Определение малого предприятия и его специфика
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В настоящее время в странах ЕС, Японии, США уже существует опыт исследований национального и международного уровней по различным аспектам проблемы развития малых предприятий. Появляются примеры таких исследований и в России, а также в других странах Восточной Европы . Однако полученные данные носят достаточно фрагментарный характер. Во многом это объясняется различием подходов к определению малого предприятия. Вместе с тем, отдельные попытки как зарубежных, так и отечественных исследователей выработать единое или обобщенное определение малого бизнеса, по-видимому, изначально обречены на провал. В силу многообразия задач, для решения которых может потребоваться формальное определение малого предприятия, а также разнообразия объективных условий макросреды функционирования малых предприятий в различных странах и регионах всегда будут появляться вариации на эту тему. При этом следует подчеркнуть, что для решения одних задач необходимо строгое или формальное количественное определение, а для решения других - достаточно общих согласованных (неформальных качественных) подходов .

Учитывая современную практику развития малых предприятий, можно выделить несколько проблемных областей, приводящих к необходимости использования как формальных определений размера предприятия, так и неформального подхода.

Проблемные области и использование формального/ неформального подходов к определению малого и/или среднего предприятия

Проблемные области Уровни Формальное определение Неформальный подход
Статистические наблюдения: Межфирменный, внутриотраслевой, межотраслевой, межрегиональный, международный Х  
Разработка государственных программ поддержки малых предприятий: Местный, региональный, федеральный, межгосударственный Х Х
Налогообложение: Местный федеральный Х  
Образование: Бизнес-образование Экономическое образование Х Х
Исследования: Микроуровень Макроуровень Х Х

 

В целом можно охарактеризовать современный российский подход к определению малых предприятий в части мер государственного регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства как попытку реализации протекционистской модели государственной поддержки предпринимательства. Однако, важно принимать во внимание значительно более широкий спектр задач, вызывающих необходимость использования формальных или неформальных определений малого бизнеса, а также более широкие возможности подходов к их решению.

Следующие три вопроса составляют суть проблемы определения размера предприятия: что есть размер предприятия (организации), как следует «измерять» этот размер, и где проходит «разделяющая линия» между малым, средним и крупным предприятием (организацией)? 

Что есть размер предприятия? В разное время разными авторами предлагались такие варианты раскрытия понятия размера предприятия (организации), как, например, «масштабность операций» («the scale of operations» – Aldrich, 1972), или «масштаб организации и ее ответственности/задач» («the scope of an organisation and its responsibilities» – Blau, 1972).Наиболее часто в исследовательских целях использовали критерии «число занятых», «стоимость активов» или «годовой оборот/ объем продаж» и др. Вследствие такого разнообразия подходов участвующие в обсуждении проблем далеко не всегда имеют в виду одно и то же, употребляя понятия малого и среднего бизнеса.

Как следует измерять размер предприятия? Даже если в качестве ответа на вопрос «что есть размер предприятия?» просто выбираются те или иные критерии измерения размера (что вряд ли является действительно ответом на поставленный вопрос), то использование различных численных параметров в качестве границ изменения выбранных критериев неизбежно ведет к проблеме проведения сопоставлений на различных уровнях анализа. Единственно в зависимости от выбранной меры критерия одна и та же компания может быть одновременно отнесена к крупным, средним или малым предприятиям. То, что может считаться «средним» для одной отрасли или одного сегмента рынка, может быть отнесено к «малому» или «крупному» – в другом контексте. Сравним, к примеру, оборот фирм в музыкальной индустрии, бизнес-образовании и в промышленности, строительстве, или понятия «масштабности операций» для России и для Люксембурга.

Где проходит линия раздела? Даже после решения вопросов «что есть размер?» и «как его следует измерять» все еще будет оставаться вопрос «где проходит линия, разделяющая малые, средние и крупные фирмы?» Один из исследователей делает такой вывод по этому поводу: «Никакое универсальное определение малого предприятия не сможет быть достаточным для всех задач. Мойщик окон, независимый магазин с двумя работниками, фермер с 300 акрами земли, одним наемным рабочим и трактором или каким-нибудь другим оборудованием, швейная фабрика с 50 сотрудниками – все они сталкиваются с общими проблемами, отличными от проблем транснациональных корпораций. Не столько важно иметь универсальное определение, точно отделяющее малое предприятие от крупного, сколько сделать полезные обобщения о предприятиях малого и крупного размера».

В отечественной практике определение малого предприятия дано в Федеральном Законе о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации:

«Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно - технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.»

Таким образом, в основу определения малого предприятия в Российском законодательстве положен количественный признак – число работающих.

Следует отметить, что около 8.5 миллионов человек занятых в сфере малого предпринимательства, установленные Федеральной Программой государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000 - 2001 годы в качестве целевого показателя на 2001 год составляют около 10% населения в трудоспособном возрасте. Для сравнения, численность занятых на предприятия с числом работников менее 10 человек в Германии в 1993 году составила 17% от общего числа занятых, будучи самым низким показателем в ЕС, а численность занятых на предприятиях с числом работающих менее 100 человек во всех странах ЕС превышает 40% от общего числа занятых.

Специфика субъектов малого предпринимательства в значительной степени определяется их размерами. В то же время в ряде случаев можно сказать, что именно эта специфика является причиной невозможности роста малого предприятия.

Качественные характеристики размера фирмы

  Малый бизнес Малый-средний бизнес Средний-крупный бизнес Крупный бизнес
Цели Определяются рынком, интуитивно, с импровизациями Корректируются рынком и стратегией, интуитивно Корректируются рынком и стратегией, изобретательно Доминирование на рынке, систематически и стратегически
Менедж-мент Личный, авторитарный, прямой Личный, консультации с ключевыми партнерами, специалистами Личный, небольшая команда специалистов, использование внешних экспертов Командный, большая команда специалистов, функциональная оргструктура, консультационная структура
Продукт Нет планирования, Нет маркетинговых исследований Краткосрочное планирование без маркетинговых исследований Краткосрочное и нерегулярное долгосрочное планирование, несистематические маркетинговые исследования Долгосрочное планирование, регулярные маркетинговые исследования
Персонал Личные отношения «босс-сотрудник» по принципу «большая семья», высокая степень мотивации и вовлеченности, нет профсоюзов, нет Совета трудового коллектива (СТК) Личные отношения «Наниматель-коллектив сотрудников», некоторая степень вовлеченности, небольшое влияние профсоюзов, нет СТК Отношения сотрудничества, организационная «среда», некоторая степень мотивации, усиление влияния профсоюзов, СТК Строгая иерархия отношений, сотрудничество в коллективах, отсутствие вовлечен-ности (только у топ-менеджеров), трудно повысить мотивацию, сильные профсоюзы, СТК
Финансы Семья, банк Семья, банк Семья, банк, акции Банк, акции

 

Основная проблема теорий, описывающих «мир малого бизнеса», заключается в неконгруэнтности базовых экономических категорий (таких, как зарплата, товарная цена, и, соответственно, рентабельность), составляющих основу экономического анализа, для крупных корпораций и малых фирм. Ключевой особенностью малого бизнеса, функционирующего в официальном секторе, является высокая степень его экономической неформальности, проявляющаяся в специфическом характере присущих ему экономических категорий, указанных выше, частично отражающих качественную природу семейного товарного хозяйства, а частично – количественную природу корпоративных форм капиталистического типа. Наиболее ярко эти особенности проявляются в малом семейном бизнесе.

В качестве сугубо Российской особенности малого бизнеса чаще всего приводится высокий удельный вес неформального сектора экономики, к которому относят как теневую деятельность предприятий официального (формального) сектора, так и неформальные малые предприятия, действующие полностью «в тени». Эти последние представляют собой незарегистрированные официально формы предпринимательской деятельности, направленные на самостоятельное решение человеком имеющихся у него социально-экономических проблем. Они характеризуются высокой степенью социализированности и персонализированным характером экономических отношений, выражающихся в производстве, услугах, обмене, финансировании и учете.. При этом причинами такой ориентации считаются как экономические (налогообложение), так и неэкономические (сложность регистрации, перерегистрации, лицензирования, отчетности, запутанность законодательства, отсутствие у предпринимателей возможностей реальной защиты от разрушительного для малого предприятия действий связанных и несвязанных с государством структур) факторы.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 175.