В теории и практике педагогической психологии разработаны многочисленные схемы психологического анализа урока (Н.Ф. Добрынин, В.А. Сластенин, Н.В. Кузьмина, Л.Т. Охитина, СВ. Иванов, И.А. Зимняя, Е.С. Ильинская и др.), которые строятся авторами на разных основаниях. Рассмотрим предложенный Л.Т. Охитиной на основе исходных принципов и положений развивающего обучения подход к психологическому анализу урока, в соответствии с которым она определяет разветвленную структуру объектов психологического анализа урока (учитель, ученик, организация урока и т.д.). В качестве примера приведем два объекта анализа: организацию урока и организованность учеников.
В организацию урока Л.Т. Охитина включает 1) самоорганизацию учителя: а) творческое рабочее самочувствие, б) психологический контакт с классом;
2) организацию учителем познавательной деятельности учащихся: а) организацию восприятия и наблюдения, б) организацию внимания, в) тренировку памяти, г) формирование понятий, д) развитие мышления, е) воспитание воображения, ж) формирование умений и навыков.
Уровень психологического анализа урока | Задачи учителя по отношению к самому себе | Задачи учителя по отношению к учащимся |
Предваряющий | Постановка психологических целей урока (развитие познавательных интересов обучающихся к изучаемому предмету; стимулирование их мыслительной активности; развитие объема памяти; формирование высоких моральных качеств и убеждений и т.д.) Психологическое обоснование целей, задач, этапов, форм работы, методических приемов Соотнесение своих индивидуально-психологических особенностей (темп речи, импульсивность и самообладание, эмоциональность и др.) с условиями реализации поставленных целей | Учет основных мотивов учебной деятельности (познавательных, коммуникативных, социальных) учащихся Учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся (мышления, памяти и др. познавательных процессов). Учет уровня предметной подготовки к уроку Учет межличностных отношений в группе |
Текущий | Постоянное наблюдение, фиксация, коррекция выполнения поставленных целей, задач обучения и процесса педагогического общения В случаях затруднения, сбоя или непредвиденной легкости выполнения заданий необходима постановка новых целей, использование новых средств и способов обучения, т.е. перестройка хода урока | Учет хода учебной работы учащихся (их заинтересованности в уроке, мыслительной активности, характера усвоения материала и т.д.) |
Ретроспективный | Оценка собственной педагогической деятельности (удача, недостатки, их причины, пути коррекции и совершенствования) | Определение реального продвижения учащихся в общеобразовательном, воспитательном и практическом планах, т.е. ответ на вопрос, каков реальный результат проведенного урока |
Технология подготовки уроков
Хороший урок дело не простое даже для опытного учителя. Можно выделить четыре основные характеристики урока: группа учащихся одного возраста; состав группы постоянный; занятия проводятся по строгому расписанию; программа обучения единая для всех.
Общие требования к уроку можно разделить на три группы.
Дидактические требования (В.А. Онищук):
· Четкое определение задач урока, а также места конкретного урока в общей системе уроков. Цель не только определяется учителем, но и сообщается учащимся.
· Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебных программ и целями урока, с учетом уровня подготовленности учащихся.
· Выбор наиболее рациональных методов.
· Реализация на уроке принципов и условий успешного обучения.
Воспитательные требования к уроку:
· Постановка воспитательных задач урока, которые определяются особенностями класса и возможностями учебного материала.
· Формирование мировоззрения через выделение в учебном материале достоверных научных идей; обеспечение связи обучения с жизнью.
· Формирование и развитие у учащихся познавательных интересов.
· Всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся.
· Соблюдение учителем педагогического такта.
Организационные требования к уроку:
· Наличие продуманного плана проведения урока.
· Организационная четкость проведения урока.
· Создание гигиенических условий.
· Использование различных средств обучения.
Повышению эффективности урока всегда придавалось особое значение Ю.К. Бабанским, В.А. Онищук определены основные направления повышения эффективности урока:
1.Нацеленность урока на конечный результат.
2.Повышение роли урока в воспитании учащихся.
3.Совершенствование методов обучения.
4.Выделение на уроке главного и обеспечение его усвоения.
5.Оптимизация домашнего задания.
6.Совершенствование контроля и оценки знаний учащихся.
7.Повторение материала на уроке.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 228.