Ст. 201. Злоупотребление полномочиями
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, – законодателем отнесено к преступлениям небольшой тяжести, а по части второй – к средней тяжести.

Уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями, согласно п. 2 примечания к статье 201 УК РФ, возможно при наличии условий:

- деяние причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием;

- уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с её согласия.

Если же деяние, предусмотренное ст. 201 УК, причинило вред интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях.

Общественная опасность – данного деяния состоит, прежде всего, в причинении вреда общественным отношениям в экономической сфере, что находит свое отражение в производстве, распределении товарно-материальных ценностей и управлении этими процессами.

Непосредственный объект – общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности коммерческих организаций, т.е. это нормальная управленческая деятельность коммерческой или иной организации, соответствующая законодательству Российской Федерации и уставным задачам этой организации. В качестве дополнительного объекта – выступают права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства.

В юридической литературе высказывается несколько иная точка зрения, например, В.И. Сергеев считает, что непосредственным объектом является установленный порядок внутренних отношений между негосударственными организациями и их служащими, а также внешние отношения между служащими этих организаций и иными лицами.1

Коммерческая организация – в соответствии со ст. 50 ГК РФ следует понимать организацию (юридическое лицо), которая в качестве основной цели своей деятельности преследует извлечение прибыли (например, хозяйственное товарищество и общество, производственный кооператив, государственное и муниципальное унитарное предприятие). При этом, необходимо учитывать, что унитарное предприятие, являясь в силу ст. 113 ГК РФ коммерческой организацией, не наделено правом собственности на закрепленное за ним собственником (учредителем) имущество, в отношении которого оно осуществляет лишь хозяйственное ведение или оперативное управление (ст. 114 и 115 ГК РФ).

К некоммерческой организации, которая не является органом государственной власти или местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в соответствии с гражданским законодательством относятся: потребительский кооператив, общественное объединение или религиозная организация, благотворительные и иные фонды, а также учреждение, которое создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 50 и 120 ГК РФ).

Объективная сторона преступления – характеризуется действием или бездействием служащего соответствующей организации, выразившихся в использовании управленческих полномочий вопреки (в ущерб) законным интересам этой организации.

Обязательным признаком объективной стороны являются последствия в виде причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан и организаций либо охраняемым законом интересам общества либо государства.

Злоупотребление полномочиями может быть совершено лишь в силу занимаемой виновным должности и только с использованием принадлежащих ему полномочий. Особенностью этого признака является то, что совершение преступного действия либо бездействия обусловлено возможностями и условиями, которыми располагает лицо, занимающее в организации определенное положение. Это положение определяется его правовым статусом на предприятии: директор, заместитель либо иное лицо. Такое лицо обязательно должно обладать управленческими функциями, и его правовое положение в значительной степени должно отличаться от положения рядовых работников этой организации. Преступное поведение лица (действие бездействие), не связанное с выполнением управленческих функций, не может рассматриваться как злоупотребление полномочиями.

Деяние надлежит признавать совершенным вопреки интересам службы, если оно противоречит уставным задачам организации, законодательству, регулирующему коммерческую деятельность, нарушает основные принципы и методы управленческой работы организации в целом и отдельных ее звеньев. Объективным выражением совершения деяния вопреки законным интересам организации будет его противоправность, т.е. несоответствие требованиям российского законодательства.

Использование полномочий – состоит в принятии решений и совершении действий на основе имеющихся у лица правовых или фактических возможностей, предоставленных ему в связи с выполнением управленческих функций.

Под правовыми возможностями понимается:

- задачи данного субъекта, связанные с определением стратегии развития организации, установлением порядка деятельности подчиненных органов, оценкой правомерности целесообразности деятельности структурных подразделений, отдельных лиц и т.д.;

- отдельные права, связанные с осуществлением полномочий, в число которых входят совершение сделок, утверждение штатов, издание приказов и указаний;

- обязанности, которые могут либо расширять, либо сужать правовые возможности, определяя собой круг получаемой информации, степень влияния на деятельность иных лиц и ее оценку и т.п.;

- общий порядок, процедуры и условия осуществления полномочий, а также вытекающих из них прав и обязанностей, включая необходимость соблюдения письменной формы, получения соответствующих разрешений (лицензий), регистрации действий;

- система правового контроля, которая распространяется также и на фактические возможности, в частности, необходимость ведения документации, отчетности, утверждение решений вышестоящими лицами;

- юридическая ответственность, наступающая как перед государством, так и перед организацией (материальная, дисциплинарная, административная, уголовная).

Под фактическими возможностями понимаются: система средств, условий, ресурсов: необходимых, наличных, хотя бы минимально достаточных для принятия соответствующего решения либо проведения того или иного деяния, имеющих заранее определенные цели.

Использование считается состоявшимся при возникновении причинной связи между правовыми и фактическими возможностями и осуществленным деянием, выраженном в принятии либо в реализации принятых решений.

Законными являются определяемые нормативно-правовыми актами, обычаями делового оборота, а также учредительными документами либо не противоречащие им локальные интересы коммерческой или иной организации. Важнейшими из них следует считать реализацию целей деятельности данной организации, получение прибыли, поддержание состояния платежеспособности, сохранение и расширение рабочих мест, объема деятельности, законности, стабильность и безопасность осуществляемых отношений.

К законным интересам относятся и соблюдение порядка деятельности данной организации всеми субъектами отношений с ней, включая процедуры заключения сделок, предоставления услуг, поддержание расчетной дисциплины, соблюдение различных условий и факторов, определяющих конкурентоспособность данной организации.

Вопреки законным интересам организации лицо использует свои полномочия, если оно, в частности, не осуществляет добросовестно и разумно возложенные на него обязанности, скрывает личную заинтересованность в сделках, совершаемых организацией, принимает чужую сторону в конфликте интересов. Лицо всегда использует свои полномочия вопреки интересам организации, нарушая умышленно правовой порядок и создавая тем самым основания для привлечения организации или ее должностных лиц к ответственности, либо способствуя подрыву деловой репутации собственной организации.

Вред является существенным, если он состоит в убытках, имеющих крупный размер, приводит к потере рабочих мест, существенно снижает базу налогообложения, создает угрозу неплатежеспособности организации либо рентабельности ее подразделения, либо его устранение связано с крупными материальными затратами. Существенным может быть моральный вред, затрагивающий деловую репутацию организации.

По своей конструкции данный состав преступления – материальный.

Субъективная сторона преступления характеризуется только умышленной формой вины. Лицо осознает, что оно злоупотребляет имеющимися у него полномочиями, предвидит, что в результате такого злоупотребления будет нанесен существенный вред правам и интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, и желает не только продолжения своего поведения, но и наступления вышеуказанного вреда (прямой умысел) либо сознательно допускает его наступление (косвенный умысел).

Обязательным признаком субъективной стороны деяния является цель – незаконное обогащение, которая выражается в извлечении виновным выгоды либо преимуществ для себя или других лиц, а также нанесения вреда другим лицам. Мотив – корыстный. Корыстная заинтересованность выражается в стремлении виновного лица в незаконном извлечении выгоды, преимуществ: как для себя, так и для иных лиц. Эта заинтересованность охватывает практически все иные противоречащие интересам организации побуждения личного характера: месть, зависть, карьеризм, жажда незаконного обогащения, связанная с извлечением виновным материальной выгоды за счет организации.1

Субъектом рассматриваемого преступления может быть лицо, которое помимо общих признаков: вменяемое, физическое лицо, достигшее возраста 16 лет; предусматривает специальные: лицо, которое временно или постоянно либо по специальному полномочию выполняет в организации управленческие функции – организационно-распорядительные и административно-хозяйственные.

Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации в статьях настоящей главы признается лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.

Под организационно-распорядительными понимаются обязанности, которые непосредственно связаны с управлением трудовым коллективом, подразделением организации, отдельным его участком: право приема на работу, увольнения, расстановка кадров (сотрудников) на конкретных направлениях работы, планирование и т.п.

Особым признаком обладания лицом обязанностями организационно-распорядительного свойства, является наличие у него в подчинении других работников организации либо ответственность за порученный участок работы.

Под административно-хозяйственными обязанностями понимаются такие, которые связаны с правом лица распоряжаться либо управлять вверенным ему имуществом организации, осуществлять контроль за наличием, выдачей, расходованием денежных средств. На него может быть возложена правовая обязанность, быть ответственным за материальные ценности организации (торговля ими в розницу, оптом и т.п.) К числу таких лиц следует отнести заместителей директоров организации по хозяйственной части, руководителей отделов снабжения, планово-структурных финансовых звеньев организации и т.п.

Для признания лица выполняющим административно-хозяйственные обязанности не имеет значения, в какой сфере, отрасли (торговля, общественное питание, коммунальное обслуживание и т.д.) это лицо работает. Важным признаком является фактическое наличие у него правовой обязанности на совершение вышеуказанных действий. Например, к числу субъектов данного состава преступления могут быть отнесены руководители приемных комиссий, председатели ученых (диссертационных) советов по присуждению ученых званий и степеней коммерческих и иных учебных заведений, медицинские работники, в функции которых входит право определять степень нетрудоспособности и т.п.

Злоупотребление полномочиями может быть совершено при соучастии, наличии в действиях виновных лиц (наряду с выделенными, рассмотренными) признаков иного состава преступления. В этих случаях деяния надлежит квалифицировать по совокупности преступлений.

Субъектом злоупотребления служебными полномочиями могут быть также лица, выполняющие обязанности по специальному полномочию, – разовые или срочные поручения служебного характера без занятия должности, которые могут быть представлены общим собранием организации, правлением, советом директоров, но только на определенный срок и для выполнения, точно оговоренного в документе вида деятельности. Рядовые работники организации не могут быть привлечены к уголовной ответственности в качестве субъектов злоупотребления полномочиями.

Квалифицированный состав – деяние, повлекшее тяжкие последствия. Разновидностью уголовной ответственности за злоупотребление полномочиями является ч. 2 ст. 201 УК. В отличие от предыдущего состава здесь рассматриваются те же деяния, причинившие вред, повлекшие тяжкие последствия. Ответственность зависит от обстоятельств совершенного деяния, оцениваемых в совокупности. К ним может быть отнесено, например, причинение вреда организации в крупном размере, т.е. свыше одной тысячи МРОТ.

Особенностью данной нормы является то, что началом факта уголовного преследования лица, совершившего данное преступление с причинением вреда только интересам данной коммерческой организации, является право этой организации подать заявление об этом в орган, имеющий право на возбуждение уголовного дела. Отсутствие такого заявления исключает факт возбуждения уголовного дела. При условии причинения вреда иным организациям, гражданам, интересам общества, государства, уголовное преследование осуществляется без согласия на то потерпевшей стороны.

Тяжкие последствия – к ним относятся значительная потеря рабочих мест, последующее банкротство предприятия, влекущее невозможность уплаты долгов в крупных размерах, дезорганизация работы предприятий-контрагентов и другие обстоятельства, которые подлежат оценке судом с учетом всех обстоятельств дела.

По совокупности с данным составом преступления возможно применение ст. 199 УК «Уклонение от уплаты налогов с организаций», ст. 1991 УК «Неисполнение обязанностей налогового агента», ст. 1992 УК «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов», ч. 3 ст.160 УК «Присвоение или растрата», ст. 174 УК «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем» и др.

Применению рассматриваемой нормы, по мнению В.И. Сергеева, препятствуют:

- совершенная неразвитость внутреннего контроля в коммерческих организациях (как правило, ревизионные комиссии создаются в них лишь формально; аудиторские проверки проводятся аудиторами, нанятыми и оплачиваемыми исполнительными органами; бухгалтерские службы (главный бухгалтер), являясь участниками правонарушений, зачастую сами подписывают договоры и расчетно-кассовые документы), отсюда сложность выявления преступной деятельности исполнительного органа;

- наличие многочисленных условий, способствующих совершению дирекцией (правлением) преступлений, вызванных причинами, виновниками которых являются сами собственники организаций (дача незаконных распоряжений и указаний исполнительному органу в целях уклонения от уплаты налогов в крупных или особо крупных размерах, совершения незаконных сделок в интересах собственников, членов наблюдательных советов, советов директоров и т.д.). Понятно, что разглашение таких сведений явно не входит в планы собственников потерпевшей организации, а без них возбудить уголовное дело в отношении виновного нельзя;

- прямое соучастие некоторых собственников, обладающих крупными (блокирующими или контрольными) пакетами акций (паев), в преступной деятельности исполнительного органа;

- подкуп директором собственников предприятия, обладающих блокирующим, контрольным пакетом акций (паев);

- заинтересованность в не возбуждении подобных дел самих представителей правоохранительных органов, постоянно или одноразово находящихся на «дотационном социальном обслуживании» у исполнительного органа коммерческой организации (например, в форме так называемой «крыши», спонсорских отчислений и т.п.).1

Дата: 2019-05-29, просмотров: 179.