ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Приложение

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональная ориентация — это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение; развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности — игровой, познавательной, трудовой (профессиональная активизация); профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор (подбор); профессиональная адаптация и профессиональное воспитание. [7, с.15]

Существование проблемы профессионального самоопределения связано с противоречием между системой внешних стимулов, характеризующих современную практику работы школ и системой реально действующих мотивов старшеклассников. [2, с.5]

Главное в формировании мотивационной сферы школьников не в том, что они формально овладели моральными ценностями, заключёнными в требованиях общества, нормах и правилах поведения и т.п., а в осознании этих требований, норм и правил, образовании на их основе индивидуальной убеждённости, обеспечивающей социальную активность, деятельную позицию каждого школьника по отношению к своему будущему. Итак, только наличие сформированной потребности в овладении конкретной предметной деятельностью, конкретным видом труда делает выбор профессии мотивированным и образует механизм сознательного выбора профессии. [17, с.13]

В исследованиях  и практических разработках по профориентации с середины прошлого века до наших дней, особенности человека характеризовались исходя из требований профессии, а не из природы индивидуальности: обладает ли человек тем мышлением, которое нужно профессии, тем вниманием и памятью, моторикой, скоростью реакции. То есть отношение “человек — профессия” анализировалась только в направлении от профессии к человеку; на этом строились отбор и профессиональная тренировка. Понятия и термины, которые характеризовали бы индивидуальные особенности, как природные, так и приобретённые человеком до вступления в данную профессию и независимо от неё, популярностью не пользовались.

Выбор профессии долгое время рассматривался как поиск соответствия между требованиями профессии и индивидуальностью. Такой подход стали называть “диагностическим” и отнесли к разряду директивных форм профконсультации и профориентации. [28, c.138]

При этом полностью игнорировался тот факт, что мир профессий чрезвычайно динамичен, изменчив, и требования, предъявляемые или к человеку, неуклонно меняются. И, наряду с этим, сама индивидуальность человека так же рассматривается, как нечто застывшее и неизменное, раз и навсегда заданное и связанное с профессиональными требованиями. [28, с.139]

В настоящее время экономической и политической нестабильности в обществе, человек вынужден полагаться на самого себя, необходимо быть мобильным и гибким, способным быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой специальности и определять свою пригодность к ней. Незнание содержания профессиональной деятельности и соответственно неудовлетворённость полученной специальностью, в свою очередь, является одной из причин текучести кадров, низкой производительности труда, смены трудовой деятельности.

Осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста. Необходимость организации эффективного профессионального консультирования направленного на помощь подростку в осознанном выборе профессии,  отвечающей общественным и личностным требованиям, делает эту проблему актуальной.

Профессиональная ориентация учащихся была и остаётся важной задачей школы. На деле всё обстоит иначе. Профориентационная работа если и проводится, то чаще всего от случая к случаю. Ликвидированы кабинеты профориентации, распались связи с предприятиями. В результате неграмотной профконсультационной работы или отсутствия таковой вообще, профессиональное самоопределение выпускников школ происходит зачастую стихийно.

Основное противоречие состоит в том, что несмотря на то, что вопрос профориентации изучен достаточно подробно, существует множество методик по выявлению способностей к той или иной профессии, зачастую профориентационная и профконсультационная работа осуществляется в отрыве от реальной потребности в рабочей силе и не способствует развитию навыков самостоятельного выбора профессии. Это противоречие обусловлено недостаточной обеспеченностью педагогической практики: нормативными документами; методической литературой; обменом конкретным опытом профориентационной работы.

Наличие данного противоречия определяет цель работы:

изучение влияния профессионального консультирования на выбор подростками профессии.

Объект — процесс профориентационной работы с подростками.

Предмет — содержание, методы и условия профессионального консультирования, направленного на выбор профессии подростками.

Гипотеза исследования. Профориентационная работа с подростками будет эффективнее, если:

— определить, выявить оптимальные социально-педагогические условия для самостоятельного профессионального выбора подростков;

— организовать консультационное воздействие, направленное на поддержку подростка в выборе профессии;

— оказать помощь подростку в ознакомлении со своими способностями, возможностями и в постановке реальных целей в выборе профессии с использованием принципа мотивационного обеспечения.

Задачи исследования:

— изучить научные и теоретические основы профориентирования;

охарактеризовать возрастные особенности старшеклассников и их взаимосвязь и влияние на выбор подростками профессии, а так же дать определение основным характеристикам влияющим на выбор профессии: цели и идеалы, временная перспектива, специфика целеполагания, воля, самоопределение, самооценка, жизненные планы.

— рассмотреть особенности формирования мотивационной сферы личности, потребностей, мотивов и целей, а также определить мотивы выбора профессии;

— описать структуру профориентационного консультирования и профессиональной диагностики;

— исследовать влияние профориентационного консультирования на выбор подростками профессии.

Методологические основы исследования составили:

— социально-экономические, теоретические и научные подходы к профориентации (Калугин Н.И., Крупская Н.К., Луначарский А.В., Максимов В.Г., Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Шацкий С.Т.);

— личностно-ориентированный подход, рассматривающий взаимосвязь возрастных особенностей с выбором профессии подростком (Абрамова Г.С., Божович Л.И., Воробьёва А.И., Кон И.С., Немов Р.С., Обухова Л.Ф., Петровский В.А., Фельдштейн Д.И. и др.);

— этапно-уровневый подход к формированию мотивационной структуры ребёнка и формированию мотивов профориентации (Ахметжанова Г.В., Купцов И.И., Леонтьев А.Н., Максимов В.Г., Мудрик А.В., Немов Р.С., Павлютенков Е.М., Реан А.А., . Чирков В.И и др.);

— системный подход в решении проблемы профориентации (Захаров Н.Н., Сазонов А.Д., Симоненко В.Д.).

Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы:

— теоретические: междисциплинарный анализ и синтез методологической, педагогической, психологической литературы по вопросам профессиональной ориентации подростков, инструкций и методических рекомендаций по проблемам исследования;

- эмпирические: анкетирование, интервью, тестирование, методы профессионального консультирования;

— статистические методы обработки экспериментальных данных, графи

ческое представление результатов.

Научная новизна исследования: выделены и экспериментально созданы эффективные социально-педагогические условия для подростков в выборе профессии, определён комплекс методик, способствующий теоретической, практической готовности к выбору профессии старшеклассниками, доказана возможность и необходимость влияния профессионального ориентирования для подготовки старшеклассников в выборе профессии.

Практическая значимость работы состоит в том, что: организовано на практике профессиональное консультирование направленное на помощь подростку в самоопределении при выборе профессии и рассмотрено его влияние на постановку реальных целей и осознание подростком своих способностей для освоения профессии. оптимальные социально-педагогические условия для самостоятельного решения проблем профориентации подросткам; организованно активизирующее консультационное воздействие.

Опытно-экспериментальная база исследования: средняя общеобразовательная школа №3 г. Кинеля.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

 

ГЛАВА I .

Мотивы выбора профессии

 

Важнейший фактор, определяющий мотивацию человека, особенно на завершающем этапе и развития — познавательная активность субъекта по осмыслению жизни и преследуемых в ней целей. Создаваемая вокруг человека тотальная мотивационная атмосфера непосредственно влияет на развитие потребностей разве только в первые периоды жизни; впоследствии её воздействия анализируются и взвешиваются активным, постепенно вооружающимся интеллектом и опытом субъектом, способным противостоять одним влияниям и предпочитать, искать другие. Уже сложившиеся побуждения тоже обычно подвергаются интеллектуальной проверке на предмет того, не окажется ли их реализация в итоге безнравственной, не обернётся ли потерями и т.п. основное направление активности субъекта по  линии мотивационного самоопределения состоит в интеграции, внутреннем согласовании мотивационной сферы, устранении в ней противоречий, а также проверке возможности и целесообразности формирующихся жизненных целей. Только прошедшие  такую подготовку и санкционированные субъектом мотивационные образования становятся подлинными, активно достигаемыми мотивами личности. 

Значительную часть волевой активности субъекта составляют старания изменить соотношение сил  в мотивационном поле в пользу санкционированной мотивации, обеспечить её доминирование над конкурирующими.

Способ, программа и конкретные цели жизни, которые оцениваются человеком как оптимально удовлетворяющие потребности и в отношении которых принимаются намерение к достижению, — это и есть система  мотивов личности. Таинственный эффект приобретения целью в результате принятия намерения особого статуса, связано с формированием в мотивационной сфере напоминающей о себе “напряжённой системы”, объясняется, возможно, переключением на цель специфической это — мотивация. [5, с.252]

Божович Л.И., подводя итог исследованиям широких социальных мотивов учения школьников и их учебных (познавательных) интересов выдвигает некоторые положения, относящиеся к теоретическому пониманию потребностей и мотивов их развития. Прежде всего, пишет она, стало очевидным, что побуждение к действию всегда исходит от потребности, а объект, который служит её удовлетворению, определяет лишь характер и направление деятельности. Внешние объекты могут стимулировать активность человека лишь потому, что они отвечают имеющейся у него потребности или способны актуализировать ту которую они удовлетворяли в предшествующем опыте человека.

В связи с этим изменением объектов, в которых воплощаются потребности, не составляет содержание развития потребностей, а является лишь показателем этого развития. [4, с.155]

Каким же образом сознательно поставленные человеком цели, образованные им намерения, принятые им решения приобретают побудительную силу, т.е. становятся мотивами его поведения?

Известно, что поведение обычно осуществляется в направлении объективно наиболее сильной потребности. Однако обстоятельства часто диктуют необходимость действовать вопреки непосредственному побуждению человека. В этом случае исход может быть разным. Может победить непосредственная потребность, если она окажется достаточно сильной, и тогда поведение пойдёт за этой победившей потребностью. Но человек может действовать и вопреки этой непосредственной потребности. Действовать в соответствии со  своим намерением, решением, поставленной целью, преодолевая те потребности и стремления, которые ему мешают. [4, с.163]

В онтогенезе потребности человека опосредствуются сознанием и начинают действовать через сознательно поставленные цели, принятые намерения и решения. В этом случае мы имеем дело уже не с потребностями, а с их новыми функциями образованьями, представляющими собой нерасторжимое единство потребности и сознания, аффекта и интеллекта. Это позволяет нам понять процесс развития побудительных сил человеческого поведения как процесс превращения естественных (натуральных, по терминологии Л.С. Выготского) потребностей в их опосредствованные формы, свойственные только человеку, как общественному существу. Такое понимание развития потребностей позволяет рассматривать его как совершающееся по тем же общим законам, по которым идёт развитие и всех других психических процессов и функций: из непосредственных они становятся опосредствованными, из непроизвольных – произвольными, из неосознанных – осознанными. [4, с.167]

В заключение анализа путей развития потребностей и мотивов остановимся на развитии структуры мотивационной сферы. 

Она характеризуется сменой доминирующих мотивов по содержанию, возрастанием роли опосредствованных потребностей и всё большей их иерархизацией. С возрастом растёт также устойчивость возникшей мотивационной структуры, что увеличивает роль доминирующих мотивов в поведении и развитии ребёнка. Иерархическая структура мотивационной сферы в наиболее развитой её форме предполагает усвоение определённых моральных ценностей – представлений, понятий, идей, ставших доминирующими мотивами поведения.

Цели, поставленные человеком, сознательно принятые им решения и намерения способы подчинить себе непосредственные побуждения, что определяет деловой характер поведения человека. Но в тех случаях, когда усвоенные ценности сами приобретают силу непосредственных побуждений, они могут определять поведение людей независимо от сознательно принятых решений, непроизвольно подчиняя себе все другие его побуждения, в том числе и неосознаваемые им самим. В этом случае можно говорить о гармонической структуре мотивационной сферы человека, а следовательно, и о гармонической структуре его личности. Иерархическая структура мотивационной сферы определяет направленность личности человека, которая имеет разный характер в зависимости от того, какие именно мотивы по своему содержанию и строению стали доминирующими. В период подросткового возраста (12 – 15 лет) часто уже складывается достаточно определённая, относительно устойчивая направленность личности. Наличие той или иной направленности очень важно для формирования личности подростка в целом, она определяет нравственную сторону его личности, а так же многие особенности его поведения и деятельности.

Мотивы представляют собой особый род побудителей человеческого поведения. В качестве мотивов могут быть предметы внешнего мира, представления, идеи чувства и переживания.

Наиболее типичными мотивами человеческого поведения являются моральные чувства, сознательного поставленные цели, образованные намерения, которые являются опосредствованными сознанием потребностями человека. Такие мотивы как намерение, цель и пр., черпают свою побудительную силу за счёт той потребности, звеном в удовлетворении которой они являются.

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. В интересах данной работы рассмотрим первую. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала до конца в конкретной ситуации. Ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции — всё это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что  же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определённым образом, об управлении деятельностью в процессе её осуществления и о многом другом.

Термин “мотивация” представляет более широкое понятие, чем термин “мотив”. Мотивация — совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человек, его начало, направленность и активность. [15, с.463]

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором – внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п., а во втором – о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. [15, с.464]

Мотивация — это  циклический процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияет друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае – процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. [15, с.465]

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение  определённой цели. Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определённых действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщённом виде представляет множество внутренних психологических факторов, определяющих поведение человека. Наиболее важным из них является понятие потребности. Его называют состояние нужды человека или животного в определённых условиях, которых им недостаёт для нормального существования и развития. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено.      

Основные характеристики человеческих потребностей — сила, периодичность, возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идёт о личности, является предметное содержание потребности, т.е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие — цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности. [15, с.466]

Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения.

Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, не произвольно привлёкшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель. [15, с.468]

Интересу соответствует особый вид деятельности, которая называется ориентированно – исследовательской.

Задача как частный ситуационно-мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определённой цели, организм  наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше.

Желания и намерения — это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям и выполнения действия.

Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. [15, с.469]

Для подростка выбор профессии – в значительной степени моральная проблема. Чем шире диапазон выбора, тем он психологически сложнее. Сегодня призванием называют единство субъективных склонностей и способностей к той или иной деятельности, в которой личность видит главную сферу самореализации. Но склонности и интересы сами формируются и изменяются в процессе деятельности. Резко выраженные, устойчивые и активные склонности у детей встречаются не так уж часто. Подросток стоит перед выбором сферы деятельности. Но только практически, в ходе самой деятельности выясняется, подходит она ему или нет. [8, с.146]

Профессиональное самоопределение сегодня — многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать под разными углами зрения. 

Во-первых, как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определённого периода времени. (Социологический подход исходит из запросов общества).

Во-вторых, как процесс принятия решений, посредством которых индивид формирует и оптимизирует баланс своих предпочтений и склонностей, с одной стороны, и потребностей существующей системы общественного разделения труда – с другой. (Социально-психологический подход, предполагающий способы согласования запросов общества и свойств личности). 

В-третьих, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность. (Дифференциально-психологический подход, исходящий из свойств личности).

В возрастной психологии (И.С. Кон) профессиональное самоопределение обычно подразделяют на ряд этапов, продолжительность которых варьирует.

Первый этап — детская игра, в ходе которой ребёнок принимает на себя разные профессиональные роли и “проигрывает” отдельные элементы связанного с ними поведения.

Второй этап — подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии.

Третий этап, захватывает весь подростковый и большую часть юношеского возраста, – предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка, затем с точки зрения его способностей и, наконец, с точки зрения его системы ценностей. Интерес к предмету стимулирует школьника больше заниматься им, это развивает его способности, выявление способности, повышая успешность деятельности и принося признание окружающих, в свою очередь подкрепляет интерес.

Четвёртый этап — практическое принятие решения, собственный выбор профессии., включает в себя два главных компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объёма и длительности необходимой подготовки к нему; выбор конкретной специальности.

Выбор специальности характеризуется многоступенчатостью. Уже к концу IX класса школьники должны сделать выбор между тремя социальными ориентациями: на общее образование, на профессиональное образование, непосредственно на работу. Кроме интересов, способностей и ценностных ориентаций, важную роль в принятии решения играет оценка своих объективных возможностей – материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и т.д. [8, с.148]

Выбор профессии предполагает наличие у школьника информации двоякого рода: о мире профессий в целом и возможностях и требованиях каждой из них; о себе самом, своих способностях и интересах. И той и другой информации старшеклассникам не хватает. Известный социолог В.Н. Шубкин пишет, что в 17 лет в основе отношения к миру профессий лежит заимствованный опыт – сведения, полученные от родителей, знакомых, друзей, сверстников, из книг, кинофильмов, телепередач. Опыт этот обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан. [8, с.149]

Выбор профессии и степень реализации жизненных планов старшеклассников сильно зависят от социальных условий, особенно от общеобразовательного уровня родителей. Чем выше уровень образования родителей, тем больше вероятности, что их дети собираются продолжать учёбу после школы и что эти планы будут реализованы. Следует отметить, что уровень реализации жизненных планов юношами значительно выше, чем девушками. [8, c.150]

Существенные факторы профессионального самоопределения – возраст, в котором осуществляется выбор профессии, уровень информированности молодого человека и уровень его притязаний.

Выбор профессии – сложный и длительный процесс. Здесь существует две опасности: 1. затягивание и откладывание старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов; 2. попытки родителей ускорить, форсировать этот процесс с помощью прямого психологического нажима, которые ведут к росту тревожности, негативистскому отказу от всякого самоопределения, нежеланию вообще что-либо выбирать, уходу в разного рода хобби и т.п. [8, с.151]

Ситуация выбора предмета будущей деятельности благоприятна для педагогического вмешательства уже потому, что позволяет предположить подростку занятия, в скрытом виде содержащие будущую деятельность по выбору профессии. Поэтому интересным представляется рассмотрение процесса выбора предмета будущей деятельности.

а). Первый этап выбора предмета будущей деятельности — наиболее ответственный момент. Новая форма деятельности обогащается соответствующими действиями и целями, внутри неё совершаются различные психические процессы – наступает период устойчивого равновесия. Мотивационный комплекс формирующейся профессиональной деятельности пока отсутствует. [26, с.95]

Выбор предмета будущей  деятельности является, в сущности, внутренней целью личности, и с этой точки зрения его содержание полностью никогда не совпадает с реальным содержанием будущей деятельности, ни с её целями, средствами и условиями развёртывания, ни с мотивами, преобразующимися в ходе этого развертывания. Содержание предмета как цели будущей деятельности не соответствует и поведению субъекта после выбора, поскольку механизм обратной связи корректирует это поведение в соответствии с фактическим положением вещей. Другими словами, выбор предмета есть выбор приблизительного плана деятельности на основе обобщённого прошлого опыта и актуализованного особого состояния неопредмеченных, пока ещё не определившихся потребностей, которым отвечают лишь потенциально возможные, предполагаемые предметы и в которых по выражению А.Н. Леонтьева, предмет потребности жёстко не записан? [26, с.96]

Выбор предмета будущей деятельности — это проявление психической активности в результате интериоризации внешних факторов через мотивационно-потребностную сферу личности. Выбор не должен быть навязан, иначе предмет перестанет быть мотивообразующим, а деятельность – деятельностью. Выбор предмета будущей деятельности может быть основан только на реальном решении личности, принятом добровольно. [26, с.97]

б). На втором этапе первичного мотивообразования происходит преобразование потребности в качество новое состояние – она опредмечивается, становится мотивом деятельности. Этот мотив выполняет в отношении деятельности двойную функцию: побуждает и направляет её. Однако мотив действует не сам по себе. Раз возникнув, он включается в разноуровневую систему мотивационного профиля личности. Вместе с побуждаемой им деятельностью. В начале новой деятельности обобщённый опыт прошлого имеет ведущее значение, определяя характер поведения субъекта. На этом этапе развития деятельности происходит единоборство двух встречных влияний: обобщённого прошлого опыта и опыта актуального, корректирующего обобщение на основе возникшей ситуации. Необходимый перевес достигается “педагогическим манёвром”, психологическая сущность которого состоит в поддержке основного мотива деятельности другими потребностями подростка: в самоутверждении, в самореализации, в самостоятельности и т.п. [26, с.98]

в). На третьем этапе преобладает групповая мотивация, которая характеризуется формированием высокого уровня делового сотрудничества, отношений доверия, требовательности каждого, уверенности в способности группы самостоятельно решать поставленные задачи. Для достижения целей группы необходимо интенсивное развитие самоуправления, различных форм самоорганизации, что и составляет одну из характерных особенностей данного этапа.

мотивационная структура деятельности на этом этапе характеризуется большой значимостью мотивов общественных и индивидуальных по сравнению с мотивом ориентации на группу сверстников. [26, с.99]

г). Высший, четвёртый, этап развития деятельности — этап выраженной коллективистической мотивации. Отличительной особенностью личности, находящейся на этом этапе, становится устойчивое целеполагания по отношению к внешним влияниям. Операционно целевая структура деятельности данного этапа отличается высокой тенденцией к самореализации, ростом числа  ситуационных лидеров, высоким операционально-техническим мастерством многих её участников, способностью рядовых членов группы к целенаправленной деятельности вне групповой поддержки. [26, с.100]

Качественное развитие деятельности достигает на данном этапе своего пика, но не заканчивается на этом, в перспективе открываются новый коллектив, возникший в прежней деятельности является только основой. [26, с.101]

Существует ряд психолого-педагогических причин, обусловливающих важность вопроса о выборе профессии. Каждый человек нуждается в признании окружающих и хочет, чтобы его оценили, ищет одобрения, любви и независимости. Один из способов достичь этого – выбрать такую из профессию, которая выделяла бы его в глазах окружающих и приносила бы ему эмоциональное удовлетворение. Такое отождествление с профессией позволяет человеку найти себя, способствует самореализации и самовыражению. Стремление достичь большего  успеха в профессиональной деятельности является следствием высокого уровня самооценки и способствует утверждению чувства собственного достоинства. От того насколько велик успех подростка в его собственных глазах и в глазах окружающих, зависит степень его удовлетворённости собой и самоодобрения. В юношеских поисках индивидуальности и удовлетворённости собой очень сильна мотивация выбрать профессию, способствующую реализации личности.

Призвание для молодых людей с философским складом ума — это тот единственный путь, который должен привести к достижению главных жизненных целей и осуществлению намерений. Это смысл их существования, та ниша, которую они должны заполнить в этом мире. Если такие подростки поверят, что жизнь имеет смысл и цель, они приложат все свои силы, чтобы обрести этот смысл и достичь этой цели, чему и посвятят своё время, талант и энергию. В том числе и путём выполняемой ими работы. Выбор профессии подразумевает ответ на вопрос не только “Как я буду зарабатывать себе на жизнь?”, но и “Как я собираюсь распорядиться своей жизнью?”

Для подростков, которые хотят посвятить свою жизнь служению людям и улучшению общества, в котором живут, выбор профессии будет зависеть от того, какие социальные потребности покажутся им наиболее важными и какие из них, работая, они смогут лучше удовлетворить. Таким образом они ищут профессию, в которой станут наиболее полезными. Молодые люди, старающиеся быть “практичными”, выбирают такие профессии, которые востребованы на рынке труда, хорошо оплачиваются, интересны и к которым они лучше всего подготовлены. Такой выбор основан прежде всего экономическими мотивами и практическими соображениями, а также личными интересами, занятиями и навыками. Для других молодых людей поиски призвания становятся способом показать окружающим, что они уже выросли, финансово независимы, свободны от родительской опеки и готовы жить самостоятельно. Для них работа – дверь, ведущая в мир взрослых. [31, с.517]

Однако иногда вообще не происходит рационального выбора профессии как такового. Подростки просто берутся за первую попавшуюся работу, за которую хорошо платят, которую порекомендовали друзья; это может быть единственное мест, на которое их приняли и о котором они знают. В таком случае выбор профессии оказывается скорее случайным, чем осознанным. В первое время молодые люди могут быть вполне довольны экономическими и другими благами, приносимыми работой. Только по прошествии некоторого времени они вдруг чувствуют, что несчастливы, не очень приспособлены к выполнению стоящих перед ними задач и жертвуют своей свободой и жизнью ради каких-то сомнительных выводов. У них возникает потребность остановиться, произвести переоценку свои целей, способностей, возможностей и найти, как можно соединить всё это в имеющий смысл, приносящей удовлетворение работе.

Малая часть подростков предпочитает вообще не работать или работать не больше, чем это необходимо. Неприятие ценностей, воплощённых в жизни взрослых, и ценностей общества привело таких молодых людей к мысли, что максимально ограничив свои потребности в деньгах, они смогут вести жизнь простую, но яркую и делать то, что им нравиться.

  Даже при самых благоприятных обстоятельствах выбор профессии становиться всё более трудной задачей, поскольку общество становиться всё более сложным. [31, с.518]

В педагогической литературе нет единой классификации мотивов выбора профессии. В одном случае выделяются такие группы мотивов:

1. общая мотивация;

2. романтика профессий;

3. научно-познавательные мотивы;

4. мотивы общественной значимости профессии;

5. ссылка на пример;

— в другом рассматриваются:

1. осознание перспективности избранной профессии;

2. учебные и внеклассные интересы;

3. желание приносить пользу;

4. влияние родных и знакомых;

— в третьих ставятся:

1. мотивы общественной пользы профессии;

2. мотивы психологического характера;

3. мотивы подражания;

4. внешние признаки профессии;

5. интерес к самой профессии и т.д. [17, с.26]

Е.М. Павлютенков выделяет следующие мотивы выбора профессии:

1. социальные мотивы;

2. моральные мотивы;

3. этические мотивы;

4. познавательные мотивы;

5. творческие мотивы;

6. мотивы связанные с содержанием труда;

7. материальные мотивы;

8. престижные мотивы;

9. утилитарные мотивы. [17, с.59]

 

В каждый момент времени на формирование мотивов человека оказывают влияние социальные факторы. Социальные факторы, влияющие на личность многообразны и находятся в сложной взаимосвязи. На выбор профессии школьниками влияют следующие социальные факторы:

1. настоящее: объективная действительность и условия деятельности, культура общества, групповое сознание и поведение;

2. прошлое: история индивида, его собственный опыт;

3. будущее: тенденции общественного развития, личные цели, уровень притязаний и т.п.

Первое место по силе влияния на профессиональное самоопределение подростков занимает сфера дружеских отношений.

Второе место занимают средства массовой информации (книги, газеты, журналы, кинофильмы, телепередачи). 

Третье место — педагогический коллектив, классный руководитель, затем учителя-предметники, завуч и директор школы. 

Четвёртое место — влияние семьи.

Пятое место — учебные предметы, чем выше успеваемость школьника, тем более сильное влияние оказывают учебные предметы на его профессиональное самоопределение.

Шестое место — внеклассная работа.

Седьмое место — организации.

Восьмое место — общественно-полезный и производственный труд.

Девятое место — внешкольная работа. [17, с.75]

     В результате рассмотрения теоретических основ профориентации, а именно теории возникновения и развития профориентации и её научных основ, а также взаимосвязи профориентации с особенностями подросткового возраста, сделаем следующие выводы.

Профессиональное самоопределение молодого человека понимается в настоящее время большинством авторов как существенная сторона общего процесса развития личности.

Она не сводиться к акту выбора профессии, выступая как содержательный процесс духовного развития личности. Поэтому для построения научной теории профориентации важнейшее значение имеет исследование закономерностей формирования внутренней, психологической основы самоопределения. Последняя не возникает как простая равнодействующая всех внутренних предпосылок, но складывается в процессе непрерывного взаимодействия субъекта с внешним миром. В русле этого взаимодействия человек активно “ищет себя”, руководствуясь сложившимися у него представлениями о себе, своих ожиданиях, своей возможной роли. Выбор профессии, таким образом, неотделим от развития личности в целом. [38, с.5]

Далее в работе перейдём к рассмотрению содержания, методов и социально-педагогических условий профориентированного консультирования. 

 

 

ГЛАВА II .

СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проделанной работы решены задачи исследования по изучению научных и теоретических основ профоиентирования, по рассмотрению особенностей формирования личности подростка, а также мотивов выбора профессии подростками  в первой главе работы. 

Во второй главе описаны: структура работы по профориентационному консультированию; существующие методы и методики профконсультационной работы; представлены результаты исследования влияния профориентационного консультирования на выбор профессии подростками.

Анализ результатов проведённого нами исследования позволяет сделать следующие выводы: 

1. В результате организации профориентационного консультационного воздействия, а также в результате помощи подросткам в ознакомлении со своими способностями, склонностями и интересами, и в постановке реальных целей — процесс выбора профессии подростком проходит наиболее успешно.

2. Включение в учебно-воспитательный процесс определённого нами комплекса методик, способствует более успешному выбору профессии подростком. 

3. Эффективность работы по профориентационному консультированию обусловлена обеспечением социально-педагогических условий в школе и использованием различных форм и методов профориентации.

4. Профориентация подростков перемещает акцент с общего знакомства с миром труда на конкретные варианты выборов. На этом этапе важно решать как когнитивные задачи (справочно-информационные, помощь в самопознании, планировании и выборе), но и формировать морально-эмоциональную устойчивость подростка, готовя его к возможным конкретным трудностям в ходе подготовки и реализации своих профессиональных намерений. Одновременно необходимо оказывать помощь учащимся в поиске смыслов предстоящих жизненных и профессиональных выборов, а также не отказываться от обсуждения сложных ценностно-нравственных и морально-правовых проблем. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абрамова Г.С. Возростная психология М., 1997.

2. Ахметжанова Г.В. Формирование мотивации школьников к педагогической профессии. Тольятти, 1997.

3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М. — Воронеж, 1995.

5. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.

6. Воробьёва А.И., Петровский В.А., Фельдштейн Д.И. Психологическая роль и место подростка в онтогенезе. М., 1987.

7. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М., 1989.

8. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., «Просвещение», 1979.

9. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., «Просвещение», 1980.

10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1996.

11. Купцов И.И. Психологическая характеристика интеллектуально-волевых действий школьников в учебной деятельности. — Рязань, 1992.

12. Максимов В.Г. Профессиональная ориентация школьников. — Чебоксары, 1988.

13. Маклаков А.Г. Общая психология. — М., 2000.

14. Методологические и теоретические проблемы всеобщей профессиональной подготовки молодёжи. — М., 1991.

15. Немов Р.С. Психология. — М., 1995.

16. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории; факты; проблемы. — М., 1995.

17. Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии. — Киев, 1980.

18. Петрова А.С. Профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных школ на обучение в юридических учебных заведениях МВД России. — Тюмень, 2001.

19. Практикум по психодиагностике. — М. МГУ., 1992.

20. Практикум по возрастной психологии. — СПб. «Речь», 2001.

21. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М., 1982.

22. Профессиональная ориентация молодёжи. — М., 1989.

23. Профессиональная диагностика школьников. — Самара, 1988.

24. Профессиональная ориентация в социалистическом обществе. — М., «Экономика» 1979.

25. Профессиональная ориентация учащихся. — М. «Просвещение», 1983.

26. Психология современного подростка / под ред. Д.И. Фельдштейна. — М., 1987.

27. Психологические средства выявления особенностей личностного развития подростков и юношества. — М., 1990.

28. Психологическая диагностика детей и подростков. — М., 1995.

29. Психологические тесты / под ред. Карелина. — М., 1999.

30. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1998.

31. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб., 2000.

32. Реан А.А. Коломинский Я.П. Социальная педагогическая психология. — СПб., 1999.

33. Саруханов Э.Р. Проблемы управления профессиональной ориентацией. — Л. 1991.

34. Формирование личности старшеклассника. — М., 1989.

35. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. — М., 1986.

36. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М., 2001.

37. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. — Ярославль, 1991.

38. Шавир Л.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. — Тюмень, 1980.

39. Школа и производство // Арефьев И.П. Профориентация  учащихся в «Технологии»., №4, 2001.

40. Школа и производство // Пряжников Н.С. Формирование «психологических тылов» у старшеклассников., №3, 1999.

Приложение 1

 

 

Тест профессиональных интересов (Голланд)

 

 

     
 


   %                                                                                             %               

100                                                                                          100             

90                                                                                             90

80                                                                                             80                

70                                                                                             70               

60                                                                                             60               

50                                                                                             50           

40                                                                                             40                 

  30                                                                                             30           

20                                                                                             20                

   10                                                                                             10               

                                                                                                                                

     0        янв. февр. март апр.                                          0       янв. февр. март апр.                                                                                                           

 

 

                          а.                                                               б.

 

Рисунок 1.

 

 

Контрольная группа:

Дифференцированность личности – 41% февраль

                                                                                 – 48% апрель                                                                                

 

 

Экспериментальная группа:

Дифференцированность личности – 43% февраль

                                                                                 – 63% апрель

 

 

Приложение 2


Самооценка способностей

 

Контрольная группа:

Экспериментальная группа:

 

февраль апрель февраль Апрель высокая – 35% высокая – 37% высокая – 34% высокая – 40% средняя – 18% средняя – 21% средняя – 20% средняя –36% низкая – 47% низкая – 42% низкая – 46% низкая – 24%

 

 

                                                                                                       

 

 

Приложение 3

 

Приложение

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональная ориентация — это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение; развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности — игровой, познавательной, трудовой (профессиональная активизация); профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор (подбор); профессиональная адаптация и профессиональное воспитание. [7, с.15]

Существование проблемы профессионального самоопределения связано с противоречием между системой внешних стимулов, характеризующих современную практику работы школ и системой реально действующих мотивов старшеклассников. [2, с.5]

Главное в формировании мотивационной сферы школьников не в том, что они формально овладели моральными ценностями, заключёнными в требованиях общества, нормах и правилах поведения и т.п., а в осознании этих требований, норм и правил, образовании на их основе индивидуальной убеждённости, обеспечивающей социальную активность, деятельную позицию каждого школьника по отношению к своему будущему. Итак, только наличие сформированной потребности в овладении конкретной предметной деятельностью, конкретным видом труда делает выбор профессии мотивированным и образует механизм сознательного выбора профессии. [17, с.13]

В исследованиях  и практических разработках по профориентации с середины прошлого века до наших дней, особенности человека характеризовались исходя из требований профессии, а не из природы индивидуальности: обладает ли человек тем мышлением, которое нужно профессии, тем вниманием и памятью, моторикой, скоростью реакции. То есть отношение “человек — профессия” анализировалась только в направлении от профессии к человеку; на этом строились отбор и профессиональная тренировка. Понятия и термины, которые характеризовали бы индивидуальные особенности, как природные, так и приобретённые человеком до вступления в данную профессию и независимо от неё, популярностью не пользовались.

Выбор профессии долгое время рассматривался как поиск соответствия между требованиями профессии и индивидуальностью. Такой подход стали называть “диагностическим” и отнесли к разряду директивных форм профконсультации и профориентации. [28, c.138]

При этом полностью игнорировался тот факт, что мир профессий чрезвычайно динамичен, изменчив, и требования, предъявляемые или к человеку, неуклонно меняются. И, наряду с этим, сама индивидуальность человека так же рассматривается, как нечто застывшее и неизменное, раз и навсегда заданное и связанное с профессиональными требованиями. [28, с.139]

В настоящее время экономической и политической нестабильности в обществе, человек вынужден полагаться на самого себя, необходимо быть мобильным и гибким, способным быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой специальности и определять свою пригодность к ней. Незнание содержания профессиональной деятельности и соответственно неудовлетворённость полученной специальностью, в свою очередь, является одной из причин текучести кадров, низкой производительности труда, смены трудовой деятельности.

Осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста. Необходимость организации эффективного профессионального консультирования направленного на помощь подростку в осознанном выборе профессии,  отвечающей общественным и личностным требованиям, делает эту проблему актуальной.

Профессиональная ориентация учащихся была и остаётся важной задачей школы. На деле всё обстоит иначе. Профориентационная работа если и проводится, то чаще всего от случая к случаю. Ликвидированы кабинеты профориентации, распались связи с предприятиями. В результате неграмотной профконсультационной работы или отсутствия таковой вообще, профессиональное самоопределение выпускников школ происходит зачастую стихийно.

Основное противоречие состоит в том, что несмотря на то, что вопрос профориентации изучен достаточно подробно, существует множество методик по выявлению способностей к той или иной профессии, зачастую профориентационная и профконсультационная работа осуществляется в отрыве от реальной потребности в рабочей силе и не способствует развитию навыков самостоятельного выбора профессии. Это противоречие обусловлено недостаточной обеспеченностью педагогической практики: нормативными документами; методической литературой; обменом конкретным опытом профориентационной работы.

Наличие данного противоречия определяет цель работы:

изучение влияния профессионального консультирования на выбор подростками профессии.

Объект — процесс профориентационной работы с подростками.

Предмет — содержание, методы и условия профессионального консультирования, направленного на выбор профессии подростками.

Гипотеза исследования. Профориентационная работа с подростками будет эффективнее, если:

— определить, выявить оптимальные социально-педагогические условия для самостоятельного профессионального выбора подростков;

— организовать консультационное воздействие, направленное на поддержку подростка в выборе профессии;

— оказать помощь подростку в ознакомлении со своими способностями, возможностями и в постановке реальных целей в выборе профессии с использованием принципа мотивационного обеспечения.

Задачи исследования:

— изучить научные и теоретические основы профориентирования;

охарактеризовать возрастные особенности старшеклассников и их взаимосвязь и влияние на выбор подростками профессии, а так же дать определение основным характеристикам влияющим на выбор профессии: цели и идеалы, временная перспектива, специфика целеполагания, воля, самоопределение, самооценка, жизненные планы.

— рассмотреть особенности формирования мотивационной сферы личности, потребностей, мотивов и целей, а также определить мотивы выбора профессии;

— описать структуру профориентационного консультирования и профессиональной диагностики;

— исследовать влияние профориентационного консультирования на выбор подростками профессии.

Методологические основы исследования составили:

— социально-экономические, теоретические и научные подходы к профориентации (Калугин Н.И., Крупская Н.К., Луначарский А.В., Максимов В.Г., Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Шацкий С.Т.);

— личностно-ориентированный подход, рассматривающий взаимосвязь возрастных особенностей с выбором профессии подростком (Абрамова Г.С., Божович Л.И., Воробьёва А.И., Кон И.С., Немов Р.С., Обухова Л.Ф., Петровский В.А., Фельдштейн Д.И. и др.);

— этапно-уровневый подход к формированию мотивационной структуры ребёнка и формированию мотивов профориентации (Ахметжанова Г.В., Купцов И.И., Леонтьев А.Н., Максимов В.Г., Мудрик А.В., Немов Р.С., Павлютенков Е.М., Реан А.А., . Чирков В.И и др.);

— системный подход в решении проблемы профориентации (Захаров Н.Н., Сазонов А.Д., Симоненко В.Д.).

Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы:

— теоретические: междисциплинарный анализ и синтез методологической, педагогической, психологической литературы по вопросам профессиональной ориентации подростков, инструкций и методических рекомендаций по проблемам исследования;

- эмпирические: анкетирование, интервью, тестирование, методы профессионального консультирования;

— статистические методы обработки экспериментальных данных, графи

ческое представление результатов.

Научная новизна исследования: выделены и экспериментально созданы эффективные социально-педагогические условия для подростков в выборе профессии, определён комплекс методик, способствующий теоретической, практической готовности к выбору профессии старшеклассниками, доказана возможность и необходимость влияния профессионального ориентирования для подготовки старшеклассников в выборе профессии.

Практическая значимость работы состоит в том, что: организовано на практике профессиональное консультирование направленное на помощь подростку в самоопределении при выборе профессии и рассмотрено его влияние на постановку реальных целей и осознание подростком своих способностей для освоения профессии. оптимальные социально-педагогические условия для самостоятельного решения проблем профориентации подросткам; организованно активизирующее консультационное воздействие.

Опытно-экспериментальная база исследования: средняя общеобразовательная школа №3 г. Кинеля.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

 

ГЛАВА I .

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Дата: 2019-05-29, просмотров: 196.