Туристская перевозка – 1) перемещение туристов и их багажа из одного пункта в другой с помощью транспортных средств. Осуществляется на основании заключенного договора; 2) основной элемент транспортного обслуживания в ходе поездки включает доставку туристов от места их постоянного проживания к месту назначения (или месту начала маршрута) и обратно. Этот вид туристской услуги предоставляется транспортными компаниями.
Туристская поездка – туристская услуга (комплекс туристских услуг, туристский продукт), обеспечивающая удовлетворение оздоровительных и познавательных потребностей туристов при организованных активных способах передвижения или перемещения по туристскому маршруту.
Туристская политика – один из видов социально-экономической политики государства, направленной на развитие туристской индустрии и субъектов туристского рынка (туроператоров и турагентов). Туристская политика – это совокупность мер и мероприятий юридического, политического, экономического, социального и другого характера в целях создания условий для развития туризма, регулирования и координации его деятельности.
Туристская путевка – документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта и являющийся бланком строгой отчетности (ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», 1996, исправления от 2007 г.).
Туристская сеть – совокупность расположенных в стране (республике, области, районе) туристских учреждений. К ним относятся учреждения лечебно-оздоровительного отдыха, спортивного и познавательного туризма.
Туристская территория – вид комплексного туристского ресурса – географически определенное место концентрации наиболее ценных туристских ресурсов, а также объектов туристского интереса, выделяемое в составе туристского региона, с указанием в кадастрах и иных видах документации и введением режима приоритетного целевого функционирования и развития туризма.
Туристская услуга – это:
1) результат деятельности туристского предприятия по удовлетворению соответствующих потребностей туристов;
2) результат непосредственного взаимодействия исполнителя услуги и ее потребителя (туриста), а также собственная деятельность исполнителя услуги по удовлетворению потребности потребителя в организации поездки (путешествия) и ее осуществлении и других, связанных с этим потребностей;
3) деятельность предприятий, организаций, учреждений или граждан-предпринимателей по удовлетворению потребностей посетителей в путешествиях, отдыхе или экскурсиях;
4) совокупность целенаправленных действий в сфере обслуживания, которые ориентированы на обеспечение и удовлетворение потребностей туриста или экскурсанта, отвечающих целям туризма, характеру и направленности туристской услуги, тура, туристского продукта и не противоречащих общечеловеческим принципам морали и доброго порядка.
Туристская фирма – коммерческая организация, имеющая главной целью своей деятельности получение прибыли за счет оказания различных видов туристских услуг.
Туристские консорциумы – добровольные объединения нескольких турагентств, при которых за последними остаются финансовая и юридическая самостоятельность.
Туристские кооперативы – объединение на основе единого устава турфирм (как правило, турагентов) для более эффективного осуществления совместной деятельности (например, при бронировании мест в средствах размещения и на транспорте).
Туристские корпорации – разнообразные фирмы и организации, которые в своей деятельности полностью или частично связаны с туристским бизнесом (от страховых контор и экскурсионных бюро до транспортных агентств и гостиничных отелей, кемпингов). Корпорации, обслуживая потребности конечных пользователей туров, включают в свой состав туроператоров и турагентства. В своей деятельности они опираются, как правило, на широкую сеть самостоятельных рыночных субъектов – национальных туроператоров и турагентств.
Туристские ресурсы – это:
1) природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил (ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», 1996, 2007);
2) природно-климатические, социокультурные, исторические, архитектурные и археологические, научные и промышленные, зрелищные, культовые и иные объекты или явления, способные удовлетворить потребности человека в процессе и в целях туризма;
3) природные, культурно-исторические и социально-экономические объекты и явления, на данной фазе развития общества пригодные в качестве основы для предоставления туристских услуг.
Туристские формальности – процедуры, связанные с соблюдением туристами, пересекающими государственную границу, определенных условий, правил и требований, установленных государственными органами страны выезда и пребывания. Формальности подразделяются на группы: паспортные, визовые, валютные, таможенные, медицинские и полицейские.
Туристский бизнес – деятельность предприятий туристской индустрии, основанную на использовании туристских ресурсов и направленную на получение прибыли посредством удовлетворения потребностей туристов (туристских потребностей). Характерным признаком туристского бизнеса является то, что результатом труда в сфере туристского бизнеса является удовлетворение туристских потребностей.
Туристский ваучер (инвойс) – это:
1) официальный документ, подтверждающий оплату предусмотренных программой обслуживания услуг и являющийся основанием для их получения туристом или группой туристов;
2) документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания;
3) документ, распоряжение туроператора своему контрагенту (принимающей стороне) о предоставлении туристу в соответствии с заключенным договором необходимого туристского обслуживания с гарантией его оплаты в установленном порядке.
Туристский договор – гражданско-правовое соглашение двух и более юридических лиц, которое направлено на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей по поводу купли – продажи туристского продукта или услуги.
Туристский интерес – перспектива получения туристом объективной информации, положительных эмоций и/или потенциальная возможность удовлетворения планируемой потребности туриста в конкретной, априори частично известной туристской услуге (работе), туристском товаре и туристском продукте, основанных на определенном комплексе туристских ресурсов, выступающих в виде объектов туристского интереса.
Туристский комплекс – 1) градостроительное образование различного функционального профиля, состоящее из туристских учреждений, объединенных единым архитектурно-планировочным решением, общей пространственной композицией и организацией обслуживания; 2) совокупность разных по функциям туристских учреждений вместимостью более 1000 мест, объединенных одной функциональной программой (лечение, оздоровление, отдых, деловые встречи и мероприятия и т. д.).
Туристский кругооборот – система экономических отношений, в рамках которой совершается процесс превращения услуг в деньги и обратно. Она показывает направление движения потоков туристского продукта, инвестиций в развитие сферы туризма и денежных поступлений в бюджет от доходов туристской деятельности.
Туристский лагерь – специализированное рекреационное предприятие, предназначенное для активного отдыха на природной среде.
Туристский маршрут – это:
1) географически определенная, привязанная к данной местности и особенным объектам и описанная с различной степенью детальности, трасса похода, путешествия;
2) путь, который пересекает определенное географическое пространство и имеет специфику дорог, учреждений, находящихся по пути следования, туристских достопримечательностей;
3) заранее спланированный путь перемещения туристов по географическим точкам в течение определенного периода времени с целью получения предусмотренных программой обслуживания и дополнительных туристско-экскурсионных услуг.
Туристский объект – особое градостроительное образование, ориентированное на предоставление туристам заданного объема услуг и реализацию специализированных туристских программ.
Туристский пакет – основной (обязательный) комплекс услуг, предоставляемых в путешествии по индивидуальному или групповому плану, который имеет серийный характер, предлагается в широкую продажу. Турпакет включает четыре обязательных элемента: туристский центр, транспорт, услуги размещения, трансфер.
Туристский потенциал – вся совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации туристской деятельности на определенной территории. Иногда туристским потенциалом называют отношение между фактической и предельно возможной численностью туристов, определяемой исходя из наличия туристских ресурсов, что является, по мнению авторов, не совсем верным утверждением.
Туристский продукт – это:
1) комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта (ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», 1996, 2007);
2) совокупность вещественных (товара) и невещественных (услуги) потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период его туристского путешествия (поездки) и вызванных именно этим путешествием.
При этом под туристским товаром понимается продукт труда производственных сфер деятельности, созданный для продажи и предназначенный для использования преимущественно туристами или экскурсантами, а туристская услуга определяется как деятельность предприятий, организаций, учреждений или граждан-предпринимателей по удовлетворению потребностей посетителей в путешествиях, отдыхе или экскурсиях.
Туристский район – территория, обладающая определенными признаками аттрактивности и обеспеченная туристской инфраструктурой и системой организации туризма. Туристские районы отличаются следующими признаками: а) время возникновения, исторические особенности формирования; б) природные, историко-культурные, социально-экономические и населенческие предпосылки формирования; в) уровень развития туристской инфраструктуры; г) туристская специализация.
Туристский регион – это:
1) территория, которая располагает большой сетью специальных сооружений и услуг, необходимых для организации отдыха или оздоровления. Из данного определения следует вывод о том, что туристский регион, для того чтобы считаться самостоятельным, должен иметь все необходимые сооружения для пребывания в нем туристов, то есть туристский регион определяется как место, располагающее туристскими сооружениями и услугами, которые выбирает турист или группа туристов и которые продаются производителем услуг;
2) отдельная территориальная единица, находящаяся в единстве с природой и обладающая физико-географическими, эколого-экономическими, этнически-историческими, политико-административными и правовыми свойствами, которые обеспечивают ее функционирование. Туристский регион есть внутринациональная категория, которая может соответствовать конкретному административно-территориальному делению (АТД), занимать часть АТД или представлять собой территорию, расположенную в пределах нескольких административно-территориальных единиц;
3) отдельная территориальная единица, основанная на общности природных, культурных и историко-архитектурных ресурсов, объединенная общей туристской инфраструктурой и воспринимаемая в виде целостного объекта;
4) территория, располагающая объектами туристского интереса и предлагающая определенный набор услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туристов.
Туристский рынок – это:
1) место, где происходят сделки купли-продажи туристского продукта (туров, отдельных услуг туризма или товаров для туристов);
2) инструмент согласования интересов покупателей и продавцов туристского продукта; сфера реализации туристского продукта; сфера проявления экономических отношений между покупателями и продавцами туристского продукта;
3) сфера проявления общественно-экономических отношений между производителями, и потребителями туристского продукта, объединяющая спрос и предложение для обеспечения процесса купли-продажи туристского продукта;
4) сфера реализации туристского продукта и экономических отношений, возникающих между покупателями и продавцами туристского продукта, то есть между туристом, турагентством, туроператором;
5) экономическая система взаимодействия четырех основных элементов: туристского спроса, предложения туристского продукта, цены и конкуренции.
Туристский сезон – время, в которое совершается максимальное количество поездок. Период спада путешествий соответствует межсезонью, а период, в течение которого отмечается незначительное количество туристских путешествий, называется низким сезоном.
Туристский центр – местность, располагающая помимо туристских ресурсов соответствующей инфраструктурой (транспорт, предприятия размещения, питания, сервисного обслуживания, развлечения и т. д.) для обслуживания значительных туристских контингентов, а также привлекающая туристов в силу наличия специфических рекреационных ресурсов, удобств транспортно-географического положения и доступной для туриста информации о нем.
Туристское агентство – розничная фирма, которая вступает в непосредственный контакт с конечным потребителем. Она выступает промежуточным звеном между туристами-клиентами и рядом предприятий, обслуживающих их в период туристской поездки.
Туристское впечатление – комплекс эмоций, в общем случае положительных, и душевного и физического состояния туриста, возникший или достигнутый им в результате потребления туристских услуг (работ), приобретения туристских товаров, потребления туристского продукта.
Туристское обслуживание – совокупность видов деятельности, обеспечивающих туристам различные удобства при покупке и потреблении услуги товаров во время путешествия и пребывания вне постоянного места жительства.
Туристское образование – отрасль непроизводственной сферы страны, в задачи которой входит обучение, предоставление возможности получения профессиональных знаний и навыков, которое осуществляется через существующие в стране системы среднего специального и высшего профессионального образования.
Туристское предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, осуществляющий формирование, продвижение и/или реализацию услуг туристам, а также другие виды вспомогательной хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством и предусмотренные его уставом.
Туристское природопользование – использование природных ресурсов и комплексов для организации туристской деятельности.
Туристское путешествие – пребывание в течение одного или нескольких дней вне дома с целью проведения выходных или праздников, – посещения родственников и знакомых, участия в бизнес-конференциях и с другими целями, исключая обучение в закрытых учебных заведениях и сезонные заработки.
Туристское районирование – процесс расчленения территории, при котором районы идентифицируются по наличию у них особых рекреационных признаков и выделяются туристские районы, отличающиеся друг от друга по набору и степени выраженности признаков.
Туристско-рекреационный комплекс – сложное хозяйство, куда входят лечебные и оздоровительные учреждения, обслуживающие предприятия и сопутствующие отрасли (предприятия торговли и общественного питания, бытовые, культурные и спортивные учреждения, экскурсионные объекты, дорожно-транспортная сеть, сувенирное производство и др.).
Турлидер – руководитель туристской группы. Это может быть профессиональный групповод, представитель туристской организации (туроператор), комплектующий туристскую группу. Турлидером обычно является работник туристской фирмы, хорошо знающий маршрут.
Туроператор – это:
1) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, действующее на основании лицензии на туроператорскую деятельность, осуществляющее планирование и организацию путешествия (поездки), продвижение пакета туристских услуг, необходимых для поездки, его оптовую и розничную покупку и продажу, а также оказание других туристских услуг, связанных с проведением путешествия (поездки);
2) субъект предпринимательской деятельности (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) и туристского рынка, активно осуществляющий на основе лицензии деятельность по планированию, разработке, продвижению и реализации туристского продукта с коммерческими целями.
Туроператорский каталог – официальное информационно-справочное издание туроператора, содержащее детальное описание стандартного турпродукта, предлагаемого туроператором к розничной продаже, в том числе описание направления (региона) посещения и маршрута, его экскурсионные возможности, характеристика средств размещения и предлагаемые услуги, правила розничной продажи турпродукта.
Турорганизатор – 1) название туроператора в международной практике; 2) инициативный турист, подбирающий партнеров для путешествия, но не получающий комиссионного вознаграждения как турагент или турлидер.
Турпакет – совокупность обязательных компонентов для реализации туризма, включающая туристский центр, транспортные средства передвижения, услуги размещения, трансфер.
– У –
Услуги материальные – услуги, обеспечивающие восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказу граждан (туристов), а также перевозку грузов и людей, создание условий для потребления.
Услуги социально-культурные – услуги, обеспечивающие поддержание и восстановление физического здоровья, духовное развитие личности, повышение профессионального мастерства.
– Ф –
Фирма – самостоятельная предпринимательская единица с правами юридического лица, которая в качестве собственника или титульного владельца (арендатора, трастового управляющего, оператора и т. д.) разрабатывает и реализует стратегию распоряжения имуществом, нематериальными активами и доходами, используя организационно-плановые методы.
Флотель – плавающая гостиница, в которую превращено зафрахтованное комфортабельное пассажирское судно, чаще всего под флотели используют старые круизные суда.
Форс-мажор – обстоятельство, наступление которого не могло быть предотвращено стороной, ответственной за исполнение обязательства, и являющееся причиной неисполнения последнего (например, война, стихийное бедствие и т. п.). При наступлении такого обстоятельства ответственность за исполнение обязательства обычно снимается.
Форс-мажорная оговорка – условие, которое включается в договоры для освобождения от ответственности на невыполнение каких-либо условий договора по причине действия непреодолимой силы, мешающей выполнению принятых на себя обязательств или сделавшей их выполнение невозможным.
Фрахт – плата за перевозку грузов и пассажиров различными видами транспорта, главным образом морским. Фрахтование – это: 1) заключение договоров на международные перевозки грузов или пассажиров; 2) наем морского или воздушного судна. Фрахтователь – это: 1) наниматель морского или воздушного судна; 2) туроператор, обязанный согласно договору фрахтования выплатить оговоренную сумму за всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров, багажа. Фрахтовщик – транспортная организация, которая обязуется предоставить туроператору (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров, багажа.
– Ц –
Цена туристского продукта – денежное выражение стоимости туристского продукта; важный экономический показатель, который формируется в результате учета расчетной величины на покрытие расходов производства и продвижения турпродукта и включения определенного процента прибыли.
Центр туризма – город, местность или объект, где на базе рекреационных ресурсов создан комплекс туристско-экскурсионного обслуживания.
Центр туристского интереса – ограниченная территория, обладающая свойствами привлекать и удерживать туристов и, кроме того, имеющая все условия, в том числе городские строения, различного вида услуги для удовлетворения потребностей туристов.
– Ч –
Чартер – это:
1) договор на аренду транспортного средства на какой-либо рейс или срок;
2) договор морской или воздушной перевозки грузов или пассажиров, заключенный между владельцем транспортного средства (фрахтовщиком) и нанимателем (фрахтователем) на аренду всего транспортного средства или его части на определенный рейс или срок;
3) договор фрахтования, согласно которому фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю за плату часть (блок-чартер) или всю (тайм-чартер) вместимость одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров, багажа.
Чартерная цепочка – туристская программа, состоящая из нескольких чартерных рейсов между двумя или более пунктами, скоординированная таким образом, чтобы исключить порожний прогон самолетов и простой гостиничных номеров (время прибытия с одной группой в пункт назначения совпадает со временем отправления другой группы из этого же пункта). Чартерный рейс – рейс, выполняемый вне регулярного расписания на условиях чартера.
– Ш –
«Шведский стол» – вид самообслуживания в ресторане, кафе, а также на официальных приемах. В рамках коммерческого варианта посетитель пункта питания получает за единую усредненную плату любое количество блюд в любом ассортименте по своему выбору из числа предлагаемых и выставленных в зале. Шведский стол есть форма организации обслуживания туристов с предоставлением свободного выбора выставленных на общий стол блюд и самообслуживания.
– Э –
Экскурсант – временный (однодневный) посетитель местности, населенного пункта, территории или другой страны, независимо от его гражданства, пола, языка и религии, находящийся в данной местности в целях туризма не более 24 часов.
Экскурсионная деятельность – деятельность юридических и физических лиц, обладающих в установленном порядке правами на организацию посещений гражданами туристских ресурсов в стране (месте) временного пребывания и их реализации, а также иная деятельность, которая не включает ночевок экскурсанта в месте пребывания и охватывает период пребывания не более 24 ч.
Экскурсионное бюро – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий в установленном порядке экскурсионную деятельность, в том числе по планированию, организации, продвижению и реализации комплексной экскурсионной услуги, включая проведение экскурсии, а также оказание других услуг, связанных с проведением экскурсии.
Экскурсия – это:
1) туристская услуга, обеспечивающая удовлетворение духовных, эстетических, информационных и иных познавательных потребностей туриста или экскурсанта;
2) процесс наглядного познания окружающего мира: особенностей природы, современных и исторических ситуаций, элементов быта, то есть достопримечательностей определенного города или региона – заранее избранных объектов, которые изучаются на месте их расположения;
3) тематический маршрут с целью посещения достопримечательных объектов и местностей;
4) кратковременное перемещение людей с целью изучения объектов и явлений, приобретения знаний или получения эстетического удовольствия и оздоровления от осмотра природных достопримечательностей, контакта с природой, ознакомления с музеями, памятниками культуры и т. д.
Элементы туристского рынка – к ним относятся:
1) спрос – форма проявления потребности населения в туристском продукте, обеспеченная денежными средствами;
2) предложение – вся масса предназначенных для продажи туров, услуг туризма и товаров туристско-сувенирного назначения. К предложениям на туристском рынке относятся направления (регионы пребывания) и объем туров (услуг), предназначенных на продажу и предлагаемых покупателям в течение какого-либо периода по определенной цене;
3) конкуренция – взаимная борьба предпринимателей за монопольное, или наилучшее положение на туристском рынке. Конкурентная борьба ведется двумя основными методами: ценовой и неценовой конкуренцией. Через ценовую конкуренцию продавцы влияют на спрос главным образом посредством изменения в цене. При ценовой конкуренции продавцы повышают или понижают цену в зависимости от спроса. Но все большую роль играет неценовая конкуренция, когда производитель выделяет свой продукт из ряда аналогичных продуктов конкурентов, придавая ему уникальные для покупателя свойства;
4) цена – денежное выражение стоимости туристских продуктов, туристских товаров и услуг, предлагаемых для реализации потребителю на туристском рынке.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. Содержание ГОС по дисциплине «Основы туризма»
Значение туризма в жизни общества. Организационные основы туризма. Основные понятия туристской индустрии и классификации. Понятие туристского продукта, его разработка и потребительские свойства. Индустрия туризма. Услуги туристской индустрии, их значение в формировании туристского продукта.
Международный рынок туризма. Характеристика международного туристского рынка. Международные организации туристской индустрии, мероприятия. Компании и корпорации. Агентско-операторская деятельность на международном рынке туризма.
Рынок туризма в России. Структура рынка туризма. Структура управления туризмом в России. Современное состояние туризма в России. Динамика российского туризма. Приоритетные направления развития туризма.
2. Примерная программа дисциплины
Введение
Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта специальности 230800 «Туризм». При разработке учитывалась взаимосвязь данного предмета с ранее изучаемыми дисциплинами: экономическая теория, основы менеджмента, экология, философия, дисциплины регионального компонента и др.
Цель дисциплины – ознакомление студентов с фундаментальными основами и особенностями организации туризма и туристской деятельности, а также формирование у будущих специалистов целостной системы знаний о туризме и его основных аспектах и проявлениях.
Задачи дисциплины:
· формирование целостного представления о концептуальных рамках туризма и туристской деятельности;
· определение места туризма и туристской деятельности в системе наук, а также выявление связей туризма с другими научными направлениями;
· определение роли ресурсной и инфраструктурной составляющей при организации туристской деятельности;
· выделение и характеристика основных пространственных структур туристской деятельности;
· характеристика структуры, особенностей и тенденций развития международного и национального туристских рынков;
· изучение технологий функционирования важнейших отраслей туристской индустрии и анализ особенностей предоставления туристских услуг различными предприятиями туристской индустрии;
· рассмотрение особенностей организации и ведения туроператорского и турагентского бизнеса;
· анализ структуры и особенностей турпродукта как результата агентско-операторского производства;
· выявление особенностей туристской политики и специфики международного регулирования туристской деятельности;
· характеристика международных и национальных туристских организаций и мероприятий;
· определение и анализ основных аспектов взаимодействия туризма с окружающей средой;
· характеристика потенциала, современного состояния и важнейших направлений развития туристской деятельности в своем регионе.
Содержание учебной дисциплины
Дата: 2019-04-23, просмотров: 291.