В настоящее время основными методами экологии являются:
- полевые наблюдения, позволяющие получить конкретные сведения о состоянии отдельных видов и популяций; их роли в существовании определенной экологической системы; зависимость от деятельности определенных групп организмов, антропогенного влияния; изменении численности популяций и т.д.
- эксперименты в природных условиях, позволяющие моделировать ту или иную ситуацию, последствия ее развития для конкретного сообщества организмов, биоценоза или биогеоценоза;
- математическое моделирование процессов и ситуаций, встречающихся в популяциях и биоценозах с помощью вычислительной техники; математическое моделирование позволяет произвести количественную оценку изучаемых процессов и явлений. Математическое моделирование позволяет с большой долей достоверности, используя накопленные данные, прогнозировать возможное развитие тех или иных процессов и ситуаций в экологических системах. Однако, используя математические приемы, эколог должен помнить, что в связи с наличием у сложных экологических систем большого числа степеней свободы, а также параметров, зависящих от времени, к этим системам не могут применяться классические, жестко детерминированные алгоритмы управления и прогнозирования. Иными словами, математический расчет в экологии может и должен ориентировать при решении практических вопросов, но не может и не должен предсказывать конкретные частности. Однако развитие количественных методов исследования, превращающих экологию в точную науку, является потребностью времени.
История развития экологии?????
Вопросы для самоконтроля к разделу 1
1. Что такое экология?
2. Охарактеризуйте предмет и объекты изучения экологии.
3. Какова структура экологической дисциплины?
4. В чем состоят функциональные различия теоретической и прикладной экологии?
5. Назовите основные теоретические задачи экологии.
6. Каковы основные прикладные задачи экологии?
7. Перечислите основные методы экологии.
8. Объясните, экология становится одной из важнейших наук будущего?
9. Почему каждому человеку, в том числе и инженерно-техническим работникам, необходима экологическая культура и экологическое образование?
Вопросы для контроля преподавателю к разделу 1
1. Что такое экология?
1) наука, изучающая различные загрязнения окружающей среды и способы их предотвращения;
2) наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают;
3) наука, изучающая общие закономерности организации жизни.
2. Основной объект изучения в экологии:
1) популяции;
2) организмы;
Экосистемы.
3. Термин «экология» предложил
Э.Геккель
2) Ю.Одум
3) В.В.Докучаев
4. Термин «экология» был предложен в
1) 1904 г.
2) 1893 г.
Г.
5. Раздел экологии, исследующий индивидуальные связи отдельных организмов (видов, особей) с окружающей их средой.
1) биохимия
2) геоэкология
Аутэкология
5. Раздел экологии, изучающий экологию сообществ:
1) синэкология;
2) ихтиология;
3) альгология.
7. Как называется наука, в задачу которой входит изучение структуры и динамики популяций отдельных видов?
1) медицинская экология
Демоэкология
3) экологистика.
8. В составе общей экологии выделяют следующие основные разделы:
1) аутэкологию, демэкологию, синэкологию, экосистемную экологию, биосферную экологию;
2) экологию животных, экологию растений, экологию микроорганизмов;
3) биоэкологию, прикладную экологию.
9. Теоретическая экология изучает
4) совокупность биотических и абиотических факторов;
5) взаимодействие географических, биологических и социально-производственных систем;
Дата: 2019-05-29, просмотров: 217.