Рассмотрим основные направления развития социальной сферы Республики Марий Эл в таблице 4.
Таблица 4
Основные направления развития социальной сферы Республики Марий Эл
Направление развитие социальной сферы | Исполнитель | Результат |
1. Активизация участия общественных объединений в муниципальной жизни городов и поселений | Общественные объединения и организации | Из представителей политических партий, движений, общественных организаций, действующих на территории района, будет создан инициативный консультативный комитет. Представители общественных объединений будут иметь право принять участие в дебатах с правом совещательного голоса при обсуждении вопросов, касающихся их деятельности и выдвигать любые предложения по этому поводу. |
2. Инициализация для повышения эффективности деятельности администрации муниципальных образований, образования организационных структур низового самоуправления | Администрация муниципальных образований | Будет обеспечена тесная связь с населением через созданные советы микрорайонов, комитеты общественного самоуправления, товарищества собственников жилья, институты старших по подъезду и др. |
3. Реализация жилищной политики | Администрация муниципальных образований | Основными результатами в сфере жилищного строительства будут: - строительство доступного жилья для обеспечения населения на основе новых подходов к строительству, формирования финансово-кредитных механизмов в жилищной сфере и инфраструктуре рынка жилья; - реализация целевых программ; - применение новой сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве, которая обусловлена произошедшими изменениями в технологиях строительного производства, широким применение новых материалов, изделий и конструкций при расчетах стоимости объектов. |
4. В сфере здравоохранения - создание условий, которые cмoгyт обеспечить объем и качество оказания медицинской помощи населению на необходимом уровне. | Администрация муниципальных образований, больницы и медицинские учреждения | Обеспеченность больничными койками по оценке 2005 года составляет 99,3 коек на 10 тыс. населения. В 2005 году из-за продолжающегося снижения численности населения, и вынужденной оптимизации коечного фонда этот показатель уменьшится до 97,3. Вместе с тем, в 2006-2008 гг. прогнозируется увеличение обслуживаемых в дневных стационарах. Реализация направления позволит обеспечить: повышение качества и эффективности медицинской помощи на всех этапах ее оказания; преемственность, этапность и своевременность оказания медицинской помощи; повышение структурной эффективности системы здравоохранения, оптимизацию числа и структуры работников отрасли, а также: использование стационарозамещающих форм организации лечебного процесса; переход к преимущественно страховой форме мобилизации финансовых средств, а также подушевой принцип финансирования здравоохранения; формирование принципа этапности оказания амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи; повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи; реструктуризация скорой медицинской помощи; создание нового поколения стандартов; развитие медицинской науки; реформирование кадровой политики. |
5. Поддержка Центра социального обслуживания пенсионеров и инвалидов | Центру социального обслуживания пенсионеров и инвалидов важно постоянно совершенствовать работу с населением через комитеты самоуправления в микрорайонах и использовать потенциальные возможности специалистов и финансовых ресурсов. В итоге - большой охват людей через специалистов заинтересованных ведомств и социальных институтов и меньше жалоб со стороны населения. Стабилизация работы отделений социальной помощи на дому (наблюдается текучесть кадров) за счет улучшения материального положения социальных работников. |
Социальная сфера - это самостоятельная сфера общественной жизни, в которой реализуются многообразные социальные интересы в отношениях социальных субъектов. Социальная сфера является областью деятельности людей, занятых предоставлением социальных благ и услуг. Социальная сфера помимо отношений включает в себя и материально-техническую базу. В современных условиях социальная сфера представляет собой совокупность соц. отношений и условий, влияющих на характер и поведение людей, охватывающих интересы различных социальных общностей, интересы общества и личности, отношений труда, быта, культуры, здравоохранения, социального обеспечения.
Социальная сфера - совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. Экономика социальной сферы, прежде всего, связана с потребностями людей и потреблением ими благ и услуг. Структура социальной сферы - это отношения и взаимосвязи, входящих в нее отраслей. К социальной сфере относятся: здравоохранение, образование, культура, социальное обеспечение, отдых, быт, ЖКХ.
Основной проблемой, которая имеется на сегодняшний день в данной сфере в Республике Марий Эл, является не столько нехватка финансовых ресурсов (как это принято считать), но отсутствие контроля за стандартами качества и необходимых ориентиров социальной политики. Так, сам по себе рост оплаты труда учителей еще не является гарантией уменьшения количества учащихся с характеристикой “замедленное развитие”; аналогично - рост затрат на работу с молодежью, которая оценивается по количеству проведенных мероприятий, часто отнюдь не сопровождается снижением преступности среди совершеннолетних. Таким образом, целью социальных подпрограмм администрации является достижение определенных социальных стандартов, причем в качестве критериев достижения последних должна выступать система косвенных индикаторов (например, количество повторных обращений в клинику после проведенного курса лечения, уровень младенческой смертности - для системы муниципального здравоохранения, и т.д.). Следует также отметить, что достижение тех или иных критериев в данном случае нельзя напрямую увязывать с размером денежного вознаграждения занятых в сфере услуг - хотя административные выводы в отношении менеджеров – организаторов труда врачей, учителей, работников культуры могут быть достаточно жесткими.
В то же время проблема дефицита финансовых ресурсов для реализации социальных подпрограмм является достаточно острой; уровень заработной платы в этих сферах намного ниже средней по республике. В настоящее время эта проблема отчасти решается с помощью практики предоставления платных услуг; в то же время качество бесплатных услуг снижается. Соответственно, финансовое обеспечение этих подпрограмм должно предусматривать как увеличение бюджетных затрат сверх сметного минимума (по заработной плате устанавливаемого единой тарифной системой), так и такую организацию деятельности учреждений, при которой расширение платных услуг сопровождалось бы ростом качества всей деятельности учреждения данной сферы.
Сложившаяся финансово-экономическая ситуация в регионе значительно снизила результаты законотворческой и практической деятельности исполнительной и представительной властей в социально-культурной сфере, ограничила возможности республики в проведении активной социальной политики, привела к обострению как традиционных, так и к появлению новых социальных проблем.
С одной стороны, такой вывод подтверждается динамикой ряда важнейших социальных показателей. Среди них прежде всего следует выделить показатели уровня жизни, здоровья населения, занятости, преступности и т.д. С другой стороны, он вытекает из появления таких социально опасных негативных явлений, как безработица, социальное сиротство и безнадзорность, хронические задержки заработной платы, стипендий, пособий, невыполнение важнейших государственных социальных гарантий, резкая поляризация структуры населения города, социальная напряженность.
Возможности региона в благополучном решении всех социальных проблем ограничены из-за недостатка материальных и финансовых ресурсов.
Такое положение вещей требует от органов местной власти сосредоточения сил и средств на решении наиболее острых (значимых) социальных проблем, необходимости выработки новых подходов в управлении социально-культурной сферой, принятия практических шагов, обеспечивающих более рациональное использование всех имеющихся ресурсов, организации действенного контроля в их целевом использовании.
В ходе разработки и реализации программы развития социальной сферы необходимо обеспечить:
- комплексный подход к решению проблем социально-культурного развития региона, создание единой нормативной базы,
- межотраслевую координацию (координацию деятельности смежных комитетов социально-культурного блока),
- оптимизацию управленческих взаимодействий (поиск наиболее рациональных и адекватных новым условиям вариантов организационно-структурных преобразований),
- совершенствование методов управления социально-культурным комплексом на основе программно-целевых подходов к решению проблем,
- рациональное использование материальных ресурсов (поиск наиболее рациональных и адекватных новым условиям вариантов финансово-экономического обеспечения, преобразование структуры инвестиций в социально-культурную сферу),
- оптимальное использование кадровых ресурсов (обеспечение единых правовых и социальных гарантий всем участникам процесса социально-культурного развития республики),
- повышение активности и развитие инициатив населения, установление социального партнерства администрации с населением.
В итоге это позволит улучшить взаимодействие комитетов социально-культурной сферы между собой, уменьшить численность управленческого персонала, ускорить решение жизненно-важных проблем граждан с учетом изменения социальных приоритетов, реально повысить качество жизни населения.
Исходя из этого, можно сформулировать генеральную стратегическую цель местных органов власти в социально-культурной сфере - обеспечение устойчивого сбалансированного развития социально-культурных составляющих качества жизни населения республики при сохранении историко-культурной среды и приумножении творческого потенциала жителей Республики Марий Эл.
Эта цель наиболее высокого уровня, на реализацию которой должна быть направлена деятельность системы управления региона в целом.
Программа развития социально-культурной сферы республики должна обеспечить поэтапное решение важнейших задач развития региона, к которым относятся: адресная социальная помощь, сохранение социальных гарантий, улучшение демографической ситуации, укрепление здоровья жителей республики, удовлетворение разнообразных образовательных запросов населения, трудоустройство, укрепление семьи, сохранение и воспроизводство духовно-нравственного потенциала городов и поселений, удовлетворение культурных запросов всех категорий населения.
Сохранение социальных гарантий и удовлетворение социально-культурных запросов населения обеспечивается выбором приоритетных направлений деятельности организаций и учреждений социально-культурной сферы. Применительно к совокупности отраслей социально-культурной сферы, как объекта и субъекта местного самоуправления комплексная задача повышения качества жизни населения сводится к необходимости согласованного управления позитивным развитием следующих блоков качества жизни:
- воспроизводство населения;
- физическое и психическое здоровье населения города;
- социальная защита;
- занятость и безработица;
- семья и детство;
- образование, духовность, нравственность;
- культура и культурное наследие;
- досуг и отдых.
Восемь блоков качества жизни выступают как основные функциональные сферы деятельности и ответственности социально-культурного комплекса.
Необходимо предусмотреть три уровня приоритетов: стратегические, тактические, отраслевые.
Стратегические и тактические приоритеты являются межотраслевыми приоритетами социально-культурной сферы республики Марий Эл.
Стратегические приоритеты рассчитаны на период более 10 лет.
Тактические приоритеты ограничиваются сроком в три года.
Отраслевые приоритеты отражают специфику отдельных отраслей социально-культурной сферы.
К приоритетам, реализация которых рассчитана на более длительное время, чем срок действия программы, относятся:
- Поддержка и укрепление семьи (ориентирование на удовлетворение социальных запросов семьи в целом позволит укрепить семью, как основу человеческой жизни, решить демографические проблемы, связанные со снижением рождаемости, уменьшением количества жителей республики и трудовых ресурсов).
- Сохранение и улучшение здоровья населения (увеличение продолжительности жизни населения)
- Дальнейшее развитие образовательной системы региона, обеспечение поддержки одаренных, творчески и интеллектуально развитых детей, ориентация выпускников учебных заведений на перспективу складывающегося в республике рынка труда (удовлетворение не только разнообразных образовательных запросов населения, но и обеспечение конкурентоспособности трудовых ресурсов, укрепление интеллектуального потенциала региона).
- Сохранение и развитие духовных, гражданских, патриотических традиций (формирования российского самосознания населения на основе традиций).
К приоритетам, реализация которых предусматривается временными рамками в течение трех лет, относятся:
- Адресная социальная помощь (совершенствование форм социальной помощи и поддержки населения, оказание помощи только действительно нуждающимся гражданам с тем, чтобы помощь была своевременной и достаточной, содействие повышению активности и развитию инициатив населения в самозанятости).
- Сохранение и улучшение здоровья детей и подростков (улучшение здоровья последующего поколения).
- Модернизация системы распределения бюджетных средств (эффективное использование бюджетных средств и контроль за их целевым использованием).
- Оптимизация структурного построения социально-культурной сферы на основе интеграции деятельности отраслевых комитетов и служб, (уменьшение численности управленческого персонала, повышение качества предоставляемых населению услуг), совершенствование управления социально-культурным комплексом.
- Формирование единого информационного пространства.
Работу по развитию социальной сферы необходимо продолжить с учетом стратегических приоритетов и с привлечением к совместной работе управлений и комитетов других сфер городов и поселений, некоммерческих объединений.
Одним из путей по совершенствованию управления социальным развитием Республики Марий Эл является решение проблемы безработицы и занятости населения региона.
В области содействия занятости населения, обратившегося в службу занятости в целях поиска работы, деятельность служб занятости должна быть направлена, прежде всего, на решение следующих задач:
- минимизацию периода поиска работы и упреждение длительной безработицы;
- усиление адресной социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения: молодежи, впервые приступающей к трудовой деятельности, многодетных и одиноких родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов; граждан, длительное время не имеющих работы; беженцев и вынужденных переселенцев;
- реализация мероприятий по предотвращению массовой безработицы;
- содействие мобильности рабочей силы путем расширения и своевременного обновления банка вакансий и свободных рабочих мест с использованием компьютерной сети;
- дальнейшее развитие социального партнерства в сфере занятости с органами местного самоуправления и работодателями всех форм собственности по подбору работников на заявленные вакансии.
В условиях ограниченного спроса на рабочую силу для предоставления безработным гражданам на период поиска постоянной работы возможности для временной занятости, поддержания доходов, сохранения мотивации к труду, трудовых навыков, а также выполнения необходимых видов по благоустройству и санитарной очистке города и поселков, проведению дорожных и других работ предусматривается:
- заключение договоров с предприятиями и организациями города на организацию общественных работ, прежде всего, для безработных, не получающих пособия по безработице, и социально-незащищенных групп граждан;
- содействие применению разнообразных форм временной занятости населения, в т.ч. создание дополнительных рабочих мест за пределами штатной численности.
Организация временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время и в период летних каникул способствует приобщению их к труду, получению профессиональных навыков, адаптации к условиям рынка труда, а также является важнейшей мерой профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних граждан.
В связи с тем, что на рынке труда проявляется острое противоречие между спросом и предложением на рабочую силу по профессиональному, половозрастному составу, уровню запрашиваемой и предлагаемой заработной платы, наибольшее внимание со стороны службы занятости должны ощущать те категории населения, которые испытывают трудности в поиске работы и особо нуждаются в социальной защите.
Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в республике, отрицательно сказалась на состоянии занятости инвалидов. В последнее время идет активный процесс высвобождения из сферы производства пенсионеров, увеличивается число инвалидов на рынке труда. Поэтому профессиональная реабилитация инвалидов и содействие их занятости является важнейшей социальной проблемой.
В целях усиления социальной защищенности и повышения конкурентоспособности граждан из числа инвалидов предусматривается:
- содействие в организации предпринимательской деятельности и переподготовка по профессиям и специальностям, пользующимся спросом на рынке труда;
- оказание психологической помощи и социальная адаптация через программу «Клуба ищущих работу»;
- поддержка доходов безработных граждан из числа трудоустроенных инвалидов;
- трудоустройство инвалидов на рабочие места, установленные квотой (260 мест).
Одной из социально незащищенных категорий на рынке рабочей силы является молодежь, особенно выпускники учебных заведений, не имеющие опыта работы, часто нечетко осознающие свои жизненные и карьерные цели, не умеющие представить свои знания, умения, навыки работодателю должным образом. Поэтому занятость молодежи - важнейший элемент государственной социальной политики.
В 2006-2008 годах предстоит принять ряд мер, которые позволят создать условия для трудоустройства молодежи, впервые приступающей к трудовой деятельности, а также сократить период поиска ими работы.
В целях предупреждения роста безработицы в среде молодых специалистов, неудовлетворенности их своей трудовой деятельностью профконсультантами центра занятости будут совершенствоваться старые и осваиваться новые формы работы с молодежью:
- проведение лекций и бесед в общеобразовательных учебных заведениях о состоянии рынка труда, выборе профессии, об учебных заведениях города, об услугах, предоставляемых службой занятости для учащихся выпускных классов;
- проведение лекций и бесед для выпускников учебных заведений по вопросам эффективного поведения на рынке труда, способам и методам активного поиска возможностей трудоустройства;
- оказанию консультационных услуг по составлению конкурентоспособного резюме для молодых специалистов;
- сотрудничество со средствами массовой информации по вопросам, актуальным для молодежи;
- проведение деловых игр, тренингов, круглых столов с выпускниками учебных заведений, позволяющих повысить мотивацию к труду, овладеть навыками самопрезентации, технологией поиска работы.
Для повышения уровня занятости молодежи намечается:
- организация профессионального обучения и переподготовки молодежи;
- привлечение ее к участию на общественных работах;
- проведение ярмарок вакансий рабочих и ученических мест;
- создание 30 временных рабочих мест для молодежи в возрасте до 18 лет;
- квотирование на предприятиях города всех форм собственности 180 рабочих мест.
- взаимодействие центра занятости с молодежными организациями по содействию занятости этой категории граждан.
В результате рыночных преобразований в экономике, сопряженных с сокращением производства, закрытием предприятий, развитием негосударственных форм собственности, в наиболее сложном положении на рынке труда оказались женщины, в том числе впервые приступающие к трудовой деятельности и достигшие предпенсионного возраста.
Для повышения конкурентоспособности на рынке труда женщин, для обеспечения их занятости предусматривается:
- профессиональное обучение и повышение квалификации;
- организация общественных работ;
- оказание психологической поддержки безработным женщинам;
- квотирование рабочих мест для приема на работу женщин, особо нуждающихся в социальной поддержке;
- поддержка самозанятости и предпринимательской деятельности;
- социальная и материальная поддержка безработных женщин.
В связи с проводимым по решению правительства Российской Федерации поэтапном сокращением численности Вооруженных Сил возникла необходимость усилить работу по содействию занятости военнослужащих и членов их семей.
Основными мерами по поддержке этой категории граждан со стороны службы занятости будут:
- организация профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации по профессиям гражданского профиля с последующим трудоустройством;
- оказание услуг по консультированию и профессиональной ориентации;
- трудоустройство на вакантные места;
- оказание содействия в организации самозанятости и поддержка предпринимательской инициативы.
Работа с длительно неработающими гражданами, увеличение численности которых является характерной чертой настоящего времени, - одно из основных направлений деятельности городской службы занятости. Для активизации поиска работы и сокращения периода безработицы этой категории граждан предусматривается:
- обязательное индивидуальное профориентационное консультирование;
- переобучение и повышение квалификации;
- организация общественных работ;
- реализация специальных программ «Новый старт» и «Клуб ищущих работу».
Одним из приоритетных и перспективных направлений активной политики на рынке труда в прогнозируемом периоде остается содействие самозанятости и малому предпринимательству. Работа в этом направлении позволит создать дополнительные возможности для безработных граждан, способных открыть собственное дело, и в некоторой степени снизить социальную напряженность на рынке труда. В основе этой деятельности будет:
- индивидуальный подход с целью определения профессиональных возможностей для эффективной работы в качестве предпринимателей;
- предоставление безработным гражданам консультационных услуг;
- обучение при необходимости основам предпринимательства и профессиям, позволяющим открыть собственное дело.
Планируется ежегодно направлять по 10 безработных граждан на индивидуальную предпринимательскую деятельность. Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда осуществляется в рамках «Клуба ищущих работу» и курса «Новый старт».
Реализация этих программ окажет помощь длительно безработным и другим социально незащищенным гражданам в укреплении уверенности в себе и выработке позитивного отношения к возможности трудоустройства, составлении плана действий, которые приведут к трудоустройству, выборе других программ, реализуемых центром занятости (общественные работы, профессиональное обучение, организация собственного дела), а впервые приступающим к трудовой деятельности - профессиональном сомоопределении, отработке навыков поиска работы, повышении мотивации к трудоустройству.
Заключение
Социальная сфера - это самостоятельная сфера общественной жизни, в которой реализуются многообразные социальные интересы в отношениях социальных субъектов. Социальная сфера является областью деятельности людей, занятых предоставлением социальных благ и услуг. Социальная сфера помимо отношений включает в себя и материально-техническую базу. В современных условиях социальная сфера представляет собой совокупность соц. отношений и условий, влияющих на характер и поведение людей, охватывающих интересы различных социальных общностей, интересы общества и личности, отношений труда, быта, культуры, здравоохранения, социального обеспечения.
Составной частью системы рыночного хозяйства является проблема прогнозирования и планирования развития социальной сферы. Однако надо отметить, что данная проблема является недостаточно разработанной. Одни исследователи считают, что по отношению к деятельности социальной сферы не применимо планирование, поскольку конечные итоги ее функционирования достаточно трудно поддаются точному количественному выражению. Другие утверждают, что, несмотря на сложность прогнозирования развития социальной сферы, - это объективная реальность, которая должна изучаться и оцениваться. Представляется правомерной вторая точка зрения.
Эффективность социальной сферы на макроуровне может быть оценена лишь косвенно через воздействие на рост основных макроэкономических показателей. При этом следует учитывать, что эффект от деятельности организаций социальной сферы проявляется не сразу, а на протяжении ряда экономических циклов и отражается на экономических показателях последующих лет.
Трансформация общества в сфере экономической, культурной, социальной породила массу проблем, поставила многоплановые задачи. Деятельность по развитию социальной сферы в стране недостаточно освещается и пропагандируется. Опыт подобной работы распространяется слабо. Разработка программ, ход их выполнения, контроль за их реализацией могут быть востребованы как пример всеми регионами страны. Их реализация ведет и приводит к решению задач, которые ставит перед собой Российская Федерация, как социальное государство.
Сохранение социальных гарантий и удовлетворение социально-культурных запросов населения обеспечивается выбором приоритетных направлений деятельности организаций и учреждений социально-культурной сферы. Применительно к совокупности отраслей социально-культурной сферы, как объекта и субъекта местного самоуправления комплексная задача повышения качества жизни населения сводится к необходимости согласованного управления позитивным развитием следующих блоков качества жизни:
- воспроизводство населения;
- физическое и психическое здоровье населения города;
- социальная защита;
- занятость и безработица;
- семья и детство;
- образование, духовность, нравственность;
- культура и культурное наследие;
- досуг и отдых.
Восемь блоков качества жизни выступают как основные функциональные сферы деятельности и ответственности социально-культурного комплекса.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. – 80 с.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации // Полный сборник Кодексов РФ. – М.: 2002. – С. 9-129.
3. Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Отв. ред. О.Н.Садиков. – М.: 1997. – 448 с.
4. О финансовых основах местного самоуправления Российской Федерации: Федеральный закон от 25 сентября 1997 года № 126-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 39. – Ст. 4464.
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 35. – Ст. 3506.
6. Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. - // Вопросы экономики. –1997. - №6. – С. 3-12
7. Авдашева С, Шаститко А. Промышленная и конкурентная политика: проблемы взаимодействия и уроки для России. // Вопросы экономики. 2003, №9, С. 18-32.
8. Алчян А.А., Демсетц Г. Производство, стоимость информации и экономическая организация. В сб.: Вехи экономической мысли. Том 5.
9. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебник. – М.: Перспектива, 1997. – 287 с.
10. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова, М.: Юнити, 2000 - 346 с.
11. Баканов М.И. Теория анализа хозяйственной деятельности. Учебник / М.И. Баканов, А.Д Шеремет. - М.: Финансы и статистика, 1998.- 405 с.
12. Бирюков В.А., Беднин Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова, М.: Юнити, 2000 - 346 с.
13. Василенко И. А. Административно-государственное управление: Учеб. пособие / И.А. Василенко, Гос. Акад. управления им. С. Орджоникидзе. – М.: ГАУ им. С. Орджоникидзе, 1994. – 72 с.
14. Васильев А.А. Муниципальное управление: Курс лекций. Изд. 4-е перераб. и доп. / А.А. Васильев, Н.Н.: ИП Гладкова О.В., 2004.-454 с.
15. Васильев А.А. Основы территориального общественного самоуправления: Научно-методическое (практическое) пособие. / А.А. Васильев, Н.Н.; ИП Гладкова О.В., 2004.-202 с.
16. Герчикова И. Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное. Учеб. пособие. – М.: Консалтбанкир, 2002, 387 с.
17. Градов А.П. Национальная экономика. - М.: Финансы и статистика, 2003.- 345 с.
18. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. Курс лекций. – Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2000. – 448 c.
19. Камаев В.Д., Учебник по основам экономической теории, Москва, "Владос", 1998. – 311 с.
20. Кураков В.Л. Регулирование ресурсного потенциала социальной сферы региона. М.: Гелиос АРВ, 2002, 187 с.
21. Кузенков А.Л. Перспективы приватизации в России // Проблемы прогнозирования . – 2000. - №2. – С. 74-84.
22. Кураков О.Т. Основы экономической теории. Курс лекций. – М.: Прогресс, 1999. – 456 с.
23. Курс переходной экономики. Под редакцией Л.И. Абалкина – М. Финсатинформ, 1998. -567 с.
24. Курс экономики. Под редакцией Б.А. Райзберга – М. Изд. ИН-ФРА-М 1999. – 409 с.
25. Курс экономической теории. Учебник. / Под ред. Камаева С.Н. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 301 с.
26. Курс экономической теории. / Под ред. Сидорович. – М.: Прогресс, 1997. – 422 с.
27. Лившиц А.Я. Краткий курс государственного управления экономикой // РЭЖ. – 2002 . - №10-11. – с. 15-19.
28. Лившиц А.Я., Никулина И.Н., Введение в рыночную экономику, Москва, Высшая школа, 1998. – 367 с.
29. Макроэкономика (основы экономической политики). Бункина М.К., Семенов В.А., АО «ДИС», 1999. – 417 с.
30. Максимова В., Шишов А. Рыночная экономика. Учебник, Москва, СОМИНТЕК, 1999. – 478 с.
31. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие / Иванов В.В., Коробова А.Н. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 718 с.
32. Муниципальное образование г. Волжск в 2002-2004 гг. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл - Йошкар-Ола, 2004, 422 с.
33. Республика Марий Эл /Статистический ежегодник/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл - Йошкар-Ола, 2004, 352 с.
34. Регистрируемая безработица в зеркале статистики//Человек и труд, 2002.- №10.- С.68-69
35. Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации / М.В. Романовский и др., М.: Юнити, 1999. - 512 с.
36. Романовский М.В. Финансы / М.В. Романовский и др. М. Проект, 2000. - 398 с.
37. Романов А.О. Курс экономической теории. – М.: Прогресс, 1997.– 455 с.
38. Рынок и антимонопольное регулирование. А. И. Колесов, Е. В. Исаенко, А. В. Исаенко. Белгород, 1999 г. 139 – 140 стр.
39. Рыночная экономика. Учебник / Под ред. Рубина Ю.Б. -М.: Соминтек, 1992. - 166 с.
40. Рынок труда и проблема занятости населения Республики Марий Эл.- Материалы научно-практической конференции 6-7 декабря 2002г.,Йошкар-Ола.-2005.- 117 с.
41. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора / Дж.Ю. Стиглиц М.: Изд-во МГУ, ИНФРА-М, 1997 - 287 с.
42. Страхова О.А. Организация труда управленческого персонала / О.А. Страхова. СПб., 1998. - 123 с.
43. Тамбовцев В.Л. Экономическая теория контрольно-надзорной деятельности государства. // Вопросы экономики. 2004, №4,С. 23-25.
44. Тамбовцев В.Л. Государство и экономика. - М.: Магистр, 1997. - 47 с.
45. Теория отраслевых рынков. Под ред. А.Г.Слуцкого. Спб., Экономическая школа, 2003. С. 280-317.
46. Черкасов Г.И. Общая теория собственности: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 263 с.
47. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление / В.Е. Чиркин - М.: Юрист, 2005 – 511 с.
48. Экономика предприятия (фирмы): Практикум / В.Я. Поздняков, О.И. Волков. - М., ИНФРА-М, 2006, 331с.
49. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: Учебник для вузов. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 367 с.
50. Официальный Интернет-сервер «Правительство Российской Федерации» http://government.gov.ru/
51. Официальный Интернет-сервер Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации http://economy.gov.ru/
52. Информационный сервер по материалам федеральных целевых программ Минэкономразвития РФ. http://www.programs-gov.ru/
53. Федеральный бюджет Российской федерации. http://www.budgetrf.ru/.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 178.