Качественных) диалогической речи учащихся до и после эксперимента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
  Количество испытуемых Общее кол-во произнесенных реплик Общее кол-во диалогических единств Вопрос-ответ Утверждение – утверждение Утверждение – вопрос речевые клише Вопрос – контр вопрос Общее кол-во всех допущенных ошибок Уструктурно-грамматические ошибки Интонационные ошибки Фонетические ошибки Лексические ошибки
до 30 147 74 66 6 1 - - 124 64 36 14 10
после 30 212 102 68 24 8 10 42 30 2 18 6 4

 

102       124      
10       10      
8   74   14      
24   1   36      
    6       30  
            4  
68   66   64   6  
            18  
            2  
до обучения   после обучения   до обучения   после обучения  

Итак, количественный и качественный анализ данных экспериментально-опытного обучения позволяет утверждать, что организация деятельности учащихся направленная на овладение диалогической речи, с помощью составленного пособия по предложенной методике обучения, эффективна. Включение в процесс обучения диалогов-образцов представляющих собой подлинной английской диалогической речи , с учетом основных психологических закономерностей усвоения положительно влияет на весь процесс обучения вообще и на развитие диалогических умений в частности.

ВЫВОДЫ

1) В значительной степени активизировать педагогический процесс.

2) Повысить речевую активность учащихся.

3) Выработать быстроту речевой реакции на воспринятую реплику и готовность стимулировать речь собеседника.

4) Выработать навык умственного восприятия отрезков речи (диалогической и монологической) на слух.

5) Выработать умение переключаться с одной структуры на другую производить различные преобразования внутри заданного образца, овладевая таким образом механизмом внутриструктурных связей.

6) Путем тренировки учащихся в выполнении одноязычных речевых упражнений устранить интерфирирующее влияние родного языка, в результате чего резко сократилось количество структурно-интонационных ошибок в речи учащихся.

7) В ответах исходить из ситуации общения, пользуясь схемами построения беседы и высказываний в целом, характерных для носителей данного языка.

8) Добиться использования в речи модально оценочных слов в результате чего учащиеся стали обнаруживать личностное и эмоциональное отношение к высказываемому в процессе речи.

9) Отработать большое количество ситуаций, связанных с изучаемыми темами и предлагаемыми школьной программой для развития навыков говорения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами исследование позволило определить единицей диалог-образец как единство, отражающее основные количественные и качественные характеристики, свойственные диалогической речи. А также мы пришли к заключению, что диалог-образец является основой формирования навыков говорения. Развитие и формирование навыка говорения происходило на каждом этапе обучения в соответствии с тематикой установленной программой по иностранным языкам и учебно-методическим комплексом Т.Б. Клементьевой и Б.Монк «Счастливый английский».

Нами была разработана методика работы по формированию навыка говорения на иностранном языке на базе диалога-образца, естественно, мы учитываем, что заученный учебный диалог образец может служить моделью для спонтанной речи только в том случае, если заучивание будет носить осознанный творческий характер. Такое заучивание развивает речевой автоматизм сочетая механическую отработку речевых образцов с понимаем их содержания, структуры, модально-эмоциональных оттенков и возможности их использования в нужных контекстах и ситуациях. Работа над заучиванием диалога-образца подготавливает почву для перехода к следующему этапу по овладению диалогической речью, когда от учащихся требуется более свободное общение, а именно диалог-беседа, диалог-дискусссия.

Эффективность предложенной системы обучения была проверена эксперементально.

На основе анализа психологических закономерностей процессы усвоения речевого материала с помощью поискового эксперимента удалось определить условия при которых лучше всего будет усваиваться и накопляться речевой материал в памяти обучающихся. Добиться этого на наш взгляд можно при комплексной задаче диалогов-образцов и речевых структур.

Намечена система работы по формированию навыка говорения на базе диалога-образца которая строится в плане усвоения речевого материала и в плане ситуативной актуализации усвоенного материала в речевом общении. В соответствии с этим выделены этапы: аудирование, воспроизведение и комбинаторно-конструктивное применение. успех работы может быть обеспечен при условии если будут широко использоваться наглядные и звуко-технические средства обучения.

Коммуникация в устной форме является одной из основных задач обучения иностранному языку в школе в практических целях. Овладение ею осуществляется с помощью аудирования и говорения, при этом говорящий передавая информацию другим осуществляет действие говорения, а в это время все слушающие его осуществляют аудирование.

Устная коммуникация осуществляется при диалогической и монологической формах речи. При диалогической форме речи обмен репликами в из последовательности отражает логическое развитие коммуникации и реализацию речевых намерений всех участвующих в ней. Развернутые ситуации при монологической речи строятся на внутренней логике развития мысли говорящего и на контексте всего высказывания с учетом ситуации общения.

Диалогическая форма речи отличается большой распространенностью, она функционирует буквально в любой сфере человеческой деятельности, являясь доминирующей формой устной речи. Исходя из этого следует отметить, что в системе обучения английскому языку в школе овладение говорением происходит по схеме: от диалогической формы речи к монологической.

Одну из важных задач обучения говорению при освоении диалогической речи в школе составляет освоение обмена разнообразными репликами в процессе устной речи. Различные наборы реплик отражают логический ход и развитие коммуникации между общающимися. Их нельзя сводить только к вопросам и ответам на них. Диалог чаще начинается с общения, а не с вопросов.

Немаловажной в устной коммуникации является организация самого акта общения, составными элементами которого вступление в общение и проявление инициативы, поощрению к общению и поддержанию его, и наконец завершение общения. Владение этими элементами позволяет учащимся вступать в контакты и осуществлять общение и обмен информацией в форме принятой данным языковым коллективом и закрепленной в традициях народа – носителя изучаемого языка.

Это предопределяет необходимость для учащихся овладеть соответствующими языковыми штампами и формулами общения и употреблять их при организации устного общения.

Формирование у учащихся механизма восприятия и порождение высказывания с помощью грамматических структур, которая происходит на начальном этапе обучения иностранным языкам, вооружает их набором фраз необходимых для организации устного общения. Здесь представлены утвердительные и отрицательные формы, вопросы всех типов побудительные и восклицательные предложения. Поэтому развитие диалогической речи учащихся приводит не только к постепенному снятию опор, к разнообразному увеличению числа реплик со стороны обоих собеседников, но и знаменует постепенный качественный переход от учебного разговора на начальном этапе к естественной диалогической речи, обусловленной ситуацией общения. На начальном, структурном этапе ситуации, смоделированные средствами наглядности отражают фрагменты объективной действительности, и находят выражение в содержании высказываний учащихся на английском языке. Ситуация общения в этом случае сведена к отношениям «Учитель-ученик» или «Ученик-ученик». Организуя любую форму ситуации, учитель доложен учитывать, что она не должна выходить за пределы языковой компетенции учащихся на данном этапе.

Переход к освоению монологических высказываний осуществляется на базе различных грамматических структур, освоенных учащимися с помощью коммуникативных упражнений диалогического типа.

Уже на начальном этапе обучения освоив несколько структурных групп учащиеся имеют возможность комбинировать структуры в своей речи в определенном порядке. Отбор структур и организацию их последовательности в речи учащихся берет на себя учитель, который для этого использует элементарные предметы композиции или композиционные картинки.

Освоение умственной коммуникации начинается с формирования механизма восприятия и порождения высказываний, для которого характерно коммуникативная направленность учебного процесса. Освоение учащимися грамматических структур и набора лексических единиц, служащих подстановочными элементами для этих структур позволяет организовать элементарное общение в устной форме на основе этого языкового материала. Для успешного решения коммуникативных задач при обучении иностранному языку на начальном, среднем и старшем этапах обучения, необходимо ограничение в учебных целях сферы общения в пределах которой учащийся овладевает навыками говорения на соответствующем языковом материале. Это достигается обучением говорению в пределах определенных жизненных тем, отражающих сферу жизнедеятельности и интересы обучаемых, которые предопределяют содержание и объем коммуникации на данном этапе обучения. набор тем, их характер и объем зависят от возраста обучаемых, их интересов и языковых возможностей, для раскрытия темы на данном этапе обучения.

Таким образом, ограниченные возможности школьного обучения позволяют школьникам овладеть навыкам говорения в пределах тематики, очерченной школьной программой и составляющей сферу общения на английском языке, а их речь носит межтематический характер.

Само общение в устной форме в пределах сферы общения на данном этапе обучения осуществляется в ситуациях тематического и математического характера. Задача учителя заключается в отборе по каждой теме типичных ситуаций, которые в совокупности перекрывали бы всю тему и отработке устной коммуникации учащихся в различных вариантах этих ситуаций учебных и реальных.

Учебные ситуации создаются с помощью средств наглядности. Учащиеся организуют с учебной целью общение между собой, отражая в своей речи предложенную ситуацию, или мысленно вписывая себя в ситуацию смоделированной с помощью наглядности, разыгрывая предложенные роли.

В учебных целях могут использоваться также естественные ситуации реальной жизни учащихся дома, в школе, за пределами школы и жизненный опыт, и любые реальные события соответствующие осваиваемым темам. Ситуации при обучении говорению играют двойную роль: они, во-первых, отражают или подсказывают общее содержание высказываний собеседника, а во-вторых, определяют условия, в которых протекает коммуникация и ее характер.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

Дата: 2019-05-29, просмотров: 149.