Структурная схема реализации управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Большинство современных предприятий вне зависимости от того, в какой отрасли они действуют, насколько наукоемки их продукты или услуги, или в какой стране они работают, используют организационную структуру, которую принято называть функциональной. Она основывается на следующих принципах: четкое разделение труда; иерархичность управления при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим; наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей; дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои обязанности; осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности. Объективный характер управленческого решения выступает в качестве гаранта рациональности такой структуры.

К недостаткам функционального управления относятся отсутствие необходимых коммуникаций между работниками, занятыми выполнением отдельных функций, а также координации деятельности различных функциональных подразделений и вследствие этого, задержки в принятии решений.

Рис. 2.6. Структурно-логическая схема реализации управленческих функций по использованию ресурсов предприятия

Другой проблемой является фактическое отдаление управленческих структур от потребителей продуктов и услуг. Кроме того, при функциональной предприятия управления производством предприятие может успешно функционировать лишь тогда, когда изменения по всем структурным подразделениям происходят равномерно. Но так как в реальных условиях этого нет, возникает неадекватность реакции системы управления на требования внешней среды.

С развитием рынка организационная болезнь - функционализм - загоняется вглубь. При этом расширяется дублирование работ, структурированных по разным критериям, например, по территории или по продукту, возрастает стоимость аппаратных структур, принятие решений занимает много времени. Вся предприятие видна только сверху и только для руководства. Делегирование полномочий в таких условиях затруднено. Эти недостатки мешают предприятия оптимизироваться в направлении потребителя и, конечном счете, направлении рынка. Схема предприятия, управляемой по функциям, представлена на рис. 2.7 .

Реалии сегодняшнего дня кардинально отличаются от предшествующих десятилетий. Старый принцип предприятия производства - разделение труда, - на основе которого строилась деятельность предприятия со времени провозглашения этого принципа Адамом Смитом, - больше не работает. Сегодня внешняя среда предприятия непостоянна и непредсказуема.

Рис. 2.7. Традиционная функциональная структура предприятия

Развитый рынок делает возможным малой предприятия конкурировать с большой, так как приоритетной становится не продуктивность, а эффективность. Появление тысяч новых конкурентов требует от предприятия усиления внутренней конкуренции. Взрывная скорость изменений в продукции и услугах становится несовместимой с жесткими схемами организационной структуры и требует перехода к новым способам деления работ в предприятия. Обострение конкуренции компенсируется развитием партнерства и союзничества в бизнесе, придавая предприятия большую гибкость. Все в предприятия становится направленным на сближение тех, кто принимает решения, с теми, кто это решение покупает, потребителями. Связи в структуре предприятия формируются больше под воздействием отношений предприятия с потребителем (процессы), а не отношений между функциями.

Система управления

Управление — важнейшая функция, без которой немыслима целенаправленная деятельность любой социально-экономической, организационно-производственной системы (предприятия, организации, территории).

Систему, реализующую функции управления, называют системой управления. Важнейшими функциями, реализуемыми этой системой, являются прогнозирование, планирование, учет, анализ, контроль и регулирование.

Управление связано с обменом информацией между компонентами системы, а также системы с окружающей средой. В процессе

управления получают сведения о состоянии системы в каждый момент времени, о достижении (или не достижении) заданной цели с тем, чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений.

Таким образом любой системе управления экономическим объектом соответствует своя информационная система, называемая

экономической информационной системой.

Экономическая информационная система (ЭИС) — это совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений.

Информационная система является системой информационного обслуживания работников управленческих служб и выполняет технологические функции по накоплению, хранению, передаче и обработке информации. Она складывается, формируется и функционирует в регламенте, определенном методами и структурой управленческой деятельности, принятой на конкретном экономическом объекте, реализует цели и задачи, стоящие перед ним.

Современный уровень информатизации общества предопределяет использование новейших технических, технологических, программных средств в различных информационных системах экономических объектов.

 

АИТ

Создание и функционирование информационных систем в управлении экономикой тесно связаны с развитием информационной

технологии — главной составной части АИС.

Автоматизированная информационная технология (АИТ) — системно организованная для решения задач управления совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи,накопления, поиска, обработки и защиты информации на базе применения развитого программного обеспечения, используемых средств вычислительной техники и связи, а также способов, с помощью которого информация предлагается клиентам.

Все возрастающий спрос в условиях рыночных отношений наинформацию и информационные услуги привел к тому, что современная технология обработки информации ориентирована на применение самого широкого спектра технических средств и прежде всего электронных вычислительных машин и средств коммуникаций. На их основе создаются вычислительные системы и сети различных конфигураций с целью не только накопления, хранения, переработки информации, но и максимального приближения терминальных устройств к рабочему месту специалиста или принимающего решения руководителя. Это явилось достижением многолетнего развития АИТ.

Появление в конце 1950-х годов ЭВМ и стремительное совершенствование их эксплуатационных возможностей создало реальные предпосылки для автоматизации управленческого труда, формирования рынка информационных продуктов и услуг. Развитие

АИТ шло параллельно с появлением новых видов технических средств обработки и передачи информации, совершенствованием организационных форм использования ЭВМ и ПЭВМ, насыщением инфраструктуры новыми средствами коммуникаций. Эволюция

 

Год ЭВМ Решаемые задачи Тип АИТ
Конец 1950 – начало 1960 гг. I, II поколения Отдельные наиболее трудоемкие задачи (заработная плата, материальный учет и др.; решение отдельных оптимизационных задач) Частичная электронная обработка данных.
1960-е – начало 1970 гг. II, III поколения Электронная обработка плановой и оперативной информации, хранение НСИ в отдельных файлах, выдача машинограмм на бумажных носителях ЭСОД – электронная система обработки данных
1970-е гг. III поколение Комплексная обработка информации на всех этапах управления, разработка подсистем АСУ (материльно-техническое снабжение, движение товаров, контроль запасов и перевозок, учет реализации, планирование и управление) Централизованная обработка информации на ВЦ, ВЦКП (ВЦ коллективного пользования)
1980-е гг. IV поколение Развитие АСУТП, САПР, АСУП, ОАСУ. Плановые расчеты, статистика, МТС и т. д. Тенденция к децентрализации, решению задач в многопользовательском режиме, переход к безбумажным технологиям. Специализация технологических решений на базе мини-ЭВМ, ПЭВМ и удаленного доступа к массивам данных. Одновременное развитие суперЭВМ
Конец 1980-х – настоящее время V поколение Комплексное решение экономических задач; объектно-ориентированный подход; широкий спектр приложений; сетевая организация информационных структур; интерактивные интерфейсы. Реализация интеллектуального человеко-машинного интерфейса, систем поддержки принятия решений.  

 

Развитие рыночных отношений привело к появлению новыхвидов предпринимательской деятельности и, прежде всего, к созданию фирм, занятых информационным бизнесом, разработкой информационных технологий, их совершенствованием, распространением компонентов АИТ, в частности программных продуктов, автоматизирующих информационные и вычисли-

тельные процессы. К их числу относят также вычислительную технику, средства коммуникаций, офисное оборудование и специфические виды услуг — информационное, техническое и консультационное обслуживание, обучение и т.п. Это способствовало быстрому распространению и эффективному использованию информационных технологий в управленческих и производственных процессах, практически к повсеместному их применению и большому многообразию.

АИТ в настоящее время можно классифицировать по ряду признаков, в частности: способу реализации в АИС, степени охвата АИТ задач управления, классам реализуемых технологических операций, типу пользовательского интерфейса, вариантам использования сети ЭВМ, обслуживаемой предметной области

АИС

АИС - совокупность информации, экономико-математических методов (ЭММ) и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенную для обработки информации и принятия управленческих решений.

По видам процессов управления различают следующие их виды:

· АИС управления технологическими процессами

· АИС организационного управления

· АИС управления организационно-технологическими процессами

· АИС научных исследований

· АИС обучающие

По сфере функционирования объекта управления бывают:

· АИС банков;

· АИС финансовых органов;

· АИС промышленности;

· АИС сельского хозяйства;

· АИС связи;

· АИС статистики и т.п.

По уровню в системе государственного управления выделяют:

отраслевые АИС (промышленный комплекс, агропромышленный комплекс, строительство и транспорт);

территориальные АИС (предназначены для управления административно-территориальными районами);

межотраслевые АИС (являются специализированными системами функциональных органов управления национальной экономикой).

Кроме того различают производственные АИС (связанные с производством) и непроизводственные АИС (в медицине, милиции и пр.).

Основополагающими принципами создания АИС являются следующие:

· Принцип системности: система - совокупность взаимосвязанных элементов, подчиненных определенной цели.

· Принцип развития: АИС создается с учетом возможности постоянного пополнения и обновления функций системы и видов ее обеспечений

· Принцип совместимости: обеспечение способности взаимодействия систем различных видов, уровней в процессе совместного функционирования

· Принцип стандартизации и унификации: необходимость применения типовых, унифицированных и стандартизированных элементов функционирования АИС

· Принцип эффективности: достижение рационального соотношения между затратами на создание системы и целевым эффектом, получаемым при ее функционировании

А также несколько частных принципов:

· Принцип декомпозиции основан на разделении системы на части, а также выделении отдельных комплексов работ

· Принцип первого руководителя предполагает закрепление ответственности при создании системы за заказчиком - будущим пользователем

· Принцип новых задач состоит в поиске постоянного расширения возможностей системы, совершенствовании процесса управления, получении дополнительных результативных показателей с целью оптимизации управленческих решений

· Принцип автоматизации информационных потоков и документооборота

· Принцип автоматизации проектирования

А также организационно-технологические принципы:

· Принцип абстрагирования, т.е. выделение наиболее существенных (с конкретной позиции рассмотрения) аспектов системы

· Принцип формализации: необходимость строгого методического подхода к решению проблемы, применению формализованных методов описания и моделирования изучаемых и проектируемых процессов

· Принцип концептуальной общности, т.е. неукоснительное следование единой методологии проектирования

· Принцип непротиворечивости и полноты, т.е. наличие всех необходимых элементов в создаваемой системе и их согласованное взаимодействие

· Принцип независимости данных от процессов их обработки, их физической структуры и распределения в технической среде

· Принцип структурирования данных

· Принцип доступа конечного пользования, т.е. пользователь должен иметь средства доступа в БД, которые он может использовать непосредственно (без программирования)

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 232.