РАЗДЕЛ
Развитие практики семейного консультирования.
Семейное консультирование представляет собой относительно новое по сравнению с семейной психотерапией направление оказания психологической помощи семье.
Наиболее значимыми для развития семейного консультирования факторами стали:
− переориентация психоанализа на работу с семьей как в форме детско-родительских отношений, так и в форме совместной супружеской терапии в 1940-х гг.;
− начало разработки системного подхода Н. Аккерманом;
− создание Дж. Боулби теории привязанности;
− распространение бихевиоральных методов диагностики и терапии на работу с семьей и создание совместной семейной психотерапии В. Сатир.
В отечественной науке интенсивное развитие семейной психотерапии началось в конце 1960-х — начале 1970-х гг. Основоположником семейной терапии в России считают И. В. Маляревского
Выделяет три основных этапа в развитии отечественной семейной психотерапии
− На первом — «психиатрическом» — этапе исследователи исходили из представления о семье как совокупности входящих в нее индивидуальностей, учет которых позволяет разработать рекомендации по оптимизации жизни семьи и каждого из ее членов.
− На втором — «психодинамическом» (психоаналитическом) — этапе фокусом терапии стали сформированные в детском возрасте неадекватные модели поведения, переносимые впоследствии личностью в супружеские и детско-родительские отношения в собственной семье.
− Наконец, третий этап — системная психотерапия — характеризуется синтезом системного подхода и психологии отношений В.Н. Мясищева и созданием оригинальной концепции патологизирующего семейного наследования. Ведущим принципом семейной психотерапии, развиваемой в рамках этого направления, является принцип взаимной акцептации психотерапевта и семьи.
Цели.семейного консультирования могут быть определены как разви вающие, коррекционные, профилактические, адаптивные.
1. Развивающие цели связаны с ростом ресурсов семьи в сфере самоорганизации и саморазвития. Итогом психологической работы становится рост компетентности семьи в разрешении нормативных и ненормативных кризисов и проблем.
2. Коррекционные цели предполагают оптимизацию ролевой структуры семьи, повышение уровня ее сплоченности и удовлетворенности браком, улучшение межличностной коммуникации.
3. Профилактические цели связаны с ростом фрустрационной толерантности семьи
4. Адаптивные — с успешным разрешением конфликтов, кризисов, проблем семьи. Очевидно, что разделение всех названных целей возможно лишь на уровне научной абстракции. В реальной консультативной практике достижение их происходит в целостном процессе совместной работы клиента и консультанта над проблемами клиента.
Диагностика семейных взаимоотношений.
Социально-психологические проблемы семьи можно свести к трем основным группам: добрачные (часто являются основными детерминантами супружеских проблем), супружеские, проблемы взаимоотношений детей и родителей.
Одним из главных направлений работы практического семейного психолога является диагностика, она позволяет получить полную и надежную информацию о взаимоотношениях членов семьи на разных этапах их жизни.
Психологи используют различные методы социально-психологической диагностики: опрос, наблюдение, эксперимент, метод социометрии, методы поперечных и продольных срезов, количественно-качественный анализ документов, тестирование.
Генограмма и ее применение
Генограмма - это графическая запись информации о семье (классически и клинически - в трех поколениях), ее составление и исследование является методом семейной психотерапии.
− Цель методики генограммы - получить диаграмму, отражающую историю расширенной семьи как минимум на протяжении трех поколений. Работа может быть проведена в любое время после начала регулярных встреч с семьей и представляет собой рутинный метод сбора информации о семье для лучшего понимания проблемы и поиска пути ее решения. Она, как правило, проводится в присутствии всех членов семьи, способных слушать и воспринимать информацию, в том числе и детей. Предполагается, что членам семьи данная информация интересна, и им любопытно узнать подробности о своих близких родственниках.
− Генограмма содержит в себе громадное количество информации, представленной в схематическом виде на небольшом пространстве, что позволяет охватить всю семейную историю единым взглядом. В процессе работы на основе данной техники, члены семьи получают возможность самоидентификации, узнают о том, что действительно происходит в их семье, о своих исторических корнях и о том, как эти корни влияют на современное состояние отношений в семье.
− Работая с генограммой, можно помочь семье разрушить эмоциональные разрывы, дисфункциональные треугольники и альянсы, снизить тревожность, т.е. произвести позитивные изменения в семейной системе.
− Кроме того, генограмма представляет собой мощное диагностическое средство, которое может применяться под углом зрения конкретных теоретических ориентаций данного профессионала.
− При помощи генограммы можно, задаться целью, исследовать, например, семейные болезни, выявить, хотя бы приблизительно, некую склонность членов рода к соматическим патологиям. Тогда на схеме надо будет приводить описания внешности, отмечать аллергии, серьезные болезни, хронические недуги, врожденные проблемы, особенности беременностей, причины смертей.
36 Основные психолого-педагогические модели родительско-детских отношений.
РАЗДЕЛ
Системный подход анализа семьи
Системный анализ семейных отношений В. Сатир | Системно-структурный анализ семьи С. Минухина | Теория семейных систем М. Боуэна | ||
Элементы и структура семейной системы | Семья -- это система, новое целостное образование, а не просто сумма отдельных ее составляющих, нужды которой могут всецело подавлять нужды отдельного ее члена. Семья-это микрокосмос мира. Семья -- это система, неизменно стремящаяся к равновесию и плотно держащая человека в своих тисках | Семья предстает как дифференцированное целое, подсистемы которого - отдельные члены семьи или несколько ее членов. Минухин рассматривал границы семей и коалиции, существующие в ней, и выявил некую закономерность, которая сейчас уже всеми признана, а именно: вертикальные коалиции - дисфункциональны, а горизонтальные коалиции - функциональны. | Механизм внутрисемейных отношений аналогичен механизму функционирования всех других живых систем. Неслучайно его концепция дифференцировки собственного Я так напоминает существующие в науке представления о дифференцировке клетки. Боуэн широко использует в своей теории и практике семейной терапии представления о жизненном цикле семьи, а также считает необходимым учитывать национальные особенности клиентов. | |
Типы семейных систем | Жестко иерархичная система абсолютно не считается с индивидуальными различиями и уникальностью человека (рассогласованные семейные системы;) отсюда, напротив - здоровая (по Сатир), или функциональная (по Эйдемиллеру) семья | С. Минухин выделяет следующие субсистемы: субсистема супружеской пары, субсистема родителей, субсистема детей (сиблингов). Включенность члена семьи в субсистему (подсистему) накладывает на него необходимость выполнять те или иные роли. Субсистемы появляются постепенно в процессе жизнедеятельности семьи. Супружеская субсистема появляется первой, после заключения брака, второй - после рождения ребенка - появляется субсистема родителей, а субсистема детей появляется с появлением второго и последующих детей. | Дифференциация «Я». Треугольник. Ядерная эмоциональная система. Процесс семейной проекции. Эмоциональный разрыв. Межпоколенческая передача. Сиблинговая позиция. Социумная регрессия | |
Поведенческие стили | Рассогласованные семейные системы поддерживают внутреннее равновесие с помощью навязанных ролей, запретов и жестких правил, непререкаемых законов и нереалистичных ожиданий. Сбои в семейной системе порождают низкую самооценку и защитное поведение, так как в человеке заложена потребность отстаивать свою самооценку и держать оборону от нападок извне. Сатир выделяет четыре типа защитного поведения, которые она называет «позы обороны» -- заискивание, обвинение, сверхрасчетливость, сбивание с толку: В. Сатир здоровыми считала семьи, в которых: каждый член воспринимается как равный другим; доверие, честность и открытость являются существенными; внутрисемейное общение является конгруэнтным; члены поддерживают друг друга; каждый член несёт свою часть ответственности за семью в целом; отдыхают, получают удовольствие и радуются члены вместе; существенное место занимают традиции и ритуалы; члены принимают особенности и уникальность каждого из них; уважается право на приватность (на наличие личного пространства, на неприкосновенность частной жизни); чувства каждого члена принимаются и прорабатываются. | Каждая подсистема (родительская, супружеская, детская) имеет специфические функции и предъявляет к своим членам определенные требования. При этом для каждой подсистемы необходима определенная степень свободы и автономии. К примеру, для адаптации супругов друг к другу нужна определенная свобода от влияния детей и внесемейного окружения. Поэтому важное значение приобретает проблема границ между семейными подсистемами. | 1. Ядерная эмоциональная система - эмоционально слитные семьи (с низким уровнем дифференциации) являются нестабильными системами и стремятся поддерживать равновесие пут 2.Процесс семейной проекции -дети в одной семье с разной степенью интенсивности вовлекаются родителями в семейный эмоциональный процесс. 3.Эмоциональный разрыв-Открепление от слитной семьи дается ценой географического дистанцирования и эмоционального разрыва, подчас болезненного обрывания перепутанных уз эмоциональной близости. 4.Межпоколенческая передача-тяжелые психологические дисфункции нередко формируются вследствие снижения уровня дифференциации от поколения к поколению. 5. Сиблинговая позиция -характер взаимодействия супругов определяется порядком их рождения, а точнее ролевыми позициями «старших», «средних» или «младших» братьев и сестер в их родительской семейной системе. 6. Социумная регрессия - силы дифференциации в социуме начинают ослабевать в периоды хронического стресса, кризиса, социальных потрясений или природных катаклиз |
Дата: 2019-04-23, просмотров: 395.