Глава 1.История развития авторского права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Выбранная мною тема, на мой взгляд, наиболее актуальна, поскольку защита авторских и смежных прав принадлежит к числу наиболее сложных цивилистических проблем, имеющих непреходящую научную и практическую значимость.

В России, как и во многих других странах мира, авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

Иначе говоря, любой продукт творчества независимо от того, насколько он корректен, этичен и вообще интересен окружающим, а также каким образом он выражен создателем, попадает под действие и защиту авторского права.

Помимо широко известных объектов авторского права (литературные, музыкальные, аудиовизуальные, фотографические (и аналогичные) произведения, программы для ЭВМ, произведения живописи, скульптуры, графики и дизайна), к объектам авторского права также относятся производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, обзоры и другие переработки произведений науки, литературы и искусства) и различные творческие составные произведения (в том числе различные сборники (энциклопедии, антологии, базы данных). При этом необходимо напомнить, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты, что, впрочем, не мешает защищать эти объекты, например по средствам патентного права.

Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме: письменной, устной, звуко - или видеозаписи (например, механической, магнитной, цифровой, оптической), изображения (например, рисунок, эскиз картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр) или любых других формах выражения.

До принятия Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" вопросы охраны смежных прав регулировались всего тремя статьями Основ гражданского законодательства (ст. 141-143), что само по себе не позволяло сколько-нибудь полно регламентировать данные отношения. 

В соответствии с частью 1 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Все объекты, которые создаются творческими усилиями людей, представляют ценность для общества и также нуждаются в общественном признании и правовой охране.

Закон "Об авторском праве и смежных правах" является общим законом, регулирующим отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права). Он принят 9 июля 1993 г. (с последующими изменениями от 19 июля 1995 г. и 20 июля 2004 г.). Закон "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" является специальным законом, регулирующим отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием программ для ЭВМ и баз данных, который принят 23 сентября 1992 г.

Принятые законы об авторском праве и смежных правах способствовали тому, что произведения науки, литературы и искусства, а также объекты смежных прав стали выгодными объектами гражданского оборота.

Одновременно законодательством определен баланс прав авторов и интересов общества, в частности, в области образования, научных исследований и доступа к информации.



Глава 1.История развития авторского права.

Личные имущественные права

 

Прежде всего, автор пользуется таким имущественным правом, как право на воспроизведение.

Воспроизводить — значит размножать произведение путем снятия копий или каким-либо иным способом. Оно всегда связано с повторением его на материальном носителе. Воспроизведение считается состоявшимся независимо от того, стали ли экземпляры произведения доступны неопределенному кругу лиц.[5]

С правом воспроизведения, принадлежащим авторам произведений изобразительного искусства, тесно связано право доступа. Сущность данного права заключается в том, что автор произведения изобрази­тельного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления им права на воспроизве­дение своего произведения. Иными словами, художник или скульптор может делать копии со своего произведения, для чего собственник картины или скульптуры должен обеспечить доступ автора к произве­дению. При реализации данного права автор не должен создавать собственнику излишних неудобств, в частности, он не может требовать доставки ему произведения.

Закон закрепляет за автором самостоятельное право на распространение экземпляров произведения любым способом, в частности право на продажу экземпляров произведения и сдачу их в прокат.

Закон не содержит исчерпывающего перечня способов распрост­ранения произведения, называя лишь наиболее типичные из них — продажу и сдачу в прокат. Продажа означает реализацию копий про­изведения за плату. Сдача в прокат — это предоставление экземпляра произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды. Существуют, однако, и другие способы распространения произведений, например, передача экземп­ляра произведения третьим лицам бесплатно. Типичный пример такого распространения — деятельность библиотек.

Параду с правом на распространение закон особо выделяет исключительное право автора импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт).

Следующими имущественными правами автора являются право на публичный показ и на публичное исполнение. Право на публичный показ реализуется в отношении произведений изобразительного искусства, а право на публичное исполнение — в отношении музыкальных, драма­тических, хореографических, литературных и некоторых других произ­ведений.

Показ произведения состоит в праве продемонстрировать оригинал или экземпляр произведения.[6] Исполнением произведения признается его представление посредством игры, декламации, пения, танца, как в живом исполнении, так и с помощью технических средств, например экрана.

Для обоих рассматриваемых прав характерен признак публичности, т. е. показ или исполнение должно осуществляться в месте, открытом для свободного посещения.

Передача произведения в эфир или по кабелю предполагают его доведение до сведения наиболее широкой аудитории, что, безусловно, затрагивает особый интерес авторов, нуждающихся в правовой охране. Указанный интерес охраняется посредством закрепления за автором права на передачу произведения в эфир и права сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю.

В эфир могут передаваться как уже обнародованные произ­ведения, так и произведения, которые еще не обнародованы. Передачей в эфир признается и прямая трансляция произведения из места его показа или исполнения.

К имущественным правам авторов относятся также право на пере­вод и право на переработку произведения. В субъективное право на перевод входит возможность автора самому переводить и использовать перевод своего произведения, а также его право давать разрешение на перевод и использование перевода другими лицами. На практике авторы довольно редко переводят произведение сами, поскольку эта работа требует особых знаний и навыков. Поэтому фактически право на перевод сводится к праву давать согласие на использование произ­ведения в переводе. Запретить перевод произведения в целях личного использования автор не может ни фактически, ни юридически.

Свое согласие на перевод автор обычно выражает путем заключения договора с той организацией, которая намерена использовать его произведение в переводе. Данная организация принимает на себя обязанность обеспечить качественный перевод произведения, а также по просьбе автора представить ему перевод для ознакомления (или одобрения).

К праву на перевод близко примыкает право автора переделывать, аранжировать или другим образом переделывать произведение. Оно также включает возможность автора или самому перерабатывать произведе­ние в другой вид, форму или жанр либо давать разрешение на перера­ботку другим лицам.

Создаваемые в результате творческой переработки произведения являются новыми объектами авторского права. Но их использование может осуществляться лишь с согласия авторов оригинальных произ­ведений. Как правило, дача автором согласия на переработку означает и его согласие на использование созданного в результате переработки нового произведения. Однако автор может оставить за собой право на одобрение переработки как предварительное условие ее использования.

Авторы произведений изобразительного искусства обладают осо­бым правом следования. Сущность данного права состоит в том, что в каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительно­го искусства по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20%, автор имеет право на получение 5% перепродажной цены (п. 2 ст. 17 Закона об авторском праве).

Основной целью этого права является защита имущественных интересов художников и авторов других произведений изобразитель­ного искусства, которые зачастую, особенно в начале творческого пути, продают свои произведения различного рода перекупщикам значитель­но дешевле их реальной стоимости. Право на получение части прибыли, выручаемой от перепродажи произведения при переходе его от одного владельца к другому, в известной мере компенсирует ту несправедли­вость, которая была допущена по отношению к автору вначале.

К числу имущественных прав авторов ранее действовавшее законодательство и наука традиционно относили право на вознаграждение за использование произведения. Новое авторское законодательство, без­условно, также признает за авторами указанное право, хотя в общем, перечне авторских правомочий оно прямо не названо. Рассмотренные ранее правомочия автора возникают одновременно с тем, как произведение создано и выражено вовне при помощи тех или иных способов. В отличие от этого, право на получение вознаграждения от какого-либо конкретного лица с момента создания произведения не связывается.[7] В состав права на вознаграждение входит не только "голое" право требо­вать соответствующих выплат, но и возможность оговорить размер, порядок, срок и другие условия получения вознаграждения. Все эти вопросы решаются в авторских договорах, на основе которых и осуще­ствляется использование произведений.

Вместе с тем закон выделяет несколько случаев, когда права авторов на получение вознаграждения лежат за пределами авторского договора.[8]

Таковы основные права авторов творческих произведений. Они достаточно разнообразны и охраняют как личные, так и имущественные интересы создателей произведений. 

Имущественные авторские права могут носить:

- исключительный характер

- неисключительный характер.

1.Изначально, при создании произведения автор обладает исключительными авторскими правами, т.е. вправе запрещать использовать произведение третьим лицам.

2.Неисключительные авторские права могут быть переданы любому третьему лицу только обладателем исключительных прав (автором либо иным правообладателем) неограниченное количество раз. Для этого обычно составляется договор.

3.Обладатель исключительных прав в целях оповещения третьих лиц о своих правах уполномочен ставить знак ©, собственное имя (наименование) и год первого опубликования работы на каждом экземпляре произведения.

Закон, определяя общее правило, устанавливает срок охраны произведения в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти (последнего из авторов при соавторстве). При переходе авторских прав по наследству возникают наследникам также необходимо ознакомиться с правилами, устанавливаемыми законодательством.

Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.

Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, а также впервые выпущенное в свет после смерти автора действует в течение 70 лет после даты его правомерного обнародования (выпуска в свет). При раскрытии личности автора сроки авторско-правовой охраны исчисляются согласно общему правилу.

Однако в любом случае исчисление сроков, предусмотренных Законом, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.

В соответствии со ст. 27 Закона N 5351-1 авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. При этом право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.

На основании п. 1 ст. 30 Закона N 5351-1 в общем случае имущественные права могут передаваться третьим лицам только по авторскому договору.

Авторский договор, как и любой гражданско-правовой договор, представляет собой соглашение двух или более лиц, направленное на установление, изменение или прекращение взаимных прав и обязанностей. 

К таким договорам применимы все нормы обязательственного права, за исключением тех, которые несовместимы с особенностями отношений, возникающих при использовании результатов творческой деятельности.

Предметом авторского договора является совокупность имущественных прав на произведение.

Существует несколько видов авторских договоров:

1) договор о передаче исключительных авторских прав;

2) договор о передаче неисключительных имущественных авторских прав;

3) договор о передаче прав на аудиовизуальное произведение;

4) издательский договор;

5) авторский договор заказа.

Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использовать произведение определенным способом и в установленных договором пределах только приобретающей стороне. Кроме того, приобретатель исключительного права получает право запрещать использовать данное произведение другим лицам, в том числе и автору[9].

Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает приобретателю прав использовать произведение наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другими лицами, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом.

Согласно ст. 13 Закона № 5351-1:

1. Авторами аудиовизуального произведения являются:

режиссер-постановщик;

автор сценария (сценарист);

автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (композитор).

2. Заключение договора на создание аудиовизуального произведения влечет за собой передачу авторами этого произведения изготовителю аудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено в договоре. Указанные права действуют в течение срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение.

Изготовитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

3. При публичном исполнении аудиовизуального произведения автор музыкального произведения (с текстом или без текста) сохраняет право на вознаграждение за публичное исполнение его музыкального произведения.

4. Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавших ранее (автор романа, положенного в основу сценария, и другие), так и созданных в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), пользуются авторским правом каждый на свое произведение.

По авторскому договору заказа автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику.

Заказчик обязан в счет обусловленного договором вознаграждения выплатить автору аванс. Размер, порядок и сроки выплаты аванса устанавливаются в договоре по соглашению сторон[10].

В соответствии с п. 4 ст. 30 Закона N 5351-1 права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре не указано иное.

Авторский договор должен содержать следующие условия[11]:

- способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору);

- срок и территорию, на которые передается право;

- размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый вид использования произведения;

- порядок и сроки его выплаты;

- другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.

В случае отсутствия в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор, может быть, расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора.

При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Российской Федерации.

Пункт 2 ст. 31 Закона N 5351-1 указывает на то, что все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными.

Вознаграждение в авторском договоре определяется в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения или, если это невозможно осуществить в связи с характером произведения или особенностями его использования, в виде зафиксированной в договоре суммы либо иным согласованным сторонами образом[12].

Такое право дает п. 1 ст. 424 ГК РФ, в соответствии с которым исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

Минимальные ставки авторского вознаграждения на отдельные виды произведений устанавливаются Правительством РФ. Так, минимальные ставки вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г., определены Постановлением Правительства РФ от 29.03.1998 N 524 "О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 года".

Минимальные ставки авторского вознаграждения на некоторые виды использования произведений литературы и искусства установлены Постановлением Правительства РФ от 21.03.1994 N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений".

В том случае если в авторском договоре сумма вознаграждения определяется в виде фиксированной суммы, в договоре должен быть установлен максимальный тираж произведения.

Авторский договор должен быть заключен в письменной форме (см. Приложение 1.). Авторский договор об использовании произведений в периодической печати может быть заключен в устной форме[13].

Отдельно Закон устанавливает ограничения, защищающие права автора (правообладателя). Они заключаются в том, что передача несуществующих имущественных авторских прав на момент заключения договора невозможна, также невозможно заключение договора, предметом которого является права на использование произведений, которые автор может создать в будущем.

Условие авторского договора, ограничивающее автора в создании в будущем произведений на данную тему или в данной области, является недействительным.

II. Статьи из журналов

1. Абдуллин А.И. К вопросу о соотношении права интеллектуальной собственности и принципов единого рынка в Европейском Союзе/ А.И. Абдуллин // Государство и право. - 1999. - N 2. - С. 77-83.

2. Ашуров О. Роль таможенных органов России в охране интеллектуальной собственности / О. Ашуров // Интеллект. собственность. Промыш. собственность. - 2002. - № 4. - С. 19-23.

3. Бакунцев А.В. Основные проблемы авторского права в русской цивилистике второй половины XIX века / А.В. Бакунцев // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. - 2000. - № 1. - С. 36-46.

4. Белоконь Ю. Защита интеллектуальной собственности: международно-экономичес-кие аспекты / Ю. Белоконь // Мировая экономика и междунар. отношения. - 1998. - № 6. - С. 70-77.

5. Бендиков М.А. Интеллектуальная собственность в России: проблемы использования и правовой защиты / М.А. Бендиков, Е.Ю. Хрусталев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - № 3. - С. 3-20.

6. Близнец И. Интеллектуальная собственность и исключительные права / И. Близнец, К. Леонтьев // Интеллект. собственность. Автор. право и смеж. права. - 2002. - N 6. - С. 2-18.

7. Близнец И. Понятие "интеллектуальная собственность": формулировка проблемы / И. Близнец, К. Леонтьев // Интеллект. собственность. Автор. право и смеж. права. - 2002. - № 4. - С. 2-10.

8. Близнец И. "Нематериальные" теории интеллектуальной собственности / И. Близнец, К. Леонтьев // Интеллект. собственность. Автор. право и смеж. права. - 2002. - N 5. - С. 14-22.

9. Близнец И. Программа "ТАСИС - интеллектуальная собственность": итоги и перспективы / И. Близнец // Интеллект. собственность. Автор.право и смеж. права. - 2002. - № 2. - С. 2-5.

10. Верещагин С.А. Предоставление за плату прав по объектам интеллектуальной собственности / С.А. Верещагин // Налоговый вестн. - 2001. - № 9. - С. 168-172.

11. Всемирная декларация по интеллектуальной собственности // Интеллект. собственность. Автор. право и смеж. права. - 2002. - № 4. - С. 14-19.

12. Гаврилов Э. Общие нормы ГК и исключительные права автора / Э. Гаврилов // Рос. юстиция. - 2000. - № 1. - С. 17-18.

13. Гаврилов Э. Судебные споры по вопросам интеллектуальной собственности / Э. Гаврилов // Хоз-во и право. - 2000. - № 2. - С. 57-64.

14. Гаврилов Э.П. О кодификации законодательства, относящегося к интеллектуальной собственности / Э.П. Гаврилов // Вестн. Высш. Арбитраж. Суда РФ. - 2002. - № 10. - С. 95-101.

15. Дубинский Е. Ответственность за нарушение авторских прав на компьютерные программы и базы данных / Е. Дубинский // Аудит. - 2002. - № 2. - С. 22-24.

16. Городов О. Доверительное управление исключительными правами / О. Городов // Хоз-во и право. - 1999. - N 3. - С. 33-38.

17. Единая система стандартов оценки. Оценка результатов интеллектуальной деятельности: Проект // Интеллект. собственность. Промыш. собственность. - 2002. - № 5. - С. 41-52.

18. Ермаков Ю.С. О регистрации во ВНТИЦ нетрадиционных видов интеллектуальной продукции / Ю.С. Ермаков // Информ. бюл. / ВНТИЦ. - 1997. - N 4. - С. 10 - 17.

19. Жуков В.Н. Учет интеллектуальной собственности / В.Н. Жуков // Бух. учет. - 1999.- № 4. - С. 8-14.

20. Завидов Б. Концептуальные правовые основы борьбы с преступными нарушениями авторских, смежных, изобретательских и патентных прав / Б. Завидов // Интеллект. собственность. Автор. право и смеж. права. - 2002. - № 2. - С. 17-21.

21. Завидов Б.Д. Пиратство в России: состояние, причины и условия / Б.Д. Завидов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - № 2. - С. 95-102.

22. Зубарев Л.В. Интеллектуальная собственность и свободное движение товаров. Ч.2 / Л.В. Зубарев // Государство и право. - 1999. - № 12. - С. 73-80.

23. Зятицкий С. Этапы развития территориального принципа действия авторских прав и проблемы "трансграничности" в условиях новых технологий / С. Зятицкий, В. Терлецкий, К. Леонтьев // Интеллект. собственность. Автор. право и смеж. права. - 2002. - № 3. - С. 2-17.

24. Илышев А. Управлению интеллектуальной собственностью - нормативную базу / А. Илышев, И. Сучкова // Экономист. - 2000. - № 3. - С. 71-77.

25. Илышев А.М. "Болевые точки" интеллектуальной собственности / А. М. Илышев, И.В. Сучкова // ЭКО. - 1999. - № 11. - С. 36-43.

26. Истомин А.Ф. Уголовно-правовая защита интеллектуальной собственности / А.Ф. Истомин // Журн. рос. права. - 2002. - № 8. - С. 86-91.

27. Калятин В.О. Структура авторского права использования произведения: актуальные проблемы / В.О. Калятин // Журн. рос. права. - 2000. - № 2. - С. 60-70.

28. 3. Колосов Д.О. Авторское право как объект нематериальных активов/ Д.О. Колосов // Бух. учет. - 2001. - № 18. - С. 37-40.

29. Корчагин А. Система интеллектуальной собственности в РФ: состояние, проблемы, ближайшие перспективы/ А. Корчагин // Интеллект. со­бственность. Промыш. собственность. - 2002. - № 3. - С. 3-11.

30. Корчагин А. Актуальные вопросы государственной политики в области охраны интеллектуальной собственности на современном этапе / А. Корчагин // Интеллектуал. собственность. Пром. собственность. - 2001. - № 10. - С. 2-9.

31. Корчагин А. Охрана интеллектуальной собственности в России: задание на завтра / А. Корчагин // Закон. - 2000. - № 4. - С. 99-100.

32. Куркова Н. Административно-правовая защита авторских и смежных прав / Н. Куркова // Рос. юстиция. - 2002. - № 7. - С. 27-28.

33. Ларин А. Характер соотношений международного права и национального права РФ по вопросам охраны ИС / А. Ларин // Интеллектуал. собственность. Пром. собственность. - 2001. - № 12. - С. 26-30.

34. Лебедев С. Основы интеллектуальной собственности - в вузы! / С. Лебедев, Г. Бромберг // Высш. образование в России. - 2000. - № 6. - С. 45-53.

35.  Лебедев Ю. Создание системы коммерциализации отечественной интеллектуальной собственности - задача национальной значимости: [Беседа с президентом Рос. инновац. консорциума "Ведущая группа" Ю. Лебедевым / Вела М. Баринова] / Ю. Лебедев // Человек и труд. - 2002. - № 3. - С. 4-13.

36.  Медведев В. Горе без ума!:О вовлечении интеллектуал. собственности в хоз. оборот страны / В. Медведев // Муницип. власть. - 2001. - № 2. - С. 101-103.

37. Мерзликина-Квернадзе Р. Понятие и предмет права интеллектуальной собственности / Р. Мерзликина-Квернадзе // Интеллект. собственность. Промыш. собственность. - 2002. - № 1. - С. 60-69; № 2. - С. 37-41.

38. Милов Л.В. К вопросу о социальной природе творческой интеллигенции/ Л.В. Милов // Вестн. РАН. - 2002. - Т. 72, № 9. - С. 800-804.

39. Моргунова Е. Авторские правомочия: теория и практика / Е. Мор­гунова // Интеллект. собственность. Автор. право и смеж. права. - 2002. - № 4. - С. 19-25; № 5. - С. 23-31; № 6. - С. 19-26.

40. Моргунова Е. Теоретические основы коллективного управления имущественными правами обладателей авторских и смежных прав / Е. Моргунова // Интеллект. собственность. Автор. право и смеж. права. - 2002. - № 3. - С. 18-29.

41. Новосельцев О. Метод расчета ставки роялти при нарушении прав интеллектуальной собственности / О. Новосельцев // Хоз-во и право. - 1999. - N 1. - С. 127-131.

42. Новосельцев О. Оформление, оценка и бухгалтерский учет "ноухау" в нематериальных активах / О. Новосельцев // Хоз-во и право. - 1999. - № 12. - С. 107-112.

43. Орехов А.М. Интеллектуальная собственность / А.М. Орехов // Соц.-гуманитар. знания. - 2001. - № 2. - С. 151-165.

44. Орлов А. Международное соглашение по защите интеллектуальной собственности / А. Орлов // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2001. - № 5. - С. 23-30.

45. Остапюк С. Защита интеллектуальной собственности / С. Остапюк, В. Антипин // О-во и экономика. - 2001. - № 3/4. - С. 141-161.

46. Отнюкова Г. Охрана прав и интересов государства при создании и использовании результатов научно-технической деятельности/ Г. Отнюкова // Хоз-во и право. - 2002. - № 1. - С. 66-72.

47. Петровский С. Защита прав автора сайта / С. Петровский // Рос. юстиция. - 2001. - № 1. - С. 63-64.

48. Погуляев В. Договор авторского подряда / В. Погуляев // Закон. - 2000. - № 4. - С. 19-22.

49. Погуляев В. Творческий труд: закон защищает право авторов / В. Погуляев // Закон. - 2000. - № 10. - С. 117-120.

50. Погуляев В. Электронные границы авторского права / В. Погуляев // Закон. - 2001. - № 9. - С. 117-120.

51. Помещиков А.Г. К вопросу о защите интеллектуальной собственности / А.Г. Помещиков, Е.А. Ваганова // Налоги и экономика. - 2001. - № 7/8. - С. 26-29.

52. Проблемы кодификации законодательства об интеллектуальной собственности: [Материалы науч.-практ. семинара, 21 дек. 2001 г. / Подгот. И. Мухамедшин] // Интеллект. собственность. Автор. право и смеж. права. - 2002. - № 3. - С. 38-41.

53. Птушенко А. Правовая защита интеллектуальной собственности / А. Птушенко // Интеллект. собственность. Автор. право и смеж. права. - 2002. - № 2. - С. 44-53.

54. Рузакова О. Интеллектуальная собственность как объект наследственных правоотношений в гражданском праве / О. Рузакова // Интеллект. собственность. Промыш. собственность. - 2002. - № 3. - С. 12-19.

55. 8. Сафиуллина Р. Интеллектуальная собственность и Интернет / Р. Сафиуллина // Интеллект. собственность. Автор. право и смеж. права. - 2002. - № 6. - С. 43-46.

56. Табастаева Ю. Международные правовые средства защиты от недобросовестного использования в сфере интеллектуальной собственности / Ю. Табастаева // Интеллектуал. собственность. Пром. собственность. - 2001. - № 10. - С. 22-28.

57. Твердовский В. О современном состоянии законодательства в области авторского права и положении в сфере коллективного управления имущественными правами авторов в России / В. Твердовский // Интеллект. собственность. Автор. право и смеж. права. - 2002. - № 6. - С. 27-32.

58. Тулубьева И. О знаке "копирайт" в издательской деятельности / И. Тулубьева // Хоз-во и право. - 1999. - № 5. - С. 136-138.

59. Туркин А. Часть четвертая Гражданского кодекса: поиски здравого смысла в лабиринтах амбиций / А. Туркин, К. Леонтьев // Интеллект. собственность. Автор. право и смеж. права. - 2002. - № 1. - С. 9-21.

60. Феофилова Т.Ю. Учет приобретения объектов интеллектуальной ( промышленной) собственности / Т.Ю. Феофилова, Л.И. Малявкина // Бух. учет. - 2002. - № 6. - С. 12-16.

61. Фонарева Н.Е. Защита прав интеллектуальной собственности в системе конкурентного законодательства Российской Федерации / Н.Е. Фонарева // Вестн. М-ва РФ по антимонопол. политике и поддержке предпринима­тельства. - 2002. - № 2. - С. 18-24.

62. Хаскельберг Б.Л. Об основании и моменте перехода права собственности на движимые вещи по договору / Б.Л. Хаскельберг // Изв. вузов. Правоведение. - 2000. - № 3. - С. 121-132.

63. Якутин Ю. Российские корпорации и институт интеллектуальной собственности / Ю. Якуnин // Рос. экон. журн. - 1999. - № 3. - С. 3-19.


1 Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 1998. С.72.

2 Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. — М.: Изд. юрид.литература, 1992. С.26.

 

3 Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 1998. С.72.

[1] Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. — М.: Изд. юрид.литература, 1992. С.27.

 

[2] Камышев В.Г. Права авторов литературных произведений. — М.: Изд. юрид.литература, 1992 С.27.

[3] Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 1998. С.74.

[4] Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. — М.: Юрид.лит., 1988. С.27.

 

[5] Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. — М.: Юрид.лит., 2001. С.28.

 

[6] Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. — М.: Юрид.лит., 2001. С.28.

 

[7] Иоффе О.С. Основы авторского права. — М.: изд-во "Знание",2002. С.35.

[8] Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 2003. С.81.

 

[9] п. 2 ст. 30 Закона N 5351-1.

[10]  п.п.1,2 ст. 33 Закона 5351-1

[11] п. 1 ст. 31 Закона N 5351-1

 

[12] п. 3 ст. 31 Закона N 5351-1

 

[13] п. 1 ст. 32 Закона N 5351-1

[14] Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник. - М.: Юристъ, 1998, с. 173

[15] Уголовное право России. Особенная часть: Учебник./Отв. Ред. Доктор юридических наук, профессор Б. В. Здравомыслов. – М.: Юрист, 1996. С. 103

 


Введение

 

Выбранная мною тема, на мой взгляд, наиболее актуальна, поскольку защита авторских и смежных прав принадлежит к числу наиболее сложных цивилистических проблем, имеющих непреходящую научную и практическую значимость.

В России, как и во многих других странах мира, авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

Иначе говоря, любой продукт творчества независимо от того, насколько он корректен, этичен и вообще интересен окружающим, а также каким образом он выражен создателем, попадает под действие и защиту авторского права.

Помимо широко известных объектов авторского права (литературные, музыкальные, аудиовизуальные, фотографические (и аналогичные) произведения, программы для ЭВМ, произведения живописи, скульптуры, графики и дизайна), к объектам авторского права также относятся производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, обзоры и другие переработки произведений науки, литературы и искусства) и различные творческие составные произведения (в том числе различные сборники (энциклопедии, антологии, базы данных). При этом необходимо напомнить, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты, что, впрочем, не мешает защищать эти объекты, например по средствам патентного права.

Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме: письменной, устной, звуко - или видеозаписи (например, механической, магнитной, цифровой, оптической), изображения (например, рисунок, эскиз картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр) или любых других формах выражения.

До принятия Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" вопросы охраны смежных прав регулировались всего тремя статьями Основ гражданского законодательства (ст. 141-143), что само по себе не позволяло сколько-нибудь полно регламентировать данные отношения. 

В соответствии с частью 1 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Все объекты, которые создаются творческими усилиями людей, представляют ценность для общества и также нуждаются в общественном признании и правовой охране.

Закон "Об авторском праве и смежных правах" является общим законом, регулирующим отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права). Он принят 9 июля 1993 г. (с последующими изменениями от 19 июля 1995 г. и 20 июля 2004 г.). Закон "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" является специальным законом, регулирующим отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием программ для ЭВМ и баз данных, который принят 23 сентября 1992 г.

Принятые законы об авторском праве и смежных правах способствовали тому, что произведения науки, литературы и искусства, а также объекты смежных прав стали выгодными объектами гражданского оборота.

Одновременно законодательством определен баланс прав авторов и интересов общества, в частности, в области образования, научных исследований и доступа к информации.



Глава 1.История развития авторского права.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 198.