В формирующем эксперименте исследовательская работа проводилась индивидуально с каждым ребенком. Для формировании у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предмета с ними были проведены следующие дидактические игры:
1. Дидактическая игра "Посмотри вокруг" - закрепление представлений о геометрических фигурах. Учить находить предметы определенной формы.
2. Дидактическая игра "Почини одеяло" - формировать умения детей различать и называть геометрические фигуры, а также форму предметов.
3. Дидактическая игра "Составные картинки" - закрепление представления о разновидностях геометрических фигур, а также учить детей анализировать изображения предметов сложной формы и выкладывать сложные изображения предметов и геометрических фигур.
4. Дидактическая игра "Муравьи" - закрепить умения детей различать размеры геометрических фигур.
1. Дидактическая игра "Посмотри вокруг"
Детям вначале предлагается назвать геометрические фигуры, прямоугольник, треугольник, круг, квадрат, овал, шар.
После закрепления знаний о геометрических фигурах, детям даются следующие задания:
1. Найти предмет прямоугольной формы.
2. Найти предмет треугольной формы.
3. Найти предмет круглой формы.
4. Найти предмет квадратной формы.
6. Найти предмет шарообразной формы.
Ребенок ищет эти предметы в групповой комнате.
Выводы:
В процессе этой дидактической игры, мы формируем у детей старшего дошкольного возраста представления о геометрических фигурах и форме предмета. Дети с интересом выполняют данные задания. Благодаря выполнениям этих заданий, дети учатся сопоставлять геометрические фигуры с формой. Так как форма является "эталоном", дети начинают понимать значение слова "эталона".
Данная игра позволила закрепить представления о геометрических фигурах, научить детей находить предметы определенной формы в окружении.
2. Дидактическая игра "Почини одеяло".
Цель игры – знакомство с геометрическими фигурами и составление геометрических фигур из данных.
Детям раздаются наборы геометрические фигур и листы цветной бумаги ("одеяло") с обозначенными на нем "дырками".
Игра проводится в виде рассказа: "Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шумара в это время прогрызла в одеяле дыры.
Детям даются задания:
1. Сосчитать сколько дыр в одеяле.
2. Взять свои фигуры и починить одеяло".
Дети раскладывают имеющиеся у них геометрические фигуры куба, квадрата, треугольника и прямоугольника, а также шара и овала на цветные листы бумаги ("одеяла") с обозначенными "дырами".
Выводы: Дети активно работали и с интересом участвовали в процессе игры "Почини одеяло". Треугольную форму дети называли самостоятельно, без приведения примера. При этом дети приводили свои примеры а не повторяли примеры своих товарищей. Я была детьми довольна.
Таким образом, дидактическая игра "Почини одеяло", глубже познакомила детей с геометрическими фигурами и формой, благодаря занимательной и интересной форме проведения.
3. Дидактическая игра "Составные картинки"
Цель игры – закрепить представления детей о разновидностях геометрических фигур, а также учить детей анализировать изображения предмета сложной формы.
Детям раздаются образцы рисунков, составленные из геометрических фигур, а также наборы геометрических фигур. Затем задаются вопросы:
1. Что нарисовано на этих картинках?
2. Из каких фигур состоят домик, елочка и т.д.?
Затем дети выкладывают из своих геометрических фигур изображения предметов по образцу.
Выводы: В процессе игры дети учатся различать геометрические фигуры, составлять из них какое-либо изображение, картинку, геометрическую форму по образцу.
В начале игры у детей были небольшие ошибки, они путали или забывали название геометрических фигур. Но после разъяснения, лучше выполняли работу. Дети с интересом выполняли работу, и почти все справились с работой. после проведения игры, дети овладели достаточными знаниями о геометрических фигурах и форме предметов. Но нужно закреплять полученные знания в дальнейшем. Также в процессе игры дети научились сопоставлять, группировать геометрические фигуры.
4. Дидактическая игра "Муравьи"
Цель: Закрепить представления детей о том, что геометрические фигуры могут быть как большими, так и маленькими.
Для игры были взяты плоскостные изображения черного и зеленого муравья, а также большие и маленькие плоскостные изображения геометрических фигур. Перед тем как начать игру детям даются следующие пояснения: что большие фигуры – это черный муравей, а маленький – красный. Игра начинается с рассказа: "В одном лесу жили-были красные и черные муравьи. Муравьям нужно было перенести все фигуры в свои домики, но на пути им встречались ворота – большие и маленькие. Через какие ворота должны пройти муравьи и почему? В каком домике живет каждый из них?"
Выводы: Так при проведении дидактической игры "Муравьи", у детей сформировались представления о том, что геометрические фигуры могут быть разными по размеру. Детей в процессе игры привлекала красочность и содержание игры. Благодаря этому дети лучше усвоили и закрепили представления о геометрических фигурах и форме предмета.
Таким образом, в процессе систематической работы в формирующем эксперименте, у детей формируются прочные и обширные знания о геометрических фигурах и форме предмета, обеспечивается точность узнавания фигур, правильно воспроизводить воспринятую фигуру в процессе обучения.
Формирующий эксперимент показал, что при использовании дидактических игр в процессе обучения, у детей лучше формируются необходимые знания и представления о геометрических фигурах и форме предмета.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 186.