Сравните строение растительной и животной клеток, о чем свидетельствует их сходство?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Билет № 13

1. Обоснуйте взаимосвязь в функционировании кровеносной и дыхательной систем в организме человека.
2. Назовите редкие и исчезающие виды растений и животных Луганщины. Охарактеризуйте причины уменьшения их численности.
3. Обоснуйте значение рационального питания для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма человека.

Билет № 14
1. Раскройте взаимосвязь строения и функций органов дыхания человека.
2. Охарактеризуйте грибы и лишайники. Каково их значение в природе и жизни человека?
3. Каких правил гигиены умственной деятельности следует придерживаться?

Билет № 15
1. Объясните взаимозависимость строения и функций органов пищеварения.
2. Дайте краткую характеристику голосеменных и определите их значение в природе и жизни человека.
3. Какое значение закаливания организма? Охарактеризуйте способы закаливания.

Билет № 16
1. Какую роль в организме играют витамины, каковы последствия их отсутствия?
2. Охарактеризуйте особенности биологии клещей и меры защиты от них.
3. Какие правила гигиены органов слуха необходимо соблюдать?

Билет № 17
1. В чем заключается взаимосвязь пластического и энергетического обмена, каково значение обмена веществ и энергии для организма?
2. Раскройте планетарное значение растений.
3. Какую первую помощь следует оказать при отравлении грибами и ядовитыми растениями?

Билет № 18
1. Объясните взаимозависимость строения и функций органов выделения.
2. Раскройте основные положения хромосомной теории наследственности и её роль в современной генетике.
3. Как курение влияет на организм человека?

Билет № 19
1. В чем заключается и чем обеспечивается барьерная функция кожи?
2. За счет чего и как рыбы приспособлены к жизни в воде?
3. Какие факторы способствуют возникновению сахарного диабета? Раскройте меры профилактики этого заболевания.





















Билет № 20

1. Обоснуйте основные свойства и значение памяти в жизни человека.
2. Охарактеризуйте особенности биологии паразитических червей и их влияние на организм человека.
3. Какую первую помощь следует оказать при укусах ядовитых животных, распространенных на территории Луганщины?

Билет № 21
1. Чем определяется поведение человека?
2. Назовите особенности строения и значение насекомых в природе и жизни человека.
3. Как предотвратить заболевания зубов?

Билет № 22
1. Обоснуйте взаимозависимость строения и функций органов зрения человека.
2. Раскройте особенности основных форм изменчивости и их практическое значение.
3. Чем вызываются болезни, передающиеся половым путем и их последствия?

Билет № 23
1. Объясните взаимозависимость строения и функций органов слуха человека
2. Раскройте основные методы изучения наследственности человека.
3. Как избежать заболеваний органов дыхания? Каковы меры профилактики заболевания туберкулезом.

Билет № 24
1. Раскройте на конкретном примере механизм формирования навыков и их совершенствование.
2. Каковы особенности строения водорослей и их значение.
3. Как предупредить заболевания сердечно-сосудистой системы человека?

Билет № 25
1. Раскройте роль биологических ритмов в жизни человека.
2. Раскройте основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина и его роль в становлении современной биологической науки.
3. Какие правила гигиены органов зрения следует соблюдать?

Материалы для подготовки к ГИА по биологии 9 класс

№7(2), №12(2), №18(2), №22(2), №23(2), №25(2)


















Билет № 1

1. Сравните строение растительной и животной клеток, о чем свидетельствует их сходство?
2. Объясните необходимость защиты окружающей среды.
3. Что вызывает искривление позвоночника и плоскостопие, как их предупредить?

 



Билет № 2

1. Раскройте взаимосвязь строения и функций различных типов тканей человека.
2. Какие факторы способствовали распространению покрытосеменных растений на Земле?
3. Что такое СПИД и в чем заключается опасность этого заболевания?

 



Билет № 3

1. Охарактеризуйте особенности скелета человека, возникшие в связи с прямохождением и трудовой деятельностью.

2. Как организмы взаимодействуют между собой в среде? Приведите примеры форм сосуществования организмов.

3. Какие основные пути попадания в организм человека радионуклидов, каковы меры предупреждения?

 

Билет № 4

1. Раскройте взаимосвязь строения и функций основных групп мышц человека.
2. Назовите основные признаки животных. Какое значение имеют животные в природе и жизни человека?


Билет № 5

1. Охарактеризуйте строение головного мозга человека и функции его отделов.
2. Назовите характерные особенности класса Млекопитающие.
3. Что такое гиподинамия и как влияет двигательная активность на здоровье человека?

 



Билет № 6

1. Сравните условные и безусловные рефлексы, объясните их биологическое значение.
2. За счет чего и как птицы приспособились к различным условиям среды?

3. Как оказать первую помощь при различных видах кровотечений?

 


Билет № 7

1. Как происходит гуморальная регуляция в организме человека?
2.

3. Что такое здоровье? Какие факторы способствуют сохранению здоровья человека?

 


Билет № 8

1. Какое значение нервной регуляции в адаптации организма к условиям окружающей среды?

2. Назовите общие признаки бактерий. Охарактеризуйте их роль в природе и в жизни человека.

3. Как оказать первую помощь при ушибах, вывихах и переломах?

 

Билет № 10

1. Охарактеризуйте особенности строения сердца в связи с его функциями.
2. Какую роль играют представители простейших в природе и жизни человека?
3. Как оказать первую помощь при тепловом и солнечном ударах?



Билет № 11

1. Охарактеризуйте различные виды иммунитета и определите их значение в жизни человека.
2. Назовите основные признаки растений. Какое значение имеют растения в природе и жизни человека?

3. Какую первую помощь следует оказать при ожогах, электротравмах, обморожении?

 


Общие признаки растений

  Царство растений объединяет около 300 тыс. видов. Существует целый ряд признаков, отличающих растения от других эукариотических организмов:

Растения — автотрофные фотосинтезирующие организмы. Иногда встречаются виды со смешанным (миксотрофным) и гетеротрофным питанием (растения-паразиты).

Клетка растений окружена целлюлозной клеточной стенкой, имеет пластиды, крупные, постоянно существующие вакуоли, заполненные клеточным соком, центриоли отсутствуют, основным запасным веществом является крахмал или близкие по строению и химическим свойствам углеводы.

   Растения не способны активно передвигаться, ведут в основном прикрепленный образ жизни.

   Растения не имеют специальных экскреторных органов.

   Рост растений неограничен (т. е. могут расти в течение всей жизни) и происходит в определенных участках тела, образованных меристематическими, недифференцированными клетками.

Процессы жизнедеятельности регулируются особыми веществами — фитогормонами.

Для растений характерны особые ростовые движения — тропизмы и настии. Тропизмы — движения, связанные с ростом частей тела растения, вызванные односторонним воздействием какого-либо фактора среды (например, рост стебля в сторону света). Настии — движения в ответ на изменение факторов среды, действующих ненаправленно (например, движения лепестков цветка при смене дня и ночи).

У растений часто наблюдается и ветвление. Отношение поверхность\ объем высокое. За счет этого создаются условия для более эффективного улавливания света и обмена веществ.

Значение растений:

В природе:

1. Участвуют в образовании органических веществ, накапливают в продуктах фотосинтеза большое количество химической энергии.

2. Поддерживают необходимый для существования большинства организмов уровень кислорода в атмосфере.

3. Предотвращают накопление в атмосфере избытка углекислого газа.

4. Играют ведущую роль в круговороте минеральных и органических веществ, что обеспечивает непрерывное существование жизни на Земле.

5. Растительность существенно влияет на климат, формирует температурный режим планеты: за счет значительного поглощения углекислого газа произошло уменьшение парникового эффекта, снижение температуры до современного уровня.

6. Выделяемый растениями кислород, превращаясь в озон, защищает биосферу от коротких ультрафиолетовых лучей, которые губительны для всего живого на Земле.

7. Растительность принимает активное участие в формирование почв.

8. Предотвращают эрозию почв, закрепляют овраги и горные склоны.

9. Обуславливают накопление воды на поверхности Земли, способствуют образованию болот, поддерживают полноводие рек.

10.  Залежи полезных ископаемых - каменный и бурый уголь, сланцы, торф, которые образовались в результате фотосинтетической деятельности растений, служат человеку топливом.

11.  Важное звено окружающей нас природы.

12.  В создании и поддержании климата (ослабление скорости ветра, зимней стужи, снижение жары).

13.  Способствует задержанию снега.

14.  Очищает воздух от пыли и газов.

15.  Имеет огромное значение как первичное трофическое звено в цепях питания.

16.  Выделяют в атмосферу вещества (фитонциды), которые губительно влияют на болезнетворные бактерии.

В жизни человека:

1. Используются в пищу:

o хлебные злаки;

o овощи;

o плодовые растения;

o зерно-бобовые;

o масличные;

o сахаристые растения;

o кормовые травы на корм домашних животных.

2. Лекарственные растения.

3. Технические растения, используемые в промышленности как сырье:

o прядильные (волокнистые);

o дубильные растения;

o эфиромасличные;

o каучуконосные;

o растения, из которых получают краски;

o растения, у которых используется древесина как строительный материал, в целлюлозно-бумажной промышленности как топливо, искусственный шелк;

o декоративные растения.

4. Растения как источник витаминов.

5. Эстетическое значение - они украшают нашу жизнь, приносят радость. 6. Защищают человека от индустриальных шумов.

3. Какую первую помощь следует оказать при ожогах, электротравмах, обморожении?
Ожог
— нарушение целостности кожных покровов вследствие воздействия высокой температурой, едким веществом (кислота, щелочь), электрическим током.

Различают четыре степени тяжести ожога:

I   степень — покраснение и отек кожи;

II  степень — образование волдырей, наполненных желтоватой жидкостью;

III степень — образование струпьев в результате частичного омертвения тканей;

IV степень — обугливание тканей.

Первая помощь при ожогах заключается в следующем:

1) прекратить воздействие повреждающего фактора: при воспламенении одежды накрыть горящий участок плотной тканью или залить водой; при ожоге едкими жидкостями промыть поврежденный участок большим количеством воды или дезактивирующим раствором (при ожоге кислотой — содовой водой, при ожоге щелочью — раствором уксуса);

2) если площадь ожога велика (или при ожогах Ш-1У степени), провести профилактику шока: дать обезболивающее (например, 2 таблетки анальгина) и теплое питье (2-3 стакана теплой воды с содой — 1 чайная ложка на стакан);

3) наложить не тугую асептическую повязку на поврежденный участок кожи и постоянно охлаждать ее при помощи пузыря со льдом;

4) вызвать «скорую помощь».

Электротравма — поражение организма электрическим током. Может сопровождаться нарушением дыхания, сердцебиения, судорожным сокращением мышц, потерей сознания, ожогами на участках непосредственного контакта с электросетью.

Неотложная помощь при электротравмах:

1) прекратить воздействие тока на пострадавшего;

2) при отсутствии дыхания и сердцебиения — выполнить непрямой массаж сердца при помощи ритмичного надавливания на грудину и искусственную вентиляцию легких «рот в рот» в таком соотношении: 4 надавливания на грудину — 1 вдувание воздуха в легкие;

3) после восстановления сердечной деятельности и дыхания наложить асептические повязки на ожоги;

4) обследовать на предмет закрытых переломов костей конечностей вследствие судорожного сокращения мышц; при необходимости зафиксировать конечность;

5) вызвать «скорую помощь».

Обморожение — повреждение кожных покровов вследствие воздействия низких температур. Различают три степени обморожения:

I   — бледность обмороженного участка кожи, потеря тактильной чувствительности, неподвижность пальцев; после отогревания участок кожи становится теплым, чувствительным, подвижность пальцев восстанавливается;

II  — образование пузырей после отогревания, повышение температуры тела, озноб, возможно быстрое развитие гнойной инфекции;

III — омертвение тканей.

Оказывая первую помощь при обморожении, необходимо согреть обмороженный участок в теплой воде, при этом температура воды постепенно увеличивается от 25°С до 36°С. Дать теплое сладкое питье. При обморожении II-III степени — обработать пораженный участок кожи дезинфицирующим раствором, наложить асептическую повязку и вызвать «скорую помощь».

Т.к. чаще всего обмораживаются уши, нос, щеки и пальцы на ногах и руках, то экстренное согревание осуществляется таким образом:

· лицо закрыть ладонями и интенсивно подышать;

· прикрыть уши ладонями и прижать их к голове;

· пальцы рук согреваются в подмышках

· при обморожении стоп снять обувь и носки, укутать обе ноги вместе теплой вещью.

Таким образом, быстрое и эффективное оказание первой помощи при травмах может предупредить развитие осложнений.

 


Билет № 12

1. Охарактеризуйте особенности движения крови в организме человека и причины гипо- и гипертонии.

2.

3. Докажите, что сон - это приспособление, защищающее организм от переутомления.

 

Билет № 13

1. Обоснуйте взаимосвязь в функционировании кровеносной и дыхательной систем в организме человека.

2. Назовите редкие и исчезающие виды растений и животных Луганщины. Охарактеризуйте причины уменьшения их численности.

3. Обоснуйте значение рационального питания для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма человека.

 

Билет № 14

1. Раскройте взаимосвязь строения и функций органов дыхания человека.
2. Охарактеризуйте грибы и лишайники. Каково их значение в природе и жизни человека?
3. Каких правил гигиены умственной деятельности следует придерживаться?

 



Билет № 15

1. Объясните взаимозависимость строения и функций органов пищеварения.
2. Дайте краткую характеристику голосеменных и определите их значение в природе и жизни человека.

3. Какое значение закаливания организма? Охарактеризуйте способы закаливания.

 


Билет № 16

1. Какую роль в организме играют витамины, каковы последствия их отсутствия?
2. Охарактеризуйте особенности биологии клещей и меры защиты от них.
3. Какие правила гигиены органов слуха необходимо соблюдать?

 



Билет № 17

1. В чем заключается взаимосвязь пластического и энергетического обмена, каково значение обмена веществ и энергии  для организма?

2. Раскройте планетарное значение растений.

3. Какую первую помощь следует оказать при отравлении грибами и ядовитыми растениями?

 

Билет № 18

1. Объясните взаимозависимость строения и функций органов выделения.
2.

3. Как курение влияет на организм человека?

 

1. Объясните взаимозависимость строения и функций органов выделения.
   В результате обмена веществ в организме человека образуются конечные продукты: вода, углекислый газ, мочевина, другие вещества. Они переносятся кровью к органам выделения. В выведении этих веществ принимают участие легкие, кожа, пищеварительная система и органы выделительной системы. Большая часть продуктов обмена выводится через выделительную систему. Она состоит из почек, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. В почках происходит фильтрация крови и образование мочи. По мочеточникам она поступает в мочевой пузырь, где временно накапливается, и через мочеиспускательный канал выводится наружу.

Процесс образования мочи происходит в два этапа и обеспечивается сложным строением почки. Структурной и функциональной единицей почки является нефрон. Каждая почка состоит примерно из миллиона нефронов.

Нефрон состоит из капиллярного клубочка, погруженного в двухслойную бокаловидную капсулу. Между слоями капсулы есть полость, которая переходит в извитой каналец первого порядка. Он постепенно выпрямляется и переходит в петлю нефрона, которая делает изгиб и переходит в извитой каналец второго порядка. Он открывается в собирательную трубочку. Множество трубочек, сливаясь, образуют протоки, которые открываются в почечную лоханку.

Поступая в почку, кровь последовательно проходит две капиллярные сети: сеть капиллярных клубочков и сеть капилляров, которые оплетают извитые канальцы первого и второго порядка. Такое строение капиллярной сети способствует быстрому удалению ненужных веществ.

Моча образуется в результате сложных процессов фильтрации и реабсорбции. Фильтрация происходит в капсулах. Диаметр приносящей артерии больше, чем диаметр выносящей артерии, поэтому в капиллярном клубочке повышенное давление. Благодаря этому давлению плазма крови фильтруется сквозь стенки капилляров в полость капсулы. Так образуется первичная моча. По составу она близка к плазме крови, но в ней нет белков.

Реабсорбция (обратное всасывание) происходит в извитых канальцах. Благодаря активной деятельности клеток канальцев многие вещества (глюкоза, аминокислоты) полностью возвращаются в кровяное русло, частично возвращаются минеральные соли. Обратному всасыванию подвергается также большое количество воды. В результате формируется вторичная моча, которая и выводится организмом.

Таким образом, сложное строение мочевыделительной системы обеспечивает постоянный процесс мочеобразования, затем ее временное накопление и выведение.

 

2. …..



Билет № 19

1. В чем заключается и чем обеспечивается барьерная функция кожи?
2. За счет чего и как рыбы приспособлены к жизни в воде?
3. Какие факторы способствуют возникновению сахарного диабета? Раскройте меры профилактики этого заболевания.

 



Билет № 20

1. Обоснуйте основные свойства и значение памяти в жизни человека.
2. Охарактеризуйте особенности биологии круглых червей и их влияние на организм человека.

3. Какую первую помощь следует оказать при укусах ядовитых животных, распространенных на территории Луганщины?


Билет № 21

1. Чем определяется поведение человека?

2. Назовите особенности строения и значение насекомых в природе и жизни человека.

3. Как предотвратить заболевания зубов?

 

Билет № 22

1. Обоснуйте взаимозависимость строения и функций органов зрения человека.
2.
3. Чем вызываются болезни, передающиеся половым путем и их последствия?

 

1. Обоснуйте взаимозависимость строения и функций органов зрения человека.
    Глаз
как орган зрения является периферической частью зрительной сенсорной системы, которая обеспечивает человеку 80-90% всей поступающей информации.

В состав глазного яблока входят:

1. Белочная оболочка (склера) — самая плотная и прочная из всех оболочек ; она выполняет опорную функцию. В передней части склера переходит в прозрачную роговицу, которая пропускает и преломляет световые лучи.

2. Сосудистая оболочка. Она содержит густую сеть кровеносных сосудов, которые обеспечивают постоянное питание глазного яблока. В передней части сосудистая оболочка переходит в радужную, которая содержит пигмент меланин и определяет цвет глаз. В центре радужки есть отверстие — зрачок. Благодаря кольцевым и радиальным мышцам зрачок способен изменять свой диаметр при изменении освещенности.

3. Сетчатка — световоспринимающая оболочка глаза. В ней расположены рецепторы — палочки и колбочки, в которых под воздействием световых лучей возникают импульсы, поступающие по зрительному нерву в зрительную зону коры больших полушарий.

4. Хрусталик — эластичная прозрачная двояковыпуклая линза, расположенная за зрачком. С помощью ресничных мышц и связок хрусталик способен изменять свою кривизну при рассмотрении близко и далеко расположенных предметов. Это явление называется аккомодацией.

5. Стекловидное тело — прозрачное студневидное вещество, которое заполняет полость глаза между хрусталиком и сетчаткой. Вместе с роговицей и хрусталиком составляет оптическую систему глаза.

Таким образом, особенности строения глазного яблока позволяют пропускать, преломлять и воспринимать световые лучи.

 

2. …..




Билет № 23

1. Объясните взаимозависимость строения и функций органов слуха человека
2.

3. Как избежать заболеваний органов дыхания? Каковы меры профилактики заболевания туберкулезом.

 

1. Объясните взаимозависимость строения и функций органов слуха человека
     Слух — это вид чувствительности, который обеспечивает восприятие звуковых колебаний. Это восприятие обеспечивается слуховой сенсорной системой. Орган слуха является периферической частью этой системы. Он расположен в толще височной кости черепа и состоит из трех основных отделов: наружного, среднего и внутреннего уха. Первые два отдела служат для проведения звуков, а третий содержит звуковоспринимающий аппарат и орган равновесия.

1. Наружное ухо состоит из:

а) наружной раковины, которая улавливает и направляет звуки в слуховой проход;

б) наружного слухового прохода, который проводит звуки к барабанной перепонке.

II. В среднем ухе расположены:

а) барабанная перепонка, которая отделяет наружное ухо от среднего. Это тонкая соединительнотканная пластинка толщиной 0,1 мм. Она воспринимает звуковые колебания и передает их слуховым косточкам;

б) слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко, соединенные подвижно. Эти косточки передают звуковые колебания с барабанной перепонки на овальное окошко внутреннего уха. Причем они уменьшают амплитуду колебаний, но увеличивают силу звука;

в) евстахиева труба, которая соединяет среднее ухо с носовой полостью и способствует выравниванию давления на барабанную перепонку.

III. Внутреннее ухо состоит из костного и перепончатого лабиринта и представляет собой систему полостей и каналов, заполненных жидкостью. Звуковые колебания от барабанной перепонки при помощи слуховых косточек через овальное окошко передаются жидкости. Рядом с овальным окном расположено круглое окно, затянутое эластичной мембраной. Благодаря такому строению жидкость в каналах улитки способна колебаться и раздражать рецепторы. Рецепторы превращают механические колебания в электрические (импульсы), которые по слуховому нерву поступают в слуховую зону коры больших полушарий.

Таким образом, особенности строения всех составных частей уха обеспечивают восприятие и проведение звуковых колебаний.

 

2. …..

 



Билет № 24

1. Раскройте на конкретном примере механизм формирования навыков и их совершенствование.

2. Каковы особенности строения водорослей и их значение.

3. Как предупредить заболевания сердечно-сосудистой системы человека?

1. Раскройте на конкретном примере механизм формирования навыков и их совершенствование.

Большинство основных видов трудовой и бытовой деятельности повторяется в определенной последовательности на протяжении длительного времени. Это приводит к образованию единой цепи условных рефлексов, в которой реакция на первый раздражитель является пусковым механизмом для всей цепи. Такая система последовательных условных рефлексов называется динамическим стереотипом. Динамический стереотип лежит в основе формирования навыков и привычек.

Навыки — это умение выполнять целенаправленные действия, доведенное до автоматизма в результате сознательного многократного повторения одних и тех же действий. Примерами навыков являются ходьба, бег, плавание, катание на велосипеде, игра на музыкальных инструментах и т.д.

Образование сложных двигательных навыков происходит довольно трудно и проходит ряд этапов. Например, ребенок учится писать:

1) на первом этапе он учится писать отдельные буквы и их элементы. Движения ребенка при этом не скоординированы, хотя и выполняются под контролем сознания. В работу включаются мышцы, которые не нужны для выполнения данного навыка. Ребенок делает лишние движения — двигает головой, высовывает кончик языка, напрягает мышцы свободной руки. Это связано с распространением (иррадиацией) возбуждения по коре головного мозга. Навык в это время является еще нестойким;

2) на втором этапе ребенок выполняет многочисленные упражнения по написанию букв, слов, предложений. При постоянном выполнении двигательного навыка происходит концентрация возбуждения в нервных центрах. Движения выполняются экономнее, свободнее и точнее. Стойкость навыка повышается, но он может нарушаться при работе в необычной обстановке;

3) с усовершенствованием навыка наступает его автоматизация. Движения выполняются подсознательно, т.е. ребенок концентрирует свое внимание не на том, как написать каждую букву или соединить буквы, а на результате письма.

Таким образом, формирование навыка можно представить следующей схемой:

Иррадиация   Концентрация Автоматизм

возбуждения  возбуждения  движений

Навыки облегчают работу коры головного мозга, т.к. автоматическими действиями руководит подкорка. Они позволяют сосредоточиться на содержании информации при выполнении той или иной работы. Например, при написании сочинения ученик не задумывается о правильном написании букв, а сосредотачивает свое внимание на раскрытии темы.


Билет № 25

1. Раскройте роль биологических ритмов в жизни человека.

2.

3. Какие правила гигиены органов зрения следует соблюдать?

Билет № 13

1. Обоснуйте взаимосвязь в функционировании кровеносной и дыхательной систем в организме человека.
2. Назовите редкие и исчезающие виды растений и животных Луганщины. Охарактеризуйте причины уменьшения их численности.
3. Обоснуйте значение рационального питания для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма человека.

Билет № 14
1. Раскройте взаимосвязь строения и функций органов дыхания человека.
2. Охарактеризуйте грибы и лишайники. Каково их значение в природе и жизни человека?
3. Каких правил гигиены умственной деятельности следует придерживаться?

Билет № 15
1. Объясните взаимозависимость строения и функций органов пищеварения.
2. Дайте краткую характеристику голосеменных и определите их значение в природе и жизни человека.
3. Какое значение закаливания организма? Охарактеризуйте способы закаливания.

Билет № 16
1. Какую роль в организме играют витамины, каковы последствия их отсутствия?
2. Охарактеризуйте особенности биологии клещей и меры защиты от них.
3. Какие правила гигиены органов слуха необходимо соблюдать?

Билет № 17
1. В чем заключается взаимосвязь пластического и энергетического обмена, каково значение обмена веществ и энергии для организма?
2. Раскройте планетарное значение растений.
3. Какую первую помощь следует оказать при отравлении грибами и ядовитыми растениями?

Билет № 18
1. Объясните взаимозависимость строения и функций органов выделения.
2. Раскройте основные положения хромосомной теории наследственности и её роль в современной генетике.
3. Как курение влияет на организм человека?

Билет № 19
1. В чем заключается и чем обеспечивается барьерная функция кожи?
2. За счет чего и как рыбы приспособлены к жизни в воде?
3. Какие факторы способствуют возникновению сахарного диабета? Раскройте меры профилактики этого заболевания.





















Билет № 20

1. Обоснуйте основные свойства и значение памяти в жизни человека.
2. Охарактеризуйте особенности биологии паразитических червей и их влияние на организм человека.
3. Какую первую помощь следует оказать при укусах ядовитых животных, распространенных на территории Луганщины?

Билет № 21
1. Чем определяется поведение человека?
2. Назовите особенности строения и значение насекомых в природе и жизни человека.
3. Как предотвратить заболевания зубов?

Билет № 22
1. Обоснуйте взаимозависимость строения и функций органов зрения человека.
2. Раскройте особенности основных форм изменчивости и их практическое значение.
3. Чем вызываются болезни, передающиеся половым путем и их последствия?

Билет № 23
1. Объясните взаимозависимость строения и функций органов слуха человека
2. Раскройте основные методы изучения наследственности человека.
3. Как избежать заболеваний органов дыхания? Каковы меры профилактики заболевания туберкулезом.

Билет № 24
1. Раскройте на конкретном примере механизм формирования навыков и их совершенствование.
2. Каковы особенности строения водорослей и их значение.
3. Как предупредить заболевания сердечно-сосудистой системы человека?

Билет № 25
1. Раскройте роль биологических ритмов в жизни человека.
2. Раскройте основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина и его роль в становлении современной биологической науки.
3. Какие правила гигиены органов зрения следует соблюдать?

Материалы для подготовки к ГИА по биологии 9 класс

№7(2), №12(2), №18(2), №22(2), №23(2), №25(2)


















Билет № 1

1. Сравните строение растительной и животной клеток, о чем свидетельствует их сходство?
2. Объясните необходимость защиты окружающей среды.
3. Что вызывает искривление позвоночника и плоскостопие, как их предупредить?

 



Сравните строение растительной и животной клеток, о чем свидетельствует их сходство?

     Клетка – структурно-функциональная единица живого. Р. Гук впервые увидел клетки под микроскопом и дал им названия, А. Левенгук – обнаружил одноклеточные организмы, Шванн и Шлейден в 1838–1839 гг обобщили данные и сформулировали клеточную теорию: все живое состоит из клеток, клетки всех живых организмов сходны между собой. Р. Вирхов дополнил клеточную теорию положением, что новые клетки появляются путем деления старых.

I. Сходство в строении растительных и животных клеток:

1. Каждая клетка снаружи покрыта мембраной.

2. Под мембраной клетки расположена цитоплазма — полужидкое вещество, в котором находятся органоиды.

3. Как правило, все растительные и животные клетки имеют ядро.

4. Жизненно важные функции клетки выполняют разнообразные органоиды: эндоплазматическая сеть, рибосомы, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии.

II. Отличия в строении растительной клетки и животной клетки:

1. На поверхности мембраны растительной клетки расположена клеточная стенка, состоящая из клетчатки. Она представляет собой защитную оболочку и обеспечивает постоянство формы растительных клеток.

2. Растительным клеткам присущи специфические органоиды — пластиды. В зеленых пластидах — хлоропластах — происходит процесс фотосинтеза.

3. Клеточный центр, свойственный всем животным клеткам, имеют только клетки низших растений.

4. Значительную часть объема зрелых растительных клеток занимают вакуоли — полости, заполненные клеточным соком. В клетках животных таких вакуолей нет, хотя им могут быть присущи пищеварительные и сократительные вакуоли.

Таким образом, растительные и животные клетки имеют много общего в строении, что указывает на общность происхождения. В то же время имеются существенные отличия, связанные, в основном, с разными типами питания (гетеротрофным у животных и автотрофным у растений).

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 204.