Задание 2. Изучение действенности общественного и личного мотива /1// в списке литературы)
Подготовка исследования. Подготовить скорлупу грецкого ореха, цветную бумагу.
Проведение исследования.
Первая серия. Экспериментатор учит детей делать лодочки с парусом из скорлупы грецкого ореха, затем предлагает взять их домой и поиграть с ними в воде. После этого проводит повторное занятие с тем же материалом : "Давайте сделаем лодочки для малышей. Они любят пускать лодочки, а мастерить их не умеют. Но, если хотите, можете сделать лодочки и оставить их себе". В конце занятия, тем кто решил подарить игрушку, индивидуально задается вопрос : "Почему ты хочешь подарить лодочку малышам ?"
Вторая серия. Экспериментатор учит детей делать вертушку. Он говорит :"Сделанные игрушки вы можете подарить малышам, им это доставит большое удовольствие. А можете оставить себе". Если ребенок пытается пойти на компромисс ("можно, я две сделаю"), нужно сказать, что больше нет материала и он должен сам решить, кому достанентся игрушка.
Обработка данных. По сериям подсчитывают количество детей, решивших подарить игрушку малышам (действуют по обшественному мотиву) и оставивших игрушку себе (действуют по личному мотиву). Результаты оформляют в Таблицу2. Сравнивают, насколько действенны личные и общественные мотивы у детей.
Таблица 2. Сравнительная частота мотивов
Имя | Общест | венный | мотив | лич | Ный | мотив |
Ребенка | се | рия | всего | се | Рия | всего |
I | II | I | II | |||
Катя И. Таня Р. Иосиф Г. Катя С. | Х Х | Х | Х х | Х Х Х |
Общение со сверстниками
Задание 3. Изучение коммуникативных умений /3// в списке литературы)
Подготовка исследования. Приготовить силуэтные изображения рукавичек, 2 набора по 6 цветных карандашей.
Проведение исследования.
Первая серия. Двум детям дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала надо договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.
Вторая серия. Аналогична первой, но детям дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться.
Обработка данных. Анализируют, как протекало взаимодействие детей в каждой серии. По следующим признакам :
1. Умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют : уговаривают, убеждают, заставляют и т.д
2. Как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности : замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них
3. Как относятся к результату деятельности, своего и партнера
4. Осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается.
5. Умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй серии Делают выводы о сформированности коммуникативных умений у детей.
Самосознание и самооценка
Задание 4 Изучение уровня самосознания /4// в списке литературы)
Подготовка исследования. Подобрать вопросы для двух вариантов внеситуативно-личностной беседы с детьми : 1) о желаниях и предпочтениях; 2) о прошлых и будущих действиях. Число и характер вопросов жестко не фиксируются, они зависят от активности ребенка, от его отношения к беседе. За основу можно взять следующие вопросы. Что ты любишь больше всего на свете? Чем бы ты стал заниматься, если бы тебе разрешили делать все? Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь и пр. Расскажи, что ты больше всего не любишь (просто терпеть не можешь). Я волшебница и могу выполнить любое твое желание. Что ты хочешь попросить?
Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально. Взрослый задает вопросы, конкретизирует или изменяет их, чтобы ребенку было легче ответить.
Обработка данных. Результаты беседы о желаниях и предпочтениях детей оформляют в таблицу 3.
Таблица 3 . Осознание желаний и предпочтений .
Типы ответов | Катя И. | Таня Р. | Иосиф Г. | Катя С. |
1. Виды деятельности или любимые игры 2. Общение и совместная деятельность (дети называют, что они хотели бы делать с близкими людьми) | Очень любит играть с двоюродной сестрой. | Очень любит ходить в гости | Очень любит играть в футбол | Любит плавать |
Выявляют соотношение вариантов ответов у детей и выделяют наиболее значимый, распространенный.
Выясняют причины преобладания определенного типа ответов.
Результаты беседы о прошлых и будущих действиях оформляют в Таблицу 4.
Делают выводы о том, как дошкольники выделяют и фиксируют свои действия в сознании.
Таблица 4. Осознание прошлых и будущих действий.
Типы ответов | Катя И. | Таня Р. | Иосиф Г. | Катя С. |
1. Развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях | Развернутый рассказ о жизни на даче прошлым летом и мечты о жизни на даче этим летом | Рассказ о походах на байдарках и ожидания походной жизни этим летом | Рассказ о футбольных соревнованиях прошлого года, победителях и о будущих соревнованиях | Рассказ о поездке в Египет прошлым летом. Мечтания о школьной жизни. |
Дата: 2019-05-29, просмотров: 249.