Состав и структура налоговых органов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Права и обязанности налоговых органов

Права и обязанности налогоплательщиков

Вопрос 1. Состав и структура налоговых органов

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.

Согласно п. 1 ст. 30 НК РФ к налоговым органам относится Федеральная налоговая служба, находящаяся в ведении Министерства финансов РФ. Названная служба преобразована из Министерства РФ по налогам и сборам на основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре феде­ральных органов исполнительной власти». ФНС была определена в качестве феде­рального органа исполнительной власти, осуществляющего го­сударственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и свое­временностью уплаты налогов и других обязательных плате­жей.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Статья 2 Закона РФ «О налоговых органах Российской Фе­дерации» в качестве основополагающих принципов организа­ции налоговых органов устанавливает единство, централизацию и иерархию построения. В настоящее время в Российской Фе­дерации функционирует многоуровневая система налоговых органов.

Возглавляет систему налоговых органов Федеральная нало­говая служба, которая находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Рисунок 1 – Сайт ФНС РФ https://www.nalog.ru

 

Миссия ФНС России - эффективная контрольно-надзорная деятельность и высокое качество предоставляемых услуг для законного, прозрачного и комфортного ведения бизнеса, обеспечения соблюдения прав налогоплательщиков и формирования финансовой основы деятельности государства.

Основные направления деятельности федеральной налоговой службы:

- обеспечение соблюдения законодательства о налогах и сборах;

- создание комфортных условий для исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей;

- снижение административной нагрузки и упрощение процедур, развитие открытого диалога с бизнесом и обществом;

- укрепление и совершенствование кадрового потенциала;

- оптимизация деятельности налоговых органов с учетом эффективности затрат на ее осуществление.

История ФНС России от царской до современной налоговой системы России

Период с 1573 по 1916 гг.

1573 год · Учрежден Приказ Большого Прихода. Впервые в России создан орган, объединивший под своим управлением сбор основных государственных доходов.
1653 год · Утвержден первый Торговый устав. Впервые в едином документе, который стал прообразом Налогового кодекса, сведены общие правила сбора и исчисления торговых пошлин.
1665 год · Утвержден Приказ Большой Казны.
1699 год · Учреждена Бурмистерская палата и ее отделения на местах, возглавляемые бурмистрами. Впервые создан прообраз современного налогового ведомства – с единым центральным органом и подразделениями на местах.
1718 год · Учреждена Камер-Коллегия, ведающая государственными доходами и Штатс-Контор-Коллегия, ведающая государственными расходами. Впервые выделено отдельное ведомство, занимающееся составлением смет государственных расходов.
1755 год · Камер-Коллегия заменена Казенной палатой. Впервые в рамках единого налогового ведомства объединены налоговые сборы и таможенные пошлины.
1780 год · Казенная палата заменена Экспедицией государственных доходов, которая просуществовала всего несколько лет и была разделена на самостоятельные экспедиции по доходам, расходам и ревизии счетов. Впервые создано единое финансовое ведомство , объединяющее управление государственными доходами и расходами с контрольными функциями.
1802 год · Учреждено Министерство финансов с департаментами, ведающими как доходами, так и расходами государства.
1811 год · Выделено из состава Министерства финансов Государственное казначейство, ведающее расходами, а также ведомство Государственного контролера, занимающееся финансовым контролем и ревизией счетов.
1898 год · Введен промысловый налог. В этот период большое значение имел налог с недвижимого имущества, а также сборы с аукционных продаж, векселей и заемных писем.
1916 год · Утвержден и одобрен Государственным советом и Государственною думою закон «О государственном подоходном налоге».

Период с 1917 по 1991 гг.

1917 год · Учрежден Народный комиссариат финансов РСФСР.
1918 год · Введен единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев, который взимался с владельцев частных торговых предприятий, имеющих наемных рабочих; · 30 октября 1918 года был введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог, которым были обложены буржуазия и зажиточное крестьянство.
1919 год · В составе Наркомфина РСФСР создано Центральное налоговое управление с подчиненными ему налоговыми органами на местах.
1920 год · Отдел косвенных налогов передан из Наркомфина РСФСР в ведение ВСНХ РСФСР.
1921 год · Замена продразверстки продовольственным налогом; · Закладываются основы налоговой системы советского государства – Центральное налоговое управление Наркомфина РСФСР реорганизовано в Управление налогами и доходами.
1923 год · Учрежден Наркомфин СССР; · К концу 1920-х годов в СССР сформировалась сложная и громоздкая система бюджетных взаимоотношений – действовало 86 видов платежей в бюджет.
1930 год · В СССР проведена налоговая реформа (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 года), в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах – налоге с оборота и отчислениях от прибыли; · Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства.
1941 год · Указом Президиума Верховного Совета СССР с целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, который просуществовал до начала 1990-х годов.
1946 год · Наркомфин СССР преобразован в Министерство финансов СССР.
1990 год · В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1990 года № 76, Приказом Министерства финансов РСФСР от 6 марта 1990 года № 50л.с. в составе Министерства финансов создана государственная налоговая инспекция; · Начала формироваться мощная система с трехуровневой иерархией управления: центральный аппарат, региональное звено (инспекции по республикам, краям, областям) и местные налоговые инспекции по районам и городам.
1991 год · Государственная налоговая служба учреждена как самостоятельное ведомство; · В этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа.

 

Период с 1993 по 2015 гг.

1993 год · Создан Государственный реестр предприятий; · Начата разработка программы информатизации Государственной налоговой службы Российской Федерации и ее территориальных органов как составной части федеральной программы информатизации России; · На налоговые органы возложены функции контроля за применением контрольно-кассовых машин.
1995 год · Разработка Концепции модернизации налоговой службы, которая заключалась в переходе инспекций на типовую организационную структуру, внедрении эффективных налоговых технологий и повышении уровня информатизации налоговой службы России.
1996 год · Введена в действие упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства.
1997 год · Создана первая версия общедоступного Интернет-сайта Госналогслужбы России. Разработана концепция создания АИС «Налог-2».
2005 год · Введены Глава 25.3 НК РФ «Государственная пошлина», Глава 31 НК РФ «Земельный налог»; · Введен новый водный налог (Глава 25.2 НК РФ) и отменена плата за пользование водными объектами .
2008 год · Выполнен проект «Модернизация налоговой службы-2» .
2010 год · Замена единого социального налога страховыми взносами; · Внедрена государственная услуга, предоставляемая в электронном виде посредством Интернет-сайта ФНС России, по информированию налогоплательщиков – физических лиц о суммах задолженности по налогам: «Личный кабинет налогоплательщика»; · Разработана концепция создания АИС «Налог-3».
2011 год · Создание ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России, функциями которого определены массовый ввод налоговой отчетности, массовая печать налоговых документов, ведение федеральных информационных ресурсов и организация деятельности Контакт-Центра ФНС России; · Создание Федерального информационного адресного ресурса (ФИАС) .
2012 год · Внедрение сервиса электронной регистрации; · Запуск сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», позволяющий оплатить текущие платежи, контролировать наличие задолженности, производить сверку по объектам налогообложения, осуществлять контроль за проведением проверки декларации 3-НДФЛ.
2013 год · Тестируется новое программное обеспечение АИС «Налог-3». Новая система АИС «Налог-3» - это комплексная перестройка организационной структуры Службы, изменение законодательства, выстраивание новых бизнес-процессов и создание новой единой автоматизированной системы, учитывающей все изменения; · Реструктуризация официального сайта ФНС России.
2014 год · Введение в промышленную эксплуатацию Функционального блока № 1 АИС «Налог-3»; · Введение в промышленную эксплуатацию сервиса «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица»; · Внедрение фирменного стиля ФНС России в целях организации и оформления помещений налоговых органов для приема и обслуживания налогоплательщиков в едином типовом формате.
2015 год · Введение в промышленную эксплуатацию сервиса «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя»; · Открытие федерального Центра обработки данных ФНС России в г.Дубне, созданного для консолидации, обработки, анализа и хранения всей налоговой информации в одной точке централизованно.

 

ФНС руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Она осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Вторым звеном являются межрегиональные инспекции Фе­деральной налоговой службы, в основу образования которых положены принципы территориальности или определенности сферы деятельности. По территориальному принципу образова­ны межрегиональные инспекции Федеральной налоговой служ­бы по федеральным округам. В зависимости от круга охваты­ваемой деятельности создаются межрегиональные специализи­рованные инспекции по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков, по контролю за налогообложением мало­го бизнеса и сферы услуг, по контролю за алкогольной и табач­ной продукцией.

Третьим звеном единой системы налоговых органов являют­ся управления Федеральной налоговой службы по субъек­там РФ.

Завершают систему налоговых органов территориальные ин­спекции Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городах без районного деления, а также межрайон­ные налоговые инспекции.

В основе построения системы налоговых органов заложен принцип иерархичности, имеющий два аспекта. Во-первых, вышестоящим налоговым органам предоставлено право отме­нять решения нижестоящих налоговых органов в случае их не­соответствия Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам. Во-вторых, налогоплательщик имеет право обжаловать в вышестоящие налоговые органы ре­шения нижестоящих налоговых органов.

Финансирование расходов на содержание центрального ап­парата Федеральной налоговой службы и его территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на государственное управление.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 1190.