Ростральные колонны и их создание
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Ростральные колонны-маяки были задуманы Т. Томоном при создании им проекта ансамбля Стрелки. Они должны были подчеркнуть симметричность всей композиции и символизировать значение Петербургского порта теми же средствами и в том же стиле, что и Биржа.

Идея Ростральных колонн заимствована Томоном из проекта на ту же тему ученика Парижской академии Нормана, получившего за него поощрительную премию в 1791 г. Особенно заимствование заметно в первоначальных вариантах Томона, где завершением колонн служили группы атлантов, несущих земной шар. Под влиянием критики эксперта Захарова Томон неоднократно изменял внешний вид колонн и в конечном итоге остановился на одном из вариантов, который и получил утверждение.

Гранитные пьедесталы и базы колонн выполнил русский «умелец» Самсон Суханов.

Колоссальные колонны дорического ордера, украшенные рострами и плоскими якорями из чеканной меди, установлены на мощных гранитных пьедесталах из кованых камней и на таких же гранитных цоколях. Колонны увенчаны квадратными площадками с металлическими ограждениями простого рисунка, на которых при сооружении были установлены светильники.

У подножия колонн расположены по две огромные фигуры морских божеств, высеченные из естественного камня. Кому принадлежит авторство этих аллегорических фигур, по архивным документам установить не представилось возможным. По литературным источникам, скульптуры предположительно изображают великие русские реки Волгу, Днепр, Неву и Волхов.

Ростральные колонны – весьма эффектные сооружения, но практических функций они не несли, а лишь символически указывали путь кораблям, шедшим по Неве к центру порта – Бирже, и своей архитектурой создавали атмосферу приморского города. Выдвинутые к мысу Стрелки, Ростральные колонны как бы перекликаются с Петропавловской крепостью и Эрмитажем, входя вместе с ними в большой городской ансамбль.

Сила и мощь, характерные для здания Биржи, находят выражение и в Ростральных колоннах, по праву занявших место среди лучших мировых произведений искусства.

 

 



Проектно-технический раздел

 

Сбор материала

 

Идея создания сервиза, состоящего из Ростральных колонн и Биржи, возникла не случайно. Сначала было сделано множество фотографий с натуры, изучены материалы о Биржевой площади и ее постройках.

Материал для изготовления был выбран – фарфор. С помощью фарфора, как мне кажется, можно наиболее реалистично отразить могущество и грациозность этого ансамбля. Подбор материала и его изучение продолжался в течение длительного времени. Маяки-колонны приковывали меня своим величием, строгими и стройными архитектурными формами. Ростральные колонны служили маяками для судов, прибывающих в Санкт-Петербург, так и мне они указали путь при выборе темы диплома.

 

Разработка эскизов

 

За идею был взят силуэт колонн. На основе этого я сделала эскизы суповницы, чайника с подставкой, пивной кружки, а также вазочки-подсвечника, но в конечном варианте остановилась на наборе для специй. Чтобы создать полный и законченный сервиз, я пришла к выводу, что необходимо воплотить в моем проекте и Ростральные колонны, и здание Биржи, т.е. воссоздать в своем дипломном проекте миниатюру Биржевой площади.

 

Изготовление моделей

 

На основании собранного материала я приступила к изготовлению моделей. Лепка всех частей Ростральной колонны и Биржи была выполнена в скульптурном пластилине с помощью специальных инструментов, стеков и резаков. Для того чтобы прорезать или вылепить более мелкие детали приходилось замораживать пластилин. Так как изделие небольшой формы, а многие выступающие части (ростры, скульптуры) необходимо было выполнить с приближенной точностью, черновые модели были на 13% больше, чем мастер-модели.

Затем с моделей снимались промежуточные формы, изделие подсушивалось и дорабатывалось. Потом модели подвергались обжигу при высоких температурах (1200–1250º). После высокотемпературной обработки мастер-модель готова.

 

Снятие чистовых форм

 

С готовых мастер-моделей снимаются чистовые формы. Соотношение гипс – вода (60% – 40%). Важно не нарушать пропорцию гипс – вода, иначе куски формы будут с разной скоростью оттягивать воду из шликера, что приводит к браку в отливках. Формы собирают, закрепляют тугими резинками или скобами, затем тщательно высушиваются. Формы должны быть ровные, чистые, устойчивые. Всего было сделано 14 форм, каждая из которых состоит из 3–4 кусков.

 

Шликерное литье

 

Литье применяют, когда изделия нельзя получить формованием при вращении или прессовании.

Шликерное литье основано на способности гипсовых форм поглощать воду из шликера порами благодаря действию капиллярных сил. Механизм образования (набора) черепка изделия заключается в осаждении твердой фазы шликера на внутренней поверхности гипсовой формы.

Выбор способа определяется не только конфигурацией изделий, но и экономическими соображениями. При всех способах время образования черепка зависит от свойств шликера, состояния и качества форм, условий производства.

При литье сливным способом толщина черепка зависит в основном от продолжительности пребывания шликера в форме, при литье наливным способом – от расстояния между частями формы. Процесс образования черепка изделия протекает с разной скоростью. Сначала толщина черепка нарастает сравнительно быстро, но по мере увеличения толщины черепка скорость уменьшается, так как проникающая в гипсовую форму вода должна пройти сквозь образовавшийся слой массы.

В процессе изготовления я пробовала как сливной, так и наливной методы. При наливном способе изделие получается более тяжелое, чем при сливном, а также время образования черепка больше, чем у второго способа. Поэтому для своего изделия я предпочла сливной способ.

Гипсовые формы, используемые при литье необходимо регулярно подсушивать до влажности 10%.

Перед заливкой шликера, для раскрытия пор, формы обрабатываются 3%-ным раствором кальцинированной соды или шликерной водой, при соотношении шликер – вода (1: 3).

При сборке части формы должны сходить в гнезда, замки плотно соединяться друг с другом.

Приготовление шликера

Для литья использовался готовый шликер ЗАО «ДиМ».

1. Приготовление шликера осуществляется на основе роспуска отходов («сушья») фарфорового производства.

2. В рабочую мешалку загружается следующее сырье и материалы:

· Вода – 35 л.

· Сода кальцинированная – 0,45 кг.

· Жидкое стекло – 0,75 кг.

· Нафталинформальдегидный сульфанат натрия (С-З) – 0,4 кг.

· Сушье – 800–850 кг.

3. В мешалку заливается вода (горячая или подогретая).

4. Сода кальцинированная растворяется в 2 литрах горячей воды;

жидкое стекло растворяется также в 2 литрах горячей воды.

1. В мешалку выливается полный объем приготовленного раствора соды и 1/3 объема раствора жидкого стекла.

2. Затем вылить в мешалку дозированное количество С-З. Раствор в мешалке размешивается 10–15 мин.

3. Взвешенное в ведре (предварительно измельченное) сушье – 16 кг добавляется в рабочую мешалку. Высыпать сушье не чаще 2–3 ведра за 10 мин.

4. После роспуска сушье добавляется остальной раствор жидкого стекла. Затем суспензия размешивается не мене 12 часов.

5. Выдержка шликера не менее 2 суток.

6. Приготовленный шликер проходит 2-кратную очистку. Первое обогащение производится на вибросите с сеткой №0355 (376 отв./кв. см.) и с магнитным желобом. Второе обогащение – через сито с сеткой №0355 (376 отв./кв. см.) и магниты.

7. Добавка в свежий шликер очищенных через сито №0355 и магниты отходов допускается не более 30%.

8. Параметры готового шликера:

· Влажность – 29,0–34,0%

· Остаток на сите №0063 (9428 отв./кв. см.) до 2%

· Коэффициент загустеваемости – 1,5–2,5

Перед заливкой шликер просеивают через сито с магнитами для очистки от мелких кусочков железа и других примесей.

Шликер в форму заливается специальной лейкой, ровной, непрерывной струей, не допуская попадания воздуха. Заливка форм производится в один прием. Шликер заливается в форму до полного заполнения, по мере оттягивания шликера (проседание в литнике) производится добавка.

Время набора черепа зависит от свойств шликера, состояния форм и составляет 10 – 20 мин. Время закрепления черепа: маленькие изделия – 40–70 мин., крупные изделия – 2–5 часов.

По окончании набора черепка остаточный шликер сливается и используется повторно как добавка к свежему шликеру. Формы переворачивают литниками вниз как для удаления излишек шликера, так и для закрепления черепка. Отливные изделия подвяливают в формах до влажности 18–21%, при которой отливка свободного отделяется от стенок форм.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 181.