На распутье
Автор: Виталий Вадимов
Мир на распутье. В нем идет борьба. Борьба сил разъединяющих, деструктивных и объединяющих, конструктивных.Незримые весы могут, к моему глубокому сожалению, перевесить в разрушительную сторону.
Распространение в планетарных масштабах эгоцентристкой идеологии потребительского общества все больше способствует нарастанию глобального кризиса. Отсутствие серьезной содержательной политики: социальной, международной, экономической; преступность и коррупция; проведение радикальных реформ; сращивание бизнеса и власти; криминальная приватизация; отсутствие открытого общества; усиление националистической автократии; применение армии во внутренних конфликтах; ведение бессмысленной и кровопролитной войны - все это ставит перед нами вопрос о будущем общественном устройстве.
Еще недавно, может быть,10 лет назад нам казалось, что цивилизация развивается прогрессивным поступательным путем. А что мы видим сегодня? Мир раздирают противоречия.Крушение "коммунистического" общества. Рост терроризма. Противостояние "востока" и "запада". Глобальные катастрофы. Мы живем под угрозой страшных болезней. Наркотики разрушают молодое поколение.
Мы уже научены горьким 80-ти летним опытом, что все попытки исправления, которые начинались именно с социальной сферы, с исправления следствий, а не причин - не имели никакого серьезного основания и, в конце концов, оказывались очередной иллюзией. Чисто социальные трансформации не привели нас к установлению истинной стабильности и процветания общества. Мировая депрессия нарастает. Что дальше? - спрашиваем мы себя.
Трудно ответить на этот вопрос. Слишком много неизвестных в нашем уравнении. К сожалению, и социология сегодня не дает ответ на этот вопрос. Вообще, социология, как и философия, психология и культура в целом, демонстрирует общую усталость. Очевидна ограниченность понимания социологами нового века социальной трансформации. Прежние теории социальных перемен и модернизации оказались несостоятельны перед лицом общественного кризиса. Не произошло и слияния конкурирующих теорий в единую научную систему с единым понятийным аппаратом и методологией.
Обнадеживает только одно. Есть силы конструктивные, объединяющие, вселяющие надежду. В 1977 К.Уилбер впервые встал на путь интеграции, согласно которому различные школы философии, психологии, антропологии, психотерапии понимаются не как конкурентные, взаимно исключающие дисциплины, а как подходы, справедливые лишь в определенных частях полного "спектра сознания".
В 1995 Г.Хакен , а затем и ряд российских исследователей: С. Капица , С. Курдюмов , Г. Малинецкий и В. Степин выдвинули синергетический подход: несиловые взаимодействия, основанные на кооперативных эффектах. Л. Собчик и Б. Базыма подняли вопрос о духовности общества.
В 2004 М. Лайтман представил цельный интегральный подход в науке, сформулировав открытую систему мировосприятия, основанную на многовековых исследованиях ученых каббалистов. Сегодня происходит интеграции этих знаний в мировую науку, которые содержат в себе анализ открытой системы мировосприятия и сопоставление ее с современными научными данными самого широкого круга дисциплин, включая социологический аспект.
Согласно интегральному подходу, самым фундаментальным фактором, определяющим поведение человека, является стремление удовлетворить его жизненные потребности. А поскольку все поведение человека - эгоцентрично, то на пути у одних людей оказываются другие - как препятствия, причем препятствия активные, имеющие свои интересы и стремящиеся удовлетворить только их. Мы видим, что вся история человечества - это борьба между людьми, их объединениями, народами и странами. Поэтому человек во всех своих связях с обществом изначально постоянно ошибается и ушибается.
Новый интегральный подход выдвигает вперед высший человеческий фактор, то есть способность человека преодолеть свой эгоцентризм.Если высший фактор перевесит природный эгоизм - это будет настоящая внутренняя и внешняя революция. Человек станет любящим, ощущающем ответственность за других и мир в целом. Его вектор силы станет созидающим, а не разрушающим. Он сможет стать интегральной частью общественной жизни, упреждать или сдерживать нежелательные и опасные тенденции природных, экономических и политических сдвигов и содействовать желательным.
Также и в социальной науке, связав наше исследование с общим законом природы, мы вернемся к точке, на которой рассталась в свое время философия и религия с каббалой (читай: открытой системой мировосприятия) и пойдем в будущее с всеобщей интегральной наукой, которую так ищут социологи, психологи и мыслители настоящего.
Неужели мы останемся равнодушными к такой перспективе? Я, думаю, что нет. Но где уверенность в том, что это научно - выверенный подход? Где гарантии, что он выведет нас из хаоса? Почему мы должны ему доверять?
На распутье
Автор: Виталий Вадимов
Мир на распутье. В нем идет борьба. Борьба сил разъединяющих, деструктивных и объединяющих, конструктивных.Незримые весы могут, к моему глубокому сожалению, перевесить в разрушительную сторону.
Распространение в планетарных масштабах эгоцентристкой идеологии потребительского общества все больше способствует нарастанию глобального кризиса. Отсутствие серьезной содержательной политики: социальной, международной, экономической; преступность и коррупция; проведение радикальных реформ; сращивание бизнеса и власти; криминальная приватизация; отсутствие открытого общества; усиление националистической автократии; применение армии во внутренних конфликтах; ведение бессмысленной и кровопролитной войны - все это ставит перед нами вопрос о будущем общественном устройстве.
Еще недавно, может быть,10 лет назад нам казалось, что цивилизация развивается прогрессивным поступательным путем. А что мы видим сегодня? Мир раздирают противоречия.Крушение "коммунистического" общества. Рост терроризма. Противостояние "востока" и "запада". Глобальные катастрофы. Мы живем под угрозой страшных болезней. Наркотики разрушают молодое поколение.
Мы уже научены горьким 80-ти летним опытом, что все попытки исправления, которые начинались именно с социальной сферы, с исправления следствий, а не причин - не имели никакого серьезного основания и, в конце концов, оказывались очередной иллюзией. Чисто социальные трансформации не привели нас к установлению истинной стабильности и процветания общества. Мировая депрессия нарастает. Что дальше? - спрашиваем мы себя.
Трудно ответить на этот вопрос. Слишком много неизвестных в нашем уравнении. К сожалению, и социология сегодня не дает ответ на этот вопрос. Вообще, социология, как и философия, психология и культура в целом, демонстрирует общую усталость. Очевидна ограниченность понимания социологами нового века социальной трансформации. Прежние теории социальных перемен и модернизации оказались несостоятельны перед лицом общественного кризиса. Не произошло и слияния конкурирующих теорий в единую научную систему с единым понятийным аппаратом и методологией.
Обнадеживает только одно. Есть силы конструктивные, объединяющие, вселяющие надежду. В 1977 К.Уилбер впервые встал на путь интеграции, согласно которому различные школы философии, психологии, антропологии, психотерапии понимаются не как конкурентные, взаимно исключающие дисциплины, а как подходы, справедливые лишь в определенных частях полного "спектра сознания".
В 1995 Г.Хакен , а затем и ряд российских исследователей: С. Капица , С. Курдюмов , Г. Малинецкий и В. Степин выдвинули синергетический подход: несиловые взаимодействия, основанные на кооперативных эффектах. Л. Собчик и Б. Базыма подняли вопрос о духовности общества.
В 2004 М. Лайтман представил цельный интегральный подход в науке, сформулировав открытую систему мировосприятия, основанную на многовековых исследованиях ученых каббалистов. Сегодня происходит интеграции этих знаний в мировую науку, которые содержат в себе анализ открытой системы мировосприятия и сопоставление ее с современными научными данными самого широкого круга дисциплин, включая социологический аспект.
Согласно интегральному подходу, самым фундаментальным фактором, определяющим поведение человека, является стремление удовлетворить его жизненные потребности. А поскольку все поведение человека - эгоцентрично, то на пути у одних людей оказываются другие - как препятствия, причем препятствия активные, имеющие свои интересы и стремящиеся удовлетворить только их. Мы видим, что вся история человечества - это борьба между людьми, их объединениями, народами и странами. Поэтому человек во всех своих связях с обществом изначально постоянно ошибается и ушибается.
Новый интегральный подход выдвигает вперед высший человеческий фактор, то есть способность человека преодолеть свой эгоцентризм.Если высший фактор перевесит природный эгоизм - это будет настоящая внутренняя и внешняя революция. Человек станет любящим, ощущающем ответственность за других и мир в целом. Его вектор силы станет созидающим, а не разрушающим. Он сможет стать интегральной частью общественной жизни, упреждать или сдерживать нежелательные и опасные тенденции природных, экономических и политических сдвигов и содействовать желательным.
Также и в социальной науке, связав наше исследование с общим законом природы, мы вернемся к точке, на которой рассталась в свое время философия и религия с каббалой (читай: открытой системой мировосприятия) и пойдем в будущее с всеобщей интегральной наукой, которую так ищут социологи, психологи и мыслители настоящего.
Неужели мы останемся равнодушными к такой перспективе? Я, думаю, что нет. Но где уверенность в том, что это научно - выверенный подход? Где гарантии, что он выведет нас из хаоса? Почему мы должны ему доверять?
Дата: 2019-05-29, просмотров: 155.