Модель формирования и внедрения СУОР
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Реферат

По дисциплине: «УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ»

 

На тему:

«СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИОННЫМИ РИСКАМИ В КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

 

 

г. Москва – 2009 г.



Введение

Руководство и собственники кредитных организаций уделяют все более пристальное внимание управлению операционными рисками (ОР). Несмотря на безусловную очевидность существования подобных рисков и необходимость управления ими специалисты не всегда имеют четкое и исчерпывающее представление о методах комплексной и эффективной реализации данного процесса. В рамках настоящей статьи мы рассмотрим основные подходы и принципы внедрения системы управления операционными рисками. Изначально определим, что под системой управления операционными рисками (далее — СУОР) мы понимаем комплекс организационных, методических, автоматизированных средств по предупреждению возможных операционных рисков, минимизацию отрицательных последствий и недопущение повторов их реализации. В качестве определения операционного риска приведем наиболее часто встречающуюся формулировку: риск возникновения убытков (недополучения прибыли) в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности банка и/или требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими банка и/или иными лицами (вследствие некомпетентности, непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик) информационных, технологических и других систем и/или их отказа (нарушения функционирования), а также в результате воздействия внешних событий. Можно указать следующие источники возникновения ОР:

персонал (намеренные / ненамеренные действия сотрудников организации, которые могут нанести ущерб ее деятельности);

процессы (ошибки и некорректное выполнение операций в ходе осуществления бизнеспроцессов либо должностных обязанностей);

системы (нарушение текущей деятельности организации в результате сбоя в информационных системах и/или недоступности IT-сервиса);

внешняя среда (воздействия извне, которыми организация не может управлять и которые выходят за рамки ее непосредственного контроля). Операционные риски корпоративного уровня безусловно влияют на деятельность банка, однако не всегда учитываются в стратегии его развития. Бесспорным является и тот факт, что реализация указанных рисков влияет на финансовый результат: статистика показывает, что прямые потери могут составлять 5–20% от величины капитала под операционные риски, остальные потери являются скрытыми и носят качественный характер. Таким образом, отсутствие СУОР приводит к возникновению массы проблем и повышает подверженность кредитной организации операционным рискам.



Модель формирования и внедрения СУОР

 

В соответствии с письмом Банка России от 24 мая 2005 г. №76-Т «Об организации управления операционным риском в кредитных организациях» под управлением операционными рисками понимаются их выявление, оценка, мониторинг, контроль и минимизация. Детализировав данную формулировку, мы получим следующие компоненты модели организации СУОР:

планирование внедрения СУОР;

обучение персонала банка и развитие культуры управления операционными рисками;

выявление операционных рисков;

учет и классификация инцидентов операционных рисков;

оценка операционных рисков;

предметный анализ операционных рисков;

решение задач по минимизации (устранению) операционных рисков;

мониторинг и контроль минимизации операционных рисков;

анализ СУОР.

 

Планирование внедрения СУОР

 

Планирование может выражаться в разработке документа «Концепция управления операционными рисками в рамках общей стратегии кредитной организации». Данный документ должен давать представление об «идеальном» состоянии уровня операционных рисков, к которому следует стремиться, чтобы получить максимальный результат. По мере возможности необходимо конкретизировать способы достижения целей, перечислив плановые задачи (оперативные, тактические, стратегические), которые будут решены в рамках СУОР.



Оценка операционного риска

 

В соответствии с Положением ЦБ РФ от 3 ноября 2009 г. №346-П «О порядке расчета размера операционного риска» размер ОР включают в расчет норматива достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1) следующим образом:

начиная с отчетности на 1 августа 2010 г. — в размере 40% от рассчитанного в соответствии с настоящим Положением;

начиная с отчетности на 1 августа 2011 г. — в размере 70%;

начиная с отчетности на 1 августа 2012 г. — в размере 100%. Положение №346-П подлежит официальному опубликованию в «Вестнике Банка России» и вступает в силу с 1 июля 2010 г. В международной банковской практике применяют следующие методы оценки резерва капитала под операционные риски.



Стандартный подход

(The Standardized Approach, TSA)

 

Данный подход основан на выделении нескольких типовых направлений деятельности кредитной организации и определении размера капитала, резервируемого по каждому из них. Такой подход является более точным, чем BIA.

Балльно-весовой метод

(метод оценочных карт)

 

Для определения величины потенциальных убытков на основании экспертных оценок выбирают наиболее информативные для целей управления операционным риском аналитические показатели и устанавливают их относительную значимость, затем выбранные показатели сводят в специальные таблицы (оценочные карты). Полученные результаты обрабатывают с учетом заданных весовых коэффициентов и сопоставляют по направлениям деятельности кредитной организации, отдельным видам банковских операций и сделок. На основании рассчитанных значений строят карты операционных рисков, наглядно демонстрирующие вероятность появления операционных рисков и размеры возможных потерь по каждому направлению деятельности организации.

Анализ СУОР

 

Дополнительной полезной работой является регулярный анализ СУОР. Данный анализ можно проводить на основании методики, изложенной в письме Банка России от 23 марта 2007 г. №26-Т «О Методических рекомендациях по проведению проверки системы управления банковскими рисками в кредитной организации (ее филиале)». Результаты анализа дают представление о недостатках системы и позволяют определить приоритеты ее развития.

 

Заключение

 

В данной статье мы не только рассмотрели структуру СУОР, но и попытались ответить на вопрос, как выстроить СУОР. Наличие в кредитной организации действующей системы управления операционными рисками обеспечивает эффективную работу риск-менеджеров, позволяет соответствовать ожиданиям внутреннего заказчика и требованиям законодательства. Безусловно, внедрение СУОР — это сложный, продолжительный, отчасти творческий процесс. Изложенные в статье тезисы не являются догмой или прямым указанием к действию. В качестве одной из важнейших характеристик системы управления операционными рисками следует указать ее гибкость, способность принимать ту или иную конфигурацию в зависимости от поставленных задач и потребностей внутреннего заказчика и эффективно дополнять корпоративную систему управления кредитной организации. Надеемся, что данная статья будет полезной как для начинающих риск-менеджеров, так и для опытных специалистов.

Реферат

По дисциплине: «УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ»

 

На тему:

«СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИОННЫМИ РИСКАМИ В КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

 

 

г. Москва – 2009 г.



Введение

Руководство и собственники кредитных организаций уделяют все более пристальное внимание управлению операционными рисками (ОР). Несмотря на безусловную очевидность существования подобных рисков и необходимость управления ими специалисты не всегда имеют четкое и исчерпывающее представление о методах комплексной и эффективной реализации данного процесса. В рамках настоящей статьи мы рассмотрим основные подходы и принципы внедрения системы управления операционными рисками. Изначально определим, что под системой управления операционными рисками (далее — СУОР) мы понимаем комплекс организационных, методических, автоматизированных средств по предупреждению возможных операционных рисков, минимизацию отрицательных последствий и недопущение повторов их реализации. В качестве определения операционного риска приведем наиболее часто встречающуюся формулировку: риск возникновения убытков (недополучения прибыли) в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности банка и/или требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими банка и/или иными лицами (вследствие некомпетентности, непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик) информационных, технологических и других систем и/или их отказа (нарушения функционирования), а также в результате воздействия внешних событий. Можно указать следующие источники возникновения ОР:

персонал (намеренные / ненамеренные действия сотрудников организации, которые могут нанести ущерб ее деятельности);

процессы (ошибки и некорректное выполнение операций в ходе осуществления бизнеспроцессов либо должностных обязанностей);

системы (нарушение текущей деятельности организации в результате сбоя в информационных системах и/или недоступности IT-сервиса);

внешняя среда (воздействия извне, которыми организация не может управлять и которые выходят за рамки ее непосредственного контроля). Операционные риски корпоративного уровня безусловно влияют на деятельность банка, однако не всегда учитываются в стратегии его развития. Бесспорным является и тот факт, что реализация указанных рисков влияет на финансовый результат: статистика показывает, что прямые потери могут составлять 5–20% от величины капитала под операционные риски, остальные потери являются скрытыми и носят качественный характер. Таким образом, отсутствие СУОР приводит к возникновению массы проблем и повышает подверженность кредитной организации операционным рискам.



Модель формирования и внедрения СУОР

 

В соответствии с письмом Банка России от 24 мая 2005 г. №76-Т «Об организации управления операционным риском в кредитных организациях» под управлением операционными рисками понимаются их выявление, оценка, мониторинг, контроль и минимизация. Детализировав данную формулировку, мы получим следующие компоненты модели организации СУОР:

планирование внедрения СУОР;

обучение персонала банка и развитие культуры управления операционными рисками;

выявление операционных рисков;

учет и классификация инцидентов операционных рисков;

оценка операционных рисков;

предметный анализ операционных рисков;

решение задач по минимизации (устранению) операционных рисков;

мониторинг и контроль минимизации операционных рисков;

анализ СУОР.

 

Планирование внедрения СУОР

 

Планирование может выражаться в разработке документа «Концепция управления операционными рисками в рамках общей стратегии кредитной организации». Данный документ должен давать представление об «идеальном» состоянии уровня операционных рисков, к которому следует стремиться, чтобы получить максимальный результат. По мере возможности необходимо конкретизировать способы достижения целей, перечислив плановые задачи (оперативные, тактические, стратегические), которые будут решены в рамках СУОР.



Дата: 2019-05-29, просмотров: 151.