Тема 1. Сущность и цели международного маркетинга
План
1. Сущность и виды международного маркетинга.
2. Цели международного маркетинга.
3. Функции и стратегии международного маркетинга фирмы.
Сущность и виды международного маркетинга
Международный маркетинг представляет собой самостоятельную область деятельности фирмы при выходе ее на внешние рынки.
Международный маркетинг – система планирования, реализации, контроля и анализа мероприятий по воздействию на многонациональную рыночную среду и приспособлению к ее условиям на фирме, которая осуществляет свою деятельность более чем в одной стране.
Международный маркетинг – комплекс мероприятий фирмы по осуществлению внешнеэкономической деятельности за пределами своей страны.
При выходе на международный рынок фирма сталкивается с незнакомыми, изменяющимися в зависимости от особенностей данной страны различными условиями деятельности. Это приводит к следующим последствиям:
· Увеличение потребности в информационном обеспечении деятельности фирмы;
· Повышение требований к координации различных сфер деятельности фирмы и согласованности действий различных ее подразделений;
· Рост степени риска, появление дополнительных видов рисков в деятельности фирмы.
При выходе на внешний рынок фирма использует различные виды международного маркетинга в зависимости от степени вовлеченности в систему международных экономических отношений:
· Традиционный маркетинг – обычная продажа товаров за границу, когда экспортер несет ответственность перед покупателем только до момента поставки и, как правило, не интересуется дальнейшей судьбой проданного товара.
· Экспортный маркетинг – экспортер занимается систематическим изучением целевого зарубежного рынка и приспосабливает свое производство к изменяющимся требованиям этого рынка.
· Международный маркетинг – экспортер глубоко исследует рынок и проникает на него, используя для этого широкий набор маркетинговых средств.
· Глобальный маркетинг – фирма, в основном, работает на международном рынке, используя весь комплекс маркетинга.
Цели международного маркетинга
Цели международного маркетинга конкретной фирмы, прежде всего, основываются на результатах анализа среды деятельности и связанных с нею рисков. Конкретные цели деятельности на мировом рынке можно определить следующими характеристиками:
· Географической областью, для которой устанавливается данная цель;
· Временными сроками достижения цели;
· Количественной характеристикой желаемого фирмой состояния;
· Содержанием (что именно достигается в ходе международной деятельности);
Собственно цели международного маркетинга можно разделить на следующие две группы.
Экономические цели:
· Обеспечение целевой доли рынка;
· Обеспечение выхода на новые рынки;
· Получение максимальной прибыли;
· Наращивание объемов сбыта;
· Увеличение степени участия на уже освоенных рынках.
Психографические цели (влияние на покупательское поведение):
· Повышение степени осведомленности местного населения о товарах и услугах фирмы;
· Формирование у потребителей положительного имиджа и приверженности к товарам и услугам фирмы;
· Повышение степени удовлетворенности при использовании купленных товаров;
· Стимулирование решений о покупке товаров.
Тема № 2. Маркетинг в деятельности международных фирм
План
1. Международные фирмы.
2. Организация маркетинговой деятельности в международной фирме.
3. Технология маркетинговой деятельности в международной фирме.
Международные фирмы
Международные фирмы - это особая форма организации хозяйственной деятельности, основанная на кооперации труда работников многих предприятий, расположенных в разных странах и объединенных единым титулом собственности на средства производства, причем такая деятельность направлена на усиление конкурентных позиций на мировых товарных рынках.
Отличительными особенностями международной фирмы являются:
· Наличие сети подконтрольных производственных филиалов и дочерних компаний в других странах с ориентацией либо на выпуск определенных видов продукции на заранее известных зарубежных рынках, либо на снабжение материнской компании компонентами или сырьевыми и материальными ресурсами;
· Использование технологического кооперирования и специализации подконтрольных предприятий;
· Контроль и координация деятельности филиалов и дочерних компаний из одного центра.
Маркетинг международной фирмы направлен на ориентацию научно-технической и производственно-сбытовой деятельности на потребности конкретных национальных рынков. В то же время это деятельность в международном масштабе, т.е. производство, сосредоточенное на предприятиях, расположенных в разных странах, но объединенных единым титулом собственности, принадлежащей материнской компании, выступающей как организационно-экономический центр управления. Маркетинговая деятельность международной фирмы осуществляется в глобальном масштабе материнской компанией и охватывает технологический процесс в целом, в особенности в тех случаях, когда он частично или полностью разделен между производственными заграничными компаниями международной фирмы.
Материнская компания целенаправленно ставит задачи своим производственным подразделениям - местным и заграничным - в отношении научно-технических разработок и выпускаемой продукции, определяет наиболее эффективную технологию производства, включая межфирменное и внутрифирменное кооперирование. Маркетинговые программы, определяющие международную деятельность фирм, являются предпосылкой планирования производства фирмы в целом, поскольку дают возможность установить оптимальную структуру производства. По результатам маркетинговой деятельности и на ее основе заключаются международные коммерческие сделки, проводятся коммерческие операции.
Отличительными чертами международных фирм в современных условиях являются:
• Огромные масштабы собственности и хозяйственной деятельности;
• Высокая степень транснационализации производства и капитала в результате роста зарубежной производственной деятельности;
• Особый характер социально-экономических отношений внутри фирм;
• Превращение подавляющего большинства международных фирм в многоотраслевые концерны.
Крупнейшие международные фирмы превратились в огромные хозяйственные империи, что свидетельствует о чрезвычайно высоком уровне концентрации производства и капитала в интернациональном масштабе.
Важной характерной чертой международных фирм является организация международного производства, основанного на разделении труда, отвечающим интересам крупнейших компаний. В зависимости от отраслевой принадлежности производство может строиться либо на включении заграничных предприятий в общую технологическую цепочку от добычи сырья до выпуска конечного продукта, либо на подетальной специализации. Организационно-территориальная обособленность различных предприятий, входящих в международную фирму, не делает их собственниками продукта, который, как и сами предприятия, являются собственностью компании в целом.
Усиление концентрации производства и капитала, как на национальном, так и на международном уровне, сопровождалось приобретением национальных и заграничных предприятий, сохраняющих свою хозяйственную и юридическую самостоятельность и связанных посредством системы участий, договоров об общности интересов, персональных уний, финансирования, производственного и научно-технического сотрудничества. Этот процесс во многом отражает стремление международных фирм к диверсификации производства и сопровождается выделением в самостоятельные производственные отделения разнородных по характеру производств. В современных условиях практически все крупные международные фирмы являются диверсифицированными.
Таким образом, международные фирмы - это продукт и важнейшая составная часть растущей в рамках мировой системы хозяйства транснационализации производства и капитала.
Путем создания многочисленных подконтрольных предприятий в других странах, установления хозяйственных и финансовых связей с крупнейшими финансовыми группировками международные фирмы прочно внедряются в экономику и в ряде случаев оказывают прямое влияние на экономическую жизнь других стран.
В то же время, на мировом рынке появляются другие новые экономические субъекты, а именно, небольшие по размерам международные фирмы развитых стран, базирующиеся на использовании новейшей технологии, выпуске новых видов продукции с определенными конкурентными преимуществами, которыми они пользуются в целях проникновения на мировые рынки. В рамках развития этой тенденции все большее число мелких поставщиков начинают обслуживать не только национальные крупные фирмы, но и международные фирмы других стран.
План
1. Окружающая маркетинговая среда и ее влияние на маркетинг фирмы.
2. Конкурентоспособность товара и фирмы.
3. Концепция конкурентного преимущества страны на мировом рынке
Тема 1. Сущность и цели международного маркетинга
План
1. Сущность и виды международного маркетинга.
2. Цели международного маркетинга.
3. Функции и стратегии международного маркетинга фирмы.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 187.