Объекты государственного экологического контроля
1) земля, недра, леса, животный мир, атмосферный воздух, природно-заповедный фонд, континентальный шельф;
2) земля, недра, леса, животный мир, атмосферный воздух, природно-заповедный фонд, континентальный шельф, а также окружающая природная среда в целом;
3) земля, недра, леса, животный мир, литосфера, природно-заповедный фонд, континентальный шельф, а также окружающая природная среда в целом.
Должностные лица органов государственного экологического контроля имеют широкие полномочия. В частности, согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» (2002), они имеют право:
— принимать решения об ограничении, приостановлении и прекращении деятельности экологически вредных объектов;
— налагать административный штраф в установленном размере за нарушение природоохранительного законодательства;
— предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного природной среде, и направлять материалы для привлечения виновных к уголовной ответственности;
— выдавать разрешения на природопользование, устанавливать нормативы выбросов, сбросов вредных веществ, назначать государственную экологическую экспертизу.
Раздел 3. ЭКОЛОГИЯ И ЭКОНОМИКА
В настоящее время в России создан и функционирует экономический механизм охраны окружающей среды.
Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» (2002) основными задачами экономического механизма являются:
— планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;
— установление лимитов на размещение отходов, объемов выбросы и сбросы загрязняющих веществ;
— установление нормативов платы и размеров платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
— предоставление налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды,
— возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.
Главная специфическая особенность нового экономического механизма — сделать охрану окружающей среды составной частью производственно-коммерческой деятельности, чтобы хозяйственник предприниматель был заинтересован в охране окружающей среды не меньше, чем он заинтересован в выпуске конкурентоспособной продукции.
Тема 1. Эколого-экономический учет природных ресурсов и загрязнителей
Экономические, экологические и некоторые другие показатели природных ресурсов обычно обобщают в виде кадастров.
Кадастр (франц. cadastre) — систематизированный свод сведений, количественно и качественно, характеризующих определенный вид природных ресурсов или явлений, в ряде случаев с их социально-экономической оценкой.
Различают земельный, водный, лесной, кадастр недр, животного мира, медико-биологический, промысловый и другие виды кадастров.
Земельный кадастр включает данные регистрации землепользователей (собственники, пользователи, арендаторы), учета количества и качества земель, бонитировки (качественной оценки земель).
Водный кадастр — это свод систематизированных данных о водных объектах, водных ресурсах, режиме, качестве и использовании вод, а также о водопользователях Он включает три раздела 1) поверхностные воды, 2) подземные воды, 3) использование вод. Источником сведений для составления и пополнения водного кадастра служит сеть наблюдательных гидрологических постов и режимных станций. Полученные данные обрабатывают с помощью специальной автоматизированной информационной системы и доводят до потребителя.
Лесной кадастр — свод данных о лесах, степени их вовлечения в эксплуатацию, качественном составе, запасах древесины, ежегодного ее прироста и т.д. С помощью кадастра оценивают эколого-экономическое значение лесов, решают вопросы охраны лесных ресурсов, другие практические вопросы (выбор лесосырьевых баз и др.). Аналогичные или близкие к ним функции выполняют кадастры и других природных ресурсов.
В последнее время в связи с обострением экологической ситуации возникла необходимость учета разделения отходов по составу и степени токсичности, а также регистрации загрязнителей окружающей среды. Объектом регистрации служат все опасные и потенциально опасные вещества независимо от их происхождения, как производимые на территории России, так и ввозимые из-за рубежа.
Тема 2. Лицензия, договор и лимиты на природопользование
Эффективными средствами охраны окружающей природной среды и рационального природопользования служат такие экономические рычаги, как лицензия, договор и лимиты.
Лицензия
Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование — документ, удостоверяющий право его владельца на использование в фиксированный период времени природного ресурса (земель, вод, недр и др.), а также на размещение отходов, выбросы и сбросы.
В лицензию на комплексное природопользование включают
— перечень используемых природных ресурсов, лимиты и нормативы их расхода и изъятия;
— нормативные платы на охрану и воспроизводство природных ресурсов,
— перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение отходов,
— нормативы платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов;
— экологические требования и ограничения, при которых допускается хозяйственная или иная деятельность;
Лицензия на комплексное природопользование выдается органами Минприроды России сроком на один год, но в ряде случаев право пользования ею может быть досрочно прекращено, если возникает угроза экологической безопасности населения.
Договор
Получив лицензию и пройдя соответствующую экспертизу на предполагаемую деятельность, природопользователь должен заключить договор о комплексном природопользовании. Договор предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда.
Лимиты
Составной частью экономического механизма охраны окружающей природной среды является также лимитирование природопользования.
Лимиты на природопользование — предельные объемы природных ресурсов, выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещения отходов производства, которые устанавливаются для предприятий-природопользователей на определенный срок.
Так, например, устанавливают лимиты потребления вод промышленного использования, нормы отвода земель для автомобильных дорог, лимиты по отлову животных, расчетную лесосеку и т. д.
За сверхнормативное потреблении природных ресурсов предусматривается дополнительная плата. Таким образом, лимиты, как система экологических ограничений, экономическим путем побуждают природопользователя к бережному отношению к природной среде, совращению отходов, уменьшению выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, переходу к малоотходным и ресурсосберегающим технологиям. Поэтому понятно, что лимиты, а также лицензии и договоры на комплексное природопользование выполняют не только экономические, но и природоохранительные функции.
Тема 3. Новые механизмы финансирования охраны окружающей среды
Платность природных ресурсов
Платность природных ресурсов — важнейший элемент нового механизма финансирования, ориентированного на рыночные реформы. К числу других существенных экономических стимулов следует отнести экологические фонды и экологическое страхование.
Плата за использование природных ресурсов. Законом Российской Федерации об охране окружающей природной среды (1991) предусматривалась плата не только за загрязнение окружающей природной среды, но и за использование природных ресурсов.
Формы платежей за природные ресурсы в зависимости от их вида и назначения могут быть различными. Например, за пользование лесными ресурсами плату взимают в виде лесных податей (налога) и арендной платы, за пользование водными объектами — в виде регулярных платежей в течение срока водопользования, за пользование землей — в виде земельного налога, арендной платы Поступающие платежи перечисляют в местный бюджет (города, или района), в фонды воспроизводства и охраны природных ресурсов.
Платность природных ресурсов, несомненно повышает материальную заинтересованность природопользователя в сохранении ресурсов и их рациональном использовании.
Плата за загрязнение окружающей природной среды Законом Российской Федерации об охране окружающей природной среды предусмотрена плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов как в пределах, так и сверх установленных лимитов. В первом случае платежи производятся за счет себестоимости продукции предприятия, во втором — за счет прибыли, которая получена предприятием-загрязнителем. При этом из общей суммы 90% платежей перечисляют во внебюджетные экологические фонды, а 10% — в доход федерального бюджета. '
В случае убыточности предприятия-загрязнителя платежи производятся за счет всех имеющихся у него средств, на которые может быть обращено взыскание Территориальные органы Минприроды России и органы санэпиднадзора вправе приостановить (или прекратить) деятельность таких предприятий, для которых размер платежей превышает прибыль, оставляемую в их распоряжении.
Поскольку платежи взимаются за счет себестоимости продукции или прибыли, они должны стимулировать предприятие-загрязнитель к сокращению выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и отходов. Именно в этом многие ученые видят главный ключ экономизации хозяйственной деятельности, пользуясь которым можно сделать охрану окружающей среды экономически выгодным делом.
Экологические фонды
Для реализации различных природоохранных задач восстановления потерь в природной среде, компенсации вреда здоровью граждан, строительства очистных сооружений, материального обеспечения эколого-просветительного направления и т.д. — создана единая система внебюджетных государственных: экологических фондов. Фонды функционируют за счет отчислений предприятий в виде платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства и других источников. Большая часть средств экологических фондов идет на реализацию природоохранительных мероприятий.
Экологические фонды способствуют также развитию таких прогрессивных механизмов финансирования природоохранной деятельности, как:
— вложение средств в формирование начального капитала предприятий, создаваемых для производства продукции природоохранного назначения,
— выдачу гарантий коммерческим банкам по ссудам и кредитам предприятиям на реализацию природоохранных проектов. Таким образом, в современных условиях экологические фонды становятся важным элементом поддержки инвестиций в охрану окружающей среды.
Экологическое страхование
По Закону Российской Федерации (1991 г.) предприятия, а также граждане имеют право на получение страхового возмещения (при добровольном и обязательном страховании) в случае техногенных катастроф, аварий и стихийного бедствий. Однако предприятие может быть лишено права на страховое возмещение, если оно неоднократно предупреждалось о возможности аварии, но не приняло никаких предупредительных мер. Таким образом, экологическое страхование выполняет (экономически) стимулирующие функции, побуждая предприятия к сохранению природных ресурсов и охране природной среды.
Контрольные вопросы
1. Каковы особенности нового экономического механизма охраны окружающей природной среды?
2. Что такое лицензия, договор и лимиты на природопользование?
3. Какими способами в современных условиях повышают заинтересованность природопользователя в сохранении ресурсов и их рациональном использовании?
4. В чем смысл модели устойчивого развития общества? Пути ее реализации в России.
Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» (2002) основными задачами экономического механизма являются:
— планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;
— установление лимитов на размещение отходов, объемов выбросы и сбросы загрязняющих веществ;
— установление нормативов платы и размеров платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
— предоставление налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды,
— возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.
В лицензию на комплексное природопользование включают
— перечень используемых природных ресурсов, лимиты и нормативы их расхода и изъятия;
— нормативные платы на охрану и воспроизводство природных ресурсов,
— перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение отходов,
— нормативы платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов;
— экологические требования и ограничения, при которых допускается хозяйственная или иная деятельность;
За сверхнормативное потреблении природных ресурсов предусматривается
дополнительная плата;
2)
3)
Cистематизированный свод сведений, количественно и качественно, характеризующих определенный вид природных ресурсов или явлений, в ряде случаев с их социально-экономической оценкой, называется
1) сборник;
2) перечень;
3) кадастр.
Основные экономические рычаги охраны окружающей природной среды и рационального природопользования
1. лицензия, договор и лимиты;
2) лицензия, экспертиза и лимиты;
3) лицензия, договор и мониторинг.
Лицензия на комплексное природопользование - это
1) документ, удостоверяющий право его владельца на использование в неограниченный период времени природного ресурса (земель, вод, недр и др.), а также на размещение отходов, выбросы и сбросы.
2) документ, удостоверяющий право его владельца на выбросы и сбросы, размещение отходов в пределах установленных лимитов;
Дата: 2019-05-29, просмотров: 211.