КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Теория и практика связей с общественностью»
Тема: «Факторы эффективности внешности специалиста по связям с общественностью на телеэкране»
Выполнила Научный руководитель
студентка должность
2 курс, группа СО-15 Ульяновский А.В.
Виноградова Ю. Н.
Подпись Подпись
Дата защиты
Санкт-Петербург
2003
Содержание
Введение …………………………………………………………………….…стр.3
Понятие имидж …………………………………………………………….….стр.6
Эффективность имиджа ……………….….……………….…….…………….стр.7
Коммуникативное пространство ……………………………………………...стр.9
Факторы эффективности специалиста по PR как коммуникатора………...стр.11
Факторы восприятия тв-сообщения…………………………………………стр.13
Роль внешности специалиста по PR в эффективности его деятельности…стр.16
Выводы ………………………………………………………………………..стр.22
Заключение ……………………………………………………………….…..стр.24
Список использованной литературы…………..…………………………….стр.25
Приложение 1…………………………………………………………………стр.26
Введение
Для управления отношениями организации с окружающей средой используется процесс, известный как связь с общественностью ("public relations"). Фирмы и организации понимают, что должны учитывать последствия своей деятельности под мощным влиянием общественного мнения. Это особенно верно в критических ситуациях, но и не менее важно для основных стратегических решений. При всем разнообразии многочисленные определения паблик рилейшнз (PR) сходятся в одном: конечной целью PR является влияние на общественное мнение. [13, 19]
P R – это в первую очередь, коммуникативная дисциплина, направленная на организацию коммуникативного пространства в режиме, благоприятном для объекта PR, а также одно из самых мощных орудий в арсенале коммуникаций. Поскольку основная роль связей с общественностью заключается в получении благоприятного мнения о компании от третьих лиц, это очень утонченное искусство, не лишенное, впрочем, профессиональной и количественно измеримой основы, в связи с этим, необходимо более подробно остановиться на определении этого понятия. [13, 24]
Связь с общественностью является термином, который часто неверно истолковывают и описывают им любую деятельность - начиная со сбыта, и кончая проведением "дней открытых дверей", в то время как на самом деле это вполне конкретный процесс. Каждая компания, ассоциация, организация или правительственный орган имеют группы людей, на которых оказывает влияние все то, что эта организация делает или заявляет. В эти группы входят служащие, клиенты, акционеры, конкуренты или просто потребители. Каждая из этих групп может быть определена как общественность данной организации. [2, 18]
Можно утверждать, что в своем развитии с 1950-х гг. паблик рилейшнз прошли все стадии от детства до зрелости и сегодня находятся в состоянии полного развития. К середине 1990-х годов резко возросла озабоченность компаний тем, как они воспринимаются своими группами общественности. Однако не стоит останавливаться на достигнутом, поскольку в условиях развивающейся экономики роль PR для компаний - бесконечного источника материальных и социальных благ - требует постоянного совершенствования. Ведь PR - это и искусство, и общественная наука, которая анализирует тенденции развития, предсказывает их последствия и дает руководителям организаций рекомендации по претворению в жизнь между организацией и внешней средой посредством специалиста по связям с общественностью: поставщиками, потребителями, общественностью, органами государственной власти и т.д. [13, 27]
В российских организациях начали активно создаваться подразделения по связям с общественностью, в числе целей которых - формирование имиджа организации. Фирменный стиль компании, узнаваемость во всем - забота PR службы. Уважаемая фирма сможет мобилизовать свой капитал в области общественных отношений и управлять рыночными ожиданиями намного успешнее, чем компания, которая неизвестна. Поэтому специалисты по связям с общественностью, рассматривают свою деятельность как процесс построения непрерывных взаимоотношений с различными общественными группами [12, 25].
Стоит подробнее рассмотреть телеэкранный образ специалиста по PR с точки зрения того, как он раскрывается на экране, как воплощает в своем образе запросы своего времени.
Прежде всего, специалист по PR должен отвечать на три основных вопроса в своей работе: КТО? ЧТО? КАК?
КТО? – Кому мы интересны, кто будет, уже есть нашим покупателем?
ЧТО? – Что привлекает целевую аудиторию в нашем объекте (позиционирование)?
КАК? – Как передать в ключевом сообщении, в данном случае телевизионном сообщении, нужные нам характеристики [12, 34]?
При этом его внешний образ, манеры, поведение должны демонстрировать лицо компании, то какие высокопрофессиональные работники сотрудничают в фирме, как дорог для них престиж своего труда, насколько качественный товар они создают, продают и как заботятся о потребителе; демонстрируется размах предприятия, доходов, дружелюбность, устремленность в будущее, использование новых технологий, т.е. формируется положительный образ фирмы, производимых ею товаров и услуг, создается и поддерживается ее репутация[13, 41].
Внешность специалиста по PR играет немаловажную роль в эффективности его деятельности, и начнем мы с имиджа, с облика, внешности, телесности – с того, что первое производит впечатление, привлекает либо отталкивает от телеэкрана [4, 51]. Тут много сложности, дело это тонкое – нравиться, не нравиться …
Так как PR – налаживание осознанной коммуникации между фирмой и средой, то эффективность PR-имиджа – в том уровне доверия, которое испытывают люди к пиармену, а через него к фирме. Исходя из этого, рассмотрим факторы эффективности внешности специалиста по связям с общественностью на телеэкране.
Объект: телеэкранный имидж специалиста по PR .
Предмет: составляющие эффективности его имиджа
Цель моей курсовой работы - выявить и определить основные факторы эффективности внешности специалиста по PR на телеэкране.
Задачи:
- определить понятие - имидж
- понятие эффективности имиджа
- факторы эффективного коммуникатора, его действия
- эффективность имиджа через факторы восприятия тв-сообщения
- факторы восприятия тв-сообщения
Понятие имидж
Понятие имидж - синонимичное «персонификации», но более обобщенное, включающее не только естественные свойства личности, но и специально наработанные и созданные [4,58]. Имидж полифоничен, многослоен: он вбирает в себя множество характеристик субъекта, стараясь именно через них продемонстрировать индивидуальность [7,79]. Здесь не лишним будет привести слова А.С. Пушкина из «Евгения Онегина»:
«Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей:
К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай деспот меж людей…»
Другой пример, в телесериале «МЭШ» один из отрицательных героев жалуется, что его не любят сразу после того, как познакомятся. Положительный герой ему отвечает: «Чтобы сэкономить время». Имидж действительно призван сэкономить время. Он задает апробированные пути идентификации объекта. Объект в результате становиться узнаваемым и неопасным. Мы начинаем легко прогнозировать его действия. Назовем эту функцию имиджа идентификацией.[12, 35]
Существует еще одна функция имиджа, которую мы обязаны учитывать. Назовем ее идеализацией. В этом случае имидж пытается выдать желаемое за действительное. И в том, и другом случае имидж имеет функцию противопоставления, поскольку он строиться системно, исходя из уже имеющихся иных имиджей. Злодей виден только на фоне доброго человека. Только так будут видны его качества, только на контрасте. Имидж вообще строиться на контрасте. Например, таким противопоставлением является контраст «молодой - старый». Это важно, поскольку молодой лидер либо это представитель компании всегда воспринимается как более энергичный. Тому пример, встреча в верхах Горбачев – Рейган была выиграна по этому параметру Рейганом, хотя он был старше. Он встречал Горбачева легко одетым, тогда как сам Горбачев из-за своей одежды выглядел старше.[12,29]
Персонифицированное выступление требует оптимального сочетания элементов социальной и личностной ориентированности общения [6,85].
Вывод: Как видно, имидж – это достаточно свободное образование, которое в тоже время покоиться на жестких требованиях, выдвигаемых целевой аудиторией. О нем, как и о сфере PR, можно сказать словами Э. Бернейса, что это сочетание науки и искусства. Наука дает жесткие требования, а искусство предоставляет креативные возможности, которые и должны сделать имидж неповторимым и запоминающимся [12, 47].
Эффективность имиджа
Правильно подобранный имидж представляет собой наиболее эффективный способ работы с массовым сознанием. Имидж отражает те ключевые позиции, на которые безошибочно реагирует массовое сознание.
Это попытка перевода массового сознания на автоматические реакции [12, 32].
Как театр начинается с вешалки, так и любая внешняя деятельность начинается с формирования эффективного имиджа, а как иначе.
На протяжении своей жизни каждый из лидеров либо государственных деятелей ставит для себя обычно похожие цели и задачи. В средние века правитель или государь, представал пред своим народом в определенном образе, который строился либо на личных амбициях и собственном опыте либо на чужом опыте своих предшественников, пусть порой и неудачном. Хотя только малая часть приближенных людей знала или догадывалась, но при этом они тщательно скрывали все тонкостях и загадки души и тела государя.
«Если б знать заранее, кто на что способен» - сказал как-то Глеб Жеглов.
В итоге, чуть позже вырисовывалась более четкая картина образа-имиджа и представлявшаяся на мнение народа. Однако все эти тонкости целиком и полностью зависели от происхождения и образования человека и, конечно же, от того пути следования, по которому он пришел к этой самой власти, по воле Божьей или по избранию народному.
Формирование имиджа - это «стилистическое препарирование человеческой фактуры». Имидж – это не просто «социальное Я» человека, это положительный, эмоционально окрашенный устойчивый образ личности, созданный для достижения определенных целей, сложившийся в сознании людей [7,61].
Индивид на экране, значим для нас не только своей биологией, психологией, но и динамикой образа. Казалось бы, здесь противоречие: забота о создании и поддержании имиджа исключает его развитие. Но статичный, «замкнутый на себя», образ может превратиться в маску [4, 71]. Выход - в индивидуальности образа, в естественной и органичной для данного человека персонификации.
Давно подмечено, что одно и тоже сообщение вызывает целый спектр представлений. В сознании аудитории могут возникать (и действительно возникают) самые неожиданные образы. Причем фиксируются не только частичные «помехи», «недопонимания», но порой и прямо противоположные «смыслы». Иначе говоря, сообщение принимается в совершенно ином содержательном истолковании. В сознании человека возникает отнюдь не зеркальное отражение самого факта, а его образ [4, 80]. Так происходит потому, что представление о событии в психике индивида обязательно включает в себя отношение и к фактам, и к их источнику, несет отпечаток субъективности и образности [12,32]. Между прототипом и имиджем на экране немалое расстояние. Иметь качества в собственной природе не означает еще, что они выявятся на экране [12, 46]…
Коммуникатор создает, строит свой телевизионный образ, формирует, играет определенный «имидж». Человек на экране перестает быть просто личностью, носителем определенных черт. Его индивидуальные качества («приватная индивидуальность» - в терминах Михалкович, 1982) становиться основой для построения обобщенного типического образа, воплощающего конкретные ценностные представления аудитории («публичная индивидуальность»). Восприятие телевизионной информации оказывается опосредованным личным обаянием, неповторимой индивидуальностью коммуникатора [10, 354].
Известно, что первые 90 секунд всякого выступления – самые важные. Слушатели видят выступающего первый раз в жизни, они вглядываются и составляют о нем мнение [14, 51]. Бывает, в жизни умный, интересный человек выглядит в кадре глуповатым, поверхностным.
Расстаться с имиджем трудно не только зрителю, но и самому его создателю, хотя, казалось бы, зрелищный телевизионный поток располагает к метаморфозам. Но не вздумайте шутить с Галатеей, хотя само собой понятно, что она рукотворна. Но ведь она ожила …. Извольте с этим считаться [12,35].
Вывод : Имидж должен быть настолько многогранен, насколько многогранна его целевая аудитория, и строиться он на преодолении сложившегося образа. Персонифицированный же имидж относительно целостен. Но он в тоже время многослоен, создается из разных слагаемых.[4,46] Итак, имидж – это целенаправленно созданный образ потребности целевой аудитории.
Выводы
Телевидение явилось качественно новой ступенью развития средств массовой коммуникации. Оно органически соединило достоинства технических средств коммуникации и традиционных форм социального взаимодействия: условность театра, реализм репортажа, эстетику кино, эмоциональную напряженность массового воздействия и т.д., завоевав, благодаря этому, всеобщую популярность.
Изучение данной темы, позволяет сделать вывод о том, что важнейшей особенностью эффективного тв-имиджа, определяющим принципом телекоммуникации является открытая диалогическая форма контакта, воспроизводящая структуру межличностного общения. Огромное значение в этой связи приобретает фигура коммуникатора, в данном случае специалиста по связям с общественностью. Человек на экране перестает быть просто личностью, носителем определенных черт. Его индивидуальные качества становятся основой для построения обобщенного типического образа, воплощающего конкретные ценностные представления аудитории. Целостность образа позволяет ему функционировать в роли устойчивого эталона восприятия. Непосредственно сам имидж - это ничто иное, как целенаправленно созданный образ потребности целевой аудитории, а такие параметры и характеристики личности коммуникатора, как:
- неповторимый и запоминающийся имидж,
- внешняя привлекательность (одежда, прическа)
- коммуникативные характеристики (дикция, голос, манера говорить),
- личностные (знания, интеллект, эмоциональность, моральные ценности)
положительно влияют на позитивное отношение реципиента к тексту сообщения, а социальный статус специалиста по PR придает большую значимость сообщения в практическом плане, в плане возможности его реализации. Однако уверенная и независимая манера держаться, сама по себе не увеличивает авторитетность сообщения, если не связывается с такими качествами, как компетентность и искренность.
Помимо чисто вербального текста, по каналам невербальной коммуникации посредством позы, мимики, жеста и общей манеры держаться коммуникатор сознательно или несознательно передает свое отношение к тексту сообщения, выражает свою заинтересованность, степень принятия его. Для получателя сообщения – реципиента – отношение к тексту опосредовано отношением к источнику информации. Пропорционально степени приписываемого диктору авторства телезритель воспринимает сообщаемые ему факты с той или иной поправкой на личность коммуникатора, его авторитетность, искренность, привлекательность. На содержание текста как бы распространяется ореол личности коммуникатора, но в тоже время можно предположить, что это влияние взаимно и, в зависимости от характера и содержания текста сообщения, меняется восприятие личности коммуникатора реципиентом. Воспринимая некого человека, телезритель относит его к той или иной социальной группе, типу личности и затем приписывает ему качества и особенности, присущие, по его представлению, этой личности.
Заключение
Массовая коммуникация становиться для современного человека продолжением естественных контактов, воспроизводя структуру межличностного общения. Отсюда следует то, что успешность телевизионного воздействия требует создания определенных условий, необходимых для раскрытия личностных качеств коммуникатора, преодоления его функциональной роли – рупора некоторых идей – и превращения в личностно значимого для нас собеседника, способного не только преподнести некую информацию, но и обогатить ее своим отношением.
Получая определенную информацию, реципиент не воспринимает ее как некоторую безусловную достоверность, как набор фактов, которые необходимо принять к сведению и запомнить, а пытается осмыслить ее в контексте мотивов и целей, которые реализует говорящий, понять, что эти факты значат для самого говорящего. Другими словами, оценить эту информацию в той модели миропонимания, которую он приписывает личности коммуникатора.
Доверие - важнейший фактор эффективности специалиста по PR на телеэкране, и такие факторы, как ум, эрудиция, ясность суждений, объективность, коммуникабельность, внимание к деталям, откровенность, презентабельная внешность, непременно прибавят очков в пользу коммуникатора.
В тоже время, доверие аудитории аналитически расчленяется на составляющие: к ситуации, к телеканалу, к телепередаче и только после, к телеведущему.
Список использованной литература
1. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? - М.: Новости. 1990
2. Викентьев И. Л. Приемы рекламы и PR. - СПб., 1998.
3. Грановская Р.М. “Элементы практической психологии”. – СПб.: Свет, 2000.
4. Гуревич П.С. «Приключения имиджа»
5. Джерелиевская М.А. «Установки коммуникативного поведения», Москва изд-во смысл, 2000г.
6. Зверинцев А. Б. Коммуникационный менеджмент: рабочая книга менеджера PR. СПб.: Союз, 1997.
7. Килошенко Мая «Психология моды» Санкт-Петербург «Речь», 2001г.
8. Лиллиан Браун, «Путь к успеху», изд. Питер, Санкт-Петербург, 2001 г.
9. Маклаков А.Г. “Общая психология” – СПб.: Питер, 2000.
10. Петренко В.Ф. «Основы психосемантики» изд-во Московского Университета,1997г.
11. Пиз Аллан «Язык телодвижений», издательство «Ай Кью», 1992г.
12. Почепцов Г.Г. «Коммуникативные технологии двадцатого века» - Издательство «Рефл-бук» «Ваклер», 1999г.
13. PR. Связи с общественностью в сфере бизнеса. М.: Тандем, 1999.
14. Рон Хофф «Я вижу вас голыми, как подготовиться к презентации и с блеском ее провести», Москва: Независимая фирма «Класс», 2001г.
Приложение № 1
Доверие к ведущему складывается из следующих факторов:
Фактор доверия № 1 к ситуации Фактор доверия № 2 к телеканалу
Фактор доверия № 3 телеперадаче Фактор доверия № 4 к телеведущему
Рецензия на курсовую работу по дисциплине:
«Теория и практика связей с общественностью»
Научный руководитель:
Оценка: Подпись научного руководителя
/ /
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Теория и практика связей с общественностью»
Тема: «Факторы эффективности внешности специалиста по связям с общественностью на телеэкране»
Выполнила Научный руководитель
студентка должность
2 курс, группа СО-15 Ульяновский А.В.
Виноградова Ю. Н.
Подпись Подпись
Дата защиты
Санкт-Петербург
2003
Содержание
Введение …………………………………………………………………….…стр.3
Понятие имидж …………………………………………………………….….стр.6
Эффективность имиджа ……………….….……………….…….…………….стр.7
Коммуникативное пространство ……………………………………………...стр.9
Факторы эффективности специалиста по PR как коммуникатора………...стр.11
Факторы восприятия тв-сообщения…………………………………………стр.13
Роль внешности специалиста по PR в эффективности его деятельности…стр.16
Выводы ………………………………………………………………………..стр.22
Заключение ……………………………………………………………….…..стр.24
Список использованной литературы…………..…………………………….стр.25
Приложение 1…………………………………………………………………стр.26
Введение
Для управления отношениями организации с окружающей средой используется процесс, известный как связь с общественностью ("public relations"). Фирмы и организации понимают, что должны учитывать последствия своей деятельности под мощным влиянием общественного мнения. Это особенно верно в критических ситуациях, но и не менее важно для основных стратегических решений. При всем разнообразии многочисленные определения паблик рилейшнз (PR) сходятся в одном: конечной целью PR является влияние на общественное мнение. [13, 19]
P R – это в первую очередь, коммуникативная дисциплина, направленная на организацию коммуникативного пространства в режиме, благоприятном для объекта PR, а также одно из самых мощных орудий в арсенале коммуникаций. Поскольку основная роль связей с общественностью заключается в получении благоприятного мнения о компании от третьих лиц, это очень утонченное искусство, не лишенное, впрочем, профессиональной и количественно измеримой основы, в связи с этим, необходимо более подробно остановиться на определении этого понятия. [13, 24]
Связь с общественностью является термином, который часто неверно истолковывают и описывают им любую деятельность - начиная со сбыта, и кончая проведением "дней открытых дверей", в то время как на самом деле это вполне конкретный процесс. Каждая компания, ассоциация, организация или правительственный орган имеют группы людей, на которых оказывает влияние все то, что эта организация делает или заявляет. В эти группы входят служащие, клиенты, акционеры, конкуренты или просто потребители. Каждая из этих групп может быть определена как общественность данной организации. [2, 18]
Можно утверждать, что в своем развитии с 1950-х гг. паблик рилейшнз прошли все стадии от детства до зрелости и сегодня находятся в состоянии полного развития. К середине 1990-х годов резко возросла озабоченность компаний тем, как они воспринимаются своими группами общественности. Однако не стоит останавливаться на достигнутом, поскольку в условиях развивающейся экономики роль PR для компаний - бесконечного источника материальных и социальных благ - требует постоянного совершенствования. Ведь PR - это и искусство, и общественная наука, которая анализирует тенденции развития, предсказывает их последствия и дает руководителям организаций рекомендации по претворению в жизнь между организацией и внешней средой посредством специалиста по связям с общественностью: поставщиками, потребителями, общественностью, органами государственной власти и т.д. [13, 27]
В российских организациях начали активно создаваться подразделения по связям с общественностью, в числе целей которых - формирование имиджа организации. Фирменный стиль компании, узнаваемость во всем - забота PR службы. Уважаемая фирма сможет мобилизовать свой капитал в области общественных отношений и управлять рыночными ожиданиями намного успешнее, чем компания, которая неизвестна. Поэтому специалисты по связям с общественностью, рассматривают свою деятельность как процесс построения непрерывных взаимоотношений с различными общественными группами [12, 25].
Стоит подробнее рассмотреть телеэкранный образ специалиста по PR с точки зрения того, как он раскрывается на экране, как воплощает в своем образе запросы своего времени.
Прежде всего, специалист по PR должен отвечать на три основных вопроса в своей работе: КТО? ЧТО? КАК?
КТО? – Кому мы интересны, кто будет, уже есть нашим покупателем?
ЧТО? – Что привлекает целевую аудиторию в нашем объекте (позиционирование)?
КАК? – Как передать в ключевом сообщении, в данном случае телевизионном сообщении, нужные нам характеристики [12, 34]?
При этом его внешний образ, манеры, поведение должны демонстрировать лицо компании, то какие высокопрофессиональные работники сотрудничают в фирме, как дорог для них престиж своего труда, насколько качественный товар они создают, продают и как заботятся о потребителе; демонстрируется размах предприятия, доходов, дружелюбность, устремленность в будущее, использование новых технологий, т.е. формируется положительный образ фирмы, производимых ею товаров и услуг, создается и поддерживается ее репутация[13, 41].
Внешность специалиста по PR играет немаловажную роль в эффективности его деятельности, и начнем мы с имиджа, с облика, внешности, телесности – с того, что первое производит впечатление, привлекает либо отталкивает от телеэкрана [4, 51]. Тут много сложности, дело это тонкое – нравиться, не нравиться …
Так как PR – налаживание осознанной коммуникации между фирмой и средой, то эффективность PR-имиджа – в том уровне доверия, которое испытывают люди к пиармену, а через него к фирме. Исходя из этого, рассмотрим факторы эффективности внешности специалиста по связям с общественностью на телеэкране.
Объект: телеэкранный имидж специалиста по PR .
Предмет: составляющие эффективности его имиджа
Цель моей курсовой работы - выявить и определить основные факторы эффективности внешности специалиста по PR на телеэкране.
Задачи:
- определить понятие - имидж
- понятие эффективности имиджа
- факторы эффективного коммуникатора, его действия
- эффективность имиджа через факторы восприятия тв-сообщения
- факторы восприятия тв-сообщения
Понятие имидж
Понятие имидж - синонимичное «персонификации», но более обобщенное, включающее не только естественные свойства личности, но и специально наработанные и созданные [4,58]. Имидж полифоничен, многослоен: он вбирает в себя множество характеристик субъекта, стараясь именно через них продемонстрировать индивидуальность [7,79]. Здесь не лишним будет привести слова А.С. Пушкина из «Евгения Онегина»:
«Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей:
К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай деспот меж людей…»
Другой пример, в телесериале «МЭШ» один из отрицательных героев жалуется, что его не любят сразу после того, как познакомятся. Положительный герой ему отвечает: «Чтобы сэкономить время». Имидж действительно призван сэкономить время. Он задает апробированные пути идентификации объекта. Объект в результате становиться узнаваемым и неопасным. Мы начинаем легко прогнозировать его действия. Назовем эту функцию имиджа идентификацией.[12, 35]
Существует еще одна функция имиджа, которую мы обязаны учитывать. Назовем ее идеализацией. В этом случае имидж пытается выдать желаемое за действительное. И в том, и другом случае имидж имеет функцию противопоставления, поскольку он строиться системно, исходя из уже имеющихся иных имиджей. Злодей виден только на фоне доброго человека. Только так будут видны его качества, только на контрасте. Имидж вообще строиться на контрасте. Например, таким противопоставлением является контраст «молодой - старый». Это важно, поскольку молодой лидер либо это представитель компании всегда воспринимается как более энергичный. Тому пример, встреча в верхах Горбачев – Рейган была выиграна по этому параметру Рейганом, хотя он был старше. Он встречал Горбачева легко одетым, тогда как сам Горбачев из-за своей одежды выглядел старше.[12,29]
Персонифицированное выступление требует оптимального сочетания элементов социальной и личностной ориентированности общения [6,85].
Вывод: Как видно, имидж – это достаточно свободное образование, которое в тоже время покоиться на жестких требованиях, выдвигаемых целевой аудиторией. О нем, как и о сфере PR, можно сказать словами Э. Бернейса, что это сочетание науки и искусства. Наука дает жесткие требования, а искусство предоставляет креативные возможности, которые и должны сделать имидж неповторимым и запоминающимся [12, 47].
Эффективность имиджа
Правильно подобранный имидж представляет собой наиболее эффективный способ работы с массовым сознанием. Имидж отражает те ключевые позиции, на которые безошибочно реагирует массовое сознание.
Это попытка перевода массового сознания на автоматические реакции [12, 32].
Как театр начинается с вешалки, так и любая внешняя деятельность начинается с формирования эффективного имиджа, а как иначе.
На протяжении своей жизни каждый из лидеров либо государственных деятелей ставит для себя обычно похожие цели и задачи. В средние века правитель или государь, представал пред своим народом в определенном образе, который строился либо на личных амбициях и собственном опыте либо на чужом опыте своих предшественников, пусть порой и неудачном. Хотя только малая часть приближенных людей знала или догадывалась, но при этом они тщательно скрывали все тонкостях и загадки души и тела государя.
«Если б знать заранее, кто на что способен» - сказал как-то Глеб Жеглов.
В итоге, чуть позже вырисовывалась более четкая картина образа-имиджа и представлявшаяся на мнение народа. Однако все эти тонкости целиком и полностью зависели от происхождения и образования человека и, конечно же, от того пути следования, по которому он пришел к этой самой власти, по воле Божьей или по избранию народному.
Формирование имиджа - это «стилистическое препарирование человеческой фактуры». Имидж – это не просто «социальное Я» человека, это положительный, эмоционально окрашенный устойчивый образ личности, созданный для достижения определенных целей, сложившийся в сознании людей [7,61].
Индивид на экране, значим для нас не только своей биологией, психологией, но и динамикой образа. Казалось бы, здесь противоречие: забота о создании и поддержании имиджа исключает его развитие. Но статичный, «замкнутый на себя», образ может превратиться в маску [4, 71]. Выход - в индивидуальности образа, в естественной и органичной для данного человека персонификации.
Давно подмечено, что одно и тоже сообщение вызывает целый спектр представлений. В сознании аудитории могут возникать (и действительно возникают) самые неожиданные образы. Причем фиксируются не только частичные «помехи», «недопонимания», но порой и прямо противоположные «смыслы». Иначе говоря, сообщение принимается в совершенно ином содержательном истолковании. В сознании человека возникает отнюдь не зеркальное отражение самого факта, а его образ [4, 80]. Так происходит потому, что представление о событии в психике индивида обязательно включает в себя отношение и к фактам, и к их источнику, несет отпечаток субъективности и образности [12,32]. Между прототипом и имиджем на экране немалое расстояние. Иметь качества в собственной природе не означает еще, что они выявятся на экране [12, 46]…
Коммуникатор создает, строит свой телевизионный образ, формирует, играет определенный «имидж». Человек на экране перестает быть просто личностью, носителем определенных черт. Его индивидуальные качества («приватная индивидуальность» - в терминах Михалкович, 1982) становиться основой для построения обобщенного типического образа, воплощающего конкретные ценностные представления аудитории («публичная индивидуальность»). Восприятие телевизионной информации оказывается опосредованным личным обаянием, неповторимой индивидуальностью коммуникатора [10, 354].
Известно, что первые 90 секунд всякого выступления – самые важные. Слушатели видят выступающего первый раз в жизни, они вглядываются и составляют о нем мнение [14, 51]. Бывает, в жизни умный, интересный человек выглядит в кадре глуповатым, поверхностным.
Расстаться с имиджем трудно не только зрителю, но и самому его создателю, хотя, казалось бы, зрелищный телевизионный поток располагает к метаморфозам. Но не вздумайте шутить с Галатеей, хотя само собой понятно, что она рукотворна. Но ведь она ожила …. Извольте с этим считаться [12,35].
Вывод : Имидж должен быть настолько многогранен, насколько многогранна его целевая аудитория, и строиться он на преодолении сложившегося образа. Персонифицированный же имидж относительно целостен. Но он в тоже время многослоен, создается из разных слагаемых.[4,46] Итак, имидж – это целенаправленно созданный образ потребности целевой аудитории.
Коммуникативное пространство
В коммуникативном пространстве имеют место быть символические и знаковые варианты поведения. Чем выгоден символ для построения коммуникации?
Символ-это то, что уже воздействовало на наших предков в качестве эффективного инструментария. Символ содержит в себе больше информации, чем обычное слово. Символ, как правило, опирается на более древний арсенал воздействия, чем сегодняшние наши приобретения. Слово - также является символом. Но это символ с более четко определенной областью содержания. С помощью символов мы можем подключаться к иным, более информационным насыщенным сферам. Собственно говоря, так трактует символ П. Флоренский, когда говорит, что символ больше себя самого: «Символ есть такая сущность, энергия которой, сращенная или, точнее, растворенная с энергией некоторой другой, более ценной в данном отношении сущности, несет, таким образом, в себе эту последнюю». Интересно, что он оперирует при этом явлением резонанса, что в наше время уже включается в специальные техники пропаганды [12, 11].
Символическим, знаковым может быть тот или иной вариант поведения. Например, Л. Замятин следующим образом описывает первую встречу М. Горбачева и М.Тетчер:
«У Горбачева в кармане – заготовленная и прошедшая сквозь каналы МИД памятка «К беседам с М.Тетчер». Когда оба собеседника уселись у камина, поговорили, как это водиться в лондонском свете, о погоде, Михаил Сергеевич сунул руку во внутренний карман пиджака, дабы вооружиться инструкциями, а Маргарет открыла свою черную сумку. И тут Горбачев вдруг сказал: «А что, если нам поговорить свободно, без этих бумажек?» «О, охотно!» - отозвалась Маргарет. Так началась их беседа. Нарушение принятого ритуала становиться знаковым фактом поведения, предопределяет его ценность, задает особую его значимость. В семиотике вообще считается, что знаковым является выбор из двух вариантов, а при отсутствии выбора мы не видим этих характеристик вообще [12, 38].
Символы аккумулируют человеческий опыт, отмечая его ключевые моменты. Именно по этой причине человечество порождает символы, которые выступают в виде краеугольных камней, разделяющих типы жизнедеятельности и социальные группы. Коммуникаторы, а также специалисты по PR всегда используют символы в свою пользу. Символы обычно материализованы, что в чисто вербальном мире, в котором мы живем, несет двойную нагрузку. Поэтому представители холдингов выступают на фоне своих логотипов, также как и президенты выступают на фоне своих флагов, каждая страна имеет свой вариант символизации и любая компания имеет свой символ, что и позволяет им позиционировать себя среди всех остальных [8, 42]. Символы не складываются в общую грамматику, ее под них подгоняют люди.
Мы мыслим одинаково, порождая одинаковые типы решений, которые затем с некоторыми вариациями визуализируются. Однако визуализация может задавать то, чего исходно могло и не быть.
Коммуникатор работает с символами. Символ идеален для любого коммуникатора, поэтому все технологические системы коммуникативного воздействия обязательно опираются на символы [12, 13]. Наиболее эффективной средой для реализации символов является визуальная среда. Символ выступает в роли определенного «якоря» для ситуации, которая должна быть восстановлена с его помощью. Достаточно часто путь порождения символа в наше время идет от его определенных системных свойств, то есть тех характеристик, которые требует от него система.
Визуальная символика обеспечивает также многоканальность воздействия, к которой стремиться коммуникатор. Сообщения, посланные по нескольким каналам, должны коррелировать друг друга. Королевская речь должна совпадать с пышностью королевского одеяния. Одежда шута, сотканная из разноцветных кусков, отражает его тип сообщений. Клоун с огромным красным носом, рыжими волосами и штиблетами невообразимых размеров не может выступить в качестве объекта для почитания. Поэтому, нарушение типа одежды демонстрирует проигрыш [12, 36].
Визуальные символы из разных систем слабо вступают во взаимодействие друг с другом. Визуальные символы сами порождают контекст вокруг себя.
В событийной организации существует важная закономерность, знакомая всем специалистам по воздействию: люди не только больше верят тому, что видят, чем тому, что слышат, но и больше верят событиям, чем словам. А также соответствующее коммуникативное правило: «Сообщения, относящиеся к целям, лучше принимаются аудиторией, чем сообщения, относящиеся к промежуточным ступеням и методам достижения этих целей». Толпа не реагирует на сложные содержания. Причина этого одинакова в обоих случаях. Слово-это всегда описание ситуации, и при его оценке мы начинаем рассматривать его как правду или ложь. Событие – это всегда действительность, то есть всегда правда. Поэтому она убеждает больше. При этом люди, как правило, не думают, о том, что событие тоже может быть организованным, отрепетированным и должно запомниться своей неординарностью. В тоже время, событие является таким же вариантом сообщения, как и вербальный текст.
Вывод: Следовательно, заранее просчитанные характеристики лидера должны реализовываться в специально сконструированных под этот случай событиях.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 200.