Задачи управления на стадии функционирования предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Как показывает практика современного российского бизнеса, руководство предприятием осуществляется, преимущественно как решение сиюминутных проблем, возникающих постоянно в процессе функционирования предприятия. Чаще всего руководитель находится в положении обороняющегося и хорошо, если ему удается отбить все атаки.

Однако для завоевания прочных позиций на рынках, расширения сферы деятельности предприятия, увеличения объемов производства необходимо переходить к наступательным действиям.

К тому же только обороняясь трудно сохранить те позиции, который имеешь.

Как справедливо заметил Дж. Харрингтон, изделие, которое было достаточно хорошим вчера, с трудом держится сегодня и не будет отвечать требованиям завтрашнего. Поэтому предприятие и, прежде всего, его руководитель не может стоять на месте, необходимо постоянно совершенствовать деятельность управляемого им предприятия.

Таков закон выживания и достижения успеха в условиях жесткой конкурентной борьбы, характерной для современного уровня развития бизнеса.

Ситуация возникшая в послевоенной Японии, когда основной стала проблема воссоздания разрушенной промышленности и не просто воссоздания, а проблема интегрирования промышленности страны. в мировой рынок, во многом напоминает то, что сегодня происходит в российской промышленности. Поэтому опыт послевоенной, да и сегодняшней Японии, представляет несомненный интерес для российского бизнесмена.

Основное внимание при выходе из создавшейся ситуации руководители японской промышленности уделили проблеме повышения качества и конкурентоспособности японских товаров до такого уровня, чтобы они могли успешно конкурировать с товарами, производимыми ведущими промышленными странами мира.

Сегодня вполне можно сказать, что им удалось успешно справиться с этой задачей. Избранный путь оказался продуктивным. Их примеру последовали четыре азиатских "тигра" Гонконг, Сингапур, Южная Корея, Тайвань, которые начиная с 60-х годов резко повысили уровень качества производимой ими продукции.

Далее подробнее рассмотрим проблемы совершенствования деятельности предприятия, завоевания им достойного положения в мире бизнеса.

Разрабатывая стратегию улучшения деятельности предприятия, прежде всего, надо исходить из того принципа, что основной целью деятельности предприятия, которое хочет быть успешным в условиях жесткой конкурентной борьбы, является максимальное удовлетворение интересов потребителя.

Наиболее полное удовлетворение потребностей потребителя - стержень всей программы улучшения деятельности предприятия.

Проблема повышения конкурентоспособности продукции предприятия относится к разряду тех проблем, которые требуют постоянного внимания. В этом вопросе самоуспокоенность очень опасна. В реальной практике происходит так: сегодня успокоился - завтра отстал.

Надо понимать, что процесс совершенствования деятельности предприятия является постоянным. Если сегодня не ведется постоянная систематическая работа по улучшению деятельности предприятия, то наш совет ее немедленно начать.

Начинать принципиально новое дело всегда непросто. Поэтому мы постараемся дать вам самые необходимые советы, как начинать совершенствовать деятельность предприятия, с тем, чтобы процесс совершенствования не носил характер временной, не очень нужной компании.

К числу основных направлений улучшения деятельности современного предприятия, согласно работе, относятся:

-достижение заинтересованности высшего звена руководства предприятия и вовлечение его в проведение мероприятий по улучшению деятельности предприятия;

создание специального совета, координирующего работу по улучшению деятельности предприятия;

вовлечение всего коллектива предприятия в процесс;

создание рабочих групп по улучшению деятельности предприятия;

вовлечение поставщиков в процесс улучшения деятельности предприятия;

разработка мер по обеспечению качества функционирования систем управления;

создание системы признания заслуг в области улучшения деятельности предприятия;

разработка и реализация долговременной стратегии и краткосрочных планов улучшения работы предприятия.

Рассмотрим каждое из сформулированных выше направлений совершенствования работы предприятия более детально.

Заинтересованность и действия высшего звена руководства

Руководителю надо отчетливо понимать, что организация систематической работы по улучшению деятельности предприятия требует, как и любая другая деятельность на предприятии, затрат энергии, времени работников, материальных затрат. Поэтому она должна быть организована так, чтобы эффект от нее превосходил те затраты, которые несет предприятие при ее организации.

Необходимым условием эффективной работы по улучшению деятельности предприятия является заинтересованное участие в ней всего высшего звена руководства предприятия.

При отсутствии такой заинтересованности это дело обречено на неудачу.

Руководитель формирует стратегию и тактику предприятия, одним из основных результатов деятельности которого является достижение устойчивого экономического положения.

Многие предприятия, оказавшиеся один на один с жесткими законами рынка, столкнулись с необходимостью решения, подчас, принципиально новых для них проблем.

К числу первоочередных среди них можно отнести такие проблемы как необходимость:

- выпуска конкурентоспособной продукции в условиях жесткой конкуренции;

-реструктуризации производства и освоения новых технологий, закупки и установки нового современного оборудования;

- проведения активной маркетинговой политики для завоевания и удержания рынка сбыта;

- организационной перестройки предприятия;

- подготовки персонала предприятия к работе в новых более сложных условиях;

- решения социальных проблем и создания условий для персонала предприятия, не уступающим условиям на предприятиях-конкурентах.

Но, пожалуй, одной из самых главных проблем является эффективное решение экономических и финансовых вопросов. Поскольку оно во многом определяет возможность успешного решения как перечисленных выше проблем, так и проблем создания устойчивой, набирающей силу и мощь экономики предприятия, приуменьшить его значение невозможно.

Формируя стратегию и тактику предприятия, надо не забывать о том, что предприятие существует, прежде всего, для производства продукции или оказания услуг, пользующихся у потребителя платежеспособным спросом.

Насколько необходимым является улучшение деятельности вашего предприятия? Чтобы ответить на этот вопрос, надо ответить на такие вопросы, как:

- увеличились ли за последний год объемы реализованной вашим предприятием продукции, расширился ли ассортимент;

- повысилось ли качество производимой предприятием продукции;

- удалось ли снизить долю издержек в цене продукции;

- регулярно ли осуществляются поставки сырья и комплектующих, достаточно ли они хорошего качества;

- ритмично ли работает производство, не срываются ли производственные графики;

- сократилась ли доля брака;

- повысился ли профессиональный уровень сотрудников;

- имеются ли рекламации на вашу продукцию;

- если предприятие приватизировано, то превышают ли дивиденды уровень инфляции и т.д.

Отвечая на эти и другие вопросы, вы можете понять в какой степени необходимо улучшение работы вашего предприятия.

Такие же вопросы могут быть заданы руководителям основных служб предприятия, всему высшему управленческому звену. Безусловно, может случиться и так, что отдельные службы предприятия работают вполне удовлетворительно, однако вряд ли существуют службы, работу которых не стоило бы улучшить, учитывая жесткую конкурентную борьбу.

Руководителю предприятия и всему высшему звену руководства принадлежит ответственность за эффективность деятельности предприятия.

Для того, чтобы система улучшения деятельности предприятия заработала в полную мощь, необходимо проведение анализа существующего положения дел на производстве. А, как мы уже говорили в предыдущем разделе, для этого надо уметь оценить состояние дел на всех основных участках работы. Следующей задачей является учет всех происходящих на предприятий изменений и подвижек в результатах его деятельности. Это касается и доли брака в изготавливаемой продукции, и изменения доли издержек, и изменения платежеспособного спроса на продукцию предприятия.

Безусловно, инициатива организации работы по улучшению деятельности предприятия должна исходить от его руководителя. Но она должна быть поддержана и всеми руководителями высшего звена управления предприятием.

Организовывая работу по улучшению деятельности предприятия имеет смысл задуматься об эффективности самой системы управления предприятием. Очень важной является хорошая организация взаимодействия исполнителей, хорошая организация взаимодействия подразделений в процессе производства. Многое зависит от того, насколько эффективно работают обслуживающие подразделения, в какой степени работники предприятия заинтересованы в улучшении его деятельности.

Если решение об организации работы по улучшению деятельности предприятия принято, необходимо создать рабочий орган, который и смог бы возглавить эту работу на предприятии, поставив во главе этого рабочего органа достаточно авторитетного и влиятельного управленца.

Наряду с умением измерить качественные характеристики процесса и введением учета изменений, происходящих в деятельности предприятия, необходимо также определить требования, предъявляемые к производственному процессу на всех его основных стадиях, требования к качеству выпускаемой продукции. Все это может быть сделано с помощью определения стандартов, которых должны придерживаться сотрудники предприятия.

Наличие соответствующих стандартов и необходимость их соблюдения должна непосредственно коснуться каждого работника предприятия.

Выполнение требований стандартов должно быть тесно увязано с ценой на выпускаемую предприятием продукцию. На каждом участке необходимо стремиться к снижению цены производимого изделия. Только сочетание высокого качества продукции со сравнительно низкой ценой способно укрепить позиции предприятия на рынках сбыта, обеспечить возможности завоевания новых рынков сбыта.

После начала процесса улучшения деятельности предприятия необходимо отслеживать результаты этой работы. Для этого должна действовать хорошо организованная обратная связь, позволяющая адекватно оценивать происходящие на предприятии изменения. Должна оцениваться степень удовлетворенности деятельностью предприятия в целом, организацией работы и самой работой, материальным вознаграждением, профессиональным и должностным ростом, условиями труда, эффективностью производства.

Начатая в верхнем эшелоне управления предприятием работа по улучшению деятельности предприятия должна естественным образом распространиться и на более низкие иерархические уровни управления организацией вплоть до рядового работника, ответственного за эффективность работы на каждом отдельном участке.

Как и в любом виде деятельности результат может быть достигнут только, если активное участие в его достижении принимают люди. Такое сложное дело, как улучшение работы предприятия может быть осуществлено лишь при активном участии в нем руководящего состава и каждого работника предприятия.

Для организации работы по улучшению деятельности предприятия должен быть образован совет, способный справиться с этой задачей. В состав совета должны войти руководители всех основных подразделений предприятия, результаты деятельности которых влияют на эффективность деятельности предприятия в целом, и представители этих подразделений, задачей которых является анализ существующего положения и поиск пути его улучшения.

Уже первое заседание совета с участием руководителя предприятия может показать, что на предприятии имеется достаточно много сложных проблем, которые должны быть решены. Проблемы отсутствуют только на бездействующем предприятии.

Первый, пусть даже поверхностный, анализ может показать, что за текущими проблемами скрыты более глубокие проблемы, которыми они вызываются. Это и проблемы сбыта, и проблемы ритмичного производства продукции, и проблемы с поставщиками, и стремление повысить качество продукции, одновременно со снижением ее себестоимости, и т.д.

Более детальный анализ позволит сделать вывод, что для улучшения ситуации, а это касается даже подразделений, прекрасно справляющихся со своими задачами сегодня, необходима реализация специальной системы мероприятий. Такая система мероприятий может включать, подчас, и проектно-конструкторские разработки, и анализ перспектив развития рынка сбыта, и организационные изменения, и укрепление кадрового состава.

Иными словами, работа по улучшению деятельности предприятия требует разработки специальной программы мероприятий. Разработка программы мероприятий по улучшению деятельности предприятия, ее реализация, корректировка, пополнение новыми мероприятиями и исключение уже выполненных или потерявших актуальность становится основной задачей упомянутого выше совета.

Руководитель должен отдавать четко понимать, что работа по улучшению деятельности предприятия это серьезная управленческая работа, требующая организации и проведения анализа, выработки альтернативных вариантов решений, отбора среди них наиболее предпочтительных для лиц, принимающих решения, эффективной реализации принятых управленческих решений.

Что же касается непосредственно технологии работы по улучшению деятельности предприятия, то в соответствии с рекомендациями, целесообразно придерживаться следующих правил.

Во-первых, надо четко определить, к какому уровню требований, предъявляемых к продукции предприятия, следует стремиться.

Действительно, и сегодня еще нет единого мнения даже относительно того, как определяется "качество" продукции. Что такое качество продукции мы обсудили ранее и привели некоторые определения того, что надо понимать под термином качество. Однако имеется и много других определений.

Приступая к работе по совершенствованию деятельности предприятия, надо определить какому аспекту качества наибольшее значение придается руководителем. Но суть всех определений понятия "качество" и состоит в том, что надо отчетливо представлять какой хочет видеть продукцию предприятия потребитель. И основная задача совершенствования добиться, чтобы продукция, производимая им, в наибольшей степени удовлетворяла потребителя.

Требования к качеству продукции должны это отражать.

Однако следует понимать, что не достаточно только удовлетворить требованиям, предъявляемым к продукции потребителем, необходимо также обеспечить, чтобы поставки продукции были осуществлены вовремя, чтобы цена соответствовала конъюнктуре рынка, чтобы хорошо было поставлено послепродажное обслуживание. Иными словами, чтобы весь комплекс услуг, сопровождающих покупку и использование продукции, способствовал наиболее полному удовлетворению требований потребителя.

Задумываясь над улучшением работы предприятия, необходимо принимать во внимание все, что способствует не только производству качественной продукции, но и созданию более удобных для потребителя условий покупки и использования продукции предприятия.

Во-вторых, надо пересмотреть всю деятельность предприятия с точки зрения недопущения ошибок. Это относится ко всему циклу работ по обеспечению качества продукции предприятия в широком понимании этого термина, то есть включать не только производственный процесс, но и реализацию продукции, и послепродажное обслуживание.

Не надо забывать и о том, что ошибки, которые влекут за собой потери, могут совершаться и в области управления предприятием, и в области организации производства, поставок, сбыта, и в кадровой политике, и при организации проектных разработок, и при создании или приобретении ноу-хау" и внедрении их в производство с целью обеспечения необходимой конкурентоспособности продукции предприятия.

Ошибки могут быть очевидными, а могут быть незаметными на первый взгляд, но причинять при этом значительный ущерб. Их осознание и устранение таит немалые резервы улучшения деятельности предприятия.

Например, недостаточная реклама продукции, производимой предприятием, может приводить к недостаточному сбыту продукции и, следовательно, иметь значительные отрицательные экономические последствия.

Низкая ликвидность может при неблагоприятном стечении обстоятельств и возникновении необходимости в срочных платежах привести к тяжелым материальным потерям для предприятия.

Недостаточная активность в области совершенствования продукции может привести к тому, что продукция конкурирующей фирмы может стать более привлекательной в глазах потребителя, а значит и к снижению объемов продаж.

Целенаправленная работа по улучшению деятельности предприятия должна выявлять как явные, так и неявные ошибки или просто неиспользованные возможности улучшения его деятельности и предусматривать специальные мероприятия по устранению ошибок или использованию дополнительных возможностей совершенствования деятельности предприятия.

При этом следует подчеркнуть, что хорошо организованная работа по улучшению деятельности предприятия строится не столько на исправлении замеченных ошибок, сколько на их предотвращении.

Однако смысл организации работы по улучшению деятельности предприятия состоит не столько в том, чтобы выявить отдельные пути, отдельные направления совершенствования его деятельности, а в том, чтобы на основе анализа имеющихся недостатков и находок определить долговременную стратегию обеспечения более эффективной деятельности предприятия.

Процесс улучшения деятельности предприятия становится более действенным, если в него оказываются вовлеченными все работники предприятия. Зачастую непосредственному исполнителю на рабочем месте виднее упущения, которые имеют место как при изготовлении отдельной детали, так и при управлении конкретным участком работы.

И еще очень важный момент. Как в любом деле, так и при совершенствовании деятельности предприятия, каждое намеченное мероприятие должно иметь исполнителя, ответственного за его реализацию.

При контроле за ходом реализации намеченных мероприятий надо иметь ввиду, что необходимо не столько стремиться наказать виновного, если мероприятие не выполнено, сколько отыскивать эффективные пути разрешения возникающих проблем.

При этом нередко целесообразнее лишний раз отметить продвижение в решении проблемы, чем наказать виновного, если проблему не удается решить.

Ну и, наконец, чтобы организовать любой процесс, в том числе и регулярные работы по улучшению деятельности предприятия, необходимо иметь четкие критерии, по которым можно было бы оценивать степень реального улучшения деятельности предприятия в результате реализованных мероприятий.

Если деятельность предприятия хорошо отлажена, то мероприятия по улучшению его деятельности могут не затрагивать систему управления предприятием, не требовать значительных изменений производственного процесса, маркетинговой деятельности, работы с поставщиками.

Если же предыдущая деятельность предприятия менее успешна, то могут потребоваться значительные изменения в его деятельности.

В этом случае возрастает необходимость в разработке стратегии предполагаемых изменений деятельности предприятия. Должны быть четко определены цели преобразований, разработаны конкретные способы их достижения, объединенные в специальную программу.

Эта программа должна быть хорошо просчитана. Руководство предприятия должно точно знать, что будет получено в результате реализации задуманных мероприятий, какие затраты будут при этом понесены, каков их экономический результат.

Сегодня любая программа, любой проект могут быть достаточно точно рассчитаны. Для этого существуют специально разработанные методические рекомендации и компьютерные системы анализа экономической деятельности предприятия. Рекомендуется разработка бизнес-планов.

А что такое бизнес-план, если не всестороння и не развернутая во времени и хорошо экономически просчитанная программа достижения намеченных целей.

Можно привести показатели, на которые стоит, в первую очередь, обратить внимание при анализе деятельности предприятия и поиске путей совершенствования его деятельности.

В области производства внимание, в первую очередь, следует обратить на:

- объемы выпускаемой продукции;

- объем брака и переделок;

- ошибки в рабочих нарядах.

При анализе системы управления качеством на предприятии следует оценить:

- процент партий отбракованных по ошибке;

- количество выявляемых изменений в конструкциях и проектах;

- количество ошибок в расчетах и оформлении счетов;

- продолжительность цикла обратной связи от момента обнаружения погрешности или возможности улучшения до момента завершения реализации корректирующего воздействия.

При анализе бухгалтерской деятельности предприятия надо оценить:

- неверные бухгалтерские записи;

- процент просроченных платежей,

- ошибки в платежных ведомостях;

- ошибки фактурирования;

- сроки удовлетворения запросов на информацию по тем или иным аспектам бухгалтерской деятельности со стороны руководства и заинтересованных подразделений.

При оценке закупочной деятельности должны отслеживаться:

- простои производства вследствие нехватки комплектующих и сырья;

- количество деталей, поступивших от поставщиков и не соответствующих техническим требованиям;

- продолжительность цикла от подачи заявки до получения изделий от поставщиков;

-начисления к стоимости получаемых комплектующих и сырья;

- избыточные запасы.

При конструировании изделий, производимых на предприятии, должно быть обращено внимание на:

- количество изменений конструкции в расчете на один чертеж;

- количество ошибок, обнаруженных в ходе реализации проекта;

-количество ошибок в проекте, обнаруженных в ходе испытания конструкций.

В области одной из важнейших сфер активности предприятия - в его маркетинговой деятельности внимание должно быть обращено, прежде всего, на:

-точность прогнозных оценок платежеспособного спроса на продукцию предприятия;

- ошибки в контрактах;

-количество неправильно составленных заказов;

- затоваривание выпущенной продукции.

И, наконец, в области информационного обеспечения деятельности предприятия, имеющем исключительно важное значение для эффективной работы его системы управления, необходимо должное внимание обратить на:

- своевременность предоставления информации руководству об основных направлениях деятельности предприятия;

- количество ошибок и неточностей, допущенных при передаче информации;

- процент отчетов, выпущенных не по графику;

- количество переработанных текстов;

- количество ошибок на строку кода;

- количество возвращений на переработку программных продуктов, обеспечивающих информационные потоки на предприятии;

- количество ошибок, обнаруженных при передаче программных средств в эксплуатацию.

Нами перечислено лишь то, на что следует обращать внимание в первую очередь при формировании программы совершенствования деятельности предприятия.

Однако более глубокий анализ может вскрыть упущения в деятельности предприятия, которые, на первый взгляд, не так бросаются в глаза. Нередко именно в их устранении лежат пути отыскания резервов улучшения дельности предприятия.

В процессе совершенствования управления деятельности предприятия должное внимание необходимо уделять профилактическим работам, устранению внешних и внутренних потерь в силу дефектов и отказов, внедрению современного контрольно-измерительного оборудования, важной составляющей процесса совершенствования деятельности предприятия является создание эффективных оценочных систем, позволяющих адекватно оценивать качество выполняемых работ и своевременно выявлять недостатки на основных.



Дата: 2019-05-29, просмотров: 160.