Реферат по педагогической психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Студент 3 курса

Факультета психологии

Группы 0500П

Харченко К. В .

 

 

Реферат по педагогической психологии

На тему: Методы исследования педагогической психологии.

 

План реферата

Введение

Основные методы исследования.

Методы обучения.

Метод самовоспитания.

Методы воспитания.

Педагогическая деятельность.

7) Предметное содержание педагогической деятельности.

Мотивация педагогической деятельности.

Мотивация и центрация.

Основные функции педагогической деятельности.

Предмет, задачи, структура педагогической деятельности.

Деятельность, направленность, личность и её формирование.

Психологические условия формирования свойств личности.

Деятельность, направленность свойств личности и её формирование.

Психологические условия формирования свойств личности.

 

Введение

                                                   Педагогическую психологию следует                 

                                                       Рассматривать как самостоятельную науку

                                                       Особую ветвь прикладной психологии

 

                                                   Л.С. Выготский. Педагогическая психология

 

 

Ж. Пиаже считает, что «психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития».

    Психология, также есть сложное интегрированное название знание, основанием представления которого, согласно А.В. Петровскому, служат психологические аспекты: «1) Конкретной деятельности, 2) развития, 3)отношения человека, (как субъекта развития и деятельности) к обществу». Педагогическая психология связана со многими другими науками. 1)Она является конкретной отраслью общепсихологического знания, которая находится в центре треугольника научного знания; 2) Она связана с другими науками из-за того, что образовательный процесс по своим целям и содержанию есть передача социокультурного опыта, в котором собрано самое разноплановое цивилизованное знание в знаковой, языковой форме; 3) Предметом её изучения является сам познающий и обучающийся этому познанию человек, что изучается и многими другими науками. Педагогическая психология неразрывно связана с такими науками, как например, философия, литература, педагогика, лингвистика, социология, конфликтология, этика и т.д. Педагогическая и возрастная психология наиболее тесно, связаны друг с другом. Но если возрастная психология изучает «возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств развивающегося человека, то педагогическая - условия и факторы формирования психических новообразований под воздействием образования. В связи с этим все проблемы педагогической психологии рассматриваются на основе учёта возрастных особенностей человека, находящегося в образовательном процессе. И педагогическая и возрастная психология основываются на знании общей психологии, которая «… вскрывает общие психологические закономерности, изучает психические процессы, психические состояния и индивидуально – психологические особенности личности уже сложившегося человека». Педагогическая психология - пограничная, комплексная область знания, которая «… заняла определённое место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений».

    В «курсе общей, возрастной и педагогической психологии» отмечается, что «… если на первом этапе развития возрастной и педагогической психологии наблюдалась тенденция их обособления, то в наше время, наоборот, - сближения, а в какой-то мере даже и слияния». В «Основах педагогики подчёркивается единство педагогики и психологии, формирующих одну комплексную научную дисциплину. Комплексной и является педагогическая психология.

    Каждая наука, для того, чтобы развиваться, должна опираться на определённые исходные положения , дающие представления о феноменах.

Методология – учение об идейных позициях науки, логике её развития и методах исследования.

    Теория – это совокупность взглядов,  умозаключений, представляющих собой результат познания и осмысления изучаемых явлений. Существует три уровня методологии:

    Общая методология педагогики – обеспечивает наиболее правильные и точные представления об общих законах развития объективного мира, а так же о феноменах которые изучает эта наука. Предполагает учёт закона единства и борьбы противоположностей, в соответствии с которыми процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся.

    Специальнаяметодология педагогики, ориентирует на учёт: устойчивых представлений о сознании и психики человека и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него. Учёт особенностей формирования личности в обществе и группе, в процессе общественно полезной деятельности.

Она позволяет формулировать свои закономерности, развитие и функционирования тех феноменов, которые она исследует.

    Частная методология педагогики, предполагает учёт закономерностей, принципов и методов обучения и воспитания, неразрывной связи, взаимного проникновения обучения , воспитания, развития и образования в ходе педагогического процесса. Она представляет собой совокупность методов, способов и методик исследования различных явлений, которые составляют предмет и объект её анализа.

Педагогическое общение – это общение, специфика которого обусловлена функциональными позициями. Учитель в процессе педагогического общения осуществляет свои обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. От того, каковы стилевые особенности этого общения и руководства, зависит эффективность процессов обучения и воспитания. Первое экспериментальное психологическое исследование стилей руководства было проведено в 1938 г. Немецким психологом Куртом Левиным. В этом исследовании была введена классификация стилей руководства (авторитарный, демократический, попустительский). Это исследование Левин провёл, изучая особенности руководства взрослым группой школьников. К.Левин создал из десятилетних школьников несколько групп. Ребята в этих группах занимались одинаковой работой – изготовлением игрушек. Все группы работали в одних и тех же условиях и выполняли одно задание. Единственным отличием было то, что учителя, отличались друг от друга стилями руководства. Каждый учитель работал со своей группой шесть недель, а затем производился обмен группой. Потом работа ещё в течении шести недель, а затем переход в другую группу. Таким образом прослеживалось именно влияние стиля руководства на межличностные отношения в группе, на мотивацию деятельности и т.д.

    При авторитарном стиле – жёсткое управление и полный контроль выражались в том, что преподаватель значительно чаще, чем другие, прибегал к приказному тону, делал резкие замечания. Авторитарный преподаватель определял цели деятельности и знания, но и указывал способы выполнения его, определяя, кто с кем вместе будет работать. Задания и способы выполнения давались поэтапно. Этот метод снижает мотивацию деятельности, поскольку человек не знает точно конечных целей, для чего выполняется данный этап и что ждёт его впереди.  При авторитарном стиле было выявлено проявление враждебности во взаимоотношениях учеников на фоне покорности.

    При демократическом методе оценивались факты, а не личность. Главной особенностью оказалось то, что группа принимала участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и её организации. В результате у участников развивалась уверенность в себе и самоуправление. При этом стиле в группе повышалась общительность и доверительность взаимоотношений.

    Главной особенностью попустительского стиля, является самоустранение руководителя от ответственности за происходящее.

Результаты показали, что наихудшим стилем оказался попустительский. При нём было выполнено меньше всего работы и качество её было хуже.

    Наиболее эффективным оказался демократический стиль. Для участников группы были характерны интерес к работе, позитивная внутренняя мотивация деятельности. Значительно повысилось качество и оригинальность выполнения заданий. Предпочтительность демократического стиля в педагогическом общении была доказана на разных возрастных группах, начиная от младших школьников и кончая старшеклассниками.

Методы обучения

    Это способы совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности ребёнка, ведущего от незнания к знанию. Применяя различные методы, преподаватель сообщает ученикам материал для познавательной деятельности и руководит ею. Методы обучения связаны с формами и способами мышления, которые обеспечивают возможность проникнуть в суть явлений и процессов. Методы эмпирического познания очень близки детям. Школьники разных возрастов с увлечением наблюдают за явлениями природы, с помощью опытов проверяют подлинность своих наблюдений, учатся на собственных ошибках, приходят к различным выводам. Необходимость жизненного опыта делает детей по природе исследователями, подходят к познавательному взаимодействию как между собой, так и между взрослыми. В результате сформировалась система педагогических методов обучения.

    Устное изложение учебного материала - метод обучения, предполагающий одностороннее воздействие на учащихся.

    Рассказ – вид устного изложения педагогом или учащимся, при использовании которого сосредотачивается внимание на фактах, их взаимосвязи, что мобилизует слуховое восприятие, представления и воображение школьника. В процессе рассказа происходит усвоение детьми фактов, а заодно они ещё учатся излагать свои мысли. Развивающий смысл рассказа в том, что он приводит в состояние активности психические процессы представления, памяти, мышления, воображения, эмоциональных переживаний.

    Объяснения учителя или учащихся – вид устного изложение материала, обеспечивающий выявление сути изучаемого события или явления. Его функция заключается в раскрытии с помощью логических приёмов убедительной аргументации и доказательств научной сути законов, правил. В процессе объяснения происходит обучение учащихся формальнологическомк мышлению, умению аргументировать и доказывать защищаемые пункты.

    Инструктирование – вид устного изложения материала, предполагающий постановку и достижение задач в ходе обучения. Применяется, когда преподу нужно направить учебную деятельность учеников в определённое русло.

    Лекция – вид устного изложения учебного материала и обучающего взаимодействия педагога с учащимися. Она предполагает использование в разных пропорциях и изложения фактов, и краткого вспомогательного диалога. Лекция активизирует подсознательную деятельность обучающихся, приводит к размышлениям над проблемами изучаемой дисциплины.

    Обсуждение изучаемого материала – метод обучения, предполагающий активное взаимодействие и влияние препода и учащегося друг на друга.

    Беседа – педагога с детьми – важный вид обсуждения учебного материала. Она предполагает наличие у детей знаний, для поддержания беседы. Педагогическая функция беседы состоит в использовании знаний и личного опыта, учащихся в целях активации их познавательной деятельности, вовлечения их в активный мыслительный процесс, разрешение противоречий, самостоятельное формирование выводов и общений. С помощью диалога в ней осуществляется и проблемное обучение , и обсуждение различных вопросов, важных для понимания проблемы, и подведение учащихся к самостоятельным выводам. Беседа , как метод , не имеет ограничения по возрасту, а дело лишь, в различии содержания и глубине обсуждения проблемы.

    Классно- групповое занятие – вид обсуждения изучаемого материала, осуществляемого в составе группы, когда все ученики принимают в нём участие.

    Семинар – это наиболее сложный вид обсуждения. В период подготовки семинарского занятия преподаватели проводят консультации. Перед проведением семинара препод продумывает вступительную, основную и заключительную части занятия, а так же дополнительные вопросы. Наиболее сложная задача, которая стоит перед преподавателем, - организовать на семинаре творческое обсуждение проблемы.

    Демонстрация – метод обучения, строящийся на основе показа ученикам в целом и деталях реальных событий жизни, явлений природы, научных и производственных процессов, действия приборов. Суть этого метода, состоит в том, чтобы с помощью действий и средств создать у учеников, наглядный образ изучаемого предмета или явления, сформировать представления о его сути и содержании. Демонстрация, как метод обучения обеспечивает хорошее восприятие и осмысление учащимися сложных явлений действительности в их динамике.

     Обучающий результат демонстрации состоит в обогащении детей знаниями в их образной целостности и эмоциональной окрашенности. Воспитательный эффект демонстрации – в огромном эмоциональном воздействии демонстрируемых явлений. Демонстрация применима в работе с детьми любого возраста. Она включает в свою структуру обязательное собеседование с учащимися по поводу воспринятого, что помогает учителю диагностировать процесс усвоения знаний школьниками.

    Упражнение – метод обучения, предполагающий многократное повторение умственных и практических действий с целью закрепления необходимых навыков и умений. Функция метода упражнения заключается в том, чтобы трансформировать часть знаний учащихся в навыки и умения, сформировать у него готовность к практическим действиям.

    Диагностическое значение упражнения заключается в том, что только глубокое понимание ребёнком приобретённых знаний обеспечивает возможность овладения прочными умениями и навыками. Упражнения являются обязательной частью любого изучаемого школьниками предмета. Выполнению упражнений всегда предшествует прочное усвоение теоретического материала учащимися и инструктаж учителя. Это позволяет учащимся осуществлять воспроизведение действий, необходимых для приобретения навыков с постепенным их усложнением.

    Обучающий результат упражнений проявляется в вооружении системой приёмов, способов практического действия в интеллектуальной и физкультурных формах. Развивающий эффект этого метода выражается в расширении возможностей творческого самовыражения детской личности и формировании её разнообразных способностей. Систематическое выполнение упражнений укрепляет волю учащихся, воспитывает настойчивость, упорство, прилежание, самообладание.

    Методическая система обучения - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, форм и средств планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса, направленных на повышение эффективности обучения школьников. Характерные черты современной методической системы обучения:

- Научно обоснованное планирование учебного процесса;

- единство и взаимопроникновение теоретической и практической подготовки школьников;

- высокий уровень трудностей и быстрый темп изучения учебного материала;

- максимальная активность и достаточная самостоятельность обучения;

- сочетание индивидуальной и коллективной работы школьников;

- насыщенность учебного процесса техническими средствами обучения;

- комплексный подход к изучению различных предметов.

    Цели обучения – определяются преподавателями по каждому учебному предмету.

    Содержание обучения – определяется программами обучения по каждому предмету и корректируется учителями в зависимости от целей учебных занятий.

    Планирование учебного процесса – совокупность действий органов образования и преподавателей, предполагающая расстановку занятий школьников по предметам, времени и месту проведения.

    Контроль, анализ и корректировка учебного процесса – деятельность представителей органов образования и учителей по управлению, регулированию и повышению эффективности учебных занятий.

       

    Метод воспитания

 

    Методы воспитания –  способы педагогического взаимодействия с детьми, организации и самоорганизации их жизни, психолого – педагогического воздействия на их сознание и поведение, стимулирования их деятельности и самовоспитание. Разнообразные методы воспитания могут влиять на все стороны жизни детей и педагогов.

    Методы эффективны, если педагог учитывает содействие самих детей его усилиям, если воспитанники преодолевают в себе сопротивление и сознательное противодействие воспитательным мерам, стремятся к активному освоению духовных ценностей. Метод воспитания, как педагогическая категория характеризуется рядом признаков. Каждый отдельный метод, есть организованная педагогическая деятельность, направленная на решение специфических задач. Метод обусловлен объективными, социальными и природными свойствами человека, его психики. Этому методу присуща специфическая педагогическая функция, связанная с его возможностями, позволяющими решать лишь определённую часть его задач. Каждый из методов воспитания, оказывая влияние на формирование личности, играет главную роль в изменении, устранении лишь определённых качеств. Ни один из методов воспитания не является универсальный, и не решает всех задач.

    Метод убеждения – основной метод воспитания, представляющий собой воздействие учителя на сферу сознания учеников. Он обеспечивает решение главной задачи воспитания школьников – формирования их мирровозрения, высоких гражданских и политических качеств, сознательной убеждённости. Особое значение убеждение приобретает в условиях преобразования всех сфер жизни нашего общества. Метод убеждения апеллирует к уму, логике, опыту и чувствам молодого человечка, обеспечивая добровольное принятие им идей, их осмысливание и превращение в мотивы поведения. Важно, чтобы в результате убеждения, у детей формировались, своя твёрдая уверенность, способность защищать свои идеи, бороться с ошибочными взглядами. Метод убеждения предполагает систематическую объективную информацию, разъяснение и гласность по важнейшим вопросам из всех сфер общественной жизни. Большой силой убедительности обладают факты. Убеждение на практическом опыте может осуществляться путём личного показа, или при помощи совместной деятельности или показом опыта других.

    Метод упражнения – в воспитании обычно понимают такую систему организации повседневной жизни, процесса обучения, деятельности., которая позволяет школьникам накапливать опыт правильного поведения, самостоятельности в решении задач, развивать их индивидуальные качества, чувства и волю, формировать положительные привычки, обеспечивать единство знаний, убеждений и поведения, слова и дела. Упражнение, как метод воспитания обеспечивает вовлечение детей в общественно полезную работу. Учителя должны обращать особое внимание на развитие у школьников способности ориентироваться в учебной обстановке, проявлять самостоятельность, добиваться своих целей. Выполнению упражнений всегда предшествует прочное усвоение теоретического материала учащимися и тщательный инструктаж учителя. Это позволяет учащимся осуществлять систематическое воспроизведение действий, необходимых для формирования определённых качеств.

       

Методы самовоспитания

Основные методы 1) Самообязательство, 2) Самоутверждение, 3)Самоорганизация, 

4) Самоконтроль, Самопринуждение.

 Самовоспитание осуществляется с помощью общих и специфических методов, таких, как, самообязательства, самоорганизация личной жизни и профессиональной деятельности.

    Самообязательства – включает, осознание целей и задач самосовершенствования, выработанные, продуманные. В соответствии с самообязательствами, разрабатываются принципы и правила личного поведения, как основы высокой самоорганизации личной жизни, учебной, и общественно политической деятельности человека. Это такие правила, как: «Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше». Часто человек сам формирует для себя правила, которых стремится придерживаться в целях самосовершенствования. В практической деятельности по самовоспитанию можно руководствоваться следующими правилами – всегда и во всём:

 - умей сосредоточить своё внимание на начатом деле,

- не отвлекайся во время работы.

Николай Рерих. Половодье

    Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования. Эта деятельность возникла в истории цивилизации с появлением культуры, когда задача «создания, хранения и передачи подрастающим поколениям образцов производственных умений и норм социального поведения» выступила в качестве одной из решающих для общественного развития, начиная с первобытной общины, где дети учились в общении со старшими, подражая, перенимая, следуя им, что было определенно Д. Брунером как « обучение в контексте». Согласно Д. Брунеру, человечество знает « три основных способа обучения молодого поколения: выработка составляющих компонента навыка в процессе игры у высших приматов, обучение в контексте у туземных народов и отделённый от непосредственной практики абстрактный метод школы».

    Постепенно с развитием общества начали создаваться первые классы, школы, гимназии. Претерпев в разных странах на разных этапах значительные изменения в содержании обучения, его целей, школа, тем не менее, осталась социальным институтом, назначение которого – передача социокультурного опыта посредством педагогической деятельности учителей и педагогов.

Характеристики педагогической деятельности

    Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид деятельности . Это – мотивированность, предметность. Характеристикой педагогической деятельности по Н.В. Кузьминой, является её продуктивность. Существует пять уровней продуктивности педагогической деятельности:

    «1) – минимальный репродуктивный; педагог умеет пересказать другим то, что знает сам; непродуктивный.

    2) - низкий адаптивный; педагог умеет приспособить своё сообщение к особенностям аудитории; малопродуктивный.

    3) – средний локально моделирующий ; педагог владеет способами обучения учащихся знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса; среднепродуктивный.

    4) – высокий системно моделирующий знания учащихся; педагог владеет стратегиями формирования системы знаний, навыков , умений учащихся по предмету в целом; продуктивный.

    5) – высший системно моделирующий знания учащихся; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии; высокопродуктивный»

Предметное содержание педагогической деятельности

    Педагогическая, как и любой другой вид деятельности, определяется психологическим содержанием, в которое включаются мотивация, цели, предмет, средства, способы, продукт и результат.

    Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия развития. Средствами педагогической деятельности являются научные знания, при помощи и на которых, формируется закон обучающихся. В качестве «носителей» знаний выступают тексты учебников или их представления, воссоздаваемые учеником при организованном учителем наблюдении ( на лабораторных, семинарах, контрольных и т.д.).

    Способами передачи социально – культурного опыта в педагогической деятельности являются объяснение, показ ( иллюстрация), совместная работа с обучающимися по решению учебных задач, непосредственная практика обучающегося (лабораторная) тренинги.

    Продуктом педагогической деятельности является формируемый индивидуальный опыт ученика во всей совокупности его нравственно – этических, эмоционально – смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт педагогической деятельности оценивается на экзамене, зачёте, по критериям решения задач. 

    Результатом педагогической деятельности как выполнения её основной цели является личностное , интеллектуальное развитие обучающегося, совершенствования , становление его как личности , как субъекта учебной деятельности. Результат диагностируется сопоставлением качеств ученика в начале обучения и по его завершении во всех планах развития человека.

Мотивация и центрация.

Мотивационно – потребностная сфера деятельности педагога может быть проинтерпретирована в терминах его центрации, по А,Б,Орлову. Центрация понимается в гуманистической психологии как «особым образом построенное простое взаимодействие учителя и учащихся, основанное на эмпатии, безоценочном принятии другого человека и конгруэнтности переживаний и поведения. Центрация трактуется одновременно и как результат личностного роста учителя и учащихся, развития их общения, творчества, личностного роста в целом.» А.Б. Орлов описывает семь основных центраций:

1. Эгоистическая – на интересах своего «Я».

2. Бюрократическая – на интересах администрации, руководителей.

3. Конфликтная – центрация на интересах коллег.

4. Авторитетная – на интересах, запросах родителей учащихся.

5. Альтруистическая – на интересах(потребностях) учащихся.

6. познавательная – на требованиях средств обучения и воспитания.

Гуманистическая – центрация учителя на интересах (проявлениях своей сущности и сущности других людей (администратора, коллег, родителей, учащихся)). В гуманистической психологии наиболее развита гуманистическая центрация, она как бы противостоит первым шести центрациям, отражающих реальность традиционного обучения.

    Педагогическая деятельность характеризуется предметным содержанием, внешней структурой, в которой особая роль отводится мотивации, соотносимой с различными центрациями педагога и мотивом доминирования.

Студент 3 курса

Факультета психологии

Группы 0500П

Харченко К. В .

 

 

Реферат по педагогической психологии

Дата: 2019-05-29, просмотров: 199.