Экология человеческого общества. Три стадии взаимодействия общества и природы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

С появлением людей на Земле началось влияние их деятельности на круговорот веществ и энергетический обмен в биосфере. Вместе с развитием человеческого общества возрастает антропогенное давление на окружающую среду.

В процессе развития отношений между человеческим обществом и природой целесообразно различать три стадии, которые являются разными этапами развития на нашей планете глобальной социоэкосистемы.

Первая стадия взаимодействия общества и природы длилась от появления на Земле людей первобытного вида до возникновения около 40 тыс. лет тому назад разумного человека. В этот период взаимодействие человека с природой ограничивалось биологическим обменом веществ, при этом не нарушалось динамическое равновесие экосистемы. Можно считать, что на этой стадии человеческое сообщество и биосфера в совокупности представляли собой функционально открытую глобальную социоэкосистему.

На второй стадии взаимодействия общества и природы, которая длилась около 40 тис. лет до конца Второй мировой войны, человечество уже ощутимо влияло на окружающую среду, причем антропогенное давление на природу постоянно возрастало с развитием человеческого общества, с усовершенствованием производственных отношений и орудий труда. Человеческая деятельность привела к вымиранию многих видов животных и растений, но не нарушила природного круговорота веществ и энергетических потоков на нашей планете, т.е динамического равновесия биосферы.

Начиная с XVI ст. развитие капиталистических отношений в обществе и интенсивное развитие промышленности определили начало нового машинно–индустриального этапа второй стадии взаимодействия человеческого общества и природы. Молодой капитализм развивал мощную индустрию, подчинял природные ресурсы узкому практицизму. Таким образом, можно считать, что на данной стадии глобальная социоэкосистема стала только частично функционально прикрываться.

Третья стадия взаимодействия человеческого общества и природы началось в середине XX ст. после окончания Второй мировой войны, которая стимулировала резкий скачек в развитии науки и техники. Человеческая деятельность начала превышать масштабы самых мощных стихийных явлений. Нерациональная производственная деятельность, многократно усиленная научно-техническим прогрессом, привела к разрушению регенеративных механизмов биосферы, деформации сложившегося в течение многих миллионов лет природного круговорота веществ и энергетических потоков на планете, разрушению динамического равновесия глобальной земной социоэкосистемы. В результате этого началось прогрессирующее разрушение биосферы Земли, что угрожает стать невозвратным и привести в ближайшем будущем до такой степени деградации окружающей среды, что она станет непригодной для дальнейшего существования людей.

Сходство человека и животных определяется во-первых, вещественным составом, строением и поведением организмов. Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животные, и многие структуры, и функции такие же, как и у животных.

Во-вторых, человеческий зародыш проходит в своем развитии те же стадии, которые прошла эволюция живого.

Мышление человека может быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим, понятным, логичным. Именно благодаря способности к понятийному мышлению, человек сознает, что он делает и понимает мир.

Вторым главным отличием является то, что человек обладает речью.

В естествознании известна гипотеза происхождения речи из звуков, произносимых при работе, которые потом становились общими в процессе совместного труда.

Но только человек способен изготовлять и творить орудие труда. С этим связаны утверждения, что животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек преобразует ее, и что в конечном счете труд создал человека.

Главные отличия человека от животных – понятийное мышление, речь и труд – явились теми путями, по которым шла обособление человека от природы. Понятийное мышление противостояло человека и природу на идеальном уровне, а труд – на уровне практики. В эпоху научно технической революции оба пути соединились, и противоречия между человеком и природой достигли высшей точки обострения.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 168.