Теория рыночного равновесия Спрос - это величина товара или услуги, которая будет куплена по определенной цене за определенный период (платежеспособная потребность)
закон спроса: выражает связь между относительной ценой товара и величиной спроса на него. При прочих равных условиях спрос на товар в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены, т.е. снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса, повышение цены ведет к соответ. падению величины спроса. Это происходит по 2 причинам:
1. при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара (эффект дохода)
2. товары, при снижении цены на него, дешевеет относительно других товаров и приобретать его становится относительно выгодно (эффект замещения).
На спрос влияют след-ие неценовые факторы:
1. изменения денежных доходов населения (рост доходов повышает спрос на разные виды товаров)
2. изменение в структуре населения (увеличение кол-ва пенсионеров повышает спрос на лекарства, мед. обслуживание)
3. изменение цен на другие товары, особенно на товары - заменители (рост цен на слив. масл вызовет повышение спрос на маргарин)
4. эк-я политика правительства (денежные пособия, выплачиваемые государством малоимущим, повышают спрос на товары)
5. изменение потребительских предпочтений под воздействием рекламы, моды и др.
Предложение - кол-во товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период. Зависимость между ценой и предложением уже не обратная, а прямая.
Закон предложения: Предложение при прочих равных условиях изменяется в прямой зависимости от изменения цены.
На предложение влияют следующие неценовые факторы:
1. изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, налоговой политики, стоимости факторов производства (повышении издержек сдвинет кривую предложения влево, снижение - вправо)
2. выход на рынок новых фирм повышает предложение вне зависимости от цены 3. изменение цен на другие товары, приводящие к переливу ресурсов (уход фирм из отраслей понижает предложение)
4. природные катастрофы, политические действия, войны, разрушая экономику влияют на сокращение предложения.
Равновесие спроса и предложения Равновесие спроса и предложения достигается при пересечении кривых спроса и предложения.
В точке пересечения С объем предложения будет равен объему спроса Qo, и устанавливается цена равновесия Рo, одинаково удовлетворяющая как покупателей, так и продавцов. Qo = ф (Рo) == f (Рo) При любой более низкой цене излишек спроса (конкуренция покупателей) будет толкать цену вверх, а при цене выше равновесной предложение будет превышать спрос (конкуренция продавцов) и цена будет снижаться к уровню равновесия.
Теория производства и издержки фирмы в рыночной экономике. Эффект масштаба производства Затраты производственных факторов, используемых для производственной и реализационной деятельности, называются Рассматривая издержки производства, необходимо иметь в виду, что в общепризнанном смысле, который мы можем назвать бухгалтерским, под издержками производства понимаются фактические издержки производства, к которым относят фактические затраты и амортизационные отчисления по капитальному оборудованию и ряд других расходов, перечень и величина которых зависят от действующего в каждой стране налогового законодательства. Все измерения издержек осуществляются в денежной форме. Сюда включаются следующие затраты, к примеру, на выплату заработной платы рабочих и служащих, на сырье и материалы, некоторые налоги и т.д.
Издержки обращения - это затраты живого и общественного труда в сфере обращения. ИО =чистые изд. + доп изд Чистые издержки - связаны с содержанием управленческого персонала, ведением денежного хозяйства, почтово-канцелярские расходы, реклама, командировки. Дополнительные издержки - связаны с хранением ресурсов, содержанием складского оборудования, з/пл, отчисления на соц. нужды. Величина ИО зависит от их структуры: - плата за воду, канализацию, амортизация ОФ, износ МБП, топливо, энергия, расходы на хранение товара и его потерю в пределах нормы, оплата% услуги связи и пр.
ИО рассчитываются в% к товарообороту С экономической точки зрения издержки представляют собой стоимость всех затрачиваемых материалов и услуг. По своей сути все издержки являются альтернативными (или издержками утраченных возможностей), под которыми понимаются издержки и потери доходов, которые возникают за счет отдачи предпочтения при наличии выбора, одному из способов организации хоз операций при отказе от любого другого способа.
Существует 2 подхода к оценке затрат: бухгалтерский и экономический. И те и другие согласны с тем, что издержки фирмы в любой период равны стоимости ресурсов, использованных для производства реализованных в течении этого периода товаров и услуг. В финансовых отчетах фирмы зарегистрированы фактические затраты (денежные расходы на оплату используемых производственных ресурсов - сырье, материалы, амортизация, труд и т.д.) Однако экономисты учитывают и неявные затраты. Экономисты, так же как и руководители, в своей деятельности должны учитывать перспективу развития, в нашем случае отдельно взятого предприятия, для чего необходимо изыскивать пути снижения издержек и повышения рентабельности.
Экономические издержки - это выплаты, которые предприятие обязано сделать, или те доходы, которые предприятие обязано выплатить поставщику ресурсов для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах. Внешние издержки - плата за ресурсы поставщикам, не принадлежащим к числу владельцев данного предприятия. К таким затратам относят расходы на сырье, топливо, транспорт, услуги, энергию, труд. Внутренние издержки - издержки на собственные и самостоятельно используемые ресурсы предприятия, которые не оплачиваются. К примеру, владелец частного предприятия мог бы получать заработную плату как менеджер на другом предприятии.
Таким образом, полные издержки представляют собой стоимости всех альтернатив, включающих в себя не только расходы, которые осуществляются на уровне предприятия для приобретения ресурсов, товаров и услуг, но и неявно выраженные ценности, которые поставляет само себе то или иное предприятие. Исходя из этого нет никаких препятствий в эффективном функционировании таких предприятий, которые получают выручку от реализации своей продукции или услуг, которые в денежном выражении равны издержкам, т.е. имеется нулевая прибыль. Такие предприятия могут даже прибегать к заимствованиям на внешних финансовых рынках с целью расширения собственной производственной деятельности до тех пор, пока их издержки не превышают выручку.
Структура и роль рынка капитала в экономике. Равновесие на рынке капитала.
1. Рынок капиталов сфера формирования спроса и предложения на капитал, обеспечивает аккумуляцию и перераспределение ден. Ср-в, движение основного капитала, максимил. прибыли, поддержание пропорций в эк-ке. Через него привл-ся ден ср-ва частных лиц, превышающие их текущие потребности.
Привлечение ден. ср-в и их оборот происходит через банковскую систему Банки создают кред-е фонды для направления их в оборот под% юр. и физ лицам
Дата: 2019-05-29, просмотров: 215.