью первичных функций), которая связана с большими затратами нервной энергии и на восстановление которой требуется длительное время (длительная вторичная функция).
Второму типу свойственна меньшая интенсивность переживаний (т.е. первичная функция имеет низкую интенсивность), поэтому и период восстановления (длительность вторичной функции) оказывается короче.
Чем короче вторичные функции, тем больше первичных функций может быть выполнено в единицу времени. Благодаря этому, люди, относящиеся ко второму типу, более активны, у них меньше скорость реакции на внешние стимулы и им легче переключать внимание с одного объекта на другой. У людей первого типа медленно восстанавливающаяся готовность к действию способствует лучшей переработке информации и ее более прочному запоминанию.
Типология Гросса в том виде, в котором она была описана автором, почти не использовалась в психологии. Однако она повлияла на формирование представлений о когнитивных стилях.
В настоящее время наука располагает достаточным количеством фактов, чтобы дать полную психологическую характеристику всех типов темперамента по определенной стройной программе. Однако для составления психологической характеристик традиционных 4 типов обычно выделяют следующие основные свойства темперамента:
Сенситивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции. Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействий одинаковой силы. Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).
Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависти деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств, настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.
Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.
Экстраверсия, интраверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).
Учитывая все перечисленные свойства. Я. Стреляу дает следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента:
САНГВИНИК. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей.
Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость. быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений.
Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается м одной работы на другую, но и переучивается,. овладевая новыми навыками. Как правило он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.
У сангвиника чувства легко возникают, легко сменяются. Легкость с какой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность стереотипа, отражается также в умственной подвижности сангвиников, обнаруживают некоторую склонность к неустойчивости.
ХОЛЕРИК. Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив. Вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен. Чем сангвиник. Отсюда - большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.
ФЛЕГМАТИК. Обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить - когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным.
Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт. недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность.
Инертность сказывается и на косности его стереотипов, трудности его перестройки. Однако это качество, инертность, имеет и положительное значение, содействует основательности постоянству личности.
МЕЛАНХОЛИК. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны.
Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присущее легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов - интроверты. Меланхолик застенчив, нерешителен, робок. Однако в спокойной привычной обстановке меланхолик может успешно справляться с жизненными задачами. Можно считать уже твердо установленным, что тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено.
Заключение
Таким образом, проведя анализ литературы как наших, так и зарубежных ученых, занимающихся изучением темперамента человека и его свойств, мы сравнили предполагаемые ими результаты с получившимися в итоге нашей экспериментальной деятельности проведённой в МДОУЦРР № 60 "Крепышок" и пришли к выводу, что они очень близки.
При изучении типа темперамента были использованы: метод беседы и методика "Наконечник" В.А. Горбачёва и экспериментальная методика разработанная Ю.А. Самариным "Перенос кубиков". Для изучения экспертных оценок была использована методика, представленная в виде коммуникативно-личностного опросника для родителей, воспитателей и родственников ребёнка "Каков ребёнок во взаимоотношениях с окружающими людьми?" и методика "Выбор в действии".
Было выявлено, что свойства темперамента зависят от одного и того же общего типа нервной системы, не представляют собой психологически не связанного бесструктурного конгломерата между ними имеется вполне закономерная взаимосвязь и взаимозависимость.
По результатам исследования видно, что количество холериков и сангвиников в старшем дошкольном возрасте преобладающее, намного меньше флегматиков и очень мало меланхоликов (в обследуемой нами группе детей таковых вообще не оказалось). С повзрослением детей картина будет меняться.
Благодаря проведённой работе, нам удалось достигнуть определённых результатов. А именно, выяснили, что свойства темперамента влияют и на статус старшего дошкольника в коллективе сверстников. Такой статус более высок у дошкольников холериков, у сангвиников наблюдается средний статус в коллективе и самым низким статусом обладают флегматики и меланхолики. Согласно проведённым исследованиям, нами были выработаны методические рекомендации для педагогов и родителей старших дошкольников.
Список литературы
1. Айзенк Г., Сарджет К. Проверьте свои экстрасенсорные способности: тесты, игры. М., 1997.
2. Аверьянов М.Д. Детская психология. М., 1998.
3. Белоус В.В. Темперамент и деятельность, учебное пособие. Пятигорск, 1990.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.
5. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольников. Под редакцией Я.П. Коломенского, Е.А. Панько. Минск, 1997.
6. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь. М., 1998.
7. Ересь Е.П. Темперамент и его воспитание у школьников. Минск, 1960.
8. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи М., 1988.
9. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. М., 1964.
10. Изард К.Э. Психология эмоций. С-Пб., 1999.
11. Леонтьев А.Н. Умственное развитие ребёнка. М., 1970.
12. Кречмер Э. Теория темпераментов. // Психология индивидуальных различий.
13. Хрестоматия. М., 2000.
14. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей дошкольного возраста - М., 1988.
15. Крутиков В.А., Немов Р.С. Психология. М., 1994.
16. Красина Е.В. Педагогика. М., 1976.
17. Левшина Н.В. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя. М., 1984.
18. Логвинова М.А. Возрастная психология. Учебник. М., 1996.
19. Лукинов А.Г. Что такое темперамент? Буклет. Львов, 1989.
20. Маклаков А.Г. Общая психология. С-Пб., 2000.
21. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента - М., 1964.
22. Мирсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М., 1981.
23. Морин Р.Я. Как правильно воспитывать ребёнка. Донецк, 1992.
24. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.
25. Немов Р.С. Психология. Учебник. Т.1. М., 1995.
26. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет - М., 1992.
27. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Изд.2-е. Т.2-3. М., 1966.
28. Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995.
29. Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М. и др. Учимся общаться с ребенком. М., 1993.
30. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1998.
31. Ромашёв Н.С., Ватутина Н.К. Педагогический практикум. Воронеж, 1999.
32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. II М., 1989.
33. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.
34. Русалов В.М. О природе темперамента и его места в структуре индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии. 1985 № 1.
35. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. Метод. пособие. М., 1990.
36. Стадник Э.К., Ниц К.О. Основы общей психологии и педагогики.М., 2001.
37. Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основ свойств высшей нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. // Вопросы психологии. 1963, № 5.
38. Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.
39. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.
40. Сухачёв А.Н. Диагностическая психология. М., 1996.
41. Тополев И.Д. Проблемы детской педагогики. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 1999.
42. Уфимцева Е.А. Исследование психологических особенностей человека. // Психолог. Ежемесячник. СПб., 1997.
43. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1980.
44. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1986.
45. Якушева Т.Г. О педагогическом такте учителя. М., 1970.
46. Янкуль П.В. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2000.
Приложение
Таблица 1
Группа дошкольников
№ П/П | Фамилия, имя |
1 | Алифиренко Женя |
2 | Алексеева Наталья |
3 | Анфёров Максим |
4 | Вильданцева Катя |
5 | Воронин Максим |
6 | Гуревич Николай |
7 | Дудченко Владимир |
8 | Ершова Настя |
9 | Житков Кирилл |
10 | Журавлёва Ольга |
11 | Заиченко Алексей |
12 | Ильясов Руслан |
13 | Ишимов Михаил |
14 | Карпова Елена |
15 | Кириченко Денис |
16 | Кириченко Артём |
17 | Котова Ирина |
18 | Лаврова Наталья |
19 | Лалеян Алла |
20 | Левченко Кирилл |
21 | Лунькин Константин |
22 | Маркина Елена |
23 | Муратова Бая |
24 | Травкин Антон |
25 | Тумасова Мадина |
26 | Урсова Лиза |
Таблица 2
Показатели темперамента
№ п/п | Ф.И. | Тип темперамента |
1 | Алифиренко Женя | Холерик |
2 | Алексеева Наталья | Сангвиник |
3 | Анфёров Максим | Сангвиник |
4 | Вильданцева Катя | Холерик |
5 | Воронин Максим | Холерик |
6 | Гуревич Николай | Сангвиник |
7 | Дудченко Владимир | Флегматик |
8 | Ершова Настя | Холерик |
9 | Житков Кирилл | Сангвиник |
10 | Журавлёва Ольга | Холерик |
11 | Заиченко Алексей | Холерик |
12 | Ильясов Руслан | Холерик |
13 | Ишимов Михаил | Холерик |
14 | Карпова Елена | Флегматик |
15 | Кириченко Денис | Холерик |
16 | Кириченко Артём | Сангвиник |
17 | Котова Ирина | Холерик |
18 | Лаврова Наталья | Холерик |
19 | Лалеян Алла | Сангвиник |
20 | Левченко Кирилл | Холерик |
21 | Лунькин Константин | Флегматик |
22 | Маркина Елена | Холерик |
23 | Муратова Бая | Сангвиник |
24 | Травкин Антон | Холерик |
25 | Тумасова Мадина | Сангвиник |
26 | Урсова Лиза | Флегматик |
Таблица 3.
Таблица 4
Оценки методики "Выбор в действии"
№ п/п | Ф.И. | Статус дошкольника |
1 | Алифиренко Женя | 12 |
2 | Алексеева Наталья | 8 |
3 | Анфёров Максим | 4 |
4 | Вильданцева Катя | 12 |
5 | Воронин Максим | 12 |
6 | Гуревич Николай | 12 |
7 | Дудченко Владимир | 4 |
8 | Ершова Настя | 8 |
9 | Житков Кирилл | 12 |
10 | Журавлёва Ольга | 8 |
11 | Заиченко Алексей | 12 |
12 | Ильясов Руслан | 12 |
13 | Ишимов Михаил | 8 |
14 | Карпова Елена | 4 |
15 | Кириченко Денис | 4 |
16 | Кириченко Артём | 12 |
17 | Котова Ирина | 12 |
18 | Лаврова Наталья | 8 |
19 | Лалеян Алла | 12 |
20 | Левченко Кирилл | 12 |
21 | Лунькин Константин | 0 |
22 | Маркина Елена | 8 |
23 | Муратова Бая | 4 |
24 | Травкин Антон | 12 |
25 | Тумасова Мадина | 8 |
26 | Урсова Лиза | 0 |
Введение
Одна из заметных тенденций нашего времени - это признание важности человеческой личности. Пристальное внимание и учет "человеческого фактора" наблюдается во всех сферах, так как без этого в настоящее время ничего сделать нельзя. Итак, если в прошлые эпохи человек чаще всего воспринимался как винтик общества, государства и т.п., то теперь набирает силу подход, согласно которому необходим индивидуальный подход к человеку во всех сферах: в бизнесе, на производстве и, конечно, в образовании. Этого требует время, с его суперсложными технологиями, с обилием информации и пр. Нужны не винтики, не послушные исполнители, а самостоятельные и зрелые личности. В деле создания условий для становления и развития таких личностей очень многое может и должно сделать образование, в частности дошкольное образование.
Проблема индивидуального подхода в обучении разрабатывается в отечественной науке давно, однако, сейчас актуальность таких исследований особенно велика в связи с указанными выше обстоятельствами. Учет индивидуальных особенностей старших дошкольников необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в отношении темпераментальных особенностей детей.
Темперамент - это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волновую стороны ее поведения и деятельности. Большинство ученых едины в мнении, что темперамент - это врожденная характеристика, а значит его изменить нельзя. И поэтому, тем более важно учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательной работе с ним.
Ребенка можно уподобить цветку, которому для того, чтобы расцвести нужно создать необходимые условия, учитывающие особенности этого цветка. Если не учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательном процессе, то ребенку будет сложнее расцвести, труднее раскрыть особенности таланты своей личности. Вот почему, тема изучения особенностей темперамента старших дошкольников очень важна для воспитателей и методистов детских садов. Конечно, учебно-воспитательный процесс в таких учреждениях построен таким образом, что у воспитателя нет возможности заниматься с каждым в отдельности, но выделять среди воспитанников представителей четырех типов темперамента и учитывать это при: распределении заданий, при определении объема и времени выполнения заданий, при оценки детских игр и т.д. он может. Такой подход существенно повысит эффективность учебно-воспитательного процесса с младшими школьниками.
Объект данного исследования - личностные особенности ребенка старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности темперамента старших дошкольников.
Цель работы - выявить особенности темперамента старших дошкольников; рассмотреть методические рекомендации по учебно-воспитательной работе с детьми, обладающими разным темпераментом.
Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
1) Рассмотреть общепсихологическое представление о темпераменте.
2) Рассмотреть общую характеристику четырех типов темпераментов.
3) Выявить возрастные особенности темперамента.
4) Проанализировать возрастные особенности темперамента старших дошкольников.
5) Рассмотреть особенности проявления четырех темпераментов у дошкольников и сформулировать методические рекомендации по учету темпераментальных особенностей старших дошкольников в учебно-воспитательной работе.
Гипотеза данного исследования - учет возрастных особенностей темперамента, а так же социометрический статус детей дошкольного возраста, повышает эффективность учебно-воспитательной работы с ними.
Глава I. Развитие ребёнка в дошкольном возрасте
Дата: 2019-05-29, просмотров: 258.