Коэволюция: человек как соучастник коэволюционных процессов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Коэволюция: человек как соучастник коэволюционных процессов

Князева Е.Н., Курдюмов С.П.

Синергетика показывает, каковы правила нелинейного синтеза, устойчивого коэволюционного развития структур, развивающихся в разном темпе, сборки сложного эволюционного целого из частей, когда необходимо включение элементов "памяти" (биологической памяти - ДНК, памяти культуры - культурно-исторических традиций и т.д.). Наиболее важные и парадоксальные следствия холистического видения, развиваемого синергетикой, состоят в следующем: 1) объясняется, почему и при каких условиях часть (человек) может быть сложнее целого (общества); 2) чтобы перестроить общество, нужно изменить человека, но не путем отсечения его представляющегося нежелательным прошлого, ибо человек как микрокосм есть синтез всех предыдущих стадий эволюции, и в результате вытеснения, казалось бы, дикого прошлого можно погасить в нем "искру божью"; 3) показывается, при каких обстоятельствах действия индивида могут быть существенными для общества и определить становление нового социального образца поведения; 4) существует возможность прямого влияния будущего, и даже касания неограниченно отдаленного будущего в определенных режимах эволюции и при строго определенных условиях, причем такая возможность существует только для человека (предположительно, через присущее лишь ему особое состояние - сон без сновидений), а не для общества.

Человек как микрокосм. Его высокая нелинейность

Эмерджентные свойства структурных образований связаны с нелинейностью развития сложных систем в мире. Нелинейность имеет глубокий смысл, будучи индикатором неединственности эволюционного пути и возможности качественных ломок, фазовых переходов, ситуаций "на краю хаоса", когда флуктуации могут сбросить систему в иное состояние, к образованию новых структур.

Сложные системы организованы иерархическим образом. Сама часть может быть целым, если она состоит, в свою очередь, из более мелких частей на нижележащем уровне организации мира. Часть может быть сложнее целого (по своему поведению, по спектру возможных форм), если она имеет более высокий показатель нелинейности по сравнению с целым. В соответствии с нашим синергетическим видением, это имеет место, по-видимому, в случае человека в обществе. Человек сложнее социальной группы или общества, ибо его нелинейность выше. Сильная нелинейность означает, что соответствующее структурное образование на своем уровне организации обладает более сложным спектром форм-структур и возможных режимов развития. Именно человек может выходить на такие автомодельные режимы, при которых он ощущает влияние абсолютного будущего, сверхцивилизации, о чем пойдет речь в разделе 7 данной статьи.

Высокая нелинейность и целостность человеческой индивидуальности воплощается в свободной человеческой деятельности. Это составляет осевой пункт сравнительного анализа восточного мировоззрения и синергетики, проведенного Т.П.Григорьевой: "Обретая целостность, каждая сущность обретает Свободу. Обретая Свободу, не посягает на свободу другого, сосуществует с другими неслиянно и нераздельно. Это высший тип единства, когда каждый сохраняет свою индивидуальность, что и позволяет ему сообщаться с другими сущностями...Или, как скажет буддийский монах Фа-цань (643-712): "Когда один представляет всех, каждый индивид, соответственно, есть центр Вселенной... Один идентичен многим, многие идентичны одному, мир творится каждым существом. Индивидуум и мир создают друг друга" [10].

Список литературы

[1] Режимы с обострением. Эволюция идеи. Законы коэволюции сложных структур. М.: Наука, 1998; Belavin V.A., Knyazeva E.N., Kurdyumov S.P. Blow-up and Laws of Coevolution of Complex Systems // Phystech Journal. 1997. Vol.3, N 1. P.107-113; Курдюмов С.П., Князева Е.Н. Квантовые правила нелинейного синтеза коэволюционирующих структур // Философия, наука, цивилизация. Москва: Эдиториал Урсс, 1999. С.222-230; Knyazeva, H. and Kurdyumov, S.P. Nonlinear Synthesis and Co-evolution of Complex Systems // World Futures. 2001. Vol.57. P.239-261.

[2] Лекторский В.А. Деятельностный подход: смерть или разрушение? // Вопросы философии. 2001. № 2. С. 57.

[3] Там же. С.62.

[4] Матурана У.Р., Варела Ф.Х. Древо познания. Биологические корни человеческого понимания. М.: Прогресс-Традиция, 2001. С.24.

[5] Vaassen B. Die narrative Gestalt(ung) der Wirklichkeit. Grundlinien einer postmodern orientierten Epistemologie der Sozialwissenschaften. Braunschweig/Wiesbaden: Vieweg, 1996. S.63-69.

[6] Генис А. Вавилонская башня: искусство настоящего времени. Эссе. М.: Независимая газета, 1997. С.190.

[7] Haken H. Synergetics. Berlin: Springer, 1978; Хакен Г. Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М.: Мир, 1985; Haken H., Knyazeva H. Arbitrariness in Nature: Synergetics and Evolutionary Laws of Prohibition // Journal for General Philosophy of Science. 2000. Vol.31. N 1. P.57-73; Хакен Г. Принципы работы головного мозга: Синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности. М.: ПЕР СЭ, 2001.

[8] Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. В поисках утраченного. М.: Языки русской культуры, 1997. С.327.

[9] О применении синергетической метологогии в прогнозировании (исследовании будущего) см.: Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: Наука, 1997; Кnyazeva H. Synergetics and the Images of Future // Fututes. 1999. Vol. 31. N 3/4. P.281-290; Knyazeva H. The Synergetic Principles of Nonlinear Thinking // World Futures. 1999. Vol.54. N 2. P.163-181.

[10] Григорьева Т.П. Синергетика и Восток // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С.231, 233.

[11] Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. 1997. № 3. С.62-79.

[12] Математические аспекты возникновения, эволюции и нелинейного синтеза сложных структур в нелинейных диссипативных средах рассматриваются в работах: Курдюмов С.П. Собственные функции горения нелинейной Среды и конструктивные законы построения ее организации // Современные проблемы математической физики и вычислительной математики. М.: Наука, 1982. С.217-243; Ахромеева Т.С., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г., Самарский А.А. Нестационарные диссипативные структуры и диффузионный хаос. М.: Наука, 1992; Achromeeva T.S., Kurdyumov S.P., Malinetskii G.G., Samarskii A.A. Nonstationary Dissipative Structures and Diffusion-Induced Chaos in Nonlinear Media // Physical Reports. 1989. Vol. 176. P.189-372; Samarskii A.A., Galaktionov V.A., Kurdyumov S.P. and Mikhailov A.P. Blow-up in Problems for Quasilinear Parabolic Equations. Berlin, N.Y.: Walter de Gruyter, 1995.

[13] Kauffman S. At Home in the Universe. The Search for Laws of Self-organization and Complexity. London: Viking, 1995. P.29.

[14] Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука, 1994. С.62-63; Белавин В.А., Курдюмов С.П. Режимы с обострением в демографической системе. Сценарий усиления нелинейности // Журнал вычислительной математики и математической физики. 2000. Т.40, № 2. С.238-251.

[15] Культура древней Индии. М.: Наука, 1975. С.99.

[16] Там же. С.100.

[17] Упанишады. М., 1967. С.59.

[18] Morin E. Les sept savoir nйcessaires а l'йducation du futur. Paris: UNESCO, 1999. P.15.

 

Коэволюция: человек как соучастник коэволюционных процессов

Князева Е.Н., Курдюмов С.П.

Синергетика показывает, каковы правила нелинейного синтеза, устойчивого коэволюционного развития структур, развивающихся в разном темпе, сборки сложного эволюционного целого из частей, когда необходимо включение элементов "памяти" (биологической памяти - ДНК, памяти культуры - культурно-исторических традиций и т.д.). Наиболее важные и парадоксальные следствия холистического видения, развиваемого синергетикой, состоят в следующем: 1) объясняется, почему и при каких условиях часть (человек) может быть сложнее целого (общества); 2) чтобы перестроить общество, нужно изменить человека, но не путем отсечения его представляющегося нежелательным прошлого, ибо человек как микрокосм есть синтез всех предыдущих стадий эволюции, и в результате вытеснения, казалось бы, дикого прошлого можно погасить в нем "искру божью"; 3) показывается, при каких обстоятельствах действия индивида могут быть существенными для общества и определить становление нового социального образца поведения; 4) существует возможность прямого влияния будущего, и даже касания неограниченно отдаленного будущего в определенных режимах эволюции и при строго определенных условиях, причем такая возможность существует только для человека (предположительно, через присущее лишь ему особое состояние - сон без сновидений), а не для общества.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 164.