Большинство заболеваний органов дыхания начинается с острых инфекционных заболеваний, которые могут развиться в тяжелые заболевания дыхательной системы (бронхиты, пневмонии, туберкулез легких). Поэтому для профилактики заболеваний органов дыхания необходимо:
1. Повышение общей сопротивляемости организма при помощи закаливающих процедур.
2. Регулярные занятия физической культурой на свежем воздухе (улучшение вентиляции легких, предупреждение застоя воздуха и микроорганизмов в нижних отделах легких).
3. Соблюдение режима питания как необходимого условия выработки защитных факторов организма (иммуноглобулинов).
4. Избегать табакокурения как в активной, так и в пассивной форме.
Таким образом, здоровый образ жизни является комплексной профилактикой заболеваний органов дыхания.
Туберкулез — это инфекционное заболевание, возбудителем которого являются бактерии туберкулеза, поражающие все системы организма, но чаще всего — дыхательную.
Бактерии туберкулеза постоянно присутствуют в окружающей среде, очень устойчивы к внешним воздействиям и могут вызвать заболевание в двух случаях:
1) высокая концентрация бактерий во внешней среде (длительный контакт с больным туберкулезом в открытой форме);
2) снижение сопротивляемости организма вследствие общего истощения или длительной болезни, вредных привычек (курение, наркомания), несбалансированного питания (отсутствие витаминов и микроэлементов в рационе).
Поэтому профилактика туберкулеза заключается в выполнении следующих мероприятий:
1. Регулярное медицинское обследование с целью выявления и раннего лечения заболевания (реакция Манту, флюорография).
2. Соблюдение гигиены помещений (влажная уборка, проветривание, по возможности — солнечное освещение).
3. Полноценное сбалансированное питание, включающее достаточное количество витаминов и микроэлементов.
4. Занятия физкультурой и спортом (обеспечивают повышение сопротивляемости организма и развитие объема легких).
5. Отказ от вредных привычек.
Таким образом, соблюдение перечисленных правил позволяет предупредить заболевание туберкулезом.
Билет № 24
1. Раскройте на конкретном примере механизм формирования навыков и их совершенствование.
2. Каковы особенности строения водорослей и их значение.
3. Как предупредить заболевания сердечно-сосудистой системы человека?
1. Раскройте на конкретном примере механизм формирования навыков и их совершенствование.
Большинство основных видов трудовой и бытовой деятельности повторяется в определенной последовательности на протяжении длительного времени. Это приводит к образованию единой цепи условных рефлексов, в которой реакция на первый раздражитель является пусковым механизмом для всей цепи. Такая система последовательных условных рефлексов называется динамическим стереотипом. Динамический стереотип лежит в основе формирования навыков и привычек.
Навыки — это умение выполнять целенаправленные действия, доведенное до автоматизма в результате сознательного многократного повторения одних и тех же действий. Примерами навыков являются ходьба, бег, плавание, катание на велосипеде, игра на музыкальных инструментах и т.д.
Образование сложных двигательных навыков происходит довольно трудно и проходит ряд этапов. Например, ребенок учится писать:
1) на первом этапе он учится писать отдельные буквы и их элементы. Движения ребенка при этом не скоординированы, хотя и выполняются под контролем сознания. В работу включаются мышцы, которые не нужны для выполнения данного навыка. Ребенок делает лишние движения — двигает головой, высовывает кончик языка, напрягает мышцы свободной руки. Это связано с распространением (иррадиацией) возбуждения по коре головного мозга. Навык в это время является еще нестойким;
2) на втором этапе ребенок выполняет многочисленные упражнения по написанию букв, слов, предложений. При постоянном выполнении двигательного навыка происходит концентрация возбуждения в нервных центрах. Движения выполняются экономнее, свободнее и точнее. Стойкость навыка повышается, но он может нарушаться при работе в необычной обстановке;
3) с усовершенствованием навыка наступает его автоматизация. Движения выполняются подсознательно, т.е. ребенок концентрирует свое внимание не на том, как написать каждую букву или соединить буквы, а на результате письма.
Таким образом, формирование навыка можно представить следующей схемой:
Иррадиация Концентрация Автоматизм
возбуждения возбуждения движений
Навыки облегчают работу коры головного мозга, т.к. автоматическими действиями руководит подкорка. Они позволяют сосредоточиться на содержании информации при выполнении той или иной работы. Например, при написании сочинения ученик не задумывается о правильном написании букв, а сосредотачивает свое внимание на раскрытии темы.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 206.