Учет производственных запасов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

2.1 Документальное оформление и учет материалов на складах

 

При получении материальных ценностей на складе поставщика получатель должен представить выписанную бухгалтерией УП "Белкоммунмаш" доверенность, в которой указывается Ф. И.О. экспедитора, паспортные данные, поставщик, перечень материалов (см. приложение 1). Доверенность выдается на основании заявки, в которой указывается, куда выписывать доверенность, на кого выдается доверенность и что необходимо получить по доверенности (см. приложение 2). Учет выданных доверенностей ведется в специальном журнале (форма № М-3) (см. приложение 3). Лицо, которому выдана доверенность, обязано не позднее следующего дня после каждого поступления ценностей независимо от того, получены ли материалы по доверенности полностью или частично, предоставить в бухгалтерию документ о сдаче на склад материалов. Неиспользованные доверенности подлежат возврату и аннулированию. Доверенность выдается на срок не более 10 дней.

Поставщик на основе договора поставки (см. приложение 4) отгружает УП "Белкоммунмаш" материалы.

При получении материальных ценностей автотранспортом отправителя выписывается товарно-транспортная накладная (формы ТТН, ТТН-1) в четырех экземплярах: первый - грузополучателю для оприходования ценностей, второй - грузоотправителю для списания ценностей, третий - водителю автотранспорта для начисления зарплаты и четвертый авто предприятию для расчетов за транспорт отправляется заказчику автотранспорта, а при получении материальных ценностей без участия автотранспорта выписывается товарная накладная (формы ТН, ТН-1) в двух экземплярах: первый получателю, а второй - отправителю (см. приложение 5).

На УП "Белкоммунмаш" поступление материалов может осуществляться путем собственного изготовления; могу образовываться отходы из производства, и, получение материалов от списания основных средств, при этом на полученные материальные ценности оформляется сдаточной (см. приложение 6) в двух экземплярах: один - для цеха-сдатчика для списания материалов, второй - складу-получателю для их оприходования.

Так же на УП "Белкоммунмаш" материальные ценности могут приобретаться через подотчетных лиц за наличные деньги на колхозных рынках, у населения, у кооператоров, в этом случае составляется авансовый отчет (см. приложение 7).

К авансовому отчету должен быть приложен товарный счет (см. приложение 8) и кассовый чек (из магазина) (см. приложение 9), и, акт (служебная записка) (см. приложение 10), где указывается дата, место покупки материалов, наименование материалов, их количество и цена, данные паспорта продавца.

Документальное оформление и учет операций, связанных с поступлением материальных ценностей, а также их запасов на складе осуществляются в соответствии с Основными положениями по учету материалов на предприятиях и стройках, утвержденными Министерством финансов СССР 30 апреля 1974 г. N 103, и соответствующими отраслевыми инструкциями, изданными министерствами и ведомствами на основе указанных Основных положений.

Приобретенные производственные запасы или собственного изготовления материалы поступают на склад УП "Белкоммунмаш". Передача их в эксплуатацию, минуя склад, не допускается. Складские помещения имеют сигнализацию, снабжены необходимым количеством стеллажей, ячеек, средствами механизации и весоизмерительными приборами. На складе каждая группа материальных ценностей храниться в определенном месте, а к месту хранения прикреплен материальный ярлык (см. приложение 11).

Поступившие материальные ценности на склад сравниваются с данными сопроводительных документов по качеству и количеству. Затем после проверки полученных материалов поступившие первичные приходные документы заносятся в журнал учета поступивших грузов (см. приложение 12), где регистрируются все необходимые данные для контроля за приобретенными материалами. В целях улучшения обеспечения сохранности на складе УП "Белкоммунмаш" производится маркировка спецодежды, спецобуви, предохранительных приспособлений, производственного и хозяйственного инвентаря, постельных принадлежностей, столовой посуды и столовых принадлежностей и других материальных ценностей до отпуска их в эксплуатацию. Перечень материалов, подлежащих маркировке, и ее порядок устанавливают министерства и ведомства. Маркировка содержит наименование предприятия или его символ и делается различными способами - краской (устойчивой по отношению к стиранию и химическим воздействиям), клеймением, насечкой, прикреплением жетона и т.п., в данном случае на УП "Белкоммунмаш" маркировка делается краской или прикреплением фирменного жетона.

Учет обеспечивает точное и правильное отражение наличия материальных ценностей по их количеству в разрезе номенклатурных номеров по каждому лицу, ответственному за их сохранность. Новые их поступления, перемещения от одного ответственного лица к другому или за пределы данного хозяйственного подразделения, а также изменение их рабочего состояния вследствие перехода из запаса в эксплуатацию и обратно, ликвидация, порча и т.п. материальные ценности своевременно оформляются соответствующими документами и получают отражение в учете.

Если не установлено расхождений между данными сопроводительных документов и фактическим наличием материалов, то составляется приходный ордер, в котором указываются разделы: наименовании организации поставщика, наименование материальной ценности, ее код, стоимость и количество, налог на добавленную стоимость, а также необходимо проверить содержание драгоценных металлов, если имеются, то вносят их количество в ордер (см. приложение 13).

Если поступает некачественный груз, обнаружен бой, порча материалов, то составляется акт о приемке материалов (см. приложение 14), который является первичным документом для оприходования груза и составление приходного ордера в данном случае необязательно. Акт составляется в 2-х экземпляр - 1-ый - передается в бухгалтерию для учета поступления материалов; 2-ой - служит основанием для предъявления претензий поставщику. При составлении такого акта должен обязательно присутствовать представитель поставщика либо иной уполномоченный поставщиком, незаинтересованной организацией.

Учет материальных ценностей на складе ведется материально - ответственным лицом, то есть кладовщик. Кладовщик на каждый номенклатурный номер материала открывает карточку складского учета материалов по типовой междуведомственной форме № М-12 (см. приложение 15), заготовляемых бухгалтерией по мере поступления приходных документов и в соответствии с номенклатурой материалов и передаваемых материально ответственным лицам под расписку в реестре вместе с приходными документами. В полученных карточках складского учета кладовщик заполняет реквизиты, характеризующие места хранения материалов (стеллажи, ячейки и т.п.). На основании оформленных в установленном порядке первичных документов (приходных ордеров, требований, накладных, товарно-транспортных накладных, дуаль-карт и т.п.) заведующий складом (кладовщик) делает записи операций по приходу и отпуску материалов в карточках складского учета в день совершения операций и ежедневно выводить на карточках остатки материалов (как правило, после каждой операции).

Разноска из лимитно-заборных карт в карточки складского учета данных об отпуске материалов может производиться и по мере закрытия карт, но не позднее 1-го числа следующего за отчетным месяца. При этом порядке записей лимитные карты следует хранить вместе с соответствующими карточками складского учета.

Лимитно-заборные карты на отпуск материалов в цехи сдаются в бухгалтерию не позднее первого числа следующего месяца. До сдачи лимитных карт их итоговые данные выверяются с аналогичными данными цеховых экземпляров лимитных карт, т.к. осуществляется ведение карт в двух экземплярах. Это делают работники складов, отпускавшие материалы, и цехов, получавшие их. Выверка подтверждается их подписями.

На основе данных складского учета материалов заведующий складом (кладовщик) своевременно сообщает отделу снабжения об отклонениях фактического остатка материалов от установленной нормы запаса, а также и об остатках материалов, находящихся без движения. Это делается путем выписки сигнальных справок. Для этой цели используются данные, полученные с помощью средств механизации (ПВМ и ЭВМ).

Первичные документы со складов передают в бухгалтерию вместе с реестром (см. приложение 16), где указывается наименование и номер сдаваемых документов.

В конце месяца заполняется накопительная ведомость учета материалов на складе по приходу (см. приложение 17), затем ведомость проверяется в бухгалтерии и сравнивается с данными первичных документов полученных от кладовщика.

Учет производственных запасов в бухгалтерии

При принятии к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов их следует классифицировать и оценить исходя из: наличия у организации права собственности на запасы; видов запасов; порядка учета заготовительно-складских и транспортных расходов; наличия оплаты за неполученные материальные ценности; наличие расчетных документов на полученные запасы; форма поступления запасов.

Оценка запасов на УП "Белкоммунмаш" при их поставке на учет зависит от:

формы их поступления (покупка, получение от поставщиков, изготовление в собственном производстве, вклад в уставный капитал организации, безвозмездное получение или по договору дарения, получение в обмен на другое имущество, оприходование материалов, полученных от ликвидации основных средств или их ремонте);

поступления в собственность или с оставлением права собственности на них у поставщика (для продажи на условиях комиссии и другое);

порядок учета заготовительно-складских и транспортных расходов;

наличия расчетных документов, подтверждающих их стоимость.

Производственные запасы на УП "Белкоммунмаш" поступают из следующих источников:

от организаций поставщиков

из своих вспомогательных и подсобных производств

путем приобретения материалов за наличный расчет подотчетными лицами

из основного производства в качестве возвратных отходов

в результате списания объектов ОС

Движение сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и тому подобных ценностей на УП "Белкоммунмаш" (в т. ч. находящихся в пути и переработке) учитываются на активном счете 10 "Материалы" (по дебету - поступление, по кредиту - выбытие) и начальные и конечные остатки (сальдо). На счете 10 материалы учитываются по фактической себестоимости их приобретения (заготовления). Согласно предусмотренного типового плана счетов к счету 10 "Материалы" на УП “Белкоммунмаш" открыты субсчета (см. приложение 18):

10/1 - “Сырье и материалы"

10/2 - “Покупные комплектующие"

10/3 - “Топливо”

10/4 - “Тара, тарные материалы”

10/5 - “Запасные части”

10/6 - “Прочие материалы (металлолом) ”

10/7 - “Переработка на стороне”

10/8 - “Строительные материалы”

10/9 - “Инвентарь и хозяйственные принадлежности”

10/10 - “Спецоснастка и спецодежда на складе”

10/11 - “ Спецоснастка и спецодежда в эксплуатации "

10/12 - “ Износ спецоснастки и спецодежды "

10/13 - “МБП в эксплуатации”

10/14 - “Износ МБП”

На предприятиях могут применяться два варианта учета материалов:

1вариант - с использованием только счета.10 "Материалы". В данном случае все расходы, связанные с приобретением материалов, а также стоимость материала, подлежащая уплате поставщику относится в дебет счета 10, где и определяется фактическая себестоимость материалов.

2 вариант - учет ведется с использованием счетов 10 "Материалы", 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей"

В втором случае методика учета следующая:

все расходы, связанные с приобретением материалов, а также стоимость, подлежащая уплате поставщику, собираются по дебету счета 15;

материалы приходуются по дебету счета 10 с кредитом счета 15 по учетным ценам;

сумма отклонений в стоимости материальных ценностей списывается с кредита счета 15 в дебет счета 16;

в течение месяца производится отпуск материалов в производство по учетным ценам;

в конце месяца определяется сумма отклонений в стоимости материалов, относящаяся к стоимости материалов, отпущенных в производство по средневзвешенному проценту суммы этих отклонений в стоимости материалов (см. формулу (2.1) и (2.2)).

 

Сн16 + Од16

Средневз.% = - ----------------- - * 100, (2.1)

Сн10 + Од10

 

где Сн16 - сальдо на начало по счету 16

Од16 - обороты по дебету счета 16

Сн10 - сальдо на начало по счету 10

Од10 - обороты по дебету счета 10

 

Му х средневз.%

Сумма отклонений = - --------------------- - , (2.2)

100

 

где Му - стоимость материалов по учетным ценам, отпущенных в производство (Д20 К10)

Остаток на счете 15 на конец месяца показывает наличие материалов в пути.

Согласно методическому аспекту учетной политики УП "Белкоммунмаш" пункта 3.4 - "Учет производственных запасов ведется по местам их складирования, хранения и использования по их фактической себестоимости без применения счетов 15,16 согласно представляемым первичным документам на ПЭВМ. Переоценка производственных запасов производиться в порядке и сроки предусмотренные соответствующим решением правительства" (см. приложение 19) - при учете материальных ценностей используется первый вариант с использованием только счета 10.

При покупке материалов (получении их от поставщика за плату) на УП "Белкоммунмаш" их оценка производится по фактической себестоимости приобретения за исключением налога на добавленную стоимость с учетом затрат на доведение запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Фактическая себестоимость приобретения запасов включает с себя затраты УП "Белкоммунмаш" на оплату: продавцу договорной стоимости материалов, оказанных сторонними организациями информационных и консультационных услуг, связанных с приобретением материалов, таможенных пошлин и иных платежей, вознаграждений, уплачиваемых посредническими организациями за услуги по приобретению запасов, а также затрат на заготовку и доставку ценностей до места их использования, включая расходы по страхованию. При этом в бухгалтерском учете делаются следующие записи:

Д 10 К 60 - на стоимость поступивших материалов по ценам поставщиков со всеми наценками сбытовых и снабженческих организаций и транспортно - заготовительными расходами, включенными в счет поставщиков, включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком.

Д 18 К 60 - на сумму налога на добавленную стоимость по поступившим материалам (см. приложение 5).

Д 10 К 71 -на стоимость материалов, оплаченных из подотчетных сумм.

Например, от поставщика поступили запасные части на сумму 2 350 000 рублей (в том числе НДС на сумму 358 475 рублей). В этом случае будут сделаны записи:

Д 10 К 60 - на сумму 1 991 525 рублей;

Д 18 К 60 - на сумму 358 475 рублей;

При изготовлении материалов силами организации УП "Белкоммунмаш" их фактическая себестоимость определяется фактическими затратами на их производство. В этом случае фактическая себестоимость запасов будет зависеть от принятого в организации порядка калькулирования себестоимости продукции (по единицам или видам продукции, по участкам и т.п.) и ее состава (стоимость сырья и материалов, затрат без общехозяйственных расходов, нормативная себестоимость, полная производственная себестоимость). При этом в бухгалтерском учете делаются следующие записи:

Д 10 К 20 - поступление материалов, полученных из собственного производства на фактическую себестоимость.

Д 10/6 К 20 - оприходование отходов от основного производства.

Например, из цеха №3 на склад поступили изделия собственного производства, производственная себестоимость которых составила 15 254 000 рублей, отходы производства составили 520 000 рублей. В этом случае будут сделаны записи:

Д 10 К 20 - на сумму 15 254 000 рублей.

Д 10/6 К 20 -на сумму 520 000 рублей.

Материалы, полученные УП "Белкоммунмаш" безвозмездно от других организаций, оцениваются на дату их оприходования по рыночной стоимости. При этом следует иметь в виду, что дата получения права собственности на них должна совпадать с датой их оприходования на складе, при этом делается запись:

Д 10 К 98/2 - отражается стоимость материалов, безвозмездно поступивших от других организаций;

Д 20 К 10 - списание материалов со склада по мере их использования;

Д 98/2 К 92/1 - включены в состав внереализационных доходов суммы, равные стоимости использованных материалов.

Например, УП " Белкоммунмаш" от ОАО "Спецремстрой" переданы в качестве спонсорской помощи строительные материалы на сумму 12 368 250 рублей, материалы на сумму 2 360 000 списываются на производство, при этом делается запись:

Д 10/8 К 98/2 - на сумму 12 368 250 рублей;

Д 20 К 10/8 - на сумму 2 360 000 рублей;

Д 98/2 К 92/1 - на сумму 2 360 000 рублей.

Материалы, полученные УП "Белкоммунмаш" в процессе ликвидации основных средств или ремонта отражаются в бухгалтерском учете по рыночной стоимости и отражаются записью:

Д 10 К 91/1 - оприходованы запасы, полученные от ликвидации объектов основных средств.

Например, в результате демонтажа технологического оборудования в цехе № 5 были получены запасные части стоимостью 10 265 000 рублей, при этом делается запись:

Д 10 К 91/1 - на сумму 10 265 000 рублей.

Материалы, выявленные при инвентаризации как неучтенные на УП "Белкоммунмаш" отражаются в бухгалтерском учете по рыночной стоимости следующим образом:

Д 10 К 92/1 - отражаются излишки запасов, выявленные при инвентаризации.

Например, в ходе инвентаризации на складе №1 были выявлены излишки моющих средств на сумму 22 236 рублей, при этом будет сделана запись:

Д 10/1 К 92/1 - на сумму 22 236 рублей.

Учет поступления материалов, внесенных учредителями в качестве вклада в уставной фонд на отражается в бухгалтерском учете следующим образом:

Д 10 К 75/1 - стоимость материалов, поступивших от учредителей (без НДС).

Например, от учредителя поступило материалов на сумму 1 256 360 рублей (в том числе НДС 191 648 рублей), при этом будет сделана запись:

Д 10 К 75/1 -на сумму 1 064 712 рублей.

Д 18 К 75/1 - сумму 191 648 рублей.

Материалы, полученные без расчетных документов, подтверждающих их стоимость на УП "Белкоммунмаш" отражаются в учете как неотфактурованные поставки. Необходимо иметь в виду, что в соответствии с действующим порядком все хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете на момент их совершения. Поэтому поступившие на склад УП "Белкоммунмаш" запасы, по которым счета поставщиков не предъявлены к оплате, отражаются в бухгалтерском учете на основании первичных учетных документов, составленных в общем порядке в момент принятия их на складской учет, и в оценке по рыночным ценам.

Как уже известно, материальные ценности на УП "Белкоммнмаш" в основном поступают от поставщиков. Для учета с поставщиками и подрядчиками УП "Белкоммнмаш" использует журнал-ордер №6. Такой журнал-ордер на УП "Белкоммунмаш" в связи с применением компьютерной техники ведется с помощью специальной программы. Этот журнал ведется по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в корреспонденции с дебетом счета 10 "Производственные запасы".

Журнал-ордер №6 представляет собой регистр синтетического и аналитического учета благодаря применению линейной (позиционной) записи. Каждая строка предназначена для отражения данных по одному расчетному документу поставщика (фактическое поступление материала, акцент, оплата, оприходование и т.п.), таким образом, для каждого поставщика, предназначена отдельная строка; выводится остаток на начало и конец отчетного периода (см. приложение 21). В результате в журнале-ордере №6 отражаются не только полученные и оплаченные материалы (см. приложение 22), но и суммы материалов по акцентированным счетам, находившимся в пути, и стоимость материалов, полученных складом по которым нет документов. Такое построение и ведение журнала-ордера №6 позволяет получить информацию о нарушениях договорной дисциплины, часто возникающих из-за неправильного или несвоевременного оформления первичных документов со стороны как поставщика, так и покупателя. В результате предприятие несет значительные потери из-за невозможности предъявить соответствующие претензии или иски поставщикам или транспортным организациям.

Основными путями выбытия материалов на УП "Белкоммунмаш" являются:

Продажа;

Вклады в уставные фонды дочерних предприятий;

Безвозмездная передача;

Списание недостач, связанных с чрезвычайными обстоятельствами;

Недостачи при инвентаризации.

Выбытие материалов в результате продажи отражается в бухгалтерском учете по цене реализации, при этом делаются записи:

Д 91/2 К 10 - списание закупочной стоимости материалов при реализации;

Д 62 К 91/1 - передача покупателю материалов по цене реализации;

Д 91/3 К 68/2 - начисление НДС в бюджет при реализации (от цены реализации, если она выше закупочной или от закупочной стоимости);

Д 91/9 К 99 - списание прибыли от реализации;

Д 99 К 91/9 - списание убытка от реализации.

Например, на складе имеется плитка, приобретенная для своих нужд, стоимость которой, отраженная в учете, 520 000 рублей. Цена реализации 637 200 рублей, в то числе НДС - 97 200 рублей. Прибыль от реализации материалов - 20 000 рублей. Будут сделаны записи:

Д 91/2 К 10/8 - на сумму 520 000 рублей;

Д 62 К 91/1 - на сумму 637 200 рублей;

Д 91/3 К 68/2 - на сумму 637 200 рублей;

Д 91/9 К 99 - на сумму 20 000 рублей;

При передаче материалов в уставные фонды других организаций они оцениваются по рыночной стоимости, при этом делается запись:

Д 91/2 К 10 - списание закупочной стоимости материалов при передаче в уставной фонд;

Д 58/1 К 91/1 - передача материалов в качестве взноса в уставной фонд по рыночной стоимости;

Д 91/9 К 99 - списание прибыли от передачи в уставной фонд другой организации;

Д 99 К 91/9 - списание убытка от передачи в уставной фонд другой организации.

Например, на складе имеется станок, приобретенный для своих нужд, стоимость которой, отраженная в учете, 3 025 214 рублей. Рыночная стоимость - 2 903 200 рублей. Убыток от передачи материалов в уставной фонд другой организации - 122 014 рублей. Будут сделаны записи:

Д 91/2 К 10/8 - на сумму 3 025 214 рублей;

Д 58/1 К 91/1- на сумму 2 903 200 рублей;

Д 99 К 91/9 - на сумму 122 014 рублей;

Выбытие материалов в результате безвозмездной передачи, а также списание недостач, связанных с чрезвычайными обстоятельствами в бухгалтерском учете отражаются следующим образом:

Д 91/2 К 10 - списание закупочной стоимости материалов;

Д 92/3 К 68/2 - начисление НДС в бюджет от закупочной стоимости (при безвозмездной передаче);

Д 99 К 92/9 - списание убытка от безвозмездной передаче или при списании недостач в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

Например, на складе имеется ткань, приобретенный для своих нужд, стоимость которой, отраженная в учете, 218 450 рублей. Ткань безвозмездно передают на нужды подшефной школы. НДС, рассчитанная от закупочной стоимости составит 39 321 рублей. Убыток от безвозмездной передачи материалов другой организации - 257 771 рублей. Будут сделаны записи:

Д 92/2 К 10/1 - на сумму 218 450 рублей;

Д 92/3 К 68/2 - на сумму 39 321 рублей;

Д 99 К 91/9 - на сумму 257 771 рублей;

Особенности учета и отражения результатов инвентаризации будут рассмотрены далее.

Документальное оформление и учет отдельных предметов в составе оборотных средств

На УП "Белкоммунмаш" в соответствии с постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 21 апреля 2004 года № 72 установлен лимит стоимости имущества, являющегося средствами труда, относимого в состав оборотных средств, т.е. на активный счет 10 "Материалы", и способы переноса их стоимости на затраты по производству продукции, работ, услуг, расходы на реализацию товаров в следующем порядке:

по специальным инструментам и специальным приспособлениям (штампы, пресс-формы и др.) - в соответствии с нормативными ставками, рассчитанными исходя из сметы расходов на их изготовление (приобретение) и срока их полезного использования до 2 лет;

стоимость специальных инструментов и специальных приспособлений, предназначенных для индивидуальных заказов, погашается в момент передачи их в производство данного заказа;

по предметам, по которым установлены сроки службы (спецодежда, спецобувь и др.), - погашается ежемесячно исходя из сроков их службы;

по временным (нетитульным) сооружениям и приспособлениям - ежемесячно исходя из срока их эксплуатации (в зависимости от продолжительности строительства) с учетом стоимости возвратных материалов от разборки [] ;

по остальным предметам - в соответствии с учетной политикой организации:

в размере 50% стоимости предметов - при передаче их со складов в эксплуатацию и 50% стоимости (за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования) - при выбытии их за непригодностью; или в размере 100% - при выбытии их за непригодностью;

по предметам до одной базовой величины списывается единовременно на затраты по производству и реализации продукции, работ, услуг, расходы на реализацию товаров по мере передачи их в эксплуатацию. Материально ответственными лицами учет указанных предметов ведется в количественном выражении [].

Погашение стоимости предметов на УП "Белкоммунмаш" производиться путем начисления износа: пятьдесят процентов при стоимости списывается при передаче материалов в эксплуатацию, а остальные пятьдесят процентов стоимости за вычетом стоимости лома при выбытии их из эксплуатации за непригодностью. При начислении износа составляется проводка Д 25/8 К 10/13.

По назначению и роли в производственном процессе на УП "Белкоммунмаш" предметы подразделяются на следующие группы:

инструменты и приспособления общего назначения - режущие,

абразивные, слесарно-монтажные, универсальные измерительные приборы и приспособления;

специальные инструменты и приспособления - инструменты, штампы, пресс-формы, предназначенные для выполнения индивидуальных заказов или производства определенных изделий;

сменное (сменяемое) оборудование - многократно используемые в производстве приспособления к основным средствам и другие устройства, соответствующие специфическим условиям изготовления продукции: изложницы и принадлежности к ним, прокатные валки (рабочие и опорные), мульды различного назначения, желоба для разливки - заливки металла, челноки, катализаторы и сорбенты твердого агрегатного состояния и т.п.;

технологическая таpa - тара, многократно используемая непосредственно в технологическом процессе (контейнеры для транспортировки деталей, поддоны и т.п.);

производственный инвентарь - предметы производственного назначения, которые создают условия для выполнения технологических операций: рабочие столы, верстаки, оборудование, способствующее охране труда, шкафы, стеллажи, лари, тумбочки и т.п.;

хозяйственный инвентарь - конторская и другая мебель и обстановка (столы, стулья, шкафы, портьеры и т.п.), вешалки, гардеробы, телефонные аппараты, противопожарный инвентарь и т.п.

постельные принадлежности - матрацы, подушки, одеяла, пододеяльники, покрывала, простыни, наволочки, полотенца и т.п.

прочие МБП - столовые посуда и принадлежности, инвентарь для социально-культурных мероприятий, спортивный и туристский инвентарь, брезент и др.

Порядок оперативного учета специальной одежды, специальной обуви и предохранительных приспособлений.

Законодательством Республики Беларусь о труде предусмотрена обязанность нанимателя по обеспечению охраны труда работников, в т. ч. выдачи работникам, занятым на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, специальной одежды, специальной обуви, иных необходимых средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами (ст.226 Трудового кодекса РБ от 26.07.1999 № 296-З). Данное положение является обязательным для всех организаций независимо от формы собственности. В соответствии с этим положением на УП "Белкоммунмаш" разработаны нормы использования средств индивидуальной защиты, которые руководствуются Типовыми нормами выдачи средств индивидуальной защиты работникам общих профессий и должностей: утвержденными постановлением Министерства труда РБ от 17.04.1998г. № 39 с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Министерства труда РБ от 13.10.1999г. №131. Основным документом, регламентирующим порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, является постановление Минтруда РБ от 28.05.1999 № 67 "Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты" (далее - Правила № 67).

Выдача предметов на УП "Белкоммунмаш" отмечается в личной карточке учета спецодежды, спецобуви и предохранительные приспособлений формы № МБ-6 (см. приложение 35). Карточка МБ-6 называется "Личная карточка учета спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений". Данный документ используется в соответствии с постановлением Госкомстата СССР от 28.12.1989 № 241 "Об утверждении форм первичной учетной документации для предприятий и организации" (с изменениями и дополнениями) для учета средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам предприятия в индивидуальное пользование по установленным нормам. "Личная карточка учета спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений" ведется в одном экземпляре и хранится у кладовщика. Если взятые предметы спецодежды, спецобуви или предохранительных приспособлений утеряны, в личной карточке (форма № МБ-6) по строке, в которой зафиксирован утерянный предмет, в разделе "Возвращено" делают запись "Акт выбытия №... и дата".

Дежурная спецодежда, спецобувь и предохранительные приспособления коллективного пользования, выдаваемые работникам только на время выполнения работ, для которых они предусмотрены, на УП "Белкоммунмаш" находятся в кладовых и выдаются под ответственность мастеров и других работников, список которых утвержден руководитель предприятия. Данные об этих предметах записываются на отдельные карточки с отметкой "Дежурная".

Спецодежда, спецобувь и предохранительные приспособления выдаются работникам УП "Белкоммунмаш" по ведомостям (см. приложение 36 и 37) формы № МБ-7 "Ведомость учета выдачи (возврата) спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений". Эту форму заполняет в двух экземплярах кладовщик отдельно на выдачу и на возврат спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений; затем ведомость оформляется соответствующими подписями. Один экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у кладовщика. По этой же форме ведется учет спецодежды, принятой от работника в стирку, дезинфекцию, ремонт и на летнее хранение.

На УП "Белкоммунмаш" пришедшие в негодность предметы подлежат списанию из эксплуатации. Списание оформляется актом на списание формы № МБ-8 "Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов" (см. приложение 38). "Акт на списание МБП" служит для оформления списания морально устаревших, изношенных и непригодных для дальнейшего использования инструментов (приспособлений), спецодежды, спецобуви, предохранительных приспособлений по истечении срока службы, других. При списании обязательно указываются возвратные отходы по цене реализации или возможного использования (см. приложение 39). После сдачи списанных предметов в кладовую акт с распиской кладовщика передают в бухгалтерию.

Движение спецодежды (поступление, перемещение, выбытие) в соответствии с Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89 (с изменениями и дополнениями), ведется с применением счета 10 "Материалы" и открытых к нему субсчетов 10/10 "Специальная оснастка и специальная одежда на складе" и 10/11 "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации". Спецодежда на УП "Белкоммунмаш" приобретается у юридических лиц по договорам купли-продажи, а так же и из своего производства. Оприходование средств индивидуальной защиты на склад УП "Белкоммунмаш" осуществляется на основании товарных (форма ТН-2), товарно-транспортных накладных (форма ТТН-1), актов выполненных работ (оказанных услуг) и с учетом норм Положения о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденного постановлением Кабинета Министров РБ от 26.04.1996 № 285, регулирующего отношения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по приобретению товара, своевременной и правильной его приемке по количеству и качеству. Руководствуясь ст.11 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" (с изменениями и дополнениями) на УП "Белкоммунмаш", при приобретении средств индивидуальной защиты за плату их оценка производится путем суммирования фактически произведенных расходов на закупку, а при изготовления средств индивидуальной защиты самой организацией - по стоимости их изготовления.

За плату у сторонних организаций по договорам купли-продажи (например, с последующей оплатой) на УП "Белкоммунмаш" в бухгалтерском учете делаются записи:

Д 10/10 К 60 - Получена на склад спецодежда от поставщика

Д 18/3.1 К 60 - Отражен НДС к уплате по приобретенной спецодежде

Д 60 К 51 - Перечислены денежные средства поставщику

На УП "Белкоммунмаш" согласно пункта 1.3 Правил № 67 определено, что затраты по обеспечению работников по установленным нормам средствами индивидуальной защиты включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). В соответствии с подп.2.6 2 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных Минэкономики 26.01.1998 № 19-12/397, Минстатом 30.01.1998 № 01-21/8, Минфином 30.01.1998 № 3 и Минтрудом РБ 30.01.1998 № 03-02-07/300 (с изменениями и дополнениями), в состав материальных затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), относится стоимость используемых в предпринимательской деятельности инвентаря, хозяйственных принадлежностей, специальной оснастки, специальной одежды. Согласно п.2.6 Правил № 67 сроки носки средств индивидуальной защиты установлены календарные и исчисляются со дня фактической выдачи работникам, а для специальной одежды и специальной обуви от пониженных температур в указанные сроки включается и время ее хранения в теплое время года. В случае если работник занят на условиях неполного рабочего времени, сроки носки могут быть продлены пропорционально разнице между рабочим временем нормальной продолжительности и фактически отработанным.

Ежемесячное списание стоимости средств индивидуальной защиты, используемых на УП "Белкоммунмаш", в течение срока носки на себестоимость продукции (работ, услуг) отражается в бухгалтерском учете следующей записью:

Д-т 25/8 К-т 10/14.

При изнашивании спецодежды преждевременно (не по вине работника) ее стоимость не взыскивается с работника, так как средства индивидуальной защиты являются собственностью УП "Белкоммунмаш" и подлежат возврату, при этом составляется акт на преждевременной износ. В свою очередь руководитель УП "Белкоммунмаш" принимает меры по приведению спецодежды в нормальное для дальнейшего использования состояние (стирка, химчистка, дезинфекция, ее ремонт) либо обеспечить работника другим комплектом спецодежды.

Средства индивидуальной защиты, бывшие в употреблении на УП "Белкоммунмаш", выдаются другим работникам только после стирки, химчистки, дезинфекции и их ремонта. Согласно пп.3.6 и 3.7 Правил № 67 химчистка, стирка, ремонт, дегазация, дезактивация, обезвреживание и обеспыливание средств индивидуальной защиты производятся за счет средств УП "Белкоммунмаш". В случаях загрязнения средств индивидуальной защиты или необходимости в ремонте их ранее установленного срока химчистка, стирка и ремонт производятся досрочно. При химчистке, стирке, дегазации, дезактивации и обезвреживании специальной одежды должно быть обеспечено сохранение ее защитных свойств. Средства индивидуальной защиты, возвращенные работниками и пригодные для использования, ремонтируются и применяются по назначению, а непригодные для использования - списываются и направляются для ремонта средств индивидуальной защиты, находящихся в эксплуатации, а также для производственных нужд или сдаются на переработку как вторичное сырье.

Выбытие средств индивидуальной защиты из эксплуатации на УП "Белкоммунмаш" происходит в связи с истечением срока носки и непригодностью к дальнейшей эксплуатации; при увольнении работника (в случае если средства индивидуальной защиты не возвращены на склад); в результате их реализации на сторону. Законодательством Республики Беларусь предусмотрена ответственность работников за сохранность выданных им в пользование средств индивидуальной защиты. Согласно ст.404 Трудового кодекса работники несут материальную ответственность в полном размере ущерба в следующих случаях: если заключен договор о полной материальной ответственности; когда ущерб причинен нанимателю недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей средств индивидуальной защиты и прочего имущества, выданных работнику нанимателем в пользование. Стоимость специальной одежды погашается исходя из срока ее службы.

На УП "Белкоммунмаш" списание средств индивидуальной защиты может происходить в следующем виде:

а) При проведении инвентаризации на складе специальной одежды выявлена недостача спецодежды по вине материально ответственного лица. Сумма выявленной недостачи взыскивается с виновного работника путем удержания стоимости спецодежды из заработной платы. В данном случае в бухгалтерском учете производятся записи:

Д 94 К 10/10 - Списана учетная стоимость недостающей спецодежды

Д 94 К 68/2 - Начислен НДС от стоимости спецодежды

Д 73/2 К 94 - Отражена сумма, подлежащая взысканию с виновного работника

Д 70 К 73/2 - Удержана из заработной платы работника стоимость спецодежды с учетом НДС

б) Со склада реализована другой организации спецодежда по цене приобретения. Организацией внесены денежные средства за приобретенную спецодежду на расчетный счет УП "Белкоммунмаш". Учетной политикой УП "Белкоммунмаш" определено отражение доходов от реализации прочего имущества по "мере отгрузки". Отражение в учете в этой ситуации следующее:

Д 45/2 К 10/9 - Реализованная спецодежда

Д 91/4 К 68/3 - Начислен НДС от стоимости реализуемой спецодежды

Д 91/4 К 45/2 - Списывается учетная стоимость реализуемой спецодежды

Д 76/2 К 91/4 - Отражена сумма на продажную стоимость

Д 51 К 76/2 - Получены денежные средства на расчетный счет за реализованную спецодежду.

Особенности учета производственного и хозяйственного инвентаря, постельных принадлежностей.

Производственный и хозяйственный инвентарь на УП "Белкоммунмаш" отпускается со склада в эксплуатацию непосредственно в подотчет материально ответственных лиц на основании накладных на внутреннее перемещение материалов (форма М-13). Его аналитический учет ведется в разрезе каждого материально ответственного лица в специальных описях, в которых делаются отметки о поступлении и выбытии инвентаря, один экземпляр которых находится в бухгалтерии предприятия, а второй - у лица, ответственного за сохранность этого инвентаря. Для контроля за наличием и движением инвентаря бухгалтерия заводит оборотные ведомости по каждому месту эксплуатации и материально ответственному лицу.

Для учета инвентаря и хозяйственных принадлежностей на УП "Белкоммунмаш" предназначен на счете 10 "Материалы" субсчет 9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности". На нем учитывается наличие и движение инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей и других средств труда, включаемых в состав средств в обороте. Стоимость этих предметов при фактическом расходе полностью списывается на счета учета затрат на производство. В целях контроля за их использованием аналитический учет хозяйственного инвентаря материально ответственные лица ведут в карточках складского учета формы М-12.

Организация учета постельных принадлежностей, находящихся в эксплуатации, аналогична учету хозяйственного инвентаря. Дополнительно на этих предметах ставится штамп с наименованием организации, года и месяца их выдачи.

Иначе учитываются специальная оснастка и специальная одежда при передаче их в эксплуатацию.

Для учета наличия и движения специальной оснастки и специальной одежды на складе и в эксплуатации на УП "Белкоммунмаш" предназначены на счете 10 "Материалы" субсчета: 10 "Специальная оснастка и специальная одежда на складе"; 11 "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации".

При передаче указанных предметов со склада в эксплуатацию в учете делается запись:

Д 10/11 К 10/10 - на стоимость переданных предметов в эксплуатацию.

При включении соответствующей части стоимости специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды в издержки производства делаются следующие проводки:

Д 08 К 10/11 - при использовании при капиталовложениях;

Д 20 К 10/11 - при использовании в промышленном производстве;

Д 23 К 10/11 - при использовании в цехах вспомогательных производств;

Д 25 К 10/11 - при использовании в цехах основного производства;

Д 26 К 10/11 - при использовании в заводоуправлении организации;

Д 29/5 К 10/11 - при использовании в домах отдыха и санаториях

Д 44 К 10/11 - при использовании при сбыте продукции (работ, услуг);

Погашение стоимости специальных инструментов и специальных приспособлений, специального оборудования на УП "Белкоммунмаш" производится по нормативным или сметным ставкам. Стоимость указанных предметов, предназначенных для изготовления индивидуальных заказов, погашают полностью за вычетом возвратных отходов путем включения в себестоимость заказа в момент напуска его в производство.

При досрочном выбытии специальной оснастки и специальной одежды из эксплуатации недосписанная часть их стоимости относится на счет 91 "Операционные доходы и расходы" следующей записью: Д 91 К 10/11.

Инвентаризация

Контроль по операциям с материальными ценностями начинают с проверки их сохранности. Инвентаризация может быть полной и выборочной. Полная инвентаризация проводится в случаях, когда проверяющие имеют информацию о кражах. Во всех других случаях проводят выборочную инвентаризацию тех материалов, на которые указывает контроль.

Процедурный план инвентаризации склада представлен на рис.1.

 

Директор предприятия издает приказ по инвентаризации складов. Приказом устанавливается состав инвентаризационной комиссии.

Гл. бухгалтер инструктирует председателя комиссии о проведении инвентаризации, снабжает инструкциями, соответствующими бланками и др.

Председатель комиссии созывает инвентаризационную комиссию и устанавливает порядок работы. В инвентаризации обязательно участвует материально ответственное лицо.

Кладовщик к моменту начала инвентаризации заканчивает обработку всех документов и производит соответствующие записи в карточки складского учета, а также выводит в них остатки.

Председатель инвентаризационной комиссии берет с материально ответственных лиц перед началом инвентаризационной подписи, подтверждающие, что все документы или переданы в бухгалтерию и неучтенных или не списанных в расход материалов не имеется.

Инвентаризационная комиссия проводит в установленные сроки проверку материалов, находящихся на складе, на качество и количество и сравнивает результаты с данными склада бухгалтерии.

Председатель инвентаризационной комиссии по окончании инвентаризации составляет акт инвентаризации в двух экземплярах и передает их бухгалтеру. Акты подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо.

Бухгалтер проверяет все подведенные итоги в инвентаризационном акте. Обнаруженные ошибки исправляются и подтверждаются членами инвентаризационной комиссии.

Бухгалтер составляет по данным инвентаризации таблицы, в которых отражаются отклонения от учтенных данных.

Председатель инвентаризационной комиссии берет от материально ответственного лица письменное объяснение о недостачах и излишках, которое он подтверждает своей подписью.

Инвентаризационная комиссия проверяет выявленные отклонения, рассматривает письменные объяснения материально ответственных лиц. Комиссия фиксирует свои мнения, предложения и решения в протоколе, в котором указываются данные по причинам недостач, потерь и виновники.

Председатель инвентаризационной комиссии представляет все материалы главному бухгалтеру.

Главный бухгалтер знакомится с материалами и представляет их руководству предприятия для окончательного решения.

Руководство устанавливает на основании предъявленных документов виды выявленных недостач и потерь, а также излишки и соответственно намечает мероприятия по их устранению.

Излишки материалов должны быть оприходованы и отнесены на доходы предприятия.   Недостачи материалов подлежат возмещению материально ответственными лицами.

Рис.1 Правила инвентаризации складов

 

Ответственность за организацию инвентаризации на УП "Белкоммунмаш" возложена на руководителя УП "Белкоммунмаш". Для проведения проверки по его распоряжению, издается приказ о составе инвентаризационной комиссии. В приказе отмечается склад комиссии, объем инвентаризации, порядок, начало и окончания работы.

На УП "Белкоммунмаш" имеется два помещения для хранения материальных ценностей, поэтому инвентаризации материальных ценностей проводят на складе №1, а затем и в складском помещении.

К началу инвентаризации все операции по складу и подсобным помещениям прекращаем, а также и прочие места сохранения материальных ценностей. Все помещения, в которых находятся материальные ценности, пломбируют. Вначале проведения инвентаризации от заведующая склада подает реестр с документами на момент инвентаризации. Реестр и приложенные к нему документы председатель инвентаризационной комиссии проверяет относительно правильности их складывания, правильности цен, наличия подписей материально ответственных лиц на всех документах. Затем документы председатель инвентаризационной комиссии визирует и подписывает, что служит для бухгалтерии основой определения остатков ценностей к началу инвентаризации по учетным данным.

После проверки принесенного реестра и приложенных к нему документов проводится проверка наличия материальных ценностей на складе №1 и в складской кладовой, при этом в первую очередь уделяется внимание организации складского хозяйства.

Сначала в присутствии заведующей складом осуществляется проверка состояния помещений и соблюдение порядка приема и реализации товаров за количеством и качеством.

Инвентаризацию самих материальных ценностей проводится в порядке расположения ценностей в данном помещении. Т.к. на УП "Белкоммунмаш" имеется два помещения для хранения материальных ценностей, следовательно, инвентаризацию материальных ценностей проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей на складе №1 вход в помещение опломбировывают, и комиссия переходит в складскую кладовую для проведения дальнейшей инвентаризации материальных ценностей. Во время обеденного перерыва при инвентаризации все документы по проведению инвентаризации, а также и описи хранят в сейфе в закрытом помещении, где проводится инвентаризация, т.е. на складе №1 где имеется сейф под замком.

Проверяющие в присутствии заведующей складом осуществляют проверку фактического наличия материальных ценностей на выборку путем обязательного пересчета, перевешивания или перемеривания. Все материальные ценности, которые находятся поштучно пересчитываются, материальные ценности которые измеряются в килограммах, тоннах, граммах, литрах и листах перевешиваются и перемериваются. По результатам инвентаризации при пересчете фактического наличия материальных ценностей проверяющие могут установить расхождения фактического наличия материальных ценностей с данными бухгалтерского учета, т.е. могут быть выявлены излишки материальных ценностей или недостача. Одновременно с пересчетом фактического наличия материальных ценностей проверяющий заполняет инвентаризационную опись по всем фактически выявленным показателям при пересчете, перевешивании и перемеривании материальных ценностей.

Но, при обнаружении ошибки после проведения инвентаризации заведующая складом может до открытия склада или складской кладовой заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Вследствие этого проверяющий осуществляет повторную проверку указанного факта и в случае его подтверждения производит исправление выявленной ошибки в установленном порядке, т.е. зачеркиванием ранее занесенных данных и пишет "исправленному верить" и ставит свою подпись, а если указанный факт не подтвердился, то инвентаризационная опись передается для обработки в бухгалтерию.

После окончания инвентаризации заведующая склада дает расписку о том, что все материальные ценности, определенные в инвентаризационной описи пересчитаны в её присутствии, с результатами инвентаризации согласна и претензий к проверяющим не имею. Затем все данные о проведении инвентаризации проверяющий передает в бухгалтерия для выявления результатов.

После проведения инвентаризации материальных ценностей и выявления ее результатов все документы подвергаются тщательной проверке. Проверяющий начинает проверять правильность оформления инвентаризационной описи, сверяет фактические остатки товаров, сопоставляя их данные с бухгалтерскими записями (по всем бухгалтерским счетам, регистрам аналитического учета - журналу-ордеру № 10, машинограмме), потом проверяет цены, таксировка, итоги в описаниях.

При этом на УП "Белкоммунмаш" для оформления инвентаризации применяют форму разработанную министерством - форма № инв-3. "Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей".

При проведении инвентаризации на УП "Белкоммунмаш" инвентаризационная опись заполняется в двух экземплярах: один - для работы в бухгалтерию, а второй - контрольной проверки.

Инвентаризационная опись по материальным ценностям заполняется на УП "Белкоммунмаш" ручным способом и с использованием средств вычислительной или другой организационной техники (см. приложение 55). Ручная инвентаризационная опись заполняется разборчивым подчерком, чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.

В начале инвентаризационной описи указываем наименование инвентаризуемой организации УП "Белкоммунмаш". Далее пишется структурная единица предприятия склад №1. Затем в опись вносим основание для проведения инвентаризации основанное на приказе.

Перед началом заполнения инвентаризационной описи заведующая складом дает расписку, о том, что к началу проведения инвентаризации все документы по движению материальных ценностей сданы в бухгалтерию. После этой расписки приступают к заполнению данных по материальным ценностям фактического наличия и по данным бухгалтерского учета.

Наименование инвентаризуемых материальных ценностей, их количество указываем в описях по их номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. В инвентаризационной описи заполняют графу "фактическое наличие согласно данным фактического наличия материальных ценностей на складе №1" и заполняют графу "по данным бухгалтерского учета согласно выданным остаткам по складу №1" на дату инвентаризации. На каждой странице описи указывается прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.

Если в заполнении инвентаризационной описи возникла ошибка, то исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставлением над зачеркнутым правильных записей. Исправления оговариваются и подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии, а также и заведующей склада.

В описях, заполняют все строки в подряд, не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи делают отметку о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

Инвентаризационную опись подписывают все члены инвентаризационной комиссии и заведующая складом.

В конце инвентаризационной описи заведующая складом дает расписку, подтверждающую проверку комиссией материальных ценностей в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленных в описи материальных ценностей на ответственное хранение.

После заполнения инвентаризационной описи проверяющий определяет расхождения по описи между фактическим наличием на складе №1 и данным бухгалтерского учета. Затем для выявленных результатов по инвентаризации на основании инвентаризационной описи проверяющий составляет сличительную ведомость, которая включает только те материальные ценности, по которым при инвентаризации выявлены отклонения от учетных данных. Сличительную ведомость подписывают все члены инвентаризационной комиссии и заведующая складом.

При выявленной недостаче материальных ценностей заведующая складом пишет письменное объяснение, по какой причине возникла недостача. При выявленном излишке заведующая складом пишет письменное объяснение указывая причины появления неучтенных в бухгалтерском учете материальных ценностей.

После получения письменных объяснений от заведующей складом проверяющий устанавливает цену материальных ценностей, по которым были выявлены расхождения, на момент проведения инвентаризации. Для этого берется справка по ценам.

После получения справки проверяющий в сличительную ведомость вносит установленную цену на момент проведения инвентаризации.

На основании представленных объяснений и материалов инвентаризации комиссия устанавливает характер и причины выявленных недостач и излишков и в соответствии с этим определяет порядок регулирования разниц между данными инвентаризации и бухгалтерского учета.

Инвентаризация материальных ценностей проводится комиссией в составе. Данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия в инвентаризационную опись не вносятся, все данные записываются только при их фактическом наличии на складе №1.

Для проверки правильности оформления инвентаризационных описей бухгалтер берет второй экземпляр инвентаризационной описи, первичные документы, данные аналитического учета, калькуляции и прочее.

Для рассмотрения проведения правильности инвентаризации по материальным ценностям бухгалтер начинает с установления реального сальдо на счете 10 "Материалы". Бухгалтер начинает сравнение путем установления на ближайшую к проверке дату тождественность записей об остатках товаров на счете 10 "Материалы", указанных в балансе, данным Главной книги, регистров аналитического учета и лицевых счетов заведующей складом.

Бухгалтер, получив данные по остаткам материальных ценностей по складу №1, сравнивает с данными записями в инвентаризационной описи по фактическому наличию материальных ценностей на складе №1. При сравнении данных по инвентаризации видно, были ли выявлены расхождения.

Выявленные при инвентаризации расхождения представляются на рассмотрение руководителю УП "Белкоммунмаш", который на основании предоставленных данных принимает окончательное решение.

Результаты инвентаризации отражают в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация. Все выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета на УП "Белкоммунмаш" регулируется в соответствии с Законом Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности".

Если в ходе проведения инвентаризации на УП "Белкоммунмаш" выявляются излишние материальные ценности, то такие материалы приходуются и относятся на доходы предприятия. Следовательно, в бухгалтерском учете формируется приходный ордер на излишне выявленные материальные ценности и составляются бухгалтерские записи на выявленный излишек

Д 10/2 К 92/1 - оприходование материала по цене, установленную на дату проведения инвентаризации материальных ценностей;

Д 18/1 К 92/1 - начисление НДС;

Д 92/1 К 99/20 - - отнесение результата на прибыль.

Если же в ходе инвентаризации на УП "Белкоммунмаш" была обнаружена недостача материальных ценностей, то при проведении инвентаризации проверяющим выявляется виновное лицо, например, - заведующая складом. Если проверяющий установил, что недостача была сделана по вине заведующей складом, то сумма недостачи удерживается из её заработной платы по ценам на дату проведения инвентаризации с учетом НДС. Следовательно, в бухгалтерском учета делаются следующие бухгалтерские записи по недостаче:

Д 94 К 10/2 - списание недостачи числящейся по данным бухгалтерского учета;

Д 94 К 68 - начисление НДС;

Д 73/5 К 94 - отнесение недостачи на заведующую складом;

Д 70 К 73/5 - удержание из зарплаты за материальный ущерб у заведующей складом.

По результатам проведенной инвентаризации на УП "Белкоммунмаш" проверяющий составляет акт контрольной проверки инвентаризации материальных ценностей, который подписывают лица проводившие проверку, председатель инвентаризационной комиссии и члены инвентаризационной комиссии.

В акте проверки проверяющий указывает:

основания назначения проверки, дата и номер предписания на ее проведение, должность, фамилия и инициалы лица, проводившего проверку;

дата начала и завершения проверки (в случае перерывов указывается их период), а также место составления акта проверки;

должность, фамилия и инициалы работников проверяемого пункта ответственного хранения, обязанных подписать акт проверки, с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях, а также лиц, привлекаемых к проверке;

наименование, местонахождение и подчиненность проверяемой организации, ее учетный номер плательщика, реквизиты расчетного счета;

наличие книги учета проверок, а также информация о произведенной в ней записи о данной проверке;

какие приняты меры по выявленным предыдущими проверками фактам нарушения актов законодательства.

Поверяющий в акте подробно отражается состояние работы с товарами и материалами на складе №1 и складской кладовой в следующем порядке: общие сведения; количественная сохранность; условия хранения; качественное состояние; учет и отчетность; выводы; предложения (см. приложение 59).

В акте проверки проверяющий указывает документы и другие доказательства, подтверждающие факты нарушения количественной и качественной сохранности товаров и виновность должностного лица. При выявленном факте нарушения расходования материальных ценностей проверяющим устанавливается размер причиненного вреда, причины нарушений и лица, действия (бездействие) которых повлекли нарушение ответственного хранения. При выявлении фактов совершения подлога документов проверяющий имеет право изымать подлинные документы, взамен которых оставляются копии или описи изъятых документов, заверенные подписями работника контролирующего органа и главного бухгалтера (другого должностного лица) проверяемого склада.

Проверяющий несет персональную ответственность за качество проведенной проверки и достоверность указанных в акте результатов проверки. Он имеет право с учетом полномочий давать руководителю предприятия обязательные для исполнения предложения по устранению выявленных недостатков и нарушений в установленные законодательством сроки.

Совершенствование учета производственных запасов

Вопросы совершенствования учета производственных запасов всегда находились в центре внимания научных и практических работников. Объясняется это сложностью и трудоемкостью данного раздела бухгалтерского учета, на него приходится свыше 30% всей экономической информации, возникающей на предприятии.

Анализ предприятия УП "Белкоммунмаш" не составляет исключение, показывает, что на предприятии существуют недостатки учета производственных запасов. Это проявляется при инвентаризациях, а также при сверках данных складского учета, когда выявляются недостачи и расхождения за счет пересортировки отдельных видов материалов. Имеют место и ошибки в первичных документах, характеризующих поступление и движение материалов.

В настоящее время существует необходимость и одновременно возможность новых организационных и методических подходов в решении проблем учета запасов, связанных, с одной стороны с переходом на рыночные отношения и международные стандарты, с другой - широким внедрением компьютерных технологий.

Метод учета поступления материалов по учетным ценам с использованием счетов 15 и 16 на УП "Белкоммунмаш" используется незаслуженно редко. На первый взгляд, налицо явное увеличение трудоемкости учетных работ - использование в учете трех счетов вместо одного.

Однако для оперативного ведения учета этот способ представляется более выгодным и позволяет в любой момент иметь наиболее точную информацию о наличии и движении материалов в денежном выражении.

Также улучшению ресурсоснабжения способствует упорядочение первичной документации, широкое внедрение типовых унифицированных форм, повышение уровня автоматизации учетно-вычислительных работ, обеспечение строгого порядка приемки, хранения и расходования сырья, материалов, комплектующих изделий и т.п., ограничение числа должностных лиц, имеющих право подписи документов на выдачу особо дефицитных и дорогостоящих материалов. Для обеспечения сохранности производственных запасов, правильной приемки, хранения и отпуска ценностей важное значение имеет наличие на предприятии в достаточном количестве складских помещений, оснащенных весовыми и измерительными приборами, мерной тарой и другими приспособлениями. Необходимо также внедрять эффективные формы предварительного и текущего контроля за соблюдением норм запасов и расходованием материальных ресурсов, уделять больше внимания повышению достоверности оперативного учета движения полуфабрикатов, комплектующих изделий, деталей и узлов в производстве. Данные бухгалтерского учета должны содержать информацию для изыскания резервов снижения себестоимости продукции в части рационального использования материалов, снижения норм расхода, обеспечения надлежащего хранения и сохранности.

Совершенствование учета и контроля наличия и движения производственных запасов предприятия на УП "Белкоммунмаш" следует производить по следующим направлениям.

Во-первых, упрощать оформление операций по приходу и расходу товарно-материальных ценностей. Отпуск материалов в производство, где это целесообразно, можно оформлять на основании установленного лимита непосредственно в карточках складского учета материалов, предусмотрев в них подпись лица, получающего ценности. Также можно на карточках складского учета производить и внутреннее перемещение ценностей. В условиях применения персональных компьютеров можно отказаться от введения карточек складского учета, заменив их машинограммой, сортовой оборотной ведомостью или дискетой.

Во-вторых, исходя из требований рыночной экономики, совершенствовать методологию бухгалтерского учета материальных ресурсов.

В-третьих, следить за тщательным и своевременным проведением инвентаризаций, контрольных и выборочных проверок, которые имеют важное значение в сохранности материалов.

Важным направлением усовершенствования организации оперативного и складского учета запасов есть рационализация форм документов, документооборота и всей системы оформления, регистрации и обработки документов.

Разнообразие форм учетных документов, в том числе лимитно-заборных карточек, существенно усложняет работу по учету материальных ресурсов на заводских складах производственных подразделений, в группах отделов материально-технического снабжения.

Учетная информация в системе материально-технического снабжения на предприятии УП "Белкоммунмаш" характеризуется не только значительными объемами, но и потребностью ее создания за отдельные периоды. Например, лимитно-заборные карточки, как правило, оформляются на предприятиях нерегулярно и поступают в отделы материально-технического снабжения и в бухгалтерию в большом количестве и в основном под конец месяца. Согласно правилам систематического потребления ресурсов отпуск материалов систематически потребляемых в производстве оформляется лимитно-заборными карточками, а во всех прочих случаях материальными требованиями.

Подобные поступления учетных документов на обработку и характерная тенденция увеличения их количества до конца месяца значительно усложняют работу заводских складов и в группах материально-технического снабжения. Обычно объем учетных работ на конец месяца значительно возрастает, что существенно влияет на качество работы. Анализ существующего порядка ведения учета материальных ресурсов, на предприятиях показал, что необходимо совершенствовать систему учета, устранять дублирование информации в разных документах, унифицировать формы документов, регламентировать объем и сроки их передачи на обработку.

Прежде всего, должны быть унифицированы документы, на основе которых производственные подразделения получают сырье, материалы, покупные готовые изделия из заводских складов (лимитно-заборные карточки, заборные карточки, требования и накладные т.д.).

Представляется целесообразной разработка единой формы документа (на отпуск материала), предназначенной для машинной обработки. В этот документ следует включить все объекты основного и вспомогательного производства под соответствующими кодами, которые бы указывали направление использования материальных ресурсов - основные изделия, запасные части, товары народного потребления, разовые заказы, ремонтно-эксплуатационные потребности.

Очевидно, что решение как организационных, так и методических вопросов должно основываться на использовании возможностей современных компьютерных технологий. При этом наиболее эффективной является организация решения таких задач в комплексной системе управления предприятием.

Решение этих и других проблем позволит наладить более действенный и менее трудоемкий учет и контроль за наличием, движением и использованием материальных ресурсов, а также достичь их экономии.

Руководство предприятия уже начало делать шаги к усовершенствованию процесса учета материалов. Ранее УП "Белкоммунмаш" использовал различные учетные программы во многих службах. Однако они обладали ограниченным функционалом и работали разрозненно, что нередко приводило к дублированию данных. Возглавив УП "Белкоммунмаш", генеральный директор Владимир Король пришел к выводу, что существовавшая на тот момент информационная система не способна обеспечить эффективную поддержку управленческих решений - и поставил задачу комплексной автоматизации предприятия. Для достижения поставленных целей предприятие сейчас сотрудничает с корпорацией "Галактика", которая проделала за 2008 год огромный объем работы и помогла решить целый ряд важных для предприятия задач. Например, в связи с ростом объемов производства УП "Белкоммунмаш" сегодня заказывает выпуск многих комплектующих на стороне - тем самым, кстати, поддерживая около полусотни белорусских предприятий. Проблема, однако, заключалась в том, что в прежней программе было невозможно четко отделить изделия, выпушенные в собственных цехах УП "Белкоммунмаша" от продукции смежников. Зачастую возникало дублирование информации, приводившее к ненужным производственным затратам. Система "Галактика ERP" позволила исключить из цеховых планов продукцию, заказанную предприятиям-смежникам.

Одновременно служба снабжения "Белкоммунмаша" получила четкую картину реальных потребностей завода в закупках. Причем, если раньше на подготовку отчета уходило две недели работы двадцати сотрудников отдела снабжения - то теперь система выдает всю необходимую информацию по нажатию одной кнопки.

Также в ходе внедрения системы были удалены лишние звенья в документообороте предприятия. Например, изменение процедуры оприходования комплектующих избавило производство от вынужденных задержек.

Также, благодаря автоматизации планирования производства с учетом межзаводской кооперации, цеха теперь не могут взять со склада товарно-материальных ценностей про запас - сверх того, что необходимо для выпуска троллейбуса. А бухгалтера и экономисты избавлены от необходимости оценивать производственные затраты "на глазок": система рассчитывает точную фактическую себестоимость производства на основе реальных затрат.



Дата: 2019-05-29, просмотров: 181.