Возрастание экономической роли государства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Государства Западных стран в основном сориентировались в мировой кризисной ситуации 20-30 годов, приняв адекватные меры в хозяйственной практике, способствовавшие выходу из кризиса. Еще во второй половине XIX века в Англии, Франции, Германии и США свободная конкуренция постепенно уступила промышленным и финансовым монополиям. Средние и мелкие предприятия частью разорились, а частью становились придатком крупных промышленных корпораций, монополизирующих в своих руках производство того или иного продукта и диктовавших свои условия; цены на сырье и готовый продукт как внутри страны, так и на мировом рынке. Что касается финансового капитала, то он подчинил себе все отрасли материальной и интеллектуальной сфер производства – возникли смешанные монополии, промышленно-финансовые группы, охватившие различные страны и континенты.

К концу XIX –началу XX веков мир был поделен на сферы влияния не столько между метрополиями, сколько между наднациональными корпорациями. Монополии и олигополии стали диктовать свои правила поведения правительствам развитых капиталистических стран. Затем произошло сращивание монополий и олигополий с государством. Государство превратилось в «комитет» монополистов. Государство из «ночного сторожа» превращается в «государство-собственника», или на экономическом языке, «субъект производства». Такая трансформация государства произошла эмпирическим путем, ибо классическая экономическая теория гласила: поменьше государства, побольше экономической свободы и личной инициативы; свободу сильному и защиту слабому. Жизнь показала, что классические постулаты – лишь пожелания, на практике государство должно управлять экономикой для обеспечения нормального течения воспроизводственного процесса – от производства до потребления, иначе в стране не будут обеспечены экономические предпосылки для решения социальных задач, которые являются прерогативой государства. Кейнс обобщил факты, выявил тенденции и на их основе пришел к выводу, что страна с рыночной экономикой должны отказаться от принципа Смита «Пусть идет как идет» и провозгласить новый, суть которого в том, что экономика должно развиваться под контролем или управлением государства, поскольку частная инициатива более не свободна и беспомощна, то государство должно поддерживать ее. «Нашей конечной целью может быть отбор таких переменных величин, которые поддаются сознательному контролю или управлению со стороны центральных властей в рамках той хозяйственной системы, в которой мы живем» Эти мысли Кейнса стали законом новой экономической школы XX века . В них выражен экономический дирижизм (кейнсианство), который дал эффект в ликвидации последствий мирового кризиса в 1929-1933 годах, содействовал победе над фашизмом.

 

-10-

 

Экономическая модель Кейнса

    Экономическая модель Дж.М.Кейнса модержится в его главном труде «Общая теория занятости, процента и денег». Она является доктриной регулируемой рыночной экономики.

   Исходной темой анализа Кейнс сделал проблему занятости, поскольку безработица в этот период приобрела катастрофический для капитализма характер. «Именно в определении объема занятости, а не распределении труда тех, кто уже работает, существующая система оказалась непригодной», ¹ - писал он.

      В классической теории занятость зависит от двух факторов: предельной производительности труда, (определяющей спрос на труд) и «предельной тягости труда», оцениваемой рабочими по их реальной заработной плате (определяющей предложение труда). Пересечение двух графиков, определяющих динамику этих величин, и устанавливает уровень занятости. Чем ниже реальная заработная плата, на которую согласны рабочие, тем выше уровень занятости, и наоборот.

      Эта концепция в свою очередь базировалась на двух постулатах. Во-первых предложение труда реагирует на предложение реальной заработной платы. Во-вторых, движение реальной заработной платы тождественно изменению номинальной и поэтому всякое соглашение о денежной заработной плате определяет ее реальный уровень. Отсюда вытекал основной вывод классической теории: уровень занятости находится в «руках» самих рабочих. Соглашаясь на понижение реальной заработной платы, они будут способствовать уменьшению безработицы. Нежелание снижать заработную плату обернется против них самих растущей безработицей.

Кейнс отверг оба классические постулата. Уровень занятости по Кейнсу, определяется уровнем и динамикой «эффективного спроса». Это чисто кейнсианская категория, состоящая из «потребительского спроса» и «инвестиционного спроса». Уровень «эффективного спроса» определяет уровень производства, т.е. эффективного предложения материальных благ и услуг, что в свою очередь определяет уровень занятости рабочей силы. Следовательно: чем выше уровень «эффективного спроса», тем выше уровень производства и как следствие выше уровень занятости. Так достигается экономическое равновесие: экономика работает ритмично, без спадов и конвульсий, обеспечена занятость рабочей силы, минимальна безработица и высока заработная плата как основа обеспечения потребностей населения в товарах и услугах.

Идеальное экономическое равновесие наступает, когда весь национальный доход расходуется на потребление товаров и услуг и инвестиции или когда величина инвестиций равна величине сбережений. Но по мере роста доходов населения, как правило, увеличивается потребление, хотя и не такими темпами какими растет доход, ибо многие люди склонны инвестировать, откладывать сбережения.

 

 

___________________

 

¹ Дж..М. Кейнс. Общая теория занятости, процента и денег». М., 1978, с. 454.

 

-11-

 

 

Сама величина инвестиций зависит от соотношения двух факторов – предельной эффективности инвестиций или перспективной выгоды от нынешних капиталовложений, и от нормы процента. Кейнс особо подчеркивает, что предельная эффективность капитала определяется не текущей прибылью, а прежде всего оценкой будущих прибылей, что делает ее крайне чувствительной ко всякого рода спекуляциям, панике, переоценке перспектив развития рынка, технических переворотов и т.п.

Нижней границей предельной эффективности инвестиций – граница, определяемой реально существующими условиями, в теории Кейнса выступает норма процента. Чем ниже норма процента, тем дальше отодвигается эта граница, и наоборот, жесткость процентной ставки или даже ее рост должны тормозить к инвестированию.

Но от чего же зависит норма процента? Процент в кейнсианской теории – это автономный фактор, его величина определяется взаимодействием спроса и предложения на денежные «остатки» (т.е. не на все сбережения, а лишь на их денежную часть). Процент у Кейнса – это чисто денежный феномен, отражающий игру рыночных сил на денежном рынке. Согласно его теории, увеличиение денежного спроса по сравнению с предложением денег – главная причина, способная вызвать нежелательное повышение или жесткость процентной ставки.

Уровень денежной наличности, накапливаемой индивидами, определяют три мотива: трансакционный мотив, вытекающий из потребностей товарно-денежного обращения; мотив предосторожности, тесно связанный с первым мотивом; и, наконец, спекулятивный мотив, непосредственно определяющий непредвиденные изменения в склонности к ликвидности, усиливаемая неуверенностью и неопределенностью на рынке денежного капитала, чем выше спрос на наличные деньги, тем выше процент.

      Из этого следует, что денежно-кредитное регулирование, изменение объема денежного предложения оказывает влияние на воспроизводство только путем воздействия на инвестиционный процесс и только в том случае, если оно способно изменить психологическую ситуацию на денежном рынке, снизив норму процента. Если же увеличение денежного предложения не ведет к снижению процентной ставки, то денежно-кредитное регулирование оказывается бессильным вывести капиталистическую экономику из тупика.

      В своей упрощенной модели эффективного спроса Кейнс предполагает цены (по крайней мере в краткосрочном плане) неизменными, считая, что экономика реагирует на изменение денежного спроса ростом или падением производства и занятости, а не ростом или падением цен. Однако по мере приближения упрощенной модели к реальности он стремится учесть и эффект изменения цен.

      Переходя к анализу усложненной модели, Кейнс делает вывод, что всякое увеличение денежного предложения будет на самом деле распределяться между повышением цен, увеличением денежной заработной платы и ростом производства и занятости. На этой основе он различает состояние «абсолютной (истинной) инфляции», развертывающейся при росте эффективного спроса в условиях полной занятости, и «полуинфляция», когда цены могут расти в ответ на увеличение эффективного спроса еще до наступления полной занятости.

 

-12-

 

 

С точки зрения длительного развития Кейнс полагал, что имеется долговременная тенденция к повышению цен. «…В течение очень продолжительных периодов изменение цен почти всегда идет в сторону повышения. Получается так, что когда деньги имеются в относительном избытке, растет единица заработной платы, а когда ощущается их относительный недостаток, то находится какое-нибудь средство для увеличения действительного количества денег»¹. Устойчивость или неустойчивость цен в долгосрочном аспекте зависит от повышательной тенденции единицы заработной платы по сравнению с темпами роста эффективности производства, считает он.

Таким образом, можно прийти к выводу, что в работе Кейнса были заложены основы теории инфляции издержек, то есть роста цен, связанного с увеличением денежной заработной платы, который возникает еще до достижения полной занятости.

Действительно уровню занятости Кейнс уделял особое внимание. Он считал, что если общество обеспечит занятость рабочей силы, то оно тем самым обеспечит и постоянный экономический рост, общее экономическое равновесие, а вместе с тем и социальное процветание. Но эта проблема, считал Кейнс, под силу только государству.

Кейнс показал, что объем национального дохода и совокупного спроса находится в определенной количественной зависимости от общей суммы инвестиций (всех производственных и непроизводственных расходов).

Такую связь выражает особый коэффициент - мультипликатор («М»). Этот коэффициент представлен в следующей формуле:

 

Δ Y = k Δ I ,

 

где ΔY – прирост дохода; ΔI – прирост инвестиций и k – мультипликатор.

По его мысли мультипликатор показывает, когда происходит рост общих инвестиций, доход будет расти на величину, которая в «М» раз больше величины роста инвестиций.

В экономической модели Кейнса мультипликатор соответствует, что экономика работает нормально, когда величина ежегодного национального дохода равна трем объемам инвестиций. При этом условии полностью обеспечиваются потребности в товарах и услугах, в инвестициях, часть национального дохода обращается в государственные резервы и непредвиденные обстоятельства – стихийные бедствия, засухи, наводнения, землетрясения и т.д. Экономическое равновесие по Кейнсу, измеряется тремя показателями : максимальным уровнем эффективного спроса (потребительского и инвестиционного); полной занятостью рабочей силы.

      При этом Кейнс учитывает, что полная занятость невозможна, и определяет безопасный предел безработицы в 3%, которая может быть стимулирующей величиной. Он считал более выгодным для государства со всех точек зрения, занять рабочую силу даже бесполезным трудом, за что платить заработную плату, нежели выдавать пособия по безработице, которые на поверхности явлений выглядят как государственный подарок.

 

________________________

 

¹ Дж.М. Кейнс «Общая теория занятости, процента и денег». М., 1978, с.383

 

-13-

 

Это вытекает из известного принципа: темп роста заработной платы должен быть ниже темпа роста производительности общественного труда.

Следующее, чтобы мне хотелось рассмотреть в своей работе – это социально-экономическая политика, которую предложил Кейнс.

Стержнем его экономической модели является государственное дирижирование экономикой на основе законодательства, предусматривающего право государства на осуществление своей роли как экономического субъекта (собственника) и экономического дирижера (менеджера). В экономическом дирижизме Кейнса можно выделить три момента: цель, смысл; методы, формы и пути дирижирования.

Цель государственного экономического дирижирования состоит в обеспечении полной занятости; создании стабильного экономического равновесия и обеспечении пропорциональности экономического роста страны; достижении на этой основе политической стабильности, общественной гармонии и гражданского мира.

Смысл государственного вмешательства в экономику заключается в поощрении и стимулировании основных психологических склонностей людей, о которых уже говорилось. Напомню, это – склонности к потреблению, к инвестициям, к сбережениям.

Формы и методы экономического дирижирования включают:

1. Выработку государством соответствующей психологическим склонностям людей стимулирующей фискальной и ценовой политики. Это значит, что

- налоги призваны улавливать избыточные доходы богатой части населения и не быть обременительными для остальных слоев населения, чтобы стимулировать личное потребление населения;

    - цены на все виды продукции, личного и производственного потребления           способны создать равновеликие конкурентные условия как для богатых, так и для людей среднего и малого достатка с таким расчетом, чтобы защитить население от воздействия монопольно высоких цен;

- единые для всех видов банков, - государственных и коммерческих, - низкие ставки процента с целью стимулирования инвестиций за счет банковского кредита.

2. Отказ от устаревших положений Смита и Рикардо об автоматизме саморегулирования экономики и переход к государственному регулированию

экономики, для чего осуществлять государственное дирижирование на макроэкономическом уровне, оставляя микроэкономический экономическим субъектам.

      3. Размещение государственного заказа на продукцию и услуги военно-промышленного, авиационно-космического и социального комплексов.

      4. Вложение государственных средств в отрасли социальной сферы – здравоохранение, образование, культуру, спорт, туризм.

      Признавая факт нестабильности социально-экономического развития рыночной экономики, Кейнс видел экономическую роль государства и в том, чтобы создать предпринимателям условия предельной эффективности капитала согласно формуле «Не равновеликий капитал – равновеликую прибыль» за счет обеспечения дешевым и качественным сырьем и выгодных цен на готовую продукцию как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

          

-14-

 

      «Нашей конечной целью является выбор тех переменных, которые могут находиться под сознательным контролем или управлением центральной власти в той реальной системе, в которой мы живем».¹

      Совершенно естественно, что главным объектом регулирования исходя из этой теории должен стать эффективный спрос и в первую очередь наиболее важный эго компонент – инвестиции. Кейнс рассматривал два инструмента регулирования спроса – кредитно-денежную систему и бюджет.

      Возможность кредитно-денежного регулирования непосредственно вытекала, как мы уже рассмотрели, из его теории процента. Считая процент важнейшим параметром, от которого зависит предельная эффективность капитала, и рассматривая его как чисто денежный феномен, Кейнс полагал, что с помощью государственного вмешательства на денежном рынке можно регулировать, а именно понижать ставку процента в долговременной перспективе.

      Как бы предвидя критику предложения о низкой ставке процента, (капиталы могут убежать за границу) и стимулировании потребления, Кейнс для поощрения инвестиций выдвинул формулу экономического равновесия: Величина инвестиций должна быть равной величине сбережений, а величина национального дохода должна быть, по меньшей мере, в три раза выше величины инвестиций. При таких соотношениях экономика работала бы без перегрева, обеспечивалась бы полная занятость при надежных государственных резервах.

      Дж. Кейнс придал экономической теории новое качество. Это особенно заметно на фоне классической политической экономии, которая сосредоточилась на чисто теоретическом анализе стихийной регулирующей роли системы цен, оставляя без внимания количественную сторону этого процесса. Так, например была разработана модель, которая выражает зависимость величины дохода от объема инвестиций:

 

Y = F (I)

      Кейнсианство впервые раскрыло структуру макроэкономического спроса, в том числе расходов на экономику, производимых государством. В западной экономической литературе макроспрос рассматривается как планируемые расходы. Они представляют собой сумму, которую государство, домашние хозяйства и фирмы планируют истратить на товары и услуги.

      Внутри страны такие расходы (Σ) составляют сумму величины потребление (С), инвестиций(I) и государственных закупок (G):

 

Σ = C + I + G

 

      Чтобы расшифровать государственные расходы, потребление (С) выражают через показатели дохода (Y) и налогов государства на доходы населения (Т). При этом определяется так называемая функция потребления:

C = Y – T.

          

___________________

 

¹Дж.М. Кейнс «Общая теория занятости, процента и денег». М., 1978, с.318

 

-15-

 

Из этой формулы вытекает, что потребление зависит от располагаемого дохода. Располагаемый доход (Y – T) – это совокупный доход (Y) за вычетом налогов (T). То есть данный доход – это то, чем население может самостоятельно распорядиться.

      Отсюда вытекает, что в государственный бюджет поступает следующая сумма переменных величин (из состава Σ – всех планируемых расходов):

 

T + G.

В своей теории Кейнс создал три уровня экономического равновесия:

          первое, когда весь доход общества равен потреблению и инвестициям;

 второе, когда сбережения равны доходу, за вычетом потребления;

          третье, когда сбережения равны инвестициям, ибо они отражают                                               «двойственный характер обмена между производителем и потребителем».

      При этом экономика работает ритмично, производство обеспечено всем необходимым, произведенный конечный продукт реализуется полностью, а следовательно в обществе – полная занятость населения при стабильных доходах, способствующих поглощению созданного продукта, - условие для роста накоплений: создания новых рабочих мест и обеспечения ритмичной экономической деятельности без экономических кризисов и социальных потрясений.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 137.