ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
По возрастной физиологии и школьной гигиене
Возрастная физиология
1. Предмет и задачи возрастной физиологии
2. Общие закономерности роста и развития детей и подростков
3. Наследственность и развитие
4. Значение нервной системы. Общий план строения нервной системы
5. Нервная ткань, физиологические свойства нервной ткани
6. Нейроны и синапсы, нервы и нервные волокна. Их свойства. Механизм возникновения и передачи нервного импульса
7. Рефлекс, рефлекторная дуга. Нервные центры, их свойства
8. Нервные процессы, их взаимодействие
9. Координация нервных процессов. (Иррадиация, индукция, доминанта нервных процессов)
10. Возрастные особенности координации нервных процессов
11. Высшая нервная деятельность, условно-рефлекторная деятельность, классификация рефлексов
12. Торможение условных рефлексов, его виды. Безусловное торможение, разновидности, значение
13. Условное торможение, виды, значение. Возрастные особенности внутреннего торможения
14. Аналитико-синтетическая деятельность головного мозга и динамический стереотип
15. Две сигнальные системы действительности человека, значение
16. Формирование второй сигнальной системы действительности в онтогенезе
17. Физиологические основы речи, развитие речи
18. Типы высшей нервной деятельности (ВНД). Классификация и физиологическая характеристика типов ВНД. Соотношение типов ВНД с особенностями темперамента и характера
19. Физиологические механизмы эмоций и развитие в постнатальном онтогенезе
20. Физиологические механизмы мотиваций, значение
21. Физиологические механизмы памяти
22. ВНД под влиянием различных факторов. Стресс, механизм
23. Значение органов чувств. Схема строения анализаторов. Основные функциональные особености, классификация
24. Зрительный анализатор. Функциональное значение. Возможные нарушения. Возрастные особенности
25. Слуховой анализатор. Функциональное значение. Возрастные особенности
26. Эндокринная система, понятие о гормонах, значение желез внутренней секреции, их развитие в онтогенезе. Гипоталамо-гипофизарная система
27. Половоеое развитие детей и подростков. Половое воспитание
28. Утомление и переутомление у детей различного возраста, его предупреждение
29. Биоритмы, их роль, виды. Дисинхроз
30. Физиологические механизмы сна и сновидений
31. Опорно-двигательный аппарат. Значение знаний физиологии опорно-двигательного аппарата для совершенствования учебно-воспитательной работы в школе
32. Развитие двигательной активности и координации движений
33. Особенности системы крови и кровообращения. Иммунитет. Виды. Венерические болезни
34. Проблемы сердечно-сосудистых заболеваний
35. Особенности органов дыхания, возможные нарушения
36. Особенности системы пищеварения, обмена веществ и энергии. Возможные нарушения
37. Возрастные особенности органов выделения, возможные нарушения
Школьная гигиена
1. Предмет гигиены детей и подростков. Его цели и задачи
2. Гигиенические требования к земельному участку, зданию школы и учебным помещениям
3. Понятие о микроклимате, воздушно-тепловой режим учебных помещений. Воздушный куб, кратность воздухообмена
4. Естественное и искусственное освещение учебных помещений, его значение
5. Гигиенические требования к оборудованию школ и мебели. Принципы рассаживания. Правильная посадка. Физиологическое обоснование
6. Гигиеническое требование к режиму школы
7. Гигиенические требования к составлению расписания уроков
8. Гигиенические требования к переменам, их организация и проведение
9. Гигиенические требования к уроку
10. Гигиенические основы режима дня школьника
11. Понятия о школьной зрелости
12. Состояние здоровья детей и подростков. Группы здоровья
13. .Работоспособность больных детей, учет состояния здоровья детей в учебном процессе
14. Детские инфекционные заболевания, их профилактика
15. Физическое развитие и акселерация
16. Наркомания, алкоголизм, токсикомания, профилактика
17. Гигиена питания
Возрастная физиология
Наследственность и развитие
Наследственность — свойство всех живых организмов сохранять и передавать потомкам характерные особенности строения, функций и индивидуального развития. Носителем наследственной информации человека является хромосомный аппарат ядра клетки, состоящий из 23 пар, или 46 хромосом. Хромосомы подразделяют на аутосомы, одинаковые у обоих полов, и половые хромосомы, отличающиеся у лиц женского и мужского пола: XX — у женщин, ХУ — у мужчин. Кариотип человека содержит 22 пары аутосом и две половые хромосомы. Клетки тела имеют двойной набор хромосом, половые клетки — одинарный. В процессе оплодотворения половые клетки сливаются, и число хромосом в оплодотворенной яйцеклетке удваивается. Этот механизм обеспечивает передачу потомству генетической информации от обоих родителей. Пол будущего ребенка определяется в момент оплодотворения в зависимости от сочетания половых хромосом. На основе генетической информации, заключенной в ядре клетки, со 2-й по 12-ю внутриутробного развития закладываются яичники у девочек и семенники (яички) — у мальчиков.
В каждой хромосоме в линейной последовательности расположены гены. Ген — участок молекулы ДНК, несущий информацию о синтезе определенного белка. Набор генов, получаемых потомком от родителей в момент оплодотворения, называется генотипом. Генетический аппарат оплодотворенной яйцеклетки содержит программу индивидуального развития организма. Нарушения генотипа или процесса реализации этой программы приводят к различным отклонениям от нормы.
Здоровье человека во многом обусловлено его генотипом. Генотип - совокупность генов организма человека, находящихся в сложном взаимодействии. Генотипу присуща наследственная (генотипическая) изменчивость (мутации). Мутации - это стойкие внезапные необратимые изменения генотипа, затрагивающие целые хромосомы или участки ДНК (гены). Изменяться может любой участок ДНК. Следовательно, мутации представляют собой качественные изменения признаков, которые, как правило, наследуются в ряде поколений. Мутации проявляются по-разному. Чаще они бывают вредными для организма, и внешним их проявлением являются наследственные заболевания, в том числе некоторые формы слепоты, глухоты, умственной отсталости, нарушения обмена веществ, свертываемости крови и т, д. Кроме того, эти стойкие изменения генотипа имеют индивидуальный характер.
Совокупность генотипов всего населения, проживающего на данной территории, составляет его генофонд.
«Развитие,— писал В. И. Ленин,— есть «борьба» противоположностей». Только в постоянной борьбе между консервативной наследственностью (генетическая программа развития), требующей стабильных условий, и средой, никогда не бывающей постоянной, возможно нормальное развитие ребенка.
При этом физическое и психическое развитие ребенка не следует понимать механистически как пассивный результат взаимодействия наследственности и среды, так как в конечном итоге источником любого развития являются самодвижение материи, внутренние противоречия в самом организме ребенка. Именно внутренние противоречия, возникающие в организме, являются основной движущей силой его развития.
4. Значение нервной системы. Общий план строения нервной системы
Нервная система является ведущей физиологической системой организма, без нее было бы невозможно соединение бесчисленного множества клеток, тканей и органов в единое гармонично работающее целое.
Функции нервной системы могут быть условно поделены на два типа: низшие и высшие. Низшая нервная деятельность представляет собой процессы регуляции всех внутренних органов и физиологических систем организма человека. Высшая нервная деятельность включает в себя те функциональные механизмы мозга, которые обеспечивают человеку адекватный контакт с окружающей средой. Высшие функции лежат в основе психической деятельности человека, но не могут быть сведены к ней.
Таким образом, благодаря деятельности нервной системы мы связаны с окружающим миром, способны восхищаться его совершенством, познавать тайны его материальных явлений. Наконец, благодаря деятельности нервной системы человек способен активно воздействовать на окружающую природу, преобразовывать ее в желаемом направлении. И пока человек творит, его внутренние органы функционируют в оптимальном для данной деятельности режиме. Если архитектор создает проект будущего здания, большинство его мышц работает в статическом режиме, дыхание и сердечный ритм относительно спокойны, расход энергии незначителен. Мышцы же рабочего, воплощающего идеи архитектора в реальные формы, работают в динамическом режиме; дыхательный и сердечный ритм значительно учащены, повышен расход энергии.
Следовательно, высшая и низшая нервная деятельность накладываются одна на другую и должны рассматриваться только в тесном и гармоничном единстве.
Нервная система человека состоит из двух основных отделов: центральной и периферической нервной системы. К центральной нервной системе (ЦНС) относятся головной и.спинной мозг, к периферической — все нервные волокна и скопления нервных клеток, расположенные вне ЦНС.
Различают также вегетативную нервную систему и соматическую нервную систему. Первая осуществляет регуляцию деятельности внутренних органов и обмена веществ. Вторая регулирует сокращения поперечнополосатой мускулатуры и обеспечивает чувствительность нашего тела.
Выделение вышеназванных отделов в нервной системе условно. В действительности она представляет собой анатомически и функционально единое целое, элементарной основой которого являются нервные клетки — нейроны, представляющие собой, образно говоря, «атомы» нашего мозга.
Типы высшей нервной деятельности (ВНД). Классификация и физиологическая характеристика типов ВНД. Соотношение типов ВНД с особенностями темперамента и характера
Понятие об основных свойствах нервной системы и типе высшей нервной деятельности. Среди вопросов физиологии высшей нервной деятельности человека особо важное значение для совершенствования учебно-воспитательной работы и разработки естественнонаучных основ теории воспитания и обучения имеет учение о типах высшей нервной деятельности. Это связано с тем, что именно типологические особенности нервной системы детей и подростков и их высшей нервной деятельности являются той физиологической основой, на которой затем происходит формирование темперамента ребенка. Вполне очевидно, что знание типологических особенностей высшей нервной деятельности каждого ребенка способствовало бы более оптимальной организации учебно-воспитательной работы и точному прогнозированию ее результатов.
В основе типа высшей нервной деятельности лежат индивидуальные особенности протекания в центральной нервной системе двух основных процессов: возбуждения и торможения. Согласно взглядам И. П. Павлова, создателя учения о типах высшей нервной деятельности, ведущими, или основными, являются три свойства нервных процессов: 1) сила процессов возбуждения и торможения, 2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения, 3) подвижность процессов возбуждения и торможения.
Сила нервных процессов связана с уровнем работоспособности нервных клеток. Слабые нервные процессы характеризуются неспособностью нервных клеток выдерживать сильные или длительные нагрузки, следовательно, эти клетки обладают низким уровнем работоспособности. Сильные нервные процессы связаны соответственно с высоким уровнем работоспособности нервных клеток.
Уравновешенность нервных процессов определяется их соотношением. Возможно преобладание одного из нервных процессов (например, возбуждения над торможением) или их уравновешенность.
Подвижность нервных процессов характеризуется скоростью возникновения возбудительного и тормозного процессов и способностью нервных клеток переходить из состояния возбуждения в тормозное или наоборот. Следовательно, нервные процессы могут быть высоко подвижными или инертными.
Различные люди характеризуются различными соотношениями всех перечисленных свойств, которые в конечном итоге и определяют тип их нервной системы и высшей нервной деятельности. Основные свойства нервной системы обусловлены как наследственностью, так и условиями развития и воспитания данного индивидуума.
Таким образом, под типом высшей нервной деятельности человека мы понимаем индивидуальные особенности высшей нервной деятельности, обусловленные совокупностью основных свойств нервной системы, формирование которых определяется наследственной программой развития и условиями воспитания.
Классификация и физиологическая характеристика типов высшей нервной деятельности. На основе всевозможной комбинации трех основных свойств нервных процессов происходит формирование большого разнообразия типов высшей нервной деятельности. По классификации И. П. Павлова (1935), выделяли лишь четыре основных типа высшей нервной деятельности.
1. Сильный неуравновешенный («безудержный») тип характеризуется сильной нервной системой и преобладанием процессов возбуждения над торможением (их неуравновешенностью) .
2. Сильный уравновешенный подвижный (лабильный) тип отличается высокой подвижностью нервных процессов, их силой и уравновешенностью.
3. Сильный уравновешенный инертный тип имеет при значительной силе нервных процессов их низкую подвижность.
4. Слабый тип характеризуется низкой работоспособностью корковых клеток и, следовательно, слабостью нервных процессов.
Четырехчленная классификация типов высшей нервной деятельности далека от практической действительности, так как в жизни мы редко встречаемся с подобными ярко выраженными представителями основных типов.
Соотношение типов высшей нервной деятельности человека с особенностями темперамента и характера. Учение о типах высшей нервной деятельности имеет важное значение для понимания закономерностей формирования у детей и подростков таких важных психологических особенностей личности, как темперамент и характер.
Оказалось, что тип нервной системы является той физиологической основой, на которой формируются затем особенности темперамента и характера ребенка. Но между типом нервной системы, темпераментом и характером человека не существует фатальных закономерностей. Свойства нервной системы не определяют свойства темперамента, а лишь способствуют или препятствуют их формированию. Например, инертность нервных процессов будет способствовать формированию флегматического темперамента. Однако в зависимости от условий воспитания на этой основе можно сформировать и свойства других темпераментов, но сделать это будет много труднее. Ниже приведены типы высшей нервной деятельности и их соотношение с темпераментом:
Тип высшей нервной деятельности Темперамент
Сильный неуравновешенный, «безудержный» Холерик
Сильный уравновешенный подвижный Сангвиник
Сильный уравновешенный инертный Флегматик
Слабый Меланхолик
Еще в меньшей зависимости от свойств типа нервной системы находится формирование характера, особенности которого определяются как свойствами типа нервной системы, так и системой временных связей, выработанных в процессе обучения и воспитания ребенка. На базе любого типа высшей нервной деятельности можно сформировать все общественно ценные качества характера, но их проявление будет своеобразным у представителей различных типов высшей нервной деятельности.
Школьная гигиена
Понятия о школьной зрелости
Готовность к обучению в школе - «школьная зрелость» - включает несколько элементов.
Функциональная готовность - это широкий спектр показателей морфофункционалыюго развития ребенка: физическое развитие, степень работоспособности, уровень развития речи, нейродинамики, нервно-психических функций и т. д.
Социально-психологическая готовность - это умение ребенка успешно контактировать со сверстниками и педагогами - качество, необходимое для учебной деятельности.
Интеллектуальная готовность - уровень интеллекта: степень развития речи, осведомленность и ориентированность ребенка, наличие наглядно-образного мышления и т. п.
Дети с замедленным, развитием требуют дополнительной подготовки или отсрочки поступления в школу. Готовность ребенка к школьным занятиям является важной проблемой возрастной физиологии, психологии, педагогики и гигиены, поскольку дети, не достигшие требуемого уровня, увеличивают число учащихся, занимающихся с напряжением, неуспевающих. А в результате данные явления ухудшают здоровье таких школьников
Гигиена питания
По мнению специалистов, формула здорового питания представляет собой сумму трех равнозначных слагаемых: финансовых возможностей семьи, ассортимента пищевых продуктов и уровня образования в вопросах рационального питания. Основа рациона питания детей — соблюдение суточной потребности в основных пищевых ингредиентах. В питании ребенка значительное место должны занимать продукты моря: рыба, морская капуста, а также морские беспозвоночные (гребешки, мидии, кальмары, креветки, трепанги). В них содержится большое количество йода и марганца, других микроэлементов, необходимых для нормального роста и развития организма ребенка. Следует ограничивать потребление рафинированных продуктов, отдавать предпочтение натуральной пище. Ведущие специалисты-кардиологи не рекомендуют употреблять кипяченую воду. Для сердца полезна именно сырая вода (разумеется, обеззараженная). Необходимо с раннего возраста приучать детей к ограниченному потреблению соли, сахара. Рацион питания детей должен содержать достаточное количество овощей и фруктов.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
по возрастной физиологии и школьной гигиене
Возрастная физиология
1. Предмет и задачи возрастной физиологии
2. Общие закономерности роста и развития детей и подростков
3. Наследственность и развитие
4. Значение нервной системы. Общий план строения нервной системы
5. Нервная ткань, физиологические свойства нервной ткани
6. Нейроны и синапсы, нервы и нервные волокна. Их свойства. Механизм возникновения и передачи нервного импульса
7. Рефлекс, рефлекторная дуга. Нервные центры, их свойства
8. Нервные процессы, их взаимодействие
9. Координация нервных процессов. (Иррадиация, индукция, доминанта нервных процессов)
10. Возрастные особенности координации нервных процессов
11. Высшая нервная деятельность, условно-рефлекторная деятельность, классификация рефлексов
12. Торможение условных рефлексов, его виды. Безусловное торможение, разновидности, значение
13. Условное торможение, виды, значение. Возрастные особенности внутреннего торможения
14. Аналитико-синтетическая деятельность головного мозга и динамический стереотип
15. Две сигнальные системы действительности человека, значение
16. Формирование второй сигнальной системы действительности в онтогенезе
17. Физиологические основы речи, развитие речи
18. Типы высшей нервной деятельности (ВНД). Классификация и физиологическая характеристика типов ВНД. Соотношение типов ВНД с особенностями темперамента и характера
19. Физиологические механизмы эмоций и развитие в постнатальном онтогенезе
20. Физиологические механизмы мотиваций, значение
21. Физиологические механизмы памяти
22. ВНД под влиянием различных факторов. Стресс, механизм
23. Значение органов чувств. Схема строения анализаторов. Основные функциональные особености, классификация
24. Зрительный анализатор. Функциональное значение. Возможные нарушения. Возрастные особенности
25. Слуховой анализатор. Функциональное значение. Возрастные особенности
26. Эндокринная система, понятие о гормонах, значение желез внутренней секреции, их развитие в онтогенезе. Гипоталамо-гипофизарная система
27. Половоеое развитие детей и подростков. Половое воспитание
28. Утомление и переутомление у детей различного возраста, его предупреждение
29. Биоритмы, их роль, виды. Дисинхроз
30. Физиологические механизмы сна и сновидений
31. Опорно-двигательный аппарат. Значение знаний физиологии опорно-двигательного аппарата для совершенствования учебно-воспитательной работы в школе
32. Развитие двигательной активности и координации движений
33. Особенности системы крови и кровообращения. Иммунитет. Виды. Венерические болезни
34. Проблемы сердечно-сосудистых заболеваний
35. Особенности органов дыхания, возможные нарушения
36. Особенности системы пищеварения, обмена веществ и энергии. Возможные нарушения
37. Возрастные особенности органов выделения, возможные нарушения
Школьная гигиена
1. Предмет гигиены детей и подростков. Его цели и задачи
2. Гигиенические требования к земельному участку, зданию школы и учебным помещениям
3. Понятие о микроклимате, воздушно-тепловой режим учебных помещений. Воздушный куб, кратность воздухообмена
4. Естественное и искусственное освещение учебных помещений, его значение
5. Гигиенические требования к оборудованию школ и мебели. Принципы рассаживания. Правильная посадка. Физиологическое обоснование
6. Гигиеническое требование к режиму школы
7. Гигиенические требования к составлению расписания уроков
8. Гигиенические требования к переменам, их организация и проведение
9. Гигиенические требования к уроку
10. Гигиенические основы режима дня школьника
11. Понятия о школьной зрелости
12. Состояние здоровья детей и подростков. Группы здоровья
13. .Работоспособность больных детей, учет состояния здоровья детей в учебном процессе
14. Детские инфекционные заболевания, их профилактика
15. Физическое развитие и акселерация
16. Наркомания, алкоголизм, токсикомания, профилактика
17. Гигиена питания
Возрастная физиология
Дата: 2019-05-29, просмотров: 202.