Уровень развития мотивов поведения детей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задание 2. Изучение действенности общественного и личного мотива /1// в списке литературы)

Подготовка исследования. Подготовить скорлупу грецкого ореха, цветную бумагу.

Проведение исследования.

Первая серия. Экспериментатор учит детей делать лодочки с парусом из скорлупы грецкого ореха, затем предлагает взять их домой и поиграть с ними в воде. После этого проводит повторное занятие с тем же материалом : "Давайте сделаем лодочки для малышей. Они любят пускать лодочки, а мастерить их не умеют. Но, если хотите, можете сделать лодочки и оставить их себе". В конце занятия, тем кто решил подарить игрушку, индивидуально задается вопрос : "Почему ты хочешь подарить лодочку малышам ?"

Вторая серия. Экспериментатор учит детей делать вертушку. Он говорит :"Сделанные игрушки вы можете подарить малышам, им это доставит большое удовольствие. А можете оставить себе". Если ребенок пытается пойти на компромисс ("можно, я две сделаю"), нужно сказать, что больше нет материала и он должен сам решить, кому достанентся игрушка.

Обработка данных. По сериям подсчитывают количество детей, решивших подарить игрушку малышам (действуют по обшественному мотиву) и оставивших игрушку себе (действуют по личному мотиву). Результаты оформляют в Таблицу2. Сравнивают, насколько действенны личные и общественные мотивы у детей.

 

Таблица 2. Сравнительная частота мотивов

Имя Общест венный мотив лич Ный мотив
Ребенка се рия всего се Рия всего
  I II   I II  
Катя И. Таня Р. Иосиф Г. Катя С.   Х   Х   Х   Х   х Х Х Х      

 

 

Общение со сверстниками

Задание 3. Изучение коммуникативных умений /3// в списке литературы)

Подготовка исследования. Приготовить силуэтные изображения рукавичек, 2 набора по 6 цветных карандашей.

Проведение исследования.

Первая серия. Двум детям дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала надо договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.

Вторая серия. Аналогична первой, но детям дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться.

Обработка данных. Анализируют, как протекало взаимодействие детей в каждой серии. По следующим признакам :

1. Умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют : уговаривают, убеждают, заставляют и т.д

2.  Как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности : замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них

3. Как относятся к результату деятельности, своего и партнера

4. Осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается.

5. Умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй серии                                                                                                                                      Делают выводы о сформированности коммуникативных умений у детей.

 

Самосознание и самооценка

Задание 4 Изучение уровня самосознания /4// в списке литературы)

Подготовка исследования. Подобрать вопросы для двух вариантов внеситуативно-личностной беседы с детьми : 1) о желаниях и предпочтениях; 2) о прошлых и будущих действиях. Число и характер вопросов жестко не фиксируются, они зависят от активности ребенка, от его отношения к беседе. За основу можно взять следующие вопросы. Что ты любишь больше всего на свете? Чем бы ты стал заниматься, если бы тебе разрешили делать все? Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь и пр. Расскажи, что ты больше всего не любишь (просто терпеть не можешь). Я волшебница и могу выполнить любое твое желание. Что ты хочешь попросить?

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально. Взрослый задает вопросы, конкретизирует или изменяет их, чтобы ребенку было легче ответить.

Обработка данных. Результаты беседы о желаниях и предпочтениях детей оформляют в таблицу 3.

Таблица 3 . Осознание желаний и предпочтений .

Типы ответов Катя И. Таня Р. Иосиф Г. Катя С.
1. Виды деятельности или любимые игры 2. Общение и совместная деятельность (дети называют, что они хотели бы делать с близкими людьми)   Очень любит играть с двоюродной сестрой.     Очень любит ходить в гости   Очень любит играть в футбол   Любит плавать  

Выявляют соотношение вариантов ответов у детей и выделяют наиболее значимый, распространенный.

Выясняют причины преобладания определенного типа ответов.

Результаты беседы о прошлых и будущих действиях оформляют в Таблицу 4.

Делают выводы о том, как дошкольники выделяют и фиксируют свои действия в сознании.

 

Таблица 4. Осознание прошлых и будущих действий.

Типы ответов Катя И. Таня Р. Иосиф Г. Катя С.
1. Развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях Развернутый рассказ о жизни на даче прошлым летом и мечты о жизни на даче этим летом Рассказ о походах на байдарках и ожидания походной жизни этим летом Рассказ о футбольных соревнованиях прошлого года, победителях и о будущих соревнованиях Рассказ о поездке в Египет прошлым летом. Мечтания о школьной жизни.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 223.