Калужская духовная семинария
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Московский Патриархат

Калужская духовная семинария

 

Дипломная работа

студента 5 курса

на тему:

«Взаимоотношение церкви и государства

На территории Калужской области с 1917 по 1940 годы».

Калуга,



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 Партийные и советские органы Калужской губернии во взаимоотношениях с Российской Православной Церковью

Калужская епархия в 1917 году

Октябрьский переворот и последующие события в Калужской епархии

Обновленческий раскол в пределах калужской епархии

ГЛАВА 2. Мученический и исповеднический подвиг архиереев Калужской епархии

Архиереи, служившие на Калужской кафедре и канонизированные Русской Православной Церковью как Новомученики

Жизнеописание священномученика митрополита Феофана (Тулякова)

Жизнеописание священномученика Августина (Беляева)

ГЛАВА 3. Мученический и исповеднический подвиг священнослужителей и монашествующих Калужской епархии

Житие исповедника протоиерея Зосимы Трубачева

Жизнеописание и мученический подвиг протоиерея Константина Соколова

Житие иерея Константина Любимова

Жизнеописание иерея Василия Беляева

Жизнеописание и мученический подвиг монахини Иулиании (Свиридовой)

ГЛАВА 4. Краткие сведения о других пострадавших за Христа в Калужской епархии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА



ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. История Русского Православия и государственно-церковных отношений относится к числу наиболее широко осваиваемых тем отечественной историографии в последние годы. Такой исследовательский интерес объясняется снятием ограничений на изучение церковной истории и церковно-государственных отношений, особенно советского периода, открытием возможности работы с малодоступными и засекреченными документами государственных, партийных и ведомственных архивов. Процесс переосмысления прошлого нашей Родины, начавшийся во второй половине 1980-х годов, не мог пройти мимо, проблем взаимоотношений Церкви и Государства. Нет необходимости говорить, каким важным институтом была Православная Церковь в России. В начале XX века она насчитывала около 78 тыс. храмов, 1025 монастырей, десятки духовных учебных заведений. Конечно, Церковь не состоит только из священно- и церковнослужителей, это и ее многомиллионная и многонациональная паства. События 1917 года и последующего времени поставили Православную Церковь перед качественно новыми реалиями политической и общественной жизни. Широкий социальный состав пастырей и паствы породил различную степень подготовленности к этим реалиям и разное их восприятие. Как соотносились интересы широких масс верующих с интересами правительства? Ответ на этот вопрос не столь однозначен, как считалось раньше. Изучение церковно-государственных отношений, в том числе и на региональном уровне, в свою очередь дает более полную картину социально-политической истории послереволюционного времени. Именно в этот период начала складываться советская система церковно-государственных отношений, в него же уходят корнями внутриконфессиональные разделения, имеющие продолжение и в наше время. Важность данной темы обусловлена необходимостью восстановления исторической правды в отношении безвинно пострадавших людей. Исследование проблемы церковно-государственных отношений представляется актуальным и для нынешнего их выстраивания в условиях «религиозного возрождения» и активизации роли религиозных конфессий в общественной жизни страны. Степень изученности проблемы. В развитии отечественной историографии проблемы государственно-церковных отношений и положения Церкви в стране, строящей социализм, можно выделить три больших периода. Первый период (нач. 1920-х - 1930-е гг.) характеризуется становлением историографической проблемы, определением основных тем, появлением первых оценок и анализов. Авторов этого периода, прежде всего, интересовало отношение Православной Церкви к Советской власти, ее социальной и экономической политике, деятельность Церкви во время Гражданской войны, внутрицерковные разделения. В первой половине 1920-х гг. был еще возможен относительный идеологический и научный плюрализм, поэтому наряду с изданиями авторов-марксистов появлялись работы и религиозных деятелей. В настоящее время издания тех лет, как правило, являются библиографической редкостью. В их числе следует отметить книги В.Д. Бонч-Бруевича, А.И. Введенского, П.В. Гидулянова, П. Рожицына, Б.В. Титлинова.1 В свое время их публикация стала возможной из-за ярко выраженного пропагандистского характера. Убедительным примером здесь являются книги А.И. Введенского. Видный деятель обновленческого движения, а в последствии его митрополит и глава, Александр Иванович Введенский - смотрит на историю Церкви с позиции «прогрессивного духовенства», стремящегося удержаться на «пароходе современности», соединить христианство с революционно-коммунистической идеологией. Разумеется, он не ставит перед собой цели поддержать атеистическую и антицерковную агитацию официальной пропаганды. Наоборот, он всячески отстаивает идеалы христианства, в своем их понимании. И вот от этих идеалов далека Православная Церковь, ее иерархи и духовенство, которые занимаются «политикой». Задача его книг — борьба с «реакционной тихоновщиной». Патриарх и послушное ему духовенство предстают в качестве «религиозных шарлатанов», виновников «церковной разрухи», насадителей «черносотенной психологии в массах». Всякий сторонник «церкви патриарха Тихона», которая противопоставляется «церкви Христа», заранее объявлялся контрреволюционером. Такой подход часто не позволял автору объективно смотреть на происходящие события, поэтому изложенные факты и цитируемые документы обычно не подтверждают его выводов, а противоречат им. Гонения на Церковь А.И. Введенский отрицает, судебные преследования Патриарха Тихона и др. духовных лиц в его описании - справедливая кара Советской власти за «контрреволюционную деятельность», за попытку установить в России «антибольшевистский» политический строй. Авторы-марксисты рассматривали и «прогрессивное духовенство» и «реакционную тихоновщину» с «классовых позиций», доказывая «антинародную сущность» религии и Церкви вообще. Бесспорной положительной стороной книг является их большая документальность, тем более что многие приведенные документы не публиковались впоследствии до 1990-х гг. Со свертыванием в к. 1920-х гг. возможностей издания работ отличных от господствовавшей идеологии, пропагандистско-атеистический и «классовый» подходы к проблеме, помещенные в рамки примитивных схем, окончательно утверждаются в историографии. Основная тема публикаций разоблачение «контрреволюционной деятельности» духовенства, основной прием — демагогическая критика прошлого и настоящего Церкви и священнослужителей.2 В целом в историографии утверждается концепция воинствующего атеизма, в которой религиозная вера рассматривается не иначе, как «мракобесие», а «служители культа» - «классово чуждые» «идеологические враги» на службе контрреволюции. Так, Ф. Олещук в книге с характерным для тех лет названием «Борьба церкви против народа» фактически всю послереволюционную жизнь Церкви объявлял «вредительско-террористической деятельностью». Духовенству приписывалась роль боевиков, погромщиков и поджигателей, шпионов и диверсантов, борцов со «Сталинской Конституцией», а лояльное отношение к власти объявлялось «замаскированной подрывной деятельностью», которую «излишне доказывать».3 Такой подход безраздельно владычествовал в агитационной литературе издательства «Атеист», Союза воинствующих' безбожников (СВБ), главными рупорами его были журналы «Безбожник у станка», «Безбожник» и «Антирелигиозник». Первые два из названных журналов предназначены для малообразованных читателей, их отличало богатство иллюстраций по большей части карикатурно-хулиганского характера (с журналами активно сотрудничали талантливые советские художники Д. Моор и А. Дейнека), широкое тематическое и жанровое многообразие. Статьи в этих изданиях не носят научно-исследовательского характера, а выполняют задачи атеистической пропаганды. Однако они дают представление о методах и формах борьбы с религией и Церковью в" изучаемый период, содержат фактический материал. «Антирелигиозник» был рассчитан на партийно-идеологический актив, поэтому большое внимание уделял методическим рекомендациям по ведению пропаганды атеизма. На его страницах регулярно появлялись статьи М.И. Калинина, А.В. Луначарского, Л.Д. Троцкого, Ем. Ярославского. Попыткой описания церковной истории новейшего периода стала работа Николая Платонова, бывшего обновленческого митрополита ставшего атеистическим агитатором. Знание событийных подробностей церковной жизни, непосредственное участие в них, наличие определенной документальной базы и писательского таланта давали возможность автору действительно внести вклад в отечественную историографию. Однако необходимость выдержать написанное в господствовавшем идеологическом ключе и вписаться в «борьбу с религией» превратили этот труд в пасквиль.

Для того, чтобы лучше понять и осмыслить то, что скрывается за словами арест и допрос мне бы хотелось рассказать о системе, по которой работали органы НКВД в затрагиваемый моей темой период.

Органами НКВД были разработаны особо «действенные» методы по получению желаемых признаний. Применялась полная изоляция заключенных, запреты на передачи и общение между заключенными. Скрывалось время суток. День начинался со слов «вставать!» и заканчивался словами «ложиться спать!» В сознание подследственных с иезуитской настойчивостью внедрялось безнадежное отчаяние.

Кадры НКВД в значительной своей части представляли из себя циников, фальсификаторов и бесчестных карьеристов, допускавших изощренные методы морального и физического истязания подследственных. Никчемный кругозор, которым они обычно обладали, недостаточный для логического ведения следствия, восполнялся жестокостью, доводящей истязаемых до невменяемости.

Основными документами, помогающими установить судьбу подследственных, являются:

а) предписания. Они, как правило, исходили от органа, вынесшего приговор, подписывались кем-либо из высших руководителей этого органа и адресованы лицам, ответственным за приведение приговора в исполнение. Для 1920–30-х годов такими ответственными были коменданты (ОГПУ, НКВД, Верховного Суда СССР, Военной Коллегии Верховного Суда СССР и т. д. ), либо, реже, начальники учетно-статистических отделов (отделений) ОГПУ, НКВД. Предписания печатались или на служебных бланках судебных органов, или на чистых листах бумаги, подписи всегда заверялись печатью. Форма предписания была стандартной и почти не менялась с годами: вначале указывалось, какой орган и какого числа вынес приговор к расстрелу, затем следовал приказ «расстрелять нижепоименованных граждан» (вариант – «немедленно расстрелять» или «привести в исполнение приговор к высшей мере уголовного наказания – расстрелу над следующими лицами», или т. п. ), после этого шел перечень приговоренных – фамилия, имя, отчество, иногда и возраст. В предписаниях судов и трибуналов в некоторые годы указывалось, кроме того, по каким статьям осужден приговоренный к расстрелу, изредка даже год и место его рождения; предписания же, исходившие от ОГПУ, всегда были предельно сжаты и никакой «лишней» информации не содержали;

б) акты. Они обычно выполнялись от руки (в отличие от предписаний – всегда машинописных) на обороте (а если запись была достаточно короткой, то и на лицевой стороне) предписания. Полная форма акта, помимо стандартного указания на то, что приговор приведен в исполнение, содержит полный список лиц, расстрелянных по данному предписанию, более краткая – лишь число расстрелянных, в 1920 – начале 1930-х гг. нередки и лаконичные расписки – «исполнено». Обязательно обозначена точная дата, а иногда и час казни. Конкретное место приведения приговора в исполнение никогда не указывалось. Подписывали акт лица, осуществлявшие расстрел (в первую очередь те, кому было адресовано предписание), а кроме них – присутствовавшие (далеко не всегда) при расстрелах представители органов прокуратуры, учетно-статистических отделов (отделений) ОГПУ, НКВД, крайне редко (и только когда исполнялись приговоры по их делам) – представители судов или трибуналов. Подписей врачей на известных актах 1920-30-х гг. не встречаются, из чего можно сделать вывод, что на казнях они не присутствовали;

в) документы о захоронении. Это требование от коменданта или дежурного того органа, который приводил приговор в исполнение, к директору кладбища или крематория принять «для немедленного захоронения» (или кремации) определенное число (всегда точно указанное) тел и расписка об исполнении этого требования. Оба документа, как правило, датированы. Документы о захоронении сопровождают лишь часть предписаний и актов о расстрелах.

Законодательной базой репрессий 1930-х гг. являлась 58 статья (Особенной части) УК РСФСР от 1926 г. Из 14 её пунктов 10 были «расстрельными». Приговоры по 58 статье обжалованию не подлежали и, как правило, при ВМН (высшей мере наказания) приводились немедленно, согласно постановлению ВЦИК от 10 января 1934 года.

Тогдашний прокурор СССР Вышинский говорил: «Признание собственной вины есть доказательство». Для признания вины применялись меры физического воздействия – попросту пытки, истязания, которые в практике НКВД были допущены с 1937 года с разрешения ЦК. По показаниям бывшего заместителя наркома внутренних дел СССР Фриновского, расстрелянного в 1938 году, «допросы начинались с физического насилия и продолжались до тех пор, пока подследственные не давали показаний». Так создавались «враги народа».

Существуют данные, что на территории Калужского края репрессиям подверглось около 40 000 человек. Из этого можно заключить, что калужская земля была наполнена «врагами народа», «антисоветчиками», «шпионами», «предателями родины», «социально-чуждыми элементами», «вредителями».

Учитывая огромную загруженность судов, «особых совещаний», «троек», «двоек», на рассмотрение дела уходило не более двух минут. Судьба человека, попавшего под «каток репрессий», обычно была предрешена, но и оставшиеся члены семьи «поражались в правах», а конфискация имущества обрекала на постепенное вымирание от голода. «Образцом» ведения следствия в этот период можно считать дела архиепископа Августина (Беляева).

В конце сентября – начале октября 1937 года в Калуге и области прошли массовые аресты по обвинению в причастности к «контрреволюционной монархической организации», возглавляемой архиепископом Августином (Беляевым).

Известно, что с его приездом в Калугу очень оживилась церковная жизнь. Несмотря на запрет советской власти, в храме вновь звучал колокольный звон, службы стали более многолюдны. При обысках у подозреваемых в качестве улик изымались духовные книги, ноты церковных песнопений. По этому делу прошло около тридцати человек, принадлежавших к разным социальным слоям. Среди них были и счетный работник калужской артели «Кооператор» А. Ф. Косов, и пчеловод из деревни Космачи Бабынинского района А. С. Горбачев, но большинство арестованных – священнослужители. От арестованных добивались показаний, что они являлись «членами монархической контрреволюционной организации», а в обвинении, предъявленном архиепископу Августину, говорилось, что он был ее организатором и ставил целью «свержение советской власти, распространение контрреволюционной клеветы, срывы мероприятий партии и правительства путем распространения суеверных, ложных, контрреволюционных слухов», а также, что он «сколачивал» из членов организации «боевые группы» для помощи интервентам и что при выборах в Верховный совет проводил своего антисоветского кандидата. Все проходившие по этому делу были приговорены к высшей мере наказания решением тройки при УНКВД СССР по Тульской области 19 ноября 1937 года. Через четыре дня приговор был приведен в исполнение.

Имена незаконно репрессированных жителей Калужской области опубликованы в трехтомнике «Из бездны небытия», изданного в 1993 году УФСБ по Калужской области. Вот маленькая крупица того, что было опубликовано на одной из страниц, убористым текстом:

«. . . Беляев Александр Александрович – 1887 г. р., проживал в Калуге, архиепископ Калужский, осуждён по статье 58 п. 10 УК РСФСР «тройкой» УНКВД Тульской области от 19 ноября 1937 г. к ВМН.

Беляев Алексей Павлович – 1880 г. р., ур. и житель г. Сухиничи Смоленской области, работал в «Заготзерне» рабочим, осуждён по ст. 58 п. 10. ч. 1 УК РСФСР «тройкой» УНКВД Смоленской области 3 марта 1938 г. к ВМН. Приговор приведен в исполнение 19 марта 1938 г. в 17 час.

Беляев Егор Яковлевич – 1879 г. р. ур. и житель с. Погост Кировского района Западной области, работал надомным портным, б/п, осуждён «тройкой» УГБ НКВД Западной области 11 августа 1937 г. по ст. 58 п. 10 УК РСФСР к ВМН. Приговор приведен в исполнение 23 августа 1937г. в 18 час. . . »

Список земляков, подвергшихся репрессиям, в этом мартирологе огромен. Реабилитация невинно расстрелянных, замученных в ГУЛАГЕ безусловно должна быть продолжена, а память о них – увековечена. . .

Весь собранный материал – это не просто набор сухих фактов, но в первую очередь свидетельство о жизни и славе Церкви, которая в любых обстоятельствах исповедует Господа и Его Благую Весть о спасении человечества.

Предлагаемая работа – это скромная попытка собрать и сохранить информацию о подвиге тех, кто жил на территории Калужской епархии и засвидетельствовал о Христе своей жизнью и смертью с 1917 по 1940 годы.



Ахромеев Сергей Антонович

22 сентября 1882 г. р., ур. д. Обухово Ульяновского района Орловской области, русский, из крестьян-середняков. Женат, имел 5 детей от 6 до 15 лет. До 1917 г. занимался земледелием. С 1917 по 1930 г. г. псаломщик, с июля 1930 г. – дьякон церкви в с. Плохино. В 1924 г. избирался членом Обуховского сельского совета, членом которого находился 1 год.

16 апреля 1931 г. был арестован по обвинению в принадлежности к контрреволюционно-монархической группировке «Истинно православная церковь» и Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ 28 октября 1931 года по ст. 58-10 ч. 1 УК РСФСР осужден к 3 годам ссылки в г. Архангельск.

В 1935 г. по ст. 61 ч. 2 УК РСФСР осужден на 2 года лишения свободы. Наказание отбыл на строительстве канала Москва-Волга. После отбытия наказания вернулся в с. Обухово и занимался хозяйством.

27 октября 1937 года был вновь арестован и 22 ноября 1937 г. Тройкой при УНКВД по Орловской области по ст. 58 п. 10 УК РСФСР приговорен к 10 годам лишения свободы с отбытием наказания в ИТЛ.

12 июля 1989 года Прокуратурой Калужской области Ахромеев С. А. реабилитирован.

Баталина Ирина Яковлевна

1884 г. р., ур. д. Лучкино Перемышльского района Московской области, русская с низшим образованием. Незамужняя. С 1913 по 1917 гг. проживала в женском монастыре г. Калуги. До 1931 г. проживала в сторожке Одигитриевской церкви, г. Калуги.

27 мая 1931 г. была арестована. Тройкой при ППОГПУ по Московской области 28 июня 1931 г. по ст. 58 п. 11 УК РСФСР осуждена к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в ИТЛ. В 1935 г. вернулась в г. Калугу и проживала по адресу: ул. Пушкина, д. 28, была монашкой церкви Спаса.

23 октября 1937 г. была арестована за участие в контрреволюционно-монархической организации церковников и Тройкой УНКВД по Тульской области от 19 ноября 1937 г. по ст. 58 п. 10 УК РСФСР осуждена к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в ИТЛ. Содержалась в Медвежьегорских лагерях, близ г. Кивач. В 1941 г. переведена в Усельские лагеря НКВД (г. Соликамск). После освобождения Баталина И. Я. служила в Георгиевской церкви в качестве псаломщицы и проживала по адресу: г. Калуга, ул. Спартака, д. 9, половину которого она купила еще в 1936 году. 22 марта 1949 г. была арестована и Особым Совещанием при МГБ СССР 14 мая 1949 года по ст. 58-10, 11 УК РСФСР за принадлежность к антисоветской монархической организации сослана на поселение в Красноярский край.

3 июля 1965 г. Калужским областным судом по первой судимости и 15 июля 1989 г. Прокуратурой Калужской области по второй и третьей судимости Баталина И. Я. реабилитирована.

Жуков Антон Михайлович

30 сентября 1879 г. р., ур. с. Подбужье Жиздринского района Западной области. Закончил Калужскую духовную семинарию в 1907 г. До 1917 г. был священником церкви с. Плохино Думиничского района. С 1917 по 1921 годы находился в тыловом ополчении в г. Калуге и г. Москве. С 1922 года - священник церкви с. Плохино. Женат. Имел 2 детей.

16 апреля 1931 г. арестован и 28 октября 1931 г. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ за участие в контрреволюционно-монархической организации «Истинно православная церковь» осужден к 3 годам лишения свободы. Судебным заседанием Коллегии ОГПУ от 8 июля 1933 года был досрочно освобожден и вернулся в с. Плохино. Выполнял религиозные обряды на дому.

31 августа 1937 г. вновь арестован и по Постановлению Тройки УГБ УНКВД по Западной области 5-6 октября 1937 г. по ст. 58 п. 10 приговорен к ВМН – расстрелу. 18 октября 1937 г. приговор приведен в исполнение.

Прокуратурой Калужской области 5 июня 1989 г. и 28 апреля 1989 г. Жуков A. M. реабилитирован по обеим судимостям.

Жуков Василий Николаевич

1873 г. р., ур. с. Стройлово Кошняковского сельсовета Износковского района Западной области, окончил духовную семинарию. Священник Стройловской церкви. Женат. В 1930 г. судим за неуплату налогов. С 10 марта 1931 г арестован Вяземским райотделом ОГПУ и 1 июля 1931 г. Тройкой ПП ОГПУ по Западной области по ст. 58 п. 10, 11 УК РСФСР сослан в северный край сроком на 5 лет. Наказание отбывал в Сиблаге НКВД. После досрочного освобождения вернулся в с. Стройлово. Ходил по деревням и исполнял религиозные обряды. За проведение контрреволюционной деятельности среди населения Жуков В. Н. был арестован Износковским райотделением УГБ УНКВД по Западной области и 20 ноября 1937 г. Тройкой УНКВД по Смоленской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорен к ВМН – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 8 января 1938 года.

Калужским областным судом 6 июня 1959 г. и 18 апреля 1989 г. Прокуратурой Калужской области Жуков В. Н. реабилитирован по второй и первой судимости соответственно.

Жуков Иван Владимирович

23 июня 1888 года рождения, ур. д. Коптевка Калужского района Калужской области, закончил духовную семинаию. С 1914 по 1916 гг. – псаломщик церкви в г. Козельске. С 1916 по 1927 гг. – дьякон, с 1927 по 1930 гг. – священник церкви в с. Белкино Боровского района Калужского округа. Проживал в селе Белкино.

23 ноября 1930 г. Калужским горотделом ОГПУ был арестован по подозрению в контрреволюционой агитации и 12 апреля 1930 г. Тройкой ПП ОГПУ по Московской области по ст. 58 п. 10 осужден к 3 годам лишения свободы. Наказание отбывал в Сиблаге (г. Новосибирск). После отбытия наказания, в 1933 году, приехал в деревню Ильинское Перемышлъского района и поступил служить священником Ильинской церкви.

9 августа 1937 г. был арестован Перемышльским УГБ УНКВД по Московской области за ведение среди населения агитации с клеветой на вождя партии и 19 августа 1937 г. Тройкой УНКВД по Московской области по ст. 58 п. 10 приговорен к ВМН – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 28 августа 1937 года.

14 августа 1963 г. Калужским областным судом Жуков И. В. по обеим судимостям реабилитирован.

Зарецкий Степан Павлович

26 марта 1877 г. р., ур. г. Калуги, сын пономаря, окончил духовное училище. Служил в царской армии унтерофицером, проживал в с. Спасе на Угре Спасского сельсовета Калужского района и был священником церкви в этом селе. Женат. Имел 4 детей.

11 декабря 1932 г. Калужским окружным ОГПУ был арестован и 16 февраля 1933 г. Тройкой ПП ОГПУ Московской области по ст. 58 п. п. 10, 11 УК РСФСР приговорен к высылке в Казахстан на 3 года.

После отбытия наказания проживал в с. Висляево Висляевского сельсовета Душинского района Тульской области и служил священником.

28 ноября 1937 г. ОГБ Дугнинского отделения райотдела УНКВД по Тульской области был арестован и 9 декабря 1937 г. Тройкой УНКВД по Тульской области по ст. 58 п. 10 УК РСФСР приговорен к ВМН – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 21 декабря 1937 года.

14 апреля 1989 г. по второй судимости и 4 мая 1989 г. по первой судимости Зарецкий С. П. реабилитирован Прокуратурой Калужской области.

Ильинский Николай Петрович

1864 г. р., ур. с. Титово Ферзиковского района Калужской области. С 1892 года священник в селе Титово. Женат.

15 ноября 1929 года Калужским окружным отделом ОГПУ был аресто­ван. 3 марта 1930 года Коллегией ОГПУ по ст. 58 п. п. 10,11 УК РСФСР приговорен к 10 годам ссылки в Северный край (г. Архангельск).

31 марта 1989 года Прокуратурой Калужской области Ильинский И. Н. реабилитирован.

Кузьмин Николай Яковлевич

20 октября 1879 г. р., ур. г. Пенза. Окончил Московскую духовную семинарию. С 1911 по 1916 г. г. был мис­сионером в Японии. Проживал в с. Илъинское Малоярославецкого уезда Калужской губернии и служил священником Ильинской церкви. Женат. 1 февраля 1931 г. был арестован и 25 февраля 1931 г. Тройкой ПП ОГПУ по Московской области по ст. 58 п. 10 УК РСФСР приговорен к 5 годам лишения свободы.

После освобождения проживал в д. Миленки Детчинского района Калужской области. 23 ноября 1937 г. Детчинским РО УНКВД по Калужской области был арестован и Тройкой УНКВД по Тульской области 7 декабря 1937 года приговорен к ВМН – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 15 декабря 1937 года.

5 июня 1958 года Калужским областным судом по первой судимости и 25 августа 1989 года Прокуратурой Калужской области по второй судимости Кузьмин Н. Я. реабилитирован.

Лебедев Иван Николаевич

17 марта 1883 г. р., ур. с. Озерна Плохинского района Западной области, окончил 4 класса Калужского духовного училища, сын дьякона, проживал в д. Озерна, с 1910 по 1931 г. г. служил священником Озеренской церкви. Женат. Имел 2 детей.

10 февраля 1931 г. был арестован по обвинению в том, что являясь главой кулацкой группы, проводил антисоветскую агитацию, направленную на срыв мероприятий, проводимых советской властью и 21 июня 1931 г. Тройкой ПП ОГПУ Западной области по ст. 58 п. 10 сослан в Северный край г. Котлас сроком на пять лет.

До 1933 г. находился в ссылке. После возвращения проживал в с. Которь Думиничского района Западной области и служил священником в Которьской церкви.

18 августа 1937 г. был арестован за систематическую контрреволюционную агитацию среди верующих и церковников и Тройкой УГБ УНКВД по Западной области 28 августа 1937 года был осужден на 10 лет лишения свободы с отбыванием в ИТЛ.

3 декабря 1956 года Калужским областным судом по второй судимости и 20 июня 1989 года Прокуратурой Калужской области по первой судимости Лебедев И. Н. реабилитирован.

Попов Сергей Иванович

1 июля 1884 г. р., ур. г. Киров Западной области, сын рабочего. Окончил 5 классов Калужской духовной семинарии. До 1921 г. был дьяконом церкви Георгия, с 1921 года – священник в Мещовском уезде. Разведен. На иждивении имел 2 детей. В 1929 году Коллегией ОГПУ по ст. 58 п. 10 УК РСФСР был осужден к 3 годам лишения свободы. Наказание отбывал в лагерях Северо-Ухтопечерского края, г. Котлас.

В 1932 году после отбытия наказания в с. Покров Кировского района поступил на службу в сельскую церковь священником. В 1933 году пере­ехал в с. Маклаки Маклаковского сельсовета Думиничского района Западной области в связи с назначением Брянским епископом Михаилом священником церкви. .

8 июля 1937 года был арестован за призывы населения к противоборству с советской властью. 28 августа 1937 года Тройкой УГБ УНКВД по Западной области приговорен к ВМН – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 7 сентября 1937 года.

30 декабря 1956 года Калужским областным судом Попов С. И. реабилитирован.

Соколов Алексей Николаевич

1879 г. р., ур. с. Адуево Медынского уезда Калужской губернии, сын псаломщика. Закончил Калужскую духовную семинарию. С 1898 по 1902 г. г. был учителем. С 1902 г. – священником. С 1921 по 1922 г. г. проживал в Омской губернии. В 1922 г. после возвращения стал священником в с. Богимово бывшегоТарусского уезда. С 1924 по 1929 г. г. – священник Дугнинской церкви. Проживал в пос. Дугна Ферзиковского района Калужского округа. Вдо­вец. На иждивении имел 4 детей.

12 сентября 1929 г. был арестован. 23 ноября 1929 г. по ст. 58 п. 10 УК РСФСР Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ осужден к трем годам лишения свободы. Наказание отбывал в Северных лагерях (г. Кемь).

После отбытия наказания Соколов А. Н. проживал: г. Калуга, ул. С. Перовской, д. 21. С 21 ноября 1933 г. по 31 декабря 1934 г. работал сторожем на спичечной фабрике «Гигант», с 8 августа по 28 ноября 1935 г. работал сторожем в Калужском водоканале.

22 февраля 1936 г. по постановлению ДТОГУГБ Западной железной дороги был арестован.

28 марта 1936 года железнодорожным линейным судом Западных железных дорог по ст. 58 п. 10 УК РСФСР приговорен к 5 г. лишения свободы. Был этапирован в Карлаг НКВД, г. Караганда-Новая.

Для принятия решения о реабилитации Соколова А. Н. арх-уг. дело П9563 находится в Калужской областной Прокуратуре.

Чистяков Павел Васильевич

1883 г. р., ур. с. Дмитриевское Детчинского района Тульской области, священник в с. Дмитриевское. Женат. Имел троих детей.

1 декабря 1937 года был арестован. Тройкой УНКВД по Тульской об­ласти 7 декабря 1937 года по ст. 58 п. 10 приговорен к ВМН – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 15 декабря 1937 года.

5 июня 1958 года Калужским областным судом Чистяков П. В. был реабилитирован.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Свидетельства очевидцев и архивные документы, раскрывающие нам подвиг святых новомучеников и исповедников Российских, позволяют лишний раз убедиться в истине христианского благовестия.

Здесь, как и в житиях древних мучеников, мы вновь видим с одной стороны действие Божией любви, которая способна укрепить человека в любых обстоятельствах его жизни, в том числе и в таких страшных испытаниях, которые выпали на долю русских христиан начала ХХ века, с другой стороны перед нами открывается извечная проблема человеческой свободы. Кто-то готов ради Христа пожертвовать всем, что у него есть, включая и саму жизнь, и ради исполнения евангельских заповедей принимает нечеловеческие страдания, от одного описания которых становится не по себе, и на этих людях сбываются слова апостола Павла «Вся могу о укрепляющем мя Христе». Другие же легко отрекаются от веры и для достижения своих целей (которые, стоит заметить, могут быть любыми, ведь занять место Бога в человеческой душе может любой кумир) сами становятся палачами, предателями или просто равнодушными людьми, подавляя в себе последние остатки совести.

Для нас, как и для последующих поколений христиан, обращение к подвигу святых новомучеников и исповедников Российских должно послужить подспорьем в духовной жизни, которая строится на доверии к Богу, всегда готовому укрепить верного Ему человека и способному любое страдание претворить в непрекращающуюся пасхальную радость.

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

 

1. Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице в честь чудотворныя Ея иконы, именуемой «Калужская». Издано по благословению Высокопреосвященнейшего Климента, архиепископа Калужского и Боровского. Издание Калужской епархии, 1992.

2. Андроник (Трубачев), игумен, Трубачев Сергий, диакон. Некролог.

3. Архив УФСБ по Калужской обл. Дело №П–309 и П–601

4. Архив УФСБ по Калужской области. Дело №П–12948

5. Архив УФСБ по Калужской области. Дело №П–12948.

6. Архив УФСБ по Калужской области. Дело №П–13459.

7. Архив УФСБ по Калужской области. Дело №П–15783

8. Баделин В. Отец Зосима Трубачев. // кн. Золото Церкви. Исторические очерки. М., Современность, 1995.

9. Безбородов Андрей, протоиерей. Годы испытаний. М., Уник, 1999.

10. Воронин В. В. Голгофа отца Константина. // Знамя, 2. 03. 1994.

11. ГАКО, ф. 1267, оп. 2, ед. хр. 10.

12. ГАКО, ф. 33, оп. 2, ед. хр. 2479.

13. ГАКО, ф. 78, оп. 1, ед. хр. 9.

14. ГАКО, ф. ЗЗ, оп. 2 д. 2159.

15. ГАКО, ф. ЗЗ, оп. 2, д. 2032.

16. ГАКО, ф. ЗЗ, оп. З, ед. хр. 2171.

17. Губонин М. Е. Акты Святейшего Патриарха Тихона. М.,1994.

18. Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. // Кн. 5. Тверь, «Булат», 2001.

19. Дамаскин (Орловский), игумен. Житие священномученика Августина (Беляева), архиепископа Калужского. Тверь, «Булат», 2002.

20. Декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих. // Известия, 26. 02. 1922.

21. Дело о закрытии Казанской старообрядческой церкви, Вознесенской и Ново-Лоздвиженской церквей и кладбища при бывшем женском монастыре 7 сентября 1928 г.

22. Дело по обвинению в контрреволюционной деятельности духовенства г. Иваново. Архив управления ФСБ по Ивановской области.

23. Дело по обвинению священника Трубачева Зосимы Васильевича в контреволюционной деятельности, 29 января – 26 февраля 1938 г. Архив управления ФСБ по Калужский области (Ксерокопия) – Музей священника Павла Флоренского.

24. Дзиковский В. Воспоминания врага народа // Библиотечка журнала «Советская милиция», Острый сюжет, 1991, февраль.

25. Земля Калужская – земля святая // Под ред. архиепископа Калужского и Боровского Климента (Капалина). М., ОЛМА-ПРЕСС, 2003.

26. Из бездны небытия: книга памяти репрессированных калужан: А-Д. Калуга, 1993. Т. 1.

27. Ильинская А. Судьба шамординских сестер. М., «Паломник», 1999.

28. Калиниченко Ю. И. Из бездны небытия. Калуга, 1994.

29. Канонизация святых в ХХ веке. М., Сретенский монастырь, 1999.

30. Легостаев В. В. Синодик священнослужителей. // Кн. 1, ч. 1 «Калужский уезд», Калуга, «ГРИФ», 2004.

31. Мансуров Сергий, священник. Очерки из истории Церкви. Клин, 2002.

32. Морозова Г. М. Прогулки по старой Калуге. Калуга, Золотая аллея, 1993.

33. На земле Калужской. М.,1986.

34. Письмо начальника подразделения УКГБ по Калужской области Ю. М. Фролова С. З. Трубачеву. 13 октября 1989 г. №14/4-69 – Музей священ ника Павла Флоренского.

35. Письмо старшего помощника прокурора Калужской области по надзору за следствием в органах госбезопасности Н. И. Курбатова С. З. Трубачеву. 13. 07. 89. № 13-109-69. – Музей священника Павла Флоренского.

36. Помнить поименно. Книга памяти жертв политических репрессий жителей Московской области. // Редколлегия: Кошман С. Н. (председатель), Лагункина В. И., Полищук В. А., Смирницкий В. И. М., ООО «ФЭРИ-В», 2002.

37. Послание Предстоятелей Православных Церквей на Рождество Христово 2000 г. // Православный Церковный календарь. М.: изд. отд. МП, 2001.

38. Преподобный Федор Студит. Малое оглашение. Слова. М., изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 2000.

39. Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви 1917-1945 годы. М., Крутицкое Патриаршее Подворье, 1996.

40. Русская Православная Церковь в Советское время (1917-1991). // Составитель Штриккер Г. М., Пропилеи, 1995.

41. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство 1917-1941. Документы. М., ББИ св. ап. Андрея, 1996.

42. Свидетельство Д-ИК № 264255 о смерти Трубачева З. В. 26. 02. 1938 г., выданное 18 ноября 1989 г. Малоярославецким отделом ЗАГС Калужский области – Музей-священника Павла Флоренского.

43. Справка прокуратуры Калужской области о реабилитации Трубачева С. З. 12. 07. 89. № 13-109-89. – Музей священника Павла Флоренского.

44. Ставленническая грамота иерея Зосимы Трубачева, подписанная святителем Тихоном, Патриархом Московским и всея Руси. – Музей священника Павла Флоренского.

45. Степанян Е. У Бога все живы. // Православная беседа, № 4, 1997.

46. Сухоцкий Ю. Слово о разорении Тихоновой пустыни. // Весть, 29. 6. 96.

47. Трубачев З. В. Космический элемент в богослужении по богослужебный книгам. Сочинение на соискание степени кандидата богословия. МДА, 1918.

48. Трубачев Сергий, диакон, Сергий (Озеров), архимандрит. // Русский Паломник, 1997, №16, с. 107-121.

49. Трубачев Сергий, диакон. Протоиерей Зосима Трубачев. Некролог-воспоминание. // ЖМП, 1997, сентябрь, с. 60.

50. У Бога все живы. Воспоминания о даниловском старце архимандрите Георгие (Лаврове). М., Даниловский благовестник, 1996.

51. Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Церкви. // Т 9, 1917-1997. Издательство Cnaco-Преображенского Валаамского монастыря, 1997.

52. Чичерина Е. Воспоминания о старце Георгие (Лаврове). Издание Свято-Троице Сергиевой Лавры, 1994.

53. Штернов Н. В. Тертулиан, пресвитер Карфагенский. Очерк учено-литературной деятельности его. Курск, 1999.


[1] Трубачев Сергий, диакон, Сергий (Озеров), архимандрит. // Русский Паломник, 1997, №16, с. 107-121.

[2] Архив УФСБ по Калужской обл. Дело №П–309 и П–601


Московский Патриархат

Калужская духовная семинария

 

Дипломная работа

студента 5 курса

на тему:

«Взаимоотношение церкви и государства

Дата: 2019-05-29, просмотров: 186.