Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, – законодателем отнесено к преступлениям средней тяжести, а по части 2 и 3 – к тяжким преступлениям.
Общественная опасность выражается в причинении существенного нарушения прав и законных интересов, подрывает авторитет государственной власти и управления.
Непосредственный объект – общественные отношения, регулирующие нормальную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, а также законные интересы граждан, организаций, общества или государства.
Дополнительный – здоровье и жизнь человека, собственность и др.
Объективная сторона выражается в том, что здесь должностное лицо путем своего деяния выходит за рамки (пределы) предоставленных ему полномочий при условии, что они существенно нарушают права и находящиеся под охраной закона интересы граждан, общества и государства.
Превышение должностных полномочий, по мнению Пленума Верховного Суда СССР, включает в себя:
- совершение должностным лицом действий, которые относятся к полномочиям другого лица, что может быть в принципе охватывать и случаи, когда должностное лицо берет ответственность на себя во имя интересов дела;
- совершение должностным лицом действий, которые могли быть совершены им самим только при наличии особых обстоятельств: форма решения должна быть предусмотрена законом (чрезвычайные экологические условия или нечто иное, меняющее правовую природу осуществленных действий);
- совершение действий, на которые вообще ни одно лицо, ни при каких обстоятельствах не управомочено, что имеет наиболее четкое криминообразующее значение, но могло быть выражено путем указания действия, запрещенного законом. Основываясь на этом разъяснении, А.Э. Жалинский считает: «выход за пределы полномочий означает, что должностное лицо действует в противоречии со своими задачами, целями, для которых учреждено его положение. Действия при этом не соответствуют принципиальным, ведущим, наиболее значимым предписаниям, регламентирующим должностные полномочия лица».1
В случаях превышения пределов крайней служебной необходимости, по мнению А.Я. Асниса, что является причинением вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный, такое превышение должно влечь за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда.2
По своей конструкции состав преступления – материальный.
В отличие от ст. 285 УК – здесь превышение осуществляется только действием. Установление данного состава преступления требует точного выяснения пределов прав и полномочий должностного лица, а также определение конкретных нарушений этих полномочий и обязанностей, а также их правовой регламентации объема прав и полномочий.
При отсутствии такой регламентации или недоказанность – означает отсутствие данного состава преступления.
Анализ судебной практики выявил четыре типовые формы совершения действий, выходящих за пределы прав и полномочий должностных лиц:
1) совершение действий, входящих в компетенцию вышестоящего должностного лица (секретарь суда действует за судью);
2) действия, которые могут быть совершены лишь коллегиально (судья единолично разрешает дело, которое должно в соответствии с процессуальным законом рассматриваться коллегиально);
3) действия, для совершения которых нужны специальные полномочия, отсутствующие у виновного (применение оружия по административно арестованному);
4) совершение действий, которые не вправе совершать никакое должностное лицо, ни при каких обстоятельствах (нанесение побоев посетителю во время приема).
При этом действия виновного должны быть связаны с его должностным положением, вытекать из него и быть совершенными в процессе его служебной деятельности или в связи с ней. Отсутствие такой связи исключает данный состав преступления.
Для ответственности за рассматриваемое преступление необходимо также, чтобы виновное лицо было наделено должностными или властными полномочиями в отношении лиц или организаций, которым его действия причиняют существенный вред (аналогичный по ст. 285 УК).
Обязательным признаком объективной стороны преступления являются общественно опасные последствия и причинная связь между ними и деянием.
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины.
Мотив и цель могут быть любыми и на квалификацию содеянного не оказывают влияния.
Субъект преступления: специальный – только должностное лицо.
Квалифицирующие составы:
По части второй – то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.
По части третьей – деяния, предусмотренные частями первой и второй, если они совершены:
- с применением насилия или с угрозой его применения;
- с применением оружия или специальных средств;
- с причинением тяжких последствий (оценочный признак, определяемый судом в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств дела).
Следует учитывать, что одна лишь демонстрация либо угроза применения спецсредств, не создавшие реальной опасности для жизни или здоровья потерпевшего, не образует квалифицирующий признак этого состава преступления.
Ст. 287. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ.
Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию, – законодателем отнесено к преступлениям небольшой тяжести, а по части второй – к средней, по третьей – к тяжким преступлениям.
Суть данного преступления заключается в том, что должностное лицо, в обязанности которого входит предоставление Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ официальной информации, отказывается ее предоставить либо предоставляет неполные, либо ложные данные, что явно затрагивает содержание объективной действительности, неуважение Высшего законодательного органа РФ и впоследствии может привести к неправильному решению.
Непосредственный объект – общественные отношения, регулирующие нормальное информационное обеспечение высших органов государственной власти.
Предметом преступления – документы, различные материалы, содержащие информацию, другие сведения, запрашиваемые указанными органами.
Объективная сторона преступления выражается как в действии, так и бездействии:
1) Отказ предоставить нужную информацию, т.е. открытое проявление нежелания представить требуемую информацию без уважительных причин;
2) Уклонение от предоставления информации – замаскированный вид отказа;
3) Предоставление неполной информации, т.е. содержащей не все сведения и данные, которые должны составлять ее содержание;
4) Предоставление ложной информации, т.е. не соответствующей действительности.
Состав преступления по своей конструкции – формальный.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
Субъект преступления – специальный: должностное лицо, обязанное своевременно предоставлять точную и правдивую информацию Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ.
Квалифицированные составы:
В части второй ст. 287 УК – те же деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, здесь речь идет об особо значительном специальном субъекте – лице, занимающем государственную должность в РФ или подобную должность субъекта РФ.
В части третьей образуют деяния, предусмотренные частями первой и второй, если они:
- сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти;
- совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
- повлекли тяжкие последствия (к ним можно отнести формирование федерального бюджета на основе неполной или искаженной информации по важнейшим направлениям; срыв подготовки или принятия закона; принятие решений без учета сведений, не предоставленных соответствующими должностными лицами и т.д.).
Дата: 2019-05-29, просмотров: 238.