Баллы | Качественные показатели |
2 балла | 1) умение точно передавать смысл событий с помощью выразительных средств и определять задачу своего чтения перед слушателями; 2) правильное выражение своего отношения к читаемому посредством интонационных средств; 3) отсутствие типологических просодико-интонационных функционально-значимых ошибок чтения. |
1 балл | 1) неточная передача смысла событий с помощью комплекса средств интонационной выразительности; 2) отношение к читаемому посредством интонационных средств выражается не всегда; 3) отмечаются редкие нестойкие типологические просодико-интонационные функционально-значимые ошибки чтения, которые самостоятельно замечаются и исправляются. |
0 баллов | Наличие типичных семантико-синтаксических и пунктуационных нарушений – «просодико-интонационные функционально значимые ошибки» при чтении: 1) чтение предложений без учета пунктуационного знака; 2) ошибочное прочтение интонационных конструкций, выражающих повествовательную, восклицательную и вопросительную интонацию; 3) нарушение отграничения речевых единиц на уровне фразы, отсутствие четкой границы межсинтагменной паузации; 4) несоответствие окраски голоса характеристике персонажа; 5) отсутствие выделенности или неправильно переданное логическое ударение; 6) низкая или чрезмерная интенсивность голоса; 7) быстрый, медленный или патологически ускоренный или замедленный темп чтения; 8) непонимание смысла предложения, абзаца, целого текста. |
Выразительный компонент чтения исследуется путем анализа чтения ребенком произведения вслух и оценивается на основе следующих параметров: умение передавать смысл событий с помощью выразительных средств, выражение посредством интонационных средств своего отношения к читаемому, наличие стойких типологических просодико-интонационных функционально-значимых ошибок. Полученное количество баллов позволяет определить уровень сформированности выразительного компонента чтения.
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: – 2 балла. Оптимальный уровень произносительной культуры речи с осознанностью чтения и адекватным использованием выразительных средств.
ДОПУСТИМЫЙ УРОВЕНЬ: – 1 балл. Отмечаются редкие интонационные неточности, которые самостоятельно замечаются и исправляются.
КРИТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ: – 0 баллов. Характерно наличие стойких типологических просодико-интонационных функционально-значимых ошибок.
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ чтения для учеников начального общего образования.
Чтение:
· чтение и понимание описательных и повествовательных текстов (5-10 предложений) со снятыми языковыми трудностями;
· ответы на вопросы по прочитанному тексту;
· составление плана и пересказ прочитанного текста, выделение в тексте главной мысли
(по книге: Примерные программы начального общего образования / Сост. А.М. Водянский, И. А. Петрова. – М.: Дрофа, 1998. – 64 с.).
ПИСЬМО
Навык сформированности интонационного и смыслового анализа письменных текстов исследуется посредством выполнения письменных работ: слухового диктанта, изложения и сочинения.
ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ СЕМАНТИКО-СИНТАКСИЧЕСКИХ И ПУНКТУАЦИОННЫХ НАВЫКОВ В СЛУХОВОМ ДИКТАНТЕ
Предложенные задания позволяют устанавливать возможность учащегося самостоятельно проводить композиционно-смысловой анализ текста и определять его коммуникативно-прагматический вариант.
Тексты слуховых диктантов (для учеников 1 класса, второе полугодие)
1. Витя ходит в школу. У Вити новый учебник. Что он делает? Он учит стихи. (14 слов)
2. Мама устала. Она спит. Кто моет посуду? Брат Сема моет посуду. Молодец Сема! (13 слов)
Тексты слуховых диктантов (для учеников 2 класса)
Мышь-малютка
1. Может ли мышь уместиться в чайной ложке? Может. Это не простая мышь! Вид этой мышки обитает в Африке. У нее дома вода – большая роскошь. Наступает ночь. Мышка складывает камушки перед входом в норку. Зачем? Так она готовит себе питье на утро. Тепло из норки сталкивается с ночной прохладой. На камушках появляется роса. Ее мышь и пьет. (57 слов)
Чьи это грядки?
2. На лесной полянке всюду видны кучки рыхлой земли. Они очень похожи на маленькие грядки. На кучках торчат березки ростом со спичку. Рядом крошечные сосенки с тремя зелеными иголочками. Чьи это грядки? Кто их копает?
Вот зашевелилась трава. Вдруг земля поднялась холмом. Из-под земли показались широкие лапки с когтями. Потом появился мокрый нос. Наружу вылез крот. Вот кто рыхлит землю! Упадут в землю семена. Вырастут березки, сосны да липки. (По Э. Шиму). (71 слово)
Тексты слуховых диктантов (для учеников 3 класса)
Лакомка
1. На полянке росли кустики брусники. По краям полянки зеленые кусты малины. Вдруг послышался шорох. Что за зверюшка? Присел я на пенечек и стал тихонько свистеть. Вдруг из куста высунулся черный нос, показались хитрющие глазки. Это был медвежонок. Малыш стал меня обнюхивать. Тут затрещали сучья малины. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Я только поиграть с медвежонком хотел. Но разве медведице это объяснишь? (По Г. Снегиреву). (62 слова)
Книга
2. Отец принес сыну новую книгу. Мальчик долго рассматривал красивые картинки. Художник нарисовал море, корабли. Откуда пришла книга? Кто придумал чудо из чудес? Жизнь книги берет начало в лесу. От дерева до книги длинный путь. Люди срубили деревья, отвезли на фабрику. Рабочие распилили их, сварили бумажное тесто. Эту массу раскатали в тонкие полосы и свернули в рулоны. Готовую бумагу отправляют на книжную фабрику. Там есть наборный, печатный и переплетные цеха. Отсюда книга идет в библиотеку, магазин. (По А. Баркову). (76 слов)
Тексты слуховых диктантов (для учеников 4 класса)
Жаба
Первый раз мы встретились в лесу. Грузная жаба сидела на тропинке. Она не пыталась удрать. Я приблизился к жабе и осмотрел ее. У жабы были удивительные с темными точками глазки. На брюшке блестела нежная кожа. Луч солнца пробежал по лаковой спинке. Большая жаба была красива! Почему это не видят другие? Жаба прыгнула под старый пень. Там ее жилье. Я часто приходил к старому пню и всегда встречал ее. (68 слов)
Летним утром
Кто из вас не любит природу? Встанешь утром рано, выйдешь на крыльцо и услышишь как тихо шумят деревья. Пруд задымился. Его гладь покрылась прозрачным туманом. На востоке появилась светлая полоска. Подул теплый ветерок. Повеяло душистой свежестью. Хорошо дышать чистым утренним воздухом! А вот и яркое солнце показалось. Поля заблестели росой. Окрестность наполнилась веселым щебетанием птиц. Золотом поспевает поспевающая рожь. По узкой тропинке около пашни идешь к речке. Песок на берегу еще холодный, а ты спешишь нырнуть в воду. Чудесно летним утром! (81 слово)
(Тексты из книг: 1) Узорова, О.В. 500 контрольных диктантов по русскому языку / О.В. Узорова. Пособие для начальной школы. – К. : ГИППВ, 1999. – 256 с. 2) ) Узорова, О.В. Диктаны и изложения по русскому языку : 1-4-й кл. / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – м. : Астрель; Владимир : ВКТ, 2008. – 266 с. 3) Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей : Сб. Методических рекомендаций. – СПб., Москва : САГА : ФОРУМ, 2006, – 272 с.)
Дата: 2019-05-29, просмотров: 177.