Туризм и окружающая среда: пространство взаимодействия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Туризм в настоящее время – не только бурно развивающаяся область научных исследований, один из значительных социальных феноменов современности, но и важнейшая индустрия мира. Более 270 млн. туристов тратят около 92 блн. дол. США за пределами своих стран. Активно осваиваются новые туристские пространства, так как традиционные формы привлечения туристов на рынках Европы и Северной Америки достигают своего предела. Огромные потоки туристов устремляются на новые территории, в том числе и в Россию.

Положение региона в мировой иерархии туризма во многом определяется характером туристских потоков и предпосылками для их возникновения в будущем:

ü направлением туристских потоков в регион и из него, структурой зарубежной туристской клиентуры и собственных граждан, выезжающих с туристскими целями;

ü особенностями туризма в данном регионе: ритмами сезонности, преобладающими видами и формами туризма, основными целями посещения;

ü отношением властей и местных туристских органов к проблемам туризма, спецификой региональной туристской политики;

ü экономической ролью туризма в хозяйственной структуре данного региона;

ü перспективами развития туризма на данной территории.

Перечисленные факторы, в свою очередь, предполагают исследование взаимовлияния туризма и экологической обстановки, экономической ситуации, социальных возможностей и культурного потенциала региона. Проблемы воздействий туризма на окружающую среду, природную и созданную руками человека, социальную и культурную жизнь региона, находятся в фокусе внимания экологов, географов, медиков, экономистов, социологов, психологов, антропологов, культурологов.

Оценка влияний собственно туризма имеет ряд методологических сложностей. Человек изменяет облик Земли, поэтому невероятно сложно представить Землю до его появления и установить базовый уровень, относительно которого можно измерять изменения. Даже без участия человека окружающая среда находится в состоянии постоянного изменения. Поэтому многие влияния, оказываемые человеком, в частности туризмом, являются результатом нормальных природных процессов, лишь ускоренных участием человека.

Туризм – мощный агент изменений, вызывающий специфические воздействия на природную среду. Во множестве случаев, однако, чрезвычайно трудно определить принципиальные причины изменений, являются ли изменения следствием развития туризма или же туризм – только один из агентов изменений. Комплексные интеракции феномена туризма делают практически невозможным измерить его тотальное влияние. Многие из воздействий туризма часто проявляются очень коварно и неожиданно. Первичные воздействия влекут за собой вторичные и последующие и порождают отзвуки, которые невозможно на практике отследить и изучить. Перекрестные влияния являются непосредственным результатом интерактивной природы экономического, социального и инвайронментального феномена. Взаимодействия между компонентами каждой из этих сфер влияния влекут за собой дальнейшие изменения, которые сказываются на всей системе, создавая сложный ряд потоков воздействий.

Особое воздействие от туристской деятельности испытывают на себе определенные группы людей, например, расовые и культурные меньшинства, уникальные животные, редкие растительные виды. Они очень привлекательны для туристов, но достаточно ранимы и подвержены негативному влиянию. Будущее изучение последствий туризма будет продолжать касаться типов и величины воздействий и того, преимущественно позитивны или негативны они для принимающих зон. Важно также обращать более пристальное внимание на размер воздействия для сфер влияния туристского развития. Взгляд на их последствия может быть разным, в зависимости от того, оцениваются они с точки зрения локальных, региональных, национальных или международных перспектив, туризм динамичен, и воздействия, их значимость постоянно меняются благодаря изменениям целей как туристов, так и принимающих их людей, колебаниям в процессах, затрагивающих экономическую и физическую среду, а также технологическим и другим переменам в самой туристской индустрии. Все это предполагает, что воздействия будут изменяться с течением времени, и что необходим периодический мониторинг туристской ситуации в регионе.

Инвайронмент обеспечивает удовлетворение потребностей и ожиданий туристов. Особенности окружающей среды, хотя и не полностью определяют модели поведения туристов, очевидно, влияют на выбор места и средств размещения, а также на продолжительность пребывания. Кроме того, привлекательность исторических, археологических мест и культурных памятников значительно возрастает, если дополняется природной уникальностью.

Г. Будовски предположил, что между производителями туристских услуг и защитниками окружающей среды возможны три типа взаимоотношений:

1. Относительная независимость. Сторонники разных лагерей уважают противоположную позицию, сохраняя изоляцию и стремясь к минимальному числу контактов. Такая ситуация становится невозможной для современности, когда развивается массовый туризм;

2. Симбиоз (взаимная поддержка и взаимовыгодное сотрудничество). Разумное и контролируемое использование природных ресурсов, сохранение и поддержание природных зон, археологических зон и исторических памятников – способ улучшения качества инвайронмента. Сохранение в контексте развития туризма выражается в следующих формах:

ü туризм стимулирует восстановление существующих исторических мест, зданий и памятников;

ü туризм способствует трансформированию старых зданий и пространств в принципиально новые туристские возможности;

ü туризм активизирует сохранение природных ресурсов;

ü туризм повышает ответственность за управление и административный контроль, что, в свою очередь, улучшает качество инвайронмента и позволяет в большей степени удовлетворять потребности клиентов;

3. Конфликт. Примеры разрушающей активности туристов: сбор гербариев, собирание цветов, листьев, частей растений, неосторожное обращение с огнем, новогодняя вырубка елей и сосен, замусоривание лесов, прокладывание пешеходных и велосипедных дорожек сквозь лесной массив, организация кемпингов.

Рассмотрим теперь более подробно основные аспекты воздействия туризма на окружающую среду, которые выделяются и концептуализируются в работах видных отечественных и зарубежных специалистов. Туризм развивается главным образом в регионах с удовлетворительной экологической ситуацией и экономически стимулирует развитие природоохранной деятельности в них. С другой стороны, неконтролируемое развитие туризма наносит ущерб окружающей среде. Туризм оказывает на окружающую среду также и косвенное воздействие, которое выражается в изменении менталитета, стиля поведения и уклада жизни местного населения и туристов, что в итоге меняет их отношение к природным ресурсам.

Следует также отметить, что во многих регионах часто проблемой является не развитие туристского сектора само по себе, а отсутствие рационального способа этого развития. Можно выделить несколько аспектов влияния туризма на окружающую среду: на экосистемы и природные ресурсы – землю, флору, фауну, воздух, ландшафт и др.; на постройки, особенно на памятники архитектуры; на местные общества и народы – их культуру, ценности, уклад и т. д.; на местную региональную и национальную экономику.

Природные и культурные ландшафты часто являются главными факторами привлечения туристов в места отдыха. Однако следует учитывать, что способность к сохранению и самовосстановлению природных комплексов рекреационных местностей прежде всего связана с допустимыми нормами антропогенных нагрузок. В 1920-30 гг. главным фактором воздействия рекреации на почву было признано вытаптывание. Наибольшее воздействие рекреации на почву и растительность приурочено к местам интенсивного отдыха (стоянкам, учреждениям отдыха, тропам).

К тому же очевидно, что лес и участки растительности будут иметь максимально возможное рекреационное значение лишь в том случае, если в них будут сосредоточены только «мягкие» формы рекреации. Главной формой рекреационного оборудования леса должны быть пешеходные дорожки. Представляется целесообразным при планировании размещения учреждений отдыха, кемпингов, дорожно-тропиночной сети проводить исследование почв на устойчивость. Все массовые и шумовые формы рекреации необходимо вынести за пределы леса.

Влияние туризма на пресноводные водоемы выражается в увеличении уровня загрязнения вод стоками со стоянок, а также в механическом нарушении биоты при расчистке озер, при перемешивании вод винтами лодочных моторов. С моторных лодок часто происходит утечка горюче-смазочных материалов. Образующаяся в результате этого на поверхности воды нефтяная пленка нарушает нормальный газообмен, препятствует насыщению воды кислородом. Наибольшее действие оказывает такая деятельность на биоту малых озер.

Интенсивное развитие приморского и прибрежного туризма значительно изменяет природный ландшафт. На эти изменения оказывает влияние и воздействие, связанное с развитием туризма в прибрежных районах: торговля, транспорт, отели, места проживания обслуживающего персонала и т. д. Особенно быстрое развитие приморского и прибрежного туризма ожидается на территории государств ЕС, которые уже сейчас являются главными районами этого вида туризма.

Острова, особенно небольшие, сталкиваются с всевозрастающим давлением со стороны туризма. Социальные, экономические и природные системы островов уникальны и взаимозависимы. Поэтому демографические и экономические изменения, произошедшие на островах за последние 40 лет, вызывают особое беспокойство. Развитие туризма на островах в последние годы приводит к деградации природных ресурсов. Подобные изменения в прошлом часто приводили к тому, что острова покидались людьми, так как значительное антропогенное воздействие на природные ресурсы привело к опустыниванию.

В Альпийских регионах значительное воздействие на природную среду осуществляется зимними видами спорта. Живописные горные ландшафты привлекают в Альпы из многих стран мира ежегодно около 40 млн. отпускников и 60 млн. отдыхающих в выходные дни. Доходы от туризма составляют существенную часть бюджета местных жителей и государств. Но под воздействием высоких рекреационных нагрузок, роста числа подъемников и канатных дорог происходит деградация природы горных областей. Чрезмерная нагрузка на ландшафт может привести к снижению его ценности и разрушению.

Перенасыщение традиционных районов туризма сопровождается их усиливающимся хозяйственным преобразованием, широким внедрением объектов сервиса и других элементов туристской инфраструктуры. В результате у туристов исчезает чувство общения с «дикой природой», то есть они лишаются наиболее притягательного элемента, ради которого они отправляются в путешествие. Вот почему эффективное освоение новых районов, где живописные ландшафты сохранились в относительной неприкосновенности, является одной из наиболее значимых проблем развития туризма. Нужно стремиться не только создавать материальную базу в новых туристских регионах, но и осуществлять освоение этих территорий на основе научного расчета, делая упор на сохранение природных ландшафтов – основного ресурса туризма.

Туристская деятельность приводит к различным негативным последствиям, к нежелательным изменениям природной среды различных регионов, к загрязнению их отходами и т. д. Развитие туризма оборачивается многолюдьем, резким увеличением числа автотуристов. Возникает угроза загрязнения воздуха и водоемов, увеличения шума, что особенно чувствуется в крупных городах-курортах. Такое воздействие, прежде всего, оказывает массовый неорганизованный туризм, иначе называемый «диким», который доминировал в прошлом, и, по всей видимости, будет занимать главенствующее положение и в будущем. Этот вид туризма тесно связан с низкой стоимостью жилья и услуг и наименее чувствителен к природным ресурсам, поскольку такие туристы не озабочены качеством окружающей природной среды. Из-за концентрации массового туризма возникает его дополнительное воздействие на окружающую среду. Сезонность «дикого» туризма ведет к пикам в спросе и перегрузке в использовании местных ресурсов и инфраструктуры.

Влияние туризма может быть и позитивным. Местные жители, предоставляя жилье туристам, получают доступ к лучшим материально-техническим возможностям, инфраструктуре и услугам. Часто эти обстоятельства приводят к улучшению качества природной среды. Кроме того, местное население становится все более информированным и уделяет большое внимание сохранению окружающей среды, местных ресурсов и своего культурного наследия.

Говоря в целом о влиянии туризма на окружающую среду, нельзя придти к однозначному выводу. Во многих случаях, относительно одинаковые условия приводят на разных территориях либо к положительным, либо к отрицательным результатам. Взаимосвязь между туризмом и окружающей средой не является простой причинно-следственной связью: туризм – его влияние на окружающую среду. Туризм и окружающая среда представляют собой единую систему, которая, в общем, укладывается в модель «природа – население – хозяйство». Качество окружающей среды является необходимым условием для развития туризма, а успешное развитие может быть обеспечено при условии регулирования потока туристов и при достижении сбалансированного соотношения экономики и экологического состояния региона.

 

11.3. Социальные воздействия туризма[161]

 

Исследование социальных и культурных воздействий туризма предполагает изучение способов влияния туризма на ценностную систему, индивидуальное поведение, семейные отношения, общий стиль жизни, уровень безопасности, моральный закон, творчество, традиционные обряды и общинный уклад.

При исследовании социальных и культурных воздействий туризма оказываются задействованы три категории:

Ø турист (тот, кто приезжает) – исследования спроса на туристские услуги, мотивации, установок и ожиданий туристов;

Ø хозяин, или местное население (тот, кто принимает) – исследования предложений рынка туристских услуг, использования трудовых ресурсов, местной туристской индустрии, особенностей местного населения;

Ø туристы и хозяева в их взаимодействии – исследования сущности, особенностей и последствий контактов туристов и хозяев.

Как показывает анализ А. Мэтиесона и Г. Уолла, результаты туристской деятельности сначала интерпретировались в терминах экономического подхода и исчислялись приносимыми туризмом финансовыми прибылями и изменениями занятости местного населения. В последние годы фокус внимания смещается на социокультурные эффекты, причем часто они описываются в негативном свете, например, с точки зрения провоцирования расовых, политических и религиозных конфликтов. Другие направления анализа связаны с локальными воздействиями туризма. Часто встречаются работы, связанные с отдельными типами воздействий.

 

Таблица 11.1.

Индекс раздражения

 

Уровень эйфории Развитие туризма вызывает энтузиазм и волнение у местных жителей. Они приглашают туристов и испытывают общее чувство удовлетворения. Хорошие возможности для местного развития и усиления денежных потоков.
Уровень апатии С ростом туристской индустрии люди стремятся к использованию туристов для личной выгоды. Личные контакты становятся более формальными.
Уровень раздражения Начинается, когда индустрия достигает предельных показателей, необходимо создание дополнительных возможностей.
Уровень антагонизма Раздражение растет. Люди смотрят на туристов как на носителей всего плохого, предвестников беды: налоги растут из-за туристов, они не уважают собственность, они портят молодежь, они разрушают все хорошее, что есть в городе. Туристы исключаются из системы вежливого обхождения.
Финальный уровень Жители примиряются с возможностью и необходимостью изменений, вызываемых туристской активностью. Они понимают, что экосистемы уже никогда не будут прежними и что нужно учиться жить в новых условиях. Если местные ресурсы достаточны, чтобы справиться с потоками массового туризма, край начинает процветать.

 

Одна из первых моделей изучения социальных воздействий была предложена Г. Докси в так называемом индексе раздражения (таблица 11.1.). Другой подход предложен Е. Бьорклундом и А. Филбриком. В ответ на туристскую активность поведенческие реакции отдельных лиц или социальных групп могут быть позитивными или негативными, а также активными или пассивными. Большинство населения, по мысли авторов, попадает в пассивные группы.

Понятие «порог толерантности» используется для характеристики некоего критического уровня, за пределами которого позитивные влияния туризма и позитивное отношение к нему сменяются негативными. Порог толерантности зависит от места, времени, культурной и экономической дистанции между гостями и хозяевами, способности местной стороны физически и психологически компенсировать наплыв туристов, скорости и интенсивности развития туризма. Во многих работах утверждается, что физическое присутствие туристов в определенное время года существенно меняет привычный социальный уклад, вызывает возрастание социальных рисков. Поэтому увеличивающееся число туристов на курортах и признанных местах отдыха требует определения критических величин – индексов присутствия и др.

Эффект демонстрации проявляется во внедрении иностранной идеологии и образа жизни. Это может быть преимуществом, если позволяет жителям адаптироваться или получать дополнительную работу. Вместе с тем эффект демонстрации может вызывать и разнообразные заблуждения относительно туристов. Последствия демонстрации могут быть первичными и вторичными.

Первичные: повышение уровня преступности и напряженности, что связано с невозможностью удовлетворить инициированные туристами потребности законным образом; усиление возмущения по поводу привлечения эмигрантов для обслуживания туристов; разрушение традиционного уклада и общинных границ в связи с миграцией. Вторичные связаны с изменением внутренней структуры поселения: изменяется роль женщин, уровень сплоченности, демографическая структура и институциальные структуры.

Исторически и архитектурно значимые постройки и культурная среда населенных пунктов является главным фактором, привлекающим в них туристов. Однако нужно отметить, что если культурное наследие больших городов всегда привлекало туристов, и эти города были способны справляться с большим количеством туристов, то небольшие по размерам исторически значимые населенные пункты сталкиваются с всевозрастающими природными и функциональными проблемами, такими как автомобильное движение, шум, загрязнение и т. д. Иногда эти проблемы приводят к изменению местных отраслей экономики, которые в большой степени становятся зависимыми от туризма, и влияют затем на изменение облика этого региона.

Б. Арчер[162] утверждал в одной из своих работ, что наиболее важная и наименее желаемая сторона туризма – воздействие на моральные стандарты местного населения. Рост проституции, преступности и азартных игр часто рассматриваются как неизбежное зло туристской деятельности.

Проституция – древнейшая профессия – была такой же составной частью античного общества, как и путешествия. Чрезвычайно трудно сказать, в какой степени проституция вызвана развитием туризма, а не сложившимся социальным порядком в таких, например, уголках сексуального рая, как Бали, Фиджи, Сейшелы, Тонга или отдельные районы Мексики. Тем не менее, фактически подтвержден рост проституции в местах туристского интереса. Немалую роль играет реклама, эксплуатирующая четыре S туризма: sea, sun, sand and sex – море, солнце, песок и секс.

Туризм вносит свой вклад и в динамику преступности – криминальный график отражает сезонные колебания туристской активности. Естественно, что уровень преступности будет выше там, где барыши больше, а вероятность раскрытия преступления меньше. Выделяют следующие особенности криминальной ситуации, связанной с туризмом:

Ø увеличение расходов на поддержание правопорядка в туристские сезоны;

Ø грабежи и мошенничество, повреждения недвижимости и вандализм, коммерческие преступления, уклонение от налогов и усиление черных рынков;

Ø рост социальной напряженности;

Ø ложное чувство безопасности, вызванное присутствием патрульных или дорожного контроля.

Азартные игры, так же как и проституция, не являются прямым следствием туризма. И, тем не менее, очевидна направленность на туристов во всемирно известных центрах игорного бизнеса, таких как Монте-Карло, Лас-Вегас, Тихуана, Атлантик-Сити, Нью-Джерси. Экономический эффект подсчитать довольно просто. Социальные и психологические последствия пока остаются за пределами научного анализа.

Итак, международный туризм действует как катализатор для перехода от традиционного образа жизни к так называемым современным западным формам общества, со всеми присущими ему атрибутами. Соответственно, туризм часто приносит с этим введение новых тенденций в социальной сфере. Часто они противоречат традиционные нормам, существующим в этом обществе, и возникает конфликт с многолетними культурными обычаями. Туризм связан с нарушением человеческих прав. Как следствие от развития туризма стало увеличение преступности, проституции, потребления алкоголя и наркотиков. Кроме того, согласно оценкам, сделанным МОТ (Международная организация труда) от 3 до 19 млн. детей и подростков работает в секторе туризма. Туристы из развитых стран отправляясь в туры по развивающимся государствам, часто имеют неполное представление о местных особенностях, что приводит к возникновению культурного непонимания общества, нарастанию напряженности.

Индустрия туризма должна поддерживать проекты, которые учитывают культурные и другие особенности местного населения, берегут культурное наследие наций. Доходы от туризма следует направлять на сохранение историко-культурных памятников, обычаев, национальных традиций, так как, помимо особых требований к окружающей среде, туристы часто заинтересованы в экзотических или уникальных услугах. Различные фестивали, национальные праздники и другие мероприятий могут выступать в качестве весомого аргумента в жесткой конкуренции между странами на туристском рынке.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 307.