Концепция прав человека и ее отражение в конституции РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Права человека - универсальная категория, представляющая собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе. 60

Концепция прав человека - это общепризнанная система представлений и взглядов о месте и роли прав человека в обществе и государстве.

Закрепление основ правового статуса личности в Конституции РФ отражает принципиально новую концепцию прав человека, взаимоотношений человека и государства по сравнению с той, которая воплощалась в союзных и российских конституциях советского периода. 61 Декларация прав и свобод человека и гражданина и новая Конституция РФ ознаменовали отказ от классового подхода при закреплении правового статуса личности.

В основу современной концепции прав человека положен новый подход к личности как к субъекту правового статуса. Впервые на конституционном уровне признана категория «права человека». Еще одной чертой новой концепции прав человека является отказ от характерного для социалистической теории принципа приоритета государственных интересов перед интересами личности. Новое конституционное законодательство стоит на позициях признания основных прав и свобод человека неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения (ч. 2 ст. 17). В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, в частности в области прав человека.

Институт прав и свобод человека и гражданина, содержащийся в Конституции РФ, базируется на сочетании естественноправовых и позитивистских подходов.

Естественное право как основа норм и принципов общепризнанных прав человека включает в себя идеалы свободы, справедливости, равенства всех перед законом, признание народа в качестве единственного источника власти. 62 Применяя естественноправовой подход, Конституция России «признает автономию личности, ее право на невмешательство в сферу очерченной правом свободы личности, ставит заслон всевластию государства и его посягательствам на развитие свободы и индивидуальности личности».63

При позитивистском подходе Конституция РФ закрепляет учрежденные государством права и свободы в основном в социально-экономической и культурной сферах, а также «содержит позитивное закрепление широкого перечня прав и свобод, определяет систему гарантий и механизмов их защиты». Подобное сочетание двух противоборствующих доктрин положительно сказалось на концепции Конституции РФ. Время доказало, что каждая из этих концепций в отдельности не способна привести к созданию моделей общественного развития, удовлетворяющих глобальные цели человеческой жизни: свободе личности и социальной справедливости, духовному и материальному благосостояние для всех индивидуальных и коллективных субъектов. 64 Подтверждением такого сочетания двух доктрин служит ст. 17 Конституции РФ, ч. 2 которой с очевидностью отражает естественноправовую концепцию прав человека: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Однако уже в ч. 3 этой статьи содержится следующая оговорка: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».65

Россия должна постоянно корректировать свое законодательство на основе решений Европейского Суда по правам человека. Решения Суда, имеющие значение прецедента, являются обязательными для участников Конвенции. Поэтому соблюдение Россией решений Европейского Суда по жалобам как государств, так и отдельных лиц будет способствовать внедрению европейских стандартов в нашу повседневную жизнь. В этой связи особо важна деятельность Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека. На него возлагается важнейшая задача по обеспечению информирования органов государственной власти о практике Европейского Суда по правам человека, в особенности по поводу решений, касающихся Российской Федерации, путем направления аутентичных текстов и их переводов на русский язык.

Конституция Российской Федерации закрепляет основополагающее положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Поэтому, говорится в ней, «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2). Это свидетельствует о том, что правам граждан в Российской Федерации придается приоритетное значение. И государство принимает на себя обязательства создать условия для реализации гражданами своих прав, обеспечить защиту прав в случае их нарушения, в том числе защиту в случае необоснованного ограничения прав. Закрепляя данные положения, Конституция тем самым предполагает тесную взаимосвязь между отдельной личностью, с одной стороны, и государством - с другой. 66

Полноценное осуществление прав и свобод личности было бы невозможным без государства. Ведь именно оно гарантирует и обеспечивает их реализацию. Государство призвано защищать граждан и их права. При отсутствии механизма реализации и защиты право может так и остаться лишь декларируемым. Если каждый человек наделен равными правами и каждый будет их осуществлять по своему усмотрению, то это неизбежно приведет к столкновению интересов. Следовательно, необходим социальный механизм, который мог бы оптимизировать интересы как отдельных личностей, так и социальных общностей и институтов.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Данное положение закреплено в Конституции Российской Федерации одним из первых в главе, посвященной правам и свободам человека и гражданина. Поэтому одна из важнейших задач государства - создать необходимые условия, для того чтобы граждане могли свободно осуществлять свои права, а в случае их нарушения обратиться в компетентные органы за защитой. Но обойтись без соответствующих ограничений прав граждан государство не в силах. Это обусловлено прежде всего необходимостью защиты как самих граждан, так и государства в целом. Отсюда понятно стремление государства не допустить произвола в осуществлении гражданами своих прав, что требует соответствующего ограничения прав одного человека правами других людей или государства.

Особо отметим, что указанная статья 2 Конституции Российской Федерации, содержащая концептуальные положения об отношении к правам граждан в России, предшествует главе второй, непосредственно посвященной правам и свободам человека и гражданина. Учитывая особую значимость этой статьи, законодатель включил ее в главу «Основы конституционного строя». Это означает, что положения главы 2, как и другие положения Конституции, должны конкретизировать и раскрывать основной смысл указанной статьи. Кроме того, отметим, что механизм внесения каких-либо изменений как в первую, так и во вторую главу значительно усложнен по сравнению с остальными Главами Конституции. Тем самым подчеркивается приоритетное значение прав граждан в Российской Федерации. К тому же закрепление данного положения служит дополнительной гарантией от незаконного и необоснованного ограничения прав граждан.

В этом отношении принципиально важное значение приобретает Глава 2 Конституции Российской Федерации. Она содержит общие положения, конкретные права, обязанности, гарантии прав, в том числе гарантии от незаконного ограничения прав граждан. Основное, определяющее положение, закрепляющее возможность ограничения прав граждан, закреплено в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Значение этой конституционной нормы состоит в том, что она: 1) содержит юридические гарантии защиты прав человека от произвольного нарушения их самим федеральным законодателем и от нарушений со стороны органов и должностных лиц представительной и исполнительной властей; 2) устанавливает для федерального законодателя критерии принимаемых законов и пределы, за которые он, ограничивая некоторые права и свободы человека и гражданина, не может переходить; 3) создает для суда правовую базу, на основании которой он может разрешать коллизии между нормативными актами и решать вопросы, связанные с их соответствием Конституции РФ. 67

Здесь довольно важной конституционной гарантией законности ограничений прав граждан служит положение о том, что Федеральный закон может ограничивать права граждан лишь по тем основаниям, которые перечислены в Конституции. Их исчерпывающий перечень приводится в ч. 3 ст. 55 Конституции. Напомню, что под основаниями ограничения прав граждан следует понимать обстоятельства, создающие угрозу конституционно защищаемым ценностям, которые определяют границы реализации гражданином своих прав и обеспечивают соблюдение необходимого баланса между интересами личности, общества и государства.

В качестве необходимого требования Конституция выдвигает возможность ограничения прав граждан только федеральным законом. Отметим, что федеральный закон не наполняет конституционные нормы новым содержанием, а лишь призван конкретизировать основополагающие конституционные положения в сфере ограничения прав граждан, уточнить значение, содержание и допустимые пределы ограничения каждого права в соответствии с конституционными предписаниями, а также призван предусмотреть систему гарантий от неконституционных ограничений. Ограничить произвол государства рамками закона - необходимое условие существования и функционирования гражданского общества и правового государства.

Федеральное Собрание, принимая законы, не свободно в регулировании прав граждан: оно не может их отменять, а также произвольно ограничивать; законодатель вправе ограничить их только в тех целях, которые перечислены в ч. 3 ст. 55 Конституции, и только в той мере, которая достаточна для достижения этих целей (адекватна им). Следует также отметить, что список оснований для ограничения прав граждан является исчерпывающим, и он не может быть расширен. Это представляется положительным моментом, поскольку не дает возможности произвольно расширять основания ограничения прав. Произвол в сфере прав граждан может привести к нарушению баланса интересов и к появлению антидемократического режима. 68

Формулировка ч. 3 ст. 55 Конституции РФ дает основание говорить об определенной иерархии конституционно охраняемых ценностей, которыми должен руководствоваться законодатель при решении вопроса о допустимых основаниях правомерного ограничения прав. Среди этих ценностей условно можно выделить три группы. На первое место ставятся цели защиты основ конституционного строя. Далее среди целей выделяются защита нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. На третье место поставлена цель обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такая иерархия ценностей имеет под собой определенную основу. Она базируется на концептуальном положении об иерархии интересов, выраженном в формуле «личность - общество – государство».

Демократия и права человека

 

Демократические конституции декларируют и гарантируют обеспечение прав человека и гражданина, допускают свободное образование и деятельность политических партий разного толка, предоставляют свободу в осуществлении экономической деятельности и т.п. Конституция РФ провозгласила Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1). Конституция РФ по своей сущности является конституцией демократического правового государства, воплощением воли многонационального российского народа, выраженной путем всенародного голосования, направленной на учреждение основ жизни государства и общества, которые утверждают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод.

Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов демократического государства является суверенитет народа. Демократическим называется государство, устройство и деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина.69 Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демократическое государство не может не быть одновременно конституционным и правовым. Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Важнейшими признаками демократического государства являются:

- представительная демократия;

- обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Представительная демократия - это осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа. Эффективность их деятельности зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Другое не менее важное условие - независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных учреждений. 70 В демократическом государстве должны обеспечиваться политические права и свободы, участие народа в осуществлении законодательной власти (непосредственно и через представителей), а также возможности в рамках закона отстаивать и пропагандировать индивидуальные и групповые взгляды и убеждения, что находит свое отражение в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, политическом плюрализме, свободе прессы и т.д. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ закрепила все известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо создать условия. Демократическое государство не отрицает принуждение, но предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, т.е. невыполнение законов и других правовых актов, игнорирование действий органов государственной власти. Государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 208.