Теоретические основы бухгалтерского учета и организации учета подотчетных лиц в бюджетной организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Бухгалтерский учет в бюджетных организациях имеет свои специфические особенности, обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, другими нормативными документами по учету и отчетности в бюджетных организациях, отраслевой их спецификой. К этим особенностям нужно отнести: организацию учета в разрезе статей бюджетной классификации; организация управления оборотным капиталом; особенности формирования финансовых результатов; контроль исполнения сметы расходов; выделение в учете кассовых и фактических расходов; отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы.

Специфические особенности учета в бюджетных организациях вызывают необходимость дополнить общие задачи бухгалтерского учета более конкретными, как, например, точное исполнение утвержденного бюджета, соблюдение финансово – бюджетной дисциплины, мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных расходов. Гражданский кодекс РФ делит все юридические лица на два вида – коммерческие и некоммерческие (ст. 50 ГК РФ). Основанием такого деления служит цель осуществляемой организацией деятельности. Основная цель коммерческих организаций – извлечение прибыли и ее распределение между участниками. Некоммерческие организации создаются для достижения образовательных, научных, благотворительных целей, для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Иначе говоря, они не преследуют цели извлечения прибыли и ее распределения между участниками. Для нас представляет интерес государственная бюджетная некоммерческая организация и, поэтому, в дипломной работе будут раскрыты аспекты ведения учета и организации расчетов с подотчетными лицами бюджетного учреждения.

Определение бюджетной организации дано в Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях №152н от 30 декабря 2009 года. Бюджетное учреждение – организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственных внебюджетных фондов на основе сметы доходов и расходов. Обязательным условием отнесения организации к разряду бюджетной является бюджетное финансирование по смете и ведение бухгалтерского учета по бюджетному плану счетов и в порядке, предусмотренном инструкцией №152н. Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы настоящей работы, предопределило ее цель и задачи.

Целью дипломной работы является изучение особенностей бухгалтерского учета и организации учета расчетов с подотчетными лицами в бюджетных государственных предприятиях с последующим внесением предложений по их совершенствованию.

Расчеты с подотчетными лицами имеют место практически на каждом предприятии и весьма разнообразны, т. к. включают в себя: приобретение за наличный расчет запасных частей, материалов, топлива, канцелярский товаров; оплату мелкого ремонта оргтехники, транспортных средств; расходы на командировки по территории Российской Федерации; представительские расходы.

Как правило, в практической деятельности любого предприятия расчеты с подотчетными лицами носят массовый характер и связаны со многими другими разделами учета, например, операциями по кассе, расчетами с поставщиками и подрядчиками, операциями по движению материальных ценностей и т.д., что обуславливает высокую трудоемкость и актуальность контроля расчетов с подотчетными лицами.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

– изучить по нормативным материалам и данным литературы основы ведения бухгалтерского учета и учета расчетов с подотчетными лицами в бюджетных организациях на современном этапе;

– проанализировать деятельность действующего предприятия в области бухгалтерского учета, пользуясь документами бухгалтерии, первичными документами по оформлению движения средств;

– осветить как можно шире проблемы бухгалтерского учета командировочных расходов;

– выдвинуть предложения по совершенствованию бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами.

Объект исследования – ГУСО «Центр социального обслуживания» Пыталовского района. Предметом исследования является система бухгалтерского учета и организация учета расчетов с подотчетными лицами в государственном учреждении.

В ходе выполнения исследования использованы нормативные акты и методические указания, учебная и периодическая литература, внутренняя документация предприятия, данные аналитического и синтетического учета расчетов с подотчетными лицами, бухгалтерская и финансовая отчетность за 2008–2009 гг.



Учет хозяйственных расходов

 

К хозяйственным расходам относятся расходы по приобретению хозяйственных материалов, канцтоваров, горюче-смазочных материалов, запасных частей к оборудованию и т.д.

Учреждение выдает наличные деньги из кассы на хозяйственные нужды. Для выдачи из кассы заполняется расходный кассовый ордер (форма №КО-2).

Выдача наличных денег производится при условии полного отчета подотчетного лица по ранее выданному ему авансу.

Бухгалтер проверяет целевое расходование средств, выданных работнику.

Все хозяйственные операции, осуществляемые организацией, оформляются оправдательными документами.

Выдача наличных денежных средств на хозяйственные нужды осуществляется на срок не более 30 календарных дней.

Установлена сумма средств, выданных в подотчет на хозяйственные расходы, в размере не более 20 – кратного минимального размера оплаты труда.

Рассмотрим ситуации по использованию денежных средств, выданных на хозяйственные расходы.

Пример 1. Гордеев Д.Н. получил под отчет аванс на приобретение запасных частей к автомашине в сумме 5000 руб. Запчасти приобретены на общую сумму 3500 руб. Остаток денег в сумме 1500 руб. возвращен в кассу учреждения.

Денежные средства поступили в кассу бюджетного учреждения из банка с лицевого счета внебюджетных средств на общую сумму 5000 руб. по подстатье 340 «Увеличение стоимости прочих материальных активов».

В учете будут сделаны следующие записи (табл. 8):

 

Таблица 8

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Выдан из кассы для приобретения запасных частей аванс 2 208 22 560 Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материалов 2 201 04 610 Выдача из кассы 5000
Приобретены запасные части 2 105 05 340 Увеличение стоимости прочих материальных запасов 2 208 22 660 Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материалов 3500
Возвращен в кассу учреждения остаток неизрасходованного аванса 2 201 04 510 Поступления в кассу 2 208 22 660 Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материалов 1500

 

Пример 2:

Из кассы учреждения за счет средств по внебюджетной деятельности выданы в подотчет Гордееву Д.Н. наличные денежные средства в сумме 5000 руб. на приобретение хозяйственных материалов.

За счет бюджетных средств выданы наличные денежные средства Чернецову Д.Н. на командировочные расходы в сумме 8500 руб., в том числе:

– на оплату суточных – 500 руб.;

– на приобретение проездных документов – 6500 руб.;

– на оплату проживания – 1500 руб.

Подотчетными лицами своевременно были представлены авансовые отчеты.

Согласно авансовому отчету Гордеева Д.Н. хозяйственных материалов было приобретено на сумму 4700 руб.

Согласно приложенным к авансовому отчету Чернецова Д.Н. документам произведенные фактические затраты составили:

– суточные – 500 руб.;

– билеты по проезду на железнодорожном транспорте – 6500 руб.;

– проживание в гостинице – 1400 руб.

Остатки неизрасходованных подотчетных сумм внесены в кассу учреждения.

Отражение данных в бухгалтерском учете представлено в табл. 9.

 

Таблица 9

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Выданы из кассы денежные средства Петрову С.С. для приобретения хозяйственных материалов 2 208 22 560 2 201 04 610 5000
Выдано из кассы Грачеву И.Г.: – на оплату суточных   2 208 02 560   2 201 04 610   500
– на оплату проживания 2 208 07 560 2 201 04 610 1500
– на приобретение проездных документов 2 208 03 560 2 201 04 610 6500
Отражены расходы по служебной командировке на основании данных авансового отчета: – на оплату суточных     1 401 01 212     2 208 02 660     500
– на оплату проживания 1 401 01 226 2 208 07 660 1400
– на приобретение проездных документов 1 401 01 222 2 208 03 660 6500
Оприходованы хозяйственные материалы на основании первичных документов   2 105 05 340   2 302 22 730   4700
Списаны денежные суммы с Петрова С.С. 2 302 22 830 2 208 22 660 4700
Внесены в кассу остатки подотчетных сумм: – Петровым С.С.   2 201 04 510   2 208 22 660   300
– Грачевым И.Г. 1 201 04 510 1 208 07 660 100

Пример 3. Если сотрудник приобрел для организации имущество (основные средства, материальные запасы), работы или услуги, то факт поступления ценностей подтверждается первичным учетным документом. Этот документ поступает от поставщика.

К бухучету принимаются суммы произведенных расходов по авансовому отчету, который утвердил директор.

Если сотрудник приобрел для организации имущество (основные средства, материальные запасы), то его стоимость отражается проводками:

Дебет КРБ.0.105.00.340 Кредит КРБ.0.208.22.660

– оприходованы материальные запасы, приобретенные через подотчетное лицо;

Дебет КРБ.0.106.01.310 Кредит КРБ.0.208.19.660

– отражены капитальные вложения в основные средства, приобретенные через подотчетное лицо;

Дебет КРБ.0.106.02.320 Кредит КРБ.0.208.20.660

– отражены капитальные вложения в нематериальные активы, приобретенные через подотчетное лицо;

Дебет КРБ.0.106.04.340 Кредит КРБ.0.208.00.660

– отражены затраты по изготовлению хозяйственным способом объектов, осуществленные через подотчетное лицо.

Пример 4. 3 апреля в рамках приносящей доход деятельности секретарю Ивановой Е.В. выдано 2000 руб. на покупку канцтоваров.

5 апреля Иванова купила канцтовары на всю эту сумму. Покупка НДС не облагалась, поскольку продавец применяет упрощенку. В этот же день директор утвердил авансовый отчет сотрудницы и бухгалтер принял полученные материальные запасы к учету.

В учете бухгалтер делает следующие проводки.

3 апреля: Дебет КРБ.2.208.22.560 Кредит КИФ.2.201.04.610 – 2000 руб. – выданы деньги под отчет Ивановой.

5 апреля: Дебет КРБ.2.105.06.340 Кредит КРБ.2.208.22.660 – 2000 руб. – получены канцтовары, приобретенные через сотрудницу.

Пример 5. В случае если через подотчетное лицо выплачивались зарплата, компенсации, пенсии, пособия социальной помощи населению, то на их сумму делается проводка:

Дебет КРБ.0.302.00.830 Кредит КРБ.0.208.00.660

Если подотчетное лицо принимало работы или услуги (например, сотрудник ремонтировал служебный автомобиль), то на их стоимость делается такая проводка:

Дебет КРБ.0.401.01.200 (КРБ.0.106.04.340) Кредит КРБ.0.208.00.660

Все вышеперечисленные суммы расходов, понесенные через сотрудника, в рамках приносящей доход деятельности, облагаемой НДС, отражаются без НДС. На сумму «входного» налога делается такая проводка:

Дебет КРБ.0.210.01.560 Кредит КРБ.0.208.00.660 – учтен НДС

При расчете налога на прибыль расходы на приобретение за счет средств от приносящей доход деятельности товаров (работ, услуг) через сотрудника можно учесть в уменьшение налогооблагаемой базы. Но для этого должны быть выполнены такие условия:

– расходы, понесенные через сотрудника, должны быть документально подтверждены (авансовым отчетом сотрудника, документами, приложенными к нему);

– приобретенное имущество (работы, услуги) должно использоваться в деятельности, направленной на получение дохода.

В зависимости от того, какое имущество (работы, услуги) сотрудник приобрел для организации, его стоимость относится к разным статьям расходов и в разный момент времени. Например, стоимость полученных канцтоваров списывается в прочие производственные расходы сразу после утверждения авансового отчета сотрудника. А стоимость покупных товаров, приобретенных через сотрудника, учитывается в уменьшение налогооблагаемой базы только после реализации.

Пример 6. При налогообложении расходов по приобретению товаров через подотчетное лицо, в бухучете отражается следующим образом:

3 апреля в рамках приносящей доход деятельности секретарю Ивановой Е.В. выдано 2000 руб. на покупку канцтоваров. 5 апреля она приобрела канцтовары на все подотчетные деньги. В этот же день директор утвердил авансовый отчет Ивановой, бухгалтер принял полученные материальные запасы к учету.

В товарном чеке, который приложен к авансовому отчету Ивановой, НДС выделен в сумме 305 руб., однако счет-фактура отсутствует. Бухгалтер «ЦСО» списал «входной» НДС за счет собственных средств учреждения.

В бухучете эти операции он отразил такими проводками.

3 апреля: Дебет КРБ.2.208.22.560 Кредит КИФ.2.201.04.610 – 2000 руб. – выданы деньги под отчет Ивановой.

5 апреля: Дебет КРБ.2.105.06.340 Кредит КРБ.2.208.22.660 – 1695 руб. (2000 руб. – 305 руб.) – получены канцтовары, приобретенные через сотрудницу;

Дебет КРБ.2.210.01.560 Кредит КРБ.2.208.22.660 – 305 руб. – учтен НДС по приобретенным канцтоварам;

Дебет КДБ.2.401.01.130 Кредит КРБ.2.210.01.660 – 305 руб. – списан НДС за счет собственных средств учреждения.

При расчете налога на прибыль бухгалтер включил в прочие производственные расходы 1695 руб.

Пример 7. Предъявлен к вычету «входного» НДС по услугам, приобретенным подотчетным лицом:

3 апреля в рамках приносящей доход деятельности водителю Колесову Ю.И. выдано 5000 руб. на ремонт служебной машины в автосервисе.

5 апреля Колесов отремонтировал автомобиль. За это он заплатил 5000 руб. В этот же день директор утвердил авансовый отчет сотрудника. Согласно счету-фактуре, который приложен к отчету, «входной» НДС по услугам автосервиса составил 763 руб. К отчету также приложен акт, который подтверждает факт их оказания. Отремонтированный автомобиль организация использует в деятельности, облагаемой НДС.

Бухгалтер сделал в учете следующие проводки.

3 апреля: Дебет КРБ.2.208.08.560 Кредит КИФ.2.201.04.610 – 5000 руб. – выданы деньги под отчет Колесову.

5 апреля: Дебет КРБ.2.106.04.340 Кредит КРБ.2.208.08.660 – 4237 руб. (5000 руб. – 763 руб.) – отражена стоимость услуг по ремонту автомобиля;

Дебет КРБ.2.210.01.560 Кредит КРБ.2.208.08.660 – 763 руб. – учтен НДС по услугам, оказанным автосервисом;

Дебет КДБ.2.303.04.830 Кредит КРБ.2.210.01.660 – 763 руб. – поставлен к вычету НДС по услугам, оказанным автосервисом.

Однако по расходам, которые нормируются при расчете налога на прибыль (например, командировочным и представительским расходам), зачесть можно не весь «входной» НДС. О том, как в таком случае рассчитать сумму налога, которую можно принять к вычету, подробнее см. Как принять к вычету НДС по нормируемым расходам.

Пример 8. Включение НДС в стоимость товаров, приобретенных через подотчетное лицо:

3 апреля в рамках приносящей доход деятельности сотруднику Кондратьеву А.С. выдано 25 000 руб. на покупку принтера.

5 апреля сотрудник приобрел принтер за 24 000 руб. (включая НДС – 3661 руб.), а остаток в сумме 1000 руб. (25 000 руб. – 24 000 руб.) внес в кассу. В этот же день директор утвердил авансовый отчет сотрудника и бухгалтер принял принтер к учету.

Организация планирует использовать принтер в деятельности, не облагаемой НДС. Поэтому «входной» налог бухгалтер учел в стоимости приобретенного принтера.

В учете были сделаны следующие записи.

3 апреля: Дебет КРБ.2.208.19.560 Кредит КИФ.2.201.04.610 – 25 000 руб. – выданы деньги под отчет Кондратьеву.

5 апреля: Дебет КРБ.2.106.01.310 Кредит КРБ.2.208.19.660 – 24 000 руб. (20 339 руб. + 3661 руб.) – учтен принтер, приобретенный через сотрудника;

Дебет КИФ.2.201.04.510 Кредит КРБ.2.208.19.660 – 1000 руб. – внесен в кассу остаток подотчетных средств.

В остальных случаях (если «входной» НДС нельзя поставить к вычету и включить в расходы) при расчете налога на прибыль НДС списывается в расходы без уменьшения налогооблагаемой прибыли.

 


Отличия контроля от аудита

 

Контроль – важная функция управления. Это объективное явление в экономической жизни общества, а в сфере управления финансовыми средствами – неотъемлемая часть системы регулирования финансовыми отношениями.

В зависимости от субъекта и характера деятельности финансовый контроль разделяется на государственный, ведомственный и вневедомственный; в зависимости от объекта – на внутренний и внешний; в зависимости от организации осуществления – на ревизионный (ревизия) и аудиторский (аудит). При осуществлении контрольной деятельности используются специальные приемы документального и фактического контроля, экспертные оценки, методы анализа и другой инструментарий.

Государственный финансовый контроль регламентируется законами РФ и другими нормативными актами.

В системе государственного финансового контроля имеются специальные контрольные органы: Счетная палата РФ, Департамент государственного финансового аудита и бухучета Министерства финансов РФ. В определенной мере функции государственного финансового контроля выполняют и другие госорганы, в частности Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Объектами государственного финансового контроля являются государственные органы и структуры, промышленные и коммерческие предприятия с государственным участием, предприятия, организации и учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственные субсидии, общественные неправительственные организации и учреждения, предпринимательские структуры и физические лица в части уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством.

Основные задачи государственного финансового контроля:

o проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета;

o проверка эффективного и экономного расходования государственных средств;

o проверка правильности расчета и уплаты налогов.

Контрольные органы государства могут выполнять свои задачи объективно и эффективно только в том случае, если они независимы от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния.

Элементами системы внутреннего контроля экономических субъектов являются внутренний аудит и управленческий контроль. Внутренний контроль создается для упорядоченного и эффективного ведения дел, обеспечения соблюдения политики руководства, охраны активов, обеспечения полноты и точности документации и всей внутрифирменной информации о производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. При этом реализация целей управления в системе внутреннего контроля возложена, во-первых, на организационно-технический механизм (включающий процедуры контроля, внутреннюю регламентирующую нормативную документацию и т.п.) и, во-вторых, на специальные контрольные подразделения – управления (отделы) внутреннего аудита. Организация системы внутреннего контроля является прерогативой самого экономического субъекта.

В настоящее время подразделения внутреннего аудита у экономических субъектов по-разному встраиваются в структуру управления экономического субъекта, поэтому условно внутренний аудит можно разделить на внутренний аудит акционеров и внутренний аудит исполнительного руководства. Первый из них часто называют независимым внутренним аудитом, так как внутренние аудиторы непосредственно не подчинены исполнительному руководству и, следовательно, по поручению собственников, акционеров могут осуществлять в том числе и проверку деятельности самого исполнительного руководства.

Некоторые экономические субъекты, по образцу фирм, создают у себя подразделения контроллинга и назначают контролеров. Кратко основные функции этих подразделений и самих контролеров можно охарактеризовать как «управление управлением», т.е. это координация, согласование, контроль, упорядочение и подготовка информации для руководства в виде, удобном для принятия управленческих решений.

Хотя аудиторская деятельность может охватывать все экономические организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, основными объектами аудита являются предпринимательские структуры, а предметом аудита – собственность акционеров и инвесторов. Независимость – необходимое условие деятельности аудиторов, причем независимость аудиторов гораздо шире независимости государственных контролеров-ревизоров.

При проведении аудита применяются специальные приемы документального и фактического ревизионного контроля, методики ревизии

отдельных объектов учета.

При проведении ревизионной проверки составления бухгалтерских (финансовых) отчетов с определенными оговорками могут быть использованы нормы и стандарты аудита.

Так как аудит и ревизия являются способами организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, между ними имеется много общего, но имеются и принципиальные различия [19].

Отличие внешнего аудита от ревизии представлены в табл. 12.

 

Таблица 12

  Аудит Ревизия
1. Цели Выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности Выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных
2. Характер Предпринимательская деятельность Исполнительская деятельность, выполнение распоряжении
3. Основа взаимоотношений Добровольное осуществление на основе договоров Принудительное осуществление по распоряжению вышестоящих или государственных органов
4. Управленческие связи Горизонтальные связи, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним Вертикальные связи, назначение, отчет перед вышестоящим звеном об исполнении
5. Принцип оплаты услуг Платит клиент Платит вышестоящее звено или государственный орган
6. Практические задачи Улучшение финансового положения клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование клиента Сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений
7. Результаты   Аудиторское заключение – документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Аудиторское заключение содержит мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и может быть опубликовано Акт ревизии – внутренний документ для контролирующего органа, который должен быть передан вышестоящему и другим органам и в котором отмечаются все выявленные недостатки

План контрольной проверки с подотчетными лицами

 

Выявленные при оценке системы внутреннего контроля сильные стороны и слабые стороны контроля принимаются во внимание при детальной проверке расчетов с подотчетными лицами.

Документом по организации и проведению ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений является Приказ Минфина России от 04.09.2007 №75н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности» (далее – Административный регламент).

В соответствии с данным документом проверки подразделяются на плановые и внеплановые.

Внеплановой ревизией (проверкой) является ревизия (проверка), не включенная в планы контрольной работы территориальных органов Росфиннадзора и проводимая по следующим основаниям:

– поручения руководителя Росфиннадзора (территориального органа);

– поручения или обращения от Аппарата Правительства РФ, Администрации Президента РФ, Минфина России, Генеральной прокуратуры и иных правоохранительных органов федерального уровня;

– проведение встречной ревизии (проверки).

Это основные отличия внеплановых ревизий (проверок) от плановых.

Плановые проверки проводятся в соответствии с планом проверок. Согласно п. 33 Административного регламента план территориального органа Росфиннадзора устанавливает обязательный для исполнения перечень ревизий (проверок), включая наименование проверяемых организаций, упорядоченный по темам и срокам проведения ревизий (проверок). В него включаются ревизии (проверки) по централизованным заданиям Росфиннадзора, по инициативе территориального органа, а также по поручениям и обращениям руководителей уполномоченных органов, в том числе по поручению руководства Росфиннадзора (помимо централизованных заданий), по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов РФ.

Ревизия проводится в следующем порядке.

По прибытии в проверяемую организацию руководитель ревизионной группы:

– предъявляет руководителю организации удостоверение на проведение ревизии (проверки);

– знакомится с программой ревизии (проверки);

– представляет участников ревизионной группы;

– решает организационно-технические вопросы проведения ревизии (проверки).

Датой начала ревизии считается дата предъявления руководителем ревизионной группы удостоверения на проведение ревизии (проверки) руководителю (лицу, его замещающему) проверяемой организации или лицу, им уполномоченному, а датой окончания – день подписания акта ревизии (проверки) руководителем организации.

Срок проведения ревизии не может превышать 45 рабочих дней

Программа ревизии содержит (табл. 13):

– тему ревизии;

– наименование проверяемого бюджетного учреждения;

– перечень основных вопросов, по которым ревизионная группа проводит в ходе ревизии (проверки) контрольные действия.

Программа утверждается руководителем территориального органа проверяющего органа.

 

Таблица 13. – Программа ревизии

1 Проверяемое учреждение ГУСО «Центр социального обслуживания» Пыталовского района
2 Период проверки с 01.01.2009 по 31.06.2009
3 Цель проверки осуществление контроля за правильностью расходования и целевым использованием бюджетных, поступивших на содержание учреждения, за соблюдением требований указов Президента РФ, федеральных законов, постановлений Правительства РФ, инструкций и указаний Минфина, ФНС в части вопросов, относящихся к финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, за правильностью ведения бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами
4 Содержание нарушений, выявленных по результатам предыдущих проверок. Меры, принятые учреждением, по их устранению Комплексная документальная ревизия финансово-хозяйственной деятельности ГУСО «Центр социального обслуживания» Пыталовского района проводилась с 24 по 30 марта 2009 года. Установлены следующие нарушения и недостатки: имеет место нарушения пункта 14, 17 Порядка ведения кассовых операций, утвержденного решением Центрального банка РФ от 22.09.1992 г. №40, в части надлежащего оформления кассовых документов (приходных и расходных кассовых ордеров, платежных ведомостей). Не соблюдаются требования пункта
5 Проверка соблюдения требований Порядка ведения кассовых операций, утвержденного Решением Совета Директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 №40 – правильное ведение кассовой книги; – наличие утвержденного банком лимита денежной наличности, – соблюдение установленного лимита остатка денежной наличности в кассе, – своевременная сдача в банк денег сверх лимита; – правильное хранение в кассе денежных средств; – обеспечение сохранности денег и оправдательных документов; – правильное ведение журнала регистрации, приходных и расходных кассовых ордеров; – правильное оформление операций, связанных с приемом и выдачей из кассы различных денежных документов;
6 Проверка расчетов с подотчетными лицами   – соблюдение порядка выдачи аванса под отчет – наличие фактов выдачи повторных авансов, аванса лицам, не работающим в проверяемом учреждении, своевременности представления авансовых отчетов; – по командировочным расходам: à наличие приказов (распоряжений) о направлении работников в командировку; à правильность возмещения командировочных расходов (суточные, квартирные, стоимость проезда); à имеется ли командировочное удостоверение с отметками в месте пребывания в командировке; à правильность и своевременность составления авансовых отчетов; à правильность возмещения затрат на хозяйственные нужды; à наличие оправдательных документов; à полнота и своевременность сдачи в кассу остатка подотчетных сумм; à правильность составления бухгалтерских проводок по операциям с подотчетными лицами; à правильность выведения остатков на конец месяца по счету 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами».
7 Проверка достоверности ведения бухгалтерского учета согласно Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2009 г. №152н, тождественности данных аналитического и синтетического учета записям в книге «Журнал – главная», искажений отчетности, своевременности ее представления по принадлежности.
По результатам проверки учета расчетов с подотчетными лицами выявлено следующее:Учет расчетов с подотчетными лицами учреждение ГУСО «ЦСО» ведется на счете 20800 000 «Расчеты с подотчетными лицами» в Журнале по расчетам с подотчетными лицами ф. 0504071, главной книге.Данные аналитического учета соответствуют данным, отраженным в главной книге.Аналитический учет по счету ведется не по каждой авансовой выдаче, а сгруппирован по подотчетным лицам.Соблюдается п. 11 Порядка ведения кассовых операций – в учреждении определен перечень лиц, которым предоставлено право получения наличных денег под отчет на хозяйственно-операционные нужды.

Соблюдается Инструкция по бюджетному учёту в ряде случаев денежные средства выдавались под отчёт с письменного распоряжения руководителя и с указанием цели получения аванса.

Для проверки соблюдения сроков отчетов составим следующую вспомогательную ведомость (табл. 14).

 

Таблица 14. – Проверка соблюдения сроков отчетов по выданным подотчетным сумам и наличия остатков неиспользованных сумм

№ авансового отчета, дата Сумма неиспользованных средств Срок отчета Количество дней просрочки Сумма штрафа Примечание
№17 от 06.01.09 г 0 10.01.09 нет нет Отчет сдан в срок
№18 от 16.01.09 0 16.01.09 нет нет Отчет сдан в срок
№19 от 16.01.09 0 16.01.09 нет нет Отчет сдан в срок
№20 от 31.01.09 0 1.01.09 нет нет Отчет сдан в срок

 

Все случае переплат и недоплат фиксируются в отчете. В январе месяце 2009 года данных нарушений в учреждении не выявлено, благодаря составлению смет расходов на командировки касающиеся длительного периода пребывания в командировке.

Издан приказ руководителя, в котором перечислены работники, имеющие право получать денежные средства в подотчет из кассы организации. В нем указаны срок и цели выдачи подотчетных сумм. Фактические цели выдачи подотчетных сумм соответствуют поименованным в приказе руководителя.

Заявление работника на выдачу подотчетных сумм присутствует и оформлено надлежащим образом.

Форма расходно-кассового ордера, по которому выдавались деньги в подотчет, соответствует его унифицированной форме.

Все бухгалтерские записи, в том числе связанные с обеспечением расчетов с подотчетными лицами, оформляются на основании первичных документов (ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 313 НК РФ).

Подотчетные суммы одним работником другому не передаются.

В учреждении ведется журнал учета выдачи доверенностей, а также оформление и выдача самих доверенностей.

Материальные ценности, отпускаемые поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению учреждению, может получать подотчетное лицо. В этом случае оно действует на основании доверенности, порядок выдачи которой работнику организации установлен гражданским законодательством.

Бухгалтерские проводки по операциям расчетов с подотчетными лицами ведутся правильно с выведением остатков на конец отчетного периода.

Записи авансовых отчетов соответствуют данным регистров бухгалтерского учета.

Существуют ошибки, допускаемые бухгалтерами и самими подотчетными лицами при совершении кассовых операций.

Результат проверки при проверке данного участка:

1. Законность и целесообразность расходов на хозяйственно – операционные нужды определяются путем сопоставления данных авансовых отчетов и приложенных к ним документов на оплату услуг, погашение задолженности поставщикам, приобретение материально – производственных запасов. Проверяется наличие оправдательных документов и их соответствие данным авансового отчета, но и правильность оформления этих документов (товарных чеков, квитанций к приходным кассовым ордерам, талонов, актов выполненных работ, актов закупок и т.п.).

При приобретении подотчетным лицом товаров на предприятии розничной торговли за наличный расчет было проверено наличие документов, подтверждающих расход денежных средств.

К авансовому отчету приложен только товарный чек со штампом «Оплачено» на бумагу 10 пачек по 40 рублей на общую сумму 4000 рублей.

Товарного чека не достаточно для подтверждения использования подотчетных сумм.

Расход денежных средств может быть подтвержден чеком контрольно-кассового аппарата, квитанцией приходного кассового ордера или документами строгой отчетности по формам, утвержденным Минфином России. Для подтверждения использования подотчетных сумм необходимо представить товарный чек и чек КММ.

2. Проверкой установлено, что присутствует нарушение Порядка ведения кассовых операций. В отдельных расходных кассовых ордерах (РКО) не указан код целевого назначения.

Проверка расчетов с подотчетными лицами по командировкам предполагает признание факта служебной командировки и проверку обоснованности и правильности расходов, связанных с командировкой.

3. Согласно а/о №6 в январе возмещены командировочные расходы по командировке в г. Архангельск Вьюнову П.В. в сумме 8 876 руб., в том числе расходы по оплате телефонных междугородных переговоров в сумме 1580 руб. без подтверждения производственного характера этих переговоров, т.е. завышена себестоимость на 1580 руб. Также возмещены расходы по оплате услуг по предварительной продаже авиабилетов «Москва-Архангельск» на рейс 2327 в сумме 30 руб. К а/о прилагается авиабилет «Москва-Архангельск» на другой рейс (2315), следовательно, завышена себестоимость на 30 руб.

Согласно а/о №8 в марте Коренькову В.С. оплачены суточные за 1 день пребывания в командировке (5 февраля) в сумме 50 руб. Согласно п. 15 Инструкции №62 при командировках в такую местность, откуда командированный имеет возможность ежедневно возвращаться к месту своего постоянного жительства, суточные не выплачиваются. Таким образом, необоснованно завышена себестоимость на 50 руб.По а/о №91 от 23.03.09 (проведен в апреле) Шестерикову Б.Н. возмещены расходы по командировке в сумме 1 335 руб., в том числе суточные за 1 сутки в сумме 50 руб. В командировочном удостоверении сделана отметка о выбытии и прибытии в г. Москву 20 марта. Прилагаются 2 авиабилета: Москва-Архангельск – 20.03.01, Архангельск-Москва – 21.03.01. Таким образом, отметка в командировочном удостоверении противоречит дате вылета согласно авиабилету. Т.е., оплату суточных в данном случае следует производить по дате прибытия, указанной в авиабилете. Суточные следовало оплатить в сумме 100 рублей из расчета двух суток. Кроме того, следовало возместить работнику расходы по найму жилого помещения без подтверждающих документов в сумме 4,5 руб.Согласно а/о в марте Шестерикову Б.Н. возмещены расходы по командировке в сумме 3 815 руб. В нарушение п. 2 Инструкции о служебных командировках №62 к а/о не приложено командировочное удостоверение. Согласно п. 6 вышеназванной Инструкции фактическое время пребывания в месте командировки определяется по отметкам в командировочном удостоверении.

 



Заключение

 

Целью настоящей работы было определение направлений совершенствования бухгалтерского учета в системе социального обслуживания как важнейшего элемента управления в условиях перехода экономики на рыночные отношения.

В ходе проведенного исследования раскрыта значимость бюджетной сферы и бюджетного учета для экономики России как инструмента контроля за эффективным использованием денежных средств государства. Рассмотрены особенности ведения бухгалтерского учета в бюджетных организациях. Дана характеристика деятельности Центра социального обслуживания Пыталовского района, работа бухгалтерии, проведен анализ основных финансовых показателей работы за 2008–2009 гг. Рассмотрен механизм отражения расчетных операций в с учетом перехода на новый порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, дана характеристика операций расчетов с подотчетными лицами, составлявшихся на основании плана счетов Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях от 30.12.2009 г. №152н.

При изучении объекта бухгалтерского учета по учету расчетов с подотчетными лицами деятельности ГУ СО «Центр социального обслуживания» Пыталовского района обнаружен ряд недостатков в организации бухгалтерского учета:

- Отсутствие документов, подтверждающих расходование подотчетных сумм;

- В отдельных расходных кассовых ордерах не указан код целевого назначения;

- Отметка в командировочном удостоверении противоречит дате подтверждающих документов.

Для устранения вышеуказанных недостатков предложены следующие мероприятия по совершенствованию организации бухгалтерского учета в ГУСО «ЦСО»:

ü Для подтверждения использования подотчетных сумм необходимо представить товарный чек и чек ККМ;

ü Оформляется расходный кассовый ордер в соответствии с порядком ведения кассовых операций. «Коды» выбираются из справки Госкомстата. Код документа по ОКУД 0310002;

ü Оплату суточных производить по дате прибытия, указанной в билете. Суточные оплатить в сумме из расчета двух суток. Возместить работнику расходы по найму жилого помещения без подтверждающих документов

ü Соблюдать Порядок ведения кассовых операций.

В результате изучения в ГУСО «Центр социального обслуживания» Пыталовского района системы бухгалтерского учета расчетных операций с подотчетными лицами каких-либо серьезных нарушений не обнаружено. Расчеты с подотчетными лицами, их документальное оформление и отражение на счетах бухгалтерского учета ведется, в общем, в соответствии с действующим законодательством.

С целью совершенствования учета и контроля расчетов с подотчетными лицами в ГУСО «Центр социального обслуживания» Пыталовского района предложена автоматизация бухгалтерского учета в ГУСО «ЦСО», в том числе операций с подотчетными лицами рекомендуется программный комплекс «БЭСТ-5. Бюджет».

Концепция построения системы «БЭСТ-5. Бюджет» основана на том, чтобы максимально облегчить труд работников бухгалтерии.

 

 



Список использованной литературы

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон от 30.12.2001 г., №195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 19.05.2010 г., №87-ФЗ).

Введение

 

Бухгалтерский учет в бюджетных организациях имеет свои специфические особенности, обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, другими нормативными документами по учету и отчетности в бюджетных организациях, отраслевой их спецификой. К этим особенностям нужно отнести: организацию учета в разрезе статей бюджетной классификации; организация управления оборотным капиталом; особенности формирования финансовых результатов; контроль исполнения сметы расходов; выделение в учете кассовых и фактических расходов; отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы.

Специфические особенности учета в бюджетных организациях вызывают необходимость дополнить общие задачи бухгалтерского учета более конкретными, как, например, точное исполнение утвержденного бюджета, соблюдение финансово – бюджетной дисциплины, мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных расходов. Гражданский кодекс РФ делит все юридические лица на два вида – коммерческие и некоммерческие (ст. 50 ГК РФ). Основанием такого деления служит цель осуществляемой организацией деятельности. Основная цель коммерческих организаций – извлечение прибыли и ее распределение между участниками. Некоммерческие организации создаются для достижения образовательных, научных, благотворительных целей, для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Иначе говоря, они не преследуют цели извлечения прибыли и ее распределения между участниками. Для нас представляет интерес государственная бюджетная некоммерческая организация и, поэтому, в дипломной работе будут раскрыты аспекты ведения учета и организации расчетов с подотчетными лицами бюджетного учреждения.

Определение бюджетной организации дано в Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях №152н от 30 декабря 2009 года. Бюджетное учреждение – организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственных внебюджетных фондов на основе сметы доходов и расходов. Обязательным условием отнесения организации к разряду бюджетной является бюджетное финансирование по смете и ведение бухгалтерского учета по бюджетному плану счетов и в порядке, предусмотренном инструкцией №152н. Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы настоящей работы, предопределило ее цель и задачи.

Целью дипломной работы является изучение особенностей бухгалтерского учета и организации учета расчетов с подотчетными лицами в бюджетных государственных предприятиях с последующим внесением предложений по их совершенствованию.

Расчеты с подотчетными лицами имеют место практически на каждом предприятии и весьма разнообразны, т. к. включают в себя: приобретение за наличный расчет запасных частей, материалов, топлива, канцелярский товаров; оплату мелкого ремонта оргтехники, транспортных средств; расходы на командировки по территории Российской Федерации; представительские расходы.

Как правило, в практической деятельности любого предприятия расчеты с подотчетными лицами носят массовый характер и связаны со многими другими разделами учета, например, операциями по кассе, расчетами с поставщиками и подрядчиками, операциями по движению материальных ценностей и т.д., что обуславливает высокую трудоемкость и актуальность контроля расчетов с подотчетными лицами.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

– изучить по нормативным материалам и данным литературы основы ведения бухгалтерского учета и учета расчетов с подотчетными лицами в бюджетных организациях на современном этапе;

– проанализировать деятельность действующего предприятия в области бухгалтерского учета, пользуясь документами бухгалтерии, первичными документами по оформлению движения средств;

– осветить как можно шире проблемы бухгалтерского учета командировочных расходов;

– выдвинуть предложения по совершенствованию бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами.

Объект исследования – ГУСО «Центр социального обслуживания» Пыталовского района. Предметом исследования является система бухгалтерского учета и организация учета расчетов с подотчетными лицами в государственном учреждении.

В ходе выполнения исследования использованы нормативные акты и методические указания, учебная и периодическая литература, внутренняя документация предприятия, данные аналитического и синтетического учета расчетов с подотчетными лицами, бухгалтерская и финансовая отчетность за 2008–2009 гг.



Теоретические основы бухгалтерского учета и организации учета подотчетных лиц в бюджетной организации

1.1 Особенности бухгалтерского учета бюджетных учреждений

 

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях является составной частью российской национальной системы бухгалтерского учета, специализированной на создании учетной информации для управления государственными финансами на всех уровнях властных структур бюджетной системы РФ. Определяющие регламентации бюджетного учета, обязательные в практике бюджетных учреждений, устанавливаются централизованно Министерством финансов Российской Федерации.

Бюджетное учреждение создается органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и других функций некоммерческого характера [1, п. 1, ст. 161]. Деятельность бюджетного учреждения финансируется федерального, субъекта Федерации или местного бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Характер деятельности и организационно-правовая форма, предмет и цели деятельности, источники формирования имущества и другие характеристики определяются бюджетным учреждением.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 371.