Экономика научных исследований и разработок
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

1.1 Основные понятия, применяемые в научно-технической деятельности

1.2 Порядок формирования государственной научно-технической политики

1.3 Основные цели и принципы государственной научно-технической политики

1.4 Основные направления научно-технического развития в России

1.5 Общегосударственная и региональная инновационная политика

1.6 Технопарки и технополисы

2. Стратегия научно-технической деятельности в Иркутской области на период до 2020 года

2.1. Анализ научно-технической сферы Иркутской области

Экономика научных исследований и разработок

Инновационная деятельность промышленности Иркутской области

Концентрация на приоритетных направлениях

Финансово-экономическое обеспечение научно-технической и инновационной деятельности

Развитие региональной инновационной инфраструктуры

Территории инновационного развития

2.8 Политики о «болевых точках» и механизме решения проблем

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА



ВВЕДЕНИЕ

Эта работа посвящена исследованию государственной инновационной политики, ее составляющих и перспектив развития, современного состояния инновационной системы России как основной платформы ее осуществления.

Прежде всего, необходимо сформулировать, что такое государственная политика, какие цели она призвана достичь. Определить ответственные за ее воплощения ведомства и организационные структуры. Важно осветить те приоритетные направления, по которым государство, в рамках проводимой им инновационной политики, оказывает поддержку инновационным процессам в стране, инноваторам и инновационному бизнесу в целом. Осветить приоритетные задачи в области правового регулирования инновационной деятельности.

Для более наглядного представления о том, как собственно правительство РФ воплощает в жизнь инновационную политику, необходимо рассмотреть механизмы, инструменты государственной инновационной политики. Конечно, не надо забывать, что эти инструменты весьма масштабны. Их непросто и не быстро можно создать, а уж тем более отладить до высокой степени эффективности. Однако такие шаги наше правительство уже делает и делает их в правильном направлении. Не останется в стороне от рассмотрения и важнейшие программы научно-технического развития России, чьи программы закреплены в соответствующих федеральных документах. Ну и наконец, несколько слов необходимо сказать о самой инновационной системе РФ. Сейчас она находится в периоде становления. Надо сказать, государство эту идею далеко не отпускает. В глубинах соответствующих ведомств разрабатываются программные документы, в которых закрепляются основные компоненты и их взаимосвязь.

Цель работы – государственная и региональная научно-техническая политика.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

- исследовать порядок, принципы формирования государственной научно-технической политики;

- определить основные направления научно-технического развития в России;

- выявить особенности формирования федеральных и региональных научно-технических программ;

- обозначить принципы функционирования технопарков и технополисов, их возможности для создания инноваций;

- определить возможность участия конкретной организации в программах научно-технического развития;

- осветить мнения политиков о болевых точках научно-технического развития и возможные пути их решения.

Объект исследования: Иркутская область, наукоград г. Ангарск.

Предметом исследования является возможность участия наукограда г. Ангарск в федеральных и региональных программах научно-технического развития.

Работа содержит две главы.

В первой главе рассмотрена сущность и принципы государственной и региональной инновационной политики.

Во второй главе рассматривается стратегия научно-технической деятельности в Иркутской области на период до 2020 года, тем самым решается вопрос о возможности участия Иркутской области в программах научно-технического развития.

При написании курсовой работы использовались учебные пособия, статьи, сайты, законодательная база посвященные инновационному менеджменту.



Основные понятия, применяемые в научно-технической деятельности

Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Экспериментальные разработки - деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.

Государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Научно-технический результат - продукт научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.

Научно-техническая продукция - научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.

Гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

Научно-технической политики

Основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, упрочение взаимосвязи науки и образования.

Государственная научно-техническая политика осуществляется исходя из следующих основных принципов:

- признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства;

- гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и техники и экспертизе научных и научно-технических программ и проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов;

- гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований;

- интеграция научной, научно-технической и образовательной деятельности на основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в научных исследованиях и экспериментальных разработках посредством создания учебно-научных комплексов на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных организаций академий наук, имеющих государственный статус, а также научных организаций министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

- поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;

- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;

- стимулирование научно-технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот;

- развитие научно-технической и инновационной деятельности посредством создания системы государственных научных центров и других структур;

- стимулирование научно-технической и инновационной деятельности субъектов Российской Федерации и интеграция их научно-технического потенциала;

- развитие международного научного и научно-технического сотрудничества Российской Федерации.

Технопарки и технополисы

Технопарки — агломерация наукоемких фирм, группирующихся вокруг крупного уни­верситета, института, лаборатории. Основная задача парка — сокращение сроков внедрения научных идей в практику. Парки располагают специальной инфраструктурой (здания, соору­жения, телекоммуникации; которая наряду с определенными налоговыми льготами предо­ставляется новым наукоемким фирмам.

Технополисами называют научно-произ­водственные городки, которые размещаются поблизости от крупного промышленного центра. Идея строительства технополисов возникла в Японии в начале 80-х гг.

Технопарки функционируют в общем поле так называемых зонтичных структур.

Эти структуры (к которым относятся также бизнес-инкубаторы, инновационные центры, инжиниринг-центры и др.) призваны обслуживать начинающих предпринимателей, ученых, разработчиков, инженеров с целью обеспечить быстрое и прямое внедрение разработок и бизнес-планов. Специфика технопарка — научные, конструкторские и технологические разработки, связанные с высокими технологиями (hi-tech).

Основу деятельности технопарка составляет производственная деятельность. Для решения специфических задач, связанных с осуществлением этой деятельности создаются отдельные юридические лица — малые предприятия. Эти малые предприятия будучи изолированными друг от друга попадают в довольно сложную ситуацию, ибо они имеют весьма ограниченные финансовые, технические, кадровые и прочие возможности. По этой причине малые предприятия имеют тенденцию к образованию объединений, которые получили название — технологический парк или, сокращенно, технопарк. Итак, технопарк — это объединение малых вузовских фирм, имеющее целью создание общей системы экономико-правовогообслуживания, технического обслуживания, а также общей системы инвестиций и общей системы ведения инновационной деятельности. Иными словами, технопарк — это дружественная среда, в которой обеспечивается высокая выживаемость малых вузовских фирм наукоемкого производства, благоприятные условия для их развития. Для справки сообщу, что в экономически благополучной Финляндии 2/3 малых фирм развивается в течение пяти лет, если их оставить без поддержки, без дружественной среды обитания.

Сейчас в России 56 технопарков. Некоторые уже прошли период становления и успешно работают, признаны международными экспертами (например, технополис Зеленоград в Свердловской области, технопарки в Уфе и Томске, Международный центр развития науки и технологий “Дубна”). В этих структурах функционируют 900 инновационных фирм и 150 малых обслуживающих фирм, создано свыше 7 тысяч новых рабочих мест.

В целом, можно сказать, что технопарки прижились на российской земле. Важную роль играют специальные фонды финансирования, инициируемые государством и объединениями предпринимателей, Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и т.д.

Но в этой сфере есть и немалое количество проблем. Ключевыми проблемами технопарков и инкубаторов бизнеса является отсутствие надежной правовой базы их создания и развития (хотя сами понятия и признаки технопарков, концепция и технология их создания уже выработаны), недостаточность материально-технической и финансовой поддержки со стороны государства и, конечно, отсутствие квалифицированных кадров. Положение также осложняется сложной экономической ситуацией в стране, особенно высокими налогами на производство и дороговизной кредита.

Важным фактором развития сектора высоких технологий в мировой экономике является становление и совершенствование систем технопарков и технополисов. Для полноценного функционирования этих образований требуется активное участие государства в их создании и поддержании. Необходимо образование специальных фондов, кредитующих рискованные научно-технические проекты, создание консультационных структур, помогающих инновационным фирмам находить и вести дела с иностранными партнерами. Целесообразно также формирование специальных баз данных по вновь возникающим проектам, которые смогли бы помочь покупателю и продавцу найти друг друга.

Технопарки являются важным элементом современной экономики. Технопарки можно рассматривать с нескольких точек зрения.

Во-первых, технопарк можно рассматривать как особый вид свободной экономической зоны, на территории которой усиленно развивается разработка наукоемкой продукции, формируются новые кадры, технико-внедренческие зоны, с этой стороны технопарк отвечает требованиям соответствия основным процессам, происходящим в мировой экономике.

Во-вторых, наука дает стимул развитию бизнеса, главным образом малого, что позволяет говорить о технопарках, как о форме поддержки малого предпринимательства, развитие которого позволяет выйти на качественно новую ступень общественного воспроизводства.

В-третьих, именно в технопарках наука получает финансовые и прочие дополнительные возможности для ведения фундаментальных и прикладных изысканий, тем самым наука получает большую независимость от государства. В связи с этим технопарки являются привлекательной формой поддержки отечественной науки.

Таким образом, процесс зарождения и развития технопарков не должен обойти Россию с ее достаточно сложной экономической ситуацией. Одним из способов выхода из сложившегося кризиса является опора на отечественную науку и наукоемкое производство. В связи с этим технопарки могут сыграть одну из важнейших ролей в этом процессе.



Государственная поддержка развития наукоемкого производства на территориях с высокой концентрацией научно-технической деятельности реализуется в форме развития наукоградов Российской Федерации и особых зон инновационного развития. Основанием для выделения территорий инновационного развития служит разработка технико-экономического обоснования или программ инновационного развития, показывающих эффективность государственной поддержки инновационного развития этих территорий. В этой связи в рамках реализации региональной научно-технической политики на ближайшую перспективу будет уделено внимание созданию особых внедренческих зон экономического развития и наукограда г. Ангарск.

Внедренческие зоны должны стать так называемыми "точками роста или территориями опережающего инновационного развития", одной из важнейших составляющих региональной инновационной системы.

Программа развития города Ангарска как наукограда, в случае ее принятия Правительством РФ, обеспечит устойчивую финансовую базу, у города появится возможность развить социальную и экономическую инфраструктуру науки и инновационного производства. Ядром наукограда может стать Ангарская нефтехимическая компания, в рамках которой будут интегрированы все необходимые и достаточные звенья инновационной системы создания и освоения новых наукоемких материалов, включая создание крупного химического комплекса и организацию хорошо защищенных подземных хранилищ для материалов стратегического назначения. Как наукоград город Ангарск имеет перспективу стать важным элементом поддержания национальной безопасности как поставщик и хранитель широкого спектра стратегических материалов, а также как крупный центр развития, экспериментальной отработки и освоения «критических» технологий в современном материаловедении и охране природной среды Сибири.

 

З АКЛЮЧЕНИЕ

 

В высоких технологиях ведущую роль играют информационные технологии. Прогресс в этой области создает такие продукты, которые позволяют получить наиболее оперативную и полную информацию по любому вопросу. Современный человек должен уметь ориентироваться в поступающей информации и выделять наиболее важную из всего потока информации для поддержания своей профессиональной конкурентоспособности.

Важным фактором развития сектора высоких технологий в мировой экономике является становление и совершенствование систем технопарков и технополисов. Для полноценного функционирования этих образований требуется активное участие государства в их создании и поддержании. Необходимо образование специальных фондов, кредитующих рискованные научно-технические проекты, создание консультационных структур, помогающих инновационным фирмам находить и вести дела с иностранными партнерами. Целесообразно также формирование специальных баз данных по вновь возникающим проектам, которые смогли бы помочь покупателю и продавцу найти друг друга.

В настоящее время предпринимаются попытки поддержать науку и образование. Однако системно проработанная целостная государственная научно-техническая политика, охватывающая науку, технологию, образование, внедрение и научно-технологическую модернизацию производства, в российском масштабе окончательно еще не сформировалась. Системная проработка государственной научно-технической политики должна охватывать поддержку и стимулирование науки, отечественных высоких и наукоемких технологий, трансфер технологий, расширение научно-технического кадрового потенциала, политику информатизации, развитие научных элит, поддержку статуса науки и ученых, концепцию бюджета науки, различные формы финансирования, социальные проблемы: престижность, социальные гарантии, статус ученых, отношение с обществом, основы региональной научно-технологической политики, создание новых организационных форм и взаимодействие с производством, новые формы — технополисы, технограды, технопарки, инкубаторы и. т.п.

Стратегия развития науки, научно-технической и инновационной деятельности в Иркутской области на период до 2015 года является организационно-методической основой государственного регулирования научно-технической и инновационной деятельностью и развития научно-технического комплекса. Входящие в состав научно-технического комплекса организации могут производить товарную продукцию, способную найти покупателей на рынках, и могут производить знания, не поддающиеся коммерциализации. Кроме того, уже само развитие научно-технического комплекса представляет для общества ценность. Выполнение функций регулирования и координации научно-технической и инновационной деятельности предполагается осуществлять с помощью специализированных подразделений в составе Правительства Иркутской области, Координационного совета по научно-технической и инновационной деятельности в Иркутской области, ученых советов ВУЗов и научных организаций, общественных организаций, информационных центров. Органы власти Иркутской области, научные организации, хозяйствующие субъекты, принимая решения на основе разработанных прогнозов и индикаторов, могут, в конечном итоге, обеспечить инновационное развитие Иркутской области.


Краткие выводы:

Необходима разработка современной инновационной политики, ориентированной на построение экономики знаний, составными частями которой являются научно-техническая политика, политика, ориентированная на выпуск наукоемкой продукции и политика в области образования. Основой принятия новой политики должен стать консенсус между государством, бизнесом и научным сообществом.


Используемая литература

 

1. О банке развития: федеральный закон от 17.05.2007г. №82-ФЗ

2. Об особых экономических зонах в РФ: федеральный закон от 08.07.2005. N 116-ФЗ.

3. Об открытом акционерном обществе «Российская венчурная компания»: постановление правительства РФ от 24.08.2006г. № 516

4. Об одобрении госпрограммы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»: распоряжение от 10 марта 2006г. N328-р.

5. Об основных направлениях государственной инвестиционной политики РФ в сфере науки и технологий: распоряжение правительства РФ от 11.12.2002г. N 1764-р.

6. Об утверждении концепции федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно технического комплекса РФ» на 2007 – 2012 годы: распоряжение правительства РФ от 06.07.2006г. № 977-Р.



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

1.1 Основные понятия, применяемые в научно-технической деятельности

1.2 Порядок формирования государственной научно-технической политики

1.3 Основные цели и принципы государственной научно-технической политики

1.4 Основные направления научно-технического развития в России

1.5 Общегосударственная и региональная инновационная политика

1.6 Технопарки и технополисы

2. Стратегия научно-технической деятельности в Иркутской области на период до 2020 года

2.1. Анализ научно-технической сферы Иркутской области

Экономика научных исследований и разработок

Дата: 2019-05-29, просмотров: 160.