ЭВОЛЮЦИЯ АБСОЛЮТИЗМА: РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА И ЕГО БЮРОКРАТИЗАЦИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

АБСОЛЮТИЗМ - это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху.

- Власть достигает наивысшей степени централизации.

- Расцвет абсолютизма в странах Западной Европы приходится на XVII-XVIII вв. В России абсолютизм существовал в XVIII - начале XX веков.

-  Обоснованием абсолютизма стал тезис о божественном происхождении верховной власти. Возвеличиванию персоны государя служил пышный и изощренный дворцовый этикет.

- Окончательно сложилась в России при Петре I

ПРИЗНАКИ АБСОЛЮТИЗМА:

1) Сосредоточение законодательной, исполнительной и судебной власти в руках наследственного монарха. (деятельность монарха никем не контролировалась)

2) Право монарха распоряжаться налоговой и финансовой системой (назначать самому налоги и т.п.)

3) Наличие разветвленного бюрократического аппарата ( будет дальше)

4) Наличие регулярной армии и полиции

5) Унификация местного управления и административно-территорильного деления (Губернская реформа)

6) Регламентация всех видов службы и состояния сословий ( Табель о рангах)

7) Прекращение деятельности сословно-представительных органов власти( Боярская дума, Земский собор)

8) Тенденция к секуляризации культуры

Секуляризация = освобождения от церкви; преобладание светской власти

9) Подчинение церкви государству

10) Имперская(агрессивная, экспансионистская) внешняя политика

АБСОЛЮТИЗМ ПОЯВЛЯЕТСЯ В СИЛУ НЕОБХОДИМОСТИ:

1. быстро «модернизировать» (ускорить развитие «в направлении» Западной Европы) Россию;

2. подавить социальную борьбу крестьян и горожан и упрочить привилегированное положение («диктатуру») дворянства;

3. решить важнейшие геополитические задачи, стоящие перед Россией:

а) защитить протяжённые и открытые границы;

б) получить выход к берегам Чёрного и Балтийского морей для установления контактов с Европой;

в) воссоединить с Россией территории бывшего Древнерусского государства, отторгнутые в XIV-XVI вв. Литвой и Польшей.

Решение всех этих задач требовало мобилизации ресурсов общества, а следовательно, предельной централизации управления Россией.

ИДЕОЛОГИ АБСОЛЮТИЗМА В РОССИИ:

Юрий Крижанич

- Лучшая форма правления для народа - «совершенное самовладство»

- «Оно подобно Божьей воле на земле, обеспечивает справедливость, согласие в народе и покой в стране»

Феофан Прокопович

 - «Правда воли монаршей», «Духовный регламент»

- «Власть державная соответствует естественному закону установленному Богом»

АБСОЛЮТИЗМ СФОРМИРОВАЛСЯ В РОССИИ В 2 ЭТАПА:

1. Первый этап (середина – конец XVII в., эпоха первых Романовых) – начало оформления абсолютной монархии:

а) Земский собор уже перестаёт собираться, но Боярская дума, ограниченная в своих правах, ещё сохраняется.

б) Бюрократический аппарат увеличивается, совершенствуется, но функции многочисленных приказов и других органов управления ещё чётко не определены, а назначения осуществляются на основе родовитости («местничества»).

в) Появляются «полки нового строя» – зачатки регулярной армии, но в основном сохраняется старый принцип её комплектования.

г) Церковь подавила (в период раскола) сопротивление инакомыслящих. Её претензии на верховенство в государстве были отвергнуты. Однако окончательно она подчинена государству не была.

д) Возрастание роли светской культуры( Домашние театры при Алексее Михайловиче, первый театр при Петре 1)

2. Второй этап (конец XVII - первая четверть XVIII вв., эпоха Петра I) – окончательное оформление абсолютизма:

а) Боярская дума упраздняется;

б) государственный аппарат окончательно приобретает черты, свойственные абсолютизму;

в) армия становится регулярной;

г) церковь эволюционирует в часть государственного аппарата;

д) появляется полиция.

БЮРОКРАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА – характерная черта оформления абсолютистского государства.

 Складывание бюрократического аппарата имело два направления:

1. Создание системы управления со сложной структурой подчиненности учреждений, строгим разделением функций управления, единоличным решением вопросов при коллегиальности их подготовки; системы, приводившей к господству канцелярии, в котором главным было бумажная переписка, а не само дело.

- Создал Петр I

- Высший орган - Сенат (1711 г.). Сенат следил за исполнением законов Петра I. Обо всех нарушениях должностных лиц Сенату доносила Фискальная служба.

- стройная иерархии учреждений из 9 коллегий, которые занимались строго определёнными делами и осуществляли чётко обозначенные для них функции:

  • Коллегия иностранных дел – внешне-политические дела;
  • Военная коллегия – армейские дела;
  • Адмиралтейств-коллегия – военно-морские дела;
  • Камер-коллегия – сбор доходов государства;
  • Штатс-контор-коллегия – расходы государства;
  • Ревизион-коллегия – контроль доходов и расходов государственной казны;
  • Коммерц-коллегия – внешнеторговые дела;
  • Берг-мануфактур-коллегия – горная и лёгкая промышленность.

Позднее были созданы и другие коллегии (Вотчинная коллегия, Юстиц-коллегия, Медицинская коллегия и др.).

Продолжением бюрократизации стала и областная реформа или реформа местного управления. Вся страна была поделена на 8 губерний:

  • Московская;
  • Ингерманландская (Санкт-Петербургская);
  • Киевская;
  • Смоленская;
  • Архангелогородская;
  • Казанская;
  • Азовская;
  • Сибирская.

Центрами губерний управляли губернаторы. А для управления другими городами была введена новая выборная должность – магистраты.

2. Создание привилегированного круга, осуществляющего это управление, то есть слоя чиновничества, подчиненного только верховной власти, целиком зависевшего от нее в своем служебном положении и имущественном обеспечении. .

Формирование чиновничества как касты охватывает в основном XVII - XVIII вв. и может быть разбито на два периода:

А) Период служивой бюрократии -- с середины XVII по начало XVIII вв.

Б) Период дворянской бюрократии -- с начала XVIII в.

- В XVII в. происходит дальнейшая централизация и бюрократизация органов центрального и местного управления. Расцвет приказной системы в центре и введение воеводского управления на местах и создали к концу века предпосылки для образования аппарата абсолютистского государства.

- На протяжении XVII в. сохранялись две основные группы лиц, занятых в системе государственных учреждений: во-первых, это были представители старой знати и разных слоев служивого населения, несшие как военную, так и гражданскую службу; во-вторых, приказные люди, являвшиеся специалистами в области приказного делопроизводства.

-   Оплата труда чиновничества была достаточно высокой. Для крупного и части среднего дворянства, находившегося на государственной службе, это жалование, как правило, являлось только дополнением к основным доходам от крепостнического хозяйства.

- Несколько в ином положении оказалось среднее местное (а также столичное) чиновничество. В отправлении гражданской службы в местных органах, по свидетельству современников, принимало участие, как прежде, среднее дворянство, доходность имений которого была невысока и государственное жалование, для которых составляло значительную часть их бюджета. Наконец, государственное жалование стало в конце XVIII в. основным средством существования для чиновников (не имевших земельной собственности) и канцелярских служащих.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 260.