Слушатель 2 взвода 5 курса очного отделения
Научный руководитель: профессор кафедры УИП,
Доктор юридических наук
Рецензент: Дуюнов В.К.
САМАРА
Оглавление
Введение
Глава I. История и становление подразделений конвоирования
1.1 Образование и становление службы конвоирования в России
1.2 Служба конвоирования в Советский период
1.3 Служба конвоирования на современном этапе развития
Глава II. Организационно-правовая основа деятельности службы конвоирования
2.1 Понятие, правовое регулирование обеспечения конвоирования осужденных
2.2 Правовое регулирование положения осужденных к лишению свободы
2.3 Методика работы подразделений конвоирования
Глава III. Проблемы и пути совершенствования обеспечения конвоирования осужденных к лишению свободы
3.1 Проблемы кадрового обеспечения подразделений охраны
и конвоирования исправительных учреждений
3.2 Материально-технические особенности и проблемы обеспечения конвоирования осужденных к лишению свободы
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
Изучая проблематику реформирования и функционирования уголовно исполнительной системы стоит представить функционирование ее составляющих, в нашей работе отражена деятельность одного из элементов структуры УИС, это подразделение по конвоированию, практическая работа данного подразделения представлена в нашей дипломной работе.
Целью исследования является изучение и сравнение системы конвоирования России на различных этапах ее существования и ее реформирование.
Данная цель ставит перед исследованием следующие основные задачи:
Рассмотрение понятия службы конвоирования и ее структуры.
Анализ исторического развития службы конвоирования.
Рассмотрение результатов реформирования и разработка предложений по совершенствованию службы конвоирования.
Рассмотрение работы подразделений по конвоированию.
Научная литература широко рассматривает функционирование УИС и ее органов исполняющих основные задачи - исполнение приговора суда; обеспечение процесса исправления осужденных; предупреждение преступлений.
Объект исследования. Специальные подразделения по конвоированию уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказания России в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, по плановым (сквозным) железнодорожным, автомобильным, водным и воздушным маршрутам, выполнения задач встречного, особого и эшелонного конвоирования, а также действий караулов и служебных нарядов при чрезвычайных обстоятельствах. Для выполнения задач по конвоированию осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказания создаются специальные подразделения по конвоированию. Типовая структура и штаты подразделений по конвоированию утверждаются ГУФСИН России и могут иметь управления, отделы, отделения. Руководство специальными подразделениями по конвоированию осуществляет ГУФСИН России, начальники территориальных органов УИС лично, а также через своих заместителей, начальники подразделений по конвоированию.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем выводы могут использоваться для дальнейшей разработки проблемы, связанной с охраной и конвоированием осужденных, находящихся в местах лишения свободы.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть применены для совершенствования законодательства и ведомственных нормативных актов в области служб конвоирования осужденных.
Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составляют общетеоретические методы научного познания. Автором использовались конкретно-исторический, сравнительно-правовой и конкретно-социологический методы исследования.
Нормативную базу составили Конституция России, действующее уголовное и уголовно-исполнительное законодательство, а также административное законодательство, международно-правовые акты в области прав человека и т.д.
Теоретическую основу исследования составляют работы по уголовному и уголовно-исполнительному праву, истории и теории государства и права.
Рассмотрение темы обеспечения конвоирования осужденных к лишению свободы в системе исполнения наказаний представляется крайне актуальным и значимым. Важность рассмотрения данной темы подтверждается также и тем, что надежное конвоирование заключенных - это и безопасность для общества и государства.
Степень разработанности темы исследования. Надо отметить, что рассматриваемой теме посвящено крайне мало научных трудов и разработок. Тем не менее, необходимо отметить таких авторов как Баранов В.И., Зубков А.И., Калинин Ю.И., Сысоев В.Д., Тимофеев В.Г., Ялунин В.У., которые внесли неоценимый вклад в изучение рассматриваемой темы.
Учитывая, недавно произошедшие перемены в подведомственности осуществления конвоирования осужденных, раскрытие вопросов темы представляется особенно интересным.
Научная новизна. Настоящая работа имеет своими задачами и целями раскрытие вопросов правового регулирования конвоирования осужденных к лишению свободы, а также рассмотрение проблем правоприменительной практики, исследование кадрового и материально-технического потенциала подразделений УИС по конвоированию осужденных.
На наш взгляд практическое применение всех требований к работе и исполнению служебных обязанностей сотрудников подразделений конвоирования УИС позволяет, не только качественно выполнять свои непосредственные обязанности по конвоированию, но пополнять свои знания за счет усиленного изучения сотрудниками положений, и контроля производимого непосредственно начальствующим составом, что дает представление о качестве выполнения своих обязанностей и служебного долга.
Образование и становление службы конвоирования в России
Централизация функций по управлению системой исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы в Главном тюремном управлении сопровождалась существенными изменениями его внутренних организационных структур. В частности законом от 13 июля 1880 года к ГТУ была присоединена инспекция по пересылке арестантов; законом от 15 июня 1887 года учреждена тюремная стража, законом от 4 ноября 1896 года - конвойные команды[1].
Служебные обязанности тюремной стражи ограничивались как внутренним надзором за арестантами, так и внешним окарауливанием мест заключения. Несение же конвойной службы при арестантах всех ведомств возлагалось на конвойную стражу, функции которой, порядок организации и несения службы регламентировались Уставом конвойной службы, утвержденным царским указом в июне 1878 года. В организационном плане конвойная стража состояла из конвойных команд, которые, в свою очередь, в зависимости от внутренней организации, подразделялись на следующие категории:
команды, имеющие особых начальников из штаб - и обер-офицеров, пользующихся правами командиров отдельных батальонов;
команды, не имеющие особых начальников из офицеров: а) в местностях, где имеются уездные военные начальники, этим должностным лицам и б) в местностях, где нет уездных военных начальников, начальникам местных команд, расположенных в одном пункте с конвойными командами.
В строевом и хозяйственном отношении конвойные команды находились в ведении начальников местных бригад и подчинялись, на общем для войск основании, начальникам гарнизонов и комендантам.
Организация и общее руководство пересыльной частью арестантов возлагались на начальника Главного тюремного управления. Что касается организации конкретной работы по обеспечению выполнения функций конвойной службы, то все конвойные команды находились в подчинении Главного инспектора по пересылке арестантов, в обязанности которого вменялись: контроль за несением конвойной службы конвойными командами; личное инспектирование и ревизия делопроизводства конвойных команд в части законного их пользования. При Главном инспекторе по пересылке арестантов в качестве его порученцев стояли старший и младший штаб - офицеры и обер-офицер[2].
Во время несения службы по сопровождению и окарауливанию арестантов конвойные воинские чины приравнивались к чинам военного караула.
Согласно Уставу конвойной службы, в обязанности службы конвойных команд входило:
сопровождение арестантов всех ведомств по железным дорогам водным путям сообщения и пешим трактам;
сопровождение лиц, пересылаемых при этапных партиях;
сопровождение арестантов при следовании от мест заключения гражданского ведомства к станциям железных дорог, пароходным пристаням и обратно;
сопровождение арестантов в районе городов из мест заключения гражданского ведомства в судебные учреждения, к судебным и военным следователям, к должностным лицам, производящим расследование по уголовным делам, и в другие присутственные места;
сопровождение отдельно от других арестантов лиц, содержащихся лиц, содержащихся под стражей штаб - и обер-офицеров и гражданских чинов военного ведомства, стоящих на действительной службе; содержащихся под стражей отставных или состоящих в запасе офицеров, не лишенных по суду этого звания; приговоренных к заключению в крепости; душевнобольных арестантов;
сопровождение арестантов гражданского ведомства при высылке их на работы вне тюремной ограды;
содействие тюремному начальству при производстве обысков в местах заключения гражданского ведомства;
содействие тюремному начальству при прекращении беспорядков среди арестантов в местах заключения гражданского ведомства;
наружная охрана мест заключения гражданского ведомства: в виде постоянной меры - при условии увеличения штатной численности соответствующих конвойных команд и в исключительных случаях, в виде временной меры, с разрешения командующих войсками в округах.
В этих пунктах, где постоянные конвойные команды не были организованы, исполнение конвойной службы возлагалось, по распоряжению военно-окружных начальников, на расположенные в этих пунктах части гарнизона.
Заключение
Конвоирование осужденных к лишению свободы имеет большое значение не только при практическом применения норм уголовно-исполнительного законодательства в исполнении наказаний, но и в свете соблюдения норм международного законодательства об обращении с заключенными.
Интеграция России в международное сообщество, декларация приоритета общечеловеческих ценностей и закрепление их в Конституции Российской Федерации потребовали нового подхода к организации и содержанию социальной политики государства. Известно, что российская государственная социальная политика включает, наряду с другими направлениями, цели и задачи социальной политики в отношении осужденных к различным видам наказаний. Эти проблемы являются составной частью уголовно-исполнительной политики нашего государства.
Несмотря на то, что Россия не может и не должна копировать модели социальной политики других стран в отношении осужденных, мировой опыт в этой области - один из важнейших источников новых немаловажных идей. Обмен опытом в социальной сфере исполнения наказаний является неотъемлемой частью международного пенитенциарного сотрудничества, в том числе и в области социального обеспечения осужденных к лишению свободы.
Следует отметить, что действующее в нашей стране уголовно-исполнительное законодательство в целом соответствует требованиям, сформулированным в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными и в других международных пактах, а в ряде случаев оно значительно прогрессивнее. Это прежде всего относится к образованию и профессиональной подготовке осужденных.
Вместе с тем при решении вопросов приведения уголовно-исполнительного законодательства в соответствие с международно-правовыми актами необходимо учитывать, что международные акты не являются нормативными актами прямого действия, они соответствующим образом должны быть трансформированы в уголовно-исполнительном законодательстве.
Указом Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 года №1100 "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" уголовно-исполнительная система была передана в ведение Министерства юстиции Российской Федерации, кроме того, предусматривалось ее поэтапное реформирование с целью решения проблем соблюдения прав человека в местах лишения свободы.
Несмотря на то, что процесс передачи уголовно-исполнительной системы в ведение Министерства юстиции Российской Федерации не потребовал дополнительных затрат средств федерального бюджета, ситуация, в которой вынуждены строить свою работу организации уголовно-исполнительной системы, остается крайне сложной.
О критическом положении в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации неоднократно говорилось в постановлениях Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, где указывалось, что недостаток средств не дает возможности обеспечить условия содержания осужденных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и норм международного права. Было также отмечено, что обязательства, данные при вступлении России в Совет Европы, по безотлагательному улучшению условий содержания осужденных в тюрьмах и охране их прав в период отбывания наказания, в том числе прав трудовых и социальных, не выполняются.
В октябре 1998 года Коллегия Генеральной прокуратуры Российской Федерации с участием представителей заинтересованных министерств и ведомств, правозащитных организаций, рассмотрев положение с соблюдением законов о медицинском обеспечении осужденных, отметила, что уровень медицинского обслуживания в учреждениях уголовно-исполнительной системы не гарантирует лицам, лишенным свободы, реализацию конституционного права на получение медицинской помощи, охрану здоровья и жизни. Здесь же было отмечено, что в исправительных колониях не созданы условия содержания, отвечающие санитарно-гигиеническим нормам и международным стандартам, которые наша страна обязалась соблюдать, ощущается острая нехватка лекарств и продуктов питания.
Положения концепции реформирования уголовно-исполнительной системы, которая рассмотрена и в основном одобрена Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации (заключение от 20 августа 1999 года №23), а также коллегией ФСИН России, направлены прежде всего на наиболее полное обеспечение прав и законных интересов осужденных и приведение процесса исполнения наказаний в соответствие с международными нормами и стандартами, повышение социальной эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы. Концепцией реформирования УИС Российской Федерации предусматривается прежде всего создание условий и порядка исполнения наказаний, обеспечивающих социально-правовую защиту осужденных, обеспечение их конституционных прав в период отбывания наказания, в том числе трудовых и социальных прав, а также обеспечение необходимых условий для внедрения в практику УИС зарубежного опыта пенитенциарной деятельности и требований международных стандартов.
Безусловно, опыт международного пенитенциарного сотрудничества в области социального обеспечения осужденных к лишению свободы представляет определенный профессиональный интерес. Тем более что именно на основании норм основных международных документов будут и в дальнейшем определяться основные направления социальной политики в отношении осужденных к лишению свободы в России.
Отметим, однако, и положительные тенденции в рассмотренной теме. Например, в системе исполнения наказаний в настоящее время очень результативно решается проблема кадров, и если в 2004 г. на службу было принято 29 тыс. новых сотрудников, то уже скоро прием сотрудников будет осуществляться только по конкурсу
Что касается иных вопросов конвоирования осужденных, то следует отметить, что решение многих проблемных вопросов в рассмотренной сфере будет зависеть не только от полноты и объема финансирования уголовно-исполнительной системы России, но и от степени разработанности нормативно-правовых актов, которые будут регламентировать дальнейшую деятельность спецподразделений по конвоированию ФСИН России. Ведь при отсутствии нормальной правовой базы соответствующего подразделения УИС даже при наличии высококвалифицированного персонала справиться с поставленными задачами будет трудно.
Следовательно, наличие правовой защищенности и технической оснащенности учреждений исполнений наказания, решение вопросов конвоирования осужденных зависит, в том числе, и от здоровой экономики и сильного независимого государства.
Библиографический список
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Проспект, 2000.
2. Первая Советская Конституция РСФСР, принятая 10 июля 1918 г.
3. Уголовный кодекс 1922 г.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации.
5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.
6. Исправительно-трудовой кодекс (ИТК) РСФСР, 16 октября 1924 г.
7. Исправительно-трудовой кодекс, 1 августа 1933 г.
8. Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
9. Федеральный закон от 8 января 1997 г. "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации".
10. Федеральный закон от 20 июня 2000 г. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации".
11. Полный свод законов Российской Империи. С. - Пб., 1911.
12. Указ Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 г. № 1100
13. Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 1998 г. № 904
14. Указ Президента РФ от 17 сентября 1998 г. №1116 "О некоторых мерах по реформированию внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. №38. Ст.4784.
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 г. № 89 "Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему".
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1999 г. № 199 и совместный приказ МВД и Минюста России от 28 мая 1999 г.
17. Постановление Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. №366 "О порядке и условиях выполнения учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу" // СЗ РФ. 1999. №15. Ст.1818.
18. Постановление Народного комиссариата юстиции РСФСР от 30 января 1918 г. "О тюремных рабочих командах".
19. Постановление "Об освобождении некоторых категорий заключенных" 6 ноября 1919г.
20. Постановление ЦК КПСС от 12 марта 1954 г. "Обоснованных задачах Министерства внутренних дел СССР"
21. Постановление ЦК КПСС от 10 июля 1954 г. "О мерах улучшения работы исправительно-трудовых лагерей и колоний МВД СССР".
22. Постановление Совета Министров СССР от 10 июля 1954 г.
23. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25 октября 1956 г. "О мерах по улучшению работы Министерства внутренних дел СССР".
24. Приказ Минюста России от 24 марта 1999г. №56 "О мерах по реализации Федерального закона от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ"
25. Приказ Минюста России и МВД России от 07.12.01 №327/1066 "Об организации обеспечения и управления специальными и иными перевозками в УИС Министерства юстиции РФ".
26. Приказ Минюста России от 26.02.01 №26 "Об организации планирования и командировок в УИС".
27. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 25 ноября 2000 г №346/1205 дсп "Об утверждении Наставления по служебной деятельности специальных подразделений по конвоированию уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации". Текст Приказа получен по рассылке.
28. Приказ Минюста РФ 12 ноября 1998 г. №7 "Об утверждении Инструкции о порядке ввода усиления службы по охране исправительных учреждений, их объектов и при конвоировании осужденных". Текст Приказа получен по рассылке.
29. Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР, Приказ МВД СССР от 17 июля 1954 г.
30. Положение Советом Министров СССР об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах Министерства внутренних дел СССР, декабрь 1958 г.
31. Общая тюремная Инструкция, утвержденная министром юстиции, сенатором А. Хвостовым 28 декабря 1915 г.
32. Временная инструкция Народного комиссариата юстиции РСФСР от 23 июля 1918 г. "О лишении свободы, как о мере наказания, и о порядке отбывания такового".
33. Временная инструкция о режиме содержания заключенных в исправительно-трудовых лагерях НКВД СССР, 2 августа 1939 г.
34. Единая Временная инструкция о режиме содержания заключенных в штрафном изоляторе в ИТЛ и ИТК НКВД СССР, утвержденная НКВД СССР 2 ноября 1940 г.
35. Общая тюремная инструкция 1831 г. Российского государства.
36. Наставление по организации снабжения, хранения, учета и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации утвержденное приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 19.11.2001г. №305
37. Наставление по служебной деятельности специальных подразделений по конвоированию уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации утвержденное приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25 ноября 2000 г №346/1205.
38. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (утверждены ООН 30 августа 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-ом пленарном заседании 31 июля 1957 г) // Советская юстиция. 1992. №2.С. 19.
39. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. № 17.
40. Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 33, ст.1316.
41. Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст.2964; 1998, № 16, ст.1796; № 30, ст.3613; 2000, № 26, ст.2730. Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 2, ст. 198; 1998, № 30, ст.3613; 1999, № 12, ст.1406.
42. Устав о содержащихся под стражею (1890 г. с изменениями 1906, 1908 и 1909 гг.).
43. Устав о ссыльных издания 1909 г.
44. Устав конвойной службы. С. - Пб., 1907г.
45. Устав трудовых земледельческих колоний для лишенных свободы, утвержденный 12 августа 1919 г.
46. Перечень уголовных наказаний и видов наказаний, определенных Законом от 11 декабря 1879 г.
47. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) РСФСР, апрель 1919 г.
48. Декрет ВЦИК от 21 марта 1919 г. и постановление ВЦИК от 17 мая 1919
49. ЦГАОР. Ф.122. Оп.1. Ч.1. Делопроизводство 1. Д.685.
50. ЦГАОР. Ф.7420. Оп.2. Д.361.
51. ЦГАОР. Ф.122. Оп.1. Ч.1. Делопроизводство 1. Д.138.
52. Материалы Народного комиссариата юстиции РСФСР. Вып. XVII.М., 1922г.
53. Директива НКВД СССР от 7 октября 1942 г.
54. Учебно-методическая литература:
55. Александров Ю., Целмс Г. Нас здесь хоть кормят досыта // Новые известия. 2002.2 марта.
56. Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2000. N° 2.
57. Гернет М.Н. История царской тюрьмы. Т.1.М., 1941.
58. Детков М.Г. Содержание карательной политики Советского государства и ее реализация при исполнении наказания в виде лишения свободы в 30-50-е годы. Домодедово, 1992.
59. Жуков В. (начальник Управления конвоирования и спецперевозок ГУИН Минюста России). Служба конвоирования: перевезено более двух миллионов осужденных и осужденных под стражу // Ведомости УИС. 2000. №2.
60. Информационно-аналитический журнал Ведомости уголовно-исполнительной системы. Спецвыпуск. 1999.
61. Карпец И.И. Проблемы исполнения уголовных наказаний, исправление и перевоспитание осужденных. Научная информация по вопросам борьбы с преступностью. - М., 1986.
62. Колесов Ю.И. Органы и учреждения юстиции РФ/Серия "Учебники и учебные пособия". - Ростов н/Д: Феникс, 2002.
63. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации/Под общ. ред. С.В. Степашина. - М.: Юристъ, 2001.
64. Курицын В.М. Переход к НЭПу и революционная законность. М., 1972.
65. Международная научно-практическая конференция "Система подготовки кадров для УИС России на пороге XXI века: итоги и перспективы". - Рязань, 2000.
66. Белунов П. Организация службы конвоирования по воздушным маршрутам в УИН Минюста России по г. Москва // Ведомости уголовно-исполнительной системы // №1, 2005.
67. Поддубный В.К., Панкратов Д.В. Система подготовки кадров для УИС России на пороге XXI века: итоги и перспективы // Право и политика. 2000. №11.
68. Пономарев П.Г. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и национальные варианты их реализации. - Рязань: РВШ МВД РФ, 1994.
69. Проблемы совершенствования подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы России. Материалы научно-практического семинара, состоявшегося 6-8 апреля 1995 г. в Рязани / Под общ. ред.П.Г. Мищенкова. Рязань, 1996.
70. Региональный доклад. Ростовская область. - Р-н-Д., 2002.
71. Рыбак М.С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики. - Саратов: СГАП, 2001.
72. С. Иванов. Методика работы Управления, отделов и подразделений конвоирования. // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2003. №1.
73. Сизый А.Ф. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и проблемы их реализации. Учебно-методическое пособие. - Рязань: РИПЭ МВД РФ, 1996.
74. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Т.2 С. - Пб., 1902.
75. Таганцев Н.С. Уголовное уложение 22 марта 1903 г. Статьи. Введенные в действие. С. - Пб., 1911.
76. Уголовно-исполнительное право России. Учебник для юридических вузов и факультетов. А.И. Зубков. - М.: Издательская группа ИНФРА-М- НОРМА, 1997.
77. Уголовно-исполнительное право. Общая часть: Учебник/Под. общ. ред. Ю.И. Калинина. - Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2001.
78. Чайка Ю.Я. Выступление на правительственном селекторном совещании с главами исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Преступление и наказание - 2001. № 1.С. - Пб.
79. Эстрик А., Трахирев В. Развитие советской исправительно-трудовой системы как части советской уголовной политики // От тюрем к воспитательным учреждениям. М., 1934.
80. Ялунин В.У. УИС: итоги и перспективы // Ведомости УИС 2000. №2.
Приложения
Приложение № 1
Приложение № 2
|
Приложение № 3
Схема №3. Подготовка сил и средств
Приложение № 4
Учебно-методические сборы с НК, ПНК, специалистами ТСО, кинологической службы | Заключение договоров с пароходством, Управлением гражданской авиации на конвоирование |
Занятия с сотрудниками по изучению ухищрений осужденных для совершения побегов, особенностей несения службы, действий караула при осложнении обстановки, порядка эксплуатации ТСО и транспортных средств, правил техники безопасности | Переработка маршрутных расписаний, внесение необходимых изменений в служебные документы караулов по конвоированию |
Уточнение системы охраны, планов охраны, планов действий при ЧО | Организация с появлением снежного покрова, обучения сотрудников действовать в составе резервной группы на лыжах, проведение занятий по предупреждению обморожений |
Проверка исправности, техническое оборудование и ремонт вооружения, спецтехники, средств связи, ТСО и транспортных средств | Подготовка специальных вагонов, спецавтомобилей, постовой одежды и обуви к эксплуатации, принятие мер к всестороннему обеспечению подразделений по конвоированию |
Схема №4. Подготовка к несению службы в зимних и летних условиях
Приложение № 5
|
Приложение № 6
Схема № 6. Организация контроля за службой караулов
Приложение № 7
Приложение № 8
Схема №8. Распределение штатной численности персонала территориальных органов УИС по службам
[1] ЦГАОР, Ф 7420. оп.1, Д 12.
[2] ЦГАОР, Ф 122. оп.1, ч.1, Делопроизводство 1, Д 77, с.31.
[3] ЦГАОР, Ф 122. оп.1, ч.1, Делопроизводство 1,Д 6592, с.153, 155.
[4] ЦГАОР, Ф 25873. оп.1, Д 2125, с.24-27.
[5] ЦГАСА, Ф 32032. оп.1, Д 38, с..
[6] ЦГАСА, Ф 40, оп.1, Д 24, с.183.
[7] ЦГАОР, Ф 7420. оп. 1, Д 122, с.7-8.
[8] ЦГАОР, Ф4042. оп.2, Д 502, с.10.
[9] См.: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 25 ноября 2000 г №346/1205 дсп «Об утверждении Наставления по служебной деятельности специальных подразделений по конвоированию уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации». Текст Приказа получен по рассылке.
[10] См.: Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. С.В.Степашина. - М.: Юристъ, 2001. С. 179.
[11] См.: Приказ Минюста РФ 12 ноября 1998 г. №7 «Об утверждении Инструкции о порядке ввода усиления службы по охране исправительных учреждений, их объектов и при конвоировании осужденных». Текст Приказа получен по рассылке.
[12] Наставление по служебной деятельности специальных подразделений по конвоированию уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации утвержденное приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25 ноября 2000 г №346/1205.
[13] См Приложение № 7. Схема №7
[14] См. Приложения № 1,2. Схема №1,2
[15] С. Иванов. Методика работы Управления, отделов и подразделений конвоирования. // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2003 .№1.
[16] Приказ Минюста России и МВД России от 07.12.01 №327/1066 «Об организации обеспечения и управления специальными и иными перевозками в УИС Министерства юстиции РФ».
[17] См. Приложение № 6. Схема №6.
[18] Приказ Минюста России от 29 декабря 2001 г. № 274
[19] Наставление по организации снабжения, хранения, учета и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации утвержденное приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 19.11.2001г. №305
[20] См. Приложение № 5. Схема №5.
[21] С. Иванов. Методика работы Управления, отделов и подразделений конвоирования. // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2003 .№1.
[22] См. Приложение № 7. Схема №7
[23] Приказ Минюста России от 26.02.01 №26 «Об организации планирования и командировок в УИС».
[24] П. Белунов. Организация службы конвоирования по воздушным маршрутам в УИН Минюста России по г.Москве //Ведомости уголовно-исполнительной системы// №1,2005.
[25] См. Приложения № 3,4. Схема №3,4
[26] С.Иванов. Методика работы Управления, отделов и подразделений конвоирования. // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2003 .№1.
[27] См. Приложения № 3,4. Схемы №3,4
[28] См.: Указ Президента РФ от 17 сентября 1998 г. №1116 «О некоторых мерах по реформированию внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. №38. Ст. 4784.
[29] См.: Постановление Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. №366 «О порядке и условиях выполнения учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу» // СЗ РФ. 1999. №15. Ст. 1818.
[30] См.: Поддубный В.К., Панкратов Д.В. Система подготовки кадров для УИС России на пороге XXI века: итоги и перспективы // Право и политика. 2000. №11. С. 32.
[31] См.: Ялунин В.У. УИС: итоги и перспективы // Ведомости УИС2000. №2. С.14
[32] См.: Проблемы совершенствования подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы России. Материалы научно-практического семинара, состоявшегося 6-8 апреля 1995 г. в Рязани / Под общ. ред. П.Г. Мищенкова. Рязань, 1996. С. 32.
[33] См.: Международная научно-практическая конференция «Система подготовки кадров для УИС России на пороге XXI века: итоги и перспективы». - Рязань, 2000. С. 43.
[34] См.: Приложение №8, Схема №8.
[35] См.: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (утверждены ООН 30 августа 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-ом пленарном заседании 31 июля 1957 г.) // Советская юстиция. 1992. №2. С. 19.
[36] См.: Пономарев П.Г. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и национальные варианты их реализации. - Рязань: РВШ МВД РФ, 1994. С. 87.
[37] См.: Сизый А.Ф. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и проблемы их реализации. Учебно-методическое пособие. - Рязань: РИПЭ МВД РФ, 1996. С. 43.
[38] См.: Жуков В. (начальник Управления конвоирования и спецперевозок ГУИН Минюста России). Служба конвоирования: перевезено более двух миллионов осужденных и осужденных под стражу // Ведомости УИС. 2000. №2.
[39] См.: Региональный доклад. Ростовская область. – Р-н-Д., 2002. С. 43.
[40] См.: Александров Ю., Целмс Г. Нас здесь хоть кормят досыта // Новые известия. 2002. 2 марта.
[41] См.: Карпец И.И. Проблемы исполнения уголовных наказаний, исправление и перевоспитание осужденных. Научная информация по вопросам борьбы с преступностью. - М., 1986. С. 61.
слушатель 2 взвода 5 курса очного отделения
Научный руководитель: профессор кафедры УИП,
Доктор юридических наук
Рецензент: Дуюнов В.К.
САМАРА
Оглавление
Введение
Глава I. История и становление подразделений конвоирования
1.1 Образование и становление службы конвоирования в России
1.2 Служба конвоирования в Советский период
1.3 Служба конвоирования на современном этапе развития
Глава II. Организационно-правовая основа деятельности службы конвоирования
2.1 Понятие, правовое регулирование обеспечения конвоирования осужденных
2.2 Правовое регулирование положения осужденных к лишению свободы
2.3 Методика работы подразделений конвоирования
Глава III. Проблемы и пути совершенствования обеспечения конвоирования осужденных к лишению свободы
3.1 Проблемы кадрового обеспечения подразделений охраны
и конвоирования исправительных учреждений
3.2 Материально-технические особенности и проблемы обеспечения конвоирования осужденных к лишению свободы
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
Изучая проблематику реформирования и функционирования уголовно исполнительной системы стоит представить функционирование ее составляющих, в нашей работе отражена деятельность одного из элементов структуры УИС, это подразделение по конвоированию, практическая работа данного подразделения представлена в нашей дипломной работе.
Целью исследования является изучение и сравнение системы конвоирования России на различных этапах ее существования и ее реформирование.
Данная цель ставит перед исследованием следующие основные задачи:
Рассмотрение понятия службы конвоирования и ее структуры.
Анализ исторического развития службы конвоирования.
Рассмотрение результатов реформирования и разработка предложений по совершенствованию службы конвоирования.
Рассмотрение работы подразделений по конвоированию.
Научная литература широко рассматривает функционирование УИС и ее органов исполняющих основные задачи - исполнение приговора суда; обеспечение процесса исправления осужденных; предупреждение преступлений.
Объект исследования. Специальные подразделения по конвоированию уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказания России в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, по плановым (сквозным) железнодорожным, автомобильным, водным и воздушным маршрутам, выполнения задач встречного, особого и эшелонного конвоирования, а также действий караулов и служебных нарядов при чрезвычайных обстоятельствах. Для выполнения задач по конвоированию осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказания создаются специальные подразделения по конвоированию. Типовая структура и штаты подразделений по конвоированию утверждаются ГУФСИН России и могут иметь управления, отделы, отделения. Руководство специальными подразделениями по конвоированию осуществляет ГУФСИН России, начальники территориальных органов УИС лично, а также через своих заместителей, начальники подразделений по конвоированию.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем выводы могут использоваться для дальнейшей разработки проблемы, связанной с охраной и конвоированием осужденных, находящихся в местах лишения свободы.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть применены для совершенствования законодательства и ведомственных нормативных актов в области служб конвоирования осужденных.
Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составляют общетеоретические методы научного познания. Автором использовались конкретно-исторический, сравнительно-правовой и конкретно-социологический методы исследования.
Нормативную базу составили Конституция России, действующее уголовное и уголовно-исполнительное законодательство, а также административное законодательство, международно-правовые акты в области прав человека и т.д.
Теоретическую основу исследования составляют работы по уголовному и уголовно-исполнительному праву, истории и теории государства и права.
Рассмотрение темы обеспечения конвоирования осужденных к лишению свободы в системе исполнения наказаний представляется крайне актуальным и значимым. Важность рассмотрения данной темы подтверждается также и тем, что надежное конвоирование заключенных - это и безопасность для общества и государства.
Степень разработанности темы исследования. Надо отметить, что рассматриваемой теме посвящено крайне мало научных трудов и разработок. Тем не менее, необходимо отметить таких авторов как Баранов В.И., Зубков А.И., Калинин Ю.И., Сысоев В.Д., Тимофеев В.Г., Ялунин В.У., которые внесли неоценимый вклад в изучение рассматриваемой темы.
Учитывая, недавно произошедшие перемены в подведомственности осуществления конвоирования осужденных, раскрытие вопросов темы представляется особенно интересным.
Научная новизна. Настоящая работа имеет своими задачами и целями раскрытие вопросов правового регулирования конвоирования осужденных к лишению свободы, а также рассмотрение проблем правоприменительной практики, исследование кадрового и материально-технического потенциала подразделений УИС по конвоированию осужденных.
На наш взгляд практическое применение всех требований к работе и исполнению служебных обязанностей сотрудников подразделений конвоирования УИС позволяет, не только качественно выполнять свои непосредственные обязанности по конвоированию, но пополнять свои знания за счет усиленного изучения сотрудниками положений, и контроля производимого непосредственно начальствующим составом, что дает представление о качестве выполнения своих обязанностей и служебного долга.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 277.