АБСОЛЮТИЗМ - это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху.
- Власть достигает наивысшей степени централизации.
- Расцвет абсолютизма в странах Западной Европы приходится на XVII-XVIII вв. В России абсолютизм существовал в XVIII - начале XX веков.
- Обоснованием абсолютизма стал тезис о божественном происхождении верховной власти. Возвеличиванию персоны государя служил пышный и изощренный дворцовый этикет.
- Окончательно сложилась в России при Петре I
ПРИЗНАКИ АБСОЛЮТИЗМА:
1) Сосредоточение законодательной, исполнительной и судебной власти в руках наследственного монарха. (деятельность монарха никем не контролировалась)
2) Право монарха распоряжаться налоговой и финансовой системой (назначать самому налоги и т.п.)
3) Наличие разветвленного бюрократического аппарата ( будет дальше)
4) Наличие регулярной армии и полиции
5) Унификация местного управления и административно-территорильного деления (Губернская реформа)
6) Регламентация всех видов службы и состояния сословий ( Табель о рангах)
7) Прекращение деятельности сословно-представительных органов власти( Боярская дума, Земский собор)
8) Тенденция к секуляризации культуры
Секуляризация = освобождения от церкви; преобладание светской власти
9) Подчинение церкви государству
10) Имперская(агрессивная, экспансионистская) внешняя политика
АБСОЛЮТИЗМ ПОЯВЛЯЕТСЯ В СИЛУ НЕОБХОДИМОСТИ:
1. быстро «модернизировать» (ускорить развитие «в направлении» Западной Европы) Россию;
2. подавить социальную борьбу крестьян и горожан и упрочить привилегированное положение («диктатуру») дворянства;
3. решить важнейшие геополитические задачи, стоящие перед Россией:
а) защитить протяжённые и открытые границы;
б) получить выход к берегам Чёрного и Балтийского морей для установления контактов с Европой;
в) воссоединить с Россией территории бывшего Древнерусского государства, отторгнутые в XIV-XVI вв. Литвой и Польшей.
Решение всех этих задач требовало мобилизации ресурсов общества, а следовательно, предельной централизации управления Россией.
ИДЕОЛОГИ АБСОЛЮТИЗМА В РОССИИ:
Юрий Крижанич
- Лучшая форма правления для народа - «совершенное самовладство»
- «Оно подобно Божьей воле на земле, обеспечивает справедливость, согласие в народе и покой в стране»
Феофан Прокопович
- «Правда воли монаршей», «Духовный регламент»
- «Власть державная соответствует естественному закону установленному Богом»
АБСОЛЮТИЗМ СФОРМИРОВАЛСЯ В РОССИИ В 2 ЭТАПА:
1. Первый этап (середина – конец XVII в., эпоха первых Романовых) – начало оформления абсолютной монархии:
а) Земский собор уже перестаёт собираться, но Боярская дума, ограниченная в своих правах, ещё сохраняется.
б) Бюрократический аппарат увеличивается, совершенствуется, но функции многочисленных приказов и других органов управления ещё чётко не определены, а назначения осуществляются на основе родовитости («местничества»).
в) Появляются «полки нового строя» – зачатки регулярной армии, но в основном сохраняется старый принцип её комплектования.
г) Церковь подавила (в период раскола) сопротивление инакомыслящих. Её претензии на верховенство в государстве были отвергнуты. Однако окончательно она подчинена государству не была.
д) Возрастание роли светской культуры( Домашние театры при Алексее Михайловиче, первый театр при Петре 1)
2. Второй этап (конец XVII - первая четверть XVIII вв., эпоха Петра I) – окончательное оформление абсолютизма:
а) Боярская дума упраздняется;
б) государственный аппарат окончательно приобретает черты, свойственные абсолютизму;
в) армия становится регулярной;
г) церковь эволюционирует в часть государственного аппарата;
д) появляется полиция.
БЮРОКРАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА – характерная черта оформления абсолютистского государства.
Складывание бюрократического аппарата имело два направления:
1. Создание системы управления со сложной структурой подчиненности учреждений, строгим разделением функций управления, единоличным решением вопросов при коллегиальности их подготовки; системы, приводившей к господству канцелярии, в котором главным было бумажная переписка, а не само дело.
- Создал Петр I
- Высший орган - Сенат (1711 г.). Сенат следил за исполнением законов Петра I. Обо всех нарушениях должностных лиц Сенату доносила Фискальная служба.
- стройная иерархии учреждений из 9 коллегий, которые занимались строго определёнными делами и осуществляли чётко обозначенные для них функции:
Позднее были созданы и другие коллегии (Вотчинная коллегия, Юстиц-коллегия, Медицинская коллегия и др.).
Продолжением бюрократизации стала и областная реформа или реформа местного управления. Вся страна была поделена на 8 губерний:
Центрами губерний управляли губернаторы. А для управления другими городами была введена новая выборная должность – магистраты.
2. Создание привилегированного круга, осуществляющего это управление, то есть слоя чиновничества, подчиненного только верховной власти, целиком зависевшего от нее в своем служебном положении и имущественном обеспечении. .
Формирование чиновничества как касты охватывает в основном XVII - XVIII вв. и может быть разбито на два периода:
А) Период служивой бюрократии -- с середины XVII по начало XVIII вв.
Б) Период дворянской бюрократии -- с начала XVIII в.
- В XVII в. происходит дальнейшая централизация и бюрократизация органов центрального и местного управления. Расцвет приказной системы в центре и введение воеводского управления на местах и создали к концу века предпосылки для образования аппарата абсолютистского государства.
- На протяжении XVII в. сохранялись две основные группы лиц, занятых в системе государственных учреждений: во-первых, это были представители старой знати и разных слоев служивого населения, несшие как военную, так и гражданскую службу; во-вторых, приказные люди, являвшиеся специалистами в области приказного делопроизводства.
- Оплата труда чиновничества была достаточно высокой. Для крупного и части среднего дворянства, находившегося на государственной службе, это жалование, как правило, являлось только дополнением к основным доходам от крепостнического хозяйства.
- Несколько в ином положении оказалось среднее местное (а также столичное) чиновничество. В отправлении гражданской службы в местных органах, по свидетельству современников, принимало участие, как прежде, среднее дворянство, доходность имений которого была невысока и государственное жалование, для которых составляло значительную часть их бюджета. Наконец, государственное жалование стало в конце XVIII в. основным средством существования для чиновников (не имевших земельной собственности) и канцелярских служащих.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 260.