Содержание
Введение
Глава 1 Институт алиментных обязательств родителей и детей в российском праве
1.1 Понятие, виды и признаки алиментных обязательств
1.2 Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей
1.3 Алименты на нетрудоспособных совершеннолетних детей. Участие родителей в дополнительных расходах на детей
1.4 Обязанности совершеннолетних детей по содержанию своих родителей
Глава 2 Порядок уплаты и взыскания алиментов
2.1 Соглашение об уплате алиментов
2.2 Порядок уплаты и взыскания алиментов
2.3 Определение задолженности по алиментам. Индексация алиментов. Ответственность за несвоевременную уплату алиментов
2.4 Изменение установленного судом размера алиментов и освобождение от их уплаты. Прекращение алиментных обязательств
Глава 3 Особенности института алиментных обязательств в зарубежном праве. Международное исполнение судебных решений по взысканию алиментов
3.1 Институт алиментных обязательств в зарубежном праве
3.2 Международное исполнение судебных решений по взысканию алиментов
Глава 4 Рекомендации по совершенствованию института алиментных обязательств родителей и детей в Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Введение
В Докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год отмечается следующее.
По-прежнему чрезвычайно остро стоит в нашей стране проблема невыплаты алиментов на содержание детей. По оценкам независимых экспертов, в настоящее время около 10 миллионов российских детей живут в неполных семьях и вправе по закону рассчитывать на алименты. Однако более половины детей из неполных семей алиментов не получают, поскольку покинувшие их отцы (или матери) уклоняются от исполнения алиментных обязательств. При этом законодательство, призванное защищать права детей из неполных семей, практически не работает.[1]
Не лучше обстоит дело и с взысканием алиментов у совершеннолетних детей в пользу нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей. Разница в том, что родители гораздо реже обращаются в суд, чтобы взыскать алименты со своих взрослых детей.
Причины такого порочного явления следует, видимо, искать как в безответственности плательщиков алиментов, так и в пассивности судебных приставов и в крайней бюрократизации и неэффективности всего процесса розыска "уклонистов" (по статистике, исполняется лишь половина судебных решений о взыскании алиментов).
На запросы, направляемые Уполномоченным в Федеральную службу судебных приставов, как правило, поступают ответы с заверениями в том, что все меры к взысканию алиментов приняты, но решения судов об этом в силу объективных причин выполнены быть не могут. Между тем проверки, в отдельных случаях назначаемые и проводимые прокуратурой, нередко выявляют факты бездействия должностных лиц службы судебных приставов.
В России за 2008 год из 11 миллионов должников добровольно выплатили алименты лишь 676 тысяч человек, как говорится в пресс-релизе Федеральной службы судебных приставов (ФССП), поступившем в РИА Новости. По остальным исполнительным производствам судебные приставы ведут исполнительные действия, выносят постановления об ограничении выезда за пределы РФ, о розыске должников и их имущества. Кроме того, ведется проверка на наличие в действиях должников состава преступления по статье 157 УК РФ (злостное уклонение от уплаты алиментов). Эта статья предусматривает максимальное наказание в виде ареста на срок до трех месяцев. По данным ФССП РФ, в службу ежегодно поступает до двух миллионов исполнительных документов об уклонении от уплаты алиментов. [2]
Однако не только бездействие судебных приставов-исполнителей является причиной нарушения прав детей на материальное содержание со стороны родителей. Имеют место и случаи, когда плательщик алиментов не может найти работу и по этой причине не в состоянии выполнить свои обязанности перед ребенком.
В целом, как представляется, без принципиального изменения подхода государства к проблеме невыплаты алиментов серьезно продвинуться к ее решению невозможно. По мнению Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В.Лукина, на период розыска лиц, уклоняющихся от выплаты алиментов на содержание ребенка, государство должно взять эти выплаты на себя и осуществлять их из специального фонда с последующим взысканием с должников всех расходов по содержанию ребенка. Аналогичным образом государство могло бы действовать и в ситуациях, когда плательщик алиментов в силу объективных причин, например, отсутствия адекватных источников дохода, не в состоянии выполнить долговые обязательства перед своим ребенком или родителями. Одновременно следовало бы подумать и об ужесточении уголовной ответственности лиц, уклоняющихся от выплаты алиментов.[3]
Не секрет, что среди "злостно уклоняющегося" контингента крайне значительна доля лиц с асоциальным поведением. При этом не задействованы местные органы, которые могли бы (и должны по законодательству) наиболее эффективно заниматься с этой группой неплательщиков алиментов. В числе недостатков и плохое взаимодействие службы приставов с органами исправления, первые не отслеживают, трудоустроен ли осужденный, и нередко вновь возбуждают дело и т.д. Организаций много (суд, приставы, прокуратура, МВД, служба исполнения наказаний, социальная защита, адвокатская палата, нотариат, дирекция предприятий, гипотетически - и местные органы власти и пр.), но никто не отвечает за конечный результат, - обеспечение ребенка или родителя алиментами, для этого нет ни межведомственной, ни специализированной структуры.
По мнению правоведов, некомплексность, дискретность механизма исполнения позволяет сказать, что проблема, скорее всего, не в дальнейшем ужесточении наказаний, а в налаживании реальной координации работы отдельных частей действующего механизма. А это требует исследования зон, где происходит разрыв в нем, и принятия мер по обеспечению системности, которого никогда еще не осуществлялось. Тем более, что сейчас предпринимаются серьезные правовые усилия на высшем уровне по улучшению исполнения. Стоит отметить и прямую активизацию службы приставов, которая предлагает расширить свои полномочия в области алиментов и даже заблокировала отъезд неплательщиков за рубеж. [4]
Думается, что в желаемом обеспечении единства работы всех заинтересованных органов, может помочь и предлагаемое юристами создание Государственного алиментного фонда с его функцией отслеживания ситуации и координации усилий.
Сложность сейчас состоит в том, что почти не сформулированы конкретные недостатки исполнительного производства. Правоведы отмечают некоторые из них:
- дискриминация нотариального соглашения по сравнению с исполнительным листом в исполнительном производстве (формально приравнены, фактически нет);
- недостаточно прописанный механизм обжалования бездействия пристава (алиментных дел в их службе 10% общего количества, а жалоб -25%);
- отсутствие материальной ответственности судебных исполнителей за вред, причиненный гражданину бездействием (неправильным действием);
- отсутствие специального положения о трудоустройстве уклоняющихся от уплаты алиментов и активизации административно-трудовых комиссий муниципалитетов;
- необходимость, по мнению некоторых правоведов, организации структуры типа ЛТП;
- паспортные проблемы - дети вписываются в паспорта родителей только до 14 лет, нередко милиция не ставит штамп о разводе и пр.
К этому добавляется низкая оплата работников исполнителей судебных решений.[5]
В то же время проблема выполнения должниками алиментных обязательств во многих странах, как, например, в Германии, Финляндии, Швеции и др. уже давно решена, хотя там остро встали другие проблемы, связанные с международными браками и последующими разводами родителей, делящих детей.[6]
Все вышесказанное свидетельствует о несомненной актуальности рассмотрения института алиментных обязательств родителей и детей в российском и зарубежном семейном праве.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при алиментных обязательствах.
Предметом - алиментные обязательства родителей и детей в российском и зарубежном семейном праве.
Цель работы: рассмотреть особенности института алиментных обязательств родителей и детей в российском и зарубежном семейном праве. Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть понятие, признаки, виды, основания возникновения и прекращения алиментных обязательств;
- проанализировать порядок уплаты и взыскания алиментов;
- рассмотреть порядок уплаты алиментов в случае выезда лица, обязанного уплачивать алименты, на постоянное место жительства в иностранное государство;
- исследовать алиментные обязанности родителей в отношении несовершеннолетних детей, алиментные обязанности родителей в отношении нетрудоспособных совершеннолетних детей в российском и зарубежном праве;
- проанализировать алиментные обязанности совершеннолетних детей по отношению родителям в российском праве;
- рассмотреть особенности института алиментных обязательств в зарубежном праве, а также проблемы международного исполнения судебных решений по взысканию алиментов.
Для решения указанных задач предполагается использование аналитического и сравнительного методов исследования рассматриваемых вопросов.
В российском праве
Глава 4. Рекомендации по совершенствованию института
Заключение
Алиментные правоотношения можно охарактеризовать как возникающие по соглашению сторон или решению суда отношения, урегулированные правом, в силу которых один член семьи обязан предоставить содержание другому (- им) ее члену (- ам), а последний (-е) вправе его требовать.
Порядок обращения взыскания на имущество лица, обязанного уплачивать алименты, установлен ст. 112 гражданского процессуального законодательства.
Лицо, имеющее право на получение алименты, вправе обратиться в суд с заявлением об их взыскании независимо от срока, истекшего с момента возникновения у него права на алименты, если они ранее не выплачивались по соглашению об уплате алиментов. Алименты присуждаются с момента обращения в суд. Алименты за прошедший период могут быть взысканы в пределах трехлетнего срока с момента обращения в суд, если судом установлено, что до обращения в суд принимались меры к получению средств на содержание, но они не были получены вследствие уклонения лица, обязанного их уплачивать, от их уплаты.
За неисполнение алиментных обязательств в соответствии со статьей 115 СК РФ оформляется взыскание неустойки и возмещение убытков.
В соответствии с нормами уголовного законодательства РФ, злостное уклонение родителей от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших 18 - летнего возраста, является преступлением против семьи и несовершеннолетних и наказывается по ч.1 ст.157 УК РФ. Часть 2 - я этой же статьи предусматривает уголовную ответственность за злостное уклонение совершеннолетних трудоспособных детей от уплаты по решению суда средств на содержание нетрудоспособных родителей.
Алиментные обязательства, установленные соглашением об уплате алиментов, прекращаются смертью одной из сторон, истечением срока действия соглашения или по основаниям, в нем предусмотренным.
Выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, прекращается: по достижению ребенком совершеннолетия или в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия; при усыновлении (удочерении) ребенка, на содержание которого взыскивались алименты; при признании судом восстановления трудоспособности или прекращения нуждаемости в помощи получателя алиментов; при вступлении нетрудоспособного, нуждающегося в помощи бывшего супруга - получателя алиментов - в новый брак; смертью лица, получающего алименты, или лица, обязанного их уплачивать.
Процессы развития – глобализация мирового хозяйства, интеграция как форма интернационализации экономических отношений, широкое развитие отношений в культурных и научных сферах нашло своё отражение в области гражданских и брачно-семейных отношениях различных стран. Россия в этом смысле не является исключением, и после распада СССР наше общество стало более открытым, браки российских и иностранных граждан стали обычным явлением.
В связи с этим возникла необходимость в обеспечении прав личности, соблюдении общепризнанных стандартов прав человека, защите прав детей.
Несмотря на существенные различия в национальных материально-правовых нормах семейного права, практически все законодательства стран содержат требования, касающиеся выполнения обязанностей родителей оказывать материальную помощь своим детям в случаях расторжения брака.
При отказе добровольно уплачивать алименты одним из супругов, средства на содержание детей взыскиваются с должника в судебном порядке. Однако в случае, когда ребёнок проживает на территории одной страны и судом этой же страны выносится решение о взыскании алиментов в его пользу, а должник проживает на территории другой страны, возникает проблема, связанная с исполнением решения иностранного суда.
В настоящее время возникла необходимость в решении вопросов о допустимости исполнения иностранных судебных решений без каких-либо предварительных условий, особенно, если речь идёт о защите прав ребёнка.
Список литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, принятая всенародным голосованием // Российская газета. 2009. 21 января.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева.- М.: Норма, 2002. С. 32 - 46.
3.Гаагская конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам в отношении детей, от 24 октября 1956 г. // Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева.- М.: Норма, 2002. С. 203 - 216.
4. Конвенция о гражданстве замужней женщины (Нью-Йорк, 20 февраля 1957 г.) Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева.- М.: Норма, 2002. С. 114 - 129.
5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева.- М.: Норма, 2002. С.47 - 64.
6. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева.- М.: Норма, 2002. С. 65 - 81.
7. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 г.) // Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева.- М.: Норма, 2002. С. 137 - 148.
8. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) //Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева.- М.: Норма, 2002. С. 149 - 166.
9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ
10.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002г № 138-ФЗ в ред. от 27.12.2005г.
11. Семейный кодекс Российской Федерации - от 29.12.1995г. №223-ФЗ в ред. от 03.06.2006г.
12. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ в ред. от 30.12.2008 № 306 ФЗ.
13. Федеральный закон « Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. №124-ФЗ в ред. от 21.12.2004г.
14.Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993г. №4462-1 в ред. от 01.07.2005г.
15.Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.1996г. №841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производиться удержание алиментов на несовершеннолетних детей» в ред. от 06.02.2004.
Литература
16. Абрамов В.И. Правовая политика современной России в сфере прав ребенка // Современное право. - 2009. N1. - С. 24 - 28.
17. Беспалов Ю.Ф. Некоторые вопросы реализации семейных прав ребенка (теория и практика). - Владимир, 2009. - 128 с.
18.Быкова Е.А. Международно-правовой механизм контроля за соблюдением обязательств государств в области защиты прав ребенка // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 11. - Право. 2009. N 2. - С. 39 - 41.
19. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. (2-е изд., доп. и перераб.). - М.: Экзамен, 2006. - 311 с.
20. Долгов Ю.Г. Охраняемые законом интересы супругов, родителей и несовершеннолетних детей в семейном праве Российской Федерации. - М.: Юрист, 2005. - 286 с.
21. Защита прав и достоинства маленького ребенка / Под ред. А.В. Королькова. -М.: Вече, 2006. - 294 с.
22. Звенигородская Н.Ф. Проблемы исполнения договоров, предусмотренных семейным законодательством // Закон. - 2007, №5. - С. 29 - 35.
23. Ильина А.Ю. Алименты - элементарно // Бюджетный учет - 2007. №2.- С. 25 - 28.
24. Ильина О.С. Интересы ребенка в семейном праве РФ. - М.: Юрайт, 2006. - 273 с.
25. Капитонова О.В. Проблемы реализации прав несовершеннолетнего при заключении соглашения об уплате алиментов //Законы России: опыт, анализ, практика. - 2007. №9. - С. 45 - 49.
26. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ: В 3 т. Т. 1. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - 479 с.
27. Косульникова М. Алиментные обязательства по несовершеннолетним / Московский бухгалтер. - 2007. №21. - С. 10 - 17.
28. Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. - М.: Юстицинформ, 2008. - 516 с.
29. Кулаков В.В. Защита субъективных прав и законных интересов детей в Российской Федерации (вопросы теории): Автореф. дис. канд. юрид. наук. - Саратов, 2005. - 215 с.
30. Купцова Т.А. О некоторых вопросах порядка исполнения различных категорий исполнительных документов. Методическое пособие для судебных приставов-исполнителей. - М.: Гарант, 2008. - 327 с.
31.Лёвушкин А. Д. Проблемы правового регулирования отношений между родителями и детьми // Юрист. - 2005. №8. - С. 33 - 36.
32. Лунина Е.В. Комментарий к Федеральному закону РФ от 29 декабря 2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". - М.: Гарант, 2008. - 115 с.
33. Мамедова М. К. Процессуальные особенности рассмотрения дел о взыскании алиментов. - М. : ИНФРА - М, 2006. - 249 с.
34. Марышева Н.И. Семейные отношения с участием иностранцев: правовое регулирование в России. - М.: Волтерс Клувер, 2007. - 217 с.
35. Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева.- М.: Норма, 2002. - 299 с.
36. Миллер Л. Брачный договор // Партнёр. - 2006. №5. - С.32 - 33.
37. Мирошина Н.М. Проблемы взыскания алиментов с должников, находящихся за пределами России // Международное исполнение судебных решений. Взаимный опыт: общие проблемы и перспективы. - СПб.: Нева, 2007. - 263 с.
38. Морозова И.Б., Лебеденко Д.В. Алиментные обязательства родителей в отношении несовершеннолетних детей // Законодательство. - 2007. N 1 - С. 24 - 29.
39. Морозова И.Б., Лебеденко Д.В. Принудительное исполнение алиментных обязательств родителей в отношении несовершеннолетних детей // Законодательство. - 2008. №2. - С.37 - 43.
40. Муратова С.А. Семейное право: Учебник. - М.: Юрайт, 2004. - 397 с.
41. Научно-практический комментарий к Федеральному закону Российской Федерации "Об исполнительном производстве" / Под ред. М. К. Юкова, В.М.Шерстюка. - М.: Городец, 2009. - 195 с.
42. Нечаева А.М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). - М.: Вече, 2009. - 298 с.
43. Пчелинцева Л. М. Семейное право России: Учебник. - М.: Норма, 2005. - 427 с.
44. Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу РФ. - М.: Норма, 2006. - 518 с.
45. Савельева Н.М. Правовое положение ребенка в Российской Федерации: гражданско-правовой и семейно-правовой аспекты: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - Белгород, 2004. - 282 с.
46. Тарусина Н.Н. Семейное право: Учебник. - М.: Юрайт, 2007. - 492 с.
47. Тихомирова Л.В. Алименты: практическое пособие. - М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2004. - 362 с.
48. Шерстнева Н., Алиментные обязанности родителей в отношении детей// Право и экономика. 2006. №12. - С. 37 - 46.
49. Шерстнева Н.С. Нормативное выражение приоритетных принципов семейного права в алиментных обязательствах членов семьи // Современное право. - 2008. N 9. - С. 26 - 29.
[1] Савельева Н.М. Правовое положение ребенка в Российской Федерации: гражданско-правовой и семейно-правовой аспекты. - Белгород, 2009 . С. 36.
[2] Беспалов Ю.Ф. Некоторые вопросы реализации семейных прав ребенка (теория и практика). - Владимир, 2009. С.32.
[3] Нечаева А.М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). - М.: Вече, 2009. - С. 86.
[4] Абрамов В.И. Правовая политика современной России в сфере прав ребенка // Современное право. - 2009. N1. - С. 24.
[5] Долгов Ю.Г. Охраняемые законом интересы супругов, родителей и несовершеннолетних детей в семейном праве Российской Федерации. - М.: Юрист, 2005. С. 39.
[6] Быкова Е.А. Международно-правовой механизм контроля за соблюдением обязательств государств в области защиты прав ребенка // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 11. - Право. 2009. N 2. - С. 39 - 41.
[7] Тарусина Н. Н. Семейное право. М., 2007. С. 115.
[8] Муратова С.А. Семейное право. М., 2004. С. 97.
[9] Семейный кодекс РФ – от 29. 12 1995 №223 – ФЗ в ред. от 03 06 2006.
[10] п. 1 ст. 80 СК РФ.
[11] Ильина О. С. Интересы ребенка в семейном праве РФ. - М.: Юрайт, 2006. - С 21.
[12] Королёв Ю. А. Комментарий к Семейному кодексу РФ. М., 2008. С. 37.
[13] Морозова И. Б. Лебеденко Д. В. Алиментные обязательства родителей в отношении несовершеннолетних детей // Законодательство,№ 1, 2007. С.28.
[14] Савельева Н.М. Указ соч. С. 35.
[15] Там же. С. 35.
[16] п. 1 ст. 100 СК РФ.
[17] п. 1 ст. 81 СК РФ.
[18] Постановление Правительства РФ от 18.07.1996№841 “О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производиться удержание алиментов на несовершеннолетних детей”.
[19] п. 2 ст. 83 СК РФ.
[20] Ст. 84 СК РФ.
[21] п. 2 ст. 85 СК РФ.
[22] Шерстнева Н., Алиментные обязанности родителей в отношении детей// Право и экономика. 2006. №12. - С. 44.
[23] Морозова И. Б., Лебеденко Д. В. Указ. Соч. С. 39.
[24] Кулаков В. В. Защита субъективных прав и законных интересов детей в РФ (вопросы теории). Саратов, 2005. С. 47.
[25] Морозова И. Б., Лебеденко Д. В. Указ. соч. С. 39.
[26] Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М., 2005. С.189.
[27] Там же.
[28] Тарусина М.Н. Семейное право. М., 2007. С. 216.
[29] Пчелинцева Л. М. Комментарий к Семейному кодексу РФ. М., 2006. С. 276.
[30] Ст. 88 СК РФ.
[31] Звенигородская Н. Ф. Проблемы исполнения договоров, предусмотренных семейным законодательством // Закон, 2007, № 5. С. 32.
[32] Звенигородская Н. Ф. Указ. соч. С. 33.
[33] ФЗ РФ “ Об исполнительном производстве” от 02.10.2007 N 229-ФЗ в ред. от 30. 12. 2008 № 306 ФЗ.
[34] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ.
[35] Комментарий к Гражданскому кодексу РФ: В 3 т. Т. 1. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. - М.: Юрайт-Издат, 2006. С.216.
[36] Капитонова О. В. Проблемы реализации прав несовершеннолетнего при заключении соглашения об уплате алиментов // Законы России, 2007, № 9. С, 47.
[37] Тихомирова Л. В. Алименты: практическое пособие. М., 2004. С. 195.
[38] Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002г № 138-ФЗ в ред. от 27.12.2005г.
[39] Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. (2-е изд., доп. и перераб.). - М.: Экзамен, 2006. С. 157.
[40] Научно-практический комментарий к Федеральному закону Российской Федерации "Об исполнительном производстве" / Под ред. М. К. Юкова, В.М.Шерстюка. - М.: Городец, 2009. С. 64.
[41] Шерстнёва Н. С. Алиментные обязанности родителей в отношении детей // Право и экономика, 2006, № 12. С. 42.
[42] Косульникова М. Алиментные обязательства по несовершеннолетним // Московский бухгалтер, 2007, № 21. С. 12.
[43] Королёв Ю. А. Комментарий к Семейному кодексу РФ. М., 2008. С. 258.
[44] Ильина А. Ю. Алименты – элементарно // Бюджетный учёт, 2007, № 2. С. 27.
[45] Левушкин А.Н. Проблемы правового регулирования отношений между родителями и детьми // Юрист, 2005, № 8. С. 35.
[46] Купцова Т. А. О некоторых вопросах порядка исполнения различных категорий исполнительных документов. М., 2008. С. 185.
[47] Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 841 "О перечне видов…” в ред. от 06. 02. 2004.
[48] Марышева Н. И. Семейные отношения с участием иностранцев: правовое регулирование в России. М., 2007. С. 93.
[49] Мамедова М. К. Процессуальные особенности рассмотрения дел о взыскании алиментов. М., 2006. С. 65.
[50] Тихомирова Л. В. Указ соч. С. 164.
[51] Тихомирова Л. В. Указ соч. С. 284.
[52] Мамедова М. К. Указ. соч. С. 173.
[53] Шерстнёва Н. С. Нормативное выражение приоритетных принципов семейного права в алиментных обязательствах членов семьи // Современное право, 2008, № 9. С. 28.
[54] Мамедова М. К. Указ. Соч.С. 68.
[55] Тихомирова Л. В. Указ соч. С. 219.
[56] Мирошина Н. М. Проблемы взыскания алиментов с должников, находящихся за пределами России // Международное исполнение судебных решений. Взаимный опыт. СПб, 2007. С. 27.
[57] Миллер Л. Брачный договор // Партнёр, 2006.№ 5. С. 32 33.
[58] Виннер М. Советы адвоката // Партнёр, 2006.№6. С. 41.
[59] Мирошина Н. М. Указ. соч. С. 57.
[60] Мирошина Н. М. Указ. соч. С. 69.
[61] Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. М., 2002. С. 45 - 67.
[62] Мирошина Н. М. Указ. соч. С. 73.
[63] Мирошина Н. М. Указ. соч. С. 74.
[64] Мирошина Н. М. Указ. соч. С. 83
Содержание
Введение
Глава 1 Институт алиментных обязательств родителей и детей в российском праве
1.1 Понятие, виды и признаки алиментных обязательств
1.2 Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей
1.3 Алименты на нетрудоспособных совершеннолетних детей. Участие родителей в дополнительных расходах на детей
1.4 Обязанности совершеннолетних детей по содержанию своих родителей
Глава 2 Порядок уплаты и взыскания алиментов
2.1 Соглашение об уплате алиментов
2.2 Порядок уплаты и взыскания алиментов
2.3 Определение задолженности по алиментам. Индексация алиментов. Ответственность за несвоевременную уплату алиментов
2.4 Изменение установленного судом размера алиментов и освобождение от их уплаты. Прекращение алиментных обязательств
Глава 3 Особенности института алиментных обязательств в зарубежном праве. Международное исполнение судебных решений по взысканию алиментов
3.1 Институт алиментных обязательств в зарубежном праве
3.2 Международное исполнение судебных решений по взысканию алиментов
Глава 4 Рекомендации по совершенствованию института алиментных обязательств родителей и детей в Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Введение
В Докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год отмечается следующее.
По-прежнему чрезвычайно остро стоит в нашей стране проблема невыплаты алиментов на содержание детей. По оценкам независимых экспертов, в настоящее время около 10 миллионов российских детей живут в неполных семьях и вправе по закону рассчитывать на алименты. Однако более половины детей из неполных семей алиментов не получают, поскольку покинувшие их отцы (или матери) уклоняются от исполнения алиментных обязательств. При этом законодательство, призванное защищать права детей из неполных семей, практически не работает.[1]
Не лучше обстоит дело и с взысканием алиментов у совершеннолетних детей в пользу нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей. Разница в том, что родители гораздо реже обращаются в суд, чтобы взыскать алименты со своих взрослых детей.
Причины такого порочного явления следует, видимо, искать как в безответственности плательщиков алиментов, так и в пассивности судебных приставов и в крайней бюрократизации и неэффективности всего процесса розыска "уклонистов" (по статистике, исполняется лишь половина судебных решений о взыскании алиментов).
На запросы, направляемые Уполномоченным в Федеральную службу судебных приставов, как правило, поступают ответы с заверениями в том, что все меры к взысканию алиментов приняты, но решения судов об этом в силу объективных причин выполнены быть не могут. Между тем проверки, в отдельных случаях назначаемые и проводимые прокуратурой, нередко выявляют факты бездействия должностных лиц службы судебных приставов.
В России за 2008 год из 11 миллионов должников добровольно выплатили алименты лишь 676 тысяч человек, как говорится в пресс-релизе Федеральной службы судебных приставов (ФССП), поступившем в РИА Новости. По остальным исполнительным производствам судебные приставы ведут исполнительные действия, выносят постановления об ограничении выезда за пределы РФ, о розыске должников и их имущества. Кроме того, ведется проверка на наличие в действиях должников состава преступления по статье 157 УК РФ (злостное уклонение от уплаты алиментов). Эта статья предусматривает максимальное наказание в виде ареста на срок до трех месяцев. По данным ФССП РФ, в службу ежегодно поступает до двух миллионов исполнительных документов об уклонении от уплаты алиментов. [2]
Однако не только бездействие судебных приставов-исполнителей является причиной нарушения прав детей на материальное содержание со стороны родителей. Имеют место и случаи, когда плательщик алиментов не может найти работу и по этой причине не в состоянии выполнить свои обязанности перед ребенком.
В целом, как представляется, без принципиального изменения подхода государства к проблеме невыплаты алиментов серьезно продвинуться к ее решению невозможно. По мнению Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В.Лукина, на период розыска лиц, уклоняющихся от выплаты алиментов на содержание ребенка, государство должно взять эти выплаты на себя и осуществлять их из специального фонда с последующим взысканием с должников всех расходов по содержанию ребенка. Аналогичным образом государство могло бы действовать и в ситуациях, когда плательщик алиментов в силу объективных причин, например, отсутствия адекватных источников дохода, не в состоянии выполнить долговые обязательства перед своим ребенком или родителями. Одновременно следовало бы подумать и об ужесточении уголовной ответственности лиц, уклоняющихся от выплаты алиментов.[3]
Не секрет, что среди "злостно уклоняющегося" контингента крайне значительна доля лиц с асоциальным поведением. При этом не задействованы местные органы, которые могли бы (и должны по законодательству) наиболее эффективно заниматься с этой группой неплательщиков алиментов. В числе недостатков и плохое взаимодействие службы приставов с органами исправления, первые не отслеживают, трудоустроен ли осужденный, и нередко вновь возбуждают дело и т.д. Организаций много (суд, приставы, прокуратура, МВД, служба исполнения наказаний, социальная защита, адвокатская палата, нотариат, дирекция предприятий, гипотетически - и местные органы власти и пр.), но никто не отвечает за конечный результат, - обеспечение ребенка или родителя алиментами, для этого нет ни межведомственной, ни специализированной структуры.
По мнению правоведов, некомплексность, дискретность механизма исполнения позволяет сказать, что проблема, скорее всего, не в дальнейшем ужесточении наказаний, а в налаживании реальной координации работы отдельных частей действующего механизма. А это требует исследования зон, где происходит разрыв в нем, и принятия мер по обеспечению системности, которого никогда еще не осуществлялось. Тем более, что сейчас предпринимаются серьезные правовые усилия на высшем уровне по улучшению исполнения. Стоит отметить и прямую активизацию службы приставов, которая предлагает расширить свои полномочия в области алиментов и даже заблокировала отъезд неплательщиков за рубеж. [4]
Думается, что в желаемом обеспечении единства работы всех заинтересованных органов, может помочь и предлагаемое юристами создание Государственного алиментного фонда с его функцией отслеживания ситуации и координации усилий.
Сложность сейчас состоит в том, что почти не сформулированы конкретные недостатки исполнительного производства. Правоведы отмечают некоторые из них:
- дискриминация нотариального соглашения по сравнению с исполнительным листом в исполнительном производстве (формально приравнены, фактически нет);
- недостаточно прописанный механизм обжалования бездействия пристава (алиментных дел в их службе 10% общего количества, а жалоб -25%);
- отсутствие материальной ответственности судебных исполнителей за вред, причиненный гражданину бездействием (неправильным действием);
- отсутствие специального положения о трудоустройстве уклоняющихся от уплаты алиментов и активизации административно-трудовых комиссий муниципалитетов;
- необходимость, по мнению некоторых правоведов, организации структуры типа ЛТП;
- паспортные проблемы - дети вписываются в паспорта родителей только до 14 лет, нередко милиция не ставит штамп о разводе и пр.
К этому добавляется низкая оплата работников исполнителей судебных решений.[5]
В то же время проблема выполнения должниками алиментных обязательств во многих странах, как, например, в Германии, Финляндии, Швеции и др. уже давно решена, хотя там остро встали другие проблемы, связанные с международными браками и последующими разводами родителей, делящих детей.[6]
Все вышесказанное свидетельствует о несомненной актуальности рассмотрения института алиментных обязательств родителей и детей в российском и зарубежном семейном праве.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при алиментных обязательствах.
Предметом - алиментные обязательства родителей и детей в российском и зарубежном семейном праве.
Цель работы: рассмотреть особенности института алиментных обязательств родителей и детей в российском и зарубежном семейном праве. Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть понятие, признаки, виды, основания возникновения и прекращения алиментных обязательств;
- проанализировать порядок уплаты и взыскания алиментов;
- рассмотреть порядок уплаты алиментов в случае выезда лица, обязанного уплачивать алименты, на постоянное место жительства в иностранное государство;
- исследовать алиментные обязанности родителей в отношении несовершеннолетних детей, алиментные обязанности родителей в отношении нетрудоспособных совершеннолетних детей в российском и зарубежном праве;
- проанализировать алиментные обязанности совершеннолетних детей по отношению родителям в российском праве;
- рассмотреть особенности института алиментных обязательств в зарубежном праве, а также проблемы международного исполнения судебных решений по взысканию алиментов.
Для решения указанных задач предполагается использование аналитического и сравнительного методов исследования рассматриваемых вопросов.
Глава 1. Институт алиментных обязательств родителей и детей
В российском праве
Дата: 2019-05-29, просмотров: 251.